Заключение на тему смелость и трусость. Комментарий к тематическому направлению смелость и трусость

Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?

В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.

Итоговое выпускное сочинение.

Комментарий ФИПИ: «В основе данного направле­ния лежит сопоставление противоположных прояв­лений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстре­мальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, де­монстрирующие слабость духа и отсутствие воли».

В рамках этого раздела следует поразмышлять над такими понятиями, как сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов. Также стоит поговорить о трусости как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы.

Смелость - положительная черта. Она проявляет­ся как решительность, воля, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость даёт человеку ощущение соб­ственного достоинства, чувства ответственности, за­щищенности, надежности жизни. Смелость позволяет преодолевать страх перед неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе говорят: «Смелость города берёт».

Смелость - это умение говорить правду, смот­реть «правде в глаза». Храбрость и бравада не имеют с этим ничего общего. Не следует путать эти понятия и выдавать одно за другое. Храбрость - глубокое, ду­шевное переживание, толкающее человека на достой­ные уважения и признания поступки, а бравада - лишь желание выделиться, показать себя в глазах окружающих.

К сожалению, люди часто недопонимают того, что такое истинная храбрость и чем отличается храбрость от простой бравады, желания показать себя. Молодые люди даже сами эти понятия часто путают, не осозна­вая, что значит истинная храбрость. Отношение каж­дого человека к этому понятию меняется с возрастом, одновременно с тем, как он растёт, становясь мудрее и опытнее.

Настоящая храбрость подкрепляется глубокими душевными силами, переживаниями и даже жертва­ми, преданностью своей стране и чувством долга перед народом, чувством глубокой привязанности к своему делу как к неотъемлемой части самого себя.

Как пример настоящей человеческой храбрости можно привести битву на Курской дуге - ключевое сражение 1943 г. и всей Великой Отечественной вой­ны. В ходе боевых операций, пятидесяти изнуритель­ных дней советские войска одержали героическую по­беду, перевернувшую исторический ход всей войны.

На войне человек способен проявить неведомые ра­нее черты характера, зачастую проявляет героизм и невиданную ранее силу духа, удивляя окружающих и самого себя. Со смелостью и трусостью связаны по­нятия «героизм», «подвиг», а также «дизертирство», предательство». Даже смелые люди вопреки своим ожиданиям могут проявить на войне трусость и мало­душие. Война обнажает все человеческие страхи.

Синонимы слова «смелость»: отвага, решимость, му­жество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, са­моуверенность, энергия, подъём духа, дух, храбрость, желание, решительность, решимость говорить правду, истину, дерзость, бесстрашие, неустрашимость, бестре­петность безбоязненность, бесстрашность, удальство, ге­ройство, риск, отчаянность, дерзостность, новаторство, удаль, доблесть, новизна, отвага, мужественность.

Проблема трусости волновала ещё Сократа. Тру­сость - выражение малодушия, разумеется, это от­рицательное качество. Человек не может совершить поступки, соответствующие морали общества или же воздержаться от каких-либо дурных поступков из-за неспособности и нежелания преодолеть в себе страх перед опасностью, действием природных или обще­ственных сил.

Это явление считается недостойным внимания. Трусость может быть результатом себялюбия. Чело­век может также опасаться навлечь на себя пагубные последствия, гнев окружающих, страх потерять своё материальное положение или положение в обществе. Трусость может быть и подсознательной, являться проявлением стихийного страха перед непознанными природными явлениями.

Трусость часто связана с эгоизмом, бессилием, по­давленным состоянием, может быть вызвана отчужде­нием человека от мира. Страх перерастает в трусость при определённых условиях в соответствии с воспита­нием человека, общество играет при этом немаловаж­ную роль. Оно осуждает трусость, так как она влечёт за собой попустительство злу и несправедливости, бесчестность, приспособленчество, беспринципность, лишает человека способности прямо смотреть прав­де в глаза. Эти качества нужно искоренять в своём со­знании.

Трусость не просто индивидуальное свойство пси­хики, это - социальное явление. В нашем обществе между трусом и предателем ставится знак равенства. Однако в последнее время это понятие стало размы­ваться, с помощью него очень легко манипулировать поступками людей, которые не могут отличить тру­сость от мудрого решения не применять силу.

Синонимы слова «трусость» : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колеба­ние, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, тру­сливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушие.

Проблемы

Смелость и трусость - абстрактные понятия и свойства человека.

Смелость или трусость при принятии решений.

Смелость признать правду или признать свои ошибки.

Смелость и трусость при попытках выйти за рамки необычного.

Влияние смелости и трусости на формирование че­ловека. Противопоставление двух типов людей - сме­лых и трусливых.

Смелость и риск.

Истинная и ложная смелость и трусость.

Связь между трусостью и эгоизмом.

Разница между трусостью и естественным чувством страха.

Связь между смелостью и человеколюбием, филан­тропией.

Смелость и трусость ума, души, характера.

Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях.

Смелость и трусость в любви.

Смелость и трусость в повседневной жизни.

Неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

Утверждающие тезисы

Смелость и трусость - свойства личности, две сто­роны одной медали.

Смелость и трусость - черты личности, обуслов­ленные рефлексами.

Смелость -* проявление самоуверенности.

У храбрых в бою есть бессмертие, они не умирают.

Герои не умирают. Смелого пуля боится. Смелость города берёт.

Каждый из нас может оказаться перед сложным выбором.

Мы либо будем смело смотреть в будущее и прохо­дить преграды, либо будем трусамй, которые только подставляют всех вокруг.

Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть темы, связанные с направлением «Смелость и трусость», необ­ходимо прочитать следующие произведения:

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

А. Н. Островский «Гроза».

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Л. Н. Толстой «Война и мир».

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».

  1. П. Чехов «Месть».

М. А. Шолохов «Судьбачеловека», «Тихий Дон». М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

  1. А. Закруткин «Матерь человеческая». Б. С. Житков «Храбрость».

В. В. Быков «А зори здесь тихие …», «Обелиск», «Сотников».

Ю. В. Бондарев « Берег».

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». А. А. Фадеев «Молодая гвардия». Б. Л. Васильев «В списках не значился».

  1. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Ю. В. Друнина «Запас прочности».

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…».

  1. Л. Кондратьев «Сашка».

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Э. Хемингуэй «Старик и море».

Урок подготовки к сочинению по направлению «Смелость и трусость»

Тема сочинения - Какими качествами должен обладать смелый человек?

План урока:

Беседа по теме сочинения :

    Как мы можем объяснить лексическое значение слов «смелость» и «трусость»?

    Смелость и трусость – это нравственный выбор человека.

    В каких ситуациях проявляется смелость и трусость?

    Какие черты человека позволяют ему проявить смелость?

Практикум.

    Анализ конкретных литературных аргументов.

    Напишите разные варианты вступления к данной теме.

    Написать варианты основной части сочинения по данной теме (каждая группа составляет свой вариант работы).

    Напишите варианты заключения по данной теме.

    Проверка и обсуждение сочинений.

План-схема к сочинению

Смелость Трусость

Рабочие материалы к сочинению .

Смелость - это умение трезво оценить ситуацию и себя в ней, это умение побороть страх и эмоции.

Смелость - это не отсутствие страха, это власть над ним.

Смелость – это умение быть сильнее страха.

Смелость противостоит трусости.

Смелость - это основание для уважения.

Смелость связана с умением противостоять страх

Смелость-это не отсутствие страха, а понимание того, что есть что-то более важное, чем страх.

Страх-первый помощник врага.

Иногда человеку не хватает капли смелости, а ведь она может изменить жизнь.

Трус не может называться достойным человеком, так как в любой ситуации может предать, бросить, спасая самого себя.

Умение владеть собой перед лицом страха - это главное свойство смелого человека.

Трусость-это поведение человека, выраженное отказом к какому-либо действию по причине страха.

Вариант итогового сочинения по направлению «Смелость и трусость»

Т ема - Какими качествами должен обладать смелый человек?

1.Вступление .

Смелость и трусость... Любой из нас относится к этому по-своему, каждый сам отвечает за свои действия и поступки… Встречаются люди, которые без особых усилий преодолевают возникшие в жизни трудности. И есть такие, для которых смелость является преодолением страха в повседневной жизни или в экстремальных ситуациях. Смелость-это не отсутствие страха, это власть над ним. Значит, проявить смелость или струсить - это нравственный выбор человека. Какие же качества присущи смелому человеку? Почему один становится сильным и смелым, а другой проявляет трусость? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы можно найти в произведениях литературы.

2-а. Основная часть. Первый литературный аргумент.

Так, герой романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв, оказавшись в Белогорской крепости, с первых же дней влюбляется в дочку капитана Миронова-Машу. Но Гринёву сразу же пришлось испытать и другое чувство. Ему нужно было бороться за свою любовь, преодолевать враждебность со стороны Швабрина, который испытывает не любовь к девушке, а страсть, именно страсть является причиной низких поступков Швабрина. Соперничество-явление довольно сложное в жизни. Швабрин вызвал Гринёва на дуэль. Пётр быстро решился на поединок , так как считал своим долгом проявить в данной ситуации смелость : ведь он боролся за свою любовь!

Мы видим, как герой Пушкина проявил смелость и в другой труднейший момент своей жизни. Когда в крепость ворвался Пугачёв со своими войсками, Гринёв, видя всю тяжесть сложившейся ситуации, понимал, что переход на сторону врага может спасти ему жизнь, но честь, долг, верность, достоинство, решительность, смелость и самоуважение не позволили герою стать предателем. А Швабрин, перейдя на сторону Пугачёва, оказался трусом.

Гринёв в одиночку спасает свою возлюбленную из стана врага. Из соседней крепости, где Пётр хотел заручиться поддержкой, он один поскакал через все преграды, чтобы спасти Машу Миронову.

Вот так проявилась смелость героя Пушкина в разных сложившихся ситуациях ! Мы убеждаемся в том, что Пётр Гринёв умеет взвешенно оценить ситуацию и себя в ней, смело противостоит трусости. Все эти действия и поступки ценятся в жизни очень высоко.

2-б. Основная часть. Второй литературный аргумент.

А в повести Василя Быкова « Обелиск» рассказывается о скромном сельском учителе Алесе Ивановиче Морозе, для которого не багаж знаний учеников, а то, какими станут его воспитанники, было важнее всего. Борьба за детские души продолжалась и во время оккупации. Ученики Алеся Мороза устроили диверсию на дороге с целью с целью убить местного полицая. Фашисты обещали оставить детей в живых при условии, если явится их учитель. Мороз понимал всю ситуацию. Он был достойным человеком, поэтому не мог бросить своих учеников, чтобы спасти себя. И, проявив решительность, мужество, самоуважение и смелость , Алесь Иванович ушёл ночью из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Вот в какой труднейшей ситуации проявилась настоящая смелость учителя!

3. Вывод (заключение)

К какому же выводу привели меня данные рассуждения? Смелый человек-тот, кто уважает себя и свой выбор, находит мужество в сложной ситуации, собирается с силами и верит в победу над страхом. Пётр Гринёв и учитель Алесь Иванович Мороз проявили умение владеть собой перед лицом страха, а это и есть отличительное свойство смелого человека. Такие люди достойны истинного уважения! Смелость - самая большая в мире добродетель! Без неё в жизни не обойтись. Поэтому очень хочется надеяться на то, что и в нашей сегодняшней жизни смелость будет активно работать. Тогда и мир наш станет добрее, чище, светлее!

(381 слово) Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.

Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.

Об истинных героях в своей повести «А зори здесь тихие…» поведал и Б.Л. Васильев. Героизм старшины Васкова и его подопечных девушек действительно поражает воображение. Эти отчаянные люди шли на верную смерть и полностью осознавали свои действия, но об отступлении или спасении собственной шкуры даже не задумывались: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать…». Их вели вперед патриотизм и святая вера в победу. И ради такой великой цели они без сожаления готовы отдать самое дорогое, что у них было. В ситуации, когда даже мужчины иногда покидали боевые посты, героини Васильева проявили истинную отвагу и не отступили. Их доблесть прошла проверку смертельным риском, поэтому никто не может сомневаться в ее подлинности.

В конечном итоге, настоящая смелость – черта, которая проявляется в обстоятельствах, представляющих реальную опасность для жизни. Если человек способен на подвиг, его не остановят безвестность и страх смерти. Трус же при любом раскладе увильнёт от ответственности и найдёт себе место поуютнее, где его ничто не потревожит, даже если для этого придётся предать умное, светлое, вечное и перейти на сторону врага.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель внутренней силы» с примерами из литературы.

«Смелость и трусость как показатель внутренней силы человека»

Вступление

Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

Проблема

Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

Тезис №1

Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

Аргументация

Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

Вывод

Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

Тезис №2

Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

Аргументация

В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

Вывод

Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

Тезис №3

Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

Аргументация

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

Вывод

Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

Общий вывод (заключение)

С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.