Ян фабр взгляд обращенный внутрь. Почему нужно обязательно посмотреть выставку яна фабра в эрмитаже. «Рыцарь отчаяния – воин красоты» - это про вас

Кадр из фильма-перформанса Рыцарь отчаяния/Воин красоты . 2016/ jordan bosher; the deweer collection/jan fabre; Angelos bvba collection/jan fabre; afp/eastnewsh

Ян Фабр
Художник, скульптор, режиссер, сценарист

Родился 14 декабря 1958 года в Антверпене (Бельгия). Учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе.
Художник-универсал, работает в разных видах искусства и техниках, исследуя для себя три важные темы: жизнь насекомых, тело человека и феномен войны.
В 1978 году рисовал собственной кровью. С этими работами к нему приходит известность.
С 1980 года начинает ставить спектакли. В 1984- м написал пьесу специально для Венецианской биеннале, которая там имела большой успех.
В 1986 году основал свою театральную группу Troubleyn . В 1990-е начал создавать работы синей шариковой ручкой, назвав эту серию Bic-Art .

Шок — главное определение того, что почти 40 лет делает Ян Фабр (р. 1958), художник, писатель, режиссер драмы, хореографии и опер, перформансист, размышляющий о природе жестокости, естественной для мира животных и растений, но не преодоленной и так называемым homo sapiens ни при каких социальных «прогрессах». Эрмитажный проект тоже будет шоком, но по другой причине. В нем нет того, что заставляет театральных критиков шумно восторгаться всеми видами непотребства в поставленном Фабром 24-часовом спектакле на античные сюжеты Гора Олимп и до хрипоты спорить, достойно ли театральной сцены показывать чемпионат мира по мужской и женской мастурбации в спектакле Оргия толерантности , а греческих культурных чиновников — назначать и отказывать Фабру в должности художественного руководителя международного фестиваля в Афинах. За излишний, на их взгляд, радикализм. В Эрмитаже Фабр попытается убедить нас, что он отчаянно воюет за Красоту. Возможно, это придуманная конструкция-мистификация, но она естественно укладывается в жизненную стратегию одного из самых знаменитых деятелей современной западной культуры, каким бельгиец Фабр действительно является.




Рубенс и насекомые

Два факта биографии Фабра важны для понимания его искусства. Он внук известного энтомолога Жан-Анри Фабра , автора знаменитой книги Жизнь насекомых про самых распространенных и самых безжалостных друг к другу живых существ. Самка, пожирающая беззащитного самца сразу после исполнения им супружеского долга, для них дело обычное.

Второе обстоятельство упоминается реже, но оно важнее. Двенадцатилетним мальчиком Ян посетил дом Рубенса в родном для обоих Антверпене и увидел, что мастерская самого знаменитого в мире фламандца была серьезным предприятием, где сотня живописцев и граверов денно и нощно писала картины и резала доски. И понял, что художник — это еще и дипломат, придворный, определяющий культурную политику своей страны. Именно тогда Фабр выбрал стратегию полифункционального художника, создающего картины, рисунки, спектакли и телесные перформансы. Но для этого он использует модель художника Возрождения, знатока наук и искусств, — и в этом уникальность Фабра на современной художественной сцене.
Сегодня намного больше профессионалов, которые что-то хорошо умеют в узкой области. И даже выход «за рамки» обычно рассматривается в контексте специализации. Какие бы остроумные шелкографии с лекарственными таблетками ни делал Дэмиен Херст , он прежде всего автор формалиновых коров и акул. Какие бы брутальные видео ни снимал Ай Вэйвэй , он воспринимается в первую очередь как «конструктор», придумывающий огромные объекты. Это подтвердила недавняя блестящая персональная выставка китайского художника в Художественном музее Хельсинки.

Иное дело — Фабр. Он тщательно, десятилетиями лепит свой образ старого мастера, волею судьбы, рока, пророка и так далее живущего сегодня. Именно поэтому Фабр абсолютно гармоничен проекту «Эрмитаж 20/21», который показывает современное искусство в диалоге со старым. Художник находился в шорт-листе тех, кого надо обязательно показать, с момента появления проекта десять лет назад. Первое «летописное упоминание» о Фабре относится к 1978 году, когда он провел выставку Мое тело, моя кровь, мой пейзаж , где были показаны рисунки кровью — твердое убеждение в своей исключительной миссии.

Всемирную славу художнику принесли созданная по заказу бельгийского правящего дома инсталляция Небо восхищения из полутора миллионов таиландских жуков, которыми были декорированы потолок и люстра в королевском дворце, и Пьета из каррарского мрамора. В первом случае Фабр отсылает к росписи Сикстинской капеллы, во втором — к скульптуре того же Микеланджело .

Инсталляцию можно рассматривать как кризис цивилизации консюмеризма, а признав этот факт, — как восхищение трудолюбием древних насекомых. Сложнее с Пьетой , выполненной в натуральную микеланджеловскую величину. Фигура с черепом вместо лица держит тело художника, на лице которого примостилась бабочка, а в руке у него человеческий мозг. Можно говорить про memento mori или про хрупкость бытия, но для Фабра смерть не является чем-то фатальным, расплатой за грехи и ошибки. Идет, как у насекомых, рабочий процесс смены одних поколений другими.

В 2009 году на 53-й Венецианской биеннале выставкой Фабра С ног до головы открывался для искусства Новый Арсенал. В гигантской инсталляции Мозг фигура, похожая на автора, пыталась с помощью лопаты буквально залезть в серое вещество. Расширению физического пространства биеннале Фабр противопоставил поиск пространства смыслов.

Преклонить колени

Первые контакты Фабра с Эрмитажем относятся к 2006 году, когда музей организовал на ярмарке Art Paris дискуссию о современном искусстве в старом музее. В это время готовилась выставка художника в Лувре — зал Рубенса был завален могильными плитами с датами жизни европейских ученых, переименованных в разных насекомых. И среди могил ползал червяк с головой Яна Фабра и плевал на всех.

Тогда Эрмитаж был впечатлен увиденным. Но конкретная идея нынешней выставки созревала несколько лет. Куратор проекта Дмитрий Озерков сформулировал ее так: «Эта выставка другая, это не вторжение. Фабр, современный художник, приходит в наш музей не для того, чтобы с ним соперничать, а чтобы преклонить колено перед старыми мастерами, перед красотой. Эта выставка не про Фабра, она про энергии Эрмитажа в его четырех контекстах: живопись старых мастеров, история зданий, колыбель революции и место, где жили цари. Фабр смотрит, слушает и создает свои рифмы. Фабр — активно работающий фламандский художник, живущий во Фландрии и продолжающий традиции фламандского искусства. Антверпен, прославленный Рубенсом и Ван Дейком , — это не просто часть истории, а живое свидетельство красоты и величия Фландрии. Фабру важен здоровый национализм — продолжение традиции. Фламандская коллекция, прежде всего Рубенс, Ван Дейк, Йорданс , — один из main stones Эрмитажа. Для Фабра здания музея, имеющего два крыла — Растрелли и Росси , — это как для сына энтомолога бабочка с двумя крыльями, наполненная всеми красотами искусства. Бабочка пришпилена Александровской колонной к телу Петербурга. Выставка размещается в двух крыльях и соединяет два музейных здания на Дворцовой площади».

Летом 2016 года преклонение колен произошло буквально. В один из понедельников, когда музей закрыт для публики, Фабр облачился в латы рыцаря, специально сделанные для него в Бельгии, и совершил поход-паломничество по эрмитажным залам. Не забыл посмотреть и на Трость титана корейского коллеги Ли Уфана в Большом дворе Зимнего дворца. Поход стал основой для видео с таким же названием — Рыцарь отчаяния/Воин красоты .

Новое видео дополнят семь более ранних. Место Посоха заняла фабровская скульптура Человек, измеряющий облака . Она, очевидно, рифмуется с кабаковскими лестницами в небо и его Антенной (Глядя наверх, читая слова) , созданной для Мюнстера в 1997 году.

Сложная топография выставки намеренно предоставляет зрителю свободу выбора. Опорным считается такой маршрут: сначала в зданиях Зимнего дворца и Малого Эрмитажа надо пройти всех фламандцев и голландцев от Аполлонова до Рыцарского зала; посмотрев автопортрет Фабра Я позволяю себе истекать и Священного навозного жука (Версия в золоте) , подольше задержатся у инсталляции Алтарь — стола, накрытого фламандским кружевом из Брюгге, на котором стоят чучела семи сов. Символ мудрости напоминает о Екатерине II , создавшей Эрмитаж, но сова — хищник, питается мышами и пташками, живущими в Висячем саду. Кроме того, ночная птица — это символ злой мудрости, отсылка к алхимии, магии, нечистой силе, иррациональным поискам человека. Фабр готов к жертвам: рисует лозунг «Я голову положу за Якоба Йорданса», но только если найдется шариковая ручка Bic для беcконечного Bic-Art . Популярные фламандские vanitas у Фабра материализуются в две скульптуры — скелеты собак с попугаями в пастях, украшенные надкрыльями жуков. Появление и исчезновение Вакха напоминает о спектакле Гора Олимп : актер корчится в неестественных позах, заимствованных из театрального марафона.

В Главном штабе выставка занимает его центральные пространства: три двора и два зала-трансформера между ними. Здесь главное — диалог с Ильей Кабаковым около Красного вагона . В 1997 году художники провели перформанс Встреча , снятый на видео. Фабр изготовил для обоих костюмы насекомых. Естественно, мухи и жука. Сначала они общались в подвале, в пространстве жука, потом на крыше небоскреба, в пространстве мухи, говоря на русском и фламандском, соответственно. И прекрасно поняли друг друга.

Ян Фабр выглядит безупречно — в лаковых черных паркетных туфлях, в темно-сером костюме и длинном сером пальто с серым же меховым воротником, серебряные густые волосы и графическая черная оправа очков. Совершенно не обязательные для современного арт-деятеля вкус и стиль делают его еще более современным — он вне всяких штампов о художнике, как романтических, так и нонконформистских. В нем нет ни специальной «богемности», ни показного антиконсьюмеризма, ни скучной буржуазности. Он понимает, что одежда для современного человека — такая же характеристика, как выбор музыки, как выбор любимого художника, как вообще любой интеллектуальный выбор. В Москве во время public talk на фестивале «Территория» он был в классных джинсах с аккуратной потертостью, белой рубашке и плотном синем свитере — и тоже безупречного вида. Фабр идеально чувствует, в чем нужно сидеть в маленьком зале «Гоголь-центра», а в чем — бегать туда-сюда по Дворцовой площади (одна часть его выставки — в Зимнем дворце и Новом Эрмитаже, другая — в Главном штабе). Фабр вообще идеально чувствует время и место, форму и содержание.

Он ходит по залам Эрмитажа накануне открытия, где еще не все этикетки развешаны и не все ограждения расставлены, и терпеливо отвечает на одни и те же вопросы журналистов — произносит заученный текст про то, какие работы он специально сделал для Эрмитажа (серия мраморных барельефов «Мои королевы» в залах Ван Дейка, серия маленьких картин «Фальсификация секретного торжества IV» в Романовской галерее), повторяет свое любимое самоопределение — «Я карлик из страны гигантов», рассказывает остроумную историю про любимого Рубенса, «который был Энди Уорхолом 500 лет назад». И все это — в 125-й раз — с живейшей энергией, эмоционально и зажигательно, как будто в первый. «Искусство — это не опыт, а любопытство», — говорит Ян Фабр и демонстрирует, насколько блестяще владеет этим профессиональным качеством.

«Я позволяю себе истекать», 2006 год

«Я карлик в стране великанов!» Серия маленьких картин «Фальсификация секретного торжества IV», 2016 год

Перформанс «Любовь - высшая сила » , 2016 год

Для Эрмитажа это, конечно, беспрецедентная выставка — никогда еще среди его стен и коллекций современное искусство не смотрелось так убедительно, а не было просто расставлено, и никогда еще современное искусство не вступало в настоящий диалог с искусством старым, а не просто заслоняло его. Фабр в этом смысле идеальный художник — особенно для Эрмитажа. Он вырос в Антверпене, где жил рядом с домом Рубенса и ходил туда копировать его картины, обучаясь живописи и рисунку. Он говорит, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и куратор выставки Дмитрий Озерков предоставили ему возможность выбирать любые залы, и он сразу же решил, что выберет родных фламандцев, среди которых вырос: «У вас лучший Рубенс, прекрасный Йорданс, великолепный Ван Дейк, отличный Снейдерс». Дмитрий Озерков объясняет принципы работы с эрмитажными картинами — полотна можно было сдвигать вправо-влево и вверх-вниз, но нельзя было менять местами, хотя некоторые картины, например, в зале Рубенса, были убраны, чтобы повесить на их место синие полотна Фабра — «Появление и исчезновение Бахуса», «Появление и исчезновение Христа», «Появление и исчезновение Антверпена», где изображения проступают, только если навести на них камеру смартфона или фотоаппарата. Нигде это высказывание Фабра про роль старого искусства в современной арт-жизни не смотрелось бы более уместно, чем рядом с рубенсовским «Союзом Земли и Воды», «Вакхом» и «Христом в терновом венце». «Авангард всегда укоренен в старом искусстве. Не бывает авангарда без старого искусства», — говорит Ян Фабр.

«Преданный проводник тщеславия». Серия Vanitas vanitatum, omnia vanitas , 2016 год


«Появление и исчезновение Антверпена I», 2016 год. Зал Рубенса

То, с каким почтением и с какой иронией развешаны и расставлены вещи Фабра среди великого эрмитажного собрания, трогает чрезвычайно. В зале Снейдерса висят фирменные фабровские черепа из жуков-скарабеев (их панцири закупают в ресторанах Юго-Восточной Азии), в зубах которых — чучела птиц и животных и словно потекшие, в стиле Дали, художественные кисти. Специально для Эрмитажа сделанная группа — скелет из скарабеев и чучело лебедя в его объятиях — парит в воздухе на фоне такого же лебедя со знаменитой картины «Птичий концерт». И понимаешь, что не просто следишь за остроумной игрой Фабра со старыми мастерами, но и самого этого Снейдерса видишь вдруг совершенно свежим взглядом — взглядом человека, выросшего рядом с этими картинами, часами копировавшего их, впитавшего с этих картин каждое перышко каждой птицы и каждую чешуйку каждой рыбы. То есть видишь их с большой любовью и благодарностью.

Серия Gravetomb and skulls, 2000 год

Один из лучших залов выставки Фабра — это зал Ван Дейка. Там расставлены огромные барельефы из каррарского мрамора «Мои королевы» — это реальные женщины, знакомые и подруги Фабра, все в современной одежде, с выступающими из барельефа, свободно висящими в их ушах сережками и карнавальными колпаками на головах: «Бриджит Антверпенская» или «Хельга Гентская», например. А в центре на высоком постаменте стоит будущая бельгийская королева Елизавета — наследница престола, которой сейчас 14 лет, хрупкая мраморная девочка в джинсах и футболке и в таком же колпаке. И весь зал, наполненный парадными вандейковскими портретами с их выхолощенным лоском (сразу вспоминаешь пушкинское «В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне»), сразу превращается в живой и убедительный гимн современным женщинам с их силой и хрупкостью, свободой и борьбой — всем тем, про что обычно пишут в пресс-релизах к своим коллекциям прогрессивные фэшн-дизайнеры, но что так трудно выразить без до дыр затертых штампов. Фабр это умеет — говорить понятные вещи свежо и убедительно: «Моя цель — защита уязвимости человеческого существа».

Серия «Мои королевы», 2016 год

То, что показывают в Главном штабе — большие инсталляции и большие скульптуры — совершенно другого рода. Это две большие инсталляции — «Красный трансформер» и «Зеленый трансформер» — и масштабные пространственные объекты. В огромных залах, рядом с «Красным вагоном» Кабакова и с колоссального размера Рубенсом на стене, Фабр выглядит строго концептуально и социально. Самое захватывающее тут — видеть, как у произведения, помещенного в новой контекст, появляется новый смысл. Например, инсталляция с чучелами кошек и собак, которую Фабр сделал когда-то для Женевского музея и для которой он собирал погибших животных по обочинам шоссе: на полу, под висящими среди мишуры чучелами животных, лежат развернутые пачки сливочного масла. Фабр говорит, что имел в виду алхимическое значение масла как медиатора, а собака тут, как в фламандский живописи XVII века, — символ верности и преданности. У нас же это выглядит как остросоциальное высказывание на тему человеческой ответственности и громких историй с отравлениями бездомных собак. И это живая жизнь искусства, которая разворачивается прямо здесь и сейчас, перед зрителем.

«Главы I-XVIII » , 2010 год

«Человек, который измеряет облака», 1998 год

То, что у нас открылась выставка Фабра — это не просто радость. Это еще и знак того, что мы наконец-то начинаем узнавать современное искусство параллельно со всем миром — потому что Ян Фабр сегодня один из самых актуальных его деятелей. И не просто художник, чьи выставки проходят в гранд-музеях мира, но и режиссер, чей 24-часовой перформанс «Гора Олимп» стал главным театральным событием последних лет, и автор пьес, и создатель видео, и вообще ренессансных масштабов гуманист. Увидеть его — значит увидеть главное в современном искусстве. А увидеть его в России — значит увидеть Россию в контексте главного современного искусства. И то, как выглядит маленькая фигурка золотого человечка с линейкой в руках — «Человек, который измеряет облака» — во дворе Эрмитажа, это совсем не то, как она выглядела только что в крепости Бельведер во Флоренции. Потому что, как говорит Фабр: «Каждый раз разрушаешь, а потом строишь заново».

Редакция Buro 24/7 благодарит Kempinski Hotel Moika 22 за помощь в организации материала.

Recommended for 16+. Jan Fabre is one of the most fertile and important artists of his generation. He has created a number of new works especially for this exhibition numbering more than 200 artworks.

The carnival giant in Brussels
Series
2016
20,3 х 16,8 см

© Angelos bvba/ Jan Fabre

The Gilles of Binche in full regalia on Shrove Tuesday
FALSIFICATION DE LA FÊTE SECRÈTE IV Series
2016
20,3 х 16,8 см
HB pencil, colour pencil and crayons on chromo
© Angelos bvba/ Jan Fabre

The Appearance and Disappearance of Antwerp I
2016
124 х 165,3 см
Ballpoint (bic) on Poly G-flm (Bonjet High Gloss white flm 200gr), dibond
© Angelos bvba/ Jan Fabre

The Appearance and Disappearance of Christ I
2016
124 х 165,3 см
Ballpoint (bic) on Poly G-film (Bonjet High Gloss white film 200gr), dibond
© Angelos bvba/ Jan Fabre

The loyal guide of vanity (II / III)
Series
2016
227 х 172 см

© Angelos bvba/ Jan Fabre

The loyal ecstasy of death
Vanitas vanitatum, omnia vanitas Series
2016
227 х 172 см
Jewel beetle wing-cases on wood
© Angelos bvba/ Jan Fabre

Els of Bruges
My Queens Series
2016
White Carrara-marble
200 х 150 х 11,5 см
© Angelos bvba/ Jan Fabre

Ivana of Zagreb
My Queens Series
2016
White Carrara-marble
200 х 150 х 11,5 см
© Angelos bvba/ Jan Fabre

Jan Fabre (Antwerp, 1958), a visual artist, theatre artist and author, uses his works to speculate in a loud and tangible manner about life and death, physical and social transformations, as well as about the cruel and intelligent imagination which is present in both animals and humans.

For more than thirty-five years Jan Fabre has been one of the most innovative and important figures on the international contemporary art scene. As a visual artist, theatre maker and author he hascreated a highly personal world with its own rules and laws, as well as its own characters, symbols, and recurring motifs. Influenced by research carried out by the entomologist Jean-Henri Fabre (1823-1915), he became fascinated by the world of insects and other creatures at a very young age. In the late seventies, while studying at the Royal Academy of Fine Arts and the Municipal Institute of Decorative Arts and Crafts in Antwerp, he explored ways of extending his research to the domain of the human body. His own performances and actions, from 1976 to the present, have been essential to his artistic journey. Jan Fabre’s language involves a variety of materials and is situated in a world of his own, populated by bodies in a balance between the opposites that define natural existence. Metamorphosis is a key concept in any approach to Jan Fabre’s body of thought, in which human and animal life are in constant interaction. He unfolds his universe through his author’s texts and nocturnal notes, published in the volumes of his Night Diary. As a consilience artist, he has merged performance art and theatre. Jan Fabre has changed the idiom of the theatre by bringing real time and real action to the stage. After his historic eight-hour production "This is theatre like it was to be expected and foreseen" (1982) and four-hour production "The power of theatrical madness" (1984), he raised his work to a new level in the exceptional and monumental "Mount Olympus. To glorify the cult of tragedy, a 24-hour performance" (2015).

Jan Fabre earned the recognition of a worldwide audience with "Tivoli" castle (1990) and with permanent public works in sites of historical importance, such as "Heaven of Delight" (2002) at the Royal Palace in Brussels, "The Gaze Within (The Hour Blue)" (2011 – 2013) in the Royal Staircase of the Museum of Fine Arts in Brussels and his latest installation in the Antwerp Cathedral of "The man who bears the cross" (2015).

He is known for solo exhibitions such as "Homo Faber" (KMSKA, Antwerp, 2006), "Hortus / Corpus" (Kröller-Müller Museum, Otterlo, 2011) and "Stigmata. Actions and Performances", 1976–2013 (MAXXI, Rome, 2013; M HKA, Antwerp, 2015; MAC, Lyon, 2016). He was the first living artist to present a large-scale exhibition at the Louvre, Paris ("L’ange de la métamorphose", 2008). The well-known series "The Hour Blue" (1977 – 1992) was displayed in the Kunsthistorisches Museum in Vienna (2011), in the Musée d’Art Moderne of Saint-Etienne (2012) and in the Busan Museum of Art (2013). His research on “the sexiest part of the body”, namely the brain, was presented in the solo shows "Anthropology of a planet" (Palazzo Benzon, Venice, 2007), "From the Cellar to the Attic, From the Feet to the Brain" (Kunsthaus Bregenz, 2008; Arsenale Novissimo, Venice, 2009), and "PIETAS" (Nuova Scuola Grande di Santa Maria della Misericordia, Venice, 2011; Parkloods Park Spoor Noord, Antwerp, 2012). The two series of mosaics made with the wing cases of the jewel scarab "Tribute to Hieronymus Bosch in Congo" (2011 – 2013) and "Tribute to Belgian Congo" (2010– 2013) were shown at the PinchukArtCentre in Kiev (2013) and the Palais des Beaux-Arts in Lille (2013) and will travel to ‘s-Hertogenbosch in 2016 for the 500th anniversary celebration of Hieronymus Bosch.

As emphasized by the artist and acknowledged by critics and researchers, his art goes back to the traditions of classic Flemish art, which he admires. Peter Paul Rubens and Jacob Jordaens are important inspirations, and the visitors will (or won’t) see it for themselves. For the exhibition period, Fabre’s works will make part of the museum’s permanent exposition and enter in a dialogue with the absolute international masterpieces. The idea of the exhibition appeared after Jan Fabre had had a large scale solo exhibition Jan Fabre. L"ange de la métamorphose at the Flanders and the Netherlands Rooms at the Louvre in 2008.

At the Hermitage halls, this “sketch” will develop into a major art event that is sure to spark a great interest and many debates, which are to be held at another intellectual discussion marathon. The exhibition will come with series of lectures, master classes and round-table discussions. The exposition will air eight films, including the performance film Love is the Power Supreme (2016) featuring the artist, which was filmed in the Winter Palace in June 2016. This work will remain in the collection of The State Hermitage Collection. As a grandson of a famous entomologist, Jan Fabre widely uses the wildlife aesthetics. He uses beetle shells, animal skeletons and horns, as well as stuffed animals and images of animals in various materials. The list of unusual materials goes beyond that and covers blood and BIC blue ink.

The exhibition has been organized by the Contemporary Art Department at the State Hermitage in a frame of the Hermitage 20/21 Project. It is under patronage of V St. Petersburg International Cultural Forum.

Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты November 27th, 2016

Мне очень понравилось!
Скажу сразу, я не искусствовед и не любитель постмодернизма.
Но в последние дни градус общественного негодования достиг маразма пика.
Как известно, если сам великий искусствовед современности Милонов назвал выставку в Государственном Эрмитаже "плевком в душу российскому народу", при этом, по старой традиции, борец за нравственность экспозицию не посещал, то надо обязательно идти! Заодно хотелось выяснить, что такое "российский народ", но это вторично.
На самом деле, решающим толчком явился отзыв мамы: иди пока не закрыли выставку, необычно, иногда страшно, заодно в Главном штабе побываешь наконец-то.

Итак, вот из-за этого экспоната разгорелся весь сыр-бор

Господя, и это "плевок в душу российскому народу"? По-моему плевок в лицо российским гражданам - это бесконечное вранье из телевизора и Госдумы, а это просто экспонат в музее.
Удивляет уровень образования в России. С Милоновым все понятно - благодаря старым-добрым приемчикам он достиг потолка своей карьеры - просиживание штанов в Госдуме. Но вот эта масса моих сограждан... Их чему учили в школе, чему воспитывали в семье? Неужели они не могут отличить чучело животного в музее, научно-образовательное вскрытие жирафа в зоопарке и говяжью вырезку в мясном отделе от действий больных на всю голову живодерок в Хабаровске? Обнаженные Венера в Лувре и Давид на улицах Флоренции и Петербурга - это не порнография, а искусство. Анатомия и физиология человека в целом, и половой системы организма в частности - это не развращение несовершеннолетних, а необходимые знания для молодых. Вот и получается, что сифилис в 17 лет - это "так получилось", а на картины Рубенса смотреть стыдно - "там же голые бабы и мужики".
А для идиотов, которые поставили тэг #позорЭрмитажу , нужно организовать принудительные экскурсии в лучший музей мира, и, для профилактики здоровья, в прекрасный Музей гигиены.


Эрмитаж накрыло волной негодования, причем с каждым новым пересказом в Интернете описание выставки усугублялось леденящими душу подробностями. И якобы трупами кошек и собак осквернили Зимний дворец (хотя инсталляция демонстрируется не там), и якобы на ней показывают распятую кошку (хотя на выставке нет такого экспоната), и «дети смотрят» (на выставке установлен возрастной ценз 16+).

Инстаграм заполнился хэштегом #позорЭрмитажу , который был использован уже более пяти с половиной тысяч раз. Одним из тех, кто «накрутил» нервы общественности (не без пользы для себя), стала певица Елена Ваенга. В лучших традициях высказывания «а у вас негров линчуют» она умудрилась в одном посте отбояриться от высказанных ей ранее претензий по поводу езды по встречной полосе задним ходом и натравить людей на Эрмитаж. Сработало: правонарушения певицы больше никого не интересуют!

Не обошлось и без Виталия Милонова. В интервью радиостанции «Говорит Москва», он назвал выставку «плевком в душу российскому народу», а попутно невольно обозначил свою позицию в споре Константина Райкина и Минкульта.

«Если мы скажем что-то против, вылезут сразу хранители русского искусства вроде Райкиных, и будут опять возмущаться, как единственные хранители высокого эстетического чувства, и будут жаловаться на нас», – сказал депутат теперь уже Государственной думы.

Экспонаты выставки он назвал «пошлятиной», «мерзостью» и «галиматьей», самого Яна Фабра – «бомжом от искусства» и «каким-то экспериментатором», а решение Эрмитажа о проведении выставки – «самодурством» и «полным идиотизмом».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был вынужден объясняться. С присущей ему интеллигентностью он не стал прямо указывать посетителям на их невнимательность и даже сказал, что взбудоражить общественность – как раз и было целью Эрмитажа.

«Крик в защиту животных, действительно, правилен, и мы разбудили людей, заставили об этом говорить, – сказал он, встретившись в минувшую пятницу с журналистами на открытии выставки коллекции Захара Смушкина. – Ян Фабр рассказывает именно про то, что люди, которые на словах «любят животных», порой выбрасывают их на улицы, и тогда они погибают под колесами машин на дорогах. Фабр своим острым рассказом возбуждает общественное мнение и еще раз показывает, что искусство на самом деле очень сложно, а не так примитивно, как его понимают».

Пиотровский пообещал рассказать горожанам, какое количество чучел животных хранится во всех музеях мира, включая и мумии из египетских гробниц.

«В Эрмитаже есть чучела любимых собачек императоров, чучела любимых коней императоров – я не говорю о Кунсткамере и Зоологическом музее. Вспомните, какое количество животных изображено на картинах, и это все убитые животные. Мы только что показывали отреставрированную картину ван дер Хелста – страшное, только что освежеванное тело свиньи. Это разговор о Голландии того времени, и мы несколько раз пытались объяснять, сколько в этом разных смыслов».

При этом директор Эрмитажа напомнил, что вообще-то одна из примет Эрмитажа – это десятки кошек, живущих в его подвалах: о них заботятся, кормят их и проводят медицинские обследования – так что предъявлять музею обвинения в поддерживании живодерства – абсурдно и цинично.
http://www.fontanka.ru/2016/11/12/066/

"Карнавал мертвых дворняг", 2006, Бельгия, чучела животных, деревянный стол, бумага.

Основным приемом выставки Фабра является диалог "старого" и "нового".
На заднем фоне, за разноцветным серпантином


Повар у стола с дичью. Паувель (Пауль) де Вос, Якоб Иорданс. Фландрия, около 1670 года. Эрмитаж

В той же зале, на другой стороне
"Протест мертвых бездомных котов", 2007, Бельгия, чучела животных, деревянный стол, бумага.

За мишурой скрывается картина


Автопортрет. Катарина ван Хемессен, Нидерланды, 1548 год. Эрмитаж

Пояснение к инсталляциям

Инсталляции с котиками и собачками самые сильные и понятные.
Другие экспонаты более символичны.

Умбракулум, Бельгия, 2001 год, кость, металлический провод, алюминий, надкрылья златки.
(Умбракулум - церемониальный зонт, используется в религиозных процессиях.)

Оказывается, крылья жуков - прекрасный глубокий художественный материал.
Как и срезы костей

На заднем фоне - Воскресение Христа, Рубенс. Картину еще не сканировали, изображения нет. Эрмитаж сам только недавно узнал, что это Рубенс - .

Муха и Жук. Дедушка Яна Фабра был энтомологом, что объясняет наличие в творчестве Яна чучел животных, панцирей жуков и т.д.
Чтобы понять смысл, надо было смотреть фильм (я не смотрел, поэтому ничего не понял)

В пролете внутреннего двора - "Повешенный II"

Кабина - это "Дом ножниц", а полотно - "Дорога от Земли к звездам не вымощена"
Раскрашены шариковой ручкой.

Еще в большом зале была вот такая штука

Проблема постмодернизма в том, что никогда не догадаешься - это строительные леса для монтажа экспонатов или самостоятельный экспонат? К Фабру это не относится - его произведения настолько сложны, что сразу все понятно.

Подписи к этой штуке не нашел, а у бабушки-смотрительницы спросить постеснялся:(

Всем известны анекдотические случаи, когда уборщица подметала музейные залы, приговаривая "Вот народ пошел бескультурный! Набросали бумажек прямо в центре музея! А мне убирать за этими засранцами!" По итогу уборщица выкидывала в помойку экспонаты ультра-модных художников. Уверен, что художники-хулиганы только этого и добивались, процесс выкидывания был частью их плана. Впрочем, это слишком тонко для меня.

Статьи для самостоятельного факультативного ознакомления:
Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский о выставке Фабра и протестах против искусства: http://www.fontanka.ru/2016/11/14/129/
Ответы на наиболее популярные вопросы о чучелах животных: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/museum-blog/blog-post/fabr
Вторая половина выставки Фабра, в классической картинной галереи Зимнего дворца:

На днях мы посетили нашумевшую выставку бельгийского художника Яна Фабра под названием «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты ». И первое, что хотелось бы сказать по этому поводу — из-за чего весь сыр-бор? Ну доспехи из панцирей насекомых, ну картинки, написанные кровью, ну чучела животных. Во всем этом нет абсолютно ничего криминального, жесткого, антиэстетичного (хотя бабульки, смотрящие за порядком в залах Эрмитажа , судя по их лицам, придерживаются другого мнения).

Кто-то из ярых защитников животных высказал что-то типа «Я сходил на выставку и ушел в ужасе — там были трупы животных!» Возникает вопрос: почему никто не приходит в ужас от трупов животных в зоологическом м
узее? Трупы животных, выставленные в специальном месте, — это нормально, а вот чучела среди картин — это позор. И ведь это все-таки не скульптуры из человеческих тел Гюнтера фон Хагенса , которые действительно могут шокировать. Кстати говоря, лошади в доспехах, выставленные в рыцарском зале Эрмитажа , у защитников животных и поборников морали также не вызывают негодования. Впрочем, скандал вокруг выставки сыграл на руку Эрмитажу и Фабру, так как вызвал ажиотаж среди туристов. Вот и нам стало интересно посмотреть на работы Фабра как раз из-за шумихи вокруг них.

Ян Фабр является одним из самых известных современных художников . Его дед был знаменитым французским энтомологом, что, очевидно, оказало влияние на творчество Фабра — части насекомых и чучела животных являются самым распространенным материалом в его работах. Кроме того, художник известен своими картинами, написанными кровью, а также рисунками, выполненными шариковой ручкой.

Выставка Фабра в Эрмитаже интересна тем, что она вписана в постоянную экспозицию музея, и работы художника как бы вступают в диалог с классическими произведениями искусства. Так, например, рядом с натюрмортами фламандских живописцев Франса Снейдерса и Пауля де Воса , на которых изображена убитая дичь, разместились чучела животных Фабра, поедаемых черепами. Рядом с картиной Якоба Йорданса «Бобовый король», изображающей пир, висит работа Фабра «После пира короля», целиком выполненная из надкрыльев златок.

Кстати, эти картины Фабра из панцирей насекомых впечатляют не меньше чучел зверей. А больше всего нас, пожалуй, впечатлила инсталляция «Я позволяю себе истекать», представляющая собой силиконовую коп
ию самого художника, который как бы врезается в репродукцию картины Рогира ван дер Вейдена .

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.