Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (вцик)

В условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти они называ­лись высшими органами государственной власти и выполняли законо­ дательные, распорядительные и контрольные функции.

С 1917 г. по 1937 г. в РСФСР, с 1922 по 1936 г. в СССР действовала двухзвенная система высш органов гос власти, состо­явшая из Съездов Советов (СС) и ЦИКов.

В России действовали Всерос СС и в перерывах между съездами - ВЦИК. С образованием СССР в дек 1922 г. над СС и ЦИКами союзных республик возвысились Всесоюз СС и ЦИК СССР, кот могли отменить решения соот­в-их органов союзных республик.

Название «исполнительный комитет» означало, что этот орган ис­ полнял волю съезда, но на деле основные функции ЦИКа СССР и ВЦИКа были законодательные.

Создание Верховного Совета СССР по Конст СССР 1936 г. оз­начало важный шаг в развитии парламентаризма. Верх С стал единственным органом, издающим законы, но были и «-«(безальтернативные, во многом формальные выборы, короткие сессии, слишком большая роль Прези­диума, подменявшего Совет в период между сессиями и т. д).

С 1989 г. СССР снова перешел к двухзвенной системе высших орга­нов гос власти: Съезд нар деп СССР - Вер­х Совет СССР. В деятельность этого Верх Совета были вне­сены большие изменения, поднявшие его на качественно новую ступень.

1) Выборы были не всеобщими , часть населения лишалась избира­тельных прав:

    лица, использовавшие наемный труд с целью извлечения при­были;

    лица, живущие, на нетрудовой доход (проценты с капитала, до­ходы с предприятий, поступления с имущества и т. д.);

    частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; духовенство;

    бывшие сотрудники и агенты полиции, корпуса жандармов, охранных отделений.

2) Выборы были не прямые , а многоступенчатые:

Население избирало депутатов на волостной съезд Советов, волостной съезд Советов - на уездный; уездный - на губернский. На Всероссийский съезд посылались представители губернских съездов (или уездных, если они предшествовали созыву Всерос­сийского), а также - горсоветов.

3) Выборы были неравные : пред-ли городских Советов избира­лись на Всероссийский съезд из расчета 1 депутат от 25 тыс. избира­телей, а представители губернских съездов - из расчета / депутат от 125 тыс . 4)Выборы проходили открытым голосованием.

Полномочия Всероссийских съездов Советов и ВЦИКА были едиными.

Их ведению подлежали все вопросы общегосударственного значения:

    утверждение, изменение, дополнение Конституции РСФСР;(ВЦИК не мог)

    общее руководство всей внутренней и внешней политикой;

    установление и изменение границ;

    принятие в состав РСФСР новых членов и признание выхода от­дельных ее частей;

    общее административное разделение территории республики;

    установление и изменение общей системы мер, весов и денег на территории РСФСР;

    сношение с иностранными государствами, объявление войны и за­ключение мира;

    установление основ и общего плана развития народного хозяйства;

    утверждение бюджета РСФСР;

    установление общегосударственных налогов и повинностей;

    установление основ организации вооруженных сил;

    общегосударственное законодательство, судоустройство и судо­производство, гражданское, уголовное законодательство и пр.;

    назначение и смещение членов СНК (правительства), всего прави­тельства в целом, утверждение председателя СНК;

    вопросы приобретения и утраты прав гражданства;

    право амнистии.

Только съезд мог принимать и изменять Констит РСФСР, рати­фицировать мирные договоры. Частота созыва Всеро сСС- не реже 2 раз в год по Констит РСФСР 1918 г. и не реже 1 раза в год по Кон­стит РСФСР 1925 г. Могли быть и чрезвыч съезды. Всего сост-сь 17 Всерос СС. Первые 2 съезда рабочих и солдатских деп-в (июнь, октябрь 1.917 г.) созывались и работали отдельно от съезда крестьянских деп-в (май, ноябрь 1917 г.) 3-й съезды, созванные отдельно в январе 1918 г. (вслед за созывом Учредительного собрания), объединились, и с этого времени стал работать объедин Всерос СС ра­бочих, солдатских (красноармейских - с февраля 1918 г.) и крестьян­ских депутатов. Первые съезды были многопартийными, на них шли споры по об­суждавшимся вопросам.

К открытию 2-го (ОКТ 1917) Всерос съезда Советов раби солд деп-в (25-27 октября или 7-9 ноября 1917 г. по новому стилю) прибыло 649 деле­гатов (390 больш, 160 эс, 72 меньш и др.) Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле, избрал ВЦИК, сформировал первое советское прав0во (СНК), принял пост-ие о переходе власти на местах к Советам.

3-й Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г.) принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа-первый акт конституционного хар-ра сов гос-ва. Россия была объявлена республикой Советов рабочих, солд и крест деп-ов. Из унитарного гос-ва она должна была превратиться в федерацию.

4-й Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов (март 1918 г .) ратифициро­вал Брестский мир с Германией.

5-й в июле 1918 г. принял первую Конституцию РСФСР.

12-й в мае 1925 г . принял вторую Конституцию РСФСР.

17-й в январе 1937 г. принял третью Конституцию РСФСР. Съезды упразднены, ВЦИК тоже, вместо них Верховный Совет СССР

Всерос Центр Исполн Комитет (ВЦИК) в 1917- 1937 гг. являлся высшим законод, распоряди контролирующим органом РСФСР, осуществлял между съездами высшую гос власть в стране. Но в условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти назывался исполнительным комите­том, т. к. исполнял волю съезда. ВЦИК избирался Всерос СС, был ответственен перед ним: отчитывался перед съездом о своей деятельности.

Полномочия ВЦИКа были едиными со съездом. На практике же ВЦИК:

    формировал Прав-во СНК (только первое советское правительство было сформировано II Всероссийским съездом);

    решал вопросы гражданства, амнистии; наблюдал за проведением в жизнь Конституции, постановлений Всерос съездов и центральных органов Советской власти (нарко­матов);

    рассматривал и утверждал проекты декретов, вносимых правитель­ством (СНК);

    издавал свои декреты и распоряжения; созывал Всероссийский съезд Советов.

Состав ВЦИК:

Каждый съезд избирал свой ВЦИК. (1,2 созыва. Всего 17 созывов) По Конст РСФСР во ВЦИКе не более 200 чел., с 1920 г. - до 300. Сначала ВЦИК был постоянно действующим органом. Затем (с 1919 3 р в год)был введен сессионный период работы, чтобы часто не отлучатся из столицы.

ВЦИК имел Президиум (Пр), в него избиралась 1/10 (20-30 чел) часть членов ВЦИК. Первоначально Президиум был чисто техн органом, заседал 2-3 раза в неделю, готовил заседания ВЦИК, предв-но рассм?. Постепенно функции Пр расширяются: с 1918 г. он начинает издавать свои собственные нормат акты, с 1920 г. - за­конод-ые акты, может отменять постановления прав-ва, т. е. между сессиями действует от имени ВЦИК.

Председатели ВЦИК

Каменев Л Б (27 окт. - 8 нояб. 1917)(согласлся отдать половину мест др партиям, за это сняли) Свердлов Я М (нояб. 1917- март 1919) Калинин М И (март 1919 - июль 1938)

2. Всесоюзные СС и ЦИК СССР (1922--1936)

В дек 1922 г. сост I Всесоюзный СС, на котбыли рассм и утверждены Декларация об образ-ии Союза ССР и Договор об обр-ии Союза ССР. Высшим органом госвласти в СССР с момента образ СССР в декабре 1922 г. и до принятия новой Конст СССР в 1936 г. являлся Всесоюзн СС а в период между съездами - ЦИК СССР. В Конст СССР 1924 г.(узаконила 2х звеньевую систему) и специально не оговарив полномо­чия Всесоюзн СС, они были едины с ЦИК СССР. Они могли принять к рассмотрению любой вопрос общесоюзного характера.Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР решали вопросы:

    о границах СССР;войны и мира; ратификация международных договоров;

    организация и руководство вооруженными силами СССР;

    утверждение единого госбюджета СССР;

    установление единой денежной и кредитной системы;

    установление общих начал землеустройства и землепользования;

    установление основ судоустройства, судопроизводства;

    установление основных законов о труде;

установление общих начал в области народного просвещения, здравоохранения; установление системы мер и весов; права гражданства; амнистия.

Исключ полномочия Всесоюзн СС со­ ставляли :

    принятие и внесение изменений в Конституцию СССР;

    прием новых республик в состав СССР;

    принятие перспективных планов развития народного хозяйства СССР;

    принятие основ законодательства СССР;

    выборы ЦИК СССР.

Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР получили право отменять постановления съездов Советов союзных республик и их ЦИКов, нару­шающих Конституцию СССР, могли разрешать спорные вопросы, возни­кающие между республиками.Порядок избрания делегатов на Всесоюзный съезд Советов:

    от Советов городов и городских поселений - 1 депутат от 25 тыс. избирателей;

    от губернских съездов Советов - 1 депутат от 125 тыс. избирателей;

    в союзных республиках, где не было деления территории на губер­нии, делегаты избирались съездом Советов республики по той же норме (1 депутат от 125 тыс. избирателей). Как и на Всерос С, выборы депутатов на Всесоюзн съезд были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми открытым голосованием. На Всесоюзных съездах Советов присутствовало более 2 000 делегатов. 2/3 коммунисты, 1/3 беспартийные.

Частота созыва Всесоюзн СС : Он созывался 1 раз в год, с 1927 г. - 1 раз в 2 года. Но в условиях адм-ком сист с 1929 г. сроки созыва съезда стали нарушаться. Круг вопро­сов, обсуждаемых на съезде, сужался. Наиболее важные решения, ка­сающиеся развития народного хозяйства, культуры и других сфер жизни общества, стали приниматься партийными органами. Всего с 1922 по 1936 г. состоялось 8 Всесоюзных съездов Советов.

Между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он формировался Всесоюзным съездом Советов и был ответственен пе­ред ним.

ЦИК СССР состоял из двух палат: (+ Президиум) Союзного Совета и Совета На­циональностей. Первая палата форм-сь пропорц-но населе­нию союзных респ (414 чел.) 2 палата - из представителей союзных, автон респ (по 5 чел. от каждой) и автон обл (по 1 чел.).

ЦИК СССР работал в форме сессий 3 раза в год, с 1931 г. - не менее 3-х раз в период между съездами.

В период между сессиями высшим законод, исполн и распоряд органом власти являлся Президиум ЦИК СССР (21 член).

ЦИК избирал четырех председателей (по одному от каждой союзной республики). По очереди они руководили сессиями ЦИК СССР.

Председатели ЦИК СССР: Калинин М И (дек. 1922- янв. 1938) Петровский ГИ (дек. 1922- янв. 1938) Червяков АГ (дек. 1922- июнь 1937) Нариманов Н К Н (дек. 1922 - март 1925)

На последнем 8-м чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов была принята новая Конст СССР (5 декабря 1936 г.). Она отменила двухзвенную систему высших органов государственной власти (съезд -ЦИК СССР). Вместо них создавался новый парламент - Верховный Со­вет СССР.

Верховный Совет (1936 - 1988)

Структура: Президиум

Совет Союза Совет национ-тей

Комиссии палаты комиссии палаты

Выборы: всеобщие, прямые, тайные, равные

Верх совет на 4 года, по К 77 – на 5 лет

В Совете национальности : 32 чел от россии, 11 от авт респ, 5 от авт обл, 1 чел от авт окр

Первые выборы в Верх совет в 1937 1\3 рабочие, 1\3 кр-е, 1\3 служащие.

Полномочия Верх Совета

    принятие законов. Прав-во этого права лишено большинством голосов

2) избирали президиум, председателя президиума ВС СССР, формировали Прав-во СССР

3) Избирали Верх суд СССР на 5 лет

4) Назначали генерального прокурора СССР на 7 лет

М\у сессиями работал президиум, кот состоял 1) председателя 2) 15 замов 3) секретарь 4) 20 членов

Полномочия Президиума

    созывал сессию Верх Совета

    Издавал указы

    Назначал и снимал отд министров

    Награждение орденами, медалями СССР, учреждение орденов и медалей, установление и присвоение почетных званий

    Назначал и снимал высшее военное командование

    м\у сессиями объявлял войну и мир, мобилизацию

    утверждение междунар договоров

    денонсация – разрыв договоров

Структура: Комиссии: 1) Мандатная 2) законадательных предположений 3) бюджетная 4) по иностранным делам

При каждой палате

В 60е при каждой по 16 комиссий. Они разрабатывают законопроекты по опр сферам жизни (по с\х, по строительству, по промышленности, культуре)

В 1955 в Верх Совете появилась парламентская группа - объединение депутатов, вошедшие в межпарламентский союз, основанный в 1889.

Сессии 2 р в год. В войну только 3 сессии.Выборы как провели в 37, так все и было.

Недостатки Верховного Совета

    выборы формально. На 1 место 1 чел. Выдвигался партийными органами. Формально – трудовым коолективом передовых организаций (завод, колхоз), голосовали за одного кандидата

    классовый принцип (собл класс сост 1/3 рабочие, 1/3 крестьяне, 1/3 служащие)

    сессии короткие 2д

    состав депутатов не профессиональный, малограмотн

    слишком велика роль президиума ВЕР Совета

    президиум издавал указы по всем сферам жизни страны. Депутаты получали список этих указов и голосовали за него. После этого указы приобретали силу закона.

    Большинство законодат актов в СССР принималось в форме указов президиума ВС

    Глава гос-ва не случайно являлся председателем президиума ВС

Председатели Президиума ВС

Калинин 38-46 Горбачев март 85

Шверник 46-53 громыко 85 - 88

Ворошилов 53-60 Горбачев

Брежнев 60-64

Подгорный 65-77

Брежнев 77-82

Андропов лето 83-84

1.2 ВЦИК: его формирование, полномочия, структура

Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР (после января 1918 – ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов) – формально высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР в 1917-1937 гг. между Всероссийскими съездами Советов. Впервые избран II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. в количестве 101 чел. 15 ноября 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с исполкомом Всероссийского Совета крестьянских депутатов, созданного на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в мае 1917 г., и стал представлять все Советы республики. 18 января 1918 г. ВЦИК был избран III съездом Советов в составе 306 человек. По Конституции 1918 г. он не должен был превышать 200 человек. Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920) состав ВЦИК был увеличен до 300 человек. ВЦИК мог решать самостоятельно все вопросы общегосударственного значения, в т.ч.:

1. утверждать, изменять и дополнять Конституцию РСФСР;

2. осуществлять общее руководство всей внутренней и внешней политикой РСФСР, устанавливать границы и компетенцию областных союзов, образованных по национальному признаку, разрешать споры между ними, принимать в состав РСФСР новых членов и оформлять выход ее отдельных частей, определять общее административное деление РСФСР и утверждать областные объединения губерний;

3. осуществлять законодательную деятельность, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил Республики, утверждать бюджет РСФСР, принимать законы по вопросам судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и других отраслей законодательства;

4. устанавливать и изменять систему мер, весов и денег, общегосударственные налоги и повинности, объявлять амнистии;

5. назначать Совет Народных Комиссаров, утверждать его председателя, назначать и смещать отдельных членов СНК.

Предоставленная Конституцией возможность ВЦИК решать вопросы наряду со Всероссийским съездом Советов на практике привела к тому, что действительной полнотой власти в РСФСР обладал ВЦИК. Действуя постоянно (до 1920 года), он самостоятельно решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Собирающийся время от времени на непродолжительный срок Всероссийский съезд Советов не мог оказывать существенного влияния на деятельность ВЦИК и по существу превратился в некий бутафорный орган, призванный создавать видимость полновластия трудящихся в стране. Ни один из съездов не принял ни одного принципиального решения, которое бы противоречило решениям ВЦИК, проводимой им политике, а в конечном счете интересам большевиков.

Конституция не определяла ни организационной структуры ВЦИК, ни порядка его работы. Все эти вопросы ВЦИК решал самостоятельно. Пленарные заседания проводились в расширенном составе, при наличии более половины членов ВЦИК, по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Так, за период с ноября 1917 года по июль 1918 года состоялось около 50 пленарных заседаний. Рабочими органами ВЦИК были его Президиум, отделы и комиссии. Первоначально Президиум создавался как коллегиальный орган из представителей партий, входящих во ВЦИК. Президиум ВЦИК осуществлял всю организационную работу по подготовке пленарных заседаний ВЦИК: вырабатывал повестку дня, доводил ее до сведения членов ВЦИК, назначал докладчиков и содокладчиков, предварительно рассматривал вопросы и запросы, поступавшие в адрес ВЦИК. Кроме того Президиум ВЦИК должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

Отделы ВЦИК в основном выполняли организационно-техническую работу и обеспечивали ВЦИК необходимыми материалами, осуществляли издание нормативных актов, иных печатных работ, готовили справки и др. Так, в июле 1918 года во ВЦИК имелось пятнадцать отделов, в том числе финансовый, общая канцелярия, справочный, агитационный, автомобильный, литературно-издательский, печати.¹º


1.3 Особые органы управления: полномочия, порядок формирования, структура

Совет народных комиссаров (СНК, Совет министров) РСФСР и СССР (1917-1991). Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Создан 26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов, в котором, в частности, говорилось: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров». В момент создания СНК включал 13 комиссий, заведовавших отдельными отраслями государственной жизни: внутренних дел, земледелия, труда, по делам военным и морским, по делам железнодорожным, по делам торговли и промышленности, по делам иностранным, по делам продовольствия, народного просвещения, финансов, юстиции, почт и телеграфов, по делам национальностей. Председатели этих комиссий – народные комиссары, назначенные съездом, - стали членами СНК. СНК создавался как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. В частности Конституция обязывала СНК незамедлительно информировать ВЦИК о всех своих решениях и постановлениях, а постановления и решения, имеющие большое политическое значение, представлять на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Он же наделялся правом назначения наркомов и смещения их с должности. Однако с первых же дней своего существования СНК, руководимый Лениным, пользуясь отсутствием законодательно установленной компетенции ВЦИК и СНК, принимал декреты и постановления, т.е. осуществлял законотворческую деятельность и тем самым подменял ВЦИК.

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР – чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны. Постановления Совета обороны были обязательны для всех ведомств. В его состав входили представители ВЦИК, РВСР, НКПС, Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, Наркомпрода, Всероссийского совета профсоюзов, ВСНХ и Главкомтруда. Руководил Советом обороны председатель СНК. Заседания, как правило, проходили два раза в неделю. Решения принимались большинством голосов. Совет обороны при необходимости создавал многочисленные комиссии и направлял на места чрезвычайных уполномоченных, которые имели широкие права, в том числе отстранять от работы и предавать суду ревтрибуналов всех должностных лиц.

Между 3 и 7 апреля 1920 года ВЦИК преобразовал Совет обороны в Совет труда и обороны (СТО). Большую важность теперь приобрели вопросы экономического развития. В СТО вошли наркомы земледелия, труда, РКИ, представитель ЦСУ. Местными СТО являлись областные экономические совещания (ЭКОСО). СТО имел ряд собственных комиссий: Госплан СССР (до 1923 года), Комиссию по внутренней торговле (9.05.1922 – 9.05.1924) и др. Впоследствии СТО был ликвидирован в 1937 году. Вместо него был образован Экономический совет при СНК СССР (ЭКОСО СССР).

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов узаконил победу Великой Октябрьской социалистической революции, свержение помещичье-буржуазной власти и установление диктатуры пролетариата в форме Советов, руководимых большевистской партией. Решения, принятые на съезде, открывали новый этап в развитии революции – этап строительства социализма в Советской России.

III съезд принял историческое решение о преобразовании Советской республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР имело большое значение для укрепления дружбы и доверия между всеми народами Советского социалистического государства.

10 июля 1918г. На IV съезде было уделено главное внимание, обсуждению проекта первой Советской Конституции. В основу Конституции была положена историческая « Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа ».

На IX Всероссийском съезде Советов были подведены первые итоги новой экономической политики. Анализируя международную обстановку, В.И. Ленин показал, что после разгрома интервентов и белогвардейцев наступил период равновесия, он подчеркнул, что основная задача партии и Советского государства - укрепление союза рабочих и крестьян.

26 октября 1917 г. впервые был избран Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР - формально высший законодательный, распорядительный орган в РСФСР в 1917-1937гг.

Совет народных комиссаров - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Создан 26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов, в котором, в частности, говорилось: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров». СНК создавался как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.

Но решения принимают раздельно. Они вправе привлекать к своей работе различных экспертов, запрашивать необходимые документы и материалы у руководителей государственных органов и иных организаций. §2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума...

Создававшихся опасность распада РФ, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Глава 3. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации В 90-е г.г. прошлого века многие важнейшие для России вопросы федеративных отношений решались исключительно путем...

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 17 августа 2018; проверки требуют.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр. : офиц. ВЦИК ; ВЦИК РСФСР [ ] ) - высший после Всероссийского съезда Советов , законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в - годы и РСФСР с по 1937 год .

Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

В январе 1918 года избрал ВЦИК в составе 326 человек, среди которых было 169 большевиков, 132 левых эсера, 5 эсеров-максималистов, 5 правых эсеров, 4 анархиста, 4 меньшевика-интернационалиста, 2 меньшевика (Ф. Дан и Ю. Мартов).

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

Сформирован на заседании ВЦИК 2 ноября 1917 года в качестве постоянно действующего оперативного органа власти. С переходом ВЦИК на сессионный порядок работы фактически стал органом верховной власти в период между сессиями. Конституционно положение о Президиуме ВЦИК было закреплено 9 декабря 1919 года декретом «О советском строительстве» VII съезда Советов. Согласно нему Президиум руководил заседаниями ВЦИК, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума ВЦИКа, наблюдал за выполнением его постановлений. 29 декабря 1920 года декретом «О советском строительстве» VIII съезда Советов Президиуму ВЦИК было дополнительно предоставлено право отменять постановления СНК РСФСР, издавать постановления от имени ВЦИК и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

По Конституции РСФСР 1925 года Президиум ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИК. Избирался ВЦИК очередного созыва. Ликвидирован 3 декабря 1938 года.

Первоначально аппарат Президиума ВЦИК состоял из отделов, в большинстве своем не имевших четких и законодательно оформленных положений. В состав аппарата Президиума в 1917-1921 годах входили следующие подразделения:

В дальнейшем структура аппарата неоднократно менялась. К моменту расформирования она имела следующий вид:

Вопрос о кандидатуре на пост председателя ВЦИК рассматривался на Пленуме ЦК РКП(б) 25 марта 1919 год . Были предложены кандидатуры Ф. Э. Дзержинского , М. И. Калинина , Н. Н. Крестинского , А. Г. Белобородова , В. И. Невского и представителя облисполкома Западной области и фронта Иванова. За кандидатуру Калинина проголосовало 7, против - 4, воздержалось - 2.

Съезд Советов созывался всего несколько раз в год и не мог в постоянном режиме заниматься управлением и текущим законодательством. Эта роль была отведена ВЦИКу. Обычно федеративное устройство крупного государства предполагает создание двух палат в общенациональном законодательном органе. Таким представлялся законодательный орган России и деятелям Особого комитета Юридического совещания, которые готовили проекты документов к Учредительному собранию. Но в данном случае двухпалатная система объявлялась изжитой и похороненной по двум причинам. Во-первых, большевики критиковали двухпалатную систему за ее законодательную волокиту. Во-вторых, в переходный от капитализма к социализму момент правящая партия нуждалась в сильной общероссийской власти и не могла допустить создания местных и областных суверенных органов власти параллельно с центральной.

Однопалатный ВЦИК избирался съездом Советов в числе нс свыше 200 человек (позднее это число было увеличено до 300) и был всецело ответствен перед ним. В период между съездами именно ВЦИК являлся высшим законодательным, исполнительным и контролирующим органом власти, в полном соответствии с идеей единства нормотворчества и исполнения законов в Советской республике. Он мог самостоятельно решать вопросы общегосударственного значения, в том числе осуществлять руководство внутренней и внешней политикой РСФСР, определять административное деление республики, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил, утверждать бюджет РСФСР, устанавливать налоги и повинности, систему судоустройства и судопроизводства, принимать законы по всем отраслям.

Конституция сохраняла установленный в ноябре 1917 г. порядок, согласно которому ВЦИК являлся постоянно действующим органом. Учитывая редкость и кратковременность съездов, это превращало ВЦИК в реальный высший орган государственной власти. Допускалось, чтобы члены ВЦИК работали в наркоматах. Все это означало, что они работают на освобожденной основе, не имея возможности отлучаться из столицы, чтобы исполнять свои обычные трудовые обязанности. Такой порядок очень быстро сочли нерациональным, но дело было легко поправить: с самого начала исходили из того, что Конституция "будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизнь" . В 1919 г. решением очередного съезда Советов был введен сессионный порядок работы. Вне сессий члены ВЦИК должны были работать на основном месте, а также официально разъяснять трудящимся смысл мероприятий советской власти.

В результате изменения порядка работы ВЦИК его Президиум, едва упомянутый в Конституции (ст. 45), которому первоначально отводилась достаточно скромная роль технической структуры и арбитра в спорах между наркомами и коллегиями наркоматов, приобрел весьма обширные полномочия. В перерывах между сессиями ВЦИК он замещал этот орган власти, ему были даны не только организационные и административные, но и законодательные полномочия. Позднее Президиум получил право отменять постановления СНК и издавать в порядке управления постановления от имени ВЦИК. Одной из особенностей Конституции 1918 г. следует признать недостаточную проработанность вопросов, связанных с компетенцией высших органов государственной власти и их организационной структурой. Так, не были строго разграничены предметы ведения и полномочия съезда и ВЦИК. Устройство этого органа и порядок его работы также почти не отражены в Конституции. В итоге все эти вопросы решались ВЦИК самостоятельно. Помимо Президиума, рабочими органами ВЦИК были отделы и комиссии. К числу отделов ВЦИК относились общая канцелярия, финансовый, справочный и пр. Основной задачей отделов было осуществление организационно-технической работы, подготовка необходимых материалов. Комиссии ВЦИК образовывались из его членов преимущественно для законопроектной работы.

Общее управление делами Советской республики предоставлялось, как и до принятия Конституции, СНК (ст. 37), задачей которого было принятие мер, "необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни". Сохранялись за ним и законодательные полномочия. Положение о том, что все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК, по существу сводилось на нет оговоркой о праве СНК непосредственно осуществлять мероприятия, требующие неотложного выполнения. СНК, руководимый В. И. Лениным, активно занимался законотворчеством, пользуясь уже упомянутой здесь нечеткостью в разграничении компетенции высших органов государственной власти. Нередко нормотворчеством занимался так называемый малый Совнарком, который даже не упоминался в Конституции.

Конституция определила состав СНК (ст. 43), в который входило 17 наркомов, в том числе по иностранным, военным, морским, внутренним, финансовым делам. Среди других наркоматов были созданы наркоматы юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, по делам национальностей, почт и телеграфов, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, здравоохранения. В деятельности наркоматов доминировал принцип единоначалия, поскольку решения по всем вопросам, подлежащим ведению комиссариата, нарком принимал единолично (ст. 45). Однако принятое решение он доводил до сведения коллегии, состав которой утверждался СНК и члены которой имели право обжаловать решение наркома в СНК или Президиум ВЦИК.

В условиях Гражданской войны существенно менялись статус и компетенция ряда центральных органов государственной власти. Причем эти изменения, которые были, по сути, изменениями Конституции, не получали закрепления в порядке, который был предусмотрен для изменения и дополнения Конституции. Это коснулось и изменений в порядке работы СНК. Под предлогом того, что в чрезвычайных условиях от СНК требовалась особая оперативность, многие вопросы стали решаться на Малом Совнаркоме, который действовал на правах комиссии СНК. В его состав входили представители ВЦИК, ВСНХ, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (далее – ВЦСПС), Народных комиссариатов финансов, контроля, юстиции, внутренних дел, труда, продовольствия, земледелия, национальностей. Все решения Малого Совнаркома представлялись председателю СНК. В условиях военного времени народным комиссариатам были предоставлены чрезвычайные полномочия, в частности наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и другим.

Особенности политики военного коммунизма породили потребность в организации специфической системы управления производством и распределением продукции, предполагавшей использование исключительно административных механизмов и полное отрицание правовых рыночных средств. Кроме того, в стране стремительно нарастали центробежные тенденции, которые разрушали экономику. Поэтому к концу 1918 г. в Советской России сложилась сосредоточенная в ВСНХ жестко централизованная плановая система управления промышленностью, получившая название "главкизм". Название это произошло от низшего звена отраслевого управления – главков. К лету 1920 г. в стране было создано 52 главных управления: Главторф, Главруда, Центрохладбойня и т.д. В них сосредоточилась работа по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции. Даже кустарной промышленностью ведал Главкустопром ВСНХ. Главки устанавливали планы для всех работающих предприятий, которые без денежных расчетов получали от государства все необходимое для производства и бесплатно сдавали произведенную продукцию. Система главков привела к существенному расширению бюрократического аппарата, отсутствие денежных механизмов – к быстрому развалу экономики.

В целях привлечения широких рабочих и крестьянских масс к участию в контроле в феврале 1920 г. Наркомат Госконтроля был реорганизован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ, или Рабкрин). Значение этого наркомата увеличивалось в отсутствие прокуратуры. Он осуществлял государственный контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц (партийно-советского, хозяйственно-профсоюзного и комсомольского аппаратов). Главной задачей Рабкрина был надзор за соблюдением законности. Новизна идеи заключалась в попытке соединения государственного и общественного контроля в одном органе, что должно было достигаться за счет организации ячеек содействия Рабкрину на предприятиях, в селах и т.д. Рабочие и крестьяне привлекались к массовым обследованиям деятельности государственного аппарата. В качестве средства борьбы с бюрократизмом и злоупотреблениями было создано Центральное бюро жалоб Рабкрина. Туда поступали в том числе жалобы на конфискации и аресты, которые, впрочем, редко признавались обоснованными.

В систему органов государственной власти Советской республики, наряду с конституционными, входили создаваемые на относительно короткий период чрезвычайные органы управления. В числе центральных учреждений следует назвать, прежде всего, созданный в условиях Гражданской войны Совет рабочей и крестьянской обороны под руководством В. И. Ленина (постановление ВЦИК и СНК от 30 ноября 1918 г.). Среди других органов государственной власти он занимал особое место. Это был чрезвычайный орган, ему передавалась вся полнота власти в области обороны страны. Персональный состав позволял Совету объединять усилия Военного ведомства, Чрезвычайной комиссии по производству, ведомств путей сообщения и продовольствия. Совет рабоче-крестьянской обороны осуществлял мобилизацию граждан, принимал меры к укреплению вооруженных сил, решая вопросы оперативного руководства фронтами и военными операциями. В состав Совета обороны входили: председатель Реввоенсовета республики, председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, заместитель наркома продовольствия и другие. С переходом к мирному строительству, в 1920 г., Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (далее – СТО).

Для выполнения специальных и временных поручений существовала практика назначения чрезвычайных уполномоченных и комиссаров центральных органов. Особенно активно институт чрезвычайных уполномоченных действовал в первые годы советской власти. По мере становления общей системы управления соответствующая практика постепенно сходит на нет.

Очевидно, что именно советский государственный аппарат выступал основным организатором всех революционных преобразований в стране. Государственное управление постепенно охватывало все без исключения отрасли хозяйства и культуры. Старый государственный аппарат был ликвидирован. По в первые годы советской власти по необходимости приходилось использовать элементы его структуры, а также старые дореволюционные кадры, что отчасти возрождало бюрократические традиции в управлении. Советский государственный аппарат строился преимущественно по отраслевому признаку. Это означало, что однородные организации с общим объектом управления и сходными характеристиками и условиями функционирования управлялись из единого центра специализированным государственным ведомством. Такими ведомствами выступали, в частности, наркоматы. Структура государственных органов и учреждений постоянно менялась в зависимости от текущего момента и вытекающего из него комплекса задач, выполняемых как государством в целом, так и отдельными его учреждениями.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. М., 1969. С. 21.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК)
Тип
Тип Исполком Всероссийского съезда Советов
Государство РСФСР РСФСР ( -)
Делегаты от других республик:
Украинская ССР Украинская ССР (до )
Белорусская ССР Белорусская ССР (до )
ЗСФСР ЗСФСР (до )
История
Дата основания
Дата упразднения
Предшественник Временный совет Российской республики и Временное правительство России
Преемник Президиум Верховного Совета РСФСР
Структура

Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

Общая характеристика

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

Состав

Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

Законодательная деятельность

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.