Внутренняя политика александра 1 1881 1815. Ценз в Государственный Сейм России

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г.

и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России, согласно решениям Венского конгресса, части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - Сеймом Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбирались дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получили 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладали 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского Сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше) из Сената

и Посольской палаты. Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати,

гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821 - 1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810-1812гг. в Могилевской губернии, однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Военные поселения были организованы в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях.

Созданием военных поселений правительство рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военной службой.

Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались у родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области просвещения. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А. Балугьянский, К.И. Арсеньев, К.Ф. Герман и другие - были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера.

Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества, и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Консервативные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.

Усиление реакции с начала 1820-х гг. ярко проявилось опять-таки в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян, Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с начала 1820-х гг. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты как нарушающие конституцию.

После этого Александр I вообще не собирал Сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. В итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре

В 1812-1815 гг., когда Александр I был поглощен борьбой с Наполеоном, он предоставил чрезвычайные полномочия во внутреннем управлении Комитету министров, но, будучи во многом недоволен деятельностью его членов под руководством Н.И.Салтыкова, он хотя и оставил за Комитетом значение средоточия всей правительственной власти, однако отдал его под контроль Аракчеева. В 1815г. Аракчеев стал докладчиком по делам Комитета министров в целом, а также по делам Государственного совета. Кроме того, Аракчеев заведовал собственной его императорского величества канцелярией. Были отменены личные доклады министров государю, они теперь могли обращаться к нему только через посредство Аракчеева. В руках Аракчеева оказались все сколько-нибудь важные государственные дела: подготовка законопроектов и их исполнение, надзор за деятельностью органов центрального и местного управления, назначения на должности.

Как считает Е.Э. Лямина, Аракчеев должен был стать «своего рода орудием императорской власти в крайне сложных взаимоотношениях монарха с дворянством». Стремясь обуздать недальновидное и эгоистичное дворянское своеволие (проявления которого были различны: от активного неприятия конституционных начал в первые годы царствования и всеобщей ненависти к Сперанскому - до замыслов цареубийства), Александр мог опираться на Аракчеева как на лично ему преданного вассала, с равной неприязнью относившегося ко всем придворным группировкам 1. После окончания наполеоновских войн Александр возвращается к планам реформирования политического строя империи. На очередь встал польский вопрос, давно занимавший Александра. Большая часть герцогства Варшавского, перешедшая к России по решению Венского конгресса получила название Царства Польского.

15 ноября 1815г. Александр утвердил конституцию Царства Польского. По этой конституции Александр I становился королем польским. Польская корoна объявлялась наследственной для российских императоров, но власть их на территории Польши ограничивалась конституцией. Управление Польшей вверялось наместнику царя, каковым, Александр назначил генерала из старинного польского рода И. 3айончека. Но фактически наместником стал брат царя великий князь Константин, назначений главнокомандующим польскими вооруженными силами. Высшую законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся на свои сессии один раз в два года на 30 дней, а между сессиями - Государственный совет, действовавший постоянно. Верхняя палата Сейма состояла из лиц, назначенных королем, нижняя избиралась гражданами по сословиям. Все государственные должности замещались только поляками и официальные акты составлялись на польском языке. Объявлялись неприкосновенность личности и жилища, свобода печати; господствующей религией являлся католицизм, но гарантировалась свобода вероисповедания и другим конфессиям. Вводился равный для всех сословий суд, при независимости и несменяемости судей с гласным судопроизводством. Польская конституция была наиболее либеральным для того времени конституционным актом в Европе. Дарование ее было для Александра I дальнейшим шагом в планировавшемся им переустройстве империи.

Как вспоминал Н.И. Тургенев, «с момента возвращения русских армий в свою страну либеральные идеи, как говорили тогда, начали распространяться в России. Кроме регулярных войск, большие массы народного ополчения видела заграничные страны… Пресса более прежнего занималась тем, что происходило в других странах и особенно во Франции, где производился опыт введения новых учреждений». Как писал Н.И. Греч, «наши молодые, пламенные, благородные люди возымели ревностное желание доставить торжество либеральным идеям, под которыми разумеется владычество законов,.. искоренение вековых злоупотреблений... Правительство не может желать и терпеть зла, но, видно, средства его недостаточны, честные люди должны помогать ему». Существовавшие в 1814-1816 гг. так называемые преддекабристские объединения были легальными или полулегальными. В феврале 1816 г. возникло первое декабристское общество - Союз спасения. Большинство членов всех этих организаций, действительно, надеялись на то, что сам император дарует России конституцию, осуществит реформы.

В мае 1816 г. состоялся разговор Александра I с флигель-адъютантом полковником П.Д. Киселевым, который объехал ряд губерний России, доложил обо всем, что видел, и осторожно высказал мысль о необходимости заменить ряд чиновников, берущих взятки, и осуществить некоторые частные реформы в государственном управлении. Александр отвечал: «Мы должны теперь идти ровными шагами с Европою; в последнее время она столько просветилась, что по нынешнему положению нашему оставаться позади мы уже не можем; но на все надо время… уменьшать злоупотребление, конечно, должно, но одни всего не успеешь сделать, помощников нет, кругом видишь обман… Я знаю, что в управлении большая часть людей должна быть переменена, и ты справедлив, что зло происходит как от высших, так и от дурного выбора низших чиновников; но где их взять? Я и 52-х губернаторов выбрать не могу, а надо тысячи… Вдруг всего не сделаешь, помощников нет».

В начале 1816 г. эстляндское дворянство заявило о своей готовности освободить крепостных крестьян. Уже в 1804-1805 гг. крестьяне Прибалтийских губерний получали определенные права. 23 мая 1816 г. была издано «Положение об эстляндских крестьянах». Крестьяне получили личную свободу, но без земли, которая объявлялась собственностью помещиков. Крестьянам предоставлялось право владения земельными наделами на условиях аренды, и возможность в перспективе приобрести их в собственность посредством выкупа у помещика. С другой стороны, устанавливается 14-летний переходный период, в течение которого помещик в значительной мере сохранял свою власть над крестьянами. Крестьяне не получили права свободы передвижения и выбора рода занятий, и, таким образом, превращались фактически в бесправных арендаторов иди батраков. Все же «Положение об эстляндских крестьянах» было первым за несколько столетий русской истории актом, которым власть уничтожала крепостное право, пусть и на части территории огромной Российской империи. Это было публичное проявление готовности императора идти на конкретные меры по освобождению крестьян. (На аналогичных условиях крестьяне были освобождены в августе 1817 г. в Курляндии и в марте 1819 г. в Лифляндии).

В том же 1816 г. происходит возврат к практике создания военных поселений. В этом году на землях государственных крестьян Новгородской губернии была поселена 1-я гренадерская дивизия, в 1817 г. в Херсонской и Слободско-Украинской губерниях - 3-я Украинская и Бугская дивизии. Непосредственное начальство над украинскими поселениями император поручил генералу К.О. Витту, над новгородскими - Аракчееву, который, впрочем, по должности председателя Военного департамента Государственного совета по личной просьбе монарха курировал организации и ход всего дела. Теперь военные поселения создаются на иных, чем до войны, началах. На этот раз жители, мест, предназначенных под военные поселения, не выселялись, а обращались в военных поселян. К ним подселялись солдаты «действующих» (регулярных) частей пехоты и кавалерии - по два солдата на поселенное семейство. Все поселяне должны были одновременно заниматься и земледелием и военной службой. В военных поселениях учреждались школы, госпитали, ремесленные мастерские. Сыновья военных поселян с 7 лет зачислялись в «кантонисты»; сначала они, оставаясь при родителях, обучались в школе чтению, письму и счету, а с 18 лет их уже переводили в воинские части.

Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде они должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, заниматься военным обучением. По приказу военного начальства устраивались браки. Каждый разряд военных поселян имел свое обмундирование. Коренная ломка прежнего, привычного быта воспринималась поселянами весьма тягостно. Но особенно тяжелыми оказались обширные строительные и дорожные работы, являвшиеся причиной высокой смертности среди поселян.

Аракчееву приходилось применять самые жесткие меры при подавлении крестьян и казаков, сопротивлявшихся введению военных поселений. В 1817г. против восставших крестьян Новгородской губернии, упорно не желавших становиться поселянами, была применена даже артиллерия. Массовой экзекуции в 1817-1818 гг. были подвергнуты казаки Херсонской губернии, не желавшие переходить на положение военных поселян. Супруга великого князя Николая, Александра Федоровна, вспоминала, что в ходе поездки императорской фамилии в Москву «попадались местами жители некоторых деревень, на коленях умолявшие о том, чтобы положение их не изменяли». «Административный почерк Аракчеева, - пишет Е.Э. Лямина, - без труда читался в методах реализации проекта, и современники… связывали устройство поселений с его именем, хотя инициатива здесь принадлежала императору, а сам граф неизменно подчеркивал, что он, лишь беспрекословный исполнитель монаршей воли; чрезмерную жестокость, сопровождавшую введение поселений, он с характерной язвительностью объяснял излишним усердием своих подчиненных».

Согласно мемуарам Александры Федоровны, «в это время Аракчеев был самым деятельным помощником императора. Он был необходим ему и работал с ним ежедневно. Через его руки проходили почти все дела. Этого человека боялись, его никто не любил». Современники не переставали удивляться беспредельному возвышению Аракчеева. Многим казалось, что император удалился от дел по внутреннему управлению империей, отдал его в руки Аракчеева. Большая часть дворянства относилась с осуждением к военном поселениям. Но в присутствии Аракчеева «никто не осмеливался говорить о них иначе как с величайшей похвалою» , а при дворе «все без изъятия перед ним изгибалось» .

В 1817-1818 гг. начинается работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. О серьезности и фундаментальности, намерений Александра свидетельствует тот факт, что одним из исполнителей своего замысла он избрал Аракчеева, которому доверял разрабатывать осуществлять свои самые сокровенные замыслы.

Александр продолжал считать в то время, что освободить крестьян можно без всякого насилия над помещиками - стоит лишь предложить им выгодные условия (опыт Прибалтики только укреплял его в этой мысли). Он так и не смог до конца понять истинных причин, которые заставляли прибалтийское дворянство добиваться освобождения крепостных и в то же время толкали российское дворянство на пассивное, но непоколебимое сопротивление любым эмансипационным. шагам правительства, причин, обусловленных разным уровнем социально-экономического развития собственно русских губерний и Прибалтики. Поэтому в рекомендациях, данных Аракчееву перед началом работы, Александр I настойчиво проводил мысль о недопустимости какого бы то ни было насилия со стороны государства по отношению к помещикам. Проект готовился в величайшей тайне; Александр опасался как мощного противодействия дворянства, так и крестьянских волнений.

Проект Аракчеева предусматривал покупку помещичьих имений с крепостными в казну «по добровольному на то помещиков согласию». Продавать государству крепостных, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основ - либо обрабатывая наемными рабочими оставшуюся у них землю, либо сдавая ее в аренду крестьянам. Крестьяне при освобождении получали по 2 десятины земли на ревизскую душу на условиях аренды, но в будущем они могли приобрести землю в собственность. В феврале 1818 г. проект был представлен Александру I и одобрен им.

В эти годы широко развернуло свою деятельность русское отделение Библейского общества, которое ставило своей задачей издание книг Священного Писания на языках народов России и распространение их по низкой цене или бесплатно. В чтении Библии, как считали основатели Общества, «подданные научаются познавать свои обязанности к Богу, государю и ближнему, а мир и любовь царствуют, тогда между вышними и нижними». Библейское общество, имевшее конечной целью слияние всех христианских конфессий, хорошо отражало характер того религиозного просвещения, которое Александр готов был признать основой желательной для него общественности. В него вошли представители всех существующих в России христианских вероисповеданий (кроме католиков). Средства для своей деятельности библейское общество получало за счет взносов членов Общества и частных пожертвований. Александр I пожертвовал 25 тысяч рублей. Председателем Общества был назначен князь А. Н. Голицын, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода и председателя Главного управления духовных дел разных исповедений. Н.И. Греч, называвший Голицына «поверенным души императора», писал: «Кто не принадлежал к Обществу Библейскому, тому не было хода ни по службе, ни при дворе». Главным противником Голицына был Аракчеев. «Князь оказывал к нему презрение и даже никогда не кланялся. Александру это, видно, нравилось по правилу: divide et impera».

Помимо издания Библии, Библейское общество способствовало распространению школ взаимного обучения, принимало живое участие в делах благотворительности. Однако многие православные иерархи, высказывали недовольство участием в Обществе инославных, изданием мистической литературы. Мистицизм широко распространился в дворянских кругах. Библейское общество обвинялось и в связях с тайными обществами, цель которых - «потрясение религии и престола». Среди духовных лиц вызвало неодобрение и создание в 1817г. «двойного» Министерства духовных дел и народного просвещения под управлением того же А.Н. Голицына. Синод стал одним из отделений Министерства. В создании «двойного Министерства», как и в более ранних мерах конфессиональной политики Александра I, ярко проявился принцип вероисповедного индифферентизма государства. «Власти просвещенного абсолютизма... видели в разноголосице исповеданий лишь досадное для планомерного воспитания общества согласно своим предначертаниям», -- писал А.Е. Пресняков. Кроме того, здесь отразились и симпатии Александра к масонству, желавшему освободить людей «от религиозных заблуждений их предков». Министерство Голицына должно было распространять в России религиозно-просветительскую идеологию Священного союза. В 1818 г. особому комитету, созданному при Министерстве духовных дел и народного просвещения, было предписано: согласовать преподавание всех наук с верой в Бога и принципом самодержавной власти.

15 (27) марта 1818 г. состоялось открытие первого заседания сейма в Варшаве. Александр произнес речь, в которой объявил о своем намерении ввести подобный польскому конституционный порядок на всей территории России: «Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно те, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений и которых спасительное влияние надеюсь я с помощью Божией распространить на все страны, Провидением попечению моему вверенные. Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости».

Для ближайшего окружения императора эти мысли были отнюдь не новы, но, произнесенные гласно не только на всю Россию, но на весь мир, они стали, можно сказать, сенсацией. «Вы призваны, - говорил далее император, обращаясь к полякам, - дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры», доказать, что принципы «законно-свободных» учреждений напрасно смешивают с революционными, тогда как они, если осуществлять их разумно, «совершенно согласуются c порядком».Спустя месяц в речи при закрытии сессии сейма Александр заявил, что высоко ценит «независимость мнений» избранников сейма, ибо «свободно избранные должны и рассуждать свободно».

Речи Александра молниеносно разнеслись по России. Среди помещиков они были истолкованы как свидетельство близящегося освобождения крестьян. Ни в среде влиятельных помещиков, ни в среде высшей бюрократии и аристократии никто не выразил одобрения замыслам императора. Но варшавские речи Александра произвели сильное впечатление на умы либерально настроенных русских людей, а также многих членов нового тайного общества декабристов - Союза благоденствия, укрепив их надежды на конституционные намерения царя. Н.М.Карамзин писал: «Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах: спят и видят конституцию; судят, рядят…»

В апреле 1818 г. Александр издал конституционный «Устав образования Бессарабской области». Верховный совет области, состоявший из 5 назначавшихся членов и 6 депутатов, избранных от дворянства, наделялся законодательными и распорядительными полномочиями. Его решения были окончательными и не подлежали утверждения императора. В мае-июне того же года по поручению Александра I в канцелярии министра юстиции Н.Н. Новосильцева началась работа над конституцией для России - «Государственной уставной грамотoй Российской империи» - в духе принципов польской конституции 1815г. В 1818г. был издан закон, позволивший казенным, удельным и помещичьим крестьянам, и вольным хлебопашцам основывать фабрики и заводы. Продолжалась работа над проектoм освобождения крестьян.

Для выработки основ крестьянской реформы был создан специальный Секретный комитет. Окончательный проект освобождения крестьян так и не был создан, но сохранившиеся материалы показывают, что авторы стремились предложить меры, которые могли бы привести к разрушению общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа.

В эти годы издавались книги К.И. Арсеньева «Российская статистика», А.П. Куницына «Право естественное», Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», в которых излагались просветительские идеи, а К.И. Арсеньев открыто заявлял о вреде крепостного права. В «Духе журналов» публиковались и комментировались тексты западноевропейских конституций.

При этом в ходе работы над проектом «Уставной грамоты» опасения сопротивления со стороны дворянства были настолько велики, что работа велась в строжайшей тайне, и даже не в Петербурге, а в Варшаве. Непосредственным авторам конституционного проекта был, состоявший при Новосильцеве француз П.И. Пешар-Дешан. При работе учитывались конституционный проект Сперанского.

В июне-августе 1819 г. произошло возмущение в Слободско-Украинской (Харьковской) губернии. Здесь, в Чугуевском и Таганрогском округах, числилось 28 тысяч военных поселян. Восставшие протестовали против обращения их в военные поселяне. В донесении императору Аракчеев писал: «Никакие убеждения не действуют на бунтующих и... все они... кричат следующее: не хотим военного поселения, которое не что иное есть, как служба графу Аракчееву, а не Государю, и мы приняли решительные меры истребить графа и наверное знаем, что с его концом рушится военное поселение». Согласно воспоминаниям Н.К. Греча, «Аракчеев бессовестно обманывал императора, потворствуя его, прихоти, уверял его в благоденствии и довольстве солдат, а вспышку приписывал влиянию людей злонамеренных и иностранных эмиссаров». Для подавления бунта были стянуты регулярные войска. Было арестовано 2003 участника восстания. Наказанию шпицрутенами подверглись 54 наиболее активных участника восстания, 29 из них были забиты насмерть.

В эти годы Александр вновь возвращается к мысли об отречении от престола. А.Н.Архангельский замечает, что император заговаривал о желании «сбросить с себя бремя короны» именно тогда, когда больше всего страшился устранения (в сентябре 1812 г., в ходе подготовки к реформам 1818-1820 гг., и т.д.). Император «как бы упреждает возможный удар, как бы уговаривает всех: не волнуйтесь,.. я уйду сам,.. нужно только выбрать удобное время». Но это не значит, что он не думал всерьез о возможности отречения . Летом-осенью 1819г. между членами императорской фамилии обсуждался вопрос о возможном отречении Александра и его последствиях. Выяснилось, что великий князь Константин категорически отказывается царствовать, и, следовательно, наследником становится Николай Павлович. Согласно воспоминаниям Николая I , Александр говорил, «что он чувствует, что силы его ослабевают, что в нашем веке государям, кроме других качеств нужны физическая сила и здоровье для перенесения больших и постоянных трудов;.. и, что потому он решился… отречься от правления с той минуты, когда почувствует сему время».

К маю 1820 г. конституционный проект был полностью готов и отослан императору. В «Уставной грамоте» провозглашалось создание Государственного сейма (или Государственной думы), состоящего из Сената (его члены назначались императором) и Посольской палаты (сюда должны были входить избранные «земские послы» и депутате окружных городских обществ). Государственный сейм созывался каждые 5 лет на 30 дней. Без рассмотрения и одобрения Сейма монарх не мог издавать законы, но законодательная инициатива принадлежала исключительно, императору, он мог отклонить любой закон, утвержденный Сеймом. Император являлся главой исполнительной власти. Общее собрание Государственного совета становилось центром законодательной, исполнительной и судебной властей. Часть судей должна была быть выборной. Министры подлежали суду в случае нарушения законов и «Грамоты». Сейм обсуждал и утверждал государственный бюджет» Объявлялись свобода слова, вероисповедания (однако православие оставалось господствующей религией, а политическое и гражданское равенство предусматривалось только для христиан), равенство всех перед законом, независимость суда, неприкосновенность личности, гарантировалось право частной собственности (подразумевалось, что крепостные не входят в число граждан. Вообще о крепостном праве в проекте ничего не было сказано. Сословная структура общества, таким образом, не менялась). Избирательные права предоставлялись дворянам и горожанам, имевшим недвижимость, «именитым гражданам» (ученым, художникам, банкирам), купцам первых двух гильдий и цеховым мастерам.

«Грамота» предусматривала федеративное устройство страны, которая делилась на наместничества, где также создавались двухпалатные сеймы для рассмотрения местных узаконений, а иногда по предложению императора, и общественных. Эти сеймы избирают «земских послов» и депутатов (но эти лица должны быть утверждены императором). Назначаемый монархом наместник управляет при содействии Правительственного совета (из членов, назначенных от министерств) и Общего собрания - часть его членов выбиралась в губерниях, входящих в состав наместничества. В развитие «Уставной грамоты» предстояло выработать «Органические статуты для каждого наместничества».

«Буржуазный характер «Уставной грамоты» 1820 г. несомненен, - пишет С.В. Мироненко, - как впрочем, и ее ярко выраженный патримониальный характер». В принципе ни один вопрос не мог быть решен минуя монарха. Право монарха на вмешательство в формирование нижней палате наместнических и общегосударственного сеймов на практике означало нарушение принципа разделения властей и шаг назад по сравнению с польской конституцией. «Ограничивая самодержавный произвол, вводя его в определенные законные рамки, проект конституции 1820 г., все же сохранял доминирующее положение самодержца во всех областях государственной жизни»0. Осуществление проекта должно было, по мысли Александра I уничтожить тяготившую его зависимость императорской власти от столичной вельможно-бюрократической среды, обеспечить единство империи полным слиянием с ней Финляндии и Польши, гарантировать быстрое осуществление на местах правительственной политики.

Незначительный объем предоставляемых населению политических прав, сохранение всей полноты власти, в руках государя и его наместников согласовали подобные проекты с сохранением всей полноты самодержавия, которым как личной властью Александр пока не собирался жертвовать. Как бы то ни было, «Уставная грамота», будь она введена в действие, означала бы новый этап в истории России. Александр одобрил текст «Уставной грамоты». Новосильцев составил проект манифеста, возвещавший «любезным и верным подданным» императора о даровании конституции, с успокоительным заявлением, что она не вводит ничего существенно нового в государственный строй, а лишь упорядочивает и развивает присущие ему начала. Однако ни манифест, ни «Уставная грамота» не были обнародованы. Почему же Александр в очередной раз отказался от своих планов? Многие современники и исследователи указывают на то, что на Александра повлияли революционные события в Европе, развернувшиеся в 1820 г., бунт Семеновского полка и рост крестьянских волнений в России. Кроме того, как указывает С.Б. Мироненко, осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился очень узкий общественный слой. Среди правящей элиты переменам сочувствовали и к ним стремилась ничтожная по численности группа высших бюрократов, правда, возглавляемая царем. Единственное, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилие правительства над своей собственной социальной опорой. Но именно этого страшился Александр . Впрочем, Александр вовсе не отказался окончательно от своих планов. Летом 1820 г. Александр I говорил П.А. Вяземскому - одному из сотрудников Н.Н. Новосильцева, что «надеется привести непременно преобразования к желаемому окончанию, что и на эту пору один недостаток в деньгах, потребных для подобного государственного оборота, замедляет приведение в действие мысль, для него священную; что он знает, сколько преобразование сие встретит затруднений,.. противоречия в людях, коих предубеждения... приписывают сим политическим правилам многие бедственные события современные». Происходящие в Европе «беспорядки» - не следствие, а злоупотребление либеральными идеями и принципами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш

2 слайд

Описание слайда:

показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы. Цель урока: 1. Перемены во внутренней политике. 2. Польская конституция. 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 5. Основные итоги внутренней политики Александра I. 6.Тесты на зпкрепление План урока:

3 слайд

Описание слайда:

конституция; неприкосновенность личности; гражданские свободы; независимость; самостоятельность; автономия; мистицизм. Основные понятия: 1815 г. - принятие польской конституции; 1820 г. - проект «Уставной грамоты» Новосильцева; 1822 г. - запрет деятельности тайных организаций. Основные даты:

4 слайд

Описание слайда:

Победа России в войне с Наполеоновской Францией открывала для Александра I возможность заняться Перемены во внутренней политике. дальнейшими преобразованиям в стране. Перемен ждали все сословия Российской империи. Страна была к ним готова. Император Александр Первый

5 слайд

Описание слайда:

Прогрессивная часть дворян ожидала дальнейших либеральных реформ и принятия конституции. Крестьяне, чьими руками была одержана победа,- отмены крепостного права, облегчения налогового гнёта. Многочисленные народы России (в первую очередь поляки) – прав на национальную автономию, равенства в правах с населением России. Перемены во внутренней политике. Россия в первой половине 19 века

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Перемены во внутренней политике. При этом, император не мог не учитывать мнение старого консервативно настроенного дворянства, которое было уверено в пагубности западного мышления, считая победу Востока, то есть России, над «прогнившим» Западом (Францией), как победу самодержавия и «правильной политикой» русского абсолютизма Прибытие Александра I в Варшаву.

8 слайд

Описание слайда:

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, в которой объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России Польская конституция. Сейм царства Польского Александр Первый

9 слайд

Описание слайда:

Польская конституция. Из речи Александра Второго «прежняя организация страны позволила мне ввести ту, которую я вам пожаловал, приводя в действие либеральные учреждения. Эти последние всегда были предметом моих забот, и я надеюсь распространить, при Божьей помощи, благотворное влияние их на все страны, которые промыслом даны мне в управление.» Герб. Карта Флаг Царства Польского

10 слайд

Описание слайда:

Вторая –Палата послов Была выборной Состояла из 77 представителей дворян от каждого повета Из 51 депутата от городских и сельских общин Первая палата- Сенат Назначался императором Состоял из представителей императорской семьи Из высших административных и церковных чинов Царства Польского Польская конституция. Согласно статьям Конституции Царство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Правителем царства объявлялся русский монарх. Был создан двухпалатный сейм

11 слайд

Описание слайда:

Польская конституция. Население Царства Польского получало гражданские права: право на неприкосновенность личности, на свободу вероисповедания, на неприкосновенность частной собственности, на справедливый суд. Конституция провозглашала свободу печати, равенство всех граждан перед законом. Польский язык получил статус единственного государственного языка. Назначение на государственные должности могли получить только подданные Царства Польского. Памятник Александру i в Европе.

12 слайд

Описание слайда:

Конституции Польши была фактически революционной Александр I предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой Польская монета изображением Александра 1 Конституция Царства Польского Польская конституция.

13 слайд

Описание слайда:

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Н.Н. Новосильцев Подготовка к аналогичным реформам в России проводилась тайно. Посвящены в это были лишь узкий круг особо приближенных к царю людей. Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета графу Новосильцеву. Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи». Проект был представлен Александру I в 1820 году.

14 слайд

Описание слайда:

По Уставной грамоте Верховным правителем России был император. Совещательным органом при монархе –. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Государственный совет. Законодательная власть находилась в руках монарха и осуществлялась через Государственный Сейм при участии Наместнических Сеймов. Исполнительная власть осуществлялась императором через Государственный совет, наместников и систему министерств. Законодательная власть при формальной независимости так же зависела от воли российского царя Александр Первый

15 слайд

Описание слайда:

Разработчики грамоты впервые в истории России предполагали закрепить ряд прав человека и провозгласить свободу печати: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду. «Уставная грамота» гарантировала полноправному населению России гражданские права. Среди них свобода вероисповедания, равенство перед законом, право на справедливый суд, свобода печати, свобода передвижения (выезда за границу), гарантия неприкосновенности личности, неприкосновенность частной собственности, закрепление только за российскими гражданами права занимать государственные должности. Предполагалось федеративное устройство страны, разделенной на наместничество. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

16 слайд

Описание слайда:

В « Уставной грамоте» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущегося Россию назад крепостного права. Даже эту очень сдержанную Конституцию Александр Первый ввести в России не решился. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Крепостные крестьяне

17 слайд

Описание слайда:

Причины отказа от реформ Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 1.Мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен; 2. Революции в странах Западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России; Александр I в дороге. Гравюра. II четверть XIX в. 3. Император считал, что крестьянство не готово к свободе. 4.Он боялся разделить участь своего погибшего отца, который пытался не считаться с мнением большинства дворян.

18 слайд

Описание слайда:

Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Усиление цензуры за печатью Разрешение помещикам на ссылку крестьян в Сибирь Запрет крестьянам на подачу жалоб на помещиков Усиление реакции г- запрет тайных организаций

19 слайд

Описание слайда:

К концу жизни император стал очень духовным, часто ездил на богомолье, страдал мистицизмом, во всем видя дурные приметы и все больше отрешался от государственных дел. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр Первый, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира» Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Конный портрет Императора Александра I

Задание № 1.

Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

Стимулировали реформы

Сдерживали реформы

Социально-патриотический подъем и общее ожидание перемен
- Влияние европейского свободомыслия и револю-ционных идей
- Прогрессивный настрой широких слоев русского общества
-Включение в состав страны территорий, ранее живших по европейским законам

Консервативные слои дворянства и чиновничес-тва
- Нерешительность и непоследовательность Алек-сандра I
- Развитие революционного движения в Европе и волнения внутри страны
- Международная позиция России (охранительные принципы Священного союза)

Задание № 2.

Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа.

«Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич.

«Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению - это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор.

План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции.

Задание № 3.

Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»

Задание № 4.

Объясните значение понятий.

Конституция - основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.
Гражданские свободы (права) - права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.
«Уставная грамота Российской империи» - проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819.
Мистицизм - в широком смысле - признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.
Орден иезуитов - мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством.
Возрастной ценз - обусловленное возрастом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению какой-либо деятельности или определенных гражданских и политических прав.

Задание № 5.

Укажите правильный ответ.
Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:

а) польский король (см. примечание);
б) русский царь;
в) российский генерал-губернатор;
г) наместник русского царя.

*примечание. Русские цари (Александр I и Николай I) короновались польскими королями. Только в 1831 году после польского восстания коронование было отменено и Царство Польское стало «польскими губерниями» в составе Российской империи.

Задание № 6.

Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи».

Прогрессивные черты

Консервативные черты

Принцип разделения власти
- Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах
- Утверждение сеймом бюджета и законов
- Выборность представительской и судебной властей
- Предоставление избирательного права
- Предоставление гражданских свобод
- Свобода печати
- Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом

Суверенитет императорской власти
- Исключительное право законодательной инициа-тивы и право вето у императора
- Вся полнота исполнительной власти в руках им-ператора
- Имущественный избирательный ценз, что пред-определяло состав сейма
- Предоставление избирательных прав и гражданс-ких свобод только представителям свободных сословий
- Не затрагивался вопрос крепостного права

Задание № 7.

Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I».

Задание № 8.

Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада.

План доклада. 1) Обстоятельства прихода к власти, 2) Характеристика, 3) Характеристика царствования, 4) Заключение.
Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера.
По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству.
Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия.
Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.»

«Гроза двенадцатого года» пронеслась, и для правительства России первостепенное значение приобрела внутренняя политика.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток.

Большое внимание царь уделял организации военных поселений, идея создания которых принадлежала А.А.Аракчееву. Власти намеревались сделать их образцовыми в хозяйственном отношении и таким образом обеспечить полноценное пополнение армии. Главной целью их создания было уменьшение государственных расходов на содержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключались по предписанию начальства.

К концу царствования Александра I в военных поселениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания поселенцев стали одними из основных форм крестьянского движения в первой трети XIX в. Особенно сильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородской губернии.

Военные поселения не оправдали возлагавшихся на них надежд и не стали центрами образцового хозяйства. Несвоевременное выполнение сельскохозяйственных работ часто приводило к тому, что урожай погибал. Не превратились поселенцы и в надежную опору воинского порядка и дисциплины. Более того, жесткая муштра плодила недовольных, и дело не раз доходило до массовых протестов.

В 1819 году произошло волнение Чугуевского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отобранные у них земли, избивали и изгоняли начальников. То же вскоре повторилось в округе Таганрогского полка и в ряде других военных округов. Посмевших проявить недовольство нещадно секли, ссылали в Сибирь.

Военные поселения были упразднены в 1857 году.

Сложной проблемой оставалось крепостное право. Александр I был уверен, что с ним необходимо покончить. Но как? Если освободить крестьян без земли, предоставив им лишь формальные права свободного гражданина, чем станут они заниматься? Земля находится в собственности помещиков, а без нее земледелец обречен на голод. Кто будет обрабатывать угодья, производить сельскохозяйственные продукты, обеспечивать столь нужные стране поставки за границу?

Вопросов много, и ни один из предлагавшихся ответов на них не удовлетворял царя.

Проект закона по отмене крепостного права Александр I поручил разработать в 1818 гору А. А. Аракчееву при условии, что в законе не должно быть никаких насильственных действий со стороны правительства, а также стеснительных для помещиков мер.

А.А. Аракчеев полагал, что нельзя сразу отменить крепостную зависимость крестьян от помещиков. Он искал другой путь, экономический, - например, выкупать крестьян и дворовых людей по согласию с помещиком. Пусть это делает государство - приобретает на торгах земельные поместья и распределяет их между освобожденными крестьянами «по две десятины на душу», т. е. на каждого взрослого мужчину. Было подсчитано, что на эти цели государству потребуется 5 млн рублей ежегодно. Проект остался нереализованным.

Надежды на то, что Россия обретет правовые нормы общественной жизни, возродились в 1815 году, когда той части Польши, которая вошла в состав империи, была дарована конституция. Она предусматривала создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. Царь объявил о своем намерении распространить подобные порядки на всю страну.

Составить проект конституции для России государь поручил своему другу - попечителю Петербургского учебного округа Николаю Николаевичу Новосильцеву (1768-1838). Так в 1819 году появилась «Уставная грамота Российской империи» с предложениями по реформированию политической системы страны. Проект предусматривал введение двухпалатного законосовещательного парламента, верхняя палата которого (сенат) назначалась бы императором, а нижняя - частично избиралась, а частично назначалась.

«Уставная грамота...» провозглашала свободу слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. Но и этот проект не был реализован.

Историки много размышляли о том, почему же Александр I так и не сумел воплотить в жизнь те планы и мечты, которым симпатизировал с самого начала царствования. Приводились разные причины. Главным в этой, как казалось многим, двойственности, нерешительности Александра I было то, что он, понимая необходимость реформ, был уверен: Россия не дошла до той стадии своего развития, когда подданных следует наделить широкими гражданскими правами, государственный контроль за общественной жизнью страны - ослабить. Вполне вероятно, что боялся он и за свою личную безопасность.

В области культуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влияния церкви на светское образование. Фактически это явилось предлогом для борьбы против идей просвещения и либерализма. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А.Н.Голицыным, обер-прокурором Синода, за «вольномыслие» увольняло лучших университетских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержанием Библии, изгонялось из образования. Тем самым было искажено преподавание естественных наук. Свирепствовала цензура, запрещавшая обсуждать политические вопросы, печатать сведения о судебных процессах.

Результатом всего этого стал новый этап раскола между властью и населением страны, самодержавием и дворянской интеллигенцией в России. Фактически потерпела крах политика просвещенного абсолютизма, стремившаяся к единению власти и общества. Неудачи политических реформ в России стали приобретать систематический характер. Если в XVI - XVIII вв. это объяснялось традиционным характером общества, невозможностью опереться в деле реформ на архаические идеалы крестьянства, то в XIX в. все большую роль в отказе от реформ начинает играть консервативная позиция власти, сознательно противопоставлявшей себя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу «сверху» стали покидать либеральное дворянство.

Однако, несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.