Урок лисичка сестричка и серый волк. Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк. И самое главное, помнить и выполнять простые правила

4 класс

2 отделение, 1 вариант

Тема: «Русская народная сказка «Лиса и волк»».

Цель: содействовать пониманию содержания сказки, развивать устную речь в процессе театральной деятельности.

Задачи:

    выявить знание содержания прочитанной сказки в процессе действий с куклами.

    корригировать память, внимание, мышление, речь в процессе проведения специальных упражнений.

    воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование: презентация, ширма, кукольный театр, пальчиковые куклы, книга, картинки, маски, таблички, музыка, коробка с секретом, картинка с рыбой.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. - Здравствуйте.

Давайте познакомимся.

Меня зовут [Надежда Геннадьевна.]

(табличка с именем учителя)

Скажите, как вас зовут? [Как тебя зовут?]

(дети называют имена)

Сейчас у нас будет [урок внеклассного чтения].

Повтори, [Вика]. - Урок внеклассного чтения.

Правильно.

(Слайд 2.)

Прочитайте. - Урок внеклассного чтения.

На уроке мы будем:

работать с картинками, играть].

отвечать на вопросы,

работать с картинками,

играть.

(Слайд 3.)

Правильно.

Прочитай, [Катя], что мы будем делать на уроке.

Сегодня вы будете и

читателями, и артистами.

2. Речевая зарядка с элементами фонетической ритмики.

Артисты выступают

в театре на сцене. Вот наша сцена. Идите сюда.

- [Будем говорить].

Повтори, [Вова]. - Будем говорить.

Будем говорить как артисты.

Говорите эмоционально, выразительно!

Давайте представим, что мы волки.

Послушайте.

С_ а_ с_а_ с_а_ лиса

Скажем вместе.

С_ а_ с_а_ с_а_ лиса

Повтори, [Витя].

Послушайте.

Са-со-су лиса в лесу.

Скажем вместе.

Повтори, …

А теперь представьте, что мы лисы.

Послушайте.

С_ а_ с_а_ с_а_ лиса

Скажем вместе.

С_ а_ с_а_ с_а_ лиса

Повтори, [Витя].

Послушайте.

Са-со-су лиса в лесу.

Скажем вместе.

Повтори, …

Молодцы, говорили хорошо, как настоящие артисты.

Сядьте на место.

3. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Русская народная сказка «Волк и лиса»».

(Слайд 4.)

Прочитайте.

Вы прочитали эту сказку? - Да.

Вам понравилась сказка? - Да.

Да, очень.

Назовите героев сказки. - Дед, баба, волк,

лиса.

4. Упражнения с куклами.

Звучит музыка.

(Слайд 5.)

На компьютере появляются надписи: «Сюрприз…».

Где сюрприз? Посмотрите под партой. Может быть под столом,

за шкафом?

Надпись: «Сюрприз за сценой»

Бегите, принесите сюрприз.

Ребята выносят коробку.

Поставьте коробку на стол.

Коробку ставят на стол.

Откроем? Посмотрим сюрприз? - Да.

Открывайте! Что тут лежит?

На коробке надпись «Кукольный театр».

Ребята, это игрушки для кукольного театра.

Выберете себе куклу и наденьте на руку.

Идемте на сцену.

Сделаем наклон головы. Вот так.

Сгибаем только указательный палец.

Давайте по очереди назовем своего героя и сделаем поклон.

Максим, начинай, назови своего героя. Поклонись. - Собака.

Молодец. Катя.

Дети по очереди называют героев сказки.

Соединим руки героев. Получился хоровод. Покружимся.

На «раз» соединим пальцы, на «два» - разведем.

Чтобы кукла ходила, актеры передвигаются мелкими

шагами. Рука двигается так. Попробуйте.

А теперь попробуем по очереди пройтись за ширмой.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Звучит музыка. Учитель показывает упражнение и встает на краю ширмы, а учащиеся повторяют по очереди упражнение и встают на место, смотрят за выполнением упражнения другими учениками.)

Ребята, у кого герои из сказки «Волк и лиса»? – У меня.

Положите их на стол и сядьте на место.

Героев других сказок положите в сундучок и сядьте на место.

Молодцы, играли хорошо.

5. Работа с книгой (1 эпизод). Театральная деятельность.

а) чтение сказки

- [Максим], читай вслух, а все внимательно слушайте и следите

по книге.

Все по очереди читают сказку.

- Молодцы, читали хорошо.

б) ответы на вопросы

- [Будем отвечать на вопросы].

Повтори, [Вова]. - Будем отвечать на вопросы.

Где бежала лиса? - По дороге.

Что захотелось лисе? - Рыбы.

Кого она увидела? - Деда.

Что сделала лиса? - Растянулась

на дороге.

Зачем? - Чтобы обмануть

деда.

Зачем дед взял лису? - На воротник для своей жены.

Привез дед рыбу домой? - Нет.

Почему? - Лиса всю рыбу выкинула

с саней.

Молодцы, на вопросы ответили правильно.

в) просмотр и постановка этюда

- [Будем играть.]

Повтори, [Вика]. – Будем играть.

Посмотрите, что сделала лиса, когда увидела деда.

(Слайд 6.)

Кто будет лисой? Кто дедом?

Идите сюда. Наденьте куклу.

Идите за ширму.

Дети показывают этюд «Как лиса обманула деда».

Молодцы, играли хорошо, сядьте на место.

г) работа с картинками

Ребята, у вас на парте картинки.

Выберите картинку, которая подходит к отрывку,

который вы прочитали.

Вы согласны с мнением …?

Наклейте её.

6. Физ. минутка для глаз

Будем играть.

(Слайд 7.)

Следите глазами за лисой.

Молодцы.

7. Работа с книгой (2 эпизод). Театральная деятельность.

Вика, читай.

Слушайте внимательно, потом будем

отвечать на вопросы.

Молодец.

б) ответы на вопросы

Будем отвечать на вопросы.

Кто встретился на дороге? - Волк и лиса.

Что попросил волк у лисы? - Рыбу.

Сколько рыбы дала лиса волку? - Нисколько.

Что ответила лиса? - Сам налови.

в) пальчиковый театр

Будем играть.

Ребята, у вас на столе лежат игрушки.

Это пальчиковый театр.

Наденьте на пальчики игрушки.

Покажите лису. Волка спрячьте.

Идет лиса по дороге и собирает рыбу.

Навстречу волк.

Волк говорит: «Здравствуй, лиса».

Лиса отвечает: «Здравствуй, волк».

Учитель подходит к ученикам и произносит слова волка

г) чтение по ролям

(Слайд 8.)

Учитель детям надевает маски. Звучит музыка для лисы.

- [Вика], иди на сцену, как лиса.

Какая лиса красивая! Довольная лиса, у нее много рыбы.

- [Максим], иди на сцену, как волк.

Звучит музыка для волка.

Волк голодный. Ищет еду.

Вы артисты, читайте выразительно, эмоционально!

Молодцы, сядьте.

е) работа с картинками

Вы согласны с мнением …?

Наклейте её.

8. Работа с книгой (3 эпизод). Театральная деятельность.

а) чтение сказки

Максим, читай вслух, а все внимательно слушайте и следите.

б) ответы на вопросы

Будем отвечать на вопросы.

Как волк ловил рыбу? - Хвостом.

Где ловил волк рыбу? - В прорубе.

Вот прорубь

(Слайд 9.)

Какие слова говорил волк? - Ловись, ловись, рыбка,

большая и маленькая!

Скажем, как волк.

Повтори, …

- …, скажи громко.

в) просмотр и демонстрация этюда

Будем играть.

Ребята, посмотрите, как волк ловит рыбу.

(Слайд 10.)

Кто будет волком?

Иди сюда. Надень куклу.

Какие слова ты будешь говорить за волка?

(табличка со словами, если ребёнок забыл слова)

Как нужно их сказать? - Громко.

Ребенок показывает этюд «Волк ловит рыбу».

Молодец, сядь.

г) работа с картинками

Выберите картинку, которая подходит к этому отрывку.

Наклейте её.

9. Работа с книгой (4,5 эпизоды).

а) чтение сказки

Читай, ….

б) ответы на вопросы

Сколько рыбы наловил волк? - Волк не поймал рыбы.

Почему волк не смог наловить рыбы? - Он ловил хвостом.

На хвост рыбу

ловить нельзя.

Как ловят рыбу? - Удочкой.

Что случилось с волком? - Волка побили,

у него оторвался хвост.

Почему у волка оторвался хвост? - Хвост заморозило.

(Слайд 11.)

Что случилось с лисой? - Она испачкалась тестом.

Что лиса сказала волку? - У меня мозг вытек.

Правду сказала лиса? - Нет. Обманула.

Волк наказал лису? - Нет.

(Слайд 12.)

Как закончилась сказка?

(Слайд 13.)

Выберите правильный ответ.

    Лиса попросила прощения у волка.

    Лиса пожалела волка и понесла его на спине.

    Волк пожалел лису и понес ее на спине.

10. Обобщение прочитанного .

Мы с вами обсудили сказку. А сейчас подумайте,

какая лиса?

Лиса жадная и хитрая.

Это сказка. В жизни тоже бывают такие люди: жадные,

хитрые. Такими быть нельзя.

Как вы поступили бы, если у вас было бы много конфет и

А ты?

Молодцы.

Вика, иди сюда. Вот тебе конфеты. Ты можешь их съесть сама,

а можешь угостить ребят. Как ты поступишь? - Поделюсь.

Молодец, угощай ребят.

(Слайд 14.)

Будьте добрыми, щедрыми!

11. Итог урока - Ребята, наш урок подошел к концу.

Что мы сегодня делали на уроке? - Играли, отвечали

на вопросы,

читали, работали

с картинками.

Да, мы с вами обсудили сказку, поиграли, наклеили картинки в

книжку. Эти книжки я дарю вам. Прочитайте эту сказку

своим родителям.

До свидания.

Тема урока : Русская народна сказка « Лисичка- сестричка и волк»

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой о животных

«Лисичка- сестричка и волк», создав благоприятную обстановку для восприятия.

Планируемые результаты:

П редметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; рассказывать сказку по плану, выразительно читать, составлять характеристику героев.

М етапредметные:

регулятивные: определять цель урока с помощью учителя; развивать умение анализировать и обобщать; пересказывать по предложенному плану;

познавательные: расширить знания о произведениях устного народного творчества; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; развивать воображение при работе над сказкой;

закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;

учить выделять особенности народной сказки;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, развивать устную речь учащихся, принимать участие в совместной деятельности;

личностные: учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам,

воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

Оборудование: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.

Компьютерная презентация урока.

Выставка книг «Народные и авторские сказки».

Реквизит для постановки сказки « Теремок»: куклы – лягушка и мышка, теремок. Иллюстрации к сказке для составления плана (приложение 3), карточки со словами для составления характеристики героев, модели для составления обложки, таблица « Правила работы в паре, группе», «тучки» для рефлексии.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Дети приветсвуют друг друга. Желают хорошего настроения.

2.Мотивирование к учебной деятельности

1слайд

Литературное слушание– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.

Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок.

В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
И пока я не скажу « пять»,
Глазки вы не открывайте . (Считаю до 5, дети открывают глаза).

Показ отрывка из сказки «Теремок»

(кукольный театр)

Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

Почему эту сказку называют народной?

А ещё, какие бывают сказки?

Дети закрывают глаза.

Ребята открывают глаза, появляется театральная ширма, разыгрывается отрывок из сказки « Теремок»

Подготовленные ребята выходят для показа отрывка и из сказки

«Теремок» ( Приложение1)

Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

Сочинил народ.

3. Актуализация знаний

Работа в паре. (слайд 2)

Повторение правил работы в паре.

Таблица « Правила работы в паре»

Дети, рассмотрите книги, лежащие на парте.

Что общего у всех этих книг?

Распределите книги на две группы.

На какие группы вы разделили все сказки.

Назовите сказки народные, авторские.

Работа с выставкой книг.

Расставить книжки по группам на полки. На верхнюю сказки авторские, на нижнюю народные сказки.

Какие сказки появились раньше авторские или народные? Почему?

Давайте вернемся к сказке, отрывок, которой вы видели.

О ком эта сказка?

Как вы думаете, вы все уже сказки о животных прочитали?

А хотите познакомиться сегодня с такой сказкой?

Что бы познакомиться с такой сказкой, что мы должны сделать?

Какие личные качества ученика вам могут пригодиться на уроке.

Дети называют правила:

Работать должны оба.

Один говорит - другой слушает.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси

Это сказки о животных.

Народные: «Петушок и бобок», «Теремок», «Курочка Ряба» « Лисичка со скалочкой».

Народные. Потому что раньше люди не умели писать и могли только рассказывать друг другу разные истории, дополняя их или изменяя. Передавались сказки в устой форме, поэтому определить кто автор и время создания невозможно.

О животных

Нет.

Да.

Найти в библиотеке такую сказку и прочитать. Прочитать в хрестоматии.

Дети называют: активность, любознательность, терпение, внимательность, честность.

4.Постановка учебной задачи

Подумайте, о какой сказке пойдет речь на нашем уроке? Кто будут герои? (показать книгу)

Предлагаю послушать новую русскую народную сказку, в которой встретятся герои-животные, это сказка «Лисичка- сестричка и волк»

О народной сказке.

Животные.

Открывают учебник с 111.

5. Открытие нового знания

Слушание сказки. (слайд 3)

Сядьте удобно. Приготовьтесь слушать.

Рассказывание русской народной сказки близко к тексту.

Дети слушают.

Физминутка (слайды 4-12)

6. Первичное закрепление

Словарная работа. (Приложение 2)

Вам понравилась сказка? Чем?

Все ли слова в сказке вам были понятны?

Как вы понимаете значение этих слов:

ПОЖИВИТЬСЯ, ВОЗ,УЛУЧИЛА,

СМЕКНУТЬ,ПРОРУБЬ,КОРОМЫСЛО,

ОТДУВАЛСЯ, КАДКА

Ребята, из какой книги я узнала о значении этих слов? Для объяснения значения слов обращаюсь к толковому словарю Ожегова.

Беседа по содержанию сказки.

Можно Волка и Лису назвать главными героями сказки? Почему?

Почему лиса выбежала на дорогу?

Кого увидел дед на дороге?

Как лежала лисичка?

На самом ли деле лисичка была неживая?

О чем подумал дед, взяв лисичку?

Что стала делать лисичка, пока ехал дед?

А сразу ли она стала это делать?

Довез ли дед рыбу и лису домой?

О чем тогда догадался дед?

Что делала лисичка с выброшенной рыбой?

И тут к лисичке подошёл…

Рассказала ли правду лисичка о том, откуда у неё рыба?

Что лисичка посоветовала волку?

А с какими словами лиса ходила вокруг волка?

Долго ли сидел волк у проруби?

Много ли рыбы наловил волк?

Почему волк остался без хвоста?

А что в это время делала лиса? Что с ней произошло?

Как встретились вновь?

Как лиса снова обхитрила волка?

Что она приговаривала?

Составление словесного портрета героев.

Какой вам представляется лиса?

Как часто в других сказках называют лису? Почему?

А в этой сказке лису можно назвать плутовкой?

Каким представляете волка?

В этой сказке мне хотелось бы волка назвать простофиля. Как вы думаете почему?

Почему волк в конце сказки не бросает лису, наоборот помогает ей?

Кто из героев сказки вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

Дети говорят, как они понимают значения этих слов.

Из толкового словаря.

Можно, т.к. все события, происходящие в сказке, происходят вместе с этими героями. Волк и Лиса присутствуют в сказке сначала и до конца.

Была голодная.

Лисичку

Как мёртвая

Нет, она притворилась

Взял на воротник в подарок

Стала выбрасывать рыбу

Нет.

Лиса была не мертвая

Собрала в кучу и ела

Волк

Нет, она его обманула, схитрила, соврала

Чтобы сходил на речку и наловил рыбы

Мерзни, мерзни, волчий хвост

Всю ночь

Ни одной.

Хвост замерз, а бабы били, чем попало: ведрами, коромыслами; Ели вырвался.

Она забралась в избу, и вымазалась тестом.

Лиса увидела волка, испугалась. Но что бы

разжалобить его она притворилась тоже побитой. Она говорила

« Битый не битого везет»

Рыжая, с маленькими глазками, пушистая.

Плутовка.

Лиса хитрая.

Да. Потому что она обхитрила деда и волка.

Дети характеризуют волка.

Потому что волк повел себя глупо, поверив лисе.

Потому что он добрый.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (слайд 13)

Работа в группах (слайд 14-15)

Повторение правил работы в группе.

Таблица « Правила работы в группе»

Дети разбиваются на 5 групп по 4-5 человек.

1задание. Работа с пазлами. Составление картинного плана.

Назовите, какие сюжеты из сказки у вас получились.

Что было в начале? Какое событие было дальше?

Что произошло потом?

2 задание. Составление характеристики главных героев. На доске вывешены картинки с изображением лисы и волка. Учащимся даны слова-эпитеты.

Прочитайте слова. Подумайте, о каком герое можно так сказать?

3задание. Подготовка выразительного чтения отрывка из сказки.

После чтения отрывка ребята самостоятельно оценивают друг друга, выбирают лучших чтецов.

Дети называют правила: 1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

1.Каждая группа складывает одну иллюстрацию из пазлов. Определяет место происходящих событий. Кратко пересказывает по плану свой сюжет.

1.Как лиса обхитрила деда.

2. Встреча лисы и волка.

3. Волк ловит рыбу на реке.

4. Лиса в избе.

5. Битый не битого везет.

2.Распределяют слова (добрый, догадливая, сообразительная, хитрая, простофиля, доверчивый, глупый, умная, находчивая, добродушный), характеризующие главных героев. Прикрепляют слова к картинкам лисы и волка.

3.Учащиеся самостоятельно читают отрывок в группах. Выбирают чтецов для чтения вслух. (Тетрадь стр. 47 № 2)

8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

1.Моделирование учащимися обложки.

Выберите из предложенных условных значков (заместителей литературных понятий-жанров:

кружок коричневый, кружок зеленый, прямоугольник коричневый) правильный и приклейте к листу. Подпишите.

2.Коллективная проверка.

Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

А какой символ существует для сказки?

О ком говорится в этой сказке?

Если говорится о животных, то какого цвета круг?

3. Самопроверка по образцу. Взаимопроверка.

Похвалите своего соседа, если он все сделал правильно, если ошибся, помогите исправиться.

Дети выбирают из предложенных символов - нужный. Приклеивают к листу и подписывают.

Выполняют самостоятельно.

Сказку

Кружок.

О животных.

Коричневый.

Нет. Это русская народная сказка.

Сравнивают с образцом. Обмениваются моделями.

9.Подведение итога урока

Беседа с учащимися.

Ребята, с какой сказкой вы познакомились на уроке?

О ком эта сказка?

Игра « Собери крылатое выражение » (Слайд 16 )

Как вы понимаете смысл этого выражения: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Чему учит эта сказка?

Вывод. В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и добрыми, как волк. Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций.

Кто запомнил эту сказку, может пересказать своим близким. Тем, кто желает больше узнать сказок о животных, обратитесь в нашу библиотеку.

РНС « Лисичка – сестричка и волк»

О животных.

Каждая группа из разрезанных слов собирает крылатое выражение.

Сказки нас чему-то учат.

Быть честным, добрым;

На добро отвечать добром и если обидели никогда не мстить, отвечать добром.

Рефлексия слайд 17

Продолжите предложения:

На уроке мне было…

На уроке я узнал….

Больше всего мне на уроке понравилось….

Какие личные качества ученика вам помогали сегодня на уроке?

Выразите ваше отношение к уроку, определив место «облачка» возле солнышка: если вы довольны уроком, облачко прикрепите, не закрывая солнышко, если нет – облачко прикрывает солнышко.

Дети высказывают свое мнение. Говорят, что им понравилось на уроке, что было интересным, где возникала трудность и как они с ней справились.

Называют личные качества, которые им помогли работать на уроке.

Прикрепляют свои «облачки» к солнышку.

Конспект урока по литературному чтению

Раздел: Сказки.

Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

Развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

    формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,

I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.

Методы: подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?

II . Актуализация знаний.

Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?

Чем отличается сказка от других жанров литературы?

Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

Назовите народные сказки.

Дополните предложенную схему.

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?

Это всё сказки.

В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III . «Открытие нового знания»

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.

- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Но вначале проведём словарную разминку.

Словарная разминка:

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.

Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.

А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.

Это лиса.

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Лиса и медведь»

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

«Лисичка-сестричка и волк»

Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV . Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Конспект урока по литературному чтению

Раздел: Сказки.

Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

Развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

    формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,

I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.

Методы: подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?

II . Актуализация знаний.

Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?

Чем отличается сказка от других жанров литературы?

Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

Назовите народные сказки.

Дополните предложенную схему.

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?

Это всё сказки.

В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III . «Открытие нового знания»

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.

- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Но вначале проведём словарную разминку.

Словарная разминка:

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.

Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.

А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.

Это лиса.

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Лиса и медведь»

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

«Лисичка-сестричка и волк»

Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV . Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Марина Никишова
Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

По теме : «Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк »

Интеграция образовательных областей : «Социально коммуникативное, «Познавательное» , «Речевое» , «Физическое» .

Задачи приоритетной образовательной области : Познакомить с русской народной сказкой «» ., помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания . Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями. Воспитывать моральные качества : уважение, доброту, честность к другим людям.

Задачи образовательной области в интеграции : Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки ; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам .

Предпосылки учебной деятельности : Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки , замечать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение, слуховое внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки .

Оборудование для педагога : ноутбук, проектор, иллюстрации к сказки (лиса украла рыбу, волк ловит рыбу . Волка бьют жители деревни , волк везёт лису

Оборудование для детей : Маски волка и лисы .

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательная область (вид деятельности) (характеристики)

Восприятие,

Социально коммуникативное,

Речевое. Сюрпризный момент,

Чтение стихотворения

Загадка Вызвать интерес к чтению сказки . Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;. Привлечь детей к активной работе во время занятия .

Дети понимают, чем они занимаются по развитиюречи. Дети активны в работе во время занятия .

Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка , стихотворение или рассказ .

Жили- были дед и баба, И была у них курочка Ряба. (Сказка )

Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. (Стихотворение)

Наступила зима. Выпал первый снег. (Рассказ )

Сегодня мы поговорим о сказках . Ребята, а вы любите сказки ? Какие сказки вы знаете ? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев. (показ картинок)

Ребята, какие вы молодцы! Конечно есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку , а о ком она вы узнаете отгадав загадки.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса, а зовут её. (лиса)

Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (волк )

Кто же герои сказки ? (Лиса и волк ) .

Итак, сказка , которую я сейчас вам прочитаю называется «Лисичка- сестричка и серый волк . (чтение сказки ) .

ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖЕ»

Кто – ни будь из детей выходит из комнаты, пока остальные договариваются, о ком будут отгадывать загадку. Потом они говорят, на что похож тот, о ком они загадали. А вышедший ребёнок должен отгадать загадку. Игра проводиться 3-4 раза

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)

Восприятие

Социально коммуникативное,

Познавательное.

Музыкально – художественное

Чтение сказки

Сценическое упражнение «Мимика»

Театрализованная игра Учить детей играть роли персонажей художественных произведений. Обогащать словарный запас детей, закреплять и уточнять значения слов; Развивать у детей умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалобность) ; Вызывать интерес у детей к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство уважения друг к другу. Дети умеют играть роли персонажей, у детей обогащен словарный запас, дети выражают разнообразные эмоции (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалость, дети участвуют в театрализованной деятельности, доброжелательно относятся друг другу.

Воспитатель читает русскую народную сказку «Лисичка – сестричка и волк » .

Вопросы по сказке :.

Понравилась ли вам сказка ?

Кто запомнил, как она называется?

Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)

Какой в сказке волк ? (голодный, добрый, доверчивый)

Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

Почему лиса обманула волка ?

Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по -доброму., тем более лиса и волк были приятелями .

А в какое время года происходит действие сказки ? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно) .

А вы боитесь морозов?

Тогда давайте с вами поиграем.

Физкультминутка. «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко не мороз

Тронет щёки, тронет нос

Значит надо не зевать

Много прыгать и скакать.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)

Восприятие

Музыкально – художественная.

Чтение

Театрализованное представление.

Рефлексия

Пополнение словарного запаса; развивать диалогическую речь, Дети пополнили словарный запас, развили диалоговую речь. Дети получили позитивные эмоции от занятия .

Воспитатель : Ребята, вы помните хорошо сказку ? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки .

Что сказала лиса ? Что ей волк ответил ? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.

Воспитатель : Едет лиса на волке . (один за другого держится) и приговаривает.

Лиса : Битый небитого везёт.

Волк : Что ты мне лисонька говоришь?

Лиса : Битый- битого везёт!

Волк : Да правильно.

Воспитатель : Довёз волк лису до норы , соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что ?

Зрители : Смеётся- посмеивается.

Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

Рефлексия :

Что мы сегодня делали? Что понравилось?. На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Вы молодцы!

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.