Светское общество в изображении «Война и мир» (Толстой Лев Н.). Что такое светское общество? Понятие и описание (по роману "Война и мир") Отношение светского общества к войне

Лев Николаевич Толстой - русский писатель, публицист, философ, моралист, вероучитель, педагог. Автор великого произведения "Война и мир", описывающее русское общество в эпоху войн против Наполеона в период с одна тысяча восемьсот пятого по одна тысяча восемьсот двенадцатый год.

Замысел романа формировался еще задолго до начала работы над тем текстом, который известен сегодня. Главной темой данного произведения является историческая судьба русского народа в Отечественной войне.

Изображая быт и характер простого народа, Лев Николаевич Толстой рисует яркими красками жизнь и нравы светского общества, в большинстве случаев состоявшее из дворян. Надо заметить, что светское общество в тот период делилось на два типа-петербургское и московское.

Когда Лев Николаевич Толстой работал над созданием своего романа, Санкт- Петербург являлся столицей Российской империи, характеризующей архитектурное великолепие города в сочетании с холодной угрюмостью и неприступностью.

Своеобразный характер города писатель переносит и на петербургское общество, главными занятиями которого являлись балы, различные приемы и светские рауты. Именно там обсуждались политические, светские и культурные новости, происходящие в это время в стране. Главными представительницами светских обществ являлись Анна Павловна Шерер-фрейлина, приближенная императрицы, смысл жизни которой заключался в успешном существовании ее салона, и Элен Курагина - развратная, глупая, лживая девушка, однако, несмотря на это, пользовавшаяся огромным успехом в свете и имевшая постоянных поклонников.

Особенностью петербургского общества была фальшь, наигранность. Все светские вечера, на мой взгляд, были похожими на маскарад, где персонажи, с которыми знакомит нас автор, лишь играют свою роль, надевая ту или иную маску.

Совершенно противоположным предстает перед нами московское общество, яркими представителями которого является семья Ростовых.

На первый взгляд может показаться, что светское общество Москвы мало чем отличается от общества Санкт-Петербург. Однако позже мы можем заметить, что разговоры дворян не были лицемерными и пустыми, Ростовы и из гости говорили искренне, всей душой волнуясь за судьбу своего государства и его граждан. К тому же, московское дворянство было ближе к русскому народу, его традициям и обычаям, что говорит о доброте, открытости и радушии представителей данного круга общения. Однако не стоит полагать, что Лев Николаевич Толстой идеализирует московское общество. Напротив, он подчеркивает многие его черты и нравы, которые не находят одобрения в лице автора. Но тем не менее, закрывает глаза на эти незначительные вещи глаза.

В заключение хочу отметить, что роль светского общества очень важна в произведении.На основе антитезы автор показывает нам как хорошие, так и плохие качества этих обществ, в конечном итоге выявляя правдивую и целостную.

Все герои романа «Война и мир» (как вымышленные персонажи, так и исторические лица) сгруппированы и оценены Толстым в зависимости от степени их близости или отдаленности от народа. Этот единый принцип характеристики и оценки всего множества действующих лиц (а их в романе более пятисот) позволил писателю свести воедино изображение людей самых разных социальных слоев и различных индивидуальных судеб.

Главное обвинение, которое Толстой предъявляет петербургскому светскому обществу, ведущему «призрачную», искусственную жизнь, заключается в оторванности от народа особенно в годину грозных испытаний. «Война и мир» начинается с описания вечера в салоне Анны Павловны Шерер, где собирается столичная знать. Само по себе сравнение вечера с прядильной мастерской («Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели») достаточно точло и определенно выражало авторское отношение к миру фальши и пустоты, к той искусственной жизни, для которой характерны механистичность, мертвенность. Мысль старого князя Болконского о европейской политике: «какая-то кукольная комедия» - получает обобщенное значение.

Л. Н. Толстой выдвигает определенные критерии, с помощью которых он определяет ценность человеческой личности: отношение человека к родине, народу, природе, способность к самоанализу, глубине переживаний, нравственные искания. Представители светского общества испытания на человечность не выдерживают. Среда Курагиных и им подобных (Адольф Берг, Борис Друбецкой и Растопчин с его псевдопатриотизмом) отличается именно безжизненностью, кукольностью, враждебностью ко всему подлинно человеческому, естественному, наконец, просто порядочному. Василий Курагин пытался ограбить Пьера, его сын, Анатоль, вовлекал Пьера в скандальные истории, он же принес много горя Марье Болконской, Наташе Ростовой. У Пьера были все основания сказать, обращаясь к Элен и имея в виду не только ее одну, но и весь светский мир, который она воплощала: «…где вы, там разврат, зло…».

Основной принцип изображения Толстым отрицательных персонажей - статика, отсутствие движения, глубины переживаний. Их нравственный мир всегда примитивен, лишен интеллектуального богатства и моральной привлекательности; им не дано живого восприятия природы (никто из них не изображен вне городских домов, светских вечеров, балов и т. д.). Так уже в «Войне и мире» начинается то «срывание всех и всяческих масок», которое станет особенно характерным для последующего творчества Толстого. Выработанные позы, неизменяющиеся улыбки, актерская игра являлись обычными как для привычных посетителей салона Анны Павловны, так и для Наполеона.

Мотивы кукольности и игры как признаков неестественности и искусственности особенно отчетливо звучат в эпизодах, где речь идет о том, как Наташа, только что вернувшаяся из деревни и не успевшая еще привыкнуть к условностям светского общества, посещает оперный театр. Толстой описывает оперный спектакль, увиденный как бы ее глазами, то есть с точки зрения естественного человека: «…потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, и теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго ней пели, а потом уже ее утащили…». Именно здесь, в театре,

происходит знакомство Наташи с Анатолем, увлечение им. Обстановка искусственности, фальши, когда стыдное, недозволенное оказывается дозволенным и обычным («Голая Элен сидела подле нее…»), лишает Наташу простых, естественных человеческих представлений, ориентиры ее сместились, и то, что совсем недавно было бы невозможно для ее нравственного чувства, теперь становится вполне допустимым.

Толстой не принимает жизни, озабоченной лишь «призраками, отражениями», лишенной подлинно человеческих ценностей. И характерно, что представители ненавистного автору светского мира постепенно занимают все меньше и меньше места в развитии действия, под конец почти полностью исчезая со страниц романа.

Неожиданно от странной и таинственной болезни умирает Элен, ничего не говорится в эпилоге о Курагиных и Шерер, Берге и Друбецком. Забыт и Наполеон. Все темное, эгоистическое, отрицательное уходит, побеждают добро, свет, открытость и естественность. Героини романа-эпопеи «Нравственная чуткость Толстого,- пишет Е. А. Маймин,- заставляет его изображать героев - и положительных, и отрицательных - в свете своего идеала. Он, не любит тех своих героев, в которых отсутствует жизнь, неповторимая личность.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Образ светского общества в романе «Война и мир» (2 вариант)

В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.
Петербург - столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, - неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.
Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья - семья Курагиных.
Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить" (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны. светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом “отстранения”, давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.
Роман “Война и мир” был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи. Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее. Это позволило ему создать очень. полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.

Образ светского общества в романе «Война и мир» (3 вариант)

Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская.

Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.

Толстой старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и про шлое. Толстой рисует вельмож этой уходящей эпохи. Ераф Кирилл Безухов - один из их представителей. Безухов богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский - его ровесник. Болконский - верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих.

«Светское общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги…» Изменились разве что разговоры - больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме.

На верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан именно таким, каким его представляло большинство дворян. Но в облике императора уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой душт царя. Подлинный облик Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армик после разгрома оккупантов. Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобнык шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвела и теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от него са-. мого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо видно в романе.

В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Кура-гина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит - дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки. Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой - постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.

С этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и холодный и расчетливый проходимец Василий Курагин, который ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-толь, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чун;их судеб Ипполит и Элен. Элен - первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта женщина далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен - она «неизменна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе.

В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала.

Борис Друбецкой - еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере. У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель и добивается ее. Даже на войне Друбецкой думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены. Это несмотря на то, что когда-то семьи были дружны.

Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати - это офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами.

Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.

(1)

Одновременно с изображением быта и характера простого народа Толстой рисует яркие картины жизни и нравов высшего слоя дворянства, горделиво именовавшего себя «светом». В центре внимания автора здесь семья князя Василия Курагина с его сыновьями Ипполита Анатолем и дочерью Элен.

Князь Василий Курагин — «важный и чиновный» представитель правящей верхушки; от него зависят судьбы многих людей, но единственным движущим началом всех его действий является личная выгода «Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек … Он не говорил себе, например: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне сорок тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним … льстил, становился фамильярным, говорил о том, о чем нужно было … Его постоянно притягивало к тем, кто сильнее и богаче его, и он имел талант быть ловить именно ту минуту, когда можно было пользоваться людьми».

Целью приезда его на вечер к Анне Шерер было намерение устроить сына Ипполита первым секретарем в Вену. Своего второго сына Анатоля, который разоряет его своими кутежами, он хочет женить на богатой невесте Марии Болконской. Курагин искусно разыгрывает в доме Болконских роль расчувствовавшегося человека. Когда не удается похищение завещания графа Безухова и Пьер делается наследником всех его богатств, князь Василий, пользуясь его непрактичностью и жизненной неопытностью, женит его на своей дочери. Пока Кутузов в немилости, Курагин отзывается о нем весьма презрительно, но как только его назначают главнокомандующим, «лукавый царедворец» начинает превозносить его. И характерно, что, за исключением одного неопытного человека, это никого не удивляет, и князь Василий пользуется общим уважением светского общества, что в полной мере характеризует это общество.

В старшем сыне князя Василия, Ипполите, Толстой подчеркивает его глупость. Но она не мешает молодому князю делать дипломатическую карьеру. Значительно чаще, чем Ипполит, на страницах «Войны и мира» появляется его младший брат Анатоль, красивый блестящий офицер. Уже при первой встрече с ним, благодаря небольшому штриху: «Анатоль стоял прямо, разинув глаза», в нем чувствуется отсутствие высшей внутренней жизни. Его духовное и умственное ничтожество с достаточной ясностью проявляется в разговоре со стариком Болконским.

Умственная ограниченность, развращенность и низменность натуры Анатоля сказались и в его поведении с француженкой, компаньонкой его предполагаемой невесты. Но наиболее ярко выступает его зоологический эгоизм и полная беспринципность в попытке похищения Наташи Ростовой. Вместе с тем он считал себя безукоризненным человеком. «Анатоль всегда был доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно, всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего плохого». Все было дозволено, и единственной мерой хорошего и дурного было то удовольствие (при этом грубое, низменное), которое доставлял ему тот или иной поступок.

Четвертым членом семьи Курагиных была красавица Элен, глупая, но очень хитрая, развратная, беспринципная женщина. «Где вы, там разврат, зло», — говорит ей Пьер, и эти слова вполне выражают мнение о ней самого автора. Курагины не были исключением в среде аристократического общества. Все члены этой семьи — типичные представители своего круга, своего времени. Это их и людей им подобных, составляющих подавляющее большинство так называемого светского общества, Андрей Болконский называет «придворными лакеями и идиотами», указывает на их «эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем». «Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости…»

Беспощадно разоблачая этот мир, Толстой иногда сознательно преувеличивает его отрицательные стороны, заостряет образы, подчеркивает их типичность. В этом отношении особенно характерны высказывания князя Василия Курагина о Кутузове, вызывающие общее сочувствие в салоне Шерер. До назначения главнокомандующим Кутузов, по отзывам князя Василия, — «человек самых дурных правил», «дряхлый и слепой», пригодный только для игры в жмурки. После назначения Кутузов — «умнейший человек», и князь Василии «счастлив» по случаю самого удачного выбора главнокомандующего.

Тот же прием сознательного заострения образа применяется Толстым и к Анатолю Курагину (его поведение во время сватовства к Болконской), и к Элен (погоня за двумя новыми мужьями, письмо Пьеру и пр.), и к Ипполиту, и к Анне Павловне Шерер, и к другим. Это сознательное преувеличение сатирических элементов в образах представителей придворной знати характеризует общественно-политические взгляды Толстого. Законченный тип карьериста дан в лице Бориса Друбецкого. Потомок знатной, но обедневшей фамилии, он с большой ловкостью и настойчивостью прокладывает себе дорогу к богатству. Получив благодаря хлопотам своей пронырливой матери назначение в гвардию, он направляет свои усилия на то, чтобы заручиться там выгодными связями.

В частности, он пользуется поддержкой Андрея Болконского. Когда в 1812 году Кутузов стал увольнять из штаба всех лишних людей, Борис сумел там удержаться. Так же ловко устраивает Борис и свои материальные дела, женившись на Жюли Курагиной, внушавшей ему отвращение, но богатой. Не говоря ничего непосредственно от своего лица об Александре 1, Толстой, однако, всей совокупностью отдельных действий и высказываний царя показывает непонимание им совершающихся событий, неумение разбираться в людях, надменность и тщеславие, слабость как общественного деятеля, особенно ярко проявляющуюся в период Отечественной войны. Окруженный придворными льстецами и карьеристами, которых Толстой называет «трутневым населением», русский император далек от понимания истинных интересов России и не умеет ценить действительно полезных ей людей, как это было с Кутузовым. Присутствие Александра 1 в действующей армии настолько мешает ее действиям и ослабляет ее, что государственный секретарь Шишков с группой других государственных деятелей «почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице предлагал государю оставить войско». И действительно, с отъездом Александра дела в армии пошли успешнее, особенно с назначением Кутузова, со стороны императора тоже вынужденным.

В освещении поместного дворянства с большой симпатией Толстой изображает семьи Болконских, Ростовых. Пьера Безухова. Симпатии к ним вызваны главным образом их активным участием в совершающихся исторических событиях, их тяготением к русскому народу, презрением к хищничеству и карьеризму.

Широкое гостеприимство, простодушие, доверчивость, беззлобие, отсутствие мелкой расчетливости, щедрость Ростовых, их глубокая взаимная привязанность делают эту семью очень привлекательной. Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как в Москве, и к ним на ужин сходились самые разные лица: соседи но Отрадному, старые небогатые помещики с дочерьми и фрейлина Перонская, Пьер Безухов и сын уездного почтмейстера, служивший в Петербурге. В подборе гостей и знакомств нет никакого расчета, никакой корыстной мысли, здесь чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит еще более патриархальный характер: крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами. Ростовым чужда какая бы то ни была расчетливость. И когда при трудных обстоятельствах мать спросила Николая, что делать с векселем Друбецких, теперь уже богатых людей, он разорвал этот вексель, вызвав этим восхищение старой графини. Но вместе с тем это отсутствие расчетливости переходит в характерное для значительной части дворянства мотовство, вследствие привычки к роскоши и безделью. Оба молодых Ростова участвуют в войнах с Наполеоном, службу свою
несут без какого бы то ни было оттенка карьеризма, проявляют большую отвагу и пользуются любовью окружающих их людей. «Дурацкая порода ростовская», — взволнованно говорит Денисов о Ростовых, вкладывая в это выражение совсем иной смысл. Этот смелый человек, много раз без страха смотревший в лицо смерти, плачет навзрыд, увидев убитого Петю. Толстой любит семью Ростовых, и все же великий художник-реалист берет в нем верх над фамильными преданиями (как известно, в лице Николая Ростова он изобразил своего отца). Сущность ростовского благодушия предстает перед нами совершенно в другом свете, когда мы обращаемся к воспитанной в их семье бедной родственнице, сироте Соне, «невольна выученной своей зависимой жизнью скрытности». Та беспорядочная доброта, которая характеризует Ростовых, носила (может быть, кроме Наташи) больше внешний характер и проявлялась до тех пор, пока ничего им не стоила.

Л.Н. Толстой изначально хотел написать небольшой роман о декабристе, возвратившимся из ссылки домой. О его взглядах на жизнь, переменах в мировоззрении. Но в процессе работы, понял, что без предшествующей истории не обойтись. Нужно было раскрыть истоки декабристского движения, характер русской знати и простого народа. Но этот мир настолько многогранен, что произведение вылилось в объемный, по-настоящему легендарный роман-эпопею.

Отношение к войне

Показывая войну, Толстой описывает нападение Наполеона на Россию, Бородинское сражение, медленное возвращение русской армии, завоевание французами Москвы, пожар в столице и возвращение наполеоновской армии во время суровой зимы. Французскому полководцу пришлось бежать из России под обстрелы русских солдат. Его армия страдает от холода, голода, так как русские уничтожили все запасы продовольствия. Захват Москвы Наполеоном оказался бесполезным, и, в конечном счете, уничтожил большую часть его армии.

Наряду с этими историческими событиями Толстой описывает различные классы российского общества с точки зрения их участия в войне и того, какое влияние война оказала на их жизнь. В начале романа, русский аристократический класс настаивает на участии России в войне. Они хотели быстрой победы, гордости за российское дворянство. Но не ожидали, что война разрушит дома, сельское хозяйство, унесет много жизней соотечественников. Однако, большинство этого класса не планировали сами участвовать в войне, но собирались выиграть сражения руками крестьян.

В начале романа представители аристократии мечтают о войне, восхищаясь гением Наполеона. Для них не имеет значения сколько сражения унесут жизней человеческих, скольких людей сделают калеками, сколько останется сирот. Во время кровопролитных и затяжных противоборств знать произносит уже другие пафосные речи, ругая французского полководца. Меняется отношение и к французскому языку, так восхваляемому совсем недавно. Вводятся штрафы на эту речь.

Антагонизм персонажей

Толстой подводит читателя к осознанию истинных и ложных моральных ценностей, патриотизма, чести и бесчестия. Такие, как Друбецкой рвутся на войну лишь для собственной выгоды. Путем гибели сотен людей, хотят получить высокий офицерский чин. Их стремления низменны, подлы, пошлы, лживы. А простые, неприметные люди, как Тушин действительно радеют за победу, сострадают людям, любят, болеют душой за свою Родину. То же касается и женщин в романе. Юная Наташа Ростова, которую многие считали ветреной, несознательной, отдает свои подводы раненым, понимая, что из-за этого не сможет вовремя эвакуироваться. Автор мягко подталкивает нас к сравнению Элен Курагиной и Марьи Болконской. Элен все считают красавицей, многие в нее влюблены. Она востребована в светском обществе. Мария же обладает неприметной внешностью, скромна, тиха. Но она обладает тонко чувствующей душой, добродетельна, красива внутренне. Это понимаешь, лишь прочитав роман целиком.

Отношение к крестьянам

Вся московская и петербургская знать того времени – помещики. Но лишь немногие из них относились к крестьянам как к людям. Тогда можно было легко продать человека, выменять или проиграть в карты. И измерялись крестьяне «душами». Это говорит о том, что аристократы мнили себя почти богами, думая, что владеют душами человеческими. Тем временем, русский народ – это и есть истинный герой великого произведения.

Заключение

Изображению дворянского сословия писатель уделил много внимания. Лев Николаевич дает нам понять ничтожество этих людей. Они холодны, надменны, чопорны. Личная выгода, деньги, чины, сплетни для них важнее чести, истины, морали. Здесь не принято открыто, вслух высказывать свои мысли, а личное мнение должно соответствовать мнению толпы. Любое искреннее проявление чувств находит здесь лишь осуждение. Некоторые из них, такие, как: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский через физические и нравственные страдания смогли очиститься, прийти к внутренней гармонии после жестокого самоанализа. Но их единицы.

Раскрывает писатель и роль женщины в обществе. Не кокеткой она должна быть, как Элен Курагина, не светской леди, как Анна Шерер, а матерью и женой. Такой становится главная героиня романа – Наташа Ростова.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.