Социально экономическое развитие начале 20 века. Социально-экономическое развитие страны. Изменения в составе экспорта и импорта России

«История экономических учений» - Общая характеристика институционального направления. Реформирование капитализма. Гэлбрейт, Хейлбронер, Г. Мюрдаль Ч. Пирс Дж. Т.1. 3. Гусейнов Р.А Экономическая история. Понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном. М. Кларк, Дж. Дж.Гобсон, Т. Веблен, Коммонс, У. Митчелл, Р Эли, Дж.

«Адам Смит» - 4. Лекции по юриспруденции (1766). Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. 5. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776). Классическая политическая экономия. Краткая биография.

«Экономические школы» - Посткейнсианство. Экономические школы и направления. Марксистская теория. Монетаризм. Функциональное направление. Неоклассический синтез. Современные отечественные экономисты. Теория предложения. Воспроизводственное направление. Кейнсианство. Институциональное направление. Экономика труда. Новая институциональная теория.

«История экономики» - Экономические взгляды П.Н.Ткачёва и М.А.Бакунина. Концепция народников-пропагандистов. Экономические идеи и эволюция народничества. Лавров Пётр Лаврович (1823 – 1900). Экономическая программа либералов народников 80-90 . Бакунин активно участвовал в революционной жизни Европы. Василий Павлович Воронцов (1847-1918).

«Нобелевская премия по экономике» - Питер Даймонд. Требования к кандидатам. Кристофер Писсаридес. Процесс выбора лауреатов. Кеннет Эрроу. Процесс выбора лауреата. Рональд Коуз. Дэйл Мортенсен. Леонид Гурвич. Лауреат. Интересные факты. Пол Кругман. Лица. Нобелевская премия по экономике. Эмпирические исследования.

«Экономика античности» - Реформы по ликвидации долгового рабства. Платон. Древняя Греция. Развитие Афин. Аристотель. Чеканка монет. Варрон Марк Теренций. Хозяйственную жизнь людей делил на две сферы: экономику и хрематистику. В сельском хозяйстве рабов было немного. Главной отраслью экономики Рима было сельское хозяйство. Государственное устройство.

Всего в теме 13 презентаций

После эпохи реформ 60—70-х годов XIX в. Александра II начался постепенный возврат к старому, к укреплению сословного строя и самодержавия. Александр III (1881 — 1894) считал, что он возвращает страну с опасного пути реформирования (политика отца, Александра II) на здоровые исторические, проверенные временем основания (политика деда, Николая I).
Экономическое развитие страны в этот период имело свою специфику: перед Россией остро стояли проблемы коренного обновления важнейших сфер жизни общества. Сложность заключалась в том, что ни одна из ранее осуществившихся реформ не была проведена комплексно и последовательно, за реформами, как правило, следовали контрреформы.
Капиталистическая модернизация усилилась в России в начале ХХв. Сравнительно высокие темпы индустриального развития, монополистическая перестройка крупной промышленности, транспорта и кредита поставили Россию в один ряд с передовыми странами Запада.
В современной историографии царизм характеризуется как режим, вынужденный начать модернизацию страны, но не сумевший справиться с ее последствиями. Модернизировать самодержавие, не разрушая его, оказалось невозможно. Нарастание противоречий внутри страны, примеры падения абсолютистских режимов в Европе заставляли самодержавие становиться все более консервативным и отбирать или существенно ограничивать обещанные ранее уступки, т.е. пойти на контрреформы, которые привели к изменениям не столько в экономике, сколько в политической и социальной сферах. Они были проведены в царствование Александра III, в 1880— 1890-е годы. Это позволило несколько стабилизировать обстановку в стране после убийства Александра II, но настоящего мира не принесло.
Вступление на престол Николая II (1894) пробудило надежды у тех, кто стремился к реформам. В адрес царя поступали проекты, прошения, записки, в которых предлагали взять за образец такие ценности современных промышленно развитых стран, как отделение религии от государства, гарантия основных свобод, учреждение новых органов власти, национальный суверенитет. Николай II, выступая в 1895 г. перед представителями земств, назвал эти надежды «бессмысленными мечтаниями». На рубеже веков, царская власть была обеспокоена только одним: во что бы то ни стало сохранить самодержавие.
Правительство занимало двойственную позицию по отношению к капиталистическому развитию страны. Наиболее последовательные сторонники промышленной модернизации России группировались вокруг поборника индустриализации страны СЮ. Витте (министр финансов с 1892 г., председатель Кабинета министров с 1903 г.). который считал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы, однако они лежат мертвым грузом. Для блага России, отсталой в сравнении с Западом, необходимо развитие производительных сил, и прежде всего развитие ее перерабатывающей промышленности и транспорта. За тридцать пореформенных лет протяженность железных дорог увеличилась в 30 раз. Витте добился возобновления строительства Транссибирской железной дороги (отложенной его предшественниками из-за нехватки средств), увидев в этом не только военно-стратегическую выгоду, но и способ развития производительных сил Сибири.
Грандиозные проекты требовали средств. Они были получены за счет увеличения косвенных налогов, которые в 90-е годы XIX в. возросли на 42,7%. По инициативе Витте была введена винная монополия, которая обеспечивала основные поступления в государственный бюджет. Притоку денежных средств из-за рубежа способствовало введение «золотого стандарта». Правительство брало крупные займы за рубежом, при этом деньги шли исключительно на развитие производства. В то же время государство поощряло частное предпринимательство, особенно благоприятные условия создавались для отечественной промышленности. Эти меры были продолжением политики предшественников Витте (И.А. Вышнеградского и др.), и хотя он не был реформатором-одиночкой, его деятельность встречала оппозицию в правительстве. Витте обвиняли в разрушении хозяйственных устоев, чрезмерном увлечении промышленностью, распродаже России иностранным банкирам.
Другим важным вопросом, по которому шла борьба внутри правящей верхушки, было правовое положение крестьянства. Витте высказывался за уравнение крестьян в правах с другими сословиями, свободный выход из общины и переход к подворному земледелию, т.е. по существу предлагал комплекс мер, предвосхищавших будущую столыпинскую аграрную реформу.
После отставки кабинета Витте (апрель 1906 г.) и недолгого пребывания на этом посту И.Л. Горемыкина его председателем стал П.А. Столыпин (июль 1906 г.), который в своей программной речи (март 1907 г.) заявил: «Преобразованное по воле монарха Отечество наше должно превратиться в государство правовое».
Отлично понимая необходимость экономической модернизации России. Столыпин, в отличие от Витте, сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. Еще на посту саратовского губернатора Столыпин доказывал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства. Возглавив кабинет, Столыпин настоял на немедленном издании закона (1906), означавшего коренной переворот в аграрной политике самодержавия: крестьяне получили право выхода из общины, закрепления своего индивидуального надела в собственность; государство оказывало всяческое содействие частным владельцам; губернские и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформ до прямого давления на сельские сходы; излишки надельной земли отдавались крестьянам либо бесплатно, либо по номинальной цене.
Возможность превратиться в полноправных хозяев земли привлекала многих крестьян. Вместо разрозненных полосок крестьянин получал землю в одном месте — так называемый отруб. Часть таких владельцев покидала деревню и поселялась на хуторах.
Правительство делало ставку, по крылатому выражению премьер-министра, «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Частная собственность призвана была стать лучшим противоядием революционным настроениям. Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика: в Сибирь и Казахстан из европейской России были переселены тысячи крестьян. Столыпинская реформа неоднозначно была встречена в обществе, она вызывала разногласия и в правительственном лагере.
В объективно-историческом плане реформа носила прогрессивный характер. Она проводилась «сверху», но не шла вразрез с естественными процессами в российской деревне, была нацелена на создание высокоэффективного фермерского хозяйства. В отдаленной перспективе она могла бы привести к окончательному вытеснению помещичьего землевладения.
Но Столыпину удалось лишь отчасти реализовать свои планы. Во-первых, реформа проводилась бюрократическим аппаратом, способным загубить любую идею на корню; во-вторых — широкомасштабные замыслы требовали значительного времени, которого у России уже не было1. Кроме того, реформаторы не учли живучести общинных порядков, стремления к уравниловке у общинных крестьян. Но главный недостаток реформы, с точки зрения оппозиции — кадетов и социалистов, — заключался в том, что нетронутым осталось помещичье землевладение.
Столыпин предлагал также принять ряд законов, обеспечивающих права личности. Но реализация этих проектов была непростой. В известной степени Столыпин повторил судьбу Витте. В начале лета 1911 г. Столыпин разработал проект дальнейших реформ, суть которого заключалась в том, чтобы сделать второй шаг по пути превращения России в правовое государство (первый был сделан в эпоху великих реформ Александра II (1860 — 1870-е годы).
Анализ его программы показывает, что, при всей ее прогрессивности, Столыпин мыслил преобразования России в рамках старой бюрократической системы. Суть его реформ сводилась к усилению исполнительной власти и созданию новых министерств, хотя он понимал, что даже эти умеренные преобразования натолкнутся на сопротивление консерваторов, что и произошло. Проекты Столыпина не были даже обнародованы.
Последнее десятилетие существования самодержавия — это период, когда страна окончательно встала на капиталистические рельсы. Политическая модернизация отставала от изменений в экономической сфере, что было традиционным для России. В исторически сжатый отрезок времени (1905—1914) повторилась знакомая схема: сначала отрицание самой реформы, затем вынужденные реформы в условиях социально-политического кризиса и, наконец, свертывание реформы после стабилизации обстановки. Таким образом, утвердившийся в экономике России капитализм так и не смог до конца преобразовать докапиталистические структуры. В частности, не завершилась капиталистическая трансформация сельского хозяйства, окончательно не утвердилась в качестве господствующей формы землевладения частная собственность на землю. В стране вплоть до 1917 г. огромную роль продолжало играть общинное землевладение.
Следует также учесть, что острота назревавших экономических проблем обусловливалась социально-политическим кризисом, соперничеством на международной арене, неравномерным характером экономического развития.
Общей причиной затянувшегося кризиса самодержавия в конце XIX — начале XX в. была несостоятельность его попыток приспособиться к развивающимся капиталистическим отношениям, не меняя своей природы. И в этом состояло одно из самых глубоких противоречий российской действительности того времени. Кризис российского общества в конце XIX — начале XX в. поставил в качестве главного вопрос о путях дальнейшего развития страны.

Конец 19 в. ознаменовался вступлением большинства развитых мировых держав империалистическую стадию развития. Основными чертами ее являются: формирование финансового капитала и господство в экономической сфере олигархии и монополий, которые пришли на смену свободной конкуренции. Именно в этот период сформировалась мировая капиталистическая система хозяйства. Усилилось соперничество за рынки сбыта.

Россия в начале 20 века заметно отставала в своем развитии от ведущих держав. Но, несмотря на то, что преобразования в стране начались с заметным опозданием, экономика России в начале 20 века благодаря реформам 60-х показала значительное ускорение темпов роста. Увеличение потребности в металле угле, дереве, строительство железных дорог явно свидетельствуют об экономическом подъеме в стране, начавшемся в 1893 году. Государственная политика того времени предусматривала финансирование крупнейших предприятий.

Отличительной чертой российской промышленности стала высокая концентрация производства. Торговые и предпринимательские союзы эволюционировали в мощнейшие синдикаты и картели. Социально экономическое развитие России в начале 20 в характеризовалось, так же, концентрацией банковского капитала. Финансовые потоки в стране контролировались всего 5-ю крупнейшими банками. Финансовый и промышленный сектора сращивались, поскольку банкиры вкладывали серьезные средства в развитие самых разных предприятий. Так, зарождалась финансовая олигархия.

Кризис 1988 года привел к усилению позиций крупнейших банков России: Русско-Азиатского, Петербургского международного, Азовско-Донского. Исчезли и около 3 тыс. мелких и средних предприятий, что привело к монополизации производства. Стоит отметить, что развитие России в начале 20 века отличалось практически полным отсутствием фактов вывоза за рубеж капитала. Деньги вкладывались в освоение российских провинций и окраинных земель, в промышленность. Но, несмотря на высочайшие темпы развития в сравнении с ведущими государствами Европы Россия заметно проигрывала, обладая многоукладностью в экономической сфере и, все еще, оставаясь аграрно-индустриальной страной.

В стране продолжали существовать полуфеодальные и раннекапиталистические формы хозяйства – мелкотоварная и мануфактурная. Все пережитки крепостнических отношений на селе сохранялись (общинность, патриархальность, эксплуатация труда крестьян). Крестьянский труд отличался крайне низкой производительностью в силу малоземелья, чересполосицы, надельного крестьянского землевладения. Некоторый прогресс достигался только за счет увеличения обрабатываемых площадей и улучшения технического оснащения крупных сельхозпредприятий. Сильное отставание в аграрной сфере требовало окончательного преодоления пережитков феодализма.

Явные противоречия можно отметить в социально-классовой структуре общества. Сословное деление было характерно для феодальной эпохи: существовали крестьянство, мещанство, купечество и дворянство. Но, с другой стороны, уже началось формирование пролетариата и буржуазии. Дворянство по-прежнему, играло роль главенствующего и наиболее привилегированного класса в стране. Оно являлось серьезной экономической и политической силой, представляло собой основную социальную опору царской власти.

Экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось формированием капитализма. Это было выражено в росте предпринимательства, совершенствовании производств, увеличении объема наемного труда, технологическом перевооружении предприятий. В стране шла вторая которая совпала с индустриализацией. По объему выпускаемой промышленной продукции государство вошло в пятерку лучших вместе с Германией, Францией, Англией и США.

Особенности на рубеже 19-20 веков

В этот период капиталистическая система вступила на новый, монополистический этап. Начали образовываться крупные финансовые и производственные объединения. Экономическое развитие России начала 20 века, кратко говоря, дало толчок к сращиванию денежного и промышленного капитала. Производственно-финансовые группы заняли в этот период господствующее положение в хозяйстве страны. Они регулировали объем продаж и изготовления продукции, устанавливали цены, разделяли мир на сферы своего влияния. Интересам промышленно-финансовых групп стала подчиняться внешняя и внутренняя политика более развитых стран.

Монополистический капитализм

Он затронул социально-экономическое и политическое развитие России. В начале 20 века в стране сформировались собственные особенности монополистического капитализма. Обуславливалось это определенными факторами. В первую очередь, государство перешло к этой системе позже, чем многие страны Европы. Немаловажное значение имели и географические особенности России. Страна занимает огромную территорию с разными климатическими условиями, что сказалось на неравномерном ее освоении. Вместе с этим социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века проходило крайне медленно. Сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное неравноправие, угнетение определенных слоев населения.

Экономическое развитие России в начале 20 века: краткое содержание

Капиталистическая промышленность и финансовая система сочетались с отстающим аграрным сектором. В последнем сохранялись полукрепостнические методы ведения хозяйства и формы собственности. Капиталистическая эволюция в сельской местности не успевала за достаточно высокой скоростью промышленного прогресса. Вследствие этого отмечалось неравномерное экономическое развитие Крупные предприятия концентрировались в тот период в пяти районах: Закавказском, Южном, Северо-Западном, Уральском и Центральном. Их состояние резко контрастировало с неосвоенными в промышленном плане огромными территориями страны.

Власть

Самодержавие, отличавшееся мощной бюрократической структурой, и сравнительно слабая буржуазия предопределили активное государственное вмешательство в становление монополистического капитализма. Это выражалось в покровительственной политике и законодательном регулировании процесса создания монополий, денежной поддержке Госбанком крупных предприятий, распределении между ними казенных заказов. Некоторые госчиновники состояли в управленческом аппарате мощных производственно-финансовых групп. Крупнейшие банки находились под руководством бывших высших госдеятелей. Эти чиновники, как правило, имели отношения к военным, торговым, финансовым ведомствам. Экономическое развитие России в начале 20 века происходило при поддержке государством интересов помещиков и представителей монополистической буржуазии.

Многоукладность

Она была важной особенностью экономического развития России начала 20 века. Многоукладность сформировалась преимущественно вследствие позднего перехода к капитализму. Немаловажное значение имели малоземелье крестьян, а также сохранение патриархальных традиций в сознании общества. Частнокапиталистический уклад (банки и заводы, кулацкие и помещичьи хозяйства) сочетался с мелкотоварным (кустарным ремеслом) и полунатуральным (крестьянским производством).

Вывоз капитала

В отличие от прочих государств, в России за пределы страны вывозилось достаточно мало средств. Это было связано с недостатком собственных финансов страны и широкими возможностями их внутреннего перемещения на северные территории европейской части, в Среднюю Азию, Сибирь. Такие приоритеты были обусловлены стремлением получить сверхприбыль за счет наличия огромных ресурсов и дешевой рабочей силы. Зарубежные инвестиции поступали в страну через отечественные банки. На территории государства они становились частью его капитала. Средства вкладывались в экономическое развитие. В России в начале 20 века шло активное финансирование машиностроительной, обрабатывающей, добывающей промышленности. Такая форма распределения средств обеспечивала ускоренный темп индустриализации, предупреждала превращение государства в сырьевой придаток западных держав.

Промышленность

Она оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие России. Начало 20 века ознаменовалось мировым кризисом. Он возник после всеобщего подъема 90-х годов предыдущего столетия. В России промышленный кризис проявился наиболее остро. В стране снизились цены на основные товары, резко сократилось производство, началась массовая безработица. Поддержка государства для производителей оказалась недостаточной. В результате множество предприятий стали нерентабельными и обанкротились. Кризис коснулся не только промышленности, но и аграрного сектора. Упадок значительно усложнил ситуацию в обществе, спровоцировал серьезные политические потрясения.

Усиление монополизации

В кризисной ситуации продолжали формироваться картели. Они появились в России еще в конце 19 столетия. Участники картелей договаривались о производственных объемах, условиях реализации продукции и порядке найма работников. Вместе с этим объединения сохраняли независимость в своей деятельности. В 1901-м году Брянский, Путиловский и ряд других паровозостроительных заводов объединились в "Продпаровоз". Начали формироваться новые монополистические формы - синдикаты. Такие объединения регулировали процесс получения заказов, закупки сырья. Синдикаты согласовывали цены и осуществляли централизованный сбыт товаров. Предприятия, входившие в эти объединения, сохраняли самостоятельность в производственной сфере. В 1902-м были сформированы синдикаты в металлургии. Ими стали "Трубопродажа" и "Продамет". Спустя некоторое время были созданы объединения в добывающей промышленности ("Нобель-Мазут", "Продуголь").

Период застоя

В странах Европы с 1904 года отмечался промышленный подъем. В России по 1908-й начался спад производства. Такое состояние было обусловлено двумя факторами. В первую очередь, сказалось резкое ухудшение финансово-экономического состояния государства из-за больших вложений в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Отрицательно повлияла на производственный сектор и революция 1905-1907 гг. Существенно сократились капиталовложения в промышленность, разорилось сельское хозяйство.

Подъем

Он пришелся на 1909-1913 гг. Промышленный подъем стал следствием усиления покупательской способности граждан после отмены в 1906-м а также проведения реформы в аграрном секторе (1906-1910 гг.). Преобразования значительно активизировали капиталистическое развитие сельского хозяйства. Увеличение военных правительственных заказов вследствие обострения ситуации в мире также способствовало промышленному подъему. В этот период процесс монополизации стал усиливаться. Начали формироваться новые синдикаты ("Электропровод", "Проволока"), а также концерны и тресты. Последние считались монополиями высшего типа. Ими регулировалась добыча сырья, выпуск и реализация готовых изделий. Последующее развитие концернов связано с образованием крупных финансово-производственных групп. В них объединялись предприятия от различных отраслей на базе банковского капитала. По уровню монополизации Россия шла в ногу с развитыми странами Европы.

Сельское хозяйство

Несмотря на интенсивное развитие промышленности, аграрный сектор считался передовым в экономике страны по своему удельному весу. в сельском хозяйстве формировались крайне медленно. Это было обусловлено сохранением помещичьего землевладения, агротехнической отсталостью, нехваткой участков для крестьян, общинными отношениями на селе. Вместе с этим экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось урбанизацией. Начали расти промышленные центры, увеличиваться численность городского населения, развивалась транспортная сеть. Все это способствовало усилению спроса на продукцию сельскохозяйственного сектора и на внешнем, и на внутреннем рынках.

Формы землепользования и владения

В начале 20-го столетия в России их сложилось несколько. В частном землевладении все еще преобладали помещичьи латифундии (обширные поместья). Из них на рынки поступала приблизительно половина хлеба. В большинстве поместий производилась капиталистическая реорганизация. В имениях использовались наемные работники, повышался уровень агротехнического развития. Это способствовало увеличению товарности и рентабельности. Некоторые помещики отдавали часть угодий в аренду и получали оплату в виде отработков. Для 20% имений были характерны полукрепостнические методы. Эти поместья постепенно разорялись. После выкупа земли монополиями, банками и рядом буржуазных династий (Морозовыми, Рябушинскими и пр.), сложился новый вид землевладения. Владельцы таких угодий вели хозяйство капиталистическим способом.

Население

По уровню урбанизации Россия на начало 20-го столетия являлась сельской страной. В городе проживало порядка 30 млн чел. (18% всего населения). Треть жителей сосредотачивалась в крупных центрах. Так, в Петербурге проживало около 2 млн, в Москве - ненамного меньше. Большая часть людей расселялась по небольшим торгово-ремесленным городам. Эти граждане не были связаны с работой на производственных предприятиях. Большое количество промыслового и промышленного населения оставалось в деревнях.

Финансовая система

Она определялась частным и государственным типами банковского капитала. Основное место в системе занимал Госбанк. Он исполнял две существенные функции: кредитную и эмиссионную. Госбанк поддерживал монополии, выдавал государственные займы торговым и промышленным предприятиям. В развитие кредитной системы активно участвовали акционерные коммерческие банки. Они сконцентрировали у себя 47% всех активов. На базе этих банков сформировалась финансовая олигархия, которая была тесно связана с крупным дворянством и бюрократией.

Заключение

Выше были описаны основные направления, в которых осуществлялось экономическое развитие России в начале 20 века. Таблица, представленная далее, содержит обобщающую информацию по всем аспектам.

Цикличность

Подъем в 90-х годах 19 в. сменился спадом в 1900 годах.

1900-1903 - кризис.

1904-1908 - депрессия.

1909-1913 - подъем.

Формирование монополий

Образовались картели, синдикаты, тресты. К 1914 году в стране существовало около 200 монополий.

Государственное вмешательство

Деятельность правительства способствовала формированию монополий.

Многоукладность

Основные формы уклада:

  1. Частнокапиталистическая.
  2. Полунатуральная.
  3. Мелкотоварная.

Ускоренное становление промышленности

Россия находилась на 1 позиции по темпам производства в Европе и 2 - в мире.

Отсталость аграрного сектора

Полукрепостнические методы в 20% поместий, сохранение выкупного платежа.

Приток иностранного капитала

Зарубежные инвестиции составляли около 40%

В стране в целом отмечалось соединение процессов индустриализации и монополизации. Правительственная экономическая политика ориентировалась на ускоренные темпы промышленного развития и отличалась протекционистским характером. Государство выступало во многих случаях инициатором формирования капиталистических отношений. При этом власть внедряла уже использующиеся другими странами методы. К началу 20 века существенно сократилось отставание России от передовых держав, была обеспечена экономическая независимость. У государства появилась возможность вести активную внешнюю политику.

Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900-1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Неверно считать кризис начала века доказательством экономической отсталости России или неразрешимости стоявших перед ней проблем. Достижения и успехи в экономике были, и немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.

Сначала об успехах. Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60-70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский). Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали). В годы кризиса (1900-1903) ускорился процесс создания крупных промышленных монополий - картелей и синдикатов: «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др. Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, - Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910). Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население - над сельским. Модернизация в России имела свои особенности:

приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы;

огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности;

в финансировании промышленного роста заметную - но не решающую - роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др.

Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами. Назовем некоторые из них.

Российская экономика была многоукладной. Наряду с динамично развивавшимися частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим укладами существовали уклады, не охваченные модернизацией, - патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный.

Высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.

Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.

Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла уравнительные настроения, весьма сильные в крестьянской среде, и с осуждением относилась к успехам «крепких хозяев». Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX в. было явлением едва ли не исключительным.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Заметнее становилось несоответствие между традиционным делением населения (126 млн человек) по сословиям (потомственное и личное дворянство, почетные граждане, купечество I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др.) и делением на классы (буржуазия, пролетариат и др.).

Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи. Дворянство медленно, но неуклонно размывалось, его представителей можно было встретить среди предпринимателей, служащих, интеллигенции.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой: рядом со старой московской и провинциальной буржуазией (в основном формировавшейся из купеческих родов, в свою очередь восходивших к дореформенному крепостному крестьянству) росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства. Крестьяне мечтали о «черном переделе», разделе помещичьей земли между общинниками. Равенства в крестьянской среде при этом не было, расслоение деревни на бедноту, середняков и кулаков зашло довольно далеко.

Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX в. было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие - таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

Социальные отношения отличались высокой конфликтностью: основания для недовольства имели все крупные социальные группы. Добавим сюда проблемы, связанные с многонациональностью и многоконфессиональностью России. «Тюрьмой народов» наша страна не была, но отношения между населявшими ее народами, говорившими на разных языках, исповедовавшими разную веру (православие как государственная религия, много последователей имели ислам, католицизм, протестантизм и др.), требовали продуманной и взвешенной национальной политики.

нecмoтpя нa знaчитeльныe cдвиги вo вcex cфepax poccийcкoгo oбщecтвa кoнцa XIX - нaчaлa XX в., Poccия знaчитeльнo oтcтaвaлa oт paзвитыx дepжaв. Hecooтвeтcтвия мeждy oбъeктивными пoтpeбнocтями и cyщecтвoвaвшим ypoвнeм экoнoмичecкoгo, пoлитичecкoгo и кyльтypнoгo paзвития cтpaны нacтoятeльнo тpeбoвaли oт влacти paдикaльнoгo oбнoвлeния, мoдepнизaции Poccии.

К началу века модернизация практически не затронула политическую сферу. В системе центральных органов власти никаких изменений не произошло (Государственный совет, Сенат, Синод, Комитет министров и Совет министров, министерства, губернаторы на местах). Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия», - обещал он в начале царствования.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.