Сочинение по пьесе Вампилова А.В. «Утиная охота. Жанровые особенности пьесы А. Вампилова "Утиная охота" Автор пьесы утиная охота 8 букв

Жанровые особенности пьес А. Вампилова

«Старший сын» и «Утиная охота»

Творчество А.В. Вампилова занимает достойное место в истории русской литературы. Пьесы А.В. Вампилова образуют самобытное, многогранное и яркое художественное явление, по праву названное исследователями «Театр Вампилова».

Представленный пьесами разных жанров, начиная от лирической комедии и заканчивая психологической драмой, «театр Вампилова» оказывает глубочайшее психологическое воздействие, заставляет зрителей и читателей переосмыслить собственное бытие и философские основы жизни.

Александр Валентинович Вампилов рано ушел из жизни. Почти не замеченный при жизни, захваленный после смерти, А. Вампилов стал одной из загадочных фигур в истории советской и русской драматургии. Он оказал существенное влияние на развитие современной драмы.

«Театр Александра Вампилова» рассматривается как развивающееся художественное явление, в котором социальные и нравственные проблемы своего времени переходят в план общечеловеческих «вечных вопросов» духовного бытия. Следует отметить тот факт, что большинство исследователей драматургии А.В. Вампилова затрудняются точно определить жанр его пьес, говоря только об их жанровом своеобразии и выделяя у него наличие различных жанровых форм, что приводит, в свою очередь, к появлению таких терминов, как «полижанровость», «жанровый синтез», «жанровый полифонизм», «жанровый синкретизм».

А.В. Вампилов уже в ранних своих пьесах-рассказах конца 50-х – начала 60-х годов проявляет жанровое своеобразие своей драматургии, экспериментируя с драматическими жанрами и создавая новаторскую пьесу, опирающуюся на традиции лирической драмы И.С. Тургенева, сатирической комедии Н.В. Гоголя и психологической драматургии А.П. Чехова, выстраивая действие как психологический эксперимент.

Своей реальной театральной славой драматург обязан, главным образом, пьесе «Старший сын», которая в течение нескольких лет занимала ведущее место в его репертуаре.

Свобода художественного вымысла и поэтики отличают пьесу «Старший сын», пьеса тяготеет к небытовым, фантасмагорическим, притчевым формам, выводящим их за рамки бытового анекдота. Пьеса «Старший сын» несет в себе вполне конкретные и узнаваемые мотивы эпохи. Распространенная в мировой драматургии тема внезапного или ложного обретения родных также получает в эти годы свою исторически обусловленную популярность.

С одной стороны, комедия отличается откровенной веселостью. А. Вампилов использует такие известные комедийные приемы развития сюжета, как подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш. Вампилов мастерски владеет приемами создания комических положений и характеров. Он умеет ввести своего своеобразного, не лишенного комических черт героя в нелепейшие ситуации.

С другой стороны, пьеса «Старший сын» воспроизводит атмосферу неустроенного быта, распадающихся семейных связей настолько психологически точно и верно, как это было свойственно психологической драме 60-х годов XX века.

Благодаря тому, что в комедии задано одновременно несколько нравственно-эстетических ракурсов изображения действительности, «Старший сын» приобретает черты трагикомедии, что усложняет жанр лирической комедии.

Пьеса умещена молодым драматургом в классическое триединство. И вместе с тем в ней не ощущается никакой драматургической предопределенности. Напротив, ей свойственна абсолютная спонтанность, непреднамеренность происходящего: Бусыгин и Сильва фактически знакомятся на наших глазах, не говоря уже о семействе Сарафановых, с которым и зритель, и герои знакомятся одновременно.

Комедия «Старший сын» построена на жестком парадоксальном сломе, парадоксальном превращении событий, возникающем от «неправильной», неканонической реакции героев на обстоятельства.

За пьесой же «Утиная охота» с самого начала закрепилась репутация самой загадочной и сложной пьесы А.В. Вампилова, в том числе на уровне определения жанра произведения. В «Утиной охоте», тональность повествования и в целом звучание пьесы серьезны. «Утиная охота» построена как цепь воспоминаний Зилова.

Последовательно поставленные, но разрозненные памятные эпизоды из прошлой жизни героя представляют не только читателю и зрителю, но и самому Зилову историю его нравственного падения. Благодаря этому уже с самого первого эпизода пьесы перед нами разворачивается настоящая драма человеческой жизни, построенной на обмане. Драма жизни Зилова постепенно переходит в трагедию одиночества: равнодушие или притворное участие приятелей, утрата чувства сыновней привязанности, опошление искреннего чувства влюбленной в него девушки, уход жены… Очевидны приметы трагикомедии в пьесе (разговор Зилова с Галиной в момент ее ухода; публичное обличение Зиловым пороков друзей; подготовка Зилова к самоубийству).

Однако ведущими приемами построения пьесы, создающими жанровую направленность произведения, являются приемы психологической драмы. Например, герой А.В. Вампилова показан в момент острого душевного кризиса, показан изнутри, со всеми его переживаниями и проблемами, практически безжалостно вывернут наизнанку, психологически обнажен. В центре внимания драматурга оказывается содержание нравственного мира его современника, при этом нет определения героя как плохого или хорошего, он внутренне сложен, неоднозначен. Усложнен финал «Утиной охоты»: пьеса могла бы быть закончена до основного финала дважды: когда Зилов приставил к груди ружье или делил имущество с Саяпиным (тогда бы это больше соответствовало канонам трагикомедии). Основной же финал пьесы носит открытый характер и решен в традициях психологической драмы.

Пьесу А.В. Вампилова «Утиная охота» принято рассматривать как социально-психологическую драму (реже как трагикомедию с элементами производственного конфликта, фарсовыми и мелодраматическими вставками), в которой драматург подвергает пересмотру проблематику своих ранних произведений.

В критике 70 – 90-х гг. сложилась тенденция трактовать «Утиную охоту» прежде всего как драму потерь, поскольку в пьесе последовательно обнажаются ценностные ряды: герой осознает, или делает видимым для осознания то, что могло бы стать твердой опорой в его жизни, но уже не стало. И все же «Утиная охота», в первую очередь, трагикомедия существования и самоценного осознания: ее конфликт рождается там, где действительность, принимая форму беспощадно объективного зеркала, предоставляет герою возможность посмотреть на себя со стороны.

При постоянном тяготении драматурга к жанру комедии на всем протяжении его творческой жизни жанровой доминантой его творчества все же стала трагикомедия.

Особенности сюжета в драмах А. Вампилова «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске»

© Тихоненко Валентина Александровна

старший преподаватель кафедры языков стран АТР Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета

Россия, 690922, г. Владивосток, о. Русский, ул. Аякс, 10, кор. D20.

Е-mail: [email protected]

В статье анализируются особенности сюжета в драмах А. Вампилова «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске». На основе анализа утверждается, что драматургом ставится проблема культуры человеческих отношений: как безнравственные поступки отрицательно сказываются на жизни других и какое влияние на людей может оказать высоконравственное поведение человека. Сюжет в обеих пьесах в сопоставлении с сюжетом в очерке А. Вампилова «Прогулки по Кутулику» позволяет прояснить авторскую идею о том, что культура взаимоотношений - основа человеческого существования - и главная ответственность за поведение всегда и везде лежит на личности. Ни влияние «среды», ни какой-либо этап в жизни общества не снимает с человека обязанности считаться с другими людьми.

Ключевые слова: А. Вампилов, действие в драме, конфликт, сюжетная канва, человек и «среда», ответственность личности.

Plot features in A. Vampilov"s dramas "Duck Hunting" and "Last Summer in Chulimsk"

Valentina A. Tikhonenko

senior lecturer of Department of the Asia-Pacific Region Languages, School of Regional and International studies, FEFU.

building D20 10, Ayaks Str., Russian Island, Vladivostok 690922, Russia

The article analyzes the problem of culture of human relations (how immoralities affect others" life and how moral behavior can affect human) on the material of A. Vampilov"s dramas "Duck Hunting" and "Last Summer in Chulimsk". The analysis of A. Vampilov"s dramas in comparison with his story about moral problems of modern society "Walking in Kutulik" allows to clarify author"s idea that culture of relationship is a basis of human existence and the main responsibility for human actions belongs to the personality, ever and everywhere. Neither environment influence nor any changes in society don"t remove a person"s responsibility to consider other people.

Keywords: A. Vampilov, action in drama, conflict, storyline, "community", man and environment, the responsibility of the individual.

Исследователи творчества А. Вампилова венцом его творческих достижений, как правило, считают драму «Утиная охота» (1967). Об этом писали А. Демидов, В. Лакшин, Н. Тендитник, С. Имихелова и другие. Между тем сам Вампилов, работая над своей последней законченной пьесой, считал, что драма «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина») написана на достаточно высоком художественном уровне. О работе над «Валентиной» в 1969 г. Вампилов писал заведующей литературной части Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой Е. Якушкиной: «Новая пьеса («Валентина» - в двух действиях) наполовину написана набело, <...> придерживаюсь уровня «Охоты», а там авось, этот уровень и перемахну» .

Представляется, что обе пьесы, высоко ценимые автором в период его творческой зрелости, близки по замыслу и сюжету: они о том, как поступки окружающих людей, занятых мыслями о собственном счастье, могут привести жизнь человека к трагической черте. Рассмотрим сюжетные линии двух пьес драматурга, выявив единство проблем, волновавших драматурга.

Сюжет в «Утиной охоте», на первый взгляд, определяется и движется поступками и действиями главных действующих лиц, прежде всего Виктора Зилова. В разговоре о нем критики пытались разобраться в причинах грубого, скандального поведения умного, тонко чувствующего героя. Исследователи указывали либо на причины, которые следует искать в характере героя, считая его ответственным за собственную несо-

стоятельность (Е. Гушанская, Т. Журчева, В. Соловьев, А. Демидов), либо на внешние, независимые от человека обстоятельства, каковым было состояние общества конца 1960-х гг., та атмосфера разочарования в прежних иллюзиях и идеалах, которая выдвинула на передний план заурядность и пошлость, регламентированность и внешние приличия вместо необходимости внутренней духовной работы (Н. Тендитник, В. Сахаров, И. Шайтанов, Б. Сушков, В. Лакшин).

Зилов, безусловно, самый интересный человек в выведенном Вампиловым круге персонажей: его отличают свобода суждений, остро -умие, он ироничен, всегда владеет вниманием окружающих. Когда в начале пьесы Зилов просыпается в своей новой квартире и получает от друзей похоронный венок, он понимает, что жизнь его «в сущности проиграна», и мысленно прокручивает события последних трех месяцев. Пьеса так выстроена, что воспоминаниям посвящена большая часть действия - не менее 5/6 текста. Поведение окружающих и отношение к ним Зилова позволяют определить, в чем причина недостойных поступков героя: в его личности или в обстоятельствах, толкавших его на эти поступки.

В этих воспоминаниях окажется, что самым близким Зилову человеком, которого он потерял навсегда, была его жена Галина. Согласно авторской ремарке, Галина утомлена жизнью с «легкомысленным мужем», «бременем несбывшихся надежд», но сквозь ее усталость проглядывает «изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно» . Авторская высокая оценка героини очевидна. Поведение Галины и в памяти Зилова постоянно подтверждает эту оценку.

Вначале Галина еще только подозревает об изменах мужа, но все же надеется на лучшее. Зилов благодаря хлопотам начальника Кушака получает квартиру, и новоселье для Галины представляется возможностью восстановить отношения с мужем, начать новый этап их совместной жизни, оставив все лживое в прошлом: «Мы здесь заживем дружно, верно? <...> По вечерам будем читать, разговаривать. Будем?» . Высокий душевный настрой Галины, ее любовь к мужу не вызывают сомнений.

В сцене новоселья ярко проявляется благородство Галины в отношениях с друзьями и знакомыми Зилова. Она не думает о потраченных деньгах, в отличие от, казалось бы, совершенно нерасчетливого мужа, который замечает, что «жратва нешуточная» подготовлена и что никто

из его друзей «такого не заслужил» . Галина не ждет от гостей подарков и старается поскорее завершить сцену дарения. В отличие от четы Саяпиных она не старается проявлять к Кушаку особое внимание и подчеркивать благодарность за новую квартиру. Она тепло приветствует Кузакова, когда тот из-за отсутствия денег в качестве подарка приносит садовую скамейку в дом, где пока не на чем сидеть: «Спасибо, Кузя! Лучше нельзя было придумать <...>. Поставьте ее к столу. На нее сядут дамы» . Очевидно, что из всего окружения Зило-ва Галина выделяет Кузакова, наверно, потому, что он «большей частью задумчив, самоуглублен», «в обществе он обычно в тени» . Зато официант Дима пугает ее. Невзирая на грубоватое, фамильярное поведение Веры, бывшей любовницы Зилова, и будучи интуитивно против ее визита, Галина попрощалась как с человеком, которого она хотела бы видеть в своем доме: «Надеюсь, вы будете у нас бывать. Я буду рада» . В свою очередь, Вера против своего ожидания верно оценила Галину: «Твоя жена мне понравилась. Удивляюсь даже, как тебе удалось на такой жениться <...>. Представляю, сколько она натерпелась из-за тебя. » .

Отношение Зилова к жене на протяжении всей его «работы памяти» отвратительно: он изменяет ей, врет, рушит последние надежды на семейное счастье своей реакцией на слова о будущем ребенке. Его равнодушие объяснялось тем, что он в это время организовывал свидание с только что появившейся в его жизни юной Ириной - об этом тоже помнит только он.

ЗИЛОВ. Ребенок?.. <...> Ну рад. Да рад я, рад. Ну что тебе - спеть, сплясать?... Увидеться?... Сегодня увидимся. Ведь не сию же минуту он у тебя будет» .

Когда Ирина пытается образумить Зилова во время скандала в кафе, заступаясь за оскорбленных им друзей, он оскорбляет и ее саму: «Вот вам еще! Еще одна! Хватайте! <.> Прелестное создание! Невеста! Ну! Что же вы растерялись? Думаете, ничего не выйдет? Ерунда! Поверьте мне, это делается запросто!» . Сюжетная линия Ирины показывает: все, что Зилов завоевывает у жизни своим обаянием, он не ценит и потому теряет. Теряет, потому что ни прекрасная жена, ни любовницы - сначала доступная Вера, потом юная, непосредственная Ирина - не давали ему счастья и удовлетворения. Не увлекала Зилова и не могла увлечь работа. Он понимал, что он не состоялся как инженер. Саяпину он говорит: «Старик, ничего из нас

уже не будет. <...> наша контора для нас с тобой самое подходящее место» .

Кроме женщин, в жизни Зилова были и друзья, которые охотно проводили с ним время, уважали его страсть к утиной охоте и готовы были сделать приятное: на новоселье преподнесли ему особый охотничий подарок - деревянных подсадных уток. Но и они убеждаются, насколько Зилов не считается с ними и не уважает их. Ему нет никакого дела до Саяпина, до его мечты получить, как и он, Зилов, новую квартиру, презирает его за то, что тот заискивает перед начальником, перекладывая всю вину на него, Зилова, когда приходится отвечать за липовую статью, которую они вместе подписали.

Во время ужина в кафе по случаю отпуска и предстоящей утиной охоты Зилов оскорбляет своих гостей, что называется, по полной программе. Если он и теряет близких ему людей, то по собственной воле. Ум и обаяние героя, которые притягивали к нему людей, не должны были давать ему право обращаться с ними как угодно. И сюжетный парадокс в том, что умный обаятельный человек никому из близких и друзей не принес добра, да и себе не доставил счастья и радости - таков итог «работы памяти» героя. Сюжет пьесы и воспроизводит эту «работу» как процесс осознания того, как своими руками он разрушал связи между собой и окружающими людьми.

Во время обсуждения пьесы художественным советом Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова возник спор о том, можно ли Зилова с его отвратительными поступками назвать современным героем. Вставал вопрос, кто же виноват в жизненном фиаско героя: общество, которое не дало достойных целей, или же он сам, слишком много требовавший от общества и от жизни.

Вампилов, по свидетельству Н. Тендитник, высказался о своем Зилове вполне определенно: «А мы - вот такие! Это я, понимаете? Зарубежные писатели пишут о "потерянном поколении". А разве в нас не произошло потерь?» . Эти слова объясняют не только социальную атмосферу времени, но и характер действия и сюжета «Утиной охоты», ведь важно, что герой проживает все события в своих воспоминаниях, а значит, сюжетные линии направлены на поиски героя в себе того, что «дурно отражается на других людях» .

С одной стороны, Зилов - «виновник» всего произошедшего, но с другой - только он способен понять собственную вину. Придет ли он к ее пониманию, совершится ли раскаяние - остает-

ся за чертой пьесы. Но, как показало дальнейшее творчество Вампилова, он не снял ответственности с личности, видел именно в ней залог нравственного отношения к жизни. Взаимоотношения человека и среды, человека и обстоятельств времени, показанные в сюжетных линиях «Утиной охоты», составляют сложный, порой противоречивый и парадоксальный процесс взаимовлияний и взаимоотталкиваний.

Вслед за «Утиной охотой» драматург написал очерк «Прогулки по Кутулику» (1968). Его создание уже состоявшимся писателем было продиктовано внутренней необходимостью осмыслить волнующие его проблемы. Оценивая культурные изменения за последние пять-семь лет в райцентре, где он родился и вырос, достижения материальной культуры - асфальт на центральной улице поселка, новую школу, большой стадион, концерт и танцы в новом Доме культуры, Вампилов видит и другую сторону реальности в связи с грубым поведением подростков, увязавшихся после танцев за девушками. Вспоминает он и дикий случай в соседней деревне Табарсук, когда подростки забрались в пустую школу, порвали классные журналы, нагадили ради забавы. Объяснять такие поступки молодых людей влиянием среды, как это сделала общественность, Вампилов отказался. «Дикость» (если воспользоваться любимым выражением Вампи-лова) писатель объясняет отношением человека к другим людям и, рассуждая о «влиянии среды», приходит к выводу: «Среда - это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, а значит каждый может спросить себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?» . Очерк не оставляет сомнений, что для Вампило-ва было важно: никакие внешние влияния не снимают с человека ответственности за свое поведение и отношение к жизни и окружающим.

Эти размышления будут воплощены в драматической форме и в пьесе «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Ее сюжетный конфликт заключается в выборе героями линии поведения: одни готовы драться за свое счастье «зубами и ногами», как аптекарша Кашкина, как Пашка; другие - Шаманов, Мечеткин, Помигалов, Хороших - бывают равнодушны к окружающим, к нормам человеческой морали. Всем им противостоит Валентина, ни при каких обстоятельствах не приемлющая насилия над личностью, невнимания к чужой жизни. Она ухаживает за палисадником, украшая жизнь посетителей чай-

ной, не принуждая никого следовать ее примеру

Выращивать и охранять цветы. Любит Шаманова, не стремясь обратить на себя внимание. Наконец, она не позволяет отцу вступаться за ее поруганную честь.

Исследователь И. Григорай обращает внимание на сюжетную цепочку поступков всех персонажей, борющихся за свое счастье, которые подталкивают Валентину к тому, чтобы пожалеть Пашку и пойти с ним на танцы. В силу своего душевного склада Валентина не допускает возможности насилия. «Для каждого из героев,

Пишет И. Григорай, - автор создает свою предельную ситуацию, <.> когда свой кровный интерес - чаще сильное чувство - заставляет даже хороших людей позабыть об окружающих» . Иными словами, всех героев объединяет мотив борьбы за счастье. Кроме Валентины - она не борется за счастье, понимая его по-своему.

В первом варианте финала, когда Валентина после совершенного над нею насилия совершает самоубийство, автор подчеркивал значение роли этой сюжетной цепочки борьбы за счастье. Дер-гачев, далекий от событий вокруг Валентины, хотя и косвенно с ними связанный ненавистью к Пашке, утверждает всеобщую ответственность за смерть Валентины.

ДЕРГАЧЕВ. Мы виноваты. Все виноваты. Слышь, Павел. Все причастные. Все будем отвечать .

Мысль Вампилова ясна: виноваты все, а не только насильник Пашка. Примечательно, что от варианта самоубийства Валентины драматург затем отказался. Из воспоминаний В. Распутина известно, что Вампилов несколько дней чувствовал себя «скверно потому, что позволил себе усомниться в своей героине, поверить, что - да, сломали» . В последнем прижизненном (а значит, каноническом) варианте в заключи-

тельной утренней сцене первое, что делает Валентина, выйдя из дома, - берется чинить палисадник. Сильный характер героини не позволяет ей «надломиться» и утратить веру в людей, в то, что окружающие, в конечном счете, поймут назначение красоты в их жизни, придут к уважению чужого труда и друг друга.

Интересно, что в последнем варианте наметились две сюжетные линии. С одной стороны, поступки каждого действующего лица в драме ведут к трагедии Валентины, а с другой - ее нравственные нормы влияют на окружающих, утверждаются несмотря ни на что. Насильник Пашка уезжает из Чулимска, понимая, что не сможет завоевать ту, что не подчиняется силе. Следователь Шаманов готов вернуться в город и бороться в суде за справедливость в деле, которое раньше казалось безнадежным. Отец Валентины Помигалов теперь будет считаться с ее мнением и чувствами.

Если высоконравственное поведение человека может повлиять на людей, то и безнравственные поступки в немалой степени могут сказаться на их жизни - эта идея, высказанная в очерке «Прогулки по Кутулику», обернулась в развитии сюжета драмы «Прошлым летом в Чу-лимске». Если «среда», «окружение», «обстоятельства» в Чулимске привели Валентину к трагедии, это, по Вампилову, не причина, чтобы героиня отказалась от нравственных принципов, которые благодаря ей, в конечном счете, торжествуют.

Таким образом, в сюжетной канве драм «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулим-ске», в их действии и финалах воплощена сокровенная мысль драматурга о культуре человеческих отношений как основе нравственности. Именно эта авторская идея движет сюжет его зрелых пьес.

Литература

1. Вампилов А. Дом окнами в поле. - Иркутск: Вост.-Сиб. изд-во, 1981. - 690 с.

2. Вампилов А. Драматургическое наследие. - Иркутск: Иркутская областная типография № 1, 2002. - 844 с.

3. Вампилов А. Избранное. - М.: Согласие, 1999. - 778 с.

4. Григорай И. Особенности характеросложения в русской драматургии 50-70-х годов ХХ века. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 240 с.

5. Имихелова С. С., Юрченко О. О. Художественный мир Александра Вампилова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2001. - 106 с.

6. Распутин В. С места вечного хранения // Вампилов А. Избранное. - М.: Согласие, 1999. - С. 5-11.

7. Тендитник Н. Истины старые, но вечные // Тендитник Н. Мастера. - Иркутск: Вост.-Сиб. изд-во, 1981. - С. 125 -210.

1. Vampilov A. Dom oknami vpole . Irkutsk: East Siberian publ., 1981. 690 p.

2. Vampilov A. Dramaturgicheskoe nasledie . Irkutsk: Irkutsk regional printing No. 1 publ., 2002. 844 p.

3. Vampilov A. Izbrannoe . Moscow: Soglasie, 1999. 778 p.

4. Grigoraj I. Osobennosti khararteroslozheniya v russkoj dramaturgii 50-70-x godov XX veka . Vladivostok: Far Eastern University publ., 2004. 240 p.

5. Imihelova S. S., Yurchenko O. O. Chudozhestvenyj mir Alexandra Vampilova . Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2001. 106 p.

6. Rasputin V. S mesta vechnogo hraneniya . Vampilov A. Izbrannoe - Vampilov A. Selected works. Moscow: Soglasie, 1999. Pp.5-11.

7. Tenditnik N. Istiny starye, no vechnye . TenditnikN. Mastera - TenditnikN. Masters. Irkutsk: East Siberian publ., 1981. Pp.125-210.

Сочинение

Шестидесятые годы XX века более известны как времена поэзии. Множество стихов появляется в этот период русской литературы. Но немаловажное место в этом контексте занимает и драматургия. И почетное место отводится в ней Александру Валентиновичу Вампилову. Своим драматургическим творчеством он продолжает традиции своих предшественников. Но многое в его произведения вносят как веяния самой эпохи 60-х годов, так и личные наблюдения самого Вампилова. Все это в полной мере отразилось в его знаменитой пьесе «Утиная охота».

Так, К. Рудницкий называет пьесы Вампилова центростремительными: «.. непременно выводят в центр, на первый план героев - одного, двоих, от силы троих, вокруг которых движутся остальные персонажи, чьи судьбы менее существенны...». Такими персонажами в «Утиной охоте» можно назвать Зилова и официанта. Они, словно два спутника, дополняют друг друга.

«Официант. А что я могу сделать? Ничего. Сам должен соображать.

Зилов. Правильно, Дима. Ты жуткий парень, Дима, но ты мне больше нравишься. Ты хоть не ломаешься, как эти... Дай руку...

Официант и Зилов жмут друг другу руки...».

Внимание драматургии этого периода русской литературы было направлено на особенности «вхождения» человека в окружающий мир. И главным становится процесс его утверждения в этом мире. Возможно, таким миром для Зилова становится лишь охота: «..Да, хочу на охоту... Выезжаешь?.. Прекрасно... Я готов... Да, сейчас выхожу».

Особенным в пьесе Вампилова был и конфликт. «Интересы драматургии были обращены... на характер конфликта, который ложится в основу драмы, но не процессы, происходящие внутри человеческой личности», - отмечала Е. Гушанская. Интересным такой конфликт становится и в пьесе «Утиная охота». По сути, в пьесе нет как такового обычного конфликтного столкновения главного героя со средой или другими персонажами. Фоном конфликта в пьесе становятся воспоминания Зилова. И к концу пьесы даже такое построение не имеет своего разрешения;

В пьесе Вампилова частенько происходят странные и необыкновенные случаи. Например, эта нелепая шутка с венком. «(Разглядывает венок, поднимает его, расправляет черную ленту, надпись на ней читает вслух). «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей»... (Молчит. Потом смеется, но недолго и без особого веселья)».

Однако Е. Гушанская отмечает, что историю с венком Вампилову рассказал иркутский геолог. «Это его коллеге-геологу приятели прислали венок с надписью «Дорогому Юрию Александровичу, сгоревшему на работе»». Эта странность переходит и на содержание самой «Утиной охоты». Всю пьесу главный герой собирается на охоту, делает необходимые приготовления, но туда так и не попадает в самой пьесе. Только финал говорит об его очередных сборах: «Да, сейчас выхожу».

Еще одной особенностью пьесы является ее трехступенчатый финал. На каждой из ступеней можно было бы закончить произведение. Но Вампилов на этом не останавливается. Первую ступень можно обозначить, когда Зилов, пригласив друзей на поминки, «большим пальцем ноги нащупал курок...». Недаром в конце этой фразы стоит многоточие. Здесь присутствует намек на самоубийство.

Виктор Зилов переступил какой-то порог в своей жизни, раз решился на такой шаг. Но телефонный звонок не дает герою довершить начатое дело. А пришедшие позже друзья снова возвращают его к реальной жизни, обстановке, с которой он хотел порвать лишь пару минут назад. Следующей ступенью становится новая попытка «покушения» Зилова на свою жизнь. «Саяпин исчезает.

Официант. Давай-ка. (Хватает Кузакова, выталкивает его за дверь.) Так будет лучше... А теперь опусти ружье.

Зилов. И ты убирайся. (Мгновение они смотрят друг другу в глаза. Официант отступает к двери). Живо.

Официант задержал появившегося в дверях Кузакова и исчез вместе с ним».

В третьем финале пьесы Зилов так и не приходит к какому-то конкретному ответу на те вопросы, что возникают для него по ходу пьесы. Единственное, на что он решается - пойти на охоту. Возможно это тоже какой-то своеобразный переход к решению своих жизненных проблем.

Пьесы Вампилова некоторые критики рассматривали и в символическом ключе. Предметами- или ситуациями-символами просто наполнена «Утиная охота». Например, телефонный звонок, который возвращает к жизни Зилова, можно сказать, с того света. И телефон становится своеобразным проводником для связи Зилова с внешним миром, от которого он пытался хоть отгородиться от всего (ведь практически все действие происходит в ком-нате, где кроме него никого нет). Такой же связующей нитью становится окно. Оно является своеобразным выходом в минуты душевного напряжения. Например, при необычном подарке друзей (погребальном венке). «Некоторое время стоит перед окном, насвистывает мелодию пригрезившейся ему траурной музыки. С бутылкой и стаканом устраивается на подоконнике». «Окно - это как бы знак другой реальности, ни присутствующей на сцене, - замечала Е. Гушанская, - но заданной в пьесе реальности Охоты».

Очень интересным символом становится охота и все, что с ней связано, например, ружье. Оно покупалось для охоты на уток. Однако Зилов пробует его на себе. Да и сама охота становится идеалом-символом для главного героя.

Виктор так стремится попасть другой мир, но тот так и остается для него закрыт. И в то же время охота - словно нравственный порог. Ведь она, по сути, является узаконенным обществом убийством. И это «возводится в ранг развлечения». И вот этот мир становится для Зилова миром мечты, а. проводником в этот мир становится образ официанта.

Как официант беспокоится о поездке: «Ну как? Считаешь деньки-то? Сколько там у нас осталось?.. Мотоцикл у меня на ходу. Порядок... Витя, а лодку-то надо бы просмолить. Ты бы написал Хромому... Витя!» И в итоге мечта просто превращается в утопию, которой сбыться, кажется, не дано.

Театр Вампилова Е. Стрельцова называет «театром слова, в котором непостижимым образом автор умел соединить несоединимое». Необычайность, а порой и комичность некоторых ситуаций объединяет с близкими и дорогими сердцу воспоминаниями.

В его драматургию вошли новые образы персонажей, своеобразный конфликт, странные и необычные события. А по символическим предметам можно воссоздать отдельную картину, которая станет еще ярче оттенять действия и поведение главного героя. Своеобразный открытый финал, характерный для других его пьес, дает надежду, что Зилов сможет найти свое место не только в своих воспоминаниях в пределах комнаты.

Я помню время, когда пьесы Вампилова с триумфом шли по стране. Вместе с ними ходили легенды про провинциального драматурга, который написал пять пьес, поехал в Москву, где какую-то из них приняли к постановке, он вернулся домой и... утонул. Как истинный гений, в 35 лет.
Именно тогда я посмотрела четыре из пяти пьес Вампилова. Пятая, "Утиная охота", почему-то нигде не шла, и это интриговало.
Пьесу я прочитала через несколько лет в книге и поняла, почему возможно ее боялись ставить. Дело в том, что помимо очевидного реалистического сюжета, в ней есть еще один пласт, не вполне понятный, отдающий фантасмагорией. И по сути открытый конец, оставляющий возможность для самых разных толкований.
Фильм, поставленный В.Мельниковым (режиссером великолепного "Старшего сына" по другой пьесе Вампилова), считаю, получился не вполне удачным, несмотря на блистательного Олега Даля в главной роли и массу других прекрасных актеров (назывался он "Отпуск в сентябре"). Мельников снял реалистический фильм, получился сюжет про отвратительного и аморального алкаша, которого совершенно непонятно за что любили женщины и про которого непонятно зачем написали пьесу и сняли фильм. А ведь пьеса - про трагедию "лишнего человека" середины XX века, и ее герой Зилов - потомок Онегина и Печорина.
Теперь я думаю, вы поймете, почему мне было так интересно впервые посмотреть "Утиную охоту" в театре, тем более, что судя по отзывам, спектакль театра Et Cetera был отнюдь не реалистическим.
Что же у них получилось?

На мой вкус, у Et Cetera получилось слишком много фантасмагории. Кроме действующих лиц, на сцене три "плакальщицы" (которые в какой-то момент превращаются в невест), гитарист, оркестр, мужской и женский "хор" (так он заявлен в программе, хотя скорее, кордебалет). Все они играют, поют, танцуют и крякают. Часть реплик героев произносит кто-то из "дополнительных" действующих лиц, причем кричат герои гораздо чаще, чем просто говорят. Девушка героя бурятка, местами говорит по-бурятски и в одной сцене выходит в невообразимой сложности национальном костюме. Сцена залита водой, часть персонажей ходит в болотных сапогах, часть - в модельных туфельках, и те, и другие периодически плюхаются в воду и мокнут (актеров жалко). От всего этого шума устаешь очень быстро, а дополнительные эффекты затягивают спектакль, который идет три с половиной часа.
Есть ли смысл во всех этих "дополнениях"? Если честно, я его не восприняла, не считая того, что по нарастающей нагнетаются жуть и безнадежность. Возможно, именно этого хотел добиться постановщик. Тогда можно сказать, что он со своей задачей справился. Спектакль получился страшным и беспросветным. А главный герой - просто омерзительным (на порядок отвратительнее киношного Даля). Так что тема "лишнего человека", которому хочется сопереживать, и здесь осталась нераскрытой.
Готовя пост, выяснила, что недавно появилась еще одна экранизация "Утиной охоты" - с Евгением Цыгановым и Чулпан Хаматовой.
Пожалуй, после этой постановки не рискну смотреть...
Для поднятия настроения приведу фото памятника драматургам во дворе театра-студии Табакова (улица Чаплыгина, 1а). Александр Вампилов - в центре.

У Александра Вампилова судьба обычного советского человека, а мысли, поступки и творчество как будто из другой эпохи. Друзья называли его «канатоходцем». Всю жизнь он балансировал на грани обычного и рискованного, искал свой особый путь и никогда не притворялся. Сегодня же его называют последним русским драматургом мирового уровня. Мы знаем этого писателя как автора известных пьес и рассказов, хотя свое главное произведение он так и не успел написать. Непредвиденная трагедия не позволила этому талантливому человеку при жизни познать заслуженный успех и признание.

Биография

Будущий писатель Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в Иркутской области. Его семья состояла из представителей разных народов: мама - русская, папа - бурят, очень интеллигентный и образованный человек, с отличием окончил университет, знал несколько языков, а позже был назначен на должность директором школы в селе Кутулик, там же работала учителем и его жена. Маленький Саша стал для них уже четвертым ребенком.

Однако, вскоре вмешалась суровая действительность, через несколько месяцев после рождения сына, старшего Вампилова обвинили чуть ли не в государственной измене. Приговор в таких случаях один - расстрел. И теперь большой семье приходилось жить только на маленькую зарплату матери.

Отца реабилитировали спустя 19 лет, но долгое время детям приходилось жить под косыми взглядами окружающих, ведь они были родственниками врага народа. Возможно, именно эти тяжелые события детства закалили молодого человека, помогли ему четко видеть перед собой цель в жизни.

После окончания школы Александр Вампилов пытается поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет. У него это получается только на второй год. Именно здесь начинает он свой путь как драматург и писатель.

Начало литературной деятельности

Атмосфера университета располагала к творчеству, здесь же на курс старше учился Валентин Распутин. Вампилов не стал отличником, и, вообще, никогда не отличался усердием к учебе, предпочитая делать только то, что ему интересно, то есть писать.

Очень скоро природное обаяние и живой ум помогли сплотить вокруг себя таких же молодых и горячих ребят, желающих сочинять. Иногда их фантазия не знала предела, так в одну из поездок в колхоз они выдумали изображать действия с известных картин и снимать это на камеру, эти фотографии доступны и сейчас.

Друзья отмечали у него отличный музыкальный слух, но уже на третьем курсе Вампилов Александр Валентинович понимает свою истинную страсть - сочинительство. Поначалу желание писать было неудержимое, он не прекращал работать даже на лекциях и по ночам.

В 1958 г. молодой автор решает опубликовать свой первый сатирический рассказ «Стечение обстоятельств» (спустя три года также будет называться его единственная прижизненная книга) в студенческом журнале «Иркутский университет», «Советская молодежь» и «Ленинские заветы». Вампилов не стал подписываться своим настоящим именем, а придумал псевдоним - А. Санин.

Работа в журнале

Еще учась на пятом курсе, он становится сотрудником популярной в Иркутске газеты «Советская молодежь». Попасть туда, да еще студенту, было очень сложно, но руководство издания уже было знакомо с творчеством молодого писателя, потому и взяло его в качестве корреспондента.

Работая в газете, Александр Вампилов смог многому научиться, узнать людей, поездить по области, поэкспериментировать с некоторыми публицистическими жанрами. Ему поручали освещать важные областные события, как то: строительство городов или Братской ГЭС. С самого начала его статьи разительно отличались от других публикаций. Он преимущественно выбирал жанр фельетона или очерка, что позволяло Вампилову избежать избитых фраз и установленных конструкций. Каждый его отчет был уже полноценным рассказом, только с настоящими, а не выдуманными героями.

Читатели «Советской молодежи» это быстро замечают и выделяют талантливого юношу среди других корреспондентов. Понимают ценность сотрудника и редакторы, потому после получения диплома Иркутского университета в 1960 году, Александр Валентинович остается работать в газете.

"Творческое объединение молодых"

В коллективе издательства устанавливается особая творческая атмосфера, создателем которой не в последнюю очередь может считаться Вампилов. Начинающие авторы часто собирались, обсуждали книги, делились впечатлениями, под эгидой Союза писателей они создают ТОМ (творческое объединение молодых). Устраивали встречи с читателями и студентами, для Александра Валентиновича работа в «Советской молодежи» стала отличной школой жизни.

Из-за особой атмосферы дружественности, юношеского задора и таланта, региональная газета пользовалась большой популярностью у населения Иркутской области.

Он отлично проявил себя как лидер и наставник, несмотря на частые командировки, всегда находил время, чтобы помочь своим товарищам. Уже после двух лет работы Александр Вампилов был направлен на Высшие курсы повышения квалификации для журналистов в Москву, где проучился несколько месяцев. Именно в это время он пробует себя в написание пьес.

Уход и журналистики

Александр Вампилов - драматург появился не сразу. До 1964 года, помимо работы в газете, его в большей мере занимали рассказы, сатирические очерки. Позднее критики усмотрят в его судьбе повторение пути великого А. П. Чехова, тот когда-то тоже начинал с прозы.

Его коллеги уже понимали, что рано или поздно Вампилов уйдет из публицистики, ему уже тесно было в Иркутске. Многое изменилось в начале 60-х, когда писатель начинает активно участвовать в семинарах авторов - одноактников. Первыми его работами в этом жанре стали «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

Александр Вампилов, пьесы которого и сейчас ставятся во многих российских театрах, не сразу решился на окончательный разрыв с журналистикой. По его собственным словам, иногда талант не главное, важно принять решение изменить жизнь, и иметь мужество его исполнить до конца.

Это удается в 1964 году, тогда же его пьеса «Дом окнами в поле» была впервые опубликована в журнале. Но путь в театры по-прежнему был закрыт, ведь без специальных связей поставить на сцене свое произведение в Москве практически невозможно.

Первые постановки в театре, заслуженный успех

Все изменилось в 1965 г., когда Александр Валентинович на Всесоюзном писательском семинаре в Чите был принят в Союз писателей, его выбрали из тринадцати кандидатов.

Членство в самой влиятельной культурной организации Советской России позволило Вампилову завести новые полезные знакомства, тем более что его теперь признавали одним из лучших авторов в стране.

В том же году он близко сходится с Алексеем Арбузовым, влиятельным драматургом Москвы. Именно с его помощью Вампилову впервые удается показать свое творчество на сцене. Правда, сделать постановку в столице не удалось, премьера пьесы «Прощание в июне» с большим успехом прошла в Литве, драмтеатре города Клайпеда.

Отлично были приняты и другие его знаменитые пьесы, такие как «Старший сын» и «Утиная охота». Зритель сразу полюбил простых, каких-то народных героев. Однако весь этот успех сопутствовал драматургу только в провинции, московские режиссеры по-прежнему не желали ставить его пьесы, из-за чего Вампилов очень переживал, ведь он знал цену своему таланту.

Только в 1970 году в Ленинграде состоялась премьера «Старшего сына», постановки же остальных произведений на сценах известных советских театров он так и не увидел. Об Александре Вампилове в полный голос заговорили только после его смерти, - привычная история для русских талантов.

Особенности творчества

Первые годы своей литературной деятельности будущий драматург писал прозу. Для него это был этап созревания как талантливого автора пьес, своеобразная проба пера. Всего им были написаны около шестидесяти повестей, юморесок, фельетонов, очерков, большинство во время его работы в газете «Иркутский университет».

Александр Вампилов, рассказы которого не получили такой же известности, как пьесы, в начальный этап учился понимать действительность, преобразовывать ее в слова и идеи. В этих повестях еще видно и наивность взглядов, необдуманный выбор тем и т. д. Но уже здесь формируется его особый стиль, необычная сатира, умная, с подтекстом. Появляются некоторые известные персонажи, такие как Яков Андреевич Черных, герой пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Александр Вампилов напишет ее уже в 1972 году.

Во время работы корреспондентом у автора формируется его особая манера передачи идеи произведения. В очерках и фельетонах он пишет о простых людях, обычных ситуациях, но при чтении вместе с бытовыми проблемами незаметно встают вечные вопросы человечества. Особенно заметно это будет в другом произведении, которое написал Александр Вампилов. «Старший сын», помимо внешней истории о молодых шалопаях, обманувших простосердечного старого музыканта, содержит идею о проблемах взаимоотношения отцов и детей.

Особенности драматургии

Критики, изучающие творчество Вампилова, отмечают, что его пьесы больше тяготеют к жанру комедии, несколько даже водевильной. Удивительно, что и смешное, и печальное преподносится автором ненавязчиво, с легкостью, а концовки постановок никогда не проповедуют какую-нибудь мораль. Вампилов всегда пытался избегать этого, предпочитая оставлять зрителю решать, кто хороший или плохой.

Из пяти его известных пьес многие и посей день идут в театрах, некоторые экранизированы. Уже в пору творческой зрелости им была написана «Утиная охота». Александр Вампилов здесь уже чувствует себя полноценным художником, в ней отразились все его достижения как мастера слова и как человека, многое осознавшего в этом мире. Действие, сюжет и даже история, легшая в основу пьесы - все связано с родным Иркутским краем. Но вместе с тем автор смог показать известные жизненные реалии.

«Прошлым летом в Чулимске» Александр Вампилов писал в период с 1970 по 1971 год. Фактически она стала последним его крупным творением. Это был сложный период, он уже известный драматург, на которого давят как внешние обстоятельства, это переговоры с театрами, споры с режиссерами. Вампилова тяготила внутренняя борьба, возникшая после «Утиной охоты», драматург посчитал ее слишком непонятной, и даже называл своим творческим поражением.

Поэтому новую пьесу он постарался сделать обычной и внятной, многое в идеях «Прошлым летом в Чулимске» противостоит предыдущему произведению. Если в первой присутствовала какая-то загадка характеров, зритель сам додумывал образ, то в последней проблема главного героя объясняется социальными конфликтами.

Необыкновенная личность

Годом позже на экраны появляется двухсерийный фильм «Старший сын» по одноименной пьесе Вампилова. Кино стало необычайно популярно в стране и быстро разошлось на цитаты.

Последняя работа на телевидении по мотивам его произведения «Утиная охота» стала драма Александра Прошкина «Райские кущи». Режиссер смог передать всю боль и нерв идей Вампилова в современной действительности.

Память

После гибели писатель получил заслуженную славу и признание. В театрах родного Иркутска, которые ни разу не поставили ни одной его пьесы при жизни драматурга, теперь шли премьеры за премьерами. С 1987 г. ежегодно проводятся фестивали, посвященные писателю. А иркутский ТЮЗ был назван в его честь.

На берегу Байкала, неподалеку от места гибели, установлен памятник Александру Вампилову, а по озеру курсировал пароход с именем известного драматурга. В 2012 году в том же Иркутске администрацией был открыт Культурный центр, в котором любой желающий может ознакомиться с книгами и личными вещами писателя.

Вклад его в русскую литературу неоценим. Все исследователи единодушно сходятся во мнение, что со временем из-под его пера мог бы выйти отличный роман. Но как многие русские гении, Александр Вампилов умер очень рано, оставив потомкам лишь пять пьес.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.