Ранний железный век. Период энеолита. Меднокаменный век Достижения человека в период энеолита

Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледниковый щит Европы, достигавший 1000 - 2000 м в высоту, начал таять; таяние шло интенсивно, но остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Начался новый геологический период - голоцен, при-шедший на смену плейстоцену. Переходный период от ледника к современному климату, полный различных новшеств как в области природных условий, так и в человеческом хозяйстве, называют условным термином «мезолит», т. е. «среднекаменный» век, - промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех-четырех тысячелетий.
Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг колоссальные бурные полноводные реки; постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником; обновилась и развилась растительность, обнажились глинистые залежи, исчезли мамонты и носороги.
В связи со всем этим исчез устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов и заново создавались иные формы ведения хозяйства. Обилие гибкого дерева позволило сделать замечательное изобретение - лук со стрелами. Это значительно расширило сферу охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми объектами охоты стали разные мелкие звери и птицы. Большая легкость такой охоты и повсеместность нахождения дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.
Обилие водных пространств привело к широкому развитию рыболовства. Большая щедрость потеплевшей природы возродила собирательство. Особенно важным для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета (типа большого ножа, копья, серпа, может быть пилы?) большого количества острых кусков кремня.
Вероятно, в это время люди ознакомились с плаванием по воде на бревнах и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.
Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая взрослых кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.
Мезолит - время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.
Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: в палеолите изображали зверей, объекты охоты; в мезолите в связи с ослаблением нивелирующего общинного начала и возрастанием роли отдельного охотника мы видим в наскальных изображениях не только зверей, но и мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

Неолит

Условное наименование «неолит» применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в. н. э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.
Не было единства и в то время, когда неолит господствовал повсеместно (VII - V тысячелетия до н. э.). Расселившееся в разных ландшафтных зрнах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, близких к мезолитическим, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах развитие пошло ускоренно. Для неолита характерно применение шлифованных и сверленых орудий с рукоятками, появление ткацкого стана, уменье лепить посуду из глины, разнообразная обработка дерева, постройка лодок, вязанье сетей.
Петроглифы (рисунки на камнях) Севера раскрывают перед нами во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита. С неолитической эпохой связан один из важнейших технических переворотов древности - переход к производящему хозяйству, к скотоводству и земледелию. Скотоводческие племена расселились в обширных степных пространствах от Днепра до Алтая, а земледельческо-скотоводческие племена оформились на плодородных почвах Украины, Закавказья и Средней Азии. В Средней Азии уже в IV тысячелетии до н.э. появилось искусственное орошение полей при помощи системы каналов. Для земледельческих племен характерны большие поселки из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине являются представителями ранних земледельческих культур IV -V тысячелетия до н. э.

Расцвет культуры земледельческих племен

Своего наивысшего расцвета первобытное земледельческое общество достигло в так называемой трипольской культуре IV - III тысячелетиях до н. э., располагавшейся между Карпатами и Днепром на плодородных лёссовых и черноземных почвах. Трипольская культура относится уже к «энеолиту», медно-каменному веку, когда появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Огромные поселки трипольской культуры из сотен больших домов (возможно, укрепленные?) производят впечатление значительной организованности, упорядоченности общества. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины трипольцев, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Совершенно особый интерес представляет идеология трипольских племен. Она пронизана идеей плодородия, вполне естественной для общества, где основой хозяйства было земледелие. Идея плодородия выражалась в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эту мысль мы встретим впоследствии во многих религиях, вплоть до христианства. В трипольской культуре очень много небольших глиняных статуэток женщин, связанных с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов трипольской и культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех ярусов, трех зон: зона земли с растениями; зона «Среднего неба» с солнцем и дождями и зона «Верхнего неба», хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было какое-то женское божество. Эта картина мира очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской Ригведы. В Средней Азии из культовых сооружении энеолита представляет интерес глиняная ступенчатая пирамида, напоминающая зиггураты Месопотамии.

Бронзовый век

Темп исторического развития особенно ускорился в связи с открытием металла - меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тысячелетия до н. э. стали делать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался межплеменной обмен, и учащались столкновения между племенами. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода. В наиболее выгодном положении оказались племена, жившие вблизи от залежей меди и олова - на Кавказе, на Урале и в Сибири. Вдали от этих центров производства металла, в лесных областях, куда проникали лишь отдельные предметы из привозного металла, чаще всего украшения, развитие человеческого общества совершалось значительно медленнее.

Патриархат

II тысячелетие до н. э. - время глубоких изменений в жизни целого ряда народов. Происходило в крупных масштабах общественное разделение труда, выразившееся в выделении скотоводческих племен. Развивалось земледелие как дополнение к пастушескому скотоводству. В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата, а женщина попадала в угнетенное положение. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство. Археологи находят в степных курганах этого времени следы насильственных захоронений женщин вместе с умершими мужчинами.
Роды и племена (под племенем имеется в виду форма этнической общности, представляющая собой совокупность родов) укрупнялись и разрастались. Для развитых племен характерно наличие особых языков, территорий, собственных имен. В ряде случаев возникали объединения племен, для этого периода, по всей вероятности, кратковременные, заключаемые на время совместных походов. Развивавшееся коневодство облегчало организацию крупных военных походов.

Передвижение племен

Изучение археологических и антропологических материалов этого времени устанавливает, что происходили передвижения одних племен и гибель других. Трипольские земледельческие племена были побеждены своими соседями-скотоводами, жившими восточнее Днепра. Степные племена скотоводов во II тысячелетии до н. э. вторглись в бассейны Оки и Верхней Волги, частично оттесняя местное охотничье-рыболовческое население. Наблюдалось передвижение племен и в Сибири. Одни из них из области Казахстана продвигались на север, на Средний Урал, а другие - с востока - в район современного Минусинска. Во второй половине II тысячелетия до н. э. в южнорусских степях складывается так называемая срубная культура (названная по деревянным срубам в курганах), созданная, вероятно, племенами Среднего Поволжья, которые в дальнейшем продвинулись на запад и ассимилировали ряд племен, живших между Доном и Днепром. Влияние срубной культуры в период ее расцвета распространялось на территории от Нижнего Днепра до реки Урала, доходя на севере до Сейма и Оки.

Происхождение народов

Сложной проблемой, требующей совместной работы лингвистов, антропологов и археологов, является этногенез, происхождение народов. В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам. Географическое размещение их сильно отличалось от современного. Предки угро-финнов продвигались, по мнению некоторых ученых, от Приаралья на север и северо-запад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов находились восточнее Алтая и Байкала. Средняя Азия была заселена иранской ветвью индоевропейцев, предками таджиков.
Трудным для решения является вопрос о происхождении славянской ветви индоевропейской языковой семьи. По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой, но вполне возможно, что в разное время «прародина» могла иметь разные очертания - то расширяться за счет центральноевропей-ских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг. При тогдашней аморфности и неустойчивости этнических признаков соседящие племена могли менять направление своего тяготения, своих культурных связей, а это сказывалось и на выработке общих языковых форм.
Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки латышско-литовских («балтийских») племен на севере, дако-фракийские племена на юго-западе и прото-иранские (скифские) племена на юге и юго-востоке; время от времени протославяне входили в контакт с северовосточными финно-угорскими племенами и далеко на западе - с кельтско-италийскими.

Начало разложения родового строя

История различных племен, населявших в бронзовом веке нашу Родину, мало известна. Не сохранились ни названия племен, ни имена их вождей, ни их языки, однако уловить ход исторического процесса и раскрыть основные явления той отдаленной эпохи возможно. Наиболее важным итогом бронзового века было достижение такого уровня производительных сил в ряде областей, при котором они пришли в противоречие с тормозившим дальнейшее общественное развитие коллективным хозяйством рода. Признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение плен-ных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Обо всем этом можно судить на основе археологических материалов Северного Кавказа, Закавказья и Причерноморья.
Примером может служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тысячелетию до н. э. Под большим искусственным земляным холмом обнаружено погребальное сооружение из трех комнат. В главной комнате под балдахином с золотыми и серебряными украшениями захоронен вождь с золотой диадемой на голове. В боковых комнатах были положены убитые при погребении рабыни. В могиле вождя были найдены золотые и серебряные сосуды. На одном из них выгравировано своеобразное изображение Северного Кавказа (горы и две реки). Археологические памятники, обнаруженные при раскопках Майкопского кургана, свидетельствуют о связях племен, населявших нашу страну, со странами Древнего Востока.
Вторым примером пышных погребений вождей являются курганы в Триалети (южнее Тбилиси). В кургане, относящемся к XV в. до н. э., найдены роскошные по выделке серебряные и золотые сосуды, один из них с чеканным изображением религиозной процессии.
Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и ра-бынь, колоссальные размеры могильных насыпей - все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени. Так в недрах первобытнообщинного строя в результате развития производительных сил и появления противоречий внутри родо-племенной организации рождались предпосылки новой общественно-экономической формации - рабовладельческой. Этот процесс протекал неравномерно и длительно. Когда человечество вступало в рабовладельческую формацию, то позади него оставался не «золотой век», а первобытное хозяйство с периодическими голодовками, приводившими к вымиранию целых племен, с принудительным равенством и вынужденной коллективностью, при которой люди были как бы рабами рода. Позади оставалось время людоедства (когда люди поедали пленных врагов и своих заболевших или умерших родичей), время человеческих жертвоприношений и господства мрачных колдовских действий и суеверных обрядов. Основанный на более высоком уровне развития производительных сил рабовладельческий строй, представляющий сочетание рабовладельческих хозяйств со свободными территориальными общинами, был уже крупным шагом вперед.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Палеометаллическая эпоха - качественно новый период в истории. Она дала человечеству много принципиально нового в материальной и духовной культуре. Среди изобретений, ставших достоянием человечества, начало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. нового материала для изготовления орудий труда и бытовых предметов. Эта археологическая эпоха отмечена появлением колеса и колесного транспорта с использованием тягловой силы животных. Надо отметить, что в энеолите тягловым животным был бык. Орудия труда - это уже медные и бронзовые серпы, кельты, наконечники стрел и копий. Наконец, можно говорить и об отмеченных в археологии контактах и передвижениях, особенно вдоль степного пояса Евразии, преодолении определенной замкнутости историко-культурных археологических образований, характерных для неолита.

Монументальные каменные стелы в степях, наскальные изображения, орнаменты сосудов несут отпечаток нового мировоззрения древних скотоводов и земледельцев.

Из отдельных, часто разрозненных центров земледелия и скотоводства образовались крупные хозяйственные зоны, включавшие значительные территории в Европе и Азии. Исторически оформились две формы производящего хозяйства: старого, основанного на оседлом поливном и пойменном земледелии, и нового - перспективно развивающегося животноводства. Была преодолена территориальная ограниченность производящего хозяйства, основанного на ирригационном земледелии. Животноводческая направленность хозяйства давала более быстрое воспроизводство продуктов питания и получение прибавочного продукта при низких трудовых затратах. Простор в этом отношении открывали степи, предгорные и горно-долинные зоны, которые начали осваиваться в энеолите. Произошел колоссальный прорыв в производящем хозяйстве, качественный скачок в его развитии - завершилось первое крупное общественное разделение труда.

В эпоху палеометалла закладываются основы цивилизации: появляются крупные поселения, возникает протогородская культура.

Энеолит связан с освоением нового материала - металла. Медь была первым металлом, из которого стали делать сначала украшения, а позже орудия труда. Местами добычи меди были горные территории - Передняя Азия, Кавказ, Балканы, т. е. районы, богатые медью.

Известны два способа обработки меди - холодный и горячий. Трудно сказать, какой из них освоен первым. Орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. способом ковки. В руки людей попадали куски самородной меди, и, применяя к ним традиционную обработку, человек открывал для себя особые свойства материала, его способность коваться. Наряду с этим познавались и другие свойства самородной меди или кусков медной руды - способность плавиться в костре и принимать любую форму.

В III тысячелетии до н. э. в предгорных районах, богатых полиметаллическими рудами, а во II тысячелетии почти повсеместно в Евразии распространяются изделия из бронзы. Освоив производство бронзы, люди приобрели более совершенный по своим качествам материал для изготовления орудий труда. Бронза - это сплав меди и олова. Однако ее часто получали и из других сплавов: менее качественную бронзу можно получить из сплава меди с мышьяком, сурьмой или даже серой. Бронза - сплав более твердый, чем медь. Твердость бронзы увеличивается в зависимости от количества олова: чем больше в сплаве олова, тем тверже бронза. Но когда количество олова в сплаве начинает превышать 30%, эти качества исчезают. Не менее важной является и другая особенность: бронза плавится при довольно низкой температуре - 700-900 °С, а медь - при 1084 °С.

С полезными свойствами бронзы, очевидно, познакомились случайно, выплавляя медь из кусков полиметаллических руд, в силу особенностей которых бронза получалась естественно. Позднее, познав причину качественных изменений металла, бронзу получали путем плавки, добавляя олово в нужных количествах. Однако и бронзовые орудия не смогли полностью вытеснить каменные. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что руды, из которых выплавляли бронзу, распространены далеко не везде. Поэтому значительного развития в эпоху бронзы достигли народы, проживающие в богатых рудами районах. Так сложились горно-металлургические области и отдельные центры добычи полиметаллических руд. Горно-металлургическая область - это достаточно обширная геолого-географическая территория с доступными для обработки рудными ресурсами. Внутри таких областей исторически выделяются отдельные центры. Раньше всего выделились Кавказ с его рудными месторождениями, Урал, а на востоке - территория Казахстана, Алтае-Са-янское нагорье, Средняя Азия (горная часть) и Забайкалье.

Древние выработки были небольшими и устраивались в тех местах, где рудные жилы выходили прямо на поверхность или залегали совсем неглубоко. Формы и размеры выработок, как правило, соответствовали форме рудной жилы. В древности разрабатывались в основном окисленные руды. Руду дробили каменными молотами. В тех случаях, когда встречались твердые участки, применялся метод поджога. Для этого участок рудной жилы сначала нагревали с помощью костра, а потом охлаждали водой, после чего выбирали растрескавшуюся породу. Выносили руду из шахт в кожаных мешках. В местах добычи руду подготавливали к плавке. Металл выплавлялся из руды, которую предварительно дробили массивными каменными молотками округлой формы на специальных плитах, а затем растирали в специальных каменных ступах.

Выплавка металла происходила в специальных ямах, а позднее в керамических горшках и примитивных печах. Яму загружали послойно древесным углем и рудой, затем разжигали костер. По окончании плавки металл выбирали из углубления, куда он стекал, застывая в виде лепешки. Выплавленный металл очищали проковкой. Для этого кусок металла разрубали на более мелкие части, складывали в специальный толстостенный глиняный или каменный ковш, так называемый тигль, и нагревали до жидкого состояния. Потом нагретый металл разливали в формы.

В палеметаллическую эпоху сложилась технология первобытного литья. Формы для литья делали из мягкого сланца, известняка, песчаника и глины, позже из металла. Они были различными по устройству, в зависимости от то го, что нужно было отлить. Простые ножи, серпы, некоторые украшения чаще всего отливали в открытых односторонних формах. Для этого на каменной плите вышлифовывали углубление по форме будущего предмета и заливали туда расплавленный металл. В такой форме отливали предметы по несколько раз, смазывая ее жиром. Более сложные и объемные предметы отливали в составных формах, изготовление которых было делом сложным. Их тоже делали по готовым предметам или моделям, вылепленным из воска или вырезанным из дерева. Составная форма собиралась из разъемных створок, внутри она была полая и точно передавала форму предмета, который собирались отливать. Створки формы плотно соединяли, а в отверстие заливали металл. Некоторые формы использовались неоднократно, другие служили только один раз, после чего их разбивали. Так поступали в том случае, если бронзовую вещь отливали способом вытеснения. Восковую модель предмета обмазывали глиной, которая, застывая, превращалась в форму. Внутрь через отверстие заливали расплавленный металл. Металл застывал, форму разбивали и получали готовый предмет. Полученные способом отливки предметы дополнительно обрабатывали: убирали наплывы металла, затачивали.

Весь процесс возникшего металлургического производства состоял из ряда последовательных операций - добыча руды и ее подготовка, выплавка металла, литейное производство, заливка металла в формы и получение заготовок изделий и обработка полученных изделий - и требовал знаний, навыков и профессиональной подготовки.

Из металла изготавливали основные предметы: ножи, серпы, наконечники копий, стрел и так называемые кельты. Кельт представляет собой полый клин с острым лезвием, достаточно тяжелый, с отверстием или проушинами по бокам, с помощью которых он крепился к ручке. Применение этого универсального орудия зависело от того, как его надевали на ручку,- он мог быть топором, им можно было рубить, он мог быть заступом, теслом или наконечником мотыги.

С началом эпохи металла тесно связано расширение культурных контактов между народами, удаленными друг от друга. В это время возникает обмен между племенами, владевшими бронзой, и остальным населением, между скотоводческими и земледельческими племенами.

Изобретение колеса было своего рода революцией в области техники, повлияло на материальное производство, представления человека, его духовную культуру. Колесо, круг, движение, окружность воспринимаемого мира, круг солнца и его движение - все это приобретало новый смысл и находило объяснение. В эволюции колеса в археологии выделяются два периода. Древнейшие колеса были сплошными, это круги без втулки и спиц или круги, соединенные из двух половинок. Они наглухо крепились на ось. Позже, в эпоху бронзы, появляются легкие колеса с втулкой и спицами.

Историю Евразии необходимо рассматривать в контексте тех процессов, которые являются предметом изучения истории Древнего мира. Энеолит и эпоха бронзы в контексте мировой истории - это время складывания древнейших, первичных цивилизаций Месопотамии и Ирана, харапской цивилизации Махенджо-Даро в Индии, расцвета Урука, раннединастического периода Шумера и додинастического периода, а потом Древнего и Среднего царств в Древнем Египте. В Юго-Восточной Европе это период Крито-Микенской Греции, Трои, дворцовых комплексов в Микенах и Клосе. На Востоке на территории Среднекитайской равнины на базе племен так называемой крашеной керамики культуры яньшао складываются раннегосударственные объединения Ся, Шан-Инь и Чжоу, известные как период «трех царств». На другом континенте, в Мезоамерике, в конце II тысячелетия до н. э. создается древнейшая в тех местах цивилизация ольмеков.

Эти цивилизационные процессы не были изолированными, особенно в Евразии. Цивилизационные процессы, отмеченные известными сейчас археологическими культурами, составляли характерное явление периода энеолита и бронзы конца IV-II тысячелетия до н. э.

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.
Неолитические культуры Восточной и Центральной Азии
Юг Восточной Азии (Южный Китай) был в эпоху энеолита теснейшим образом связан с Юго-Восточной Азией, его развитие в то время практически не отличалось от развития этого региона. В Северном Китае и Монголии энеолит весьма существенно отличался от соответствующих эпох других азиатских регионов. В Северном Китае ранненеолитические культуры крашенной керамики относятся к VII-V тыс. до н. э. Носители этих культур занимались земледелием, выращивая чумизу. Правда, для существовавших в это же время ранненеолитических культур северо-восточной части современного Китая (Маньчжурии) и Монголии земледелие еще не было характерно, и население занималось собирательством, охотой, а в некоторых местах и рыболовством. Группы населения, занимавшиеся преимущественно охотой (Монголия), вели подвижный образ жизни, общины же, в которых значительную роль играло рыболовство (Маньчжурия, некоторые области Северного Китая), были более осёдлы. Земледелие появилось в этих местах значительно позже - в III - II тыс. до н. э.
«Основным занятием населения жившего в Северном Китае было мотыжное земледелие (возделываание чумзы), подсобную роль играли охота, собирательство, рыболвство и животноводство (разведение свиней, собак). Яншаосцы жили в круглых или прямоугольных полуземлянках с конической крышей, которая поддерживалась столбами, стоявшими в центре жилища. В конце IV тысячелетия до н. э. яншаосцы научились обрабатывать медь.»
В Тибете, начиная со второй половины IV тысячелетия до н. э., население занималось земледелием (выращиванием проса) и, возможно, скотоводством. Примерно в тоже время земледелие и скотоводство проникли в Восточную Монголию и Корею. Там возделывали просо, разводили свиней и собак. В Корее с середины III тыс. до н. э. стал также выращиваться интродуцированный с юга рис, постепенно превратившийся в главную культуру.
Неолитические культуры Северной Африки
Наиболее ранние североафриканские культуры обнаружены в Египте, в долине Нила, и относятся к IX - VIII тыс. до н. э. Достаточно хорошо изучены находящиеся в одном из оазисов Ливийской пустыни ранненеолитические поселения Набта-Плайя (конец VIII тыс. до н. э.). Их жители занимались земледелием (выращивали ячмень, а позже также эннер, сорго), рыболовством, охотой. В IV тыс. до н. э. появилось скотоводство (разведение крупного рогатого скота, коз и овец, причем в отличае от Юго-Западной Азии крупный рогатый скот был одомашнен раньше, чем мелкий). Дома в Набта-Плайя имели столбовую кострукцию. Известна была керамика. Основными орудиями служили шлифованные каменные топоры и тесла.
«Культуры Северной Африки не были ограничены только территорией Египта, они обнаружены на огромном пространстве от Центральной Сахары до Нила. Жители ранненеолитического поселения Кадера, расположенного недалеко от Хартума, в первой половине IV тыс. до н. э. выращивали земледельческие культуры, не встречающиеся на других континентах, - дурру, дагуссу, фонио, тефф (дурра - растение рода сорго; дагусса, фонио, тефф - просовидные культуры), а также разводили собак. В этом же регионе (Нубии) к началу III тыс. до н. э. был введен в культуру африканский тип хлопчатника (на первых порах он употреблялся в качестве корма скоту).»

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28. Керамика культуры триполье-кукутени с символами воды, неба, с солярными знаками и сценами охоты

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

ЭНЕОЛИТ

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28.

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.