Проектирование и оснащение театров. Проектирование и оснащение театров Дом Ливчака в Ульяновске
Редактор Н.В. Лосева
Проектирование театров / Центр. н.-и. и проект. ин-т типового и эксперим. Проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и упр. им. Б.С Мезенцева. - М. Стройиздат, 1990. - 120 с.: ил. - (Справ. Пособие к СНиП).
Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Приведены рекомендации по проектированию однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.
Для проектировщиков-архитекторов и градостроителей, а также работников архитектурно-планировочных управлений городов.
Предисловие 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ 3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ Общие положения Помещения зрительского комплекса Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса Помещения большого демонстрационного комплекса Зрительный зал Глубинная колосниковая сцена Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен Трансформации демонстративного комплекса Помещения технологического обеспечения сцены Помещения, обслуживающие сцену Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные Репетиционные помещения Склады Производственные помещения Административно-хозяйственные помещения Малый демонстрационный комплекс (малый зал) и обслуживание его помещения Приложение 1 Примерный состав и минимальные площади помещений, театральных зданий Гастрольные театры Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров Театры юного зрителя (ТЮЗы) Театры кукол Театры малой вместимости Театры с общественной функцией общегородского зала Летние театры Балетные театры Приложение 4 Примерные состав и площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену Приложение 5 Примерное расчетное количество артистов в театрах ЛИТЕРАТУРА |
Предисловие
Пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», распространяется на проектирование однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.
К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории; кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные и другие театры малой вместимости (500 мест и менее); молодежные; пантомимы; эстрады; летние и др.
Проектирование особых типов зданий театров с вместимостью зрительного зала свыше 1500 мест, а также реконструкция театров осуществляются с учетом отдельных рекомендаций данного Пособия.
В Пособии представлены рекомендованные материалы для зданий на разработку технико-экономических расчетов (ТЭР) и задании на проектирование театров драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета; приводятся сведения о прогрессивных объемно-планировочных решениях; помещены некоторые данные по проектированию театров особых типов.
Настоящее Пособие охватывает разделы: общие положения, земельные участки и объемно-планировочные решения. Разделы и подразделы: акустика залов и защита от шума, конструктивные решения, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электроснабжение, технологическое оборудование и устройства; связь и сигнализация; комфортные условия наблюдения и форма в зрительных залах представлены в справочных пособиях. Данные по проектированию кинопроекционной и оборудованию зрительного зала кинопроекцией приведены в справочном пособии «Проектирование кинотеатров». При пользовании Пособием следует также руководствоваться СНиП 2.07.01-89 .
При проектировании производственных и складских помещений необходимо помимо данного Пособия руководствоваться СНиП 2.09.02-85 , СНиП 2.11.01-85 и СНиП 2.09.04-87 .
Материалы Пособия могут применяться для составления заданий на проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями городов и деятельностью театров. Для выбора рекомендаций, соответствующих этим ситуациям, при проектировании новых зданий театров и реконструкции существующих проводятся предпроектные исследования, предшествующие составлению задания на проектирование.
Настоящее Пособие разработано ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева Госкомархитектуры [канд. архит. Э.И. Окунева - общая редакция, предисловие, общие положения, объемно-планировочные решения (общая часть, зрительский и демонстрационный комплексы, административно-хозяйственные помещения, функционально-технологические схемы), прил. 1 - 4 ; канд. архит. В.В. Лазарев - земельные участки, демонстрационный комплекс, прил. 1 ; архит. Е.И. Сивенков - трансформации демонстрационного комплекса; инж. А.И. Зуйков - помещения технологического обеспечения сцены; канд. архит. О.П. Кравченко - общие положения; канд. архит. М.А. Мосина - летние театры; инж. Т.Л. Пастернак - административные помещения; канд. архит. В.И. Ревякин - музей; инж. Р.К. Толкушкина - подсобные помещения буфета; архит. Н.А. Лясс - гастрольные театры] и Гипротеатром Министерства культуры СССР (инж. Д.Ф. Лазарев - помещения, обслуживающие сцену, производственные помещения, функционально-технологические схемы, прил. 1 ; канд. архит. С.В. Гнедовский - малый демонстрационный комплекс, прил. 1 ; инж. Е.А. Крылова - сцена, трансформации зоны оркестровой ямы демонстрационного комплекса; канд. техн. наук В.М. Виноградов - демонстрационный комплекс; канд. архит. В.Д. Красильников - демонстрационный комплекс; архит. Т.М. Трубкин - функционально-технологические схемы; архит. М.В. Борисова - гастрольные театры) при участии д-ра архит. А.В. Анисимова (МНИИПОКОЗ) - балетные театры; канд. архит. Н.Г. Зенькович (КиевЗНИИЭП) - театры с общественной функцией общегородского зала.
Театр начинается с вешалки. Каждый слышал это выражение, но оно не совсем верное, ведь театр, как и любое другое здание, начинается с подготовки проекта. Правильное проектирование театров ― гарантия того, что их эксплуатация будет приносить удовольствие актерам, сценаристам, костюмерам, оформителям и, конечно же, зрителям.
Проектирование театров: необходимость проработки каждого помещения
Театр состоит из двух групп помещений ― демонстрационных и зрительских. Задача зрительских помещений ― прием и обслуживание гостей театра, а на территории демонстрационного комплекса проводится концерт или театральная постановка.
Демонстрационная часть занимает 60–70% площади здания. Кроме сцены требуется проектирование помещений для руководства театра и персонала, залов для репетиций, вестибюля, буфета, санузлов, костюмерных, технических кабинетов для освещения, звукового сопровождения, охраны. Зрительская часть ― зал, кассы, гардероб, буфет, фойе, места для курения, туалеты.
Проектирование театральной сцены и зрительного зала
В работе мы используем информационное моделирование зданий, что позволяет нам разработать проект сцены, которая подойдет вашему театру. Сцены бывают открытыми и глубинными портальными, кольцевыми и в виде арены. Преимущество портальной сцены ― в возможности быстрой и беспрепятственной замены декораций с помощью подъемных устройств во время театрального действия. Размеры сцены зависят от габаритов игровой площадки. Чаще всего ее ширина составляет 8–14 м, а глубина ― 5–10 м.
Зрительный зал может быть ярусным и амфитеатральным. Последний вариант подходит для театров малой вместительности ― до 600 мест. Требования к зрительным залам:
- оснащение помещения системой искусственного освещения и вентиляционным оборудованием;
- наличие специальных помещений для управления действиями на сцене (располагаются на задней стене за зрительскими местами);
- площадь зрительного зала рассчитывается, исходя из нормы 0,7–0,8 кв. м на одного зрителя.
Группа компаний ИнвестСтройПроект предлагает проектирование театров и конструкторские работы, выполненные на основе новейших разработок, с применением современного оборудования и инженерных технологий. Мы готовы к сотрудничеству с частными и бюджетными заказчиками, культурными и развлекательными организациями, от небольших театров до вместительных концертных залов.
Проектирование театров по технологии BIM
Благодаря информационной моделирующей технологии BIM (Building Information Modeling), в строящуюся модель мы включаем сбор всех последовательных данных о проекте. Объект наглядно визуализируется, позволяя представить будущие эксплуатационные качества здания.
Проектирование театра мы выполняем в объемных 3D-моделях. Дополнительно используем управленческую 4D-систему, включающую видео-мониторинг работ и сетевого графика, а также корректировку необходимых данных. В модели 5D мы точно рассчитываем технико-экономические показатели проекта театра:
- расход стройматериалов,
- подробную смету.
На Год театра в Москве грандиозные планы. "Уголок дедушки Дурова", "Ведогонь" и еще несколько театров получат новые сцены, на больших и малых площадках готовятся сотни премьер.
Искусство ремонта
В Москве даже не год, а почти десятилетие Мельпомены. Восемь лет назад ремонта требовали 65 из 82 зданий столичных театров. Где-то были ветхими сами здания, где-то устарело сценическое оборудование. Постоянно шла реконструкция, и вот теперь к Году театра Москва подходит с совсем другим багажом. Отремонтированы 33 театра, многие из них стали современными центрами искусства: Театр кошек Куклачева, "У Никитских ворот", "Тень", авторские театры Надежды Бабкиной, Романа Виктюка, Александра Градского. И, конечно, театр Олега Табакова на Малой Сухаревской площади. Мастер всегда мечтал о том, чтобы зрительный зал был как можно вместительнее и просторнее. Новая "Табакерка", открытая в 2016-м, - полное воплощение идей Табакова. Его театр начинается не с вешалки, а с зеркальной галереи на первом этаже. Так сказочно, как здесь, не чувствуешь себя ни в одном современном театре: калейдоскоп отражений - своих и чужих - словно переносит в параллельную вселенную.
Повторили судьбу города
А открылся Год театра в Москве очень символично: на родную сцену вернулся театр "Школа современной пьесы". Артисты любят говорить, что их театр повторил судьбу Москвы. В 2013 году в знаменитом здании на Неглинной, 29, произошел пожар, который уничтожил все убранство, сохранившееся с XIX века. Реставраторам удалось невероятное. Важнейшие детали интерьера воссозданы в точности по старым материалам. Все здесь теперь точь-в-точь как в ресторанном зале. На стенах декоративная позолоченная лепнина, под потолком парят младенцы-ангелы. Кого только не было в этом доме! Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, кажется, может рассказывать об этом сутки напролет. "Рестораном заведовал повар Люсьен Оливье - изобретатель знаменитого салата". Подавались тут, как писал Владимир Гиляровский, и другие прихотливые закуски. Кое-какие ингредиенты для блюд везли из Европы, а вино и коньяк - сплошь из закромов Людовика XVI.
В этом здании на Неглинной был ресторан, Дом крестьянина, научное издательство... Теперь - снова театр! Фото: Сергей Михеев/РГ
Зеркало истории
За ужином в "Эрмитаже" можно было встретить, например, Федора Достоевского или Ивана Тургенева. "Вот это зеркало у входа видите? Посмотритесь в него, - предложил Кибовский. - Только представьте: туда же перед входом в ресторанный зал смотрели самые известные литераторы России! Вот такая здесь связь времен".
Благодаря московским реставраторам удалось спасти и часть здания, построенную до войны с Наполеоном. Может показаться невероятным, но она уцелела даже при большом пожаре Москвы в 1812-м. Пережила и бедствие 2013-го. Многие детали убранства специалисты смогли восстановить, оттирая несколько слоев краски, нанесенной на стены после многочисленных перестроек дома на Неглинной. В советское время, когда ресторан закрыли, здесь размещали благотворительную организацию, научное издательство, Дом крестьянина... Только в 1989-м его передали современному театру. Там сыграли свои первые звездные роли Любовь Полищук, Альберт Филозов и десятки других выдающихся артистов.
В историческое здание ресторана "Эрмитажа" снова вернулся театр
Теперь в "Эрмитаже" снова живет театральный дух. Зрительские ряды раскладываются и собираются "легким движением руки". Такая трансформация дает возможность играть с форматами постановок. Так, в феврале Москва увидит на сцене "Школы" моноспектакль-импровизацию Александра Кибовского. Что там увидит зритель, загадка. Надо помнить лишь об одном - "Ганди молчит по субботам". Так называется постановка по пьесе молодого российского драматурга Анастасии Букреевой. История, увы, многим знакомая. Каждый вечер совместный ужин. Крепкая любимая семья. Просто однажды отец приходит и говорит: "Лучше я скажу это сейчас. Я ухожу". Спектакль дается сегодня в 20.00, можно также приобрести билеты на февраль и март.
Любимый "уголок"
В Год театра подарки поклонникам искусства будут следовать в Москве один за другим. Еще в конце 2018-го началась глобальная реконструкция "Ведогонь-театра" - единственного профессионального драмтеатра в Зеленограде. Самобытный проект вырос из детской студии до одного из самых посещаемых в Москве культурных центров. Репертуар поражает широтой даже самую искушенную публику, здесь играют почти все - от Островского до современных экспериментальных спектаклей. Новый "Ведогонь-театр" станет многофункциональным центром искусства, здесь покажут постановки самой высокой технической сложности.
Москва в плане поддержки театрального искусства - признанный лидер. Особенно радует грантовая поддержка мэрии - 700 миллионов рублей в этом году. Эти средства пойдут на создание новых постановок. Грант позволяет нам планировать репертуар. Ведь раньше мы не могли работать на отдаленную перспективу, так как не знали, будет ли финансирование.