Пример сочинения ЕГЭ по тексту М.М. Пришвина. Уроки любви: Михаил Пришвин
Когда человек любит, он проникает в суть мира.
Белая изгородь была вся в иголках мороза, красные и золотые кусты. Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева.
Сочинение
Любовь – это то чувство, которое, кажется, появилось вместе с родом человеческим. Бытует мнение, что она появилась даже раньше, ведь каждый из нас при рождении является плодом любви, источником красоты и чистоты, и уже позже, со временем – губкой, впитывающей жестокость реалий. Но что на самом деле такое любовь и как она влияет на человека? Вот над каким вопросом предлагает нам порассуждать М.М. Пришвин.
«Когда человек любит, он проникает в суть мира», - с этих слов начинается данный нам текст, и с каждым дальнейшим предложением автор погружает нас в атмосферу волшебства этого чувства, подводя нас к великому и всепоглощающему значению любви. М.М. Пришвин стремится донести до читателя мысль о том, что человек, охваченный этим светлым чувством, начинает по-другому воспринимать окружающий мир и ощущать природу – он буквально сливается с пространством, потому что остается один на один с любовью «обнимающую собой весь мир». Человек же, потерявший это чувство, перестает ощущать себя бессмертным, теряет внутреннюю гармонию, будто бы опустошается изнутри.
Мысль, которую развивает автор в тексте, связана с недооцененностью такого чувства, как любовь. Оно, как считает писатель, есть счастье и гармония человека. Только благодаря любви мы имеем возможность ощущать свою полноценность в этом мире, жить в единении со всем окружающим и при всем при этом, что очень важно, «оставлять после себя более или менее прочные вещи».
Нельзя не согласиться с мнением М.М. Пришвина. Я тоже считаю, что любовь – это яркий и всепоглощающий луч света, луч тепла и добра, который позволяет каждому из нас видеть все самое прекрасное, что есть в окружающем нас мире. Любовь дарит нам обострение чувств, дарит нам новые эмоции, подталкивает к творчеству и обеспечивает вечное существования. В любви, как мне кажется, есть смысл человеческого существования.
О том, как любовь может повлиять на жизнь человека, рассуждает А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет». На примере Желткова автор показывает, что любовь с первых же мгновений может стать смыслом жизни человека, самым большим его счастьем. Однажды встретив Веру Николаевну, главный герой уже не смог выпустить её из своего сердца. Вся последующая жизнь Желткова, каждая минута его была наполнена этой женщиной, и так сладко для него было данное ему чувство, что больше смерти он боялся потерять его. Однако, к сожалению, этой любви не суждено было стать взаимной, и Желтков, безмерно уважая княгиню, не смел вмешиваться в её жизнь больше, чем несколькими письмами – ему достаточно было просто писать их и жить короткими мгновениями встречи с Верой Николаевной, в эти несколько секунд он считал себя самым счастливым человеком во всем мире.
Хорошим примером настоящей, искренней и чистой любви является поэзия А.С. Пушкина. Кажется, что в сердце этого поэта любовь была всегда, именно поэтому он был так близок к природе и так остро ощущал любое её изменение. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» автор показывает, что лирический герой по-настоящему счастлив от того, что имеет возможность любить. В нем нет тяжести негативных эмоций – его печаль светла, а сердце пылает любовью, потому что уже не может по-другому, да и зачем? Ведь это чувство позволяет лирическому герою даже в ночной мгле видеть мир в ярких, светлых красках.
О любви было сказано немало слов и написано немало строк. В заключение всего вышесказанного хочется вспомнить слова, написанные Н.А. Бердяевым, которые как никогда лучше описывают значение любви: «Любовь - универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие».
Реальный текст ЕГЭ 2018. Пришвин. О любви. Основная волна. тексты по русскому языку егэ 2018. варианты егэ по русскому языку 2018. Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2018.
Когда человек любит, он проникает в суть мира. Белая изгородь была вся в иголках мороза, красные и золотые кусты. Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева. Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и, кружась, полетел вниз. Какое счастье было ощущать золотой лист орешника, опушенный белым кружевом мороза!
И вот эта холодная бегущая вода в реке… и этот огонь, и тишина эта, и буря, и все, что есть в природе и чего мы даже не знаем, все входило и соединялось в мою любовь, обнимающую собой весь мир. Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. Я пропустил первую порошу, но не раскаиваюсь, потому что перед светом явился мне во сне белый голубь, и когда я потом открыл глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь на охоте. Вот как нежно, провеяв крылом, обнял лицо теплый воздух пролетающей птицы, и встает обрадованный человек при свете утренней звезды, и просит, как маленький ребенок: звезды, месяц, белый свет, станьте на место улетевшего белого голубя! И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви, как источника всякого света, всех звезд, луны, солнца и всех освещенных цветов, трав, детей, всего живого на земле. И вот ночью представилось мне, что очарование мое кончилось, я больше не люблю. Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку — следы кошек. …Что есть любовь? Об этом верно никто не сказал. Но верно можно сказать о любви только одно, что в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками. Маленькая льдина, белая сверху, зеленая по взлому, плыла быстро, и на ней плыла чайка. Пока я на гору взбирался, она стала бог знает где там вдали, там, где виднеется белая церковь в кудрявых облаках под сорочьим царством черного и белого. Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнуть и зеленеет. Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода.
Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле. И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета.
Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. Лето было жаркое, осень сухая. Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.
Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.
Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. И тогда оказалось, я напрасно стерег домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок.
Views: 13227
- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.
- (2)Как же, - спрашивают, - при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?
(З)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи… (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое - наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу…
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство - это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.
(16) Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17) Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.
(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22) У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.
(23) Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл - я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.
(По М. Пришвину*)
*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) - русский писатель, автор произведений о природе.
Искусство. Какова его роль в жизни человека? Именно такую проблему поднимает М.М. Пришвин в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над этим вопросом, писатель замечает, что «всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей». В размышлениях автора звучит мысль о том, что очень часто люди могут узнать, понять друг друга лишь благодаря искусству. М.М. Пришвин с уверенностью говорит о том, что «через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому». Поэтому автор текста призывает читателей любить и ценить искусство.
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли». М.М. Пришвин убеждён: роль искусства в человеческой жизни заключается в том, что оно объединяет всех людей мира.
В доказательство своей точки зрения приведу следующий пример из публицистической литературы. Вспомним «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. В одном из них академик говорит о том, что человек, понимающий искусство, становится счастливее. Ведь благодаря искусству к человеку приходит доброе понимание мира, окружающих людей, человеку становится легче подружиться с другими людьми, культурами и национальностями, иными словами, другие люди становятся ему роднее. Таким образом, роль искусства в жизни человека заключается в том, что оно сближает разных людей со всего мира.
Приведу ещё один пример, который показывает, как искусство способствует сроднению людей. Один мой знакомый работал в храме художником-реставратором. Однажды в этот храм пришла устраиваться на работу девушка, которая также была реставратором. Мой знакомый начал с этой девушкой общаться, разговаривать об искусстве, которое они оба очень любили. Со временем они почувствовали, что стали близки друг другу и решили пожениться. У молодой семьи появился круг общения, который составляли, в основном, художники, причём не только из города, где жила эта семья. У них есть знакомые даже из других стран, с которыми они обсуждают изобразительное искусство, делятся своими работами. Так искусство поспособствовало объединению разных людей. Следовательно, роль искусства заключается в том, что оно роднит людей со всего мира.
В заключение важно отметить: сила искусства настолько велика, что она способна сблизить даже тех людей, которые кажутся совсем разными по характеру и мировоззрению, но искусство помогает им понять и принять друг друга.
Жизнь Михаила Пришвина складывалась спокойно и, в определенной мере, предсказуемо: рождение в купеческой семье, учеба в Елецкой гимназии, затем на агрономическом отделении Лейпцигского университета, возвращение в Россию, служба земским агрономом в Клину, работа в лаборатории Петровской сельскохозяйственной академии (нынешней академии им. И.Тимирязева), публикация агрономических трудов. Казалось бы - как все удачно!
И вдруг в 33-летнем возрасте Михаил Пришвин неожиданно бросает службу, покупает ружье и, прихватив лишь котомку и записные книжки, уходит пешком на Север, «в край непуганых птиц».
Путевые заметки этого непонятного на первый взгляд странствия лягут в основу его первой книги.
Потом последуют новые путешествия (он исходил и изъездил весь Север, среднюю Россию, Дальний Восток, Казахстан) и будут изданы новые книги. Что же заставило Пришвина так резко изменить размеренную и спокойную жизнь, какие «подводные камни» повернули ее течение?
В «потаенных» «Дневниках» Пришвина есть упоминание об одном, казалось бы, малозначительном эпизоде из далекого детства. Когда он был подростком, он очень нравился горничной Дуняше - озорной взрослой девушке. Уже в зрелом возрасте Пришвин вспоминает, что в самую отчаянную минуту, когда между ними могла возникнуть близость, он как бы услышал невидимого «покровителя»: «Нет, остановись, нельзя!»
«Если бы это произошло, - пишет он, - я был бы другим человеком. Это проявившееся во мне качество души, как «отрицание соблазна», сделало меня писателем. Вся моя особенность, все истоки моего характера берутся из моего физического романтизма». Давняя история наложила отпечаток на всю жизнь Пришвина, сформировала его натуру.
Детский испуг проявлялся в дальнейшем чрезмерным внутренним самоконтролем всегда, когда дело касалось его отношений с женщинами. Первый неудачный опыт нередко приводит к тому, что тонкие и романтические натуры начинают отдавать предпочтение только возвышенной и чистой, платонической любви.
Учась в Лейпциге, от одной из своих знакомых Пришвин услышал: «Вы так похожи на князя Мышкина - поразительно!» Женщины, с которыми он общался, улавливали это сходство мгновенно, черты идеализации отношений с ними, «тайный романтизм» действительно стали чертой его характера, представляя для многих загадку его души. А он был убежден, что близость между мужчиной и женщиной возможна только при сильной взаимной любви.
В 1902 году во время коротких каникул в Париже 29-летний Пришвин знакомится с Варенькой - Варварой Петровной Измалковой, студенткой исторического факультета Сорбонны, дочерью крупного петербургского чиновника. Их трехнедельный, бурный, но платонический роман оставил в романтической душе Пришвина глубокий след и выявил мучившие его противоречия.
Нежные отношения двух влюбленных закончились разрывом, причем по его вине, об этом Пришвин неоднократно повторяет в разные годы в своих дневниках: «К той, которую я когда-то любил, я предъявлял требования, которые она не могла выполнить. Я не мог унизить ее животным чувством - в этом было мое безумие. А ей хотелось обыкновенного замужества. Узел завязался надо мной на всю жизнь».
Даже спустя 30 лет Пришвин никак не может успокоиться. Он снова и снова спрашивает себя, что было бы, если бы та юношеская любовь окончилась браком? И сам же отвечает: «…теперь ясно, что песнь моя осталась бы неспетой». Он считает, что именно мучения и страдания от нерешенного противоречия сделали его настоящим писателем.
Уже пожилым человеком он напишет, что пропустил ту единственную, дарованную ему судьбой минуту блаженства. Снова ищет и находит этому факту важное оправдание: «…чем больше я вглядываюсь в свою жизнь, тем мне становится яснее, что Она мне была необходима только в своей недоступности, необходима для раскрытия и движения моего духа».
Вернувшись после учебы в Россию, Пришвин работает агрономом и кажется окружающим общительным, активным и деятельным.
Но если бы кто-то смог заглянуть в его душу, то понял бы, что перед ним глубоко страдающий человек, вынужденный в силу романтического склада натуры прятать от посторонних глаз свои муки и изливать их только дневнику: «Мне было очень неладно - борьба такая между животным и духовным, хотелось брака с женщиной единственной». Но как же быть с главным противоречием жизни - стремлением к возвышенной и духовной любви и естественными, плотскими желаниями мужчины?
Однажды он встретил крестьянку с красивыми грустными глазами. После развода с мужем она осталась одна с годовалым ребенком на руках. Это была Ефросинья Павловна Смогалева, ставшая первой женой Пришвина.
Но, как и следовало ожидать, ничего хорошего из этого брака «от отчаяния» не вышло. «Фрося превратилась в злейшую Ксантиппу», отношения между супругами не заладились с самого начала - слишком разными были они по своему душевному складу и воспитанию. К тому же супруга не соответствовала высоким требованиям Пришвина к любви. Однако этот странный брак длился почти 30 лет. И вот, чтобы уйти от своих душевных терзаний, ограничить общение со сварливой женой, Пришвин и отправился странствовать по России, с величайшей самоотдачей занялся охотой и сочинительством, «стараясь в этих радостях скрыть свое горе».
Возвращаясь из путешествий, он продолжал страдать от душевного одиночества и, мучая себя мыслями о погубленной им самим первой любви, видел в снах утерянную невесту. «Как все великие однолюбы, я все-таки ее ждал, и она постоянно приходила ко мне во сне. Очень много лет спустя я понял, что у поэтов она называется Музой».
Совершенно случайно Пришвин узнает, что Варя Измалкова после окончания университета стала работать в одном из парижских банков. Не колеблясь, он посылает ей письмо, где признается, что чувства к ней не остыли, она по-прежнему в его сердце.
Варенька, видимо, тоже не может забыть своего романтического увлечения и решает сделать попытку возобновить их отношения, а может быть, и соединить жизни. Она приезжает в Россию и назначает Пришвину встречу.
Но происходит невероятное. И много лет спустя писатель с горечью вспоминал о «позорнейшем моменте» своей жизни, когда по рассеянности перепутал день и пропустил назначенное свидание. А Варвара Петровна, не пожелав разобраться в ситуации, не простила этой небрежности. Возвратившись в Париж, она пишет Пришвину гневное письмо об окончательном разрыве.
Чтобы как-то пережить эту трагедию, Пришвин вновь отправляется странствовать по России и пишет замечательные книги, которые приносят ему широкую известность.
Пришвин — писатель и путешественник
Но чувство безнадежности, тоска о единственной на свете Женщине, грезы о любви и семейном счастье не покидают его. «Потребность писать есть потребность уйти от одиночества, разделить с людьми свое горе и радость… Но горе я оставил при себе и делился с читателем только своей радостью».
Так в метаниях и внутренних терзаниях прошла целая жизнь. И вот, наконец, на склоне лет судьба преподнесла Михаилу Пришвину по-настоящему царский подарок.
«один я…»
1940-й год. Пришвину 67 лет. Уже несколько лет он живет один в полученной после долгих хлопот московской квартире в Лаврушинском переулке; жена - в Загорске, он, конечно, навещает ее, помогает деньгами.
Привычное одиночество скрашивают две охотничьи собаки. «Вот желанная квартира, а жить не с кем… Один я. Прожил свою долгую брачную жизнь «полумонахом»…»
Но вот однажды в доме Пришвина появляется женщина - секретарь, которую он нанял по рекомендации знакомого писателя для приведения в порядок своих многолетних дневников. Основное его требование к помощнице - особая деликатность, учитывая откровенность дневниковых записей.
Валерии Дмитриевне Лиорко 40 лет. Ее судьба в чем-то схожа с судьбой Пришвина. В юности она тоже пережила большую любовь.
Первая встреча состоялась 16 января 1940 года. Сначала они не понравились друг другу. Но уже 23 марта в дневнике Пришвина появляется знаменательная запись: «В моей жизни было две «звездных встречи» - «звезда утренняя» в 29 лет и «звезда вечерняя» в 67 лет. Между ними 36 лет ожидания».
А майская запись как бы подтверждает ранее написанное: «После того, как мы с тобой сошлись, я, наконец, перестал думать о путешествиях… Ты расточала дары любви своей, и я, как баловень судьбы, принимал эти дары… Потом я тихонько, босыми ногами ушел на кухню и там сидел до утра, и встретил рассвет, и понял на рассвете, что Бог создал меня самым счастливым человеком».
Официальный развод Пришвина с женой был тяжелым - Ефросинья Петровна устраивала скандалы, даже жаловалась в Союз писателей. Пришвин, который не переносил конфликтов, пришел к секретарю Союза писателей и попросил: «Я готов отдать все, оставьте только любовь». Московская квартира переходит жене, и только тогда она дает согласие на развод.
Пришвин впервые в жизни счастлив, он забыл о поездках и странствиях - появилась долгожданная любимая женщина, которая понимала и принимала его таким, каков он есть.
На склоне лет Пришвин, наконец, ощутил, что такое семейное тепло и радость общения с близким по духу человеком.
Пройдет еще долгих 14 лет их совместной жизни, и каждый год 16 января, в день их встречи, он будет делать запись в дневнике, благословляя судьбу за неожиданный и прекрасный подарок.
16 января последнего в своей жизни 1953-го года он пишет: «День нашей встречи с В. Позади 13 лет нашего счастья…».
В эти годы Пришвин много работал, готовил к печати свои дневники и написал большой автобиографический роман «Кощеева цепь».
Невероятно, но скончался Михаил Пришвин именно 16 января 1954 года - в одном дне сошлись встреча и разлука, замкнулся круг жизни.
Сергей Круть