Поэма «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение Некрасов Н.А. Положительные черты характера героя

Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

(Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной отец?» - Поп ответил прежде всего вопросом же: «В чем счастие по-вашему?». Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? - возникают и в разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское понимание счастья - это:

Богатство, владение собственностью: Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревки скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Всеобщая покорность: Пойдешь ли деревенькою -

Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами -

Столетними деревьями

Преклонятся леса!

…………….

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: «Я твоя!»

Неограниченная власть над людьми, Ни в ком противоречия,

ему принадлежащими: Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!..

В рассказе об Ермиле Гирине Почет завидный, истинный,

имеется в виду: Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» - Как человек один!» Это почет истинный».)

Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика - это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуждения попа о том, «о богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел это все.

Каким путем идет к счастью Ермила Гирин?

(Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос:

Однако знать желательно -

Каким же колдовством

Мужик над всей округою

Такую силу взял?

В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».)

В чем же правда Ермилы Гирина?

(Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,



И дашь, так не возьмет!

Худую совесть надобно -

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать.

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...)

Итак, поистине ответа на вопрос - кто счастлив? - ставит странников перед решением других вопросов:

Что такое счастье?

Как счастья добиться?

Сознание семи странников не остается неизменным. В каком же направлении идет это изменение?

(В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его стороны.

Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа - «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.)

Как осмыслили крестьяне самый предмет спора в «Прологе», в начале пути при встрече с попом?

(После встречи с попом странники попадают в богатое село Кузьминское, где идет веселый праздник - «ярмонка» с многоликим, разноголосым крестьянским миром. У мужиков-правдоискателей рождается желание поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, семь странников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями».)

Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики?

(Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья, живя по законам на родной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» окончилось для Гирина трагически. С тех пор «в остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода».



Встреча семи странников с помещиком, реплики крестьян по ходу его рассказа свидетельствуют о том, как глубоко чужды им идеалы господствующего класса. Разговор мужиков с Оболтом-Оболдуевым воспринимается как столкновение непримиримых точек зрения. Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, начиная с наивно-простодушной:

Леса нам не заказаны -

Видали древо всякое!

кончая социально-острыми:

Кость белая, кость черная,

И поглядеть, так разные, -

Им разный и почет!

А про себя подумали:

«Колом сбивал их, что ли ты

Молиться в барский дом?..

Да, было вам, помещикам,

Житье куда завидное,

Не надо умирать! -

обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, открывают ту пропасть, которая существует между ними).

После встречи с помещиком поспорившие мужики приходят в деревню Вахлаки. Здесь на вопрос дяди Власа: «О чем же вы хлопочите?» - они ответили так:

…Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..)

Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано?

Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье?

(В новом определении цели странствий речь идет уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на те старые, что оно до сих пор знали.

В поиски счастливого, в обсуждение вопроса - кто счастлив? - постепенно включается буквально весь народ. Не только странники, крестьянин Федосей, попик седенький, Матрена Тимофеевна, но и «молва народная придающая делу, затеянному семью поспорившими мужиками, всенародный размах. Народной молвой прославлены счастливыми Ермил Гирин, дед Савелий, Матрена Тимофеевна.)

К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье?

(Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, - воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.)

В чем особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья народа?

(Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения.

Вопрос о счастье переводится из этического в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом - что делать, чтобы счастье стало возможным?).

Таковы новые выводы, к которым пришли странники - правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Спор, возникший в «Прологе», продолжается во всех главах и частях поэмы, все время приковывая внимание читателя к тем процессам, которые происходят в жизни русского народа после реформы.

Вопрос о счастье - центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые. В древнерусской книжной традиции был хорошо известен жанр путешествия, паломничества в Святую Землю, которое помимо посещения «святых мест» имело символический смысл и означало внутреннее восхождение паломника к духовному совершенству. За видимым движением скрывалось тайное, невидимое - навстречу Богу.

На эту традицию ориентировался в поэме «Мертвые души» Гоголь, ее присутствие ощущается и в поэме Некрасова. Мужики так и не находят счастливого, зато получают другой, неожиданный для них духовный результат.

«Покой, богатство, честь» - формула счастья, предложенная странникам их первым собеседником, попом. Поп легко убеждает мужиков в том, что ни того, ни другого, ни третьего в его жизни нет, но вместе с тем ничего не предлагает им взамен, даже не упоминая о других формах счастья. Получается, что покоем, богатством и честью счастье исчерпывается и в его собственных представлениях.

Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской «ярмонки». Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из «счастливых», ни даже в сохраненной жизни - солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, - что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Ho ни один из «счастливых» не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье - категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. История следующего «счастливого», Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.

Странникам в подробностях рассказывают историю его жизни. В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин - писаря, бурмистра, мельника, - он неизменно живет интересами народа, остается честен и справедлив к простому люду. По мнению вспомнивших о нем, и этом, видимо, и должно было состоять его счастье - в бескорыстном служении крестьянам. Ho в конце рассказа о Гирине выясняется, что вряд ли он счастлив, потому что сидит сейчас в остроге, куда попал (судя по всему) за то, что не захотел принять участие в усмирении народного бунта. Гирин оказывается предвестником Гриши Добросклонова, который тоже однажды попадет за любовь к народу в Сибирь, но именно эта любовь и составляет главную радость его жизни.

После «ярмонки» странники встречают Оболта-Оболдуева. Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое, и о богатстве, и о чести («почете»). Только еще одну важную составляющую добавляет Оболт-Оболдуев к формуле священника - для него счастье еще и во власти над своими крепостными.

«Кого хочу - помилую, / Кого хочу - казню», - мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.

Дальше странники забывают о собственном списке счастливых: помещик - чиновник - поп - вельможный боярин - министр государев - царь. Только двое из этого длинного списка неразрывно связаны с народной жизнью - помещик и поп, но они уже опрошены; чиновник, боярин, тем более царь вряд ли добавили бы что-то существенное в поэму о русском народе, русском пахаре, и потому к ним уже никогда не обращается ни автор, ни странники. Совсем иное дело - крестьянка.

Матрена Тимофеевна Корчагина открывает читателям еще одну сочащуюся слезами и кровью страницу повествования о русском крестьянстве; она рассказывает мужикам о выпавших ей страданиях, о «грозе душевной», которая невидимо «прошла» по ней. Всю жизнь Матрена Тимофеевна чувствовала себя зажатой в тисках чужих, недобрых воль и желаний - она вынуждена была подчиняться свекрови, свекру, невесткам, собственному барину, несправедливым порядкам, согласно которым ее мужа чуть было не забрали в солдаты. С этим связано и ее определение счастья, которое она услышала когда-то от странницы в «бабьей притче».

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Счастье приравнивается здесь к «вольной волюшке», вот в чем оно, оказывается - в «волюшке», то есть в свободе.

В главе «Пир - на весь мир» странники вторят Матрене Тимофеевне: на вопрос, что они ищут, мужики уже не вспоминают о толкнувшем их в дорогу интересе. Они говорят:

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села.

«Непоротой», «непотрошеной», то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены здесь на последнее место. Мужики уже пришли к пониманию того, что избыток - всего лишь результат «вольной волюшки». He будем забывать, что внешняя свобода к моменту создания поэмы уже вошла в крестьянскую жизнь, узы крепостного права распались, и никогда не «поротые» губернии вот-вот появятся. Ho привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве - и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь. Посмотрите, как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов - роль слишком знакомая, привычная и... удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.

Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость - от прихотей его наследников. Это рабство уже добровольное - тем оно ужасней. И Некрасов дает читателю ясное указание на то, что игра не так безобидна, как кажется, - Агап Петров, которого заставляют кричать якобы под розгами, внезапно умирает. Мужики, изображавшие «наказание», не коснулись его и пальцем, но невидимые причины оказываются весомее и разрушительнее видимых. Гордый Агап, единственный из мужиков возражавший против нового «хомута», не выдерживает собственного позора.

Возможно, странники не находят среди простого народа счастливого еще и потому, что народ счастливым (то есть, по системе Некрасова, до конца свободным) быть еще не готов. Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья.

Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. И это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведенной Некрасовым песенке Гриши воспевается «воплощение счастия народного». И Гриша понимает, что помогать народу «воплощать» это счастье будет именно он.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

За Гришей встает сразу несколько прототипов, его фамилия - явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от чахотки), Чернышевского (Сибирь). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Он поэт, и Некрасов легко передает герою свою лиру; сквозь юношеский тенорок Гриши отчетливо звучит глуховатый голос Николая Алексеевича: стилистика Гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.

Он счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие Гришу, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится. Если мы, следуя авторским пометам, перенесем в конец поэмы главу «Крестьянка», финал будет не так оптимистичен, но зато более глубок.

В «Элегии», одном из своих самых «задушевных», по собственному определению, стихотворений, Некрасов писал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Сомнения автора проявляются и в «Крестьянке». Матрена Тимофеевна даже не упоминает в своем рассказе о реформе - не оттого ли, что жизнь ее и после освобождения мало изменилась, что «вольной волюшки» в ней не прибавилось?

Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – центральное произведение творчества Н.А. Некрасова. Это монументальное лирико-эпическое творение, охватывающее целый исторический период жизни русского народа.

Одной из центральных проблем поэмы является проблема понимания счастья: герои повсюду ищут счастливого человека, пытаясь понять, «кому живется весело, вольготно на Руси». Этот вопрос является у Некрасова сложным, многогранным, рассматривается с различных точек зрения – социальной, политической, нравственной, философской, религиозной.

Прологе к поэме странствующие мужики выстраивают целый ряд счастливых, по их мнению, людей: чиновник, купец, помещик, священник, царь… Автор же относится с иронией к самой сути этого спора: «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…». Не согласен он с мужиками и в правильности выстроенной ими системы благополучия, полагая, что счастье этих людей является ограниченным, сводится к материальной обеспеченности.

Формулу такого счастья называет презираемый поэтом «поп»: «покой, богатство, честь». Мужики же соглашаются с ним в силу своей необразованности, наивного

Простодушия. Именно этот персонаж своим рассказом о «счастливой жизни» вносит разлад в образ мыслей странников и изменяет характер их поведения: от роли абстрактно спорящих созерцателей жизни они переходят к роли ее непосредственных участников.

Наиболее яркое проявление этого мы находим в главе «Сельская ярмонка», в которой изображается разноголосие разноязыкого, разгульного, пьяного народного «моря». Здесь происходит диалог странников со всем мужицким «миром» который вовлекается в спор о счастье. В этой части поэмы происходит резкий поворот странствующих мужиков в сторону народной жизни.

Что же такое счастье в представлении народа? Есть ли счастливые люди в этой среде? Поставленные вопросы раскрываются автором в главе «Счастливые». В которой по собственной инициативе к странникам подходят «счастливцы» из народных низов. Перед нами возникают обобщенные, но ограниченные картины счастья крестьянского («реп до тысячи на небольшой гряде»), солдатского («… в двадцати сражениях я был, а не убит!»), рабочего («щебенки наколачивать в день на пять серебром»), холопского («у князя Переметьева я был любимый раб»). Однако итог этой беседы неприемлем ни для автора, ни для его дотошных героев, вызывает их общую иронию: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями, проваливай домой!».

Однако в финале этой части некрасовского произведения содержится по-настоящему серьезный и глубокий рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. «Не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик!» – по своему авторитету, влиянию на крестьянскую жизнь этот человек оказывается сильнее князя и графа. И сила эта заключается в доверии народного «мира» и в опоре Ермила на этот «мир». Это отчетливо проявляется в его тяжбе с Алтынниковым за мельницу.

Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской совести и чести – в этом и заключается его счастье, в авторском понимании. Совестливость Ермила Гирина, по мнению поэта, не исключительна – она выражает одну из наиболее характерных особенностей русской крестьянской общины, а этот персонаж одним из луших представителей своего народа.

Таким образом, Ермил опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имел все, что необходимо для счастливой жизни по предложенной формуле: и покой, и богатство, и уважение. Однако он жертвует этими благами ради правды народной и попадает в острог, сохранив тем самым свою честь, христианскую совесть. Это один из самых ярких примеров понимания истинного счастья в произведении Некрасова.

Постепенно, по мере смены событий и появления новых героев, в поэме складывается обобщенный, собирательный образ счастливого человека. Таким счастливцем оказывается у Некрасова борец за народные интересы. Как бы в ответ на рост народного самосознания из разноголосого хора крестьянских голосов начинают все громче звучать песни Гриши Добросклонова – русского интеллигента, настоящего подвижника, которому за это «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Образ человека, видящего возможность достижения «счастия народного» в результате всеобщей и активной борьбы за «непотрошеную губернию», является сквозным для всего некрасовского творчества. Это село Избытково, по авторскому замыслу, и ищут теперь духовно выросшие странники, давно забывшие о первоначальной цели своего путешествия.

Таким образом, некрасовские странники выступают символом тронувшейся с места, жаждущей перемен к лучшей жизни пореформенной народной России. Однако в поэме нет противопоставления счастья «верхов» и «низов», она подводит читателя к идее воплощения всеобщего счастья – «пира на весь мир».


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа. Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.