Основная цель создания комедии мещанин во дворянстве. Основная проблематика комедии Мольера « Мещанин во дворянстве. «Мещанин во дворянстве» черты классицизма

I . Тема: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

II . Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» - как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

III. Ход урока:

    Орг. момент (2мин)

IV . Повторение пройденного материала :

Сегодня мы с вами повторим черты русского классицизма, сравним их с французским классицизмом, рассмотрим на примере комедии классицизма «Мещанин во дворянстве», как развиваются в ней события по законам данного жанра. Узнаем над чем или над кем смеется автор и почему комедия так называется.

А) Беседа:

    Где зародился классицизм?

В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.

    Что означает классицизм?

(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)

    Какую иерархию жанров установил классицизм?

(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;

средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;

низкий – басня);

    Когда зародился классицизм в России?

(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).

    Какие жанры популярны в русском классицизме?

(Трагедия и комедия).

    Какие правила существовали в русском классицизме?

(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)

    Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?

(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).

Б) Словарная работа:

На экране вы видите ключевые слова, с которыми мы с вами уже работали и с которыми мы продолжим работу:

Классицизм, рационализм, культ разума, государственная жизнь, исторические события, воспитательный пафос, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода, средние жанры, дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство времени, места и действия, сюжет, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

V . Объяснение нового материала:

Слово учителя: Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого драматурга Ж.Б.Мольера, чей портрет вы видите на экране.

С биографией Жан-Батист Мольера вас познакомят девочки, они подготовили слайды, пожалуйста, встречайте:

(Текст выступления учениц):

Создатель французской комедии Жан-Батист Мольер (Поклен) родился в Париже 13 января 1622 года. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких лет занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 - 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей - актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии - "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп".

В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в "Тартюфе", относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг - она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. "Мещанин во дворянстве" - комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Слово учителя: Спасибо, садитесь.

VI . Работа с текстом.

А теперь мы с вами, дорогие мои, откроем страницы бессмертного творения великого мастера комедийной интриги и вы насладитесь великолепными стихами великого мастера. Вопрос : Когда вы будете читать комедию, подумайте, почему она так называется?

Читаем: Действие 1, явление 1,2 (знакомство с учителями и господином Журденом); Действие 2, явление3 (поведение учителей); явление 6 (выбирает науки); Действие 3, явление2 (Николь смеется над костюмом господина Журдена); явление 4 (Дорант, обедневший дворянин, обманывающий Журдена) и Действие 4 , явление 9 (Турецкая церемония) и явление13 (посвящение).

VII . Домашнее задание:
Подготовиться к инсценированию и выразительному чтению тех эпизодов, которые вам понравились.

VIII . Закрепление нового материала:

    По каким законам развивается жанр комедии? Докажите примерами из текста?

    Какие традиции классицизма нарушил Мольер?

Итак, давайте ещё раз повторим характерные черты классицизма:

    культ разума;

    художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

    строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

    жизненные явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

    человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

    активнее обращение к общественной, гражданской проблематике.

IX . Оценки за урок.

Спасибо за урок. До свидания.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Уланский районный отдел образования

Тема:

Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

Подготовила и провела Кабдрахманова Г.Т.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа имени Базылбека

Ахметова», Уланского района, ВКО

с. Ново-Одесское, 2014г.

Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, - противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма - несоответствие реальных событий, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комичную установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понял, в чем нуждается публика, и создавал пьесы, которые пользовались популярностью. Талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, обращает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущи те или другие черты.

Яркий образ создает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Но Журдену захотелось стать дворянином. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся за его счет и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную Доримену, с которой он и сам не прочь обручиться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ожидает роскошный обед. От своего имени он дарит красавице драгоценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комичная ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что драгоценности подарил Дорант, и возмущается, когда Журден приуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль. Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином.

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин во дворянстве» - яркое тому доказательство. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант - аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг в Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Доримену впечатление богача. Маркиза дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудрено вынес за пределы комедии.

В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека. На примере негативных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.

Творческая деятельность Мольера, крупнейшего комедиографа нового времени, тесно связана с классицизмом - ведущим направлением во французской литературе XVII века.

Согласно требованиям классицизма, комедии Мольера, как «низкий» жанр, изображают мастную жизнь простых горожан в комическом плане. Он умеет сосредоточить действие вокруг одного главного конфликта, сделать его концентрированным и динамичным. Композиция мольеровских комедий отличается строгой последовательностью, внутренней гармонией и симметрией. Комедии Мольера не богаты внешними событиями, главное внимание в них сосредоточено на диалоге, в котором раскрываются взаимоотношения действующих лиц и их характеры. Персонажи мольеровских комедий являются либо обобщенным выражением какого-нибудь морально-психологического качества (скупости, лицемерия, мизантропии и т. п.), либо воплощением какой-нибудь смешной слабости, которая превращается в манию, определяющую все поведение героя (буржуа Журден в комедии «Мещанин во дворянстве» обязательно хочет получить дворянское звание, Арган, герой комедии «Мнимый больной», помешан на своих болезнях).

Иногда законы классицизма ограничивали стремление Мольера к правдивому изображению действительности и приходили в столкновение с его демократическим взглядами. На протяжении всей творческой деятельности Мольер сохранял верность фарсовым традициям («Тартюф»), что резко вызывало осуждение со стороны Буало, который считал фарсовый смех грубым и непристойным. Мольер вольно обращается с правилом «трех единств» (в комедиях «Дон Жуан», «Лекарь поневоле» нарушено правило единства места действия). Вопреки законам классицизма, Мольер в комическом виде изображает дворян и вводит картины деревенской жизни, в то время как теоретики классицизма деревню исключали из сферы искусства. Все эти отступления от законов классицизма не нарушали художественных достоинств его комедий, а, напротив, способствовали более полному изображению жизни и созданию живого комического действия.

Одной из лучших комедий Мольера, посвященных критике буржуазии, является «Мещанин во дворянстве». По форме она относится к жанру комедии- балета, т. к. в комедию введены танцевальные номера, тесно связанные с действием.

Мольер высмеивает буржуазию, которая стремилась сблизиться с дворянством и приобрести аристократический титул, манеры и образ жизни дворян. Богатый мещанин Журден помешался на дворянских титулах и светском обхождении. Для этого он хочет усвоить аристократические манеры и обучиться тем искусствам и наукам, которые необходимы дворянину. Он щедро платит учителям, те охотно служат ему, хотя внутренне и посмеиваются над ним. Сцены обучения Журдена очень забавны. Автор использует и приемы фарсового смеха (учителя ссорятся, грубят друг другу, завязывают драки), и более тонкий юмор, который направлен и против невежества Журдена, и против того аристократического искусства и той формалистической науки, которые ему преподносятся.

Журден не только смешон, но и социально вреден. Он обманывает жену, разрушает счастье своей дочери, запрещает ей выйти замуж за человека не дворянского происхождения.

Мольер раскрывает полную несостоятельность аристократии. Граф Дорант - это разорившийся аристократ, человек без совести и чести. Журден преклоняется перед людьми, которые этого не заслуживают. Но Журден не только смешон. Когда глупая мания соединится с эгоизмом буржуа-самодура, она становится опасной для других людей.

Люсиль и Клеонт выступают в комедии носителями естественного человеческого чувства, свободного от всяких предрассудков, расчета и тщеславия. Но их любовь встречает препятствие. Журден в жертву своему эгоизму приносит счастье дочери.

Кульминацией комедии считается церемония посвящения Журдена в «мамамуши», так как мания Журдена достигает в этой сцене своей высшей точки и вся нелепость, уродливость его поведения обнажается здесь в особенно яркой форме.

Под видом турецкого султана Клеонт получает руку Люсиль. Журден, осчастливленный титулом «мамамуши», не подозревает, что его обошли.

Мольер критикует но только дворянскую манию Журдена, но и те черты его характера, которые возникали на основе буржуазной практики. Он становится грубым, эгоистичным, своенравным.

Комедия «Мещанин во дворянстве» выдержана в основном в духе требований классицизма. В ней соблюдены правила трех единств. Действие происходит в пределах одного помещения - в доме буржуа Журдена - и не выходит за рамки одних суток. Единство действия выражается в том, что все события подчинены раскрытию характера одного центрального персонажа - Журдена.

Не перегружая комедию событиями, автор раскрывает характеры персонажей и их взаимоотношения средствами диалога, использует разные формы создания комического эффекта: тонкий интеллектуальный юмор, которым насыщены его диалоги, комизм внешних положений, заимствованный из фарсовой традиции (сцены ссоры учителей, переодевание Журдена, Ковьеля и Клеонта, церемония посвящения Журдена в «мамамуши», сопровождающаяся палочными ударами), комические сцены, основанные на недоразумениях и взаимном непонимании (сцена ссоры двух влюбленных пар, сцена маскарада, во время которого действующие лица не узнают друг друга и попадают в смешное положение). Мольер создает веселое живое зрелище. Все формы смеха Мольер подчиняет выполнению одной общей задачи: раскрытию комедийного конфликта, имеющего глубокий социальный смысл.

Согласно правилам классицизма, комедия имеет пять актов. Ее композиция отличается стройностью и внутренней гармонией. Язык комедии приближается к разговорному языку. Отступления от правил классицизма в этой комедии выразились в комическом показе дворян и в использовании форм фарсового смеха.

Жан Батист Мольер явился создателем комедии классицизма. Влияние Мольера испытали все крупные комедиографы XVIII в. не только во Франции, но и в других странах.

Разделы: Литература

“Поскольку назначение комедии состоит в том,чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного,чем бичевать пороки моего века...”.

Ж.-Б. Поклен

Оборудование: портрет Ж. Б. Мольера, тексты комедии "Мещанин во дворянстве", слайдовая презентация, запись сюиты Штрауса “Мещанин во дворянстве”, шахматная доска, таблица.

Цели урока.

1. Рассмотреть пьесу Мольера “Мещанин во дворянстве” как классицистическое произведение.

2. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы.

3. Проанализировать эпизоды пьесы, выражающие авторское понимание своей задачи как драматурга.

4. Воспитывать критическое отношение к себе, окружающим и действительности.

1. Вступительное слово учителя.

2. Театр Мольера.

Сравнение с шахматной игрой.

3. Принципы классицизма.

4. Характерные черты классицизма в тексте.

5. Сообщение ученика “Особенности эпохи”.

6. Слайд “Два мира”.

7. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

8. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

9. Актуальность пьесы.

Ход урока

1. Театр Мольера

Живут в веках гордые колонны древнегреческого Парфенона, многоцветно сияют витражи Собора Парижской Богоматери, высятся статуи Микеланджело, приводит в трепет и ныне “Сикстинская Мадонна” Рафаэля… (Слайды)

Пока физически невредимы гранит, мрамор и краски – незыблемы и сами творения резца и кисти.

У театра этого свойства нет. Он бессилен перед неумолимым ходом времени. И должен умереть в тот миг, когда иссяк срок самого представления, но зато он обладает чудодейственным свойством воскрешения из мертвых… Сценический образ, как легендарная птица феникс, возрождается из пепла, герои вновь поднимаются на сцену, и театральная ветвь снова зеленеет и распускается цветами. Быть сразу в двух эпохах – такова норма классической драмы, и театр – посредник между гениями прошлого и нами.

2. Объявление темы, цели урока. Эпиграф (Слайды)

Девиз классицистического театра: “изображая и высмеивая, воспитывать”. Как мы сегодня понимаем эти слова?

Перед вами шахматная доска. Что общего в шахматной игре и классицизме?

Назовите принципы классицизма. (Слайд)

Назовите характерные черты классицизма в пьесе. Докажите примерами из текста?

Почему М. обратился к этой теме?

Сообщение ученика “Особенности эпохи 17 в.”. (17 век - это время расцвета абсолютной монархии во Франции…).

Прежде чем обратиться к содержанию пьесы, попробуем увидеть эту непростую эпоху в остановленных мгновениях на полотнах западноевропейских художников 17-18 веков. Репродукции картин сгруппированы на доске следующим образом: одна часть - картины, отражающие жизнь придворных кругов, так называемые “галантные празднества”, другая представляет сюжеты из жизни торговцев, богатых ремесленников.

Два мира. (Презентация).

Два мира мы увидели в этих остановленных мгновениях: мир аристократов и мир буржуазии, так называемого третьего сословия.

К какому из них принадлежит главный герой комедии Мольера. Почему вы так решили? (Мир Ж.- мир покоя и уюта,комфорта, простых радостей и удовольствий. Люди, представляющие его, довольны, богаты, но просты в своих нравах.)

Есть ли в этом мире что-нибудь привлекательное. Что в нём главное? (Конечно, есть. В этом мире можно не притворяться, всё достаточно просто и понятно, деньги дают возможность получать от жизни все её радости. Ведь достаток, комфорт, уют – главные ценности этого мира)

Кто представляет его в комедии Мольера? (Журден, г-жа Ж, Люсиль, Клеонт)

Почему Ж. тянет в другой мир? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на другую половину нашей выставки. Как выглядит этот мир в глазах мещанина?

(И на картинах, посвящённых жизни придворных кругов, повторяются те же сюжеты: пиршества, концерты, гулянья и т.п. Но они более изысканны, утончённы, одежды героев роскошны, позы и жесты жеманны, иногда даже искусственны. Всё это больше похоже на праздник, на карнавал, чем на повседневную жизнь. Может быть и вся жизнь аристократов - бесконечный праздник?)

Всё это так привлекательно и заманчиво для мещанина!..

Что ещё привлекает Ж. в мире дворян-аристократов?

В высшем свете Ж. привлекают изысканные манеры, изящные костюмы, приобщение к культурным ценностям, возможность общения со знатью и приближение к самому придворному кругу.

Кто представляет этот мир в комедии Мольера?

(Дорант и Доримена. Они одеты по последней моде….Это те люди, которые являются для него воплощением аристократического мира). Но с другой стороны…

Вывод. Какой вывод следует из того, что вы сказали? (Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы - плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни).

На партах лежат карточки (озвучить). Подберите к данным словам контекстные антонимы, опираясь на текст. Вспомните, какие слова называются контекстными антонимами. (Контекстный антоним – лексическое средство выразительности. Слова противоположные по значению в контексте; словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте)

Особенности характера Журдена.

Глупость – сметливость (чтение диалога).

Невежество – стремление к знаниям.

Прозаичность, косность – чувство языка.

Подражание дворянству – стремление к преодолению мещанской ограниченности.

Тирания, самодурство – чувство семьи.

Вывод. Образ Журдена неоднозначен. Странно. В эпоху классицизма невозможно было появление такого героя (он должен быть только отрицательным или только положительным). Как невозможно появление такой фигуры (на шахматную доску поставить чёрно-белую пешку) в шахматной игре. А у Мольера так получилось… Это является одной из особенностей в тв-ве Мольера. Раньше такое было невозможно.

Журден будто примеряет маску. Маска дворянина, а сущность мещанина. На протяжении всей пьесы М. использует противоречие между видимостью (дворянин) и сущностью (мещанин) господина Ж.

Какая черта явно доминирует в образе Ж?

(Чудачество…. Давайте выстроим цепочку нарастания смыслового и эмоционального значения. Чудачество –– страсть – мания - этот стилистический приём называется градацией.

Градация расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. (Запись на доске)

3. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

Назовите основную идею пьесы (в словах какого героя пьесы она сформулирована).

(Клеонт: “Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошёл в обычай. Но я на этот счёт, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе Небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости”)

К этими словами оппозиционирует чудачеству главного героя. Так ли это. Что происходит в конце пьесы. (Клеонт идёт на обман…)

Обратимся к особенностям композиции.

3. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

В чём особенность жанра произведения?

1. Комедия-балет (отрывок).

2. Какой приём из комедии дель-арте ввёл автор? (Сцена “любовная досада” – диалог)

Кто над кем смеётся в этой сцене? Автор и зрители смеются над всеми, т.к. индивиды относятся к своим целям крайне серьёзно, они выступают” как объект чужого смеха”. Карнавальный же смех предполагает, герой смеётся над собой вместе со всеми. Сатирический и карнавальный смех довольно сложно сочетаются в пьесе.

Комедия дель-арте (в которой объединяется слово, танец, пантомима, музыка, изобразительное искусство, и черты комедии характеров, построенной на изобличении черт характера, которые вызывают смех).

Мольер стоял у истоков комической оперы - оперного жанра.

3.Отход от рамок классицизма. Нет абсолютно положительного и отрицательного героя.

4. Образ главного героя неоднозначен.

5. Две сюжетные линии. (Почему две? Первый сюжет представляет традиции французского фарса – М. изображает утратившего разум отца семейства, желающего приобщиться к дворянскому обществу. Вторая линия Клеонта и Люсиль. Она дважды пародийно оттенена - Николь и Ковель, Дорант и Доримена). Нарушает ли Мольер каноны классицизма? Нет. Обе линии связаны. Комедия характера предстаёт на фоне комедии нравов (худ. своеобразие).

6. Создал жанр социально-бытовой комедии , (сатира) в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом.

8. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека.

9. Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.

10. Создал “комедию характера” на фоне “комедии нравов”.

11. Актуальность. Мольер - мостик из прошлого в будущее. Чем сегодня современному читателю, зрителю может быть интересна пьеса. Актуальна ли она?

Классицизм начинает формироваться во Франции в конце XVI века. Начало его становления связано с именем поэта Малерба, писавшего высокие оды. Наиболее совершенное художественное выражение он получил в творчестве Корнеля, Расина, Лафонтена и Мольера. Особенности художественной системы классицизма нашли отображение и в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

В первую очередь, необходимо отметить, что время формирования классицизма совпало с эпохой господства метафизики. Метафизический способ мышления определил особенности художественного мышления писателей эпохи классицизма. Явления природы, как и явления общественной жизни, изображались ими вне их связи друг с другом, что обусловило деление «природы» на явления возвышенные и низменные, добродетельные и порочные, трагические и смешные.

В комедии всегда изображалась повседневная жизнь, причем в отрицательных ее проявлениях. Героями ее были люди нравственно неполноценные, ущербность и противоречие с «нормой», «идеалом» раскрывались с помощью смеха. Смех мог быть веселым, но мог быть и беспощадным, в зависимости от того, о каких явлениях шла речь. В понимании смешного классицизм остался на уровне античной теории, согласно которой цель комедии - просвещать, высмеивая недостатки. Недостатками считались отрицательные свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако не следует считать, что комедия классицизма была лишена общественного значения. Идеалом классицизма был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных интересов. В соответствии с этим представлением в комедии высмеивались свойства характера, снижавшие общественную значимость личности.

«Мещанин во дворянстве»- уже в самом названии комедии Мольера заключен смысл смешного в комедии. Взяв основной темой для нее попытку буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу», Мольер, категорически осуждая Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его разрыв с той социальной группой, которая в дальнейшем сформирует знаменитое французское «третье сословие», говорит о важности сохранения истинного, природного в человеке. Основную мысль произведения автор вкладывает в уста Клеонта: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости». «Молчать, говорят вам! Обе вы невежды. Вам невдомек, какие это мне дает пре-ро-га-тивы!» - спорит Журден с Николь и со своей дражайшей половиной, которая пыталась образумить стремящегося в высший свет муженька. Однако если бы причуды господина Журдена ограничивались одними только уроками, было бы полбеды. В его сознании возникает безумная мысль, не будучи дворянином по рождению, приобрести манеры дворянина, соединиться родственными узами с дворянином. В его руках оказывается судьба двух любящих сердец - Клеонта и Люсиль, чья помолвка в финале комедии подчеркивает, насколько ничтожны попытки Журдена быть тем, кем на самом деле он не является.

Таким образом, мы видим, что основное назначение комедии, принятое в классицизме, - смешить, «издевкой править нрав», то есть смехом воспитывать отдельных представителей общества, - полностью реализуется в «Мещанине во дворянстве». Образ Журдена, в значительной степени условный, строится на изображении одной из наиболее выразительных черт его характера: «Ну уж другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» В обществе он занимает довольно стабильное положение, добившись материальных благ исключительно благодаря своему труду и таланту. Однако непомерные претензии Журдена вступают в противоречие с невежеством и крайней ограниченностью его ума. Именно в этом видит автор причину его преклонения перед чужой культурой, которую он не знает, как свою. В эпизоде, когда Журдена посвящают в мамамуши, этот аспект выходит на первый план. Во-первых, сама сцена «посвящения» довольно унизительна: Журдена ставят на колени так, чтобы руки касались земли, а спина служила подставкой для Корана. Молитву муфтий и турки сопровождают многочисленными ударами саблями: «Палка, палка, бей - не жалка». Муфтий призывает не стыдиться всего этого, так как поставлена «благородная цель» - посвящение в мамамуши. Сам Журден не может объяснить толком, что такое «мамамуши», но, заверенный муфтием в том, что это высокое дворянское звание, соглашается на экзекуцию. В его представлении «мамамуши» - это определенный сан. Как молитву повторяет он бессмысленные слова «турок»:

Я просить за Джиурдина

Его сделать паладина,

Дать ему алебардина

И отправить Палестина

На галера бригантина

И со всеми сарацина

Воевать христианина.

Комизм положения Журдена передается с помощью авторской иронии. Она обнажает противоречие между тем, что думает о себе герой, и тем, как он воспринимается остальными персонажами, автором и зрителями. Смех выступает как форма оценки, вскрывая внутреннюю несостоятельность характера героя.

Для комедии Мольера характерно «триединство» - действия, времени и места. Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена в течение одного дня. Основные события связаны, в первую очередь, с главным персонажем. Любовная коллизия позволяет автору вывести на сцену положительные характеры. Ковьель и Клеонт, хотя и поступают не по совести, пытаясь обмануть доверчивого и глупого Журдена, но, с другой стороны, выражают авторское отношение к персонажу.

Особенности языка в «Мещанине во дворянстве» соответствуют канонам комедии эпохи классицизма. В силу того что персонажи комедии классицизма являлись носителями определенных свойств характера, речь их была подчинена в каждом конкретном случае раскрытию этого свойства. Характерный пример - диалог Ковьеля и Клеонта. Клеонт не имеет благородного дворянского происхождения, но он уверен, что его предки занимали почетные должности и ему самому удастся занять не последнее место в свете благодаря собственным усилиям. При этом совершенно никого не надо обманывать, присваивая себе незаслуженно дворянское звание. Перед нами предстает характер умного, благовоспитанного, добродетельного молодого человека. Ковьель же является его слугой. Настолько, насколько разное положение занимают в обществе эти два персонажа, настолько же отличается их речь. Если речь Клеонта близка к речи героев трагедии, то в речи Ковьеля отображена народная стихия. Автор параллельно подает высказывания и того, и другого героя, которые говорят на одну и ту же тему, только разными словами. Например, Клеонт описывает свои любовные переживания: «Как пылко я ее любил, любил до полного самозабвения». Сравним слова Ковьеля на эту же тему: «Как жарко было мне, когда я за нее возился с вертелом, жарко до полного изнеможения!» Несмотря на употребление схожих слов (до полного самозабвения - до полного изнеможения) комический эффект от диалогов Клеонта и Ковьеля потрясающий.

Как видим, в комедии «Мещанин во дворянстве» черты классицизма проявляются на всех уровнях художественной системы: законам классицизма подчинена композиция произведения, способы изображения характеров, средства выражения комизма, речевые партии героев.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.