Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространё

Обращения, выраженные именами существительными или местоимениями, могут быть распространенными. Они могут распространяться прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением:

Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).

Прощай же, пора, моя радость! (Паст.).

Ты их узнала, дева гор, Восторги сердца, жизни сладость… (Пушкин)

Кто потерял кошелек, обратитесь в администрацию (Трифонов).

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную: Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

Место обращения в предложении.

Обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения.

В начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (например, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).

Приятель дорогой, здорово ! (Крылов).

О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин).

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно ? (Никитин).

Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения: Резников, пойдемте со мной (Бондарев).

Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.

В конце предложения обращения обычно стоят в следующих случаях:

1) в предложениях, представляющих собой формулы вежливости, в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц, в междометных предложениях, в нечленимых предложениях, состоящих из слов да, нет;

Прощай, мое счастье!

Что с вами, мой друг?

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга! (Горький).

2) если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение – распространенным.

Обращения, помещенные в середине предложения , обычно не несут на себе логического ударения.


В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.

Вопрос 2. Обращения и сходные с ними конструкции.

Одним из спорных вопросов лингвистики является вопрос о разграничении обращений и смежных с ними конструкций.

1. Вокативные предложения – это ________________________________________________.

Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений (Бабайцева, Максимов; Валгина), другие включают в состав номинативных, третьи рассматривают их в составе нечленимых предложений (Гвоздев; Современный русский литературный язык, 2001), четвертые определяют вокативные предложения как особую разновидность обращения (Русский язык. Энциклопедия, 1979).

По мнению исследователей, вокативные предложения по форме похожи на обращения, но, в отличие от последних, они выражают эмоциональные реакции и побуждения. Вокативные предложения – это «обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления» (Бабайцева, Максимов).

Вокативные предложения содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей упрек, радость, запрет, призыв, побуждение к прекращению действия, сожаление, негодование и т.д.

Милая! Милая! – говорила тетя, вскрикивая, как в истерике (Шукшин ).

Эх, мамаша !.. – вздохнул он, глядя на окно… (Шукшин).

Таким образом, вокативные предложения сходны с обращениями с точки зрения синтаксической структуры (для них обязательна форма именительного падежа), но отличаются тем, что заключают в себе более сложное содержание, чем обращения.

2. Именительный темы (именительный представления) - ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обращение и именительный представления не содержат высказывания, не являются предложениями. Но именительный темы, в отличие от обращения, представляет собой конструкцию, содержащую наименование предмета или явления, которые служат объектом речи в последующем (а иногда и в предыдущем) тексте:

Замоскворечье . Даже по своей топографии оно казалось удаленным от старой, коренной Москвы (Лакшин).

Именительный темы употребляется при воспоминании о чем-либо или ком-либо, когда в памяти всплывает то или иное представление, впечатление, при этом оно переживается в порядке размышлений, дальнейших рассуждений. Поэтому именительный представления не сопровождается звательной интонацией, что характерно для обращений.

3. Обособленное приложение:

Ах ты, цыпка, баловница …–- нежно пробормотал Иван (Шукшин).

Чтобы провести грань между обращением и обособленным приложением, необходимо руководствоваться следующими принципами разграничения:

1. Различие в смысловых функциях обращений и обособленных приложений. Обращение в отличие от приложения не выполняет атрибутивной функции и не содержит оценочной характеристики определяемого лица или предмета, а лишь выделяет то лицо или тот предмет, к которому обращена речь говорящего.

2. Обособленное приложение обычно имеет ту же форму, что и слово, к которому оно относится. Обращение, наоборот, выступает только в именительном падеже, само может иметь при себе приложение, и, как правило, действие, выраженное формой 2-го лица глагола единственного или множественного числа, относится к нему как к собеседнику.

3. Обособленное приложение лишено звательной интонации, которая характерна для обращения.


Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011. – С. 462-463.

Дифференциальные признаки уточняющих и поясняющих членов, представленные в таблице, описаны в монографии В.В. Бабайцевой «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011. – С. 462-464).

В монографии Бабайцевой В.В. «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011) данные средства связи отнесены к союзам-частицам: «Маркер сравнения в сравнительном обороте совмещает свойства союза и частицы. Преобладают свойства союза. Поэтому назовем такие маркеры союзами-частицами». – С. 453.

Обращение — комбинация словоформ, которые выражают имя и название субъекта, к которому направлена речь.

Они представляют собой, как правило, имена существительные в именительных падежах. Могут идти в паре с зависимым словом, могут быть и без них. Обращениями могут быть любые . Как подчеркивается в письменной речи, и другие аспекты выясним далее.

Конкретных, определенных позиций для этих литературных структур, нет. Они могут располагаться в предложении в любом месте.

Вконтакте

Примеры

Начало предложения:

  • Иванов, тебя не смущает, что у тебя такая стандартная фамилия?
  • Учитель , можно обратится к вашему коллеге за помощью?
  • Мистер Джонс , а знаете ли вы, чем револьвер отличается от пистолета?

Обращение в середине предложения:

  • Меня смущает, друг мой любезный , общаться с теми, кого волнуют фамилии.
  • Давай еще немного почитаем, любимый , ведь нам не нужно завтра рано вставать.
  • Если честно, как по мне, доктор Ставропольский , лимонад черного цвета не может быть вкусным…
  • Если бы ты была птичкой, собака , ты бы скучала за хозяевами?

В конце предложений:

  • Я читал письмо, и что же, думаете я не заметил, как вы покраснели, Смирнов ?!
  • Я трижды повторять не буду, марш к доске, двоешник !

Обращения и подлежащие

Каким членом предложения может быть словоформа в ?

Часто можно услышать высказывание, что обращение является подлежащим.

На самом деле, это заблуждение, хотя основания так думать есть. Подлежащее тоже выражено такой же формой, поэтому спутать их представляется вполне логичным. Тем не менее следует помнить:

  • Когда подлежащее – существительное, сказуемое должно быть поставлено в третьем лице. Примеры:Степан Васильевич знает важные вещи о всех жителях дома. Мариночка уходит после семи часов в направлении второго трамвая.
  • Когда в предложениях есть обращения, оно, как правило, односоставно, при этом в нем присутствует глагол-сказуемое в форме второго лица. Примеры: Степан Васильевич, знаешь важные вещи о всех жителях дома? Мариночка, уходишь после семи часов в направлении второго трамвая?
  • Когда обращения произнесены с особыми звательными интонациями, например, присутствуют усиленные ударения или паузы. Примеры: Дети, немедленно подошли сюда! Дважды повторять не буду, Толя, исправь ошибку!

Каким членом предложения являются представленные словоформы? Они не являются членами предложения!

Какие слова могут быть обращениями

Чаще всего, распространенные предложения содержат наименование личностей (не путать с именами, хотя имена, в том числе) или прозвищами зверей. Причем не всегда по отношению к ним применимо именно прозвище, зачастую даже само наименование вида является обращением. Примеры:

  • Что ты мне, Пеньков, скажешь нового? Когда, Ваня, жениться собираешься?
  • Ну что, Шарик, вот и остались мы вдвоем…
  • Эх ты, пес, не быть тебе нормальной собакой!

Тем не менее в речи с обращениями из художественной литературы, допускаются обращения к неживым предметам:

  • Ну что, Вселенная, не ожидал я от тебя такого подарка.
  • Я люблю тебя, жизнь, слышишь

Также возможны географические названия:

  • Эх, Россия, как я рад тебя снова видеть!
  • Ну здравствуй, Германия, вот мы и снова с тобой увиделись…

Важно ! Обращения и словосочетания междометного типа – разные вещи. Даже, если учитывать вроде бы явное обращение к одушевленной личности. Например: спаси господи, боже смилуйся, спасибо господи, слава тебе богу.

«Ты» и «вы», несмотря на всю свою схожесть, почти никогда не используются в качестве обращения . Они являются подлежащими частями предложения.

К примеру:

Здравствуйте, дорогие земли и поля бескрайние, и вы, птицы небесные, и вы, ветра могучие!

Однако в некоторых случаях данные местоимения могут быть обращениями . Случаи эти следующие:

1) Когда местоимения используются сами по себе. Примеры:

  • Эй, ты! Давай уже быстрее, сколько можно!
  • — Громче, ты! – крикнул генерал пианисту и властно улыбнулся.

2) Когда местоимения представляют собой сочетания определений со словами которые определяются, если между этими словами находятся вторых лиц, не выделяемые запятыми. Примеры:

  • Почему же ты такой глупый вид имеешь, красавец ты мой ненаглядный?
  • Ты всех нас подвел, слышишь, умник ты наш.

3) Когда обращение содержит местоимение, перед которым идет частица «о», а после – придаточное определительное предложение. Примеры:

  • Слышите ли вы меня, о вы, глупцы в сенатских тогах…
  • О ты, лучшая из лучших, богиня богинь, царица цариц, любить тебя могу ли?

Как выделяется обращение

Если обращение находится в середине предложения, то его выделяют запятые с двух сторон . Если оно находится в начале предложения или же в конце, то отделяется запятой с одной стороны.

  • Тридцать пятый, ты готов идти в другой лагерь или хотел бы еще попить кофе?
  • Однажды ты, сынок, научишься и сам отцом быть.
  • Не даром ли я был тем кем был всю жизнь, скажи, не даром, Лаврентий?

Хотелось бы указать на одну крайне распространенную ошибку, применяемую в расстановке знаков препинания в обращениях.

Чаще всего, в текстах, обращение используется одним или двумя словами, например «Привет, Паша, как твои дела?».

Частое использование именно таких, коротких обращений, приводит к тому, что многие считают обращение – априори короткой частью предложения.

Приведем ошибочные предложения с обращением (внимание, в предложениях намеренно допущена ошибка):

1) Наши братья, за столом соседним вы под солнцем подгорели летним.

2) Наши братья, за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

В первом предложении запятая поставлена с расчетом на то, что обращением является словосочетание «Наши братья». Однако, очевидно, что часть «вы под солнцем подгорели летним» является придаточным предложением и должно быть отделено запятой.

Во втором предложении именно так и поступили. Тем не менее оба написаны неверно. Все дело в том, что запятая после слов «Наши братья» вообще не должна стоять, поскольку обращением является: «Наши братья за столом соседним». Несмотря на большую длину, именно это является целым и не разрывным обращением. Правильно будет написать:

Наши братья за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

Аналогичный пример, только с использованием обращения в конце предложения:

«Всего вам наилучшего, мой дорогой и высококультурный товарищ!»

Если обращение стоит в самом начале и оно произносится с восклицательной интонацией, то следует помнить, что оно не выделяется запятыми, а выделено восклицательным знаком, после чего идет новое предложение, как и положено, с большой буквы. Пример:

Дорогой мой! О былых проблемах забывай…

Внимание! Какими бы цельными и неразрывными не казались обращения, случаются ситуации, когда и они могут разделяться запятыми.

Это происходит в случае, если в однородном обращении происходит повтор союза «и», например:

Всего наилучшего и Марина, и Елена.

Кроме того, при обращении в одном предложении несколько раз , они все должны отделятся. Пример:

Степан Семенович, расскажите ребятам, дорогой, как вы на фронте под звездами ночевали.

Также бывает разрывание одного обращения другой словоформой. Это делается для подчеркивания действия. В таком случае, обе части, необходимо отделять запятыми. Пример:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг!

Схема предложения с изучаемой словоформой может быть составлена учеником самостоятельно.

Как выделяется обращение в предложениях

Учим русский — предложения с обращениями

Урок русского языка № 71

Класс: 8 Дата: «______» ________________

Тема Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения.

Цель: формировать у учащихся навыки различения разных видов обращений через парную и групповую форму работы.

Результат обучения:

1. Учащиеся знают виды обращений, способы их выражения, условия постановки знаков препинания, объясняют и обозначают их.

2. Учащиеся умеют устно и письменно отстаивать свою точку зрения, аргументировать свое суждение, логически мыслить.

3. Учащиеся совершенствуют коммуникативные способности (устную и письменную монологическую речь)

Ключевые понятия: обращение, нераспространённые и распространённые обращения, способы выражения обращений.

Критерии оценивания

А:

Я знаю функцию обращения;

Я знаю, чем может быть выражено обращение;

Я знаю виды обращений;

Я знаю условия постановки знаков препинания при обращении

В:

Я умею находить обращение в предложениях;

Я умею правильно определять способы выражения обращения;

Я умею различать виды обращений;

Я умею отличать обращения от подлежащих;

Я умею правильно ставить знаки препинания при обращении;

С:

Я умею создавать собственное речевое высказывание с обращением;

Я умею оценивать свою работу и работу товарищей по критериям.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация, маршрутный лист, информационный текст, раздаточный материал (6шляп), листы оценки.

Ход урока

время

Этапы урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Используемые модули

1мин

Организационный

Доброжелательный настрой на работу

Доброжелательный настрой на урок

фронтально

2-3мин

Вызов

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Задание: внимательно рассмотрите предложения (знаки препинания не расставлены), разделите их на две группы. Назовите общий признак одной из групп предложений, неизменно сопровождаемый пунктуационным действием, и сформулируйте тему урока.

    Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    Сыпь черемуха снегом.

    Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.

    Мой друг попытался собрать осколки разбитой вазы.

Группируют, находят общий признак одной из групп предложений.

Формулируют тему урока.

Работа в МГ

Диалогическая беседа

ИКТ Слайд 1-2

4- 5

Целеполагание

Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что в определенной степени вы с обращением уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Составляют цели, проговаривают их классу

(повторить, изучить, научиться, совершенствовать, развивать, уметь, использовать )

ИКТ Слайд 3

5-6

Для работы с новым понятием мы разделимся на группы (приём геометрические фигуры)

Вам дано задание. Внимательно прочитайте и выполните его. Результат вашей работы вы представите на постере.

Задание для работы в группе (этап получения новой информации) Приложение.

Распределяются в группы, распределяют роли в группе, читают задание.

Фронтально, затем по группам

ТиО -консультанты

6-18

Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.

Проходит по группам, осуществляя контроль, предлагая дозированную помощь

Выполняют задание, распределяя роли в группе, готовят постер.

Работа в группе.

Управление и лидерство.

Оценивание

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

18 - 19

Итог

Анализ работы с информацией

Какие трудности встретили при выполнении задания?

Отвечают на вопрос.

Фронтально

Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.

19- 25

Осмысление содержания

Постановка задачи

Выдвигают спикеров – представителей.

Фронтально

Формативное оценивание Управление и лидерство

Интерпретация полученной информации

Подхожу к группам, слушая выступления учащихся

Слушают спикера, задают ему вопросы.

Работа в группах

Диалоговое обучение

КМ

Невербальное оценивание

25-30

Рефлексия

Обсуждение результатов работы групп

Выявление и коррекция пробелов

Ответ на контрольные вопросы стратегия ГОРНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

1 группа:

1.Для чего служит обращение?

2. С какой интонацией произносятся обращения?

3. Формой какого падежа выражаются обращения?

4. Как отличить обращение от подлежащего?

5. Как отличить нераспространённое обращение от распространённого?

2 группа:

1.Назовите способы выражения обращений.

2. Каким членом предложения является обращение?

3. Перечислите виды обращений по составу.

4.Как обычные обращения отличить от риторических?

5. Как выделяются обращения в зависимости от места положения и интонации?

Отвечают на контрольные вопросы,

восходя на гору

фронтально

Диалоговое обучение

КМ

ИКТ Слайд 4

ОдО

30- 43

Закрепление понятия

Задание уровня В:

Задание уровня С:

Переход в новые группы по цвету фигуры

Работа по маршрутному листу

Задание1. Выпишите номера тех предложения, 1 группа - в которых есть обращения, 2 группа – в которых нет обращений.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес

Задание 2. 1 группа - Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Определите способы выражения обращения. Расставьте знаки препинания.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Настойчивый добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

2 группа – Определите способы выражения обращений. Перестройте предложения так, чтобы обращения стали подлежащими.

1. Отдыхающие, пойдёмте на речку.

2. Милая, купи мне книгу.

3. Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять.

Задание 3. 1 группа – Спишите, распространите обращения, расставьте знаки препинания .

1) Пётр Андреевич отведите нас на площадь. 2).Умой нас тёплой влагой дождик.

2 группа – Спишите, замените распространённые обращения нераспространёнными, расставьте знаки препинания.

1).Спи милый мой. 2) Разгадай мою загадку старый конюх.

Задание 4 . Оцените, какие обращения чаще используются в вашей речи? От чего это зависит? Приведите примеры предложений с обращениями, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Переходят

Выписывают, аргументируют . Проверяют по ключу.

пределяют, перестраивают, расставляют знаки препинания.

Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Распространяют, заменяют. Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Создают собственное речевое высказывание с обращением;

Работа в группах.

Работа в группах.

Индивидуально, затем в группе. Один выступает от группы.

Новые подходы в организации обучения.

Возрастные особенности. ИКТ (ключи)

Слайды 5,6,7

ОдО

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

КМ

ОдО

43- 44

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Синквейн (2 человека)

2 прилагательных для описания

3 глагола для объяснения назначения

4 слова - предложение для описания повседневного использования

обобщающее понятие

6 шляп

1.Красная Шляпа.

Какие возникли чувства в ходе урока?

2.Желтая Шляпа.

Почему эту тему стоит изучать?

3.Черная Шляпа.

Какие вы видите недостатки в уроке по этой теме?

4.Зеленая Шляпа.

Какие предложения у вас возникли?

5.Белая Шляпа.

Какая нам нужна информация для дальнейшей работы по этой теме

6.Синяя Шляпа.

Чего мы достигли на уроке? Что нужно сделать дальше?

Пишут в рабочей тетради

Индивидуальная работа.

КМ

Управление и лидерство

ИКТ Слайды 8, 9

Невербальное оценивание

44-45

Организационный момент

Завершение урока

Благодарю за работу. Прошу сдать листы оценки

Сдают листы оценки

индивидуально

Д/З

А: повторить теорию в параграфе 43. упр. 535 (распределение по номерам)

В: выписать из комедии «Ревизор» 6 предложений с разными по составу и месту положения обращениями.

С: Составить тест с разноуровневыми вопросами по теме “Обращение ” (8 – 10 вопросов)

Возрастные особенности.

ИКТ Слайд 10


Цель урока: Цель урока: 1. Систематизировать и обобщить знания об обращении. 2. Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). 3. Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.






Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли ты, старый, загадку?




АДРЕСАТ РЕЧИ: фамилия, имя, отчество лица фамилия, имя, отчество лица наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям кличка животного кличка животного неодушевлённые предметы неодушевлённые предметы









Домашнее задание. Задание на выбор: 1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите. 2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?

Обращение и его назначение. Распространенные обращения

Нам известно, что в русском языке встречается понятие осложненного простого предложения.

Усложняющие элементы на письме выделяются знаками препинания: чаще всего запятыми, но иногда используются и другие.

Осложнять предложение могут вводные слова, обращения, однородные, уточняющие или обособленные члены. Сегодня поговорим об обращении как об осложняющем элементе, его назначении в предложении.

Сам термин «обращение» точно отражает его суть.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Чаще всего оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.

Не случайно интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался - звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить в некоторых литературных произведениях.

Вспомните, например, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Чего тебе надобно, старче?»). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа.

Для того, чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать, что обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу. Так же как и вводные слова или междометия, обращения не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращения на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком.

Например:

Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы. (А. Пушкин)

Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение. Например, мы можем сказать: Например:

Ребята, подойдите сюда!

А можем с той же целью использовать предложение:

Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже - прилагательными в значении таких существительных.

Например:

Тише, Лидочка, милая, тише! (Н. Чуковский)

Также при обращениях могут быть определения, выраженные чаще всего прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением. Такое обращение называют распространенным.

Например:

Уважаемые коллеги, поздравляем вас с профессиональным праздником!

Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. (С. Есенин)

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную:

Например:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

В поэтической речи в качестве обращения может выступать и существительное неодушевленное. Это один из приемов олицетворения.

Например:

Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (С. Есенин)

Существуют и своеобразные традиции в использовании обращений. Так, например, во многих странах общепринятые обращения не изменяются в течение веков, например в Великобритании - сэр и мисс, в Польше - пан и пани, в Италии - синьор и синьора, во Франции - месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Совсем недавно (по меркам истории) в нашей стране к женщине было принято обращаться «гражданка», а к мужчине - «гражданин», или «товарищ», невзирая, на пол собеседника.

Например:

Товарищ Петрова, выступите на собрании.

В настоящее время мы так уже не говорим. Но можем использовать, например, некоторые обращения, отражающие принадлежность к той или иной профессии.

Например, в медицине: доктор, сестра, няня;

Или традиционное обращение к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п.

Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения:

Например, в транспорте: «Простите, какая следующая остановка?».

Или в незнакомом городе: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Героев Сталинградской битвы?».

Теперь подведем краткие итоги:

1. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

2. Оно выделяется интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (чаще запятыми, в некоторых случаях - восклицательным знаком).

3. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Также оно может использоваться и как самостоятельное предложение.

4. Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи и бывают выражены одушевленным или неодушевленным существительным в форме именительного падежа или прилагательными в значении одушевленных существительных.

5. Выделяют также распространенные обращения - это обращения с определением. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.

6. В русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.