«Неизвестная судьба известного героя. «Неизвестная судьба известного героя Карпов александр терентьевич биография

Воинская деятельность наших лучших летчиков-истребителей Великой Отечественной войны, или, как они чаще называли ее, «боевая работа», порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности, которая, несомненно, соответствовала критериям высокого искусства...

Овладеть искусством летчика-истребителя - значило воспитать в себе специальную интуицию, позволявшую невредимым пройти между десятками убийственных трасс, миновать множество смертоносных разрывов, оказаться в нужном месте в нужное время и мгновенно поразить противника. Боевая работа была не только опасна, но требовала крайнего напряжения интеллектуальных и физических сил.


Судьба Александра Терентьевича Карпова, результативнейшего летчика войск ПВО страны, единственного среди них дважды Героя, - яркий пример служения долгу.

Он родился в семье русских крестьян под Калугой, в деревне Феленево, 17 октября 1917-го. Окончил неполную среднюю школу, фабрично-заводское училище, работал в инструментальном цехе Калужского машиностроительного завода. В школьные годы занимался в кружке Дома-музея им. К. Циолковского, позднее сбылась его мечта, и он был принят в Калужский аэроклуб. А в 1939 г. пилот запаса А. Карпов был зачислен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу летчиков. В 1940 г. младший лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы в одну из авиационных частей, дислоцированных на Украине. Его летный почерк приглянулся командованию, и в числе нескольких летчиков он был направлен на освоение первого истребителя нового поколения И-26, впоследствии известного как Як-1.

Свои первые боевые вылеты Карпов выполнил под Москвой в конце июля 1941-го в паре со своим товарищем старшим лейтенантом Иринеем Беляевым. В конце августа 1941 г. полк был переведён на Ленинградское направление. Здесь А.Т. Карпов одержал свою первую победу, в паре над Тосно сбив Ме-109Ф, записанный, что тогда нередко бывало, как Ме-115. В октябре 1941-го переведён в состав 123-го истребительного авиаполка 7-го корпуса ПВО, осуществлявшего прикрытие Ленинграда. От вылета к вылету все более крепли слетанность и мастерство пары Беляев - Карпов.

Ярко выраженный лидер, Карпов, уже став Героем, нередко вылетал ведомым у Беляева. Капитан И.Ф. Беляев, уничтоживший лично 11 и в группе 6 самолётов противника, был сбит в воздушном бою 8 июля 1943 года, а удостоен звания Героя одним из последних в великого государства, посмертно – 5 мая 1991-го…

Скорее, они составляли не пару в привычном понимании «меча и щита», а более высокоорганизованную воинскую единицу, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Целостность пары была настолько органичной, что эти летчики, одержавшие в воздухе более 50 побед, и поражения терпели вместе - осенью 1942 года, когда их пара была сбита, и в июле 1943, когда погиб Ириней Беляев, а Александр Карпов из неуправляемой машины выпрыгнул с парашютом...

«Гибель Иринея, - вспоминал А. Карпов, - пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть-чуть не был сбит. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолету забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт „мессера“. В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолетом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против трех фашистов, которые решили разделаться со мною. Что было потом, рассказать трудно. Это был какой-то ураганный бой.

В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолетом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран.

Воспользовавшись ошибкой немецкого летчика, допущенной им при выводе самолета из пикирования, развил предельную скорость и зашел „мессеру“ в хвост… Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолет мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост… В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне все-таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория…»

Потеря И. Беляева сделала Карпова еще более самоотверженным и настойчивым в воздухе: в конце июля 1943 г. в пяти боевых вылетах подряд он сбил 7 самолетов противника.

К августу 1943-го командир эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиационного полка (2-й гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) гвардии капитан А.Т. Карпов произвёл 370 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника и 7 в группе. 28 сентября 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, он был удостоен звания Героя Советского Союза. К июню 1944 г. совершил 421 боевой вылет, из них 25 вылетов на разведку войск противника и 19 вылетов на штурмовку, провёл 94 воздушных боя, в которых сбил лично 26 самолётов противника и 7 в группе.

30 июня 1943 г. А.Т. Карпов сбил Ме-109, который было решено считать тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на «Яках» под Ленинградом. С этой победой его поздравил главный конструктор, заместитель наркома авиационной промышленности, тогда ещё генерал-майор инженерно-авиационной службы А.С. Яковлев.

2 июля 1944-го приказом ВГК №173 27-му гвардейскому полку ПВО было присвоено почётное наименование «Выборгский». 22 августа 1944 года гвардии капитану А.Т. Карпову вторично было присвоено звание Героя Советского Союза.

Среди лично сбитых им машин 5 двухмоторных бомбардировщиков Ю-88; 2 пикировщика Ю-87; 2 финских «Брюстера», остальные – Ме-109 и ФВ-190. Последнюю победу Карпов одержал, сбив ФВ-190 14 сентября 1944 г.

Всего в годы Великой Отечественной войны командир эскадрильи А.Т. Карпов совершил 456 боевых вылетов на Як-1, Як-7Б и Як-9, провёл 97 воздушных боёв, лично сбил 29 самолётов противника и 9 уничтожил в группе. В боях был ранен.

20 октября 1944 г. около 18.00 гвардии капитан Карпов при совершении перелёта на истребителе Як-9, в паре с младшим лейтенантом А.Ф. Суздалевым, в условиях ограниченной видимости, столкнулся с водой неподалёку от кронштадтского аэродрома Бычье Поле... Причины катастрофы остались неизвестны, этот вылет в тот день у летчика был третьим…

Он запомнился людям как исключительно скромный и молчаливый человек, не терпящий фальши и рисовки.

Черты эти присущи большинству героев вообще, что замечено еще Плутархом.

Дважды Герой Советского Союза А.Т. Карпов (28.09.1943, №1202; 22.08. 1944) награждён: орденом Ленина (28.09.1943), 3-мя орденами Красного Знамени (19.08.1942, 13.02.1943, 7.04.1944), орденом Александра Невского (13.04.1943), медалью «За оборону Ленинграда».

Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен в Калуге, его именем в городе названы улица и сквер, а также Калужский транспортно-технологический техникум. Имя Героя присвоено Высоцкой средней школе (Думиничский район Калужской области) и средней школе в посёлке Левашово. Его именем названа улица в посёлке Ферзиково. В Калуге на здании училища, где он учился, и на здании завода, где работал, установлены мемориальные доски.

В посёлке Левашово Выборгского района Ленинградской области, на улице Чкалова Героем Советского Союза В.Н. Харитоновым установлен памятник дважды Герою Советского Союза А.Т. Карпову.



К арпов Александр Терентьевич - летчик-истребитель 123-го/27-го Выборгского гвардейского истребительного авиационного полка 2-го Ленинградского гвардейского истребительного корпуса ПВО, самый результативный лётчик ПВО и единственный среди них дважды Герой Советского Союза.

Родился 4 (17) октября 1917 года в деревне Феленево (ныне Перемышльского района Калужской области) в крестьянской семье. Русский. В 1935 году окончил фабрично-заводское училище в городе Калуге и до 1939 года работал слесарем инструментального цеха Калужского машиностроительного завода и учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году младший лейтенант А.Т. Карпов окончил Качинскую военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова и был направлен в лётную авиационную часть, дислоцированную на Украине, где оказался в числе лётчиков, кому было доверено осваивать истребитель нового поколения И-26, вошедший в историю авиации как ЯК-1 - первый из группы истребителей ЯК.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Член ВКП(б) с 1942 года. Счёт боевым вылетам открыл в боях под Москвой, а с сентября 1941 года, после перевода 123-го истребительного авиационного полка (в последствии переименованного в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк), в котором он служил, под Ленинград, продолжал оттачивать лётное мастерство и разить врага в небе над невской твердыней, прикрывал легендарную Дорогу жизни, в составе авиации ПВО Ленинградского фронта. Начав войну пилотом, стал командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиационного полка.

О том, каким (!) лётчиком-истребителем был А.Т. Карпов, наглядно свидетельствует то, что в последних числах июля 1943 года в пяти боевых вылетах подряд старший лейтенант Карпов А.Т. сбил 7 вражеских самолетов.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Карпову Александру Терентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1202).

30 июня 1944 года гвардии капитан Карпов А.Т. сбивает очередной самолёт противника, который было решено считать тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на ЯКе в небе над Ленинградом. С этой знаменательной победой его поздравил телеграммой генеральный конструктор самолёта - Александр Сергеевич Яковлев.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 2 июля 1944 г. 27-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО, в котором служил А.Т. Карпов получил почётное наименование "Выборгский".

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года гвардии капитан Карпов Александр Терентьевич удостоен второй медали "Золотая Звезда". Он стал первым, а как оказалось в последствии, и единственным лётчиком ПВО, дважды удостоенным высшей степени отличия СССР.

Совершив 456 боевых вылетов, проведя 97 воздушных боёв, гвардии майор Карпов А.Т. сбил лично 28 самолётов противника и 8 в групповых боях.

20 октября 1944 года погиб при перелёте по маршруту Таллин - Гатчина, врезавшись в воды Финского залива в условиях плохой видимости.

В посёлке Левашово Выборгского района Ленинградской области на улице Чкалова, напротив дома 31, Героем Советского Союза В.Н. Харитоновым сооружен кенотаф дважды Герою Советского Союза А.Т. Карпову.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями. 7 мая 1990 года удостоен посмертно звания "Почетный гражданин города Калуга".

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Карпова А.Т. установлен в городе Калуге, где ежегодно в октябре проводятся Дни его памяти, и где его имя носит профессиональное училище №1. Его имя носит улица в Калуге, на которой установлена мемориальная доска.

XVI ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПАМЯТИ А. Д. ЮДИНА

Тема работы

«Неизвестная судьба известного героя»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги, 7 класс

Руководитель:

учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования для детей

I. Введение. 2

Выбор темы и обоснование ее актуальности. 2

Цель исследования. 2

Методы исследования: 2

II. Неизвестная судьба известного героя. 3

Рассказывает Б. Шуба. 3

Версия первая: почему погиб?. 4

Сбит одиночным самолётом противника. 5

Послесловие или факты, о которых нельзя молчать. 8

III. Заключение. 10

IV. Список источников и литературы. 11

I. Введение.

Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Александр Терентьевич Карпов. За годы Великой Отечественной войны вырос от рядового летчика до командира эскадрильи. Ему суждено было вписать яркую страницу в летопись Великой Отечественной войны при защите блокадного Ленинграда. Герой, совершивший более 500 боевых вылетов, сбивший 28 фашистских самолетов, дважды Герой Советского Союза, тем не менее, он по сей день значится в списках, как без вести пропавший. Наше поколение - это поколение, знающее о войне только по рассказам участников тех событий, от Великой Отечественной Войны нас отделяет огромный промежуток времени, но отголоски того времени по сей день бередят души. И мы не можем забывать о той войне, пока не найдём ответы на вопросы о судьбах солдат, которые пропали без вести. Наш поисковый отряд задался вопросом: не пора ли поставить точку в деле гибели Карпова? Нужно ли продолжать поиск? Тем более что в этом году появилась такая возможность.

Объект исследования - версии гибели Карпова исследования – место гибели. Мы намеренно не останавливаемся на биографии Александра Терентьевича, нас интересует только версии гибели героя. Поэтому

Цель исследования: на основе исследования и анализа версий места гибели попытаться определить место поиска и необходимость участия в поиске отряда «Археологи памяти»

Задачи:

1) выявить и обобщить литературу, касающуюся истории гибели;

2) выявить архивные документы, письма, воспоминания по рассматриваемой теме;

3) найти участников, очевидцев тех событий;

4) записать воспоминания;

6) сопоставить факты и материалы о гибели, сделать выводы.

Методы исследования:

7) анализ и синтез; абстрагирование; описание; сравнение

II. Неизвестная судьба известного героя.

6. Гвардии старший лейтенант Карпов/ газета «Боевая тревога» 26 марта 1943

7. Владимиров Д. Памятью огненных лет/ газета «Советская Россия 8 октября 1982

8. Soviet Fighter Aces of 1years. http://op. *****/#160101.1606.59

Аналогичная информация изложена в газете «Весть» (см. список литературы)

Мы всё же решили озвучить эту версию, хотя и сомневались, стоит ли.

Из беседы с (старейшим калужским поисковиком)

Как-то не очень верится, что связи не было сразу. Даже предполётная проверка была бы невозможна.

Два месяца в 1944 году там самолёт искали, но современная техника позволяет вести поиск на более высоком уровне.

Курсив наш.

Никаких документов нигде не сохранилось.

Рассказывала, что Марков писал сестре Карпова в конце шестидесятых – начале семидесятых, на письмо сестра не ответила.

Карпов Александр Терентьевич

Воинская деятельность большинства героев этой книги, или, как они чаще называли ее, «боевая работа», порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности личности, которая, в широком смысле, соответствовала критериям высокого искусства. Овладеть искусством летчика-истребителя - значило воспитать в себе специальную интуицию, позволявшую невредимым пройти между десятками убийственных трасс, миновать множество смертоносных разрывов, оказаться в нужном месте в нужное время и мгновенно поразить противника. Боевая работа была не только опасна, но требовала крайнего напряжения интеллектуальных и физических сил, а в моральном плане - преобладания сознания необходимости выполнения задачи не только над желанием, а порой и над возможностью. Судьба А. Карпова, результативнейшего летчика войск ПВО страны, единственного среди них дважды Героя, - яркий пример служения долгу.

Он родился под Калугой, в деревне Феленево, 14 октября 1917 г. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, работал в инструментальном цехе Калужского машиностроительного завода. В школьные годы занимался в кружке Дома-музея им. К. Циолковского, позднее сбылась его мечта, и он был принят в Калужский аэроклуб, а в 1939 г. пилот запаса А. Карпов был зачислен в Качинскую военную авиационную школу. В 1940 г. мл. лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы в одну из авиационных частей, дислоцированных на Украине. Его летный почерк приглянулся командованию, и в числе нескольких летчиков он был направлен на освоение первого истребителя нового поколения - Як-1.

Свои первые боевые вылеты Карпов выполнил под Москвой в конце июля 1941 г. в паре со своим старшим товарищем ст. лейтенантом И. Беляевым. В сентябре полк, где воевал Карпов, был переведен под Ленинград. От вылета к вылету все более крепли слетанность и мастерство пары Беляев - Карпов. Ярко выраженный лидер, Карпов, уже став Героем, нередко вылетал ведомым у Беляева. Скорее, это была не пара в ее привычном понимании «меча и щита», а более высокоорганизованная воинская единица, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Целостность этой пары была настолько органичной, что эти летчики, одержавши в воздухе более 50 побед, и поражение терпели вместе - осенью 1942 г. и в июле 1943 г., когда погиб Ириней Беляев. «Гибель Иринея, - вспоминал А. Карпов, - пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть-чуть не был сбит. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолету забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт „мессера“. В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолетом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против трех фашистов, которые решили разделаться со мною. Что было потом, рассказать трудно. Это был какой-то ураганный бой. В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолетом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран. Воспользовавшись ошибкой немецкого летчика, допущенной им при выводе самолета из пикирования, развил предельную скорость и зашел „мессеру“ в хвост… Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолет мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост… В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне все-таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория…»

Потеря И. Беляева сделала Карпова еще более самоотверженным и настойчивым в воздухе: в конце июля 1943 г. в пяти боевых вылетах подряд он сбил 7 самолетов противника.

Он запомнился людям как исключительно скромный и молчаливый человек, не терпящий фальши и рисовки. Такая характеристика стала в настоящей книге общим местом, но черты эти присущи большинству героев вообще, что замечено еще Плутархом.

30 июня 1944 г. самолет, сбитый Карповым, решено было считать тысячным немецким самолетом, сбитым в ленинградском небе на «яке». Генеральный конструктор А. Яковлев прислал Карпову теплое поздравление.

Летом 1944 г. в 27-й гиап, где всю войну служил гвардии капитан Карпов, поступили «Спитфайры» типа ЛФ1Х. Эта машина оказалась для летчика несчастливой. 20 октября 1944 г., пытаясь достать шедшего на большой высоте немецкого разведчика, гвардии майор дважды Герой Советского Союза А.Карпов потерял сознание из-за отказа кислородной системы, его «Спитфайр» упал на землю, и летчик погиб.

За войну он провел 519 боевых вылетов, в 130 воздушных боях сбил 30 самолетов противника лично и 7 - в группе. Более половины сбитых им самолетов - двухмоторные бомбардировщики Хе-111, Ю-88 и До-215, что в целом характерно для летчиков ПВО.

Дважды Герой Советского Союза (28.9.43; 22.8.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями.

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

автора Черток Борис Евсеевич

7.8 Первый начальник ЦПК Е.А. Карпов (справа O.K.

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

7.19 В салоне самолета. С.Н. Анохин, А.А. Леонов, И.Г. Борисенко, П.И. Беляев, Е.А.

автора Раззаков Федор

Закулисные шахматы (Анатолий Карпов) Летом 1976 года в центре скандала оказался еще один советский шахматист – Анатолий Карпов. Правда, он никуда не сбегал и суть скандала с ним заключалась в следующем.До 1975 года чемпионом мира был бывший советский гражданин, а ныне

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Скандалы Багио (Анатолий Карпов / Виктор Корчной) В 1978 году случился один из самых скандальных матчей в истории шахмат. Это был суперматч за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Матч стал настоящей сенсацией, причем не только для поклонников

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Мясницкий меценат. Предприниматель и книгоиздатель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818–1901) Странный народ старообрядцы, которые сами себя называют староверами Рогожского кладбища, а официальные власти кличут их раскольниками и поповцами. В XIX веке ходили сплетни, что

Из книги Тайные информаторы Кремля. Нелегалы автора Карпов Владимир Николаевич

Антонов В., Карпов В Тайные информаторы Кремля.

автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава пятая Карпов 1В статье под названием «2 сентября 1943 года» Илья Эренбург писал: «Год назад шли бои на улицах Сталинграда. Немцы карабкались на вершины Кавказа. Вероятно, самому Гитлеру это мнится бесконечно давним. Я уже не говорю о сентябре 1941 года, когда немцы каждый

Из книги Богоборцы из НКВД автора Смыслов Олег Сергеевич

Из книги От первого прокурора России до последнего прокурора Союза автора

«СЧИТАЛ СЕБЯ ВРАГОМ ЦАРИЗМА» Прокурор республики ИВАН ТЕРЕНТЬЕВИЧ ГОЛЯКОВ Иван Терентьевич Голяков родился 24 июня 1888 года в деревне Пешково Ольговской волости Дмитровского уезда Московской губернии в большой крестьянской семье. Его отец, Терентий Голяков, вел общее

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Рок-клуб и кафе «Сайгон», 1980-е годы Александр Башлачев, Александр Житинский, Леонид Сивоедов, Сергей Коровин Можно до хрипоты спорить о том, насколько явление, которое принято называть «русским роком», в музыкальном отношении соответствует настоящему, классическому

Из книги Крым - Галлиполи - Балканы автора Карпов Николай Дмитриевич

Н. КАРПОВ КРЫМ - ГАЛЛИПОЛИ - БАЛКАНЫ 2002 ТЕМ, КОМУ НЕ БЫЛО МЕСТА НА РОДИНЕ Из надписи на венке Дроздовского полка, возложенного к памятнику на кладбище в Галлиполи К 80-ЛЕТИЮ ПРЕБЫВАНИЯ РУССКОЙ АРМИИ В ГАЛЛИПОЛИ Автор приносит глубокую благодарность Н.С. Черушеву, С.В.

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Карпов А. А. Атака танковЗадача была поставлена неожиданно, к вечеру, когда весь летный состав собирался на отдых. Задачу ставил командир дивизии подполковник Рыбаков.В районе одного разъезда между Мемелем и Шяуляем прорвались до 60 танков

Из книги Борис Иванович Куракин автора Карпов Герман Михайлович

Г. М. Карпов Борис Иванович Куракин Вопросы истории

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов


Р одился в 1917 году в деревне Феленево ныне Перемышльского района Калужской области. Русский. Член КПСС с 1942 года. Дважды Герой Советского Союза (28.9.1943, 22.8.1944). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями.

Детство Саши Карпова прошло в небольшой деревеньке близ Калуги, отсюда, окончив школу, он пришел в Калугу учиться ремеслу. Спустя два года он уже работал слесарем в инструментальном цехе машиностроительного завода.

Мечта о полетах привела Александра Карпова в аэроклуб. А весной 1939 года он был зачислен курсантом Качинской военной авиационной школы летчиков. В 1940 году летчик-истребитель младший лейтенант Карпов получил назначение в одну из авиационных частей на Украину, а в июле 1941 года очутился на одном из подмосковных аэродромов. Здесь, на подступах к столице, ему и довелось принять боевое крещение – он оказался в самом пекле ожесточенных воздушных схваток с врагом, пытавшимся бомбардировать Москву.

Осенью 1941 года полк, в котором служил Карпов, прибыл на Ленинградский фронт охранять Дорогу жизни через Ладожское озеро.

К августу 1943 года командир эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-го гвардейского истребительного авиационного корпуса Войск ПВО страны гвардии капитан А. Т. Карпов совершив 370 боевых вылетов, сбил в 87 воздушных боях лично 16 самолетов противника и семь – в группе, за что в сентябре 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К июню 1944 года он совершил 421 боевой вылет, провел 94 воздушных боя, сбил лично 26 и в группе семь самолетов. За это 22 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командир эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-го гвардейского истребительного авиационного корпуса Войск ПВО страны гвардии капитан Александр Терентьевич Карпов был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

30 июня 1944 года Александр Карпов одержал свою тридцать пятую победу. Сбитый им самолет был тысячным вражеским самолетом, уничтоженным с начала войны защитниками ленинградского неба на самолетах «яках».

А 20 октября 1944 года случилось непредвиденное: вечером в густой облачности самолет, ведомый майором А. Карповым, при перелете на свою базу упал в воды Финского залива...

С тех пор прошло почти полвека. Но в сердцах нынешнего поколения воинов Н-ской авиачасти живет образ отважного летчика дважды Героя Советского Союза гвардии майора А. Т. Карпова, навечно зачисленного в списки 1-й эскадрильи.

Свято чтут память героя калужане. К памятнику А. Т. Карпова приходят пионеры и комсомольцы, колхозники и рабочие. Особенно часто бывают здесь рабочие инструментального цеха машиностроительного завода, откуда начал свой путь в авиацию Александр Карпов и в списки коллектива которого навечно зачислен летчик-герой.

Имя Героя присвоено Высоцкой средней школе Думиничского района Калужской области.

Литература:

Андреев С. А. Совершенное ими бессмертно. М., 1976. С. 24–25.

Буров А. В. Твои герои, Ленинград. Ленинград, 1970. С. 275–277, 551.

Дважды Герои Советского Союза. М., 1973. С. 88–89.

Люди бессмертного подвига. М., 1975. Кн. 1. С. 462–469.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.