Нахимовское училище здание. Нахимовское училище. Основные работы А.И. Дмитриева

На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

À PROPOS

Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

Борис Кириков.

Фотография Юрия Молодковца

2017-2020 гг - Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны
Российской Федерации:
реставрация фасадов и кровли здания 1910 года постройки (выполнены все виды работ
по реставрации фасадов, кровли, штукатурки, лепнины, ковки); восстановление декоративных наверших водосточных и дымовых труб из меди.

Это здание вот уже второе столетие подряд считают петербургским символом просвещения и образования. В начале прошлого века здесь базировалось ремесленное училище, после революции — общеобразовательная школа, а уже с 1944 г. и до сегодняшнего дня — знаменитое Нахимовское военно-морское училище.

Бывший Городской училищный дом имени Петра Великого, а ныне Нахимовское военно-морское училище, возведенный петербургским архитектором Александром Ивановичем Дмитриевым, является одним из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства начала ХХ столетия.

Мысль о возведении «народного школьного дома» возникла в 1902 г., когда велись подготовительные работы к празднованию юбилея столицы Российской империи. Программа предусматривала строительство крупнейшего в столице учебно-просветительского комплекса для детей и юношества. В основной части здания следовало разместить 12 классов начального училища, городскую бесплатную читальню, зал и другие помещения. В отдельном корпусе — ремесленные училища с классами и мастерскими. Комиссия по образованию Городской думы задумала эту постройку как своеобразный памятник основателю Санкт-Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа». И далеко не случайным было в этой связи место, где мыслилось построить Училищный дом, — вблизи Домика Петра I.

Здание находится в одном из живописнейших уголков Санкт-Петербурга, на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, где от реки Невы берет свое начало Большая Невка. Его крупные живописные объемы, отсылающие к эпохе петербургского барокко, чрезвычайно органично вписались в панораму невских берегов, став интересным и мощным акцентом, доминирующим на всем протяжении Петроградской набережной. Силуэт фигурных крыш с легким шпилем-мачтой, пластическое решение бело-голубых фасадов, скульптурное убранство создают яркий и запоминающийся образ.

Обращение к барокко, ориентация на конкретный исторический контекст, безусловно, не были случайными, большую роль играли как сложившиеся традиции необарочного строительства в Петербурге, так и художественная атмосфера начала века, проникнутая тягой к изучению истории и культуры родного края. В эти же годы было возрождено объединение <<Мир искусства », в котором видную роль играли художники Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский. Училищный дом предоставлял «мирискусникам» возможность хотя бы частично провести в жизнь свои творческие установки: историзм, просветительство, декоративность.

Лепной барельеф бронзовым бюстом Петра 1

Пластический декор Училищного дома создан по эскизам А.Н. Бенуа скульптором В.В. Кузнецовым. Крупномасштабный рельеф в тимпане лучкового фронтона включает в себя огромный картуш с монограммой Петра I и фигуры обнаженных юношей-атлетов, держащих свисающую львиную шкуру, на которой помещен циферблат часов (часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер»). Смысловой центр — бронзовый бюст Петра I в фигурной нише третьего этажа, заключенной в пышное рокайльное обрамление с фигурками путти. Бюст отлит в мастерской В.З. Гаврилова.

К 240-летию Петра I, 30 мая 1912 г. Училищный дом был освящен. Столичная пресса весьма справедливо называла новое здание «дворцом Петра I», <<домом-дворцом», «чудом строительства ». Высокую оценку давали ему и специалисты. Училищный дом А.И. Дмитриева действительно стал самым значительным и примечательным сооружением среди школьных зданий Петербурга начала века.

После революции 1917 г. в здании Городского училищного дома имени Петра Великого размещались Городской лазарет № 237 для психически больных солдат (по ситуации на 1918 г.), а затем 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера).

С 1944 г. в этом здании разместилось Нахимовское военно-морское училище (НВМУ). По устным свидетельствам, архитектор А.И. Дмитриев сам предложил выбрать для нового учебного заведения здание бывшего Городского училищного дома. «И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», — признавал создатель великолепного памятника архитектуры начала ХХ века.

Сегодня здесь проходят масштабные ремонтно-реставрационные работы, целью которых является сохранение объекта культурного наследия, а также приспособление исторического здания для современного использования как учебного и административного корпуса Нахимовского училища. В здании предусмотрено размещение кабинетов администрации, преподавателей дополнительного образования, актового зала для проведения торжественных мероприятий и музея.

Начальный этап реставрационно-ремонтных работ подразумевает комплексное восстановление фасадного ансамбля здания с воссозданием всех утраченных элементов. Целью ставится как можно точнее повторить авторский замысел архитектора А.И. Дмитриева. Предварительно специалистами компании ООО «Деметра» была проведена большая изыскательская работа в архивных и музейных фондах города. Благодаря сохранившимся историческим чертежам, планам, графическим, живописным и фотографическим изображениям облик бывшего Училищного дома на момент его открытия в 1912 г. весьма ясен.

Дубовое дверное заполнение полусветлое, арочное. Многослойность и загрязнение лепной композиции десюдепорта

При проведении натурного обследования основное внимание было уделено определению степени сохранности материалов отделки, оценке их технического состояния, наличию дефектов и, по возможности, выявлению причин их появления. Кирпичное здание имеет п-образную планировку, состоящую из пяти корпусов разной этажности, соединенных между собой. Окраска штукатурного слоя стен сильно загрязнена, определяются трещины и шелушение поверхности, связанные, в первую очередь, с неоднородностью штукатурных слоев и необоснованностью применения шпатлевочных слоев значительной толщины. Отсутствие необходимых расчисток в ходе предыдущих реставрационных работ привело к увеличению толщины штукатурной отделки и нарушению пластики фасада. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы удалить все позднейшие штукатурные и шпатлевочные слои до твердой основы. В некоторых местах потребовалось восстановление целостности кирпичной кладки специально изготовленным кирпичом исторического размера и фактуры.

Общий вид горельефа главного фасада

В декоративном оформлении фасадов использован лепной декор: картуш, обрамляющий бронзовый бюст Петра I, обрамление циферблата часов, модульоны, капители колонн, горельеф и скульптурные композиции на южном фасаде. При проведении обследования был выявлен ряд проблем: декор сильно загрязнен, многослойно окрашен, наблюдаются разрушения, местами с обнажением металлоарматуры. Из-за дефектов основания (трещин в кирпичной кладке) бронзовый бюст Петра I имеет некоторое отклонение в сторону. Циферблат часов, покрытый керамическими изразцами, имеет трещины и загрязнения. Сейчас проходят работы по реставрации пластического убранства фасадов: расчистка от загрязнений и покрасок, удаление деструктированных и укрепление ослабленных фрагментов. Если восполнение мелких утрат ведется методом домастиковки на месте, то крупные детали будут отливаться в мастерской по моделям, изготовленным по сохранившимся образцам. В этой работе реставраторам приходится не только соответствовать уровню профессионализма предшественников, но и иметь дело с редким разнообразием материалов отделки и техник ее изготовления.

Также идут работы по реставрации и воссозданию металлодекора фасадов и кровли. Кровля здания имела не только сложную конфигурацию, но и была богато декорирована башенками, аттиками, фронтонами и слуховыми окнами различной формы. Печные трубы здания были украшены живописными дымниками, которые, к сожалению, не сохранились. Помимо металлодекора наверший дымовых труб, кровля здания была богато украшена декоративными колпаками на воронках водосточных труб. Они также утрачены. Все эти исторические фрагменты будут воссозданы по иконографическим материалам и аналогам, сохранившимся на объекте. Также будут отреставрированы и восстановлены решетки окон цокольного этажа, металлические ограждения балконов, кованые флагодержатели, а кровлю заменят на медную.

За долгий период эксплуатации многое из наружной отделки здания было либо повреждено, либо безвозвратно утрачено. Так, в советское время двери дворовых фасадов разделили печальную судьбу многих дверей Петербурга, их самовольно заменили на новые. Сохранившиеся двери лицевых фасадов нуждаются в серьезной реставрации с восстановлением резного декора. Будет произведен демонтаж всех оконных проемов с восстановлением исторической расстекловки по иконографическим материалам.

На восточном и южном фасадах сохранились известняковые плиты входов в здание, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Утраченные известняковые ступени будут восполнены в оригинальном материале того же месторождения, в тех же размерах, с воссозданием их подлинного исторического рисунка.

Проектом реставрации предусматривается устройство козырьков над входами дворовых фасадов по историческим аналогам, реставрация металлических и кирпичных оград, восстановление утраченной люстры-фонаря в арочном проезде.

Здание Нахимовского военно- морского училища неотъемлемая часть исторического облика Санкт-Петербурга. Проводимые специалистами компании ООО «Деметра» реставрационные работы нацелены на то, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать подлинность архитектурного решения одного из самых красивых учебных заведений.

По случаю 200-летия Петербурга, в городе была создана специальная юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты. Рассматривая различные идеи, комиссия остановила свой выбор на строительстве Училищного дома имени Петра Великого. Для постройки был выбран участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I. На территории в 1800 кв. саженей планировалось возведение целого комплекса учебных домов.

Однако 16 апреля 1903 года Городская дума отказывает комиссии в отведенном месте из-за слишком высокой стоимости участка (220 рублей за кв. сажень – очень большая сумма для того времени). Было предложено другое место для училищного дома – на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской. Тем не менее, 12 мая Дума все же согласилась предоставить участок на территории Пенькового буяна. По решению городской Думы в дни юбилейных торжеств должно было быть произведено освещение на этом месте. В день 200-летия Санкт-Петербурга были торжественно открыты Троицкий мост и одетая в гранит Петровская набережная. На следующий день состоялась торжественная закладка Училищного дома, на которой присутствовало множество важных гостей, например, мэры французский городов, бургомистры Берлина, Мюнхена, Данцига и Кенигсберга, глава Софии, мэр Бухареста и др.

После празднований 200-летия города был проведен конкурс на строительство Училищного дома. По плану в главном здании должны были располагаться двенадцать классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища и городская бесплатная читальня.

Кроме того, предусматривалось отдельное здание для мужского и женского ремесленного училища по 150 человек. Крупный учебный комплекс должен был стать и училищем и памятником одновременно. В конкурсе проектов, который состоялся в 1905 году, участвовало всего три архитектора: А.И. Дмитриев, А.Л. Лишневский и Н.А. Виташевский. Жюри был выбран проект Александра Ивановича Дмитриева. Под строительство Училищного дома был отдан участок на берегу Большой Невки.

Окончательный проект дома был утвержден Городской Думой только 10 октября 1908 года. Вторую торжественную закладку здания «привязали» уже к другой дате – к 200-летию победы в Полтавской битве. Строительство училищного дома было закончено осенью 1910 года. В работе над проектом Дмитриеву помогал архитектор А.Е. Белогруд, известный по постройке «дома с башнями» на площади Льва Толстого. Занятия в Училищном доме начались уже в ноябре 1910 года. В 1912 году здесь также открылись ремесленные училища. В классах Учебного дома учился будущий известный политический деятель Советского союза А.Н. Косыгин. В 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу. Его воспитанники проходят практику на находящемся рядом крейсере-памятнике «Аврора».

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.