«Музыка как средство всестороннего развития ребёнка». Значение музыкального воспитания для всестороннего развития личности Музыкальные примеры всестороннего развития ребенка


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

«Только музыка имеет силу формировать характер…При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.» сквозь века верна истина древнегреческого философа и ученого, ученика Платона и учителя Александра Македонского – Аристотеля. Музыка — относится к одному из самых действенных и богатейших средств эстетического воспитания, воспитывает вкус, формирует чувства. Музыка обладает невероятной созидательной силой эмоционального воздействия, все, что неподвластно слову, не находит в нем своего выражения — находит отражение в музыки. Давно подмечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность не только к звучанию природы, но и развивает умение ассоциировать различные явления окружающего мира.

Важно! Детство – период, когда ребенок особенно сильно привязан к дому, семье и те ценности, которые признают его родители – становятся важнейшими и в его жизни. Что значит, прежде всего, мы сами должны быть заинтересованы во всестороннем развитии ребенка, и в том числе музыкальных его задатков. Необходимо развивать, формировать у ребенка культуру восприятия музыки, творческую активность и эмоциональную отзывчивость. Именно дошкольный период является наиболее сензитивным, и если не заниматься развитием, то природные задатки останутся так и нереализованными.

Как развить музыкальные способности?

Для решения поставленной задачи, от нас родителей не так уж и много требуется – всего лишь помочь развиться врождённому умению малыша слушать и слышать, используя для этого всевозможные методики и развивающие программы.

1. Методика Железновых. Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Зародилась она в начале 90-х годов прошлого столетия. Первоочередной ее целью было выявить и развить музыкальные способности детей 3-5 лет, с дальнейшей подготовкой в музыкальные школы. Организовывались занятия, на которых ребята пели и одновременно играли по нотам на клавишных инструментах. И тогда-то возникла острая потребность в тематических материалах, по которым можно было бы, проводить занятия с детьми более раннего возраста. Железновы – Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием и его дочь Екатерина Сергеевна – по специальности дирижер, музыкальный руководитель тогда – то и стали сами сочинять игровые веселые песенки, разрабатывать музыкальные упражнения, в результате чего родилась известная нам всем и по сей день методика « ».

2. Игра на развитие слуха — «Угадай, что звучит». Для этой игры вам понадобятся используемые в быту предметы, такие как: тарелка, кастрюлька, фарфоровая чашка и даже обычный стакан. Приготовьте обычный карандаш. Ну все, можно приступать! Возьмите карандаш за самый кончик – важно не заглушить звук, и постучите по каждому предмету по очереди, а малыш пусть наблюдает. Далее попросите ребенка отвернуться, и постучите по любому предмету из вышеперечисленных: «а ну-ка, угадай-ка, что звучит!».

3. Используйте периодически творческие задания типа тестов креативности Торренса. – выступает как один из показателей одаренности, она может характеризовать личность в целом или ее отдельные возможности. Поль Торренс занялся исследованием креативности в 1958 году, креативность им определялась как процесс появления чувственности к дефициту знаний – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающий в ситуации неопределенности. Рассмотрение креативности как процесса, дает возможность выявить не только способности к творчеству, но и условия, стимулирующие этот процесс.

Тест 1. Нарисуйте картинку. В качестве основы рисунка берется овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Задание – дать название своему рисунку.

Тест 2. Дорисуйте незаконченные фигуры и дайте каждому рисунку название .

Тест нацелен выявить самый важный показатель креативности – оригинальность, которая определяет степень творческого мышления тестируемого. А далее постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями – для ребенка очень важно иметь друга того же возраста и пола, имеющего не только схожие интересы, но и несомненно способности.

4. Записывайте выступления малыша на аудио — или видео. Поддерживайте его, хвалите, поощряйте.

5. Делитесь с малышом разнообразными сведениями о музыке, тем самым вы обогатите его словарный запас образными словами и выражениями, которые характеризуют чувства. Но занимаясь музыкальным воспитанием, «не забрасывайте» и общее развитие.

6. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у детей огромный интерес. А знаете ли вы что, инициатором данного вида обучения был – Николай Афанасьевич Метлов — педагог, музыкальный деятель, один из основоположников дошкольного музыкального воспитания в нашей стране. Он разработал методику слушания музыки. Им же была проведена работа, по отбору высокохудожественных инструментальных и вокальных произведений выдающихся композиторов прошлого. Это он сделал акцент на том, что необходимо привлекать детей к восприятию выразительности тембра каждого инструмента, твердо настаивая, что со временем у ребенка выработается музыкальная отзывчивость. А я приглашаю вас на веселые нотки (онлайн видео), где юные музыканты овладевают навыками игры на металлофоне и мелодике, ложках и маракасах, синтезаторе и треугольнике, узнают основы нотной грамоты и создают маленький оркестр.

Программа музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной

Цель программы — развитие у ребенка общей музыкальности, путем его музыкальной деятельности. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности:

  1. восприятие музыки
  2. исполнительство
  3. творчество
  4. музыкально – образовательная деятельность.

Непременно с включением элементов песенного, игрового и танцевального творчества.

Репертуар программы Н.А.Ветлугиной подобран на произведениях классиков. Данная методика предполагает также обучение детей пению по нотам.

Музыкально–дидактические игры

Требование к играм – важно ее интересное и красочное оформление. Вырежьте яркие, забавные кружочки — ноты, и пропойте их с малышом все до одной.

Затем организуйте игру «Музыкальный магазин» : ребенок — продавец, и его основная задача: продавая покупателю диск, воспроизвести мелодию своим голосом. От его попадания зависит, купят диск или же попросят другой. Цель игры – отработать чистоту звука и передачу оттенков исполнения. Такие игры очень увлекают детей, а вы играючи раскрываете таланты малыша.

Игра «Где мои детки?» — разовьет умение различать звуки, разные по высоте. Детки с удовольствием ответят тоненьким голоском маме – кошечке, птичке или же уточке. При этом обязательно сочетайте музыкально – дидактические игры с элементами танцевальных движений.

Воспитывайте настоящего, чувственного, мыслящего Человека! Желаю вам удачи!

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой.

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства во всестороннем воспитании детей и развитии их музыкального творчества имеют работы ученых-психологов, педагогов, ведущих специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (, Е. Алмазов, А. Карасев, Т. Ломова, Карл Орф, и др.).

Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

В науке давно выведена закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства его жизни. Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Результаты ряда исследований показывают, что гармонические созвучия и повторения знакомых музыкальных фраз замедляют пульс, делают дыхание глубоким и равномерным. Диссонансы же, требующие напряженного вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Итальянские ученые отметили терапевтический эффект музыки, в первую очередь - классической, особенно произведений Моцарта. Отмечается влияние музыки и на работу мышц. Мышечная активность усиливается, если началу работы предшествуют звуковые впечатления.


Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка . Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности JI. C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование у них элементов музыкальной культуры.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления. Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера, воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; двух-трех - частная форма и т. д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т. д.), т. е. обогащаются их представления о музыке разного характера. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру.

Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.

Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.

На музыкальных занятиях закладываются и основы познания культуры народа. Именно через музыкальное воспитание все, без исключения, дети могут приобщиться к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по направлениям».


Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве - народном и профессиональном; у современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен, о музыке народной и классической.

Основа формирования музыкальной культуры детей - это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Доступность содержания музыки понимается не только как использование близких детям программно-изобразительных средств и образов (природа, сказка, образы животных и т. д.), но прежде всего - как соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент в том или ином возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки родного края, дать возможность ее прочувствовать

Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает у них интерес к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорные украинские и белорусские пляски, поют литовские песни и т. д. Хороводы, игры, песни, пляски а также нарядные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.

Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Одним из главных достоинств музыкального воспитания является возможность формирования в процессе его осуществления творческого потенциала личности.

JI. C. Выготский писал: «... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки». Ядром музыкальной культуры дошкольника и младшего школьника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (). Творческий характер носит не только сочинение и исполнение музыки, но и ее восприятие.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности. «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека - не только воображение и чувство, что представляется само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» ().

Огромные возможности таят в себе народные песни и танцы - своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Они раскрывают широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой затем в школе истории человеческого общества. Во много крат умножает эти возможности композиторское творчество прошлого и настоящего, отечественное и зарубежное. Музыка выступает здесь как средство не только познания, но и превращения любого логического факта (в том числе любого факта истории) в факт эмоционально-одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже проникающий в сознание.

Тесная связь возникает при этом между музыкой и всеми другими видами искусства, прежде всего литературой. Задача эстетического воспитания сплетается здесь с задачами гуманитарного, в первую очередь исторического, образования.

Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями , обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т. д. Так, например, в песне «А я по воду ходила...» поется о труде девушки, а в песне «Голубые санки» - о дружбе мальчика Вани и девочки Марины, которые быстро едут с горы на санках, сделанных старым дедушкой для маленького Вани. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. С поразительной быстротой дошкольники овладевают музыкальным наследием русского народа, что проявляется как в познавательном, так и в эмоциональном их развитии. Ведь искусство выражает все стремления и порывы человеческой души. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т. е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания. Кроме того, создание атрибутов, декораций, подготовка красочных материалов к занятию, к спектаклю, к игре и уборка своего рабочего места требуют трудовых усилий. «Без применения трудового усилия ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим» ().

Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Физиолог подчеркивал эту особенность влияния музыки неоднократно. Выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность, вызывать или ослаблять возбуждение. Полученные им физиологические данные помогают обосновать роль музыки в физическом и всестороннем воспитании ребенка. , изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Известно исследование итальянских медиков о том, что музыка оказывает терапевтический эффект, особенно классическая музыка Моцарта и Баха.

Слишком громкая, высокочастотная музыка вызывает негативные реакции («Легко ли быть молодым?..») (). Музыка «заводит», возбуждает молодых людей до такой степени, что они становятся невменяемыми.

Вместе с тем, музыкой можно регулировать процессы возбуждения и торможения. Недаром испокон веков, укладывая ребенка спать, ему напевают колыбельную песню, тихую, спокойную, ласковую. Поэтому, если ребенок возбудился, ему можно спеть нежную, ласковую, успокаивающую колыбельную, если ребенок грустный, достаточно спеть веселую песенку или сыграть плясовую - он улыбнется.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности.

Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и физического развития (движения под музыку). Ритмические движения разнообразны: ходьба, бег, подскоки, гимнастические упражнения на развитие плечевого пояса, ног, корпуса и различные перестроения. Все эти движения, благодаря музыкальному сопровождению, приобретают ритмичность, четкость, пластичность. Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега, прыжков. Динамика, темп, ритм музыкального сопровождения побуждают детей изменять скорость движения. Специальное внимание уделяется мимике, пантомиме, выразительному жесту, позволяющим создавать пластические этюды. Особой и очень важной является задача, связанная с развитием ориентировки в пространстве, с перестроением под музыку. Дети учатся строить «цепочку», круг, осваивают движения в парах, в тройках, по четыре, змейкой, т. е. приобретают свободу движений в пространстве зала. Смена музыкальных частей, фраз организует смену направления, перестроение движений.

Пение также связано с физическим развитием ребенка. Оказывая влияние на формирование певческого голоса, пение, в свою очередь, активизирует функции голосового и дыхательного аппарата. Существует так называемая «певческая» установка: ребенку постоянно напоминают, что для пения надо сидеть прямо, не горбясь. Это очень существенно для выработки правильной осанки, а игра как ведущий вид деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило дети великолепно включаются в игру: «входят в образ», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе».

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Музыкальное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Для успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятию учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Для педагогов музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности детей: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением чувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.

Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это, в свою очередь, является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.

показал, что проявление музыкальных способностей индивидуально у каждого ребенка. У одних в силу природных задатков они ярко выражены, у других формируются и постепенно раскрываются в активной музыкальной деятельности. Таким образом, нельзя говорить об отсутствии музыкальных способностей у детей: их проявление во многом зависит от воспитания и обучения, стимулирующего положительные эмоции и интерес.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку, прежде всего классические и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, интересно рассказывать о ней.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание музыкального произведения. Причем об элементах прекрасного в музыке педагог должен рассказывать в эмоциональной, выразительной форме. Если музыкальный педагог проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность произведения, то эмоции детей не будут затронуты: они будут спокойно слушать, не проявляя особого интереса к песне, танцу, игре, хороводу. Для закрепления эстетических чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Например, при слушании песни на тему «Осень» хорошо использовать стихотворение об осени, прослушать пьесы «Времена года».

Музыкальная деятельность содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид музыкальной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое, специфическое воздействие на ребенка. Слушание музыки влияет на развитие чувств, учит видеть красоту.

Заботясь о развитии у ребят музыкальных способностей, педагог должен знать, какие моменты являются первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к музыке, пению, танцу и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии музыкального произведения, которое вызовет у него потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это музыкальными средствами.

Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность - желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней (). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.

В отечественной системе воспитания на каждом возрастном этапе проектируется цель всестороннего и гармонического развития личности. При этом необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее соответствующие данному возрасту детей.

Взаимосвязь изобразительного, музыкального и литературного искусства увеличивает радость детей. Выступления в красиво своими же руками или с помощью родителей и педагогов оформленных костюмах, под музыку, с выразительным чтением слов героя сказки, инсценировки, выполнения движений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т. д. - все это усиливает эмоциональный настрой, интерес детей, развивает их эстетические чувства, эстетическую оценку, творческую активность. Обучение приобретает развивающий характер и подготавливает детей к дальнейшим занятиям и музыкальной деятельности в школе. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий важное значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.

Учитывая огромное значение музыки, в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения широко используются разные виды музыкальной деятельности.

Одним из видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, хороводы, игру на детских инструментах. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство: пение, музыкально-ритмические движения, упражнения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, что предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Во всех видах музыкальной деятельности можно выделить деятельность музыкально-образовательного и творческого характера.

Детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность направлена на усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Следовательно, постепенно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Введение

Роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Значение музыкального воспитания для всестороннего развития личности

Задачи музыкального воспитания

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность одна из центральных составляющих эстетического воспитания играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста с другой.

Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Эмоциональная отзывчивость на музыку -- одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции. Прием подбора ритмической, тембровой и мелодической характеристики для сказочных персонажей, а затем перенос этого приема для эмоциональных характеристик друг друга успешно служат развитию воображения детей.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

Музыкальное воспитание -- уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование у них элементов музыкальной культуры.

Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления. Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; двух-трех- частная форма и т.д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащаются их представления о музыке разного характера. Слушая музыку, ребенок ее анализирует (мысленно), относит к определенному жанру. Исполнение мелодии песни также строится на процессах анализа, сравнения того, что получается, с замыслом композитора, уподобления звуков голоса музыкальному материалу.

Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.

Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.

Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает у них интерес к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорные украинские и белорусские пляски, поют литовские песни и т.д. Хороводы, игры, песни, пляски а также нарядные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.

Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Одним из главных достоинств музыкального воспитания является возможность формирования в процессе его осуществления творческого потенциала личности.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песне «А я по воду ходила...» поется о труде девушки, а в песне «Голубые санки» -- о дружбе мальчика Вани и девочки Марины, которые быстро едут с горы на санках, сделанных старым дедушкой для маленького Вани. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. С поразительной быстротой дошкольники овладевают музыкальным наследием русского народа, что проявляется как в познавательном, так и в эмоциональном их развитии. Ведь искусство выражает все стремления и порывы человеческой души. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого

В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания. Кроме того, создание атрибутов, декораций, подготовка красочных материалов к занятию, к спектаклю, к игре и уборка своего рабочего места требуют трудовых усилий.

Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании.

Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и физического развития (движения под музыку). Ритмические движения разнообразны: ходьба, бег, подскоки, гимнастические упражнения на развитие плечевого пояса, ног, корпуса и различные перестроения. Все эти движения, благодаря музыкальному сопровождению, приобретают ритмичность, четкость, пластичность. Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега, прыжков. Динамика, темп, ритм музыкального сопровождения побуждают детей изменять скорость движения. Специальное внимание уделяется мимике, пантомиме, выразительному жесту, позволяющим создавать пластические этюды. Особой и очень важной является задача, связанная с развитием ориентировки в пространстве, с перестроением под музыку. Дети учатся строить «цепочку», круг, осваивают движения в парах, в тройках, по четыре, змейкой, т.е. приобретают свободу движений в пространстве зала. Смена музыкальных частей, фраз организует смену направления, перестроение движений.

Пение также связано с физическим развитием ребенка. Оказывая влияние на формирование певческого голоса, пение, в свою очередь, активизирует функции голосового и дыхательного аппарата. Существует так называемая «певческая» установка: ребенку постоянно напоминают, что для пения надо сидеть прямо, не горбясь. Это очень существенно для выработки правильной осанки, а игра как ведущий вид деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило дети великолепно включаются в игру: «входят в образ», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе».

Устанавливаются также связи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием.

Для всестороннего развития особо важно формирование личности в эстетическом и идейно-нравственном направлении, творчески активной, музыкально культурной.

Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания, так как она по своему характеру является художественно-эстетической деятельностью. Важно у детей воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности.

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Музыкальное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Для успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятию учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.

Чтобы решать задачи музыкального воспитания, педагогу необходимо знать всю систему музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это способствует видению перспективы их музыкального развития на протяжении всех лет обучения, установлению взаимосвязей между различными видами деятельности на занятиях и уроках музыки, умелому отбору музыкального материала для последовательного решения развивающих задач.

Развитие музыкальных способностей детей осуществляется в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Рассмотрим это на примере развития чувства ритма. Так, на первых музыкальных занятиях у ребенка формируются общие представления о жанре марша. Одновременно у них активизируется ощущение равномерной пульсации метрических долей, например во время маршировки или исполнения аккомпанемента к маршу на простейших ритмических инструментах.

Кроме того, у детей формируются представления о характерной особенности маршевой музыки -- ее остром, пунктирном ритме. Почувствовать его позволяет выразительное исполнение, например с использованием ритмических инструментов во вступлении. Игра на простейших музыкальных инструментах активизирует чувство ритма и способствует осознанию ритма как важного средства музыкальной выразительности маршевой музыки. Представления о характерных ритмических мотивах маршевой музыки, чередование сильных и слабых долей целесообразно закрепить на следующих этапах, например при сообщении ребятам знаний о простейших музыкальных формах.

Следующий этап в развитии ритмического чувства у ребят связан с различением долгих и коротких звуков, знакомством с двумя ритмическими единицами: четвертью и восьмой. Далее ребята осваивают простейшие ритмические мотивы, формулы, которые лежат в основе музыкального материала, хорошо знакомого им по занятиям музыки.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку, прежде всего классические и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, интересно рассказывать о ней.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание музыкального произведения. Причем об элементах прекрасного в музыке педагог должен рассказывать в эмоциональной, выразительной форме. Если музыкальный педагог проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность произведения, то эмоции детей не будут затронуты: они будут спокойно слушать, не проявляя особого интереса к песне, танцу, игре, хороводу. Для закрепления эстетических чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Например, при слушании песни на тему «Осень» хорошо использовать стихотворение об осени, прослушать пьесы П.И. Чайковского «Времена года».

Музыкальная деятельность содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид музыкальной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое, специфическое воздействие на ребенка. Слушание музыки влияет на развитие чувств, учит видеть красоту.

музыкальное воспитание дошкольник личность

Гармоничное развитие.нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное музыкальное воспитание детей.

Музыка - средство эстетического воспитания ребенка. Эстетическое воспитание напрвлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,чувствовать и понимать прекрасное,замечать хорошее и плохое,творчески самостоятельно действовать,приобщаясь к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.При слушании музыкальных произведений ребенок учится сопереживать,проявлять эмоциональное отношение,понимать музыкальный образ. Музыка волнует юного слушателя,знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Музыка средство фрмирования морального облика ребенка. Воздействие музыки подчас бывает сильнее,чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образного содержания, мы побуждаем к сопереживанию. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередованте различных заданий, видов деятельности (пения. слушания музыки. игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции,организованности, проявления волевых усилий.

Музыка- средство активизации умственных способностей ребенка. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как прослушал музукальное произведение, ребенок делает первые обощения и сравнения.Зти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.

Музыка имеет познавательное значение. в ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.

Музыка- средство физического воспитания. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи- логопеды используют пение при лечении заикания). Првильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Занятия ритмикой улучшают осанку ребенка, координацию. Игра на иузыкальных инструментах способтвует выработке чувства ритма,сплачивает детей, учит сопереживанию.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.


бажанова софья николаевна
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.