Методика обследования фонетических процессов детей. Исследование фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследование фонематического восприятия

Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:

1 Фонематическое восприятие:

Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

  1. повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
  2. повторение серий слогов;

Дифференциация фонем на основе слухового восприятия;

Дифференциация фонем по представлению (6-7лет).

2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:

Выделение ударного гласного в начале слова;

Выделение звука из слова;

Определение первого, последнего звука в слове;

Способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):

  1. определение последовательности и количества звуков в слове
  2. составление слова из последовательно названных звуков;

3 Фонематические представления (6-7лет):

Нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

Подбор слов с заданным звуком.

Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:

  1. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной . Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
  2. Н. И. Дьякова . Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
  3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
  4. Г. А. Волкова Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).

Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.

Задание 1. «Поймай звук» - выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].

Материал: ряд звуков

ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.

Инструкция:

б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] - выделение звука из ряда слогов.

Материал: ряд слогов

ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.

Инструкция:

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] - выделение звука из ряда слов.

Материал: ряд слов

шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.

Критерии оценки:

1) Правильное выделение звука в ряду звуков - 1балл.

2) Правильное выделение звука в ряду слогов - 1 балл.

3) Правильное выделение звука в ряду слов - 1 балл.

4) Ошибки при выполнении данного подпункта - 0 баллов.

Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 2. «Слушай и показывай» - узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.

Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).

Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.

Критерии оценки:

1) Правильное выполнение всего задания - 1балл.

2) Не более 3 ошибок - 0,5 балла.

3) Более 3 ошибок - 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 3. «Повтори за мной» - выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.

Инструкция: послушай. Повтори так же.

Материал: серии слогов

на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.

Критерии оценки:
1) Правильное повторение всех рядов - 1 балл.

2) Частичное выполнение задания - 0.5 балла.

3) Ошибки при повторении всех рядов - 0 баллов.

Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 4. «Внимательные ушки» - выявление особенностей сформированности фонематического восприятия

Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Критерии оценки:

2) Ошибки при показе одной – двух картинок - 0,5 балла.

3) Ошибки при показе более двух картинок - 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

Задание 5. «Найди ошибку» - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.

Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

  1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
  2. У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
  3. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
  4. На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
  5. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
  6. На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

Критерии оценки:

1) Правильное определение всех текстов с ошибками - 1 балл.

2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками - 0,5 балла.

Задание 6. «Разложи картинки по группам» - дифференциация фонем по представлению.

Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).

Материал - предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.

Оценка результатов:

1) Правильное выполнение всех заданий - 1 балл.

2) Одна - две ошибки - 0,5 балла.

3) Другие варианты - 0 баллов.


Виктория Кубракова
Обследование фонематического восприятия речи

Обследование фонематического восприятия речи

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов , составляющих понятие «фонематический слух » . Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка . Фонематический слух – слух , посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним .

Традиционно в логопедии термином «фонематический слух » обозначают фонематические процессы : фонематическое восприятие , фонематические представления , фонематический анализ и фонематический синтез .

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем , составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является важнейшим стимулом для формирования правильного произношения.

В данной работе я приведу пример фонематического обследования по методике разработанной Коноваленко В. В., Коноваленко В. С.

1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Инструкция : Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков :

Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих : акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.

Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

Инструкция : давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат : артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша - крыса, артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак, артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица) : крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка - кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах .

Инструкция : перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б) . Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов : собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Инструкция : сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук (д, ж, и т. д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Инструкция : давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т. д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка , в) правильное произношение.

После проведения обследования фонематической стороны речи логопед продолжает обследование и делает заключение , которое указывается в речевой карте.

Методика исследования

сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой (Лалаева Р.И., Прищепова И.В., 1999)

Структура методики

  • 1.1. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.2. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.3. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.4. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.5. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.6. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.7. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 2. Исследование фонематического восприятия.
  • 1. Особенности имитации слога с меняющимся ударением.
  • 1.1. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал - слоги:

ДА - да да - ДА

ро - РО Ро - ро

ЛУ - лу лу - ЛУ

Процедура и инструкция:

  • Оценка результатов :
  • 1.2. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал - слоги:

МА - да ма - ДА

ро - СО Ро - со

ГУ - лу гу - ЛУ

Процедура и инструкция , оценка результатов - см. п. 1.1.

1.3. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал - слоги:

та - ДА ТА - да,

ПО - бо по - БО

ку - ГУ КУ - гу

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

  • Оценка результатов :
  • - высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;
  • - уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;
  • - средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;
  • - уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;
  • - низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
  • 1.4 Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал : слоги:

Ва - су Ва - су

го - Сы Го - сы

ту - Ма Ту - ма

- см. п. 1.1.

1.5. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

ва ВА ва ВА ва ва ва ва ВА

ло ло ЛО ЛО ло ло ло ЛО ло,

ШУ шу шу шу ШУ шу шу шу ШУ

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.1.

1.6. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал: слоги:

га - ДА - са га - да - СА ГА - да - са,

РУ - ву - ку ру - ВУ - ку ру - ву - КУ

фа - ла - ЗА фа - ЛА - за ФА-ла-за

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.1.

1.7. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением

Материалом для исследования служили слоги:

ШУ - ла - гы шу - ЛА - гы шу - ла - ГЫ

мо - ФА - ры МО - фа - ры мо - фа - РЫ

ча - зу - ДО ча - ЗУ - до ЧА - зу - до

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.1.

2. Исследование фонематического восприятия

Речевой материал - картинки на слова-квазиомонимы: зовет-завод, выть-вить, мышка-мишка, мыло-Мила, ел-ель, лук-люк, Юля-юла, гал-ка-галька, угол-уголь, Лешка-ложка, сова-софа, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почка-бочка, пашня-башня, Паня-баня, пой-бой, топор-табор, порт-борт, тушь-душ, катушка-кадушка, уточ-ка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, тоска-доска, затор-задор, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, вышить-выжить, Саша-сажа, крушить-кружить, рама-яма, марка-майка, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, гроза-глаза, рукавица-луковица, прорыв-пролив, барон-баллон, корона-колонна, Марина-малина, жарит-жалит, усы-уши, мишка-миска, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, челка-шелка, читает-считает, дочь-дождь, плач-плащ, горячий-горящий, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, плачет-платит, телка-челка, катается-качается, светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-леш, чашки-шашки, нож-ночь, честь-шесть, печка-пешка, мочка-мошка.

Процедура и инструкция: Перед ребенком поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы. По указанию экспериментатора он показывает то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания испытуемый получает дополнительные вопросы.

  • Оценка результатов :
  • - высокий уровень - правильное, быстрое выполнение задания;
  • - уровень выше среднего - показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, указания экспериментатора приводят к исправлению выбора изображений;
  • - средний уровень - выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;
  • - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;
  • - низкий уровень - неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.

Методика исследования фонематических процессов у школьников

При разработке методики исследования фонематических процессов у школьников использованы материалы Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Пришеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой,

О.В. Елецкой и др. (Волкова Г.А., 1993, Чиркина Г.В., 2003, Лалае-ва Р.И., 2004, Прищепова И.В., Лалаева Р.И., 1999, Азова О.И., 2007, Елецкая О.В., 2005).

Структура методики

  • 1. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем).
  • 2.1. Выделение звука на фоне слова.
  • 2.2. Определение первого и последнего звуков в словах.
  • 2.3. Определение количества и последовательности звуков в слове.
  • 2.4. Определение места звука по отношению к другим звукам.
  • 2.5. Нахождение общего звука в словах.
  • 4.1. Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков.
  • 4.2. Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова).
  • 5.1. Выделение слога на фоне слова.
  • 5.2. Определение количества слогов в слове.
  • 5.2. Определение последовательности слогов в слове.
  • 5.4. Составление слов из слогов.
  • 6. Фонетический разбор слова.

1. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем) по признакам:

звонкие - глухие, твердые - мягкие, переднеязычные - заднеязычные, переднеязычные - среднеязычные, среднеязычные - заднеязычные, губные - переднеязычные, губно-губные - губно-зубные, переднеязычные смычные - переднеязычные щелевые, свистящие - шипящие, вибранты - смычно-проходные ротовые.

Цель : исследование владения слухо-произносительной дифференциацией и идентификацией фонем русского языка.

Оборудование: картинки на слова-квазиомонимы (Смирнова И.А., 2004).

Инструкция: «Покажи, пожалуйста, на какой картинке нарисована марка, а на какой майка и т.д.».

  • Оценка результатов :
    • 5 баллов - правильное, быстрое выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - показ картинок сопровождается 1-2 несистематическими ошибками (замены звуков), помощь исследователя приводит к исправлению ошибок;
    • 3 балла (средний уровень) - выраженные трудности в дифференциации одной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (замены звуков) в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;
    • 1 балл (низкий уровень) - неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.
    • 2. Исследование фонематического анализа.
    • 2.1 Выделение звука на фоне слова

Цель: определение уровня сформированное™ простого фонематического анализа.

Речевой материал - слова: окно, крыша, дом, люстра, щука, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.

Инструкция: «Подними карточку-сигнал, когда услышишь в слове звук...».

  • Оценка выполнения :
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (не различает на фоне слова той или иной фонемы, заменяет одни звуки другими), указание исследователя на них приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных, многосложные слова), выполнение требует активной помощи исследователя;
    • 2.2. Определение первого и последнего звуков в словах

Цель: определение уровня сформированное™ сложных форм фонематического анализа.

Речевой материал - слова: пар, крысы, пригорок, фонарь, ухо, тучи, белила, красивый, игры, сани, лужок, регулировщик.

Инструкция: «Я назову тебе слово, внимательно послушай и назови первый и последний звуки в этом слове».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 2.3. Определение количества и последовательности звуков в слове

Цель:

Речевой материал - слова: шуба, крыша, журавли, банкнота, ястреб, аквалангист, регулировщик, альбатрос.

Инструкция: «Я назову слово, внимательно послушай. Сколько в слове звуков? Назови их последовательность».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (пропуски, прибавления, перестановки, замены), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок (пропуски, прибавления, перестановки, замены) в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (пропуски, прибавления, перестановки, замены), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 2.4. Определение места звука по отношению к другим звукам

Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.

Речевой материал - слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник, плющ, клюква, контрабас.

Инструкция: «Какой по счету звук [ш] в слове «кошка»? Какой по счету звук [о] в слове «каток»? и т.д.».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (замены, перестановки), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (замены, перестановки), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 2.5. Нахождение общего звука в словах

Цель: исследование звукового анализа слова.

Речевой материал - слова: дом - сом - окна; ваза - зонт - зуб; лес - сад - осы, лиса - мир - кит; змея - яма - заяц; блюдо - изюм - брюква.

Инструкция: найди общий звук в словах.

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (замены, пропуски, добавления), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в наиболее сложных словах (с йотированными гласными, в словах со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (замены, пропуски, добавления), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 3. Исследование фонематического синтеза.

Цель: определение уровня сформированности фонематического синтеза.

Речевой материал - слова: ш-у-м, л-у-н-а, п-о-л-к-а, м-а-л-и-н-а, к-а-р-м-а-н, в-о-л-о-с-о-к, р-и-с-у-н-о-к, ш-л-ю-п-к-а, и-з-ю-м, у-х-в-а-т, а-н-г-и-н-а, с-и-т-о.

Инструкция: «Я сейчас произнесу тебе звуки, послушай внимательно. Соедини все звуки и скажи, какое слово получилось».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (добавления, пропуски, перестановки, замены), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных, многосложные слова), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (добавления, пропуски, перестановки, замены), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 4. Исследование фонематических представлений.
    • 4.1. Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков

Цель: определение уровня сформированности фонематических представлений.

Оборудование: карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7 и схемы слов с обозначением количества звуков.

Инструкция: «Подбери слово, состоящее из... звуков».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - безошибочное и быстрое выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (добавления, пропуски) исправляются самостоятельно или после подсказки исследователя;
    • 3 балла (средний уровень) - половина подобранных слов не соответствуют содержанию задания, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - ошибки (добавления, пропуски, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
    • 1 балл (низкий уровень) - все подобранные слова не соответствуют содержанию задания, задание не выполнено.
    • 4.2. Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова)

Цель : определение уровня сформированное™ фонематических представлений.

Инструкция: подбери слово, начинающееся на звук... (оканчивающееся на звук...).

  • Оценка выполнения :
    • 5 (высокий уровень) баллов - безошибочное и быстрое выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (замены, пропуски, добавления, перестановки) исправляются самостоятельно или после подсказки экспериментатора;
    • 3 балла (средний уровень) - половина подобранных слов не соответствуют содержанию задания;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - ошибки (пропуски, замены, добавления, перестановки) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
    • 1 балл (низкий уровень) - все подобранные слова не соответствуют содержанию задания.
    • 5. Исследование слогового анализа и синтеза.
    • 5.1. Выделение слога на фоне слова

Цель: определение уровня сформированное™ простого слогового анализа.

Речевой материал - слова с разным количеством слогов: корень, барсуки, стакан, сурок, косуля, трость, гимнаст, сучок, костюм, костюмер.

Инструкция : «Подними руку, когда услышишь в слове слог “СУ”».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - правильное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - неуверенность, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, 1-2 не замеченные самостоятельно ошибки (пропуски, добавления);
    • 3 балла (средний уровень) - 3 ошибки (пропуски, добавления);
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - более 3 ошибок (пропуски, добавления);
    • 5.2. Определение количества слогов в слове

Цель: определение уровня сформированное™ сложного количественного слогового анализа.

А) определение количества слогов в произнесенных экспериментатором словах:

Речевой материал - слова: лист, машина, луковица, фиалка, сороконожка, квадрат, корона, электричество, сковорода, гвоздь.

Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, сколько в нем слогов».

Б) определение количества слогов в словах при повторении их учеником.

Речевой материал - слова: компот, вермишель, сороконожка, тумба, сковорода, примчался, велосипедист, милиционер.

Инструкция: «Сейчас я назову слово, повтори его по слогам и назови, сколько в этом слове слогов».

  • Оценка выполнения :
    • 4 балла (уровень выше среднего) - для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов), темп работы - замедленный;
    • 5.3. Определение последовательности слогов в слове

Цель: определение уровня сформированное™ сложного позиционного слогового анализа.

Речевой материал - слова: магнитофон, страница, мышонок, велосипед, варежки, машина, гусеница.

Инструкция: «Внимательно послушай слово. Какой слог стоит перед слогом ни в слове “магнитофон”; после слога фет в слове “салфетка”? Назови 1-й слог в слове “машина”, 2-й слог в слове “варежки”, 3-й слог в слове “велосипед”. Назови по порядку слоги слова “страница”, “дрова”, “мышонок”, “вылетает”, “гусеница”».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - правильное и самостоятельное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - для определения позиции слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнении задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов), темп работы - замедленный;
    • 3 балла (средний уровень) - ошибки (пропуски, добавления, перестановки слогов) отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки в большинстве предложенных слов (пропуски, добавления, перестановки слогов), правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
    • 1 балл (низкий уровень) - задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.
    • 5.4. Составление слов из слогов

Цель: определение уровня сформированности слогового синтеза.

Речевой материал - слова: дож-дик, ко-тя-та, о-го-ро-ды, ос-та-нов-ка, ус-лы-ха-ли, биб-ли-о-граф, ко-ню-хи.

Инструкция: «Я произнесу по слогам слово. Соедини слоги и назови получившееся слово».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - правильное выполнение заданий;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - выполнение правильное, но в замедленном темпе и с использованием вспомогательных средств (про-го варивание, пересчет пальцев, хлопки в ладоши); отдельные ошибки (пропуски, добавления, перестановки) замечаются и самостоятельно исправляются;
    • 3 балла (средний уровень) - 2-4 ошибки (пропуски, добавления, перестановки), нарушена дифференциация таких понятий, как звук и слог;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - более 4 ошибок (пропуски, добавления, перестановки);
    • 1 балл (низкий уровень) - задание не выполняется.
    • 6. Фонетический разбор слова.

Цель: проверка усвоения теоретических знаний, умения определять характеристику звука в словах. Согласных - по твердости - мягкости, глухости-звонкости, парности - непарности, гласных - в качестве ударных или безударных.

Инструкция: Сделай фонетический разбор слов по плану:

План фонетического разбора слова:

  • разделить слово на слоги, поставить ударение;
  • дать характеристику гласного звука: ударный или безударный;
  • дать характеристику согласного звука: парный или непарный, твердый или мягкий, звонкий или глухой;
  • количество звуков и букв в слове.

Речевой материал: серые, кольцо, подъем, радуга, чародей, вооружение.

  • Оценка выполнения :
    • 5 (высокий уровень) баллов - правильное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки в 1-2 пунктах плана (неправильная характеристика звуков, неправильное количество звуков и букв). Самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя;
    • 3 балла (средний уровень) - единичные ошибки в 2-3 пунктах плана, самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - большое количество ошибок во всех пунктах плана, указание на них исследователя не приводит к самостоятельному исправлению их испытуемым;
    • 1 балл (низкий уровень) - задание не выполняется.

В настоящее время всё большее количество детей, поступающих в общеобразовательные школы, имеют речевые нарушения. Наличие пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, определяет низкий уровень усвоения учебного материала. Возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи приводят в младшем школьном возрасте к нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой.


у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи III уровня

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н. И. Жинкин (1958 г.), П. X. Швачкин (2000 г.), Л. Е. Журова (1963 г.) , Д. Б. Эльконин (1963 г.).

Особую значимость приобретает данная проблема в логопедии. Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г. А. Каше (1986 г.), Р. И. Лалаева (2004 г.), Л. Ф. Спирова (1997 г.), Т. Б. Филичева (1989 г.) и Г. В. Чиркина (2003 г.) и другие, вопрос рациональной и наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.

Дети с недоразвитием фонематических процессов, поступающие в школу, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. Дети с общим недоразвитием речи из-за недостаточного развития фонематических процессов, входят в группу риска по дислексии и дисграфии. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.

Все недостатки фонематических процессов важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дисграфия и дислексия. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.

Для того, чтобы не допустить описанных выше нарушений у детей с ОНР необходимо провести тщательную коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематических процессов. В данной работе были исследованы 9 участников с ОНР III уровня. Для определения степени нарушения фонематических процессов в работе были подобранны диагностические задания, предложенных Волковой Г. А., Дьяковой Н.И.., Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Лалаевой Р.И. и Иншаковой О.Б.

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к сложному.

Методика обследования поделена на три этапа:

I эта п: Обследование фонематического слуха.

II этап . Обследование фонематического восприятия.

III этап . Исследование фонематических представлений.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

На I этапе дети лучше всего справлялись с заданиями на исследования фонематического слуха, где надо было отраженно повторить за логопедом пары звуков, слоги и слова. У троих из девяти возникли сложности с выполнением задания. Самостоятельно они не справлялись, задание выполнялось правильно только с помощью логопеда, после подробного объяснения и выделения нужного звука.

II этап обследования был направлен на исследование фонематического восприятия. На этом этапе дети допустили больше всего ошибок.

Визуальная подсказка облегчала задание детям но, несмотря на это, дети допускали много ошибок. Причина ошибок проблемы со звуками в звукопроизношение.

На III этапе исследовалось фонематическое представление. К заданию в устной форме, прилагалась зрительная опора. Недоразвитие фонематических процессов и с бедный словарный запас отразились на результате выполнения задания.

После проведенного тщательного исследования можно сделать вывод, что развитие фонематических процессов, у большинства детей с ОНР, нарушено.

Полученные данные свидетельствуют о том, что ни один из диагностируемых дошкольников не достиг в выполнении задания высокого уровня. У трех человек низкий уровень развития фонематических процессов, они допускали много ошибок на протяжении всех этапов обследования. Они ошибались, были невнимательными, часто отвлекались, даже при помощи логопеда не могли выполнить заданий. Остальные шесть дошкольников допустили много ошибок на втором и третьем этапе, где необходимо было определить местоположения звука, последовательность звуков в слове.

В соответствии с результатами, полученными на обследовании, выделили и реализовали три этапа формирующей работы. Первый этап, был направлен на умение переключать слуховое внимание, определять направление звука, дифференцировать неречевые звуки. Для этого были использованы специальные задания и музыкально-игровые упражнения разработанные Железновой Е. С. и Железновым С. С., направленные на развитие внимания и памяти.

Занятия включали в себя подробное объяснение каждого упражнения, для того чтобы ребенок мог лучше усвоить данное занятие. Создание игровых ситуаций при выполнении упражнений вызывало интерес к занятиям, стимулировало активность детей. На первых порах у детей возникали трудности, связанные с точным выполнением заданий. Дошкольники были невнимательны, задание выполнялось неправильно. В этих случаях задание вновь объяснялось. Методические действия были направлены на контроль правильности выполнения каждого задания. В конце данного этапа у детей с общим недоразвитием речи развивались речевой слух, речевая активность,

внимание и память. Во время логопедической работы дети учились различать фонемы родного языка. Работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Например, игра «Хлопни», «Хлопни-Топни», где дети хлопали и топали на заданный звук. Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации согласных фонем.

В ходе занятий активно использовался метод беседы. Во время игр задавались вопросы, использовался наглядный материал, дети охотно отвечали. Выполнение заданий облегчала четкая постановка цели перед детьми. Частые ошибки допускались при различии слов, близких по своему звуковому составу, а так же при дифференцировании слога. В этих случаях повторялось задание, приводились примеры.

Второй этап был направлен на развитие фонематического восприятия. Дети развивали навыки звукового анализа и синтеза. Дети учились различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Научились объединять звуки в слоги, слоги в слова. Учились определять последовательность звуков в слове и количество слогов.

За основу коррекционного направления были взяты методики Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Ткаченко Т.А., Пожиленко Е.А.. Работа второго этапа начиналась с развития элементарной формы фонематического анализа. В ходе логопедической работы по развитию элементарных форм фонематического анализа учитывалось, что умение выделять звук зависит от следующих факторов:

  1. От характера звука (например: гласный ударный, гласный безударный, согласный щелевой или согласный взрывной и т.д.);
  2. От положения звука в слове (например: в начале, в середине, в конце слова);
  3. От степени сложности речевого материала и лингвистических факторов (частотность, ударность слога, слоговая структура слова, длина слова и т.д.);

Работа осуществлялось в следующей последовательности:

Развитие элементарной формы фонематического анализа:

  1. Выделение заданного звука в слове;
  2. Выделение первого звука в слове;
  3. Выделение последнего звука в слове
  4. Выделение звука в середине слова.

Развитие сложной формы фонематического анализа:

  1. Определение количества звуков в слове.
  2. Определение последовательности звуков в слове.

Развитие навыков фонематического синтеза осуществляется постепенно: в начале работы используются различные вспомогательные средства (графические схемы, слова, звуковые линейки, фишки). Составление схемы слова из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящего слова к заданной схеме. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых собирают «рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием.

По мере усвоения игровых упражнений задания усложняются. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

Конец второго этапа –это подготовка, к третьему, целью, которого является развитие фонематического представления. Для этого используется алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети сначала опираясь на образ буквы с экрана, а потом на слух воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседания, приседания. Благодаря этим упражнениям, дети плавно переходят к третьему этапу — это развитие фонематических представлений.

На этом этапе дети изображают буквы, после затем задания усложняются, логопед просит изобразить первую букву своего имени. Проводятся такие игры, как «Добавь звуки», «Подбери слова». Уже в процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), составление слов на заданный звук.

После проведенной формирующей работы, хочется отметить, что каждый этап коррекционно-логопедической работе важен, в формировании фонематических процессов. Каждый предыдущий этап является базовым для следующего. В случае не усвоения материала, на каком либо этапе, необходимо его повторить. Так как все этапы между собой тесно взаимосвязаны.

Игры на развитие фонематических процессов хорошо повлияли на динамику развития детей в целом. Однако не стоит забывать, что общие недоразвитие речи- это, нарушение формирования всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Поэтому предложенные игры можно включать в область таких занятий как, развитие грамматики, лексики или как физминутка на занятиях по коммуникации.

Презентация

Белова Наталия Юрьевна,
учитель-логопед МБДОУ №33,
г. Красногорск

Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОШ-интернат VIII вида, п.г.т. Уруссу, учитель-логопед Галяутдинова Зульфия

Тема:

I. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

6. Навыки элементарного звукового анализа.

Заключение

Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы.

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса;

З) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем,

6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.

№ п\п

Задание

Критерии оценки

Узнавание неречевых звуков

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

  1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

  1. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».
  2. Инструкция: «Скажи или покажи».

Что шумит?

Что гудит?

Кто смеется?

Что звучит?

Что шуршит?

Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при простукивание о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

  1. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко – тихо»
  2. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо»
  3. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

  1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».

Ребенка зовут по имени – 4 раза (каждый раз другой человек)

Произносят короткое (ау) – 4 раза (каждый раз другой человек).

  1. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

Кошка - котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

Свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

Коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

Корова - теленок му (низко) му (высоко)

Логопед раздает детям картинки с изображениями животных - взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

  1. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?»

Мяу (громко) - белый;

Мяу (тихо) - черный.

4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял».

Ав (низко) - собака;

Ав (высоко) - щенок.

5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

Кто спал на моей кровати? (низко)

Кто ел из моей миски? (средне)

Кто сидел на моем стуле? (высоко)

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;

баман, панан, банан, ваван, баван;

танки, фанки, шанки, танки, сянки;

витанин, митавин, фитамин, витамин;

бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;

птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;

квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение, дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы)

[п - б, п’- б’]: почка - бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил;

[т - д, т’ - д’]: тачка - дачка, тоска - доска, подушка - кадушка, тина - Дина;

[к - г, к’ - г’]: класс - глаз, кора - гора, калька - галька, кит - гид, крот - грот;

[ф - в]: Фаня - Ваня, сова - софа;

[л - в, л’ - в’]: лоск - воск, лодка - водка, ленок - венок;

[л - и, л’ - й]: галка - гайка, стол - стой, галька - гайка;

[р - л]: рожки - ложки;

[р - л]: роза - лоза, храм - хлам, репка - лепка, Марина - малина;

[с - з]: суп - зуб, сайка - зайка, росы - розы, коса - коза;

[с - ц]: свет - цвет, лиса - лица;

[ш - ж]: шар - жар, Луша - лужа;

[ч - щ]: челка - щелка, плач - плащ, дочь – дождь;

[ч - ш]: чурка - Шурка, кочка - кошка;

[ч - т’]: челка - телка, печка - Петька, речка - редька;

[с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж;

[с - ж]: сук - жук, сыр - жир, усы - уши;

[с - щ]: лес - лещ, плюс - плющ;

[с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь;

[з - ж]: роза - рожа, луза - лужа;

[м - м’]: Мишка - мышка;

[л - л’]: ел - ель, Юля - юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2. Словесно-контекстньий способ - объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях.

3. Смешанный способ - объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей

3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».

Тень - день, удочка - уточка, мышка - мишка, коса - коза, дочка - точка, щенок - сынок, рак - лак.

4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже»

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Дифференциации слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

на-на-на-па

ка-ка-га-ка

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

Примечание: 1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.

2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь».

Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Дифференциация фонем

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».

Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее.

У - поезд Т - молоток

А - ребенок В - ветер

И - птичка З - комар

М-корова Э-жук

2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков - [а, о, у, и, ы, а, э].

3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».

(Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].)

Логопед повторяет группу гласных звуков - [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м».

Логопед произносит группу согласных звуков - [н, п, м, т, к, м, н, к].

5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:

Ао, уа, аи,ио

Аиу, иао, уао, оиы

Аоуи, иоуа, иыоу, аоыу

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.

  1. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук»

Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]

[щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ];

[ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц];

[ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч];

[с]: [с, с’, ж, ц, с, ч];

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

  1. Навыки элементарного звукового анализа

Цель: Исследование умений и навыков выполнения

элементарного звукового анализа.

1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»:

а ау иоа

2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»:

мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»:

Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»:

а, ауи, иуа, ау.

5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».

Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.

6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».

Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.

тан- ро-

пау- ко-

вени- самоле-

7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:

аист Иван утка

арбуз Илья улитка

альбом иголка улица

8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:

малина волны капуста

молоко вафли кошка

10. Инструкция «Назови первый и последний звуки в слове»:

иголка избушка

улица осы

ослики антилопа

избушка

Примечание

1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу звукового состава слов.

2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Заключение.

1. Фонематический слух - это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6-месячного возраста до 1 г. 7 мес. в норме.

2. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими близкими.

3. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи.

4. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка.

5. Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения.

6. В ряде случаев нарушение фонематического слуха у детей со стертой дизартрией носит вторичный характер.

7. Нарушение моторики органов артикуляции отрицательно влияет на формирование фонематического слуха.

8. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.

9. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

10. Слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивном словаре. В случае необходимости проводят разные способы семантизации.

Литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.