Лет аллы духовой. Алла Духова: «Какие свидания? Мне и так хорошо! Любовь к танцам

Алла Духова — знаменитый в России и странах Прибалтики хореограф, чья творческая биография и личная жизнь стали настоящим примером для подражания. Эта выдающаяся женщина, не обладая деньгами и связями, смогла пробиться на вершину звездного Олимпа, став востребованным профессионалом, на которого ровняются тысячи начинающих танцоров.

Алла Владимировна Духова появилась на свет в семье педагогов в самом конце осени 29 ноября 1966 года. Местом ее рождения является далекое село Коса, расположенное в Пермской области. Однако так вышло, что родители долго в этом месте оставаться не стали, перебравшись в столицу Латвийской Советской Социалистической Республики город Ригу. Именно там прошли счастливые детские годы будущей танцовщицы.

Как и следовало ожидать, Алла росла ребёнком талантливым. Очень рано близкие заметили ее тягу к музыке, что и побудило их отдать девочку в Рижскую музыкальную школу. Именно там она впервые и увидела профессиональную хореографию. Неоднократно после окончания своих уроков Алла тайком пробиралась в класс и смотрела, как другие дети учатся танцевать. После, дома она повторяла запомнившиеся движение перед зеркалом. Тогда-то ее мама решила предоставить ребёнку право выбора, спросив, чем девочка действительно больше хочет заниматься: музыкой или танцами. Что тогда выбрала Алла мы все прекрасно знаем.

Поняв, что любимая дочь всерьёз увлеклась хореографией, мама отвела одиннадцатилетнюю Аллу в местный ансамбль «Ивушка», где девочка попала в руки прекрасных преподавателей. Именно с этого и начался ее большой путь к успеху. Педагоги хвалили технику Духовой, её целеустремленность и ярко выраженный талант, благодаря которому Алла быстро повышала свою категорию.

Новым витком в карьере будущей знаменитости стал цирк. Придя однажды в качестве зрителя на выступление, шестнадцатилетняя девушка поняла, что хочет выступать на цирковой арене. И что удивительно, ей быстро удалось добиться благосклонности руководства, после чего Алла Духова получила разрешение участвовать в одном из аттракционов и стала, хоть и ненадолго, полноправным членом труппы.

К сожалению, вскоре жизнь девушки круто изменилась. На одном из выступлений она сломала щиколотку, после чего врачами был наложен запрет на танцевальную деятельность.

Чтобы как-то прожить, девушка устроилась на завод, занимающийся производством мопедов, где работала ее мама. Однако мечты о танцах Алла выбросить из головы так и не смогла.

Балет «Тодес»

В молодости, как и сейчас, Алла Духова была очень амбициозным человеком. И просто так смириться с окончанием своей блестящей карьеры она, конечно, не смогла.

Выйдя из депрессии, девушка решила вернуться к хореографии и вместе с сестрой Дианой они влились в ансамбль с говорящим названием «Эксперимент», который продвигал новое революционное для конца восьмидесятых направление брейк-данс. Именно присутствие Аллы и сделало никому неизвестный коллектив популярным. Молодые люди много гастролировали по городам Советского Союза, побеждая во всевозможных конкурсах, и становясь обладателями престижных гран-при.

В 1987 году во время очередных гастролей в небольшом городке Паланге, расположенном в западной Литве, участники коллектива «Эксперимент» познакомились с ленинградскими танцорами, именовавшими себя командой «Тодос». Эти ребята также практиковали брейк-данс, однако серьезных успехов на данном поприще им добиться не удалось.

Пообщавшись между собой, танцоры решили объединить усилия и создать единый коллектив, который назвали «Тодес». С первого дня его руководителем и идейным вдохновителем была Алла Духова. Именно благодаря ее неуемной энергии, хореографическому и педагогическому таланту и высоким организаторским способностям «Тодес» стал настоящим брендом в танцевальной среде.

Алла со своими сыновьями

За те 30 лет, что коллектив выступает на сцене, им удалось добиться поистине внушительных успехов. Подопечные Духовой часто сопровождают номера самых ярких представителей отечественного шоу-бизнеса: Филиппа Киркорова, Кристины Орбакайте, Валерия Леонтьева, Ларисы Долиной, Софии Ратару, которая, кстати, первая и заметила талантливых ребят. Более того, некоторые бывшие воспитанники Аллы стали известными личностями. Например, рэперы Влад Соколовский и Мот, политик Евгения Васильева, певица и светская львица Алена Кравец.

Личная жизнь

Большое значение для Аллы Духовой всегда имела не только успешная творческая биография, но и личная жизнь, а также дети. Впрочем, говорить о своих отношениях с мужчинами хореограф не любит.

Поклонникам известно, что у Аллы Владимировны было два мужа. Первый брак состоялся, когда Духовой было всего 22 года. Супруга звали Сергей и он успешно занимался программированием. В этом союзе появился сын — Владимир. Однако семья распалась вскоре после рождения мальчика. Тогда муж Аллы принял решение эмигрировать в Соединенные Штаты, а Духова, напротив, хотела остаться на Родине.

Второе замужество женщины также оказалось плодотворным. В гражданском браке с Антоном Кись, художником по свету балета «Тодес», Алла в 2002 году родила еще одного сына — Константина. К сожалению, эти отношения тоже сохранить не удалось, и некоторое время назад семья распалась.

Теперь Алла Владимировна полностью сосредоточена на своих творческих проектах, детях и внуках, которых ей начал дарить старший сын Владимир. Известно, что в 2014 году известный хореограф впервые стала бабушкой — у нее родилась внучка София.


Теперь, по прошествии лет Алла уверена, что ее личная жизнь не сложилась из-за работы. «У меня просто не хватило сил на мужа», — заявила она в одном из интервью.

  • После сложного перелома ноги и запрета на профессиональные занятия хореографией в жизни Духовой началась черная полоса. И, чтобы заработать денег, ей приходилось подрабатывать дворником.

  • Пытаясь выйти из депрессии, связанной с потерей возможности танцевать, Алла занялась преподавательской практикой, помогая советским детям в летних лагерях приобщиться к танцам. И надо сказать, что наставник из Духовой получился прекрасный.

    Алла с семьей

  • Первое объединенное выступление коллективов «Тодес» и «Эксперимент» состоялось 8 марта 1987 года.
  • Постоянное число участников шоу-балета «Тодес» — 150 человек.

  • Будучи молодой и очень занятой мамой Алла Владимировна не могла уделять должное внимание своему старшему сыну Владимиру. Именно поэтому мальчик проводил много времени с тетей Дианой в Риге. Но отношения между близкими людьми это не испортило.


  • Алла Духова окончила режиссерский факультет РАТИ.


Алла Духова сегодня

В настоящее время хореограф перебралась жить поближе к своим родственникам в Латвию, где у нее имеется огромный дом. Женщина много путешествует, ведёт личный блог в социальной сети Инстаграм, а также развивает самую крупную сеть танцевальных школ в мире. На сегодняшний день у «Тодеса» насчитывается 111 филиалов в разных странах, где обучается около 20 тысяч учеников, младшему из которых всего 3 года. Педагогов для своей школы Духова подбирает лично.

Алла Владимировна, в этом году вы отмечаете сразу два юбилея - личный и профессиональный: у вас круглая дата, и коллективу TODES исполняется 30 лет. Какое из этих событий для вас более значимое?

Никак не могу поверить в то, что TODES разменял четвертый десяток. Кажется, что все началось вчера. Представьте: мы начинали в составе 14 человек, а сейчас в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, у нас самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов, а сколько их наберется за 18 лет существования школы, сосчитать невозможно. Аналога нигде нет. Когда первому нашему составу пришла пора расставаться со сценой, я задала себе вопрос: а какая перспектива их ждет? Кому нужен танцовщик, вышедший на пенсию? Никому. Хорошо, если у него есть хватка и он способен заняться чем-то еще. Но это же исключения. Значит, надо позаботиться о его будущем. С той поры, завершив сценическую танцевальную карьеру, наши ученики становятся директорами школ, педагогами, репетиторами-хореографами. Еще одна моя гордость - наш собственный театр, открывшийся два года назад. Сбылась заветнейшая мечта. И это самый большой подарок к юбилею. В сравнении с такими свершениями личный день рождения попросту меркнет.

- Откуда вы такая - с сумасшедшей энергетикой - взялись? Из какой семьи?

- (Смеясь.) Ох, слышали бы вас школьные психологи, которые проводили тестирование учеников в рижской школе, где я училась! Меня они записали во флегматики. Потом так все и говорили: «Аллочка у нас флегматичная». Но ошиблись психологи. Нисколечко я не флегма. Просто у меня отличная стрессоустойчивость. В сложных ситуациях я внутренне собираюсь и «каменею»: меня не пробить. Но в детстве я и правда была на удивление спокойная и послушная. Единственное - постоянно танцевала, особенно перед ­зеркалом. Поняв, что я одержима танцами, мама отвела меня в ансамбль народного танца «Ивушка».

Родители, Галина Владимировна и Владимир Соломонович, были людьми очень творческими, работали педагогами. По распределению они учительствовали в Коми-Пермяцком округе, в селе Коса, а где-то через год после моего рождения переехали в Ригу.

Каждое лето мы с родителями отправлялись в палаточный городок, где проводили все каникулы. Папа организовывал там соревнования для детей и взрослых: легкая атлетика, лазание по канатам, рыбалка. А мама собирала всю детвору и готовила с нами концерты. Естественно, моих родителей все обожали. Увы, их уже нет в живых…

- С профессией вы определились сразу после школы?

Нет, сначала я захотела стать цирковой артисткой. В Ригу на ­длительные гастроли приехал цирк, и со мной в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочка потомственных дрессировщиков, сама работавшая на арене с маленьким слоном. Мы с ней сдружились. Увидев меня на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Я пришла в цирк, ее мама, руководившая аттракционом, меня протестировала и сказала: «Берем!» Естественно, все обсудили с моими родителями: они вроде сначала согласились, но потом стали активно меня отговаривать. Я уперлась. Однако правы все же оказались они. Сразу после окончания школы я вместе с цирковыми поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев меня вводили в программу: я научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине, после чего мы отправились в Минск. Первое представление я благополучно отработала, а на втором… сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год восстанавливалась.

Летом я устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Меня заметил директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Там я быстренько сколотила группу из подружек. Я изучала нелегально завезенные видеокассеты с записями выступлений танцоров из Европы и Штатов и как-то их преобразовывала. Полгода спустя наш девчачий коллектив стал лауреатом городского танцевального конкурса молодых дарований в Риге. После этого нас пригласили выступать на самой модной рижской дискотеке - в ДК завода имени Попова. Туда в то время невозможно было попасть, спекулянты продавали билеты по десятикратной цене.

Однажды мы отправились на первый брейкерский фестиваль в Палангу. Там познакомились с парнями из Ленинграда, эффектно танцующими брейк-данс. Их коллектив назывался необычно - TODES. Мы решили объединить две группы в одну, исполня­ющую современную хореографию всех стилей. Название сохранили - оно яркое, броское, звучное. Этим термином обозначается один из элементов фигурного катания - чрезвычайно сложный трюк. А потом еще кто-то сказал, что с немецкого языка это слово переводится как «смертельная спираль». (Смеясь.) Не знаю уж, как там у них, в Германии, но наш балет, наоборот, очень жизнеутверждающий. Короче говоря, едва две группы соединились в одну, моментально стало понятно, что художественный руководитель тоже должен быть один. Созвали общее собрание, и… все проголосовали за меня.


- Даже подумать страшно о каком-то романе. Надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться…
­Нет-нет-нет! Фото: Николай Денисов

Каким же образом самодеятельный танцевальный ансамбль раскрутился и попал на звездную орбиту эстрадных знаменитостей?

Объединенным коллективом в составе 14 человек мы сделали ­40-минутную сольную программу, и нас с ней взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Мы объездили весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором нас уволили. И мы, бесхозные, отправились в Москву. На двух-трех концертиках через чье-то посредничество выступили, и все - тишина. Наступил период бедствования. Денег - ноль. По несколько дней, бывало, совсем оставались без еды. Голодные заходили в универсам и, каюсь, таскали хлеб - мужики наши клали булочки в карманы и выносили. Стыдно, конечно, но что поделаешь - голод гнал. А ведь нам, дуракам, почему-то от этого было весело. Сейчас вспоминаю с ужасом.

Сначала мы устроились в Люберцах в общаге, а потом сняли в Москве две однокомнатные квартиры и жили в них - по 12 человек в каждой. Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть. Свечу зажжем, поболтаем, похохочем, обсудим планы - и на боковую. Отлично было, весело.

Постепенно творческая жизнь стала налаживаться. Папа моей подружки - Александр Аронович Берман, администратор Рижской филармонии - отправил нас на большие гастроли, где мы попали в поле зрения , которая позвала работать с ней. Разумеется, мы согласились на такое заманчивое предложение. Помню, на первой же репетиции просто обалдели. Представлялось, что София Михайловна гораздо меньше ростом, а тут выходит на каблуках, высокая, статная, элегантная, берет микрофон и начинает петь «Лаванду» - тогда это был хит. А мы, каюсь, не любили эту песню: у нас, молодых, были другие музыкальные приоритеты. Но как только услышали ее, что называется, вживую, стало понятно, почему у этой певицы такая армия поклонников. Это было что-то потрясающее, магнетическое, аж мороз по коже. Мы тут же все в нее влюбились, бесповоротно и окончательно. И «Лаванду» полюбили - как, впрочем, и все песни Ротару.

Нас все предупреждали: с Ротару надо держать ухо востро, мол, характер у нее, мягко говоря, не сахар. А я так скажу: замечательный у нее характер. Просто она работяга, каких поискать, и, естественно, очень требовательна - и к себе, и к окружающим. У нее не забалуешь: иной раз и тарелка может полететь в сторону нерадивого музыканта или звукорежиссера. Но это творческие, рабочие моменты, никто не обижался. А по сути своей София Михайловна оказалась справедливая и добрая. И невероятно простая в общении. У нас была традиция: перед репетицией или концертом я обязательно заходила к ней в гримерку, и мы болтали по душам - ни о чем и обо всем.

Около пяти лет мы вместе выступали, а потом стали работать с Валерочкой Леонтьевым. Тоже совершенно гениальный человек и также работоспособности невероятной. А еще интеллигентный, начитанный: его в свободную минуту без книжки не увидишь. Боже, а как он общается с людьми! Я у него училась. Вообще-то я и так ко всем уважительно относилась, нас с Динкой родители в этом плане воспитали прилично: если дерзость себе какую-нибудь позволяли или не тем тоном говорили, прямо по губам били - буквально за интонацию. И все же Валера в этом смысле уникален. Помню такой эпизод. Как-то я ему сказала: «Валер, что меня восхищает в тебе, помимо таланта, так это то, как ты общаешься: абсолютно со всеми одинаково - с таким уважением относишься к каждому, даже с пиететом. Это поразительно!» Он ответил: «Только так и нужно. Хотя бы из эгоистичных побуждений: ты же не знаешь, как сложится судьба того или иного человека - может, сегодня он сцену убирает, а завтра президентом станет. Или твоим импресарио. Может такое быть? Может. Это первое… Нет-нет, неправильно, это второе. А первое и самое важное: если хочешь, чтобы к тебе люди относились с любовью, относись и к ним так же. Ко всем». Вот так - все очень просто: как хочешь, чтобы относились к тебе, так сам относись к другим. Вроде ничего нового не сказал, но из его уст эта житейская мудрость прозвучала как-то особенно - напутственно и осмысленно. Впоследствии я старалась именно так общаться со всеми окружающими меня людьми.

- А поговаривают, что как руководитель вы очень жесткая…

Но это только в коллективе, во время работы. Да и то когда я в запале. Но, во-первых, я скорее не жесткая, а громкая. Хотя это я раньше часто голос повышала, а сейчас уже помудрее стала - не порчу свои нервы. А ­во-вторых, стараюсь быть справедливой. Если понимаю, что нужно наказать, наказываю. Штрафом или выволочкой. За что? За опоздание, за невнимательность, за халтурную работу. А иначе никак. Если бы я была мямлей, мы ничего не достигли бы. Другое дело, что всегда стараюсь учитывать характер человека, его психологические особенности, жизненную ситуацию - к каждому ищу свой подход.

Кажется, первый крупный сольный концерт TODES совпал с первым большим выступ­лением Кристины Орбакайте. Интересно, кто кого, скажем так, тянул?

С мы познакомились давно - гораздо раньше создания TODES. Алла Борисовна приехала с концертами в Ригу, Кристи была вместе с ней. Гастроли эти организовывал тот самый главный администратор Рижской филармонии. И его дочка, Танька, притащила Кристю домой - смотреть кассеты по видику. Нас там много народу собралось. Кристина потом говорила мне: «Представляешь, меня еще ни разу в жизни не отпускали тусоваться на ночь. А тут вдруг мама дала добро». Так что для нее это был знаменательный момент - выход в гости с ночевкой! Ей было лет пятнадцать. Потом мы увиделись с Кристей на ­«Рождественских встречах» Пугачевой, где поручила нашему коллективу сделать для выступления Кристины подтанцовку. С этого и началась наша с Кристей дружба. Я не раз убеждалась в том, что она человек очень добрый и отзывчивый. Так вот, когда TODES впервые должен был выступать с сольной программой, я спросила: «Кристи, поможешь нам?» Она говорит: «Давай. А что нужно?» Я объяснила: «У нас хватает номеров всего на полтора отделения, не могла бы ты выступить вместе с нами, чтобы концерт получился полноценным?» Кристина тогда, как и мы, только начинала делать первые самостоятельные­ шаги на большой эстраде и в таком большом формате еще не выступала. Но все равно поддержать нас согласилась. Помню, перед представлением жутко волновалась. Но концерт получился классный, прошел с огромным успехом. Мы сняли его на видео, и Кристи потом привезла запись маме. Алла Борисовна пересматривала несколько раз, анализировала, как мы отработали. Естественно, ее в первую очередь интересовала Кристина. Мне потом попеняла: «Что ж вы мою доченьку-то обидели? Она у вас столько номеров поет, а ее поставили непонятно куда. Неправильная расстановка артистки». Я объясняла: «Алла Борисовна, да о какой расстановке речь?! Мы попросили Кристю помочь, и она просто выручила нас. Мы даже программу не формировали, а уж о таких тонкостях и вовсе не думали…»

У Аллы Борисовны я и училась правильно выстраивать программу, расставлять в концерте людей, да и попросту законам жанра. У нее гениальное режиссерское чутье - на уровне интуиции. Всегда четко знает, когда какую песню поставить, в какой момент стоит обратиться к зрителю, что сказать, с какой интонацией, где и как кланяться. Она это ощущает до мельчайшего нюанса.



- У меня дома целая гвардия: сыновья, невестка, внучка. В покое меня не оставляют. И это хорошо
. Фото: Николай Денисов

- Алла Владимировна, а как ваша насыщенная танцевальная жизнь совмещается с семейной?

Сложно. Замуж я вышла в Риге, в 22 года. Сережа был диджеем на той модной дискотеке, о которой я рассказывала. Пожили мы с ним несколько лет в браке, а потом муж решил ­уехать в Америку - насовсем: мечта у него была такая. Так вышло, что возможность эта представилась ему, когда я была беременна. Он предлагал эмигрировать вместе, но я для себя такой вариант ни на секунду не рассматривала. «Да ты что?! - говорила. - Как можно все бросить? Здесь же друзья, родные, любимая работа, да вообще вся жизнь. Никогда и ни за что!» Мы развелись, он улетел.

- Матерью-одиночкой оставаться не страшно было?

Если честно, решилась я рожать ребенка не сразу. Серьезно обдумывала сложившуюся ситуацию. Понимала, что останусь одна, без помощи. Папа к этому времени уже умер, мама неважно себя чувствовала. Как справляться, как совмещать заботу о ребенке с работой? Тут решающую роль сыграли моя сестра Дина и ее муж Аркадий - он занимается строительным бизнесом. Они сказали: «Аллуся, рожай! Не думай о проблемах, мы поможем!» Важные для меня слова, ключевые. Причем своих детей у них тогда еще не было. Всю ночь я не спала, размышляла обо всем этом. Под утро сказала себе: «Все - рожаю!» И, очень хорошо это помню, у меня внутри вдруг так - у-ух! - словно тот, кто там сидел, выдохнул облегченно. (С улыбкой.) Впоследствии это оказался Вовка, которому теперь уже 22 года.

- Появление ребенка и ответственность за все разрастающийся коллектив не вступали в противоречие?

Как-то выкручивалась. Моталась из Риги в Москву и обратно. Сначала буквально выскакивала на работу на два-три дня и тут же возвращалась. Потом стала подольше задерживаться. Мне повезло: я родила в удачное время - летом, когда у нас был перерыв в работе и я смогла три месяца кормить грудью. А потом молоко пропало. Дина к тому времени тоже уже родила - дочку Полину, и Вовка оставался с ними. Хорошо ему было - под присмотром родных, любящих людей, а вокруг свежий воздух, сосны. Да и няню мы уже могли себе позволить. В общем, на душе у меня было спокойно. А сейчас я редко бываю у сестры, обычно приезжаю к ней на Новый год и летом. Дина возглавляет рижский филиал нашей Школы танцев. Она сама была в первом составе TODES, а теперь у нее пятеро детей, и четверо из них танцуют. Станут ли мои племянники профессиональными танцорами или нет - вопрос. Это уж как они сами захотят. Но ходят заниматься уже много лет.

А Володька мой танцами не увлекся. Он окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, но решил вернуться домой и оканчивать магистратуру здесь. Намеревается попробовать себя как театральный режиссер. Планирует еще и в университете преподавать - его пригласили. Кроме того, он музыкант, пишет хорошую музыку. Уже женился - на своей однокласснице Ане. Мне казалось, что слишком рано ребята затеяли семейную жизнь, ­хотя им, молодым, конечно, виднее. Два года назад подарили мне внучку - Софию. Это невообразимое чудо!

А младшему моему сыну, Костику, 14 лет. Он пока больше всего интересуется доисторическими животными. Но и танцевать Котька обожает, с удовольствием ходит в танцевальную школу, спектакли нашего театра не пропускает, пересматривает по много раз. Его папа работает у нас в коллективе техническим директором. Хотя мы с Антоном давно разошлись, продолжаем дружить. Он часто к нам приезжает, Котька любит его, мы все замечательно общаемся. Но семейной жизни в привычном понимании у нас не получилось.

- Значит, если отдаваться работе так самозабвенно, как вы, личное счастье невозможно?

Наверное, все-таки возможно, только надо сильно стараться. На это нужны силы. А их не хватает. На детей - да, а на все остальное - нет. Кроме того, нужно, чтобы все совпадало с обеих сторон: взаимопонимание, поддержка, чуткость. Чтобы близкий человек во всем тебя понимал, не дергал, когда ты внутри как оголенный нерв. Он должен чувствовать, что в этот момент лучше просто оставить в покое, дать прийти в себя, не тревожить расспросами, приставаниями. Все должно срастись, а это очень сложно. С другой стороны, ну с какой стати именно ему следует под тебя подстраиваться, а не тебе под него? Я, как могла, старалась, но иногда душевных сил не хватало: слишком выматывалась на работе. Конечно, это ненормально. Так что виню я прежде всего себя. У меня просто не хватило ресурса.

- Сейчас личное пространство у вас по-прежнему никем не заполнено?

Ничего себе не заполнено! Дома - целая гвардия: сыновья, невестка, внучка, не говоря уж о «гвардейцах» на работе. Это же огромное количество народу, и все то и дело пристают - и по работе, и по личным вопросам, и по здоровью, и по всякой ерунде. Я взрываюсь: «Да оставите вы меня уже в покое или нет?!» (С улыбкой.) Нет, не оставляют. Разумеется, я включаюсь в их ­проблемы. Но на самом деле это здорово. Они же все - мои дети. И по большому счету кто мне еще, кроме них, нужен? Даже подумать страшно о каком-то романе. Это ведь надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться… Нет-нет-нет! Какие свидания, вы что, с ума сошли? Избави Бог! Мне и так прекрасно. (Помолчав.) Но, может, я и не права. Конечно, не права, не надо слушать мои глупости, а уж тем более поступать как я. Моя позиция неверная. Все должно быть наоборот: надо, чтобы у всех женщин были мужья - надежные помощники, заботливые и внимательные. Это однозначно.



С сыновьями Константином и Владимиром, невесткой Анной и внучкой Софией
. Фото: Николай Денисов

Тем не менее для большинства людей вы все же являетесь примером для подражания. Есть ощущение гордости - ай да Духова?

Знаете, когда я приезжаю в большие города любой страны мира, выхожу в конце концерта на сцену, слушаю четвертьчасовой гром оваций, вижу буквально ревущий от восторга битком набитый зал, из которого никто, ни единый человек, не торопится в гардероб, чувства действительно испытываю бесподобные. Их не описать. А школы наши - это же фантастика. Там ведь реально учат танцевать. И еще мы вывозим ребят в летние лагеря, на фестивали, где они соревнуются друг с другом. Танцуют все жанры современной хореографии - в разных стилях, со спортивными трюками. Энергетика колоссальная - искры летят. Это TODES, ни с кем не спутаешь! Дети полны энергии - задорные, поджарые, физически крепкие. Какие стрессы, какие комплексы, какие уличные шатания и опасные компании?! Я смотрю на это огромное количество ребят разных возрастов, впитываю в себя энергию и мощь юности, и… слезы подступают. В такие мгновения ловлю себя на мысли: какие же мы все-таки молодцы! Не «я», а именно «мы». Потому что мы сделали это! Вот в этом заключается и гордость моя, и мое счастье.

Семья: сыновья - Владимир (22 года), Константин (14 лет); внучка - София (2 года)

Образование: окончила режиссерский факультет РАТИ

Карьера: хореограф, основатель танцевального коллектива «Эксперимент»; основатель и художественный руководитель балета, сети танцевальных школ и Театра танца TODES

Алла Духова - "крестная мама" для бессчетного количества танцоров, окончивших школу-студию TODES. В реальной жизни она дважды мама. И уже бабушка - ее внучке Софии три года. Этой осенью девочка стала одной из учениц балета TODES, куда ее привели родители - старший сын Аллы Духовой Владимир и его жена Анна.

Материнство для меня - большая радость. Все свободное время я провожу со своими детьми. Например, с сыном Костей мы занимаемся скандинавской ходьбой. И утренние часы я стараюсь посвящать общению с ним. В плане выбора профессии и жизненного пути я доверяю своим детям. Старший, Владимир, учится на режиссера, Константин пока школьник. Какой они выберут путь, продолжит ли кто-то из них мое дело - жизнь покажет. Принципы моего воспитания просты: я люблю своих сыновей, уважаю их выбор и принимаю его! Сейчас внучка София вовсю танцует перед зеркалом, веселит нас, а в этом году пошла на занятия в школу TODES.

Володя танцами не увлекся. А вот Костя, младший, обожает танцевать, с удовольствием ходит в танцевальную школу. И это прекрасно, когда дети танцуют. С научной точки зрения доказано, что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография.

Когда дети приходят к нам в школу, они становятся настолько увлеченными, что у каждого появляется личная мотивация посещать занятия. Дети становятся дисциплинированными, организованными. Это помогает родителям в воспитании, и они с удовольствием этим пользуются.
Алла с сыном Костей

Почему выбирают танцы? Цели, с которыми приводят детей на занятия, совершенно разные: кто-то приводит ребенка, чтобы тот поправил форму, похудел, для общего физического развития. Есть детишки зажатые, и танец помогает справиться с их комплексами. Да, есть те, из кого пытаются вырастить звезду. Многие родители сами хотели танцевать, но по разным причинам у них это не получилось, и они отправляют к нам своих детей.

Утверждать можно одно: танцы дают колоссальную положительную энергетику, и независимо от поставленных целей каждый получит удовольствие и здоровое тело.
Алла Духова с воспитанницами (в центре - дочь Юлии Барановской и Андрея Аршавина Яна)

29 ноября 1966 года родилась Алла Духова, хореограф, основательница шоу-балета «Тодес».

Личное дело

Алла Владимировна Духова (49 лет) родилась в селе Коса, входящем ныне в состав Пермского края. Ее отец был учителем физкультуры, мать преподавала в школе русский язык.

Через год семья переехала в Ригу, где жили дедушка и бабушка Аллы. В Латвии отец будущего хореографа работал на заводе по производству мопедов, мать занималась хозяйством.

Алла училась в музыкальной школе, в 11 лет пришла в ансамбль народного танца «Ивушка». В десятом классе пробовала работать в цирке, однако вскоре получила травму, и на арену больше не выходила. Рассказывала: «Когда я училась в десятом классе, в Ригу приехала работать цирковая программа "Слоны и танцовщицы". Я подружилась с дочерью руководителя, и меня пригласили в балет этого аттракциона. Но цирковая карьера не задалась. Месяц меня вводили в программу, я вышла на спектакль, а на следующий день сломала ногу. Перелом был сложный, и все это пришлось оставить». Год после травмы работала экспедитором на мопедном заводе и дворником.

В начале 1980-х создала при дворце культуры женский танцевальный коллектив «Эксперимент», танцевала в группе вместе с младшей сестрой Диной. Участницы «Эксперимента» одними из первых в СССР стали исполнять брейк-данс.

На одном из фестивалей в Литве девушки познакомились с ленинградскими брейкерами «Тодес».

В марте 1987 года коллективы объединились в одну команду под названием «Тодес». Духова была выбрана творческим руководителем балета, кроме того следующие три года продолжала танцевать в «Тодесе». Вспоминала: «Нас заметил один продюсер и предложил работать профессионально, соединив два коллектива: наш девичий джаз-модерн и мальчишеский брейк. Меня коллегиально выбрали художественным руководителем, потому что я ставила программы и выглядела взрослее всех, хотя мне не было и двадцати».

В 1987—88 годах участники группы переехали в Москву. До 1992 года «Тодес» выступал на концертах Софии Ротару. Затем коллектив пять лет работал с Валерием Леонтьевым. «А когда коллективу исполнилось 10 лет, — рассказывает Духова, — благодаря президенту культурного фонда "Артэс" Александру Достману мы сделали сольную программу в концертном зале "Россия". Это показали по телевидению, и нас стали приглашать работать самостоятельно. С тех пор мы с аншлагами гастролируем по стране и по миру». Параллельно танцоры стали участвовать в представлениях многих эстрадных исполнителей — Кристины Орбакайте, Александра Буйнова, Валерия Меладзе, Ларисы Долиной и других.

К 1997 году второй (не основной) состав «Тодеса» разросся до 150 человек. В 1998 году Духова открыла в Москве первую школу танцев «Тодес». Следующие школы появились в Риге и Санкт-Петербурге, затем и в других российских городах. К весне 2014 года было открыто 98 филиалов танцевальной школы, в которых занимались 35 тысяч учеников (но уже в августе 2014-го Духова говорила лишь о 89 школах).

В марте 2014 года в Москве открылся Театр танца Аллы Духовой «Тодес». К ноябрю 2015 года репертуар театра состоял из четырех спектаклей.

Алла Духова была официально замужем лишь однажды — за программистом по имени Сергей. Пара рассталась после того, как муж уехал в США. От него у Духовой есть старший сын Владимир. Второй ребенок Константин родился от гражданского мужа Духовой Антона Кися — художника по свету, затем технического директора в балете «Тодес».

Старший сын Духовой учится в США на режиссера.

Чем знаменита

Алла Духова

Соосновательница и руководитель самого известного в стране эстрадного танцевального коллектива «Тодес». Успешный менеджер, создавшая на волне интереса к «Тодесу» разветвленную сеть из примерно сотни танцевальных школ в России и в ближнем зарубежье. Основательница театра «Тодес» в Москве.

Балет «Тодес» участвовал в самых масштабных российских постановках, среди которых церемония закрытия празднования 850-летия Москвы в 1997 году, «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой, телевизионные «Новогодние огоньки».

О чем надо знать

Балет Аллы Духовой — это успешный бизнес, гастроли коллектива расписаны на несколько лет вперед. При этом труппа не участвует в мировых танцевальных конкурсах, а на каждую новую постановку тратит всего месяц .

В одном из интервью Духова на вопрос «как называются фестивали, посвященные современной хореографии?» и вовсе ответила: «Я, к своему стыду и позору, даже не знаю».

Прямая речь:

О воспитании ребенка без мужа (« Аргументы и факты », июнь 2004): «Трудно ли мне было воспитывать одной первого ребенка? Нет. И призываю всех, что не надо этого бояться. Если у тебя есть друзья-мужчины, родственники, нужно их привлекать к воспитательным моментам, вот и все. Мне повезло, муж моей сестры Аркадий заменил Вовке отца, потому что мы жили все в одном доме в Риге. И до сих пор живем. Курсирую между Ригой и Москвой. Потом, у меня много друзей. Они приходили, в компьютер с ним играли, общались. Мать-одиночка — пережиток совка. Это смешно — так называть женщину. Если у нее есть ребенок, она уже не одинока».

О бизнесе и танцах (« Новые известия », апрель 2014): «Я не считаю, что мы занимаемся бизнесом. Мы просто танцуем, занимаемся хорошим делом. И потом, какие мы коммерсанты? И цены на занятия у нас не заоблачные, и обязательно в каждом филиале есть бесплатные группы. А скольких ребят мы буквально вытащили с улицы… Мы учим детей танцевать не для того, чтобы сделать из них профессионалов, просто хотим, чтобы они красиво двигались, чувствовали музыку. Кстати, взрослые люди у нас тоже занимаются».

Об отношении к танцовщикам (Forbes Woman , июнь 2014): «Ну, по молодости я была зверь. Представляете, что такое уличные брейки? Как их убедить осваивать классический балет у станка, чтобы стать универсальными танцовщиками? Я сказала, что у них есть выбор — оставаться в андеграунде или работать профессионально и быть востребованными в нашей стране. Они мне поверили, но все это было очень сложно. У меня была жесткая система: шаг вправо, шаг влево — штраф. Не забалуешь. Это сейчас я стала мудрее, мягче, на что-то внимания не обращаю. Но вообще я руководитель строгий. Правда, в реальности жесткие меры принимаю редко».

7 фактов об Алле Духовой

  • Не имеет высшего хореографического образования.
  • Название коллектива Духовой происходит от элемента тодес (от нем. Todesspirale — «спираль смерти») — так в фигурном катании называется упражнение, в котором девушка полулежа описывает спираль вокруг партнера. Духова рассказывала: «Это было название питерцев. Они не знали, что оно значит, просто звучное слово. На самом деле это элемент фигурного катания. Но мы хотели новое имя. Уже нужно было печатать афиши, и директор филармонии разозлился: "Вы месяц не можете принять решение! Тоже мне — сходятся группы Beatles и Queen, никак не договорятся! Будете "Тодес", и все". Так с его легкой руки название и осталось».
  • Младшая сестра хореографа Дина стояла у истоков создания балета «Тодес». «Сейчас она, мама пятерых детей, руководит рижской студией нашего балета, взяла на себя ответственность за одну из танцевальных школ», — рассказывала Духова.
  • Оба ребенка Аллы Духовой появились на свет в одном и том же роддоме. Нянями для них стали медсестры, которые работали в этом же роддоме.
  • «Тодес» дважды выступал с Майклом Джексоном. «Нас пригласили принять участие в благотворительных концертах "Майкл Джексон и друзья" (Michael And Friends Concert), в которых участвовало огромное количество мировых звезд, — отмечала Духова. — Мы выступали в Сеуле и Мюнхене и танцевали с Майклом Джексоном на одной сцене. А потом летели с ним в одном самолете, познакомились с его балетом и до сих пор с ними дружим и переписываемся».
  • Алла Духова занимается скандинавской ходьбой с палками.
  • Участники первого «Тодеса» все еще работают в коллективе. Духова: «Они все у нас работают. А иначе зачем мы школу открывали? От нас уходят только те, кто не хочет работать, но хочет получать большие деньги».

Жизнь Аллы Духовой разделена между ее любимыми сыновьями Владимиром и Константином и другим ее детищем - танцевальной группой «Тодес», бессменным руководителем которой она является на протяжении более четверти века. Несмотря на безумный рабочий график Алла смогла окружить своих сыновей огромной любовью, и, вместе с тем, всегда понимала, что им катастрофически не хватает ее внимания.

Официально она была замужем всего один раз, но ее брак распался после того, как муж Аллы Духовой Сергей уехал в Америку, а она не захотела ехать с ним вместе. Он был хорошим программистом и всегда мечтал работать в Штатах, но Алла не разделяла этого порыва.

Так она осталась одна с маленьким ребенком на руках. В это время Духова уже руководила танцевальным коллективом, приходилось очень много работать, поэтому маленького сына Вову она отправила к сестре в Ригу, осознавая, что ребенку лучше с матерью, но не могла прервать свою карьеру. Ей приходилось разрываться между Ригой и Москвой, и в тот момент сестра Аллы, у которой у самой было пятеро детей, оказала ей неоценимую поддержку, за которую Духова ей бесконечно благодарна.

На фото — Алла Духова с сыновьями

Несмотря на то, что Владимир подрастал вдали от мамы, они смогли сохранить с ним духовную связь и остались близки. Отцом второго сына Кости стал гражданский муж Аллы Духовой Антон - в прошлом ди-джей, а потом художник по свету в «Тодесе». Они познакомились в Болгарии, но даже после рождения сына так и не оформили свой брак официально.

Алла не считает это обязательным условием для счастливой семейной жизни - в первый раз штамп в паспорте не уберег ее от развода. С Антоном им приходилось часто расставаться - то она уезжала на гастроли, то он ездил с коллективом ставить свет, но эти расставания только укрепляли их любовь - у них не было шансов надоесть друг другу. Но в любви на расстоянии есть и минусы - вполне можно совсем отвыкнуть друг от друга.

На фото — со старшим сыном

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.