Леонардо да винчи ориентация. В погоне за мифами. Сексуальная ориентация художни. Ученые проверят, похожа ли мона лиза на своего творца

Новости Италии. Продавать высокое искусство становится день ото дня всё труднее. Средний человек еще способен ненадолго, секунды на три-четыре, задержать взгляд на яркой картинке, хотя понять, что на ней, по правде говоря, у него недостает ни времени, ни желания.

Что бы там ни плели о предвечной неубывающей ценности шедевров, они, на самом деле, существуют только в глазах и умах: любой Рембрандт, доведись ему оказаться на оборотной стороне Луны, может творить без роздыху. Ценность этого будет меньше, чем если б голубь опростался.

А раз нужен зритель и слушатель, искусство редуцируется:

книги усыхают до гарриков, кино - до коубов и прочих вайнов; в общем, главное, чтобы на усвоение художества требовалась секунда, не больше.

А с классикой как прикажете быть? С многотомным Толстым или многочасовым Вагнером? Популяризаторы пускаются во все тяжкие: в Италии для этих целей есть даже специальная государственная конторка, начальник которой изобретает фишки, маркетинговые ходы, интригующие извивы сюжетов - сюжетов, в которых точка поставлена лет пятьсот тому. Вот, например, Мону Лизу популяризатор переоткрыл:

Джоконда - она, оказывается, гермафродит.

Сильвано Винчети, глава комитета по пропаганде исторического и культурного наследия:
Исследование было крайне трудоемким: мы совмещали методы исторические с инновационными и, в конце концов, разрешили эту загадку. Много было на этот счет толкований, а, оказывается, Леонардо просто рисовал двух моделей. Первая была Лиза Герардини, о чем известно всем. Она же - Джоконда, понятное дело. А вот вторым натурщиком был Джан-Джакомо Капротти. У нас есть неоспоримые этому доказательства, в частности, съемка картины в инфракрасном диапазоне, то есть послойное изучение полотна.

Винчети уверяет, что писать двоих Да Винчи был вынужден. Натуральная, из плоти и крови

Джоконда была мрачна и выдавить улыбку из себя не могла физически:

муж ее, как будто, шутов нанимал, чтобы во время портретирования смешили - всё тщетно. Но вдобавок, объясняет верховный итальянский популяризатор, сам Леонардо был… как бы это сказать… крайне сексуально демократичен, отчего

ему были милы ни мужчины, ни женщины, но андрогины.

Господин Винчети ответственно относится к своей работе: открытия, что переворачивают историю искусств, он совершает чаще, чем ему жалование выплачивают. Меньше года тому назад он, к примеру, объявил, что нашел бренные косточки Моны Лизы и готовится восстановить в точности ее облик. До этого верховный популяризатор разгадал тайну смерти Караваджо. Тот будто бы свинцовыми своими красками отравился. Сенсация должна быть короткой и громкой, как выстрел: твердо Винчети усвоил этот закон. Пока не поздно, его следует отправлять на повышение, в министры культуры, скажем, иначе он итальянцам всё окончательно переоткроет: останутся, бедняги, с разъясненными на нет кватроченто-чинквеченто. А зритель все равно будет путаться в именах Рафаэля-Уорхолла-Бэнкси.

Хотя Леонардо давно стал жертвой разъяснителей: его уже не спасешь. Он давний и безнадежный герой поп-науки, поп-искусства, поп-культа, да, вдобавок, еще и гей-икона.

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля

Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"

Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох

Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.

Мать Леонардо, возможно, не имела итальянских корней

Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci/Винчи, 15 апреля 1452 года - Амбуаз, 2 мая 1519 года) был незаконным сыном Пьеро Да Винчи, известного и уважаемого в знатных флорентийских кругах нотариуса (Медичи также фигурировали в списке его клиентов). Однако, как считают некоторые историки, мать Леонардо не была итальянкой, а происходила родом из стран Востока. Имя Катерина действительно было распространено во Флоренции среди рабов, обращенных в католичество. Более того, отпечатки пальцев Леонардо демонстрируют сходство с отпечатками пальцев среднестатистических арабов.

Леонардо первым разоблачил хиромантов

Хотя в "Атлантическом кодексе" гений пытался придумать способ предсказать человеческую судьбу на шесть лет вперед, Леонардо писал, что хиромантия - не более чем мошенничество, не подкрепленное фактами.

Он заметил, что достаточно сравнить руки людей, погибших в один и тот же момент, чтобы увидеть, что линии жизни, начерченные, как утверждают хироманты, самой судьбой, не обрываются в единой точке.

Леонардо первым раскрыл функцию сердца

Во времена Леонардо все еще считалось, что сердце служит для нагрева циркулирующей по сосудам крови. Ученый первым разглядел в сердце "функцию насоса". Вот почему некоторые сердечные анатомические структуры впоследствии получили свое название с упоминаниями имени Леонардо. Например, модераторный пучок Леонардо да Винчи или трабекола Леонардо.

Леонардо самолично привез "Джоконду" во Францию

Все еще распространенное поверье о том, что Мону Лизу привезли в Лувр наполеоновские войска, неверно. Сам Леонардо привез картину во Францию, а король Франсуа I заплатил ему за шедвер 4000 золотых монет (два года зарплаты Леонардо). Наполеоновские войска же вывезли из Италии некоторые рукописи ученого.

Да Винчи был убежденным вегетарианцем

Леонардо испытывал глубокую привязанность к животным. Он даже специально ходил на рынки и скупал певчих птиц, чтобы затем выпустить их из клеток. Современник ученого, тосканский мореплаватель Андреа Корсали, вспоминал, что Да Винчи "не ел ничего, что содержит кровь".

Ему приписывается революционная фраза: "Настанет тот день, когда убийство животного будет приравнено к убийству человека".

Леонардо является "отцом" карикатуризма

Его взгляд привлекала не только красота, но и несоответствие и деформация: настолько, что многие считают его "отцом" жанра карикатуры. Фактически, среди работ гения найдены множество листов с рисунками, высмеивающими аспекты внешности некоторых знаменитостей того времени.

Да Винчи был неутомимым экспериментатором

Свой самый знаменитый "эксперимент" Леонардо осуществил, когда Людовико иль Моро поручил художнику нарисовать фреску "Тайной вечери" на стене трапезной монастыря, присоединенного к базилике Санта-Мария-делле-Грацие. Техника скорой работы над "свежей" краской Леонардо не понравилась, поэтому неутомимый гений изобрел собственный способ, который давал ему все необходимое время. Таким образом, Леонардо мог делать только один мазок в день, не испортив творение, и одновременно работать над другими исследованиями.

Эксперимент, однако, оказался провальным: Леонардо обнаружил слишком поздно, что состояние фрески ухудшилось очень быстро: из-за сырости еще при жизни Да Винчи "Иль Ченаколо" приобрела размытые и нечеткие цвета.

Леонардо имел нетрадиционную сексуальную ориентацию и даже привлекался к суду за домогательства

Гомосексуализм Леонардо обсуждаеся давно и это уже не новость.

Недавно же всплыли документы судебного разбирательства по поводу содомии и сексуальных домогательств, в которых имя Да Винчи фигурирует среди обвиняемых вместе с его учениками в 1476 году. Пострадавшей стороной, жертвой насилия, был Якопо Сатарелли, 17-летний флорентийский мастер-мастер по ювелирным изделиям.

После краткого лишения свободы Леонардо и другие были оправданы, потому что жалоба, как анонимная, не могла быть принята. Дело (гомосексуализм во Флоренции того времени был обычным явлением) было пересмотрено позднее, но судьи по ходатайству вышестоящих закрыли разбирательство.

У Да Винчи был уникальный почерк

Леонардо использовал странный зеркальный метод письма, который начинался справа налево, и часто начинал писать с последнего листа, постепенно достигая первого. Эта особенность часто интерпретировалась как попытка Леонардо держать свои исследования в тайне, непонятными для непосвященных в его Кодекс. Тот, кто считал его еретиком, даже называл ученого "писателем дьявола".

На самом деле, ученые вяыснили, что для Леонардо этот способ письма был естественным. Фактически, неврологи показали, что речь шла о привычке, приобретенной в детстве, естественной для левшей, которых не были переучивали, как Леонардо.

Да Винчи мог писать нормальным привычным способом, но с большим трудом и делал это только при крайней необходимости, как, например, в некоторых топографических картах. Не случайно Леонардо диктовал свои письма другим.

Да Винчи слыл знатным шутником

Леонардо любил рассказывать анекдоты, причем предпочитал довольно пошлые шутки, которые, по большей части, высмеивали священников и монахинь. На снимке одна из многих иронических "улыбок" Леонардо, отображенная в его картинах ("Иоанн Креститель", холст хранится в Лувре).

Леонардо первым обнаружил годичные кольца роста на деревьях

Первым исследователем, наблюдавшим за годичными кольцами роста деревьев и утверждавшим, что, полагаясь на их число, мы можем определить возраст растения, был именно Леонардо. Таким образом, именно благодаря ученому появилась новая наука, дендроклиматология, которая изучает климат прошлого, благодаря особым следам, оставленным природой в кольцах деревьев.

Леонардо первым понял, что такое окаменелости

В то время считалось, что окаменелости были свидетельствами о Всемирном Потопе или формами жизни, которым Бог не дал душу. Леонардо был первым ученым, который заявил, что это останки животных и растений, окаменевших от геологических процессов и поднятых на поверхность движениями земной коры.

Найти авиабилеты

Да Винчи никогда не управлял трактиром, как гласит легенда

Несколько лет назад мир начал говорить о так называемом "Кодексе Романовых": якобы хранившейся в России рукописи, в которой Леонардо описал блюда, подаваемые в его таверне "Taverna delle tre lumache", распологавшейся на Понте Веккьо во Флоренции, которую он открыл вместе с Боттичелли. Это всего лишь миф - изобретение английского писателя Джонатана Рута.

Первый инженер, составивший свое резюме

Когда Леонардо отправился к Людовико-иль-Моро, в 1482 году, он привез с собой резюме, которое было своего рода перечислением его уникальных способностей и навыков. Зная о слабостях правителя, Леонардо выделил среди прочих свои военно-инженерные навыки: именно в то время Моро культивировал стремление расширить свое королевство - и только в последнем пункте (из десяти) Да Винчи писал о том, что он мог сделать для Милана во время мирной жизни.

Вся предыдущая часть резюме - каталог военных разработок - от легких и прочных мостов до удобных и легко переносимых военных машин. Мы не знаем, сколько из этих проектов были действительно реализованы, но резюме достигло своей цели.

Да Винчи тоже ошибался

Леонардо был одним из величайших ученых всех времен, но его исследования не всегда были правильными. Например, он считал (ошибочно), что в человеческом мозге было три желудочка (нижнее правое изображение).

Этим материалом я ни в коей мере не хочу замахнуться на «наше все в живописи Возрождения», тем более поколебать мнение о художнике, которого считаю основоположником во многом, гением своего времени и талантливейшим живописцем. Но, привыкши всегда узнавать о жизни тех, чьи картины вижу, я натолкнулся несколько раз на фразу в отношении великого да Винчи -
«Леонардо держал свою личную жизнь под особенным секретом, даже заметки в своем Дневнике он записывал специальным кодом» (Ох, уж этот код да Винчи!!!).
Напрашивается вопрос – что скрывал или чего боялся автор Дневника? Понятно, что никогда мы этого не узнаем, а что узнали, то к этому тоже нужно относиться, как к субъективным суждениям или даже предположениям. Тот же Джорджо Вазари, благодаря которому вышла «первая энциклопедия» - жизнеописание художников эпохи Возрождения, часто записывал не факты, а слухи, по принципу – «за что купил, за то и продал». Но, тем не менее, слухи на пустом месте не рождаются. Поэтому не относитесь к этому материалу, как к серьезному исследованию. Я просто собрал в интернете наиболее встречающиеся материалы о (предположительной!) личной жизни Леонардо да Винчи. И попытался их систематизировать. Что из этого получилось – судить вам!

Leonardo da Vinci Selbstportrait

Начну с того, что ныне «голубизна» и «педофилия» стали «притчами во языцах», этим даже бравируют, если не гордятся. Впрочем, понятно, что это явление родилось не вчера, ему тысячи лет.
Игорь Кон в своей книге «Любовь небесного цвета» пишет о том, что в эпоху Возрождения однополая любовь была не преступлением, а "красивым пороком", хотя формально содомия оставалось все-таки преступлением, за которое серьезно наказывали.

Гомоэротизм Возрождения

Многих гениев итальянского Возрождения подозревали или обвиняли в гомосексуализме и сексуальных связях с мальчиками. В большинстве случаев доказать или опровергнуть эти обвинения одинаково трудно: о личной жизни художников сохранилось слишком мало свидетельств, а истолкование творчества - дело довольно субъективное.
Вот только небольшая фактология по итальянцам.
Великого скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571) дважды, в 1527 и 1557 гг., привлекали к суду за связи с мальчиками, причем во второй раз он был вынужден признаться, и был приговорен к штрафу и четырем годам тюрьмы. Впрочем, он не только избежал тюремного заключения, но и продолжал пользоваться покровительством высоких лиц и выполнять заказы князей церкви.

Художник Джованни Бацци (1477 -1549) даже налоговые декларации подписывал своим прозвищем "Содома", под которым и вошел в историю живописи.

Флорентийский скульптор Сандро Донателло (1386-1466) предпочитал брать в ученики красивых мальчиков и по поводу его отношений с ними всегда ходили сплетни и анекдоты, на которые веселый и жизнерадостный художник не обращал внимания.

На Сандро Боттичелли (1444-1510) в 1502 году был написан анонимный донос, в котором его обвиняли в содомии с одним из его подмастерьев, но художник обвинения категорически отрицал и власти даже не начали по этому делу следствия.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564), отличавшийся страстным характером, в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности. Когда отец одного юноши, желая пристроить сына учеником к великому мастеру, предложил художнику использовать его в постели, тот с негодованием отверг это предложение. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело вообще избегал физического секса, будь то с женщинами, или с мужчинами. Однако Микеланджело-художник определенно предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам явно присутствуют гомоэротические мотивы. При публикации сонетов в 1623 году внучатый племянник Микеланджело фальсифицировал их, заменив местоимения мужского рода на женские. Источником вдохновения для немолодого, а по тогдашним представлениям старого (в момент их первой встречи ему было 57 лет) художника была многолетняя страстная любовь к 23-летнему римскому дворянину Томмазо де Кавальери, которому Микеланджело дарил рисунки и посвящал любовные стихи. Впрочем, современные исследователи считают Микеланджело бисексуалом, поскольку известно о его любви к Виттории Колонна.

Репутацию содомита имел и Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 - 1610), который рисовал нежных женственных мальчиков, и с именем которого связано несколько громких скандалов. Его "Мальчика, играющего на лютне" и "Торговца фруктами" искусствоведы долгое время принимали за девочек.
Назвав большинство «титанов Возрождения», которые были замешаны в этом «красивом пороке», остается задать вопрос: А что же наш дружище Леонардо?

Факты или предположения

Из источников известно, что Леонардо да Винчи (1452-1519) окружал себя красивыми юношами на протяжении всей своей жизни. Впервые его имя было упомянуто в связи с содомией в 1476 году.
В этом году художнику было дважды предъявлено обвинение (причем по анонимному доносу) в содомии с 17-летним Якопо Андреа Сальтарелли (Jacopo d"Andrea Saltarelli). Замечу, что во Флоренции той эпохи процветали ложные доносы (так называемые «Рты истины»).
Сальтарелли был натурщиком, а «по совместительству проститутом», который был известен властям своими сексуальными авантюрами с мужчинами. Поскольку против Сальтарелли в 1476 во Флоренции было заведено уголовное дело, а да Винчи фигурировал в списке его клиентов, художник был арестован и два месяца провел в тюрьме, после чего был оправдан, поскольку не было свидетелей, и выпущен на свободу. В течение некоторого времени после этого, Леонардо и других подозреваемых держали под наблюдением «Офицеры Ночи» (Officers of the Night) - флорентийская организация, следившая за моралью в городе и боровшаяся против случаев содомии.
Существует версия, что Леонардо, как и прочие клиенты Сальтарелли ни в чем не обвинялся, а предстал перед судом в роли свидетеля.
Современный искусствовед Джеймс Саслоу (James Saslow) выдвигает еще одну версию, что обвинения с Леонардо "были сняты", поскольку в дело вмешался его уважаемый и богатый отец. Напомню, отец Леонардо - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо в 1452 году, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 1504 году в возрасте 77 лет. При этом, он имел 4 жен и десять детей, последний из которых родился, когда нотариусу стукнуло 75 лет.
Можно предположить, что средневековая коррупция работала отлаженно. Тем более, в версии Саслоу фигурирует фраза –«Леонардо не придется платить за преступление, поскольку мы за это уже заплатили (в буквальном смысле)». Какая версия, из приведенных выше, правдива – тайна!

Как бы то ни было, сохранившиеся архивные и юридические документы, воспоминания современников, факты его длительной жизни с молодыми людьми и отсутствие близких отношений с женщинами привели современных историков к выводу, что Леонардо интересовался в сексуальном плане исключительно мужчинами. О гомосексуальном либидо художника, которое сублимировалось в его творчестве, писал даже Фрейд в своем исследовании о художнике (1909-1913 гг.).

Leonardo da Vinci Autorretratto 1490-1500 гг. Галерея Уфиццы, Флоренция

Хотя, опять же в оппозицию предыдущей мысли, приведу другую цитату.
Художник испытывал вообще неприязнь к физическим отношениям. Леонардо приписывают слова: «Акт деторождения и все, что с ним связано - это так отвратительно. Человек умирал бы намного быстрее, если не было красивых лиц и чувственных отношений». Историки делают вывод: художник чувствовал отвращение не к телу (которое, как раз, воспевал в своих полотнах), а к сексу в частности.
Некоторые исследователи додумались до утверждения, что леворукость и зеркальное письмо художника являются явными признаками его гомосексуальных наклонностей.

Автопортрет Леонардо да Винчи (поздняя гравюра неизвестного автора)

Впрочем, любовь Леонардо к мальчикам была темой обсуждения еще в шестнадцатом веке.
В «Книге снов» (Il Libro dei Sogni), автором которой считается критик и теоретик искусства Джан-Паоло Ломаццо, есть диалог (в современной трактовке – интервью) «О мужской любви» (L"Amore masculino), одним из главных действующих лиц которого является Леонардо да Винчи, заявляющий:
«Знайте, что мужчины любят исключительно продукт силы, соединившись в дружбе с раннего возраста, они вырастают более мужественными людьми и верными друзьями».
«Желтизной», правда, попахивает продолжение этого диалога (судя по названию книги, по-моему, это либо приснилось автору, либо он выдвинул материал, как собственный манифест принадлежности к геям).
Вообщем, в диалоге собеседник спрашивает Леонардо о его отношениях со своим помощником Салаино:
«А Вы играли с ним в игры, которые так любят флорентийцы? (как в анекдоте, "намекая на зайцев")»
На что художник отвечает:
«И сколько раз! Имейте ввиду, что он был красивым молодым юношей, особенно в свои пятнадцать лет».
Впрочем, подобранный им в Милане красивый юноша Салаи, действительно, был его учеником, слугой, подмастерьем и многолетним спутником жизни художника. Но об этой яркой фигуре стоит рассказать отдельно.

Ангелочек или Дьяволёнок?

Салаи или Салаино (в переводе – дьяволёнок)
Salai, Il Salaino
Настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено
Gian Giacomo Caprotti da Oreno

Неизвестный художник Portrait of Gian Giacomo Caprotti, said Salai. 1502-03 гг. Collection of the Alois Foundation, Liechtenstein.

Итальянский художник, слуга и ученик Леонардо да Винчи.
Салаи был сыном сапожника из Монца Джованни и его жены Катарины, которые жили в городке Орено неподалеку от Милана. У парня было еще два (видимо, старших) брата, о которых стало известно, поскольку они периодически появлялись в доме Леонардо, выпрашивая у Салаи деньги.
Впервые Салаи появился в доме художника 22 июля 1490 года десятилетним мальчиком.
Откуда это известно с точностью до дня? От «всезнающего» Вазари, который, кстати, считается первым биографом да Винчи!
Именно он так подробно описывает юношу в своей книге:
«В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо».
Впрочем, и сам Леонардо в дневнике (о котором речь пойдет ниже) написал:
"Джакомо поселился со мной в день Магдалины, в 1490 году, в возрасте десяти лет".

Отношения у них, как пишут современники, были не из легких. Год спустя, Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его при этом «вором, лжецом, упрямцем и обжорой». Неплохая характеристика для слуги!
«Дьяволёнок», по крайней мере, пять раз воровал деньги и ценности, потратил кучу денег на одежду и обувь, приобретя за год двадцать четыре пары (!!!). Напомню, парню было всего 11 лет!
Единственное оправдание вижу в том, что Салаи обворовывал хозяина, чтобы снабдить деньгами и одеждой «мздоимцев»-братьев.

Далее подробности о проделках Салаи рассказывают дневники Леонардо, цитаты из которых встречаются по всему интернету. Но, позвольте, они же были закодированы самым Маэстро!!!
Впрочем, после бестселлера Дэна Брауна ничего невозможного нет.
Итак, как говорил один из лицедейских клоунов – «Пилите, но подозревайте!».
Цитирую текст, сомневаясь, что это цитаты из дневников самого да Винчи.

…На второй день я заказал ему четыре рубашки, пару штанов и плащ. Когда я положил рядом с собой деньги, чтобы заплатить за все эти вещи, он украл их у меня из кошелька. И я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен.

…7 сентября украл пряжку стоимостью 22 сольди у Марко, живущего у меня. Пряжка эта была серебряной, и украл он её из моего кабинета. После того как Марко долго искал ее, она была найдена в сундуке названного Джакомо.

…Когда я был в доме Галеаццо Сансеверино и подготавливал его выезд на турнир, несколько оруженосцев разделись, чтобы примерить костюмы дикарей, приготовленные для праздника. Джакомо подкрался к кошельку одного из них, лежавшему на кровати вместе с другими вещами, и взял все деньги, которые там нашел, - 2 лиры 4 сольди. Когда я получил в подарок турецкую шкуру, чтобы сделать из нее пару сапог, Джакомо через месяц украл ее у меня и продал за 20 сольди. И на эти деньги, как он мне сам признался, купил анисовых конфет.
Марко д’Оджоне тогда едва не убил похитителя и впоследствии сожалел, что этого не сделал, поскольку, в конце концов, Салаино вынудил его покинуть мастерскую раньше, чем Марко намеревался.

Само собой напрашивается вопрос: почему Леонардо такого прохвоста держал при себе? Не проще было его вышвырнуть вон и взять другого слугу и ученика? Учитель разглядел в ученике талант? Но почему тогда Салаино не стал известным художником? Он привязался к мальчику и любил его отцовской любовью (при живых родителях), прощая ему все проступки? Или все же любовь была не отеческая, а она, как правило, слепа?
Как видите, одни вопросы.

Leonardo da Vinci Drawing of Salai.

А Салаино, тем не менее, оставался его слугой и помощником в течение почти тридцати лет.
И на картинах Леонардо не раз появлялся красивый, кудрявый подросток.

Салаино в творчестве да Винчи

Общеизвестно, что юноша послужил моделью для картины Леонардо «Иоанн Креститель» и, скорей всего, для Иоанна Крестителя в образе Бахуса, написанным пятью годами ранее, поскольку и композиции. и лица очень похожи.

Leonardo da Vinci St John in the Wilderness (Bacchus) 1510 г.

Leonardo da Vinci St John the Baptist 1513-16 гг.

Кроме того, имя Салаино было найдено написанным, а потом зачеркнутым на обороте эротического рисунка 1513 года «Воплощенный Ангел» (The Incarnate Angel). Как иронично! Рисунок находится в коллекции королевы Виктории в Великобритании.

Leonardo da Vinci The Incarnate Angel (Erotic drawing). 1515 г.

Искусствоведы Мартин Кемп и Джеймс Саслоу в 1986 году, а вслед за ними и известный всем Дэн Браун в своей книге «Код да Винчи», выдвинули версию, что на картине «Тайная вечеря» по правую руку от Христа сидит не Иоанн Богослов, а Мария Магдалина. Действительно, фигура и лицо выглядят очень женственно.

Leonardo da Vinci The Last Supper (detail) 1498 г.

Многолетние споры и исследования доказали лишь то, что портрет Иоанна-Магдалины очень похож на портрет Салаино в Иоанне Крестителе, а значит, на картине мужчина, а не женщина. Кроме того, открылся факт, что Леонардо писал Салаино еще в 1498 году для «Тайной вечери».

Leonardo da Vinci The Last Supper 1498 г.

Летом 1499 года в Италию вторглись французы, и в начале сентября Лодовико Моро, покровитель Леонардо, уехал из Милана в Тироль. Леонардо ждал до декабря, что Моро вернётся, после чего решил вместе с Лукой Пачоли уехать в Венецию.

Charles Lemoine Leonardo Painting the Mona Lisa (Engraved). 1845 г. Paris, Bibliothèque Nationale.

Из учеников Леонардо взял только самого любимого, Салаино, которого во что бы то ни стало хотел сделать настоящим художником. (Опять же возник вопрос – так почему же не сделал?)

Смена пажеского караула.

В 1506 году у Салаино появился «соперник». В этом году Леонардо взял себе в ученики 15-летнего сына аристократа из Ломбардии, графа Франческо Мельци.

Франческо Мельци
Francesco Melzi

Francesco Melzi Purported self-portrait (Предполагаемый автопортрет). Museum Bonnat, Bayonne.

Итальянский живописец ломбардской школы, ученик Леонардо и его главный творческий наследник.
В одном из писем домой юноша написал, что великий художник питает к нему «чувства глубоко страстной и самой пламенной любви» (sviscerato et ardentissimo amore). Может на основе этой восторженной юношеской фразы и построена версия о том, что Мельци был тоже любовником Леонардо.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi (Drawing). 1510 г. Biblioteca Ambrosiana, Milano

В результате дальнейшие путешествия по Италии совершались втроем.
О характере отношений Салаи с Мельци ничего достоверно не известно.
В мае 1513 года умер папа Юлий II, и на его место был выбран сын Лоренцо Медичи, принявший имя Льва X. Началось настоящее паломничество художников в Рим. Туда же со своими учениками (Салаи, Мельци, Лоренцо и Фанфойа) отправился и Леонардо. Художник присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болоньи 19 декабря 1515 года. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. В 1516 году Леонардо принял приглашение короля приехать во Францию и поселиться в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз.

Перед отъездом во Францию Леонардо распрощался с Салаино. Опять же вопрос: почему??? Боялся, что ученик скомпрометирует его и будет красть серебряные ложки из королевского сервиза? И почему накануне отъезда Леонардо взял нового слугу - Баттисту де Вилланиса. В чем старый слуга Салаино провинился? Опять одни вопросы...

Вообщем, художник оставил Салаино «Мону Лизу» и дал приличную сумму денег, чтобы тот мог построить себе дом в принадлежащем Леонардо винограднике. Есть сведения, что через некоторое время после смерти Леонардо Салаи женился на женщине по имени Бьянка, а позже был убит в драке.

Хотя Салаи всегда был представлен "учеником" Леонардо, историки считают, что он никогда не производил художественно ценных работ. Салаи приписываются алтарный образ с Петром и Павлом в миланской галерее Брера и копии с работ учителя - «Вакх», «Леда», «Иоанн Креститель», «Св. Анна», «Мадонна» в Будапештском музее изобразительных искусств.

Salai John the Baptist, a copy of Leonardo

Франция

О Франческо Мельци же, в свою очередь, всегда пишут не только, как друге и спутнике жизни Леонардо, с которым он провёл и свои последние три года жизни во Франции, но и о как любимом ученике.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi. 1510 г.

Francesco Melzi Ritrato di Leonardo da Vinci.

Во Францию вместе с Леонардо и Франческо Мельци поехал и новый слуга Баттиста де Вилланис.
В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Аррагонский. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать. У мастера онемела правая рука, затем ее парализовало, и художник с трудом передвигался без посторонней помощи.

Михаил Анчаров Леонардо 1947 г.

«Его миланский ученик – вспоминал кардинал (а им мог быть только Мельци), - писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя». Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписываемые ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитую «Коломбину» из Эрмитажа.

Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе и был похоронен в замке Амбуаз.

François-Guillaume Ménageot The Death of Leonardo da Vinci in the Arms of Francis I 1781 г.

Jean-Auguste-Dominique Ingres Death of Leonardo da Vinci. 1818 г.

Франческо Мельци оставался с учителем до самой смерти и стал его основным наследником. Кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и унаследовал огромный архив великого художника.
Не забыл Леонардо в завещании и о Салаино. Он вместе с Баттистой де Вилланисом, согласно завещанию, получили по половине миланского виноградника, подаренного да Винчи его покровителем Людовико Моро.

Как следует из записей слуги Баттисты де Вилланис от 10 августа 1519 года, до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции. В Италию Мельци вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци тоже писал не очень много. Он занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи, издал записи Леонардо о живописи в книге под названием «Трактат о живописи» («Trattato della Pittura»).

Мельци умер приблизительно в 1570 году почтенным господином в своём фамильном имении Ваприо д’Адда. Наследники Франческо быстро распродали наследие Леонардо, которое Мельци так берёг. Часть наследия великого Леонардо из-за этого была утеряна навсегда.

Монумент да Винчи.

Эпилог

Вот такая грустная история. Закончить ее хочу цитатой из книги Кона.
«С кем спали и кого любили художники Возрождения, в общем-то, не так уж важно. Существенно то, что они создали новые образы мужского тела, любви и чувственности. Выставленная напоказ мужская нагота стала волновать и тревожить воображение».

Sculptor Pietro Magni Leonardo da Vinci monument. Milan, Piazza della Scala.

Источники – Википедии и мои переводы отсюда: , , .

Игорь Попов

Секрет улыбки Моны Лизы
наконец-то разгадан! Оказывается,
рисуя Мону Лизу с натуры,
Леонардо да Винчи громко пукнул.

Сегодня мы с вами поговорим о великом ученом и великом мистике, тайнознатце и масоне Леонардо да Винчи и о его интимных друзьях - любимых юношах. Вот, например, кто такая Мона Лиза - Джоконда? Одна из версий, что это автопортрет самого Леонардо да Винчи. Еще одна версия - художник, будучи геем, нарисовал не себя, а своего любимчика - ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с Леонардо в течение двадцати шести лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину Капротти в наследство, когда скончался в 1519 году. Есть также компьютерные сопоставления - реконструкции портретов (объемно-плоскостное моделирование) Моны Лизы и Джиана Джакомо Капротти. Эти реконструкции показывают 87% соответствия изображений, а это со счетов скидывать нельзя. Также Леонардо написал с Джиана Джакомо Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела.

Как сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год), так и Леонардо да Винчи были не столько великими учеными, сколько великими мистиками. Да Винчи был членом, а потом Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона». Годы жизни Леонардо совпадают по времени с началом самоорганизации вольных каменщиков - франкмасонов.

Но давайте всё по порядку. Гениальный механик, философ, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, великий исследователь и великий мистик Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в маленьком городишке Винчи в провинции Тоскана, близ Флоренции (Италия). Отец Леонардо был обеспеченным нотариусом и масоном. Нет конкретных сведений о его матери; известно лишь, что она была крестьянкой по имени Катерина. Леонардо был незаконнорожденным, но на это тогда внимания не обращали, отец признал его, дал образование. Первым проявившимся феноменом Леонардо оказалась его манера письма. Он писал с помощью левой руки справа налево, опрокидывая буквы так, что написанное можно было разобрать, лишь используя зеркало. Однако в случае, если письмо предназначалось для кого-то другого, он писал как обычно.

Бытует гипотеза, что да Винчи контактировал с представителями внеземных цивилизаций, передавших ему ценные сведения, либо он сам являлся инопланетным представителем, который появился на Земле для того, чтобы помочь людям в области научных открытий.

Что касается нетрадиционной сексуальной ориентации Леонардо да Винчи, то к такому мнению склоняется большинство исследователей, спор лишь идет о том, кто был Леонардо - гей или бисексуал. (Мелькала там в его биографии какая-то донна, да и хер с ней, у кого по молодости этих донн не было?)

Чезаре Ломброзо в своих исследованиях (1863) доказал, что гениальность и помешательство идут рука об руку. Я в своих работах, в том числе опубликованных в «Квире» (2007, 2008), неоднократно показывал, что гениальность и нетрадиционная сексуальная ориентация так же стоят рядом. В этом я соглашаюсь с Зигмундом Фрейдом (1905, 1908).

Удивительное открытие сделал фотограф
Семенов из Великого Волока. Он разгадал
тайну улыбки Моны Лизы. Фотограф
считает, что Мона Лиза была просто дурой.

В 1476-1478 годах Леонардо да Винчи организовал свою собственную живописную мастерскую. Однако вскоре ему предъявили обвинение в содомском грехе. Леонардо вместе с тремя учениками был обвинен в совершении активного акта мужеложества над неким Джакопо (Джокобо) Салтарелли, семнадцатилетним натурщиком, братом ювелира. Нетрадиционные сексуальные отношения считались тогда великим злодеянием, наказанием за которое было сожжение на костре. Однако очевидцев преступления, а также самого обвинителя как-то вдруг не обнаружилось. Дело закрыли. Спастись от жестокой казни, возможно, помог еще и тот факт, что одним из задержанных оказался сын вельможи. Арестованных освободили после «легкой» порки. Представляется весьма вероятным тот факт, что Леонардо да Винчи спасли и от следствия, и от суда из-за принадлежности его к организации масонов.

Затем да Винчи переехал в Милан, где ему поручили создание Академии живописцев. Для нее он написал «учебники» о рисовании, освещении, тенях, движении, перспективе и чертах человеческого тела. Он работал при дворе Людовико Сфорца. В Милане родилась Ломбардская школа живописи из учеников Леонардо да Винчи. Сам да Винчи работал над созданием «Тайной вечери» на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. В 1490 году он принял в свое жилище маленького Джиана Джакомо Капротти. Любые выходки мальчику прощались. Взаимоотношения с Джакомо Капротти оказались наиболее долговременными в судьбе великого Леонардо да Винчи, не желавшего заводить свою семью.

Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию и стал военным инженером у Чезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена. Однако в тот флорентийский период Леонардо написал свою знаменитую «Мону Лизу».

Леонардо был скрытным человеком, который окружал себя ореолом секретности. В силу этого нам мало что известно о его частной жизни. Рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили ему ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Салаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также уже упомянутый нами прелестный мальчик, которого звали Джиан Джакомо Капротти. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества. По свидетельству современников, это были не только ученики, но и интимные друзья Леонардо.

Итальянские исследователи обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Святой Аннунциаты в самом центре Флоренции. Искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где да Винчи работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было пять - шесть человек. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, неподалеку находился госпиталь Святой Марии, где да Винчи мог заниматься анатомированием трупов.

Леонардо да Винчи потратил
почти двенадцать лет, рисуя
губы Моны Лизы. Просто его
часто отвлекали - то водокачку
им сделай, то кран подъёмный,
то летать, блин, хотим!

Творчество Леонардо да Винчи представлено как удивительными картинами и фресками, так и анатомическими чертежами, творениями архитектуры, планами механических машин, дневниками и манускриптами (около семи тысяч листов). Это был гениальный изобретатель и гениальный живописец.

Да Винчи разработал схемы металлургических домен; крутящийся высасывающий колпак для установки в дымоход; схемы печатных машин с автоматизированной загрузкой бумаги под пресс; схемы деревообрабатывающих установок; схемы ткацких станков; формулировку основ инерции, нареченную принципом Леонардо (позже перешедшую в закон инерции - первый закон Ньютона); автомат для изготовления железных винтов; машины для шлифования; чертеж подводной лодки; некое подобие танка - механизма, движимого группой воинов, сидящих внутри, и оборудованного двадцатью пушками; чертеж парового ружья; чертежи летательных аппаратов и парашюта; вращающуюся сцену; трехскоростную коробку передач; планы трубопроводов и ирригационных конструкций, прибор для замера яркости света; крутящиеся мельницы для изготовления тонких листов металла; план мобильных домов-конструкторов. Напомню: Леонардо жил во второй половине XV - начале XVI веков!

Леонардо да Винчи начертил проект «прародителя» нынешних вертолетов. «Я полагаю, если такой механизм довольно качественно выполнить и как следует раскрутить, благодаря поддержке воздуха аппарат сможет взмыть вверх», - писал сам автор летательного аппарата. Леонардо создал чертеж дельтаплана. В рукописях изобретателя есть эскизы некоторых птиц в процессе полета, такие рисунки просто невозможно выполнить без современных камер замедленной съемки. Может быть, это объясняется тем, что да Винчи использовал особенные психотехнические методики в целях улучшения восприятия реальности, развития памяти и воображения.

Леонардо да Винчи - родоначальник нынешней анатомии и ботаники. Именно Леонардо впервые изобразил структуру органов человека, исследовал формирование плода в теле матери и изготовил гипсовые слепки мозга. В средние века исследователи думали, что глаза излучают поток света, оказывающийся на объектах, которые мы видим. Да Винчи доказал реальный принцип работы человеческого органа зрения. За многие годы до рождения Исаака Ньютона Леонардо да Винчи открыл закон всемирного тяготения.

Среди произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания». Имеются предсказания о создании летательных аппаратов - вертолетов и самолетов; о телефонной, телеграфной и радиосвязи; об автомобилях и бронетехнике. Есть и предсказание о глобальном потеплении: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам, и снова упадет на жилища людей».

Да, Леонардо да Винчи не чужд был мистике и масонству. Начнем с того, что он был Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона» («The Priory of Sion»). Впоследствии Великим магистром этой организации станет сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год).

Юность и молодые годы Леонардо прошли под постоянным контролем масонов. Кстати, из предметов, которые были при себе у Леонардо да Винчи по прибытии в Милан, был массивный золотой медальон с жирно выгравированным масонским знаком и брелок на золотой цепочке. Брелок этот выполнен в виде миниатюрного и очень искусно сделанного циркуля - еще одного масонского знака. Документы подтверждают, что Леонардо да Винчи был «селекционно выведенным масонами изобретателем». Он должен был создавать для масонской организации оружие, многократно превосходящее уровень Средневековья.

Да Винчи все время спрашивал ее:
- Мона, Лиза?
Она ему говорила:
- Нельзя!
Он опять спрашивал:
- Мона, Лиза?
А она опять ему отвечала:
- Нельзя!
И загадочно так улыбалась…

Зигмунд Фрейд в 1910 году написал работу «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве». С тех пор да Винчи стал рассматриваться в качестве человека, оказавшего значительное влияние на современную психологию нетрадиционных сексуальных отношений. Во впечатлениях раннего детства Фрейд ищет истоки гомосексуализма, а также психологию и поведение гомосексуалов. Эта работа была написана, когда сам Фрейд анализировал чувства к своему бывшему любовнику Вильгельму Флиссу. (В следующий раз и о Фрейде кое-что занимательное вам поведаю. У Зигмунда-то нашего Фрейда рыльце тоже в пушку…) В этой работе Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности.

Найдена нижняя часть полотна
Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Теперь у специалистов не осталось
сомнения в том, что на картине
художник изобразил самого себя.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года во Франции, в замке Клу, скорее всего, от туберкулеза или сифилиса - настоящего бича тех времен. В первой четверти XVI столетия от венерической заразы в Европе скончалось около двадцати миллионов человек. Возможно также, причиной смертельного недуга могло быть отравление свинцом, который содержался в масляных красках (хотя это кажется мне маловероятным). Интимный друг Франческо Мелци был рядом с Леонардо до последних минут.

Великий мистик и учёный, любитель юношей нагих, в плащ длиннополый облачённый, да Винчи был из голубых. Где геи - там и гениальность, где гейниальность - там анал. Любовь всё это, а не сальность. Да! Винчи с юношами спал!

Игорь Попов, канд. мед. наук

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.