Конспект занятия по развитию грамматического строя речи средняя группа. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением развития речи Конспект занятия по грамматике раз

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище («Познание») .

2. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; поддерживая активность детей поощрять образование сложных прилагательных («Коммуникация») .

3. Развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на вопросы. Упражнять в образовании однокоренных слов (лиса-лисенок), продолжать формировать обобщающие понятия, умение образовывать слова при помощи суффиксов (лапы-лапки-лапищи) («Коммуникация») .

4. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности, выполнять поставленные задачи, взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, развивать фонематический слух. («Социализация»)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

Письмо!

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости! Буду очень рад встрече с вами. Лесник.»

А вы знаете кто это? Где он живет? Как называется его домик? (сторожка)

(Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

Вы согласны пойти?

А кто же покажет нам дорогу?

Смотрите – пчелка! Давайте у нее спросим!

Пчелка, пчелка – покажи

Пчелка, пчелка – расскажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу, конечно. Но вначале я хочу спросить, знаете ли вы песенку комарика? (з-з-з), песенку жука (ж-ж), ветра (ш-ш-ш), водички (с-с-с)

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите

Песенку комарика (з) – зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор.

Песенку жука (ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ежик, ножик.

Песенку ветра (ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина.

Песенку воды (с) – стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

Белка, белка – расскажи

Белка, белка – покажи

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку

Д/И «Назови одним словом»

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – насекомые.

Береза, дуб, ель, клен, сосна, кедр – деревья.

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка – птицы.

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик – животные

Ромашка, колокольчик, василек, роза, ландыши – цветы.

Молодцы! Еще игра «Большой – маленький»

У ежика маленькие лапки, а у медведя большие лапищи.

У ежика маленький носик, а у медведя большой носище.

У ежика маленькие глазки, а у медведя большие глазищи.

У ежика маленькая головка, а у медведя большая головища.

Д/И «Назови ласково»

Лист – листочек

Гриб – грибочек

Ветка- веточка

Куст – кусточек

Ягода – ягодка

Трава – травушка

Гусеница - гусеничка

Жук – жучок

Елка – елочка

Цветок – цветочек

Дождь – дождичек

Словесная игра «Кто кем был?»

Лиса – лисенком

Волк – волчонком

Медведь – медвежонком

Белка – бельчонком

Заяц – зайчонком

Еж – ежонком

Ежик, ежик – расскажи

Ежик, ежик – покажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу и расскажу только поиграйте со мной в игру «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

5. Волк- кошка- лиса-заяц.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Кто живет в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?

Что делают птицы весной?

Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?

Что нельзя делать в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных, надо беречь красоту, лес нельзя загрязнять.)

Молодцы! Вы порадовали меня своими ответами, каждый из вас чем-то отличился, вы много знаете! А вот и лесник!

Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. Мне мои жители передали по почте, что вы с ними играли, не обижали! С кем же вы встретились в лесу? В какие игры играли?

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Фрукты»

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

Воспитатель ГБОУ №297

Пушкинского района

Г. Санкт-Петербурга

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,

Конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Основная часть:

Д/ и «Посмотри и назови»

Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).

А где растут фрукты? (На деревьях)

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

- Где растут фруктовые деревья? (В саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Раздаются картинки.

Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная (груша).
- Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный
(апельсин).

Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон).
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный
(банан).

Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

Д/ и «Приготовим сок»

Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

А если сок приготовить груши? (Грушевый).

Сок из персика? (Персиковый)

Сок из апельсина? (Апельсиновый)

Сок из лимона? (Лимонный)

Сок из банана? (Банановый)

Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

Физминутка

Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один конверт четвертый.

Д/и «Один - много»

(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)

Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – не стало груши, груш

персик - персики – не стало персика, персиков

апельсин - апельсины – не стало апельсина, апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов

банан – бананы – не стало банана, бананов.

Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

Д/и «Сосчитай-ка»

(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)

Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

А теперь вы!

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.

Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

Ребята, за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Рефлексия:

Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.


Конспект
образовательной деятельности в области
«Речевое развитие»
на тему: «Транспорт»
«К нам приехала грузовая машина».
средняя группа

Составила и провела: воспитатель
Вергилес Инга Викторовна
Цель: Развивать у детей грамматически правильную речь.
Задачи:
Упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательным в определенном роде.
Упражнять в согласовании существительных с числительными.
Упражнять в образовании приставочных глаголов.
Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Упражнять в умении загадывать загадки через описание предмета.
Закреплять знания о назначении транспорта.
Закреплять знание цифр от 1 до 5.
Развивать предпосылки логического мышления, через умение обобщать и отгадывать загадки.
Воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимопомощь.
Воспитывать правила безопасного обращения с незнакомыми предметами.
Материал: мультимедийная презентация; пять коробок с цифрами: в-первой – муляжи фруктов и овощей (морковь, лук, апельсин, груша, капуста, огурец, яблоко, помидор), во-второй – карточки с изображением игрушек (клоуны, пирамидки, мячи, волчки, чебурашки, кубики), количество которых 1,3,5, в-третьей – предметы посуды (стеклянный стакан, фарфоровое блюдце, пластмассовая чашка, бумажная тарелка, металлическая вилка, деревянная ложка, глиняная ваза), в-четвертой – игрушечный транспорт (пожарная машина, самолет, экскаватор, подъемный кран, лодка, такси), в-пятой – угощение.
Организационный момент:
Загадка
У него огромный кузов
Кузов для различных грузов,
Он могуч, силен, как бык,
А зовется ………………………
(грузовик)
Что такое грузовик? (ответы детей)
Это такая машина.
Пальчиковая гимнастика
Заведу свою машину (вращаем указательными пальцами, изображая «мотор»)
Би-би-би налью бензину (3 хлопка)
Крепко-крепко руль держу («держать руль»)
На педаль ногою жму (руки сделать в «замок», давить друг на друга)
Основная часть:
Слайд № 1
1.Узнаем, как доехала грузовая машина до детского сада.
Игра «Я начну, а ты закончи»
Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают.
Слайд № 2
Из гаража машина……………………………выехала
Слайд № 3
По дороге……………………………………..поехала
Слайд№ 4
На гору……………………………………………..заехала
Слайд № 5
С горы ………………………………………………съехала
Слайд № 6
Яму……………………………………………………..объехала
Слайд № 7
На лужу…………………………………………………наехала
Слайд № 8

Слайд № 9
В туннель……………………………………………заехала
Слайд № 10
Из туннеля………………………………………….выехала
Слайд № 11
Дальше……………………………………………….поехала
Слайд № 12
По мосту……………………………………………..проехала
Слайд № 13
Дальше……………………………………………….поехала
Слайд № 14
В детский сад……………………………………….приехала.
2.Посмотрим, что привезла грузовая машина.
Принесите коробку с цифрой 1. Несите аккуратно, в коробке могут быть бьющиеся предметы.
(открываем, достаем из коробки муляжи овощей и фруктов)
Игра «Угадай»
Полезный……………………….морковка или лук? (лук, морковка полезная)
Ароматный……………………апельсин или груша? (апельсин, груша ароматная)
Зеленая, хрустящая………..капуста или огурец? (капуста, огурец зеленый и хрустящий)
Красное, круглое……………яблоко или помидор? (яблоко, помидор красный и круглый)
Что привезла грузовая машина в коробке с цифрой 1? (фрукты и овощи)
3. Принесите коробку с цифрой 2. Несите аккуратно, в коробке могут быть бьющиеся предметы.
(открываем, достаем карточки с изображением игрушек, количество которых 1,3 или5)
Игра «Один, три, пять»
(назовите, что изображено и сколько)
У меня 3 мяча, а у вас? Дети берут по одной карточке и называют: 5 мячей, 1 мяч, 1 клоун, 3 клоуна, 5 клоунов и т.д.
(предложить детям положить карточки под стул, на котором они сидят и покататься на машине)
Физминутка «Шоферы»
Едем, едем на машине (имитируем)
Нажимаем на педаль (приседания)
Газ включаем, выключаем (руки поднимаем, опускаем)
Смотрим пристально мы вдаль (имитируем)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота (изображаем указательными пальцами)
Ветер кудри развивает (показываем руками),
Мы шоферы хоть куда (изображаем шоферов).
Займите другие стулья, достаньте карточки. Что теперь у вас изображено на карточках и сколько?
У меня 1 мяч, а у вас? Игра повторяется
Как назовем предметы, изображенные на карточках одним словом? (игрушки)
4. Принесите коробку с цифрой 3. Несите аккуратно, в коробке могут быть бьющиеся предметы.
(открываем)
Игра «Скажи какай»
Я достану предметы, буду называть их и говорить, из чего они сделаны, а вы будете называть какие они.
Стакан из стекла……………………….стеклянный
Блюдце из фарфора………………….фарфоровое
Чашка из пластмассы…………………пластмассовая
Тарелка из бумаги………………………бумажная
Вилка из металла…………………..металлическая
Ложка из дерева……………………………..деревянная
Ваза из глины……………………………глиняная
Как назовем предметы в коробке с цифрой 3? (посуда)
5. Принесите коробку с цифрой 4. Несите аккуратно, в коробке могут быть бьющиеся предметы.
(открываем, называем)
Игра «Отгадай загадку»
Сначала расскажите каким цветом объект, затем назовите из каких деталей состоит, потом для чего нужен человеку. (воспитатель выставляет мнемотаблицу рассказа)

Воспитатель дает образец рассказа «Он желто черного цвета. У него есть кабина, колеса, ковш. Он нужен для того, чтобы выкапывать ямы». Что это?
Дети: Экскаватор.
3-4 ребенка загадывают загадки про такси, про пожарную машину, про самолет, про лодку.
Как назовем предметы в коробке с цифрой 4? (транспорт)
Заключение
Ребята, перечислите, что привезла грузовая машина. (овощи и фрукты, посуда, транспорт, игрушки) Назовите одним словом все предметы. (груз)
Воспитатель достает коробку с цифрой пять.
Смотрите, еще коробка. Какая на ней цифра? (5)
(открываем, в коробке угощение)
Угощайтесь, пожалуйста.


Приложенные файлы

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Средняя Образовательная Школа № 20» г. Кургана

(группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» разделы «Развитие словаря» и

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование и материалы:

Мяч, игрушка Буратино, предметные картинки.

Словарная работа: кофе, радио, пальто, пианино, кино, какао, метро.

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

1. Организационный момент

Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза и повторим все вместе.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспомним обязательно,

Что учили на занятиях.

Но сначала проверим, насколько вы внимательны и готовы показать свои знания.

Дети повторяют

Вводная часть

Сюрпризный момент – появление куклы Буратино. Игра «Поможем Буратино» (несклоняемые существительные).

Я все помню, я все знаю! Слушайте!

(Буратино «говорит» разные предложения с несклоняемыми существительными, ошибаясь, дети его исправляют) .

Я пришёл в пальтЕ;

Я люблю ездить на метрЕ.

Мы с Незнайкой были в кинЕ.

Я люблю играть на пианинЕ.

Я мечтаю об эскимЕ.

Незнайка облил себя кофеМ.

Приглашаем Буратино на занятие.

На пианино

Основная часть.

Помогите Буратино: (дети продолжают предложения)

Папа Карло убирает в шкаф …

Мальвина убирает в шкаф…

Папа Карло вышел на прогулку в …

Мальвина вышла на прогулку в …

Мальвина надела кофту под…

Молодцы! А теперь давайте поиграем в следующую игру. Я буду говорить стихотворение, а вы, услышав ошибки, исправлять. Готовы?

Игра «Исправь стихотворение»

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метрУ.

И поехали в метрЕ

Фильм смотреть о кенгурЕ.

Вот сидим мы с ним в кинЕ

Без пальтА и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашнЫ и без пальтЫ.

Любит кинА детвора,

Если в кинаАХ кенгурА!

Ходит, бродит по шоссУ.

Носит в сумке шимпанзУ.

Кенгуру в кафУ зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминоЙ

С шимпанзОЙ и какадОЙ.

Какие вы внимательные, все ошибки нашли. Понравилось вам исправлять ошибки.

А теперь выходите в круг, немного отдохнём и поиграем, будьте внимательны.

о кенгуру

без пальто

без кашне и без пальто

в кино кенгуру

шимпанзе

за домино

с шимпанзе и какаду

понравилось

Физкультминутка (динамическая пауза).

дидактическая игра «Назови одним словом» (с мячом)

Шуба из меха …

Кофта из шерсти …

Мяч из резины …

Варенье из малины …

Шарик из стекла …

Самолет из бумаги …

Кубик из дерева …

Игрушка из пластмассы …

Шерстяная

Резиновый

Малиновое

Стеклянный

Бумажный

Деревянный

Пластмассовая

Молодцы, садитесь на свои места.

Сейчас мы с вами снова немного поиграем, но отвечать вы должны полным предложением, называя лишний предмет и добавляя, потому что (вы должны объяснить почему вы выбрали именно его)

Игра «Четвертый лишний»

Помидор, картофель, яблоко, огурец.

Белка, комар, бабочка, кузнечик.

Степан, Светлана, Андрей, Антон.

Стол, диван, холодильник, кровать.

Какие вы молодцы! Видишь Буратино, какие дети внимательные, со всеми заданиями справились.

Дети отвечают:

Яблоко, потому что это фрукт

Белка. Потому что она животное

Светлана, потому что это девочка

Холодильник, потому что это бытовая техника

Итог занятия

Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

Слова ты эти твёрдо знай

И в предложеньях не меняй!

Кофе, радио, пальто,

Пианино и кино,

И какао, и метро –

Как придумано хитро:

Если нам встречаются,

Вовсе не меняются!

Дети вспоминают этапы занятия.

Дети вспоминают слова, которые не изменялись

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.