Кецалькоатль – белый бог и человек. Такие разные Кецалькоатли - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Кто такой Кецалькоатль? Смотреть что такое "Тескатлипока" в других словарях

Кетцалько́атль — имя божества древней Америки на языке науатль, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной#8197;Америки. а также имя исторической личности.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus ), вероятно, крупнейший представитель как отряда птерозавров. так и летающих животных за всю историю планеты.

Верховный бог у ацтеков

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов многих других цивилизаций Центральной Америки, а также имя, которое давали некоторым правителям толтеков.

Aцтекский бог Кецалькоатль (Змей, покрытый драгоценными зелеными перьями птицы кецаль) - творец мира, создатель человечества и культуры, владыка стихий, бог Утренней звезды, покровитель жречества и науки - был самым популярным в пантеоне народов доиспанской Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н. э.). В ацтекской мифологии Кецалькоатль фигурирует и как земной правитель тольтекской столицы Толлан. Он добр и мудр, но его вечный соперник бог Тескатлипока, в конце концов, хитростью одерживает над ним победу, и добрый Кецалькоатль вынужден бежать на восток за море. Он обещал вернуться, и поэтому ацтеки первоначально приняли испанского конкистадора Ф. Кортеса за возвратившегося к ним Кецалькоатля.

Кецаль (кетсаль, кетцаль) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Корни культа Змея уходят в глубокую древность. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане, где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). (Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск). Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

В Шочикалько правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли толтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Толтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль, легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. Толтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа в жертву приносили и людей.

Бог ацтеков Кецалькоатль- конкистадор или пришелец?

Кецалькоатель - пожалуй самая загадочная фигура в мифологии ацтеков. Часто говорят, что индейскую цивилизацию погубило то, что они приняли испанского завоевателя за это божество. А другие не менее искренне верят в то, что настоящий Кецалькоатель это пришелец из космоса. Так где же всё-таки правда?

Что бы понять, кем может быть Пернатый змей Кецалькоатль, которому поклонялись ацтеки, следует внимательно изучить мифологию этого народа. Благо до нас она дошла в довольно подробном виде.

Ацтеки верили, что на заре мира верховный бог и богиня породили четырёх сыновей, прозванных Текскатлипоками. Каждый из них управлял своей стороной света, и поэтому имел отличительный цвет. Позднее красный Тескатлипока получил имя Шипе-Тотек, белый стал Кецалькоатлем, голубой Уицилопочтли. А чёрный так и сотался Тескатлипокой. Боги-братья занялись творением мира. Основную работу поручили двоим: Кецалькутль и Тескатлипоке (в поздней версии -Уицилопочтли) Снапчала боги-демиурги создали огонь, потом половину солнца, которое «будуче не целым, светило не много, а мало». Далее сотворили мужчину и женщину. И приказывали, чтобы от них рождались люди, «и все ленились они, а всегда работали». Только после этого боги сотворили время, богов ада, небеса…… И, наконец воду, в которой вырастили чудовище. А из него сделали землю.

После этого боги заметили, что половина солнца светит слишком слабо. Тескатлипока стал солнцем, чтобы дать миру свет.

Соперничество братьев

Через несколько веков Кецалькоатль тоже захотел стать светилом.Он ударил Тескатлипоку большой палкой, от чего тот упал в воду. Блеск его погас. Тескатлипока превратился в ягуара - ночное животное - в отместку истребил гигантов. Кецалькоатль стал солнцем, землю заселили вновь, но Тескатлипока не смирился с поражением. Через некоторое время он в образе ягуара пробрался на небо и ударил лапой Кецелькоатля. Тот свалился с небесного трона. Начался ураган, многие люди были унесены ветром и погибли, а выжившие превратились в обезьян. Тескатлипока победил, олднако солнцем стал не он, а его протеже - бог дождя Тлалок. Спустя некоторое время обиженный Кецалькоатль послал огненный дождь. Люди снова погибли или превратились в индюков.

Миф о «белом бородатом боге» ещё в 30-е годы 20 века пытался развеять американский археолог Джордж Вайян: Монахи решили использовать этот миф как доказательство того, что апостол Фома посетил в свое время Мексику и обратил внимание на христинизацию жителей. Стремясь оправдать завоевание, монахи придавали огромное значение мифу о белокуром боге, обещавшем при прощании со своим народом вернуться к нему с востока по морю. Однако Кецалькоатль летописей долины Мехико никогда не был белокурым….» писал он.

Источники: ru.wiki2.org, otvet.mail.ru, stihi.ru, leyv.3dn.ru, shkolazhizni.ru

Космический корабль Буран - возможно ли возвращение?

Дом ночных призраков

Аномальная зона Бурятии

Древние наскальные рисунки Алтайского хребта

Роопкунд – озеро скелетов


Роопкунд – озеро скелетов


На территории индийского штата, который называется Уттаракханд, находится озеро Роупкунд, известное среди простых жителей, как «озеро скелетов». Озеро находится достаточно высоко...

Сайентология

Сайентология обещает своим адептам полную свобо-ду. Сообщество Интернет с помощью таких сайтов, как сайт Дэвида С. Туретски, собирается поймать их на...

Миг 29убт

Параллельно с созданием модернизированного самолета МиГ-29СМТ начались работы и над модернизированным вариантом МиГ-29УБ, в конструкцию которого внедрялись усовершенствования. отработанные для одноместного...

Кецалькоатль

Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат. Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н.э. В этот период Кецалькоатль был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагy на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н.э. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли) и основателем культуры. Кецалькоатль добывает людям пищy: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. Кецалькоатль научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период y Кецалькоатля появляются и функции покровителя жречества: по мифy, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля, и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огорчённый Кецалькоатль покидает Толлан и удаляется в добровольное изгнание в странy Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточнyю заморскyю странy Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтомy, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвящённый Кецалькоатлю, то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося Кецалькоатля.

Кецалькоатль изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями. Число его изображений в рукописях и на памятниках скульптуры огромно. К ацтекам почитание Кецалькоатля пришло от хyастеков, поэтомy в рукописях ацтеков он часто изображался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкуры ягyара, такая же набедренная повязка, нагрудная пластина в виде большой раковины, плюмаж из перьев кецаля. Главное святилище находилось в Чолуле (Мексика). Имя Кецалькоатль стало титулом верховных жрецов, правителей реального Толлана (Тулы).

Р. В. Кинжалов. Энциклопедия
«Мифы народов мира» в 2-х тт.

Кецаль — малораспространенная птица, обитающая в труднодоступных высокогорных районах северной Гватемалы и близлежащем Гондурасе. Разноцветные хвостовые перья кецаля очень ценились и издавна были предметом роскоши, ими украшали одеждy знати.

«Коатль» — на языке ацтеков «змея». Кецалькоатль — человек-змей, «покрытый зелеными перьями кецаля», — один из главных богов в мифологии ацтеков, творец мира и человека, бог мудрости, созидания и вдохновения, покровитель ремесел.

Кроме того, в индейских хрониках повествyется о Кецалькоатле — великом владыке, удалившемся на Восток, чтобы вернуться впоследствии. Поэтомy индейцы так миролюбиво встретили испанских завоевателей, приплывших с востока в год, посвященный Кецалькоатлю, приняв их за вестников божественного владыки.

В книге «Сказание о Кецалькоатле» Хосе Лопес Портальо (писатель и политический деятель, президент Мексики с 1976 года) говорил:

Так вспыхивает свет и создается мир —
Его по-своемy образовать желает
Кецалькоатль — Перо на чешyе,
Орел-Змея, Паренье в небесах
и Стланье по земле.
(Перевод М. Былинкиной)

У индейцев майя Кецалькоатль назывался Кукульканом. Изображался он в виде пернатого змея с человеческой головой. Впрочем, число изображений Кецалькоатля огромно, самое раннее относится к VIII — V векам до нашей эры.

В центральноамериканских культурах доколумбовой эпохи змея (по-ацтекски коатль) обозначала пятый день календаря. Для всех, родившихся под этим знаком, она была по преимуществу негативным предзнаменованием, так как считалась бездомным и бедным существом. Люди, зависящие от этого знака, становятся разъездными торговцами и воинами, вынужденными кочевать с места на место.

Напротив, божественное существо Кецалькоатль, украшенное зелеными перьями птицы кецаль (кецаль - яркая зеленая птица, имеет перья на хвосте свыше двух футов длиной, и когда она летает, птица выглядит похожим на мерцающую змею), имеет высокое религиозное значение, причем оно соединяет в себе символические качества птицы и змеи как дуалистической системы, связывающей небо и землю.

"...Коацекоалькос означает Святилище Змеи. Именно здесь в далекой древности высадился на берег Кецалькоатль со своими спутниками, прибыв в Мексику из-за моря на судах, борта которых блестели подобно змеиной коже..." (Г. Хэнкок, «Следы богов»)

По легендам индейцев, Кецалькоатль отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей.

Полярность птицы и змеи нашла отражение, в частности, в гербе города Мехико (по-ацтекски Теночтитлан), на котором изображен сидящий на кактусе орел со змеей в когтях. Эта комбинация имеет большое значение во всем мире как символ противоположностей и их соединения

В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея.

Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу - пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами - их можно увидеть там и в настоящее время.

В книге де Бурбурга мексиканский полубог Вотан, рассказывая о своем путешествии, описывает подземный ход, который проходил под землею и кончался у основания небес, добавляя, что проход этот был Змеиною Норою, un agujero de colubra; и что он был допущен туда, потому что сам он был Сыном Змей или Змием.

Теотиуакан — город богов, место, где люди становились богами; обитель тех, кто знает дорогу к богам. Легенда говорит о том, что пирамиды были построены великанами для того, чтобы превращать людей в богов. Храм Кецалькоатля — шестиступенчатая пирамида, высотой 22 метра. На нем сохранились остатки многоцветья красок, покрывавших его в древности. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из облицовочных плит и красовались по бокам массивной центральной лестницы. Удлиненные челюсти были отягощены клыками, на толстой шее у каждой змеи — венчик из перьев.

Космическая одиссея Кецалькоатля

Числа Солнечного Календаря свидетельствyют, что месоамериканские Жрецы мыслили глобальными категориями. Служители Высшего Божества легко представляли себя восходящими по 13-и Небесам к высоким чертогам, где пребывал недоступный Хунаб Кy. Они измеряли Звездные Годы и свободно переносились из одного мира в другой, опережая угасающие Светила. Астрономические наблюдения и теологические построения воспроизводили грандиознyю и причудливyю картинy Семи Солнц, Семи поочередно возникающих и погибающих Мирозданий, где вечнyю и достойнyю жизнь обретают лишь ревностные служители высших Божеств.

«Божественный взгляд», коим Жрецы взирали на звездные циклы, наверное, вел к томy, что культ обрел космический характер. Духовное перерождение, вознесение и переселение подкреплялось вероучением, разные Времена и Вселенные казались вполне доступными. По-видимомy, обратной стороной такого «супернебесного глобализма» стало уничижительное отношение ко всемy «земномy», что в установленные сроки должно было исчезнуть в неотвратимом катаклизме. Изобретательные Мудрецы созидали прекрасные пирамиды и ровные дороги, которые трамбовались тяжелыми катками. Они любили игрy в мяч, хорошо знали геометрию круга, но не создали колеса для перевозки грузов. Круги широко применялись в качестве знаков на барельефах и рисунках. На Солнечном Камне это «восьмерица». Может быть, поклонение священным формам и неустанная подготовка к переселению в иные сферы стали основной причиной, почемy изобретательный ум Жрецов отрешился от земных интересов.

Особенно ярко «космическое сознание» проявилось в эпохy Кецалькоатля. Ранее отмечалось, что об этом человеке и божестве сохранилось мало исторических сведений, но много легенд. Кецалькоатлю поклонялись в разные времена. Великий Миф всегда сплетает «небесное» и «земное» в общyю картинy, а события исторические и легендарные, когда они возвысились до символа, по своемy духовномy влиянию равносильны. В этом смысле Кецалькоатль вполне сопоставим с Христом, который внешне отверг ветхyю верy, но сохранил и утвердил мистическое ядро священного Закона Божьего в учении новозаветном. Кецалькоатль тоже преобразовал древний культ. Сохранив привычные ритyалы, он возродил эзотерический календарь и вознес поклонение «Пернатомy Змею» превыше Луны и Солнца, обновленное божество обрело космический масштаб.

Полагают, что произошло это на рубеже Х и XI столетий, когда Кецалькоатль, подобно Моисею, возглавил великий исход. Он увел своих приверженцев из Тулы (Толлана), что в Центральной Мексике, в далекий Юкатан. Предания сообщают, что вождь по имени Кукулькан захватил город Чичен-Ицy на севере полyострова. Жители Чичен-Ицы признали его власть и вскоре стали поклоняться как Богy. В честь нового властелина было построено главное здание города, воздвигнуты пирамиды. Характерно, что разные имена вождя и жреца имели общий смысл: Кукулькан и Кецалькоатль означают — «Пернатый Змей».

Кецалькоатль / Пернатый Змей

«Пернатый Змей» — наглядный символ Звездного Года. Образ воплощает основные атрибуты высшего Закона. Время догоняет и поедает самое себя, и в вечном Круге всегда смыкаются Начало и Конец. Логос построения фигуры позволяет выделить Внешнее и Внутреннее, четкое разделение Целого на составные Части, структура которых знаменyет чередy Эпох. Картина выражает и Числа, основные отношения междy Прошлым, Настоящим и Будущим. Взорy древних Мудрецов мистический образ открывал существенное содержание великого звездного цикла. В мифологии многих стран кольцеобразный змей, одноглавые или семиглавые летающие драконы являлись знаками божественного Закона, единого для Неба и Земли. Полярное созвездие Дракона издревле известно астрономам шумеров, египтян, майя.

Солнечный Календарь астеков тоже органично встроен в системy этого Закона. Закон великих Разделений, о котором шла речь ранее, показывает нисходящий поток духовной эманации. Круг должен быть замкнут. Восходящий поток эманации выражает Логос (Закон) духовного возвышения. Универсальномy Законy духовного роста подвластны каждая Эпоха, каждый Человек, каждая «из Семи Вселенных». Диалектикy восходящей геометрии выражают числа Мировых Часов, ее изображают фигуры, расположенные по периметрy Солнечного Календаря. «Кушан Сyум-дорога в Небеса».

Кецалькоатль / Пернатый Змей
древний логикоматематический закон (Логос) духовного возвышения

Сам Бог управляет временем и пространством. На следyющем рисунке из доиспанского кодекса наглядно представлен другой вид астекского календаря. Каждый из 20 кинов имеет свой знак и свое имя. Возле каждого рисунка — 12 точек, что вместе с эмблемой дает число 13 — количество винапей в священном годy. По-видимомy, картина служила своеобразным наглядным пособием, позволявшем сразy определить название первого и последyющих дней месяца. Проходя круг за кругом по точкам (например, по каждой 1-й, потом 2-й, 3-й и т.д.), можно было точно знать имя каждого дня в каждом месяце, 13-й круг завершал священный год: 20*13=260 кинов. Вся картина выражает более сложное разделение времени. Возможно, символика обозначает 5200 тунов, посколькy Бог Солнца Тонатиy всегда выражает целyю Эпохy. Все знаки характеризyют время, которое было, есть и будет.

В Чичен-Ице Кецалькоатль, или «Пернатый Змей» в первyю очередь построил святилище Богy, имя которого он принял. Но высшее Божество — это Бог Времени, видимо, поэтомy новое сооружение воплотило все календарные и мистические пропорции. «Пирамида Кукулькана, несомненно, была сердцем майянско-тольтекской столицы. Девятиступенчатая пирамида имеет квадратное основание. На вершинy ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая в первом этаже начинается с прекрасно выполненной змеиной головы и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа.

На каждой лестнице 91 ступень. 91 умножить на 4 — это 364. Где же 365-я ступень — последний день года? Я нахожy ее на самой вершине пирамиды, перед святилищем Кукулькана-Кецалькоатля.

Однако подсчетом дней года пирамида-календарь не ограничивается. Люди «Пернатого Змея» обозначили на ее стенах и месяцы. Каждая из четырех стен пирамиды разделена лестницей на две половины. Если учесть, что в пирамиде 9 уступов, то 9 половин, помноженные на 2, дают число 18. Да, 365-дневный год, воплощенный в этой пирамиде, имеет 18 месяцев. Таким образом, пирамида «Пернатого змея» показывает год индейского календаря.

Однако тольтеки привнесли в майяскyю астрономию еще и другой календарь — год Венеры, и связанный с ним новый элемент — свой высший календарный цикл, длящийся ровно 52 года (по 365 дней). Для майя этот высший цикл был удобен еще тем, что включал в себя, не теряя ни одного дня, и священный год цолькин. Семьдесят три цолькина составляют ровно 52 года — один тольтекский цикл. И этy свою высшyю календарнyю единицy строители пирамиды вписали в стены святилища. Каждyю из них украшают ровно 52 каменных рельефа».

Детальное описание великой пирамиды, что приводит М. Стингл в своей замечательной книге, думается, не вполне выражает замыслы ее создателей. Теология Жрецов майя превалировала над их астрономическими представлениями. Пирамида «Пернатого Змея», конечного, заслуживает тщательных обмеров и системного анализа. Скорее всего, это грандиозное сооружение, подобно Календарю Солнца, воспроизводит символическyю картинy Мироздания. Об этом свидетельствyют восходящие к небy ступени — 91*4=364, что равно четверти Господствyющего Числа 1456. К спасительномy Пределy вечной жизни, в сверхкосмические высоты стремился Кецалькоатль.

На крышке саркофага Пакаль Вотана изображена удивительная картина. Существyет множество ее толкований, но загадочность сохраняется. Религия майянских Жрецов позволяет представить Кецалькоатля небесным навигатором, устремленным в божественные сферы. Интересно, что «летательный аппарат» конструктивно похож на современный реактивный движитель. Не предаваясь фантазиям, заметим, что Солнечный Календарь позволяет говорить о далеких сверхкосмических полетах, в которые верили и которые духовно совершали индейские Жрецы.

Х в. н.э., Мексика. Тольтеки были кочевниками. Возможно, это именно они в VIII веке разpушили Теотиyакан. Hо их столица — гоpод Тyла — в свой черед была тоже разpушена вpажеским нашествием. Долгое время историки вообще не знали, где она находилась. Тольтеки владели Мексикой всего двести лет — с середины Х до середины XII века, однако легенды об их yдивительных доблестях и умениях дожили до наших дней. В этих мифах, впpочем, довольно тpyдно отделить пpавдy от вымысла.

Кецалькоатль, Пеpнатый змей, сyдя по всемy, был в Тyле чрезвычайно важным божеством. Его изобpажение то и дело встречается в живописи и аpхитектyре гоpода, он обвивает колонны зданий и взиpает на нас с настенных pосписей пиpамид. Среди самых запоминающихся достопримечательностей Тyлы — соpокаметpовая Стена змей: на ней изобpажены гигантские змеи, заглатывающие человеческие скелеты. На веpшине пиpамиды в центре гоpода стоит хpам бога Кецалькоатля. Некоторые из вождей тольтеков отождествляли себя с этим божеством.

Слева — рyины пиpамиды бога Кецалькоатля. Пеpнатого змея, почитаемого здесь в образе Утренней звезды. На веpхней теpрасе пиpамиды стоят атланты. Прежде они поддерживали часть свода.

Поднявшись по ступеням на десятиметpовую пиpамиду, посетитель увидит прямо перед собой ряд фигуp, которые получили название атлантов (по имени пеpсонажа греческой мифологии — титана, поддерживающего небесный свод). Это воины, застывшие под тяжестью оpужия, в головных убоpах из оpлиных пеpьев. Их высота — 4,6 метpа, они представляют Кецалькоатля в образе Утренней звезды. Когда-то атланты подпиpали перекрытие хpама.

Многие из скульптуpных рельефов, украшавших это сооpужение, безвозвpатно исчезли, но те, что сохpанились, дают представление о некоторых лейтмотивах его убpанства, — напримеp, изобpажение ягуаpа. Перед хpамом находилось когда-то место общественных собpаний — оно тоже было перекрыто крышей. Некоторые из колонн, на которых она держалась, стоят до сих поp. Подобные колонные залы весьма хаpактеpны для гольтекской аpхитектуры и являются как бы опознавательным знаком тольтекского влияния, который то и дело встречается, напримеp, в Чичен-Ице, древнем городе на мексиканском полуострове Юкатан.

Площадки для игры в мяч — еще один хаpактеpный элемент культуры тольтеков. Они прямоугольной фоpмы и окpужены высокими стенами. Тольтеки игpали здесь мячами из каучука, и эти игры, судя по всему, имели ритуально-религиозный смысл. В Туле можно осмотреть остатки двух таких игровых площадок. Одна из них имеет поразительное сходство с аналогичным сооpужением в Чичен-Ице.

Материальные следы тольтекской культуры свидетельствуют о том, что тольтеки были очень воинственным народом. Они верили, что могут задобрить своих богов человеческими жеpтвоприношениями. В конце Х века их вождь и веpховный жрец Топильцин-Кецалькоатль попытался перестроить жизнь тольтеков на более миpный лад. Это повлекло за собой междоусобицы в госудаpстве, в результате которых Топильцин-Кецалькоатль был побежден и в конце концов вынужден покинуть Тулу. С этого времени в жизненном укладе тольтеков безоговорочно возобладал культ силы. Hо внезапно Тула подвеpглась нападению. Была разpушена Стена змей. Множество зданий в центре города сгорело дотла. Главные тайны Гулы и по сей день погребены под развалинами: целый ряд объектов отреставрирован, но многие еще только ждут, когда ими займутся аpхеологи.

Кецалькоатль и Коpтес

Согласно легенде, котоpая, возможно, опиpается на какие-то факты реальной истории, бог (или вождь?) Кецалькоатль в один прекрасный день исчез. Перед этим он собpал вокpуг себя ближайших своих учеников и уведомил их, что веpнется в определенный день со стороны востока. Предсказанный им срок был уже близок, когда Эpнан Коpтес, испанский завоеватель, со стороны востока прибыл в Мексику. Веpховный пpавитель ацтеков Моктесума II не решился напасть на испанцев, опасаясь, что это будет война против бога. Простые ацтеки тоже не знали, как встречать пришельцев: то ли оказывать им вооpуженное сопротивление, то ли почитать как богов.

Искусство тольтеков

Искусство тольтеков кое-кому может показаться жутковатым. В нем доминирует прославление войны. Этот народ воинов, судя по всему, покорил огромные территории, подчинив себе по меньшем мере 20 городов, включая отдаленную Чичен-Ииу на полуострове Юкатан. Наряду с воинами тольтеки очень часто изображали орлов, пожирающих человеческие сердца, загадочных животных, похожих на кошек, с колокольчиками на шее, и совсем уж невероятных тварей, которых можно назвать змеептицеягуарами. Странные лежачие каменные фигуры, изображающие бога Чак-Мооля, — еще один самобытный мотив искусства тольтеков. Каждая из таких фигур держит на животе блюдо, явно предназначенное для жертвоприношений.


Кецалькоатль — "змей с драгоценными перьями", древнейший дракон Месоамерики. Кецалькоатль, одно из главных божеств Древней Мексики, известен под разными именами: Тескатлипока белый, Ээкатль, "Владыка Дома Утренней Зари", Шолотль.

По версии Ватиканского кодекса, верховный бог в процессе сотворения мира одним дуновением разделил воды неба и земли, а другим дуновением создал своего сына Кецалькоатля. Поэтому Кецалькоатль — дуновение творца — является также Ээкатлем, богом ветра. Раковина в виде пекторали на шее Кецалькоатля издает божественные звуки, когда ветер проходит по ее спирали.

Огромное чудовище Сипактли, разновидность змеи-дракона, некогда обитавшее в космическом пространстве, было разделено богами на несколько частей. Голова превратилась в тринадцать небес, центральная часть — в землю, а из хвоста получилось девять преисподних. Так возникла Вселенная. (стр.26, структура вселенной, "Кецалькоатль").

На 12-13 небе обитают Ометекутли и Омесиуатль — первая божественная пара, "владыка и владычица двойственности". Они причастны к появлению четырех божественных братьев-Тескатлипок, одним из которых является Кецалькоатль — белый Тескатлипока.

"Флорентийский кодекс":

"И тольтеки знали,
Что много божеств на небесах.
"Они говорили, что есть двенадцать божественных уровней.
Есть Истинный Бог и его супруга.
Небесный бог зовется богом раздвоенности
И его супруга зовется богиней раздвоенности,
Небесной богиней, что означает
Он — король, правитель 12 небес".

Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную "во всех своих суставах головами, ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде, чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал". Из богини сделали землю, из ее волос — деревья, цветы и траву, из глаз — колодцы, источники, из рта — реки и большие пещеры, из носа — долины гор, из плеч — горы.

Теотиуакан — город богов, место, где люди становились богами; обитель тех, кто знает дорогу к богам. Легенда говорит о том, что пирамиды были построены великанами для того, чтобы превращать людей в богов.

Храм Кецалькоатля — шестиступенчатая пирамида, высотой 22 метра.

На нем сохранились остатки многоцветья красок, покрывавших его в древности. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из облицовочных плит и красовались по бокам массивной центральной лестницы. Удлиненные челюсти были отягощены клыками, на толстой шее у каждой змеи — венчик из перьев.

Говорят, что когда все еще было во мраке, не было солнца и не наступал рассвет, боги — так говорят — собрались в Теотиуакане. Они говорили: "Кто возьмет на себя обязанность стать Солнцем, принести рассвет?".

Два божества, Нанауцин и Текукицекатль бросились в огонь. Боги долго ждали, пока, наконец, небо не начало краснеть на востоке. Одним из этих богов был Кецалькоатль — бог, с которым связана судьба человечества Пятого солнца. Наконец оно взошло: огромный, раскаленный шар, дающий жизнь.

Мир был создан. Но Солнце не имело устойчивого курса на небе: "когда солнце устремлялось вперед, мир был красным, он раскачивался из стороны в сторону". Один из богов, Ээкатль, ипостась Кецалькоатля, был выбран остальными богами в качестве жертвы, чтобы обеспечить солнцу возможность двигаться. После этого он "поднялся, напряг все свои силы и дунул. И сразу он смог сдвинуть его, и оно отправилось по своему пути".

Когда солнце грозило остаться неподвижным, Тлауискальпантекутли, "Владыка Дома Утренней Зари", выпустил в него стрелу с целью привести его в движение, но потерпел неудачу и сам в свою очередь оказался сраженным стрелой, посланной солнцем. Он был повержен, и с этого времени Венера, утренняя звезда, вынуждена каждый день спускаться с небесных вершин в подземный мрак.

Шолотль — чудовищный пес, брат-близнец Кецалькоатля, планета Венера как вечерняя звезда. Изображается в виде собаки с когтистыми лапами орла. Он небесный посланник, слуга Солнца; в его обязанности входило сопровождать души воинов, погибших на поле боя.

Вместе с Шолотлем Кецалькоатль отправляется в Миктлан, страну мертвых, подземный мир, чтобы раздобыть кости людей предыдущих эпох для создания нового человечества, людей Пятой эпохи.

Известен еще один Кецалькоатль — легендарный правитель тольтеков. Толлан, город Пернатого Змея, представляли местом изобилия и красоты, где возводили дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. "Кецалькоатль был подобен Богу. Ему поклонялись и молились в прежние времена в Толлане, и там стоял его храм — очень высокий, чрезвычайно высокий".

По одной из легенд, Топильцин Кецалькоатль был зачат после того, как его мать Чимальмак (Щит Земли) проглотила изумруд.

Обожествленный отец Кецалькоатля — Мишкоатль, "Облачный змей".

"Кремневый нож, символ Мишкоатля, прорезав небо и коснувшись земли, также превращается в богов, в "бесчисленное число змей густого тумана", то есть в небесные светила и космические туманности, видимые в ночном небе.

Существует две версии кончины жреца и правителя Кецалькоатля. Согласно первой, он разжигает на берегу Мексиканского залива костер и бросается в него, в то время как сердце его вспыхивает и он, поднимаясь в небо вместе с пестрыми птицами, становится "Владыкой Дома Утренней Зари", или Венерой. По другой версии, он строит плот из змей и уплывает по морю в ту страну, откуда пришел, в блаженный край, где пребывают боги.


Цитируемые материалы:
1. Р. В. Кинжалов. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2-х тт.
2. «Мифологический бестиарий», Калиниград, 1999
3. Г. Хэнкок, «Следы богов»
4. Луркер М., «Орел и змея», 1983
5. Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
6. Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
7. М.Галич. «История доколумбовых цивилизаций». М: Изд-во Мысль, 1990
8. М.Стингл. «Индейцы без томагавков». М: Изд-во Прогресс, 1984
9. «Атлас чудес света», М.: БММ АО, 1995

Тескатлипока - одно из центральных божеств в ацтекской мифологии, одним из четырех сыновей Ометеотля (творца мира). Его имя переводится, как дымящееся зеркало. Ацтеки изгоавливали зеркала из обсидиана и использовали их в шаманских ритуалах. Это было разностороннее божество, связанное с ночным небом, ночными ветрами, севером, землей, обсидианом, враждой, властью, прорицанием, магией, искушением, ягуарами, мужской силой и потенцией, войной и соперничеством. Многочисленные эпитеты обозначают различные его аспекты: Титлакауан (Мы его рабы), Некок Яотль (Враг каждой из сторон), Йоуалли Ээкатль (Ночной ветер), Оме Акатль (два тростника), Илюикауа Тлальтикпаке (Владыка Неба и Земли), капризный владыка, сеятель разногласий, «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся» .
В ипостаси Иоалла Ээкатль Тескатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Ицтлаколиуки он - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауальпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли — повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль — бог воин, в последней ипостаси Тескатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма.Тескатлипока изображается с черной кожей, на его лице нанесены желтые полосы. У него обычно отсутствует правая стопа, а вместо неё находится дымящееся обсидиановое зеркало или кость, так как он потерял ногу в битве с чудовищем. Иногда зеркало изображается на груди. В нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё бог видит всё сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Тескатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кецалькоатля, Уицилопочтли и Шипе Тотека.
Особо страшным обликом Тескатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву.
Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом — творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей.

Тескатлипока из Кодекса Борджиа. Обратите внимание на черный цвет кожи, желтые полоски на лице. Передней стопы нет, вместо неё дымящееся зеркало.

Священным животным Тескатлипоки был ягуар. Он сам мог превращаться в ягуара, и тогда он назывался Тепейолотль (Сердце горы) - бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. Пятнистый мех ягуара уподоблялся звёздному небу. Кроме того, с Тескатлипокой связан койот, символ войны и мужской силы. По некоторым мифам, бог превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. В календаре ацтеков Тональпоуалли Тескатлипока покровительствовал дням акатль (тростник). По некоторым данным образ Тескатлипоки восходит к ранним божествам, почитаемым ольмеками и майя, например богу Тохлу, почитаемому Киче майя и являющегося героем эпоса «Пополь Вух». Его имя переводилось, как обсидиан, и он ассоциировался с жертвоприношениями. Бог классических майя К’авил изображался с дымящимся обсидиановым ножом в руке и без ноги, вместо которой была змея. Однако, данные связи не могут говорить о прямом заимствовании. В поздних мифах все 4 бога, создавших мир называются именем Тескатлипока: Тескатлипока - черный Тескатлипока, Кецалькоатль - белый Тескатлипока, Уицилопочтли - синий Тескатлипока, Шипетотек - красный Тескатлипока. В некоторых источниках красным Тескатлипокой называется Кецалькоатль или Мишкоатль. Однако из всех сыновей первого бога именно Тескатлипока был главным. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», труду 1530 года, составленному францисканским монахом, «Был у них и второй сын по имени Йайанке Тескатлипока; он, кто был самым великим и наихудшим, кто подчинил и обладал властью над тремя другими, потому что он был рождён посередине всего, при рождении он был полностью чёрным». «Из этих четырёх сыновей Тонакатекли и Тонакацигулатль, Тескатлипока был тем, кто знал все мысли и был во всех местах и читал все сердца, поэтому его звали Мойокойа, то есть «всемогущий», согласно этой идеи он изображался только как воздух, под этим именем он не был широко известен».

Тескатлипока в образе ягуара Тепейолотль. Кодекс Риос. Итальянская копия ацтекского кодекса 16 в.

Тескатлипока правил первым миром, или Солнцем Земли (его также называют солнцем 4 ягуар - Науоцелотонатиу). Земля была населена расой великанов. Они не работали, не возделывали землю, а питались только плодами. Эти великаны были настолько сильны, что голыми руками вырывали деревья. Но Тескатлипока стал только половиной солнца, и это солнце светило только половину дня. Тогда Кецалькоатль ударил Тескатлипоку своей каменной дубиной, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в ягуара, вышел на землю в гневе приказал ягуарам пожрать всех гигантских людей. Так земля снова стала необитаемой, а вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет. Так окончилась первая эпоха в истории человечества - эпоха Первого Солнца. Это произошло в год 4 Оцелотль. Тогда боги снова создали людей нормального размера. Новым солнцем стал Кецалькоатль (Науээкатонатиу - солнце 4 ветер). При нем люди становились всё менее цивилизованными и перестали почитать богов. Тогда Тескатлипока продемонстрировал свою силу бога правосудия и чародейства, превратив людей в обезьян. Но Кецалькоатль любил этих людей, поэтому он был чрезвычайно огорчен. И он сдул всех обезьян с земли страшными ураганами. Следующим солнцем стал Талалок, бог дождя (солнце - 4 дождь Наукиаутонатиу). Тогда Тескатлипока соблазнил и украл его жену - богиню секса, красоты и цветов Шочикецаль. Тлалок пребывал в печали, так что засуха обрушилась на мир. Мольбы людей о дожде ещё больше раздражали бога, и он не посылал дождя. Однако люди просили о дожде снова и снова. И тогда Тлалок в гневе наслал на землю огненный ливень, пока он не спалил всю землю. Люди превратились в индеек. Новым солнцем стала богиня воды, новая жена Тлалока Чальчиутликуэ (солнце 4 вода - Науатонатиу). Богиня очень любила людей, но Тескатлипока сказал, что её любовь не является искренней, а она удовлетворяет молитвы людей из чувства самолюбия. Богиня была так оскорблена, что плакала кровью на протяжение 52 лет, от чего случилось страшное наводнение и все, кто был на земле утонули, а люди превратились в рыб.

4 солнца на Солнечном Камне

Тогда небо упало на землю. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», «И когда четыре бога увидели, что небо упало на землю, что произошло в первом году из четырёх после завершения солнца, и полился дождь, что было в год точили, они предписали всем четырём провести через центр земли четыре дороги, по которым собирались поднять небо, а для помощи себе в выполнении этого задания они создали четырёх людей; одного они назвали Котемук, другого - Искоакльт, ещё одного - Исмали, а четвёртого - Тенесучи. Когда эти четыре человека были созданы, двое богов, Тескатлипока и Кецалькоатль, затем приняли форму огромных деревьев, Тескатлипока стал Таскакуавильтом, что означает дерево зеркало, а Кецалькоатль - Кецальуесучем, и боги, и люди, и деревья вместе подняли наверх небо и звёзды, прямо туда, где они находятся и сегодня, и в качестве награды за это, Тонакатекли, отец, сделал их владыками неба и звёзд; и когда было поднято небо, Тескатлипока и Кецалькоатль прошлись по нему и сделали дорогу, которую мы теперь там видим, и встретились там, и остались там, и владели там своими домами». Та дорога - это Млечный путь. Далее в том же источнике говорится «После того, как небо было поднято наверх, боги возродили жизнь на земле, которая угасла когда небо упало на землю, а на второй год после потопа, которым был акальт, Тескатлипока изменил своё имя и превратил себя в Мишкоатля, что означает снежная змея, и по этой причине его рисуют среди богов змеёй. В этот год он возжелал порадовать богов и с этой целью добыл огонь из веток и с этого момента получение огня стало обычаем для них, и отсюда пошло получение огня из кремния». После создания пятого солнца, его нужно было питать кровью людей. Для этого прошло две священные войны. «В это время Тескатлипока создал 400 мужчин и пятерых женщин, чтобы иметь в наличии людей для питания солнца, эти люди прожили лишь четыре года, по истечении которых только женщины остались в живых». Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», бог вмешался в историю Тулы. «Этот Цеакальт, будучи правителем Тулы, жил до второго года девятого тринадцатилетия, а за четыре года до этого он построил в Туле очень большой храм и когда он завершил строительство к нему пришёл Тескатлипока, который сказал ему, что по направлению к Гондурасу, в месте, которое сейчас зовётся Тлапалла, для него был построен дом и что он должен отправиться туда и там дожить свои последние дни, и поэтому он должен уйти из Тулы, город, в котором его почитали за бога; на слова Тескатлипоки он ответил тем, что небеса и звёзды поведали ему, что предназначено ему покинуть город в течение четырёх лет. И когда прошли эти четыре года, он ушёл и взял с собой всех масегуалей Тулы, и оставил их в городе Чулула, с этого времени все его жители являются их потомками, а других он оставил в провинции Кускатан, нынешнее население этого места является их потомками, и точно также он оставил в Цемпоале других, осевших там, и он продолжил своё путешествие пока не дошёл до Тлапалы, и в тот же день когда он пришёл туда, он заболел, а на следующий день он умер. С того времени Тула оставалась обезлюженной и без правителя девять лет». Бернардино де Саагун в труде «Общая история о делах Новой Испании» писал о календарном знаке Смерть (Микицтли) «О шестом знаке, называющемся се микицтли, и о его благоприятной судьбе. Говорили, что этот знак был от Тескатлипоки, которому из уважения делали особенно много приношений и жертв, делали праздник и подарки рабам, каждому свои, в их домах. Шестой знак называется се микицтли; говорили, что он был хорошим и частично плохим, т.е. что некоторые дела у него были хорошими, а некоторые плохими, как будет показано ниже. Говорили, что этот знак был от Тескатлипоки. Сеньоры и принципалы были очень преданными этому знаку; делали приношения в его честь и проливали кровь перепелов; делали другие церемонии, каждый в молельне своего дома, и в молельнях кальпулей (тайных сборищах, курганов, насыпей), они это делали из-за знака Тескатлипоки, который был у них мировым Богом-Творцом; в этот день все с набожностью молились и просили, чтобы им снизошло милосердие (сострадание), не только сеньоры, но и воины, купцы, люди богатые, и все те, кто знал, что в ту пору правил знак Тескатлипоки. И говорили, что он был злом, потому что те, кому Тескатлипока дал богатства, также бросал их по причине какой-либо неблагодарности или высокомерию, ими проявленных, и заставлял их смиренно-страстно, плача, умолять его [ниспослать им лучшую долю], и из-за этого ему везде поклонялись, так как говорили, что их дары не оставались такими же, а он переселялся в них, из одного в другой; и говорили, что родившиеся под этим знаком были счастливыми, были честными, если были преданы своему знаку и если приносили покаяния ему, а если этого не делали, то утрачивали свою удачу; и родившихся того самого дня нарекали именем и приглашали к детям, и им давали поесть, чтобы они знали имя, от которого родились и громко оглашали его на улицах. И если родившийся был лицом мужского пола, его называли имением Микис или Йаотль или Сейаотель, или Некок Йаотль, или Чикойаотль, или Йаомауитль; ему давали одно из этих уже названных имен, которые были все от Тескатлипоки, и говорили, что таким образом никто не мог его ненавидеть, никто не мог желать ему смерти; и если кто желал ему смерти, то сам умирал, так как правил этот знак. Никто не осмеливался ни ссориться, ни обижать его рабов; все, у кого были рабы, за день до царствования этого знака, снимали с них кандалы или оковы, в том случае, если те были арестованы, им намыливали головы, их омывали и развлекали, как если бы они были очень любимыми детьми Титлакуана; И хозяева этих рабов повелевали со всей строгостью всем в своём доме, которые не ругали, не доставляли огорчений любому из рабов, и говорили, что если кто-то бил рабов в эти дни, то он сам на себя накликал беду, недуг и несчастье, и он заслуживал быть рабом, поскольку плохо обращался с любимым сыном Тескатлипоки, потому что говорили, что не было более верного друга Тескатлипоки, а последний искал повода, чтобы лишить его того, что Тескатлипока сам ему и дал; А некоторые, терявшие свои поместья, отчаянно бранили Тескатлипоку и говорили ему: «Ты, Тескатлипока, шлюха (букв. Педераст) - насмехайся надо мной и обманывай». И таким же образом делали, когда у них исчезал один раб, или пленный; и если случалось, что раб освобождался и начинал преуспевать, и тот, что был хозяином раба, становился сам рабом, всё это они высказывали Тескатлипоке, потому что говорили, что он сжалился над рабом, поскольку тот умолял его, и покарал хозяина, поскольку он был жестоким с рабами; а тот, который из неволи добился преуспеяния, давал пиры и раздавал ткани своим гостям, и говорили, что это пришло к нему оттого, что он родился под этим знаком».

Тескатлипока (Тепейолотль) и Кецалькоатль. Бурбонский кодекс. Культура Ацтеков

Тескатлипока обычно описывается, как соперник культурного героя Кецалькоатля. Тескатлипока обманным путем напоил Кецалькоатля и заставил его в пьяном виде переспать со своей сестрой девственной жрицей Кецальпетлатль. После осознания случившегося Кецалькоатль сжег себя от позора, а его сердце стало утренней звездой. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Однако Кецалькоатль и Тескатлипока сотрудничали во время создания мира. До этого в мире был только океан и Сипактли - ужасное чудовище, сочетавшее в себе черты крокодила, рыбы и лягушки, в каждом её суставе была пасть. Из её тела Кецалькоатль и Тескатлипока сотворили мир, причём Тескатлипока использовал свою ступню как приманку на неё. Сипактли была разделена богами на несколько частей; её голова превратилась в тринадцать небес, туловище в землю, а из хвоста получилось девять преисподних Миктлана . Далее они создали людей, и те приносили жертвы Сипактли, чтобы её успокоить. По мнению ученых Карла Таубе и Мэри Миллер, Тескатлипока воплощает идею изменения мира посредство конфликта. Согласно поверью Тескатлипока носился по дорогам, подобно ветру ночи, более стремительному, чем дневному, чтобы обрушить свой гнев на пойманного человека. Но если в схватке побеждала жертва, то бог должен был выполнить любое пожелание. По другому варианту, чтобы испытать мужество молодых воинов, Тескатлипока принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший бога, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Специально для Тескатлипоки вдоль дорог выставляли каменные скамьи, чтобы бог мог отдохнуть после своих путешествий. Культ Тескатлипоки ассоциировался с властью тлатоани. Правитель ацтеков уэй тлатоани считался избранником Тескатлипоки. Тескатлипока являлся богом судьбы и рока, а также основой политической власти. При восшествии на премтол Тескатлипоке возносили самые длинные и горячие молитвы. Тлатоани (в переводе, тот, кто говорит) являлся достойным говорить от имени богов Тескатлипоки и Уицилопочтли. Ему возносили длинные благоговейные молитвы во время обрядов, призванных укрепить власть. Он упоминался в речах по случаю восшествия правителя на престол.
Тескатлипока и его символы широко представлены в ацтекском искустве. Тлатоани Тисок не прославился особо успешными военными походами, но приказал создать священный камень, прославляющий его, как покорителя многих городов. На камне изобржены воины, держащие пленников из покоренных государств. Большую часть из этих земель захватили предшественники Тисока, на камне он представлен также победилтелем тех стран, поход в которые закончился неудачей. Все воины на камне изображают Тескатлипоку, так как у них нет одной стопы, вместо которой видны клубы дыма. Сам Тисок также изображен без стопы, но в костюме Уицилопочтли. Этот камень является свидетельством роли Тескатлипоки, как покровителя верховной влати и войны.

Тисок держит пленника. Видны клубы дыма вместо передней стопы. за головой Тисока его иероглиф - нога. Камень Тисока. Культура ацтеков (1481—1486г.)

Воин, представляющий Тескатлипоку, держит пленника. Камень Тисока.

На дне сосуда для хранения сердец, принесенных в жертву людей Оцелотль-куаушикалли изображены 2 скелета с дымящимися зеркалами на ступнях, которые пускают себе кровь из ушей, протыкая их, в качестве жертвы богам. Это изображение, возможно говорит о том, что Тескатлипока олицетворяет умерших правителей исчезнувших цивилизаций, скрытых под личиной богов.

Скелеты, протыкающие себе уши, с дымящимися зеркалами на ногах. Рельеф на дне оселотль-куаушикалли. правление Мотекусомы II.

Тескатлипока изображен на керамической погребальной урне, найденной в Великом храме. Внутри урны обнаружены останки ацтекских воинов, погибших в стражениях против тарасков в правление Ашайакатля, а также ожерелье, наконечник копья и котяной бур. Тескатлипока изображен гтовым к сражению в головном уборе из перьев орла, символа солнца, в руках у него копьеметалка и 2 дротика. Вокруг него - пернатый змей.


Урна с изображением Тескатлипоки. правление Ашайакатля (1469—1481)

Храм Тескатлипоки находился в священном квартале Теночтитлана к западу от Великого храма. По словам Диего Дюрана «Это было высокое величественное здание. 80 ступеней вели на площадку 12 или 14 футов шириной, а за ней было длинное и широкое помещение величиной с большой зал».

Храм Тескатлипоки в Священном квартале Теночтитлана

Кроме того, в городе имелось ещё несколько меньших храмов Тескатлипоки, некоторые из них назывались Тлакочкалько и Уицнауатль. Тескатлипоку также почитали и другие народы, говорившие на языке науатль - жители городов Тескоко, Тлашкала, Чалько и др. В каждом из храмов стояла статуя бога, перед которой курили копал 4 раза в день. Имелась группа жрецов, поклонявшихся Тскатлипоке. Одного из них Саагун называл уицнауак теоуа омакатль, другие назывались кальмека тетеуктин, им можно было съедать жертвенную пищу, предназначавшуюся Тескатлипоке. Другие сопровождали Ишиптлатли, живое воплощение бога, в день его жертвоприношения. Часто родители предлагали своих детей для служения Тескатлипоке, если они часто болели. Эти дети красили кожу в черный цвет и украшали себя перьями перепела, изображая бога.
Школа молодых воинов тельпочкалли была посвящена Тескатлипоке. Считалось, что Тескатлипока воплощал самые похвальные воинские доблести, в том числе, уверенность в себе и храбрость. Тельпочкалли имелась в каждом кальпулли (районе города). Здесь обучались юноши от 15 до 20 лет, обычно, из незнатных семей. Прибывшего в школу юношу отводили к тельпочтлато, заведующему тельпочкалли, и ставили перед священным изображением Тескатлипоки. Затем тельпочтлато произносил речь: «Сюда наш господь помести его. Здесь ты понимаешь, тебе говорят, что наш господь дал драгоценный камень, драгоценное перо, прибыл ребенок. На ваши колени, в кольцо ваших рук мы кладем его. И отныне мы посвящаем его господу, тени ветру, Тескатлипоке и молимся, чтобы он не оставил его. Он будет жить здесь в доме покаяния, где родились воин-орел и воин-ягуар» (Саагун).

Тошкатль

Главная церемония в честь Тескатлипоки называлась Тошкатль и проводилась в пятом месяце ацтекского календаря. Согласно Диего Дюрану, название праздника происходит от слова toxcahuia - увядать от жажды. Ацтеки также использовали название Тепопочтли, что значило окуривание. В Кодексе Теллериано-Ременсис написано «15 мая отмечали праздник этого Тошкатля и украшали храмы весьма разнообразными розами и цветами, потому что в это время обычно в этой стране приходят воды, и поэтому его рисовали вместе с разнообразными розами, различных раскрасок цветами и розами. Они рисовали его ещё и с неким оружием в руке, называвшимся шибатлатличе , а в другой руке круглый щит и колчан стрел , в то время как из под его ног вытекает поток воды, а из него - змея. Значение этой метафоры: что равно как из-за нехватки воды, так и из-за её изобилия, они боялись его. Этому приписывали распри и войны, и по этой причине они ставили ему те знаки отличия в этом месяце, окуривая *inceravano+ образы Тошкатли покатля». Комментатор кодекса пытается объяснить название месяца из имени бога, в честь которого в нём устраивался праздник, однако, такое объяснение, по всей вероятности, ложно: toxcatl означает "засуха", а tezcatl - "зеркало". Приготовления проходили ранее, когда жрецы выбирали молодого мужчину, обычно из военнопленных, чтобы тот стал подобием Тескатлипоки. Следующий год он жил, как бог, носил дорогие украшения и расшитые одежды, золотые колокольчики на ногах. Его головной убор был из перьев орла, браслеты - из бирюзы, сережка в губе - из раковины. Его кожу окрашивали в черный цвет, кроме полоски вокруг глаз. Он имел восемь сопровождающих. Ему преподавали ораторское искусство, пение и игру на флейте. Его торжественно проводили по улицам Теночтитлана. В это время он играл на флейте, курил табак или нюхал цветы, а люди приветствовали его и воздавали ему почести, как живому божеству. У здания Каушикалько он разжигал курительницу с копалом и играл на флейте. Несколько раз он встречался с тлатоани, который воздавал ему ритуальные почести. В месяц Уэй Тоцотцли, предшествующий Тошкатлю, он женился на четырех молодых девушках, которые символизировали богинь Шочикецаль, Шилонен, Атлатонан и Уиштокиуатль и жил с ними двадцать дней. Он проводил последнюю неделю в танцах, пенях и празднествах. За четыре дня до главной церемонии тлатоани закрывался в своем дворце, и воплощение Тескатлипоки, и его четыре жены шествовали через город. На пятый день они на каноэ приезжали к месту Акакильпан. Здесь его и его жен оставляли одних около храма Тлакочкалько (Дом дротиков). Он поднимался на пирамиду, ломая флейту на каждой ступеньке, на вершине жрецы клали его на жертвенный камень, вскрывали ему грудную клетку обсидиановым ножом и вырывали сердце. Тело обезглавливали, а череп выставляли на Цомпантли (горе черепов). Кожу сдирали. Его тело поедали представители знати. В церемонии и поедании мяса участвовал также и следующий военнопленный, который будет исполнять роль бога на будущий год. Предположительно, он надевал кожу своего предшественника. В этот день также приносили в жертву других воплощавших божества людей. Также в жертву приносили цветы, пищу, бумажные знамена. Как только все жертвы были принесены, люди начинали танцевать танец «прыжок тошкатля». Также мужчины танцевали танец «Змея», а женщины - «Жареное зерно». Во время танцев мужчины и женщины играли друг с другом и целовались. После церемонии её участники подвергались ритуальному шрамированию жрецами Тескатлипоки (тлатлаканауальтин). Данный ритуал, демонстрирующие смерть и рождение Тескатлипоки, символизировал смену сезона. Также высказываются мнения, что эта церемония является пиром в честь урожая, призванным обеспечить изобилие кукурузы. По другой версии этот ритуал связывался с верховной властью - тлатоани приносил богу власти тскатлипоке наиболее достойную жертву. Именно в этот день испанцы устроили резню, напав на безоружных празднующих ацтеков. Тескатлипоку также почитали и в девятом месяце на церемонии Миккаильуитонтли (маленький праздник мертвых). Другим праздником Тескатлипоки был Миккаильуитонтли. Праздник всех умерших. Согласно кодексу Теллериано-Ременсис этот праздник отмечался в 9 месяце 3 августа, «В этот праздник совершали жертвоприношения умершим, раскладывая на их могилах еду и напитки, что они совершали с промежутком в четыре года, поскольку считали, что за всё это время души не уходили в место их отдохновения, согласно их обычаю, и потому они хоронили их со всею их одеждой, в нарядах и обуви, потому что они верили, что для того, чтобы добраться до места, куда должны были дойти души, к концу тех четырёх лет они должны были испытать большие страдания, холод и усталость, что должны были пройти через края, заполненные снегом и колючками, и по этой причине, когда умирал какой-либо знатный человек, они убивали вместе с ним одного раба и хоронили его с ним, чтобы тот ему служил».

Тошкатль. Флорентийский кодекс

Праздник Преклонения Омиламието праздновался, согласно кодексу Теллериано-Ременсис, в 12 месяц второго октября «Праздник Тексатлипоки и остальных спутников. В этом месяце обычно воды превращаются в лёд и приходят морозы, и потому говорят, что |это| праздник славного сеньора Франсиско, поскольку в него он выпадает. У них есть недоброе предсказание о нём, потому что в это время у них вымерзают их плоды и поэтому они рисуют этот месяц, предвещающий беду, как и май - с теми же самыми знаками отличия. И они рисуют эти следы от ноги |идущие| через месяц, чтобы дать понять, что воды уже остались позади. Этот Тескатлипока - тот, кто появлятеся людям на холме зеркала, как они говорят, и это тот, кто обманывает Кецалькоатля. Кающийся грешник; этому Тескатлипоке оказывалось большое почтение, потому в честь этого зажигали лампады в церквях или огни ему. Этому, когда совершали какое-либо поклонение, говорили: «О Владыка, чьими рабами мы являемся, предоставь нам это». И потому они называют этот меньший праздник преклонения». Тескатлипоку почитали на церемонии Панкетцалицтли (подъем знамен) в 15-м месяце, согласно кодексу Теллериано-Ременсис, 1 декабря. «Панкетцалицтли переводится как «поднятие знамён», потому что в этом месяце каждый ставил над своим домом бумажный флажок, и полководцы и воины приносили в жертву некоторых людей, захваченных на войне, которым давали равноценное оружие, с помощью которого они бы защищались и так сражались с ними, пока их не убивали. В этом месяце Мешики устраивали праздник своего первого полководца, которому поклонялись как богу, коего называли Уитчилопочтль, а провинция Чалько приносила жертву своему полководцу Тескатлипоке, называвшемуся таким именем. В этот месяц устраивался праздник сдобы и было это таким образом, что они готовили большую сдобную булку из семян лебеды, называемую цоалли - сладости из маисового теста с сахаром и какао в виде шариков, и мёда, а затем освящали её на свой лад, и крошили её, и главный жрец бросал её в несколько очень чистых сосудов и брал один шип магея и с его помощью с большим благоговением доставал одну крошку из тех, и клал её в рот каждому из индейцев, вкушавших наподобие причастия».

Согласно «Хроникам Куаутитлана» - анонимного источника времён испанского завоевания, записанного латиницей на языке науа, Се Акатль Топильцин с девятилетнего возраста посвятил себя служению Кецалькоатлю . Затем он стал верховным жрецом этого бога и при поддержке покорённых государством тольтеков народностей и тольтекской оппозиции - правителем Толлана. Кецалькоатль предложил ослабленному постоянными военными конфликтами тольтекскому обществу программу преобразований, основанную на принципах «тольтекойотля» («тольтекского духа») - этико-политического учения, предлагавшего создание единой культуры на основе соединения традиций тольтеков и покорённых ими народов, а также цивилизационных предшественников, в первую очередь Теотиуакана. Тольтекойотль призывал к труду, веротерпимости, недопустимости дискриминации по этническому признаку, личному спасению через самосовершенствование и т.п. Кецалькоатль также провёл военную реформу, заменив старых командиров собственными выдвиженцами, чтобы обезопасить своё правление для совершения социально-политических и религиозных преобразований.

Сравнительно мирное правление Кецалькоатля было ознаменовано экономическим подъёмом. Столица государства Тула превратилась в преуспевающий город с населением более 40 000 человек и превышала по размерам любую западноевропейскую столицу XIV века. Символом преобразований стал новый храм в Туле, посвящённый «Утренней владычице» (планете Венере), считавшейся воплощением «Пернатого змея». Храм состоял из четырёх помещений, размещённых по сторонам света. Западное было оформлено бирюзовой мозаикой, восточное - золотыми пластинками, южное - морскими ракушками, северное - яшмой и красными камнями. По аналогии с ним ещё один храм бога Кецалькоатля был украшен разноцветными перьями: синими – западный отсек, жёлтыми - восточный, белыми - южный, красными - северный.
Прогрессивные преобразования Топильцина Кецалькоатля встретили отчаянное сопротивление консервативно настроенных жрецов традиционных культов. Жрецы Титлаукана даже возглавили заговор против него.
Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль правил 20 лет. В 52-летнем возрасте он навсегда покинул Тулу в сопровождении нескольких тысяч своих последователей. Согласно Бартоломе де Лас Касасу, в 968-987 гг. он вместе со своими последователями высадился на п-ове Юкатан и к 1027 г. завоевал все еще существовавшую там империю майя, взяв себе имя Кукулькан. Ему подчинялись двадцать вождей тольтеков. Диего де Ланда описывает предводителя завоевателей как человека «добродушного, без жены и детей, почитавшегося после своего исхода из Мексики как бог». Однако, по свидетельствам майя, Кукулькан, скорее всего, был не Топильцином Кецалькоатлем, а кем-нибудь из его ближайших преемников, перенявших его титул.

В храме войны в Чичен-Ице обнаружены фрагменты фресок, изображающих сражение между краснокожими воинами и белыми людьми с большими бородами и шлемами на головах.

Почему Кецалькоатль покинул Америку?


Почему Кецалькоатль – «человек» покинул Америку, до сих пор остается загадкой. Многие современные трактователи легенд тольтеков и ацтеков сходятся во мнении, что он не без помощи Тескатлипоки (Титлаукана) погряз в грехах и, нарушив введенные им же порядки и принципы, не мог больше править избранным им народом.
Другие исследователи считают, что активное выступление Кецалькоатля против жертвоприношений самому себе (в смысле богу) и, в особенности, другим богам, было встречено «в штыки» жрецами и, в конце концов, вылилось в массовый заговор против него со стороны последователей этих богов. В доказательство этому иногда приводится факт, что после ухода или изгнания Кецалькоатля у ацтеков возродился обычай приносить ему человеческие жертвы. При этом речь всегда шла о представителях знати, которых для осуществления ритуала жертвоприношения тайно душили.
Правда, существует и другое мнение на этот счет - это варварство возникло не из-за того, что жрецы возродили старый культ, а из-за полного искажения идеи Кецалькоатля
«человека». Он предлагал принести в жертву собственную волю, а не тело. Именно живая душа человека, по мнению бога, должна была отойти от земной жизни и обрести единение с божественной космической волей, чтобы дать настоящую пищу существованию Вселенной.

***

Кем были белый бородатый бог ацтеков Кецалькоатль и белокожий правитель тольтеков Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль? Были ли они одним и тем же человеком или человекоподобным богом, который появился сначала в Шочикальпо, потом в Толлане, Чичен-Ице, Ацтлане и, наконец, в Теското? Или это были разные «люди» одной эпохи , которые оставили следы примерно с 700 гг. (а по данным Диего де Ланды с 1000 гг. до н.э.) до 1300 гг. в разных местах Американского континента, а, возможно, появились там еще раньше.

Читайте мою работу на эту тему «

Одним из самых популярных богом народов Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н.э.) был Кецалькоатль «змея, покpытая зелёными пеpьями», «драгоценный отец змей, сметающий дороги» или попросту «пернатый змей» . Он был неким сказочным гибридом райской птицы (кецаль) и змеи (коатль) и считался богом - твоpцом, владыкой стихий и создателем человека.

Создание Кецалькоатлем миров и людей


Согласно космологическим представлениям майя и ацтеков, Кецалькоатль, так или иначе, принимал участие в творении в каждой из пяти мировых эпох (и ), управлял Второй эпохой и создал (по некоторым мифам, с помощью богини Земли Сиуакоатль) людей последней, Пятой эпохи из костей обитателей предыдущих эр, собранных в подземном мире – Царстве мертвых.

По представлениям майя и ацтеков, Вселенная, созданная Кецалькоатлем и Тескатлипокой, прошла четыре эпохи (этапа или эры) развития. Первая эпоха («Четыре ягуара»), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда Землю. Во второй эпохе («Четыре ветра») Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эпоха («Четыре дождя») закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эпохе («Четыре воды») Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эпоха («Четыре землетрясения») с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Вот как это было по несколько отличающимся друг от друга мифам майя и ацтекской рукописи «Легенда о Солнцах » (1558). Кецалькоатль спустился в подземный мир – Миктлан (9-ю Преисподнюю) к владыке царства мервых Миктлантекутли и его жене Миктлансиуатль за костями умерших. Миктлантекутли сначала разрешил ему взять кости, но потом неожиданно передумал. Кецалькоатль (с помощью своего двойника) все-таки собрал их (бросился бежать) и сделал из них две вязанки в одной были кости женщин, в другой - кости мужчин. Тогда Миктлантекутли велел богам подземного мира вырыть яму (преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца). Кецалькоатль споткнулся, упал в яму (на кости) и переломал кости (их обклевал перепел). Дальше, по одной из версий, он с трудом ускользнул из Преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей , но так как сломанные кости были разных размеров, мужчины и женщины получились разными по росту.
По другой версии, двойник Кецалькоатля собрал кости и отнес их в Тамаончан
страну блаженных . Туда пришла богиня Сиуакоатль, смолола кости и положила их в драгоценный сосуд. Затем Кецалькоатль пролил на них кровь из своего детородного органа. Другие боги - Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок вместе с Кецалькоатлем совершили обряд покаяния. Они воскликнули: «О боги, родились масегуали (простолюдины), потому что ради вас боги совершили покаяние». Таким образом, было образовано современное человечество.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.