Какие литературные приемы использовал поэт суриков детство. Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство. Из сердечной мглы"

В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство». Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

Воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно.
Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части

Рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.


Проверка домашнего задания

Викторина по сказке

В. Одоевского

«Мороз Иванович»


Иван Захарович

Суриков

1841 -1880


Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новоселово, расположенной в Ярославской губернии.

Отец имел небольшую лавку в Москве.

Семья жила бедно, еле сводила концы с концами.

Ярославская губерния


"Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы".


Иван Захарович Суриков

«Детство»


Работа по учебнику

Страница 143


- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? - Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.


Кубарем качуся крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Лапти быстро, стремительно

Приспособление для ручного прядения

Подставка для лучины, освещавшей жилище


Кубарем качуся – быстро, стремительно (кубарь- деревянная детская игрушка, похожая на волчка.)







Правила выразительного чтения:

- после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,

- чётко и ясно проговаривать слова,




  • С каким стихотворением ознакомились на уроке?
  • Чем отличается ваше детство от описанного в

стихотворении?

  • Чему учились сегодня на уроке?

Педагогические задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Новокрымская школа»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова

« Детство».

Учитель начальных классов

Дмитриева Екатерина Евгеньевна

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Педагогические задачи:

Способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребёнка, развитию творческих способностей, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения; ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

Обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

Развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;

Формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Ход урока:

  1. Организационный момент .

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

  1. Речевая разминка.

(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлками прошлась. Д. Кедрин

Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

Прочитаем с интонацией удивления, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, весело.

А теперь прочитаем стихотворение выразительно.

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.

1 . Выгляну в оконце

Лежит белое Су конце

4. Гуляет в поле,

Всю зиму лежит, Да не ко нь.

А весной убежит. Летает на в оле,

Да не птица.

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна п
р идёт -
Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)

  1. Биография поэта.

Учитель: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

5.«Настройка» на восприятие:

Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).

Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.

(иллюстрация)

Посмотрите на картину. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

Что вы видите?

(Дети катаются с горки)

Похожи ли дети на вас?

Что случилось с мальчиком?

(Он упал с санок)

Какое у него настроение?

(веселое, грустное, радостное, счастливое)

Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

(«Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).

Какой из заголовков наиболее удачный?

Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

6. Словарная работа в парах. Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно. В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем зелёные кружочки.

7. Физминутка

8. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на странице 72. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

А где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

- Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?

Дети. - Мальчик был счастлив.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).

- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

Как можно озаглавить эту часть?

Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

10. Подведение итогов:

Временная аналогия .

Учитель. Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в селе эти условия счастливого детства?

Все: Да, осуществилась.

Какое у вас детство?

Можно ли его назвать счастливым?

Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.

10 . Домашнее задание . (Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).

Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.

11. Рефлексия.

Оценка - кружочек.

Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, зелёный.

Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите зелёный кружок, если не все запомнили и поняли – красный.

12. Итог урока . Напутственное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину.

Закончить урок я хочу пожеланием: Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им. Не изменяйте детской вы мечте.

Стремитесь к счастью, к красоте.

Приложение:


У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний.

Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям Суриков, автор стихотворения «Детство». В этом произведении раскрывается мысль о том, что когда ты мал и юн, каждая мелочь может показаться тебе волшебством и необычным явлением. Именно потому детство – прекрасная пора, воспоминания о которой надо хранить, так как никогда свет не бывает так ярок и красочен, как в детстве. Любой маленький человечек найдет в своем следующем дне – что-то новое и интересное, что будет для него открытием. Суриков в стихотворении «Детство» показывает, что никто никогда не был точен и уверен в своем первооткрывании какого-то явления, как малыш.

Стих поделен на несколько этапов. Первая часть раскрывает читателю красоту природы зимой, и что она – для природы в целом. Вторая же часть раскрывает, какая у зимы большая роль в жизни каждого человека. И дальше описывается, что роль эта и правда большая и очень важная. Ведь зимой можно столько всего сделать. Когда читаешь стихотворение в начале, можно заметить, что все довольно бодро и по-боевому написано, но дальше - строчки написаны немного с грустной интонацией. Вообще, в целом, стих довольно большой. Каждый куплет имеет четыре строки, поэтому читается удобно и рифмовано.

Анализ стихотворения Детство по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

    Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины

  • Анализ стихотворения Еще вчера, на солнце млея Фета

    Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

  • Анализ стихотворения Пророк Некрасова

    Некрасов в своём произведении Пророк воспевает настоящие ценности жизни такие как: свобода и праведность, достоверность и согласованность. Стихотворение наполнено мотивами подлинного христианина

  • Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

    Произведение имеет философскую направленность, свойственную всему творчеству поэта, и в качестве прототипа основного персонажа стихотворения использует сибирскую лайку, собаку

  • Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

    Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.


Каждому человеку дорого своё детство, место, где он провёл это детство. Много лет назад, в 1866 году замечательный поэт И.З.Суриков написал стихотворение "Детство" . Оно уносит нас в деревню, где есть снег, где дети весело катаются на санках и летят "кубарем" с горы. Главная тема лирики Сурикова - это деревенский быт, жизнь простых крестьян, а ещё он очень много стихов посвящал природе, временам года и больше всего любил осень.

А теперь давайте вспомним это замечательное стихотворение и окунёмся в атмосферу "суриковского" детства:
Вот моя деревня:

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнёшь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку -
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке...
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

(1866)

Новые записи: (11)
(15)
(8)
(2)
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.