Хобби, творчество, кулинария. Рисование. Зачем, почему и кому это всё нужно? Они меньше подвержены внешнему давлению

Эссе

«Мое педагогическое кредо»

Составитель:

Преподаватель изобразительного искусства

Муниципального образовательного учреждения

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» пгт. Ленинское

Шабалинского района Кировской области

Носкова Ольга Сергеевна

2011

Я хочу спросить вас: «Любите ли вы рисовать?» Знаю, что не все взрослые ответят на этот вопрос одинаково.

Но если вы спросите об этом ребенка, то ответ будет всегда «Да!»

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжета композиции; рисует вообще все. Что слышит и знает, даже запахи. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны и час, и два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, быстро заполняя листы бумаги рисунками. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верным рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Но во всем мире дети проходят одни и те же стадии развития рисунка: от каракуль до головоногов и далее.

Почему же так: все мы любим рисовать пока еще дети, а когда вырастаем, этот навык пропадает? Не потому ли, что навык рисования вовремя не развился, никто не научил нас правильно пользоваться карандашом и красками. Другими словами у нас не получилось, и мы потерпели неудачу.

С самого детства рисование было моим самым любимым занятием. Сколько себя помню, я рисовала всегда и везде: на стенах, на полу, на книгах, в тетрадях, на руках и ногах, но на уроках рисования почему-то едва дотягивала до «4». Но все равно рисование доставляло мне много радости.

Мне повезло, желание творить не пропало бесследно. Я продолжаю заниматься изобразительным искусством сама и учу этим премудростям детей. Но я не просто учу их рисовать, а учу рисовать думая. Мое педагогическое кредо – научить рисовать можно каждого, если вложить в это своё умение и душу.

В своей работе я опираюсь на 3 основных принципа:

1. каждый ребенок уникален.

Каждый ребенок уникален, располагает собственным опытом, имеет исходный уровень психического и физического развития.

В своей практике мне приходилось сталкивать с мнением, что художественное творчество это удел одаренных, способных детей. Хотя каждый ребенок с рождения обладает способностями к творчеству и при обучении способен создать такие рисунки, которые по праву можно отнести к истинным произведениям искусства. А с каким вдохновением сами дети принимаются за работу, с восторгом воспринимают свои достижения, как их захватывает процесс работы!

Но бывает и по-другому. Когда ребенок отказывается рисовать, отталкивает краски, замыкается, мотивируя: «Я не умею!» Мне приходилось сталкиваться с такой ситуацией не раз. Здесь скрываются детские страхи перед оценкой окружающих, ведь очень часто мы можем услышать даже от родных людей: «Ну и мазня!» Этого может быть вполне достаточно, чтобы распрощаться с рисунком навсегда и добавить комплексов, которые перейдут и во взрослую жизнь. Причины могут быть и другие: навязывание определенных штампов («рисуй только так и не иначе»), однообразие (многие люди помнят с уроков рисования только свободные темы), не возможность самовыражения ребенка.

Из своего опыта знаю, что важно не навязывать стереотипные представления, которые не побуждают к творчеству, а ограничивают фантазию, надоедают.

Поэтому важно признать индивидуальность, самобытность каждого ребенка, наделенного своим неповторимым опытом, являющегося личностью. Главное, нужно искренне верить, что каждый ребёнок уникален, верить в безграничность его возможностей,- говорил Амонашвили.

2. взаимодействие.

Детская душа - это тайна, которую надо уметь разгадать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме, откровенно заявляет о себе!

Ребенок изображает самые разнообразные события из своей жизни, опираясь на свой запас знаний.

Рисуют дети с таким увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь излишне. Конечно это не так. Интерес взрослого к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем помогают ему понять, как действовать дальше, как совершенствоваться.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в детском возрасте занятия изобразительной деятельностью. Важно строить свое взаимодействие с учеником так, чтобы он верил себе, и получал удовольствие от творчества.

Поэтому мой урок гибок. Он зависит от самих учащихся, от того, куда поплывет, как на волне, наше воображение и творчество. А я, как капитан, направлю наш корабль в нужное русло. Наши занятия всегда проходят в доброжелательной, эмоционально – благополучной обстановке, каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно и непринужденно, чтобы ничто не мешало раскрывать ему свои художественные способности, выразить свой творческий потенциал.

3. творчество

Меня уже давно привлекают нетрадиционные методы рисования, как способ развития воображения и творчества детей, позволяющий избежать шаблонности в изображениях. В процессе рисования возникает естественный интерес к технике рисования, к используемому материалу, а в дальнейшем дети и сами могут ориентироваться в материалах и способах, выбирать их для своей деятельности. С моей стороны требуется отвести мышление ребенка от стереотипных образов, направить фантазию в нужное русло. Вот так появляются неповторимые работы, выполненные вдохновенно, с детской чистотой мысли и непосредственностью мышления.

В любом рисунке, даже самом на наш взгляд неудачном, выполненном вразрез всем правилам и законам можно увидеть что-то неповторимое, интересное. Был у меня случай на уроке, когда девочка смяла свой неудавшийся рисунок и со слезами отказалась продолжать работу. Я развернула работу, наклеили ее на картон, и получилось что-то необычное, совершенно новое. Так я открыла для себя технику рисования на мятой бумаге. Детям лучше внушить: в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только собственный путь. Рисовать можно где угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… на газете, на досочке, камне…важен сам процесс и вера в собственные силы. Ведь только в творчестве возможна полная реализация личности.

Я педагог! И считаю, что все в воспитании и общении с детьми должно идти от сердца. Подчас это сложно. Мы разные, дети не одинаковы. Но я нахожу удовлетворение и радость от общения с ними. Ведь ребенок «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Хорошо если бы в пути каждого ребенка сопровождали люди чуткие, внимательные, добрые, которые бы не расплескали чистую душу ребенка, а обогатили ее.

Свой долг педагога я вижу в том, чтобы пробудить у детей живой интерес к миру, желание эмоционально отображать окружающую их действительность. И самое главное научить ребят думать и творить думая.

Вот мир – и в этом мире Я.

Вот мир – и в этом мире МЫ.

У каждого из нас своя стезя.

Но по одним законам мы творим.

Пусть долог путь и труден хлеб творца.

И хочется порой слабинку дать.

Но уберешь ладони от лица.

И снова даришь сердце. И опять.

Любовь и знания как добрые друзья.

К нам запросто заходят на урок.

И светом озаряет ребятня.

Всех нас, пока не прозвенит звонок.

Мы созидаем. Мы творим не зря.

Мы отдаем частицу знаний тем,

Кто выступает «потребителем» пока,

Чтоб «созидателем» расти затем.

(Волчинская Л.С.)


Далеко не каждая мама согласна мириться с брызгами краски, пластилином на ковре или дорогом паркете, крошками соленого теста по всему дому, рисунками на обоях… А клей на одежде, обрезки, оставшиеся после аппликации – это вообще кошмар! Стоит только родителям несколько раз нелестно высказаться при ребенке о его творчестве, и можно вычеркнуть рисование из разряда любимых занятий. Таким родителям хочется прокричать: «Что же вы делаете?».

«Мой ребенок никогда не будет художником», — парируют многие мамочки. С этим нельзя не согласиться: не все должны быть художниками, но нельзя забывать, какую пользу приносит рисование в формировании личности ребенка, его индивидуальности.

Я не навязываю никому свою любовь к рисованию и занятиям творчеством вообще, но, наблюдая за детьми разного возраста, общаясь с родителями, пропагандирующими различные убеждения, делаю выводы о том, что детский рисунок, как лакмусовая бумажка, отражает все, что творится в душе маленького (и не очень маленького) ЧЕЛОВЕКА.

Исследователи детского творчества заметили, что рисовать любят, как правило, ВСЕ дети, но к 10-15 годам этот интерес постепенно угасает и без специального обучения сходит на нет.

Но такое может случиться и раньше, не дожидаясь, пока юному «бывшему художнику» стукнет десять. Почему?

Что нужно сделать, чтобы ребенок НАВСЕГДА потерял интерес к рисованию?

Маленькая оговорочка: отбить у ребенка охоту интересоваться Прекрасным, рисовать, лепить и творить что-то своими руками ОЧЕНЬ сложно, но можно. Почаще выполняйте то, о чем написано ниже и вредные советы сделают свое дело.

Как только ваш малыш протянет ручки к карандашу или потянется за кисточкой, которой вы пять минут назад красили забор, тут же накричите на него (погромче и пострашнее), чтобы желание прикасаться к рисующим материалам у него навсегда пропало. А еще лучше – накажите его так, чтоб надолго запомнил. Отшлепать хорошенько – и никакого настенно-вандального творчества НИКОГДА больше не будет, искореним прямо в зародыше.

Рисуя на стенах, мебели и в прочих «недозволенных» местах дети «метят» территорию.

Как только малыш посягнет на вашу «венецианку» на стенах или дорогие немецкие обои в детской ВДРУГ станут неузнаваемы за наскальными рисунками маленького экспериментатора, примите строжайшие меры: крик, наказание кнутом и никаких пряников на десерт!

Ребенку до 7 лет, по мнению психологов, просто необходимо рисовать на вертикальной поверхности, так он лучше воспринимает окружающий мир.

Отведите ребенку специальное место для творчества в самом дальнем углу квартиры, где он ничего не сможет испортить. Наденьте на него специальную одежду и выделите такое время, когда вся семья спокойно сидит где-нибудь в общей комнате и занимается чем-то интересным, вроде просмотра семейной комедии или игры в детскую монополию. Раз уж ЭТОТ художник так хочет порисовать – пусть себе рисует, только так, чтобы никому не мешал и ничего не пачкал.

Малышу хочется творить там, где собирается вся семья, ему должно нравиться его рабочее место.

«Случайно» забудьте на шкафчике в раздевалке детского сада «мазню» маленького Творца или «на автомате» запихните в сумочку ШЕДЕВР, который ребенок с таким старанием создавал на занятии. Самый действенный вариант — просто выбросить по дороге (а ребенок так хотел папе показать, какой букет он для мамочки нарисовал) то, что малыш лепил, клеил, рисовал.

Регулярно повторяйте, что ТАК не бывает, ТАК не рисуют, ТАК неправильно. Маленький художник навсегда запомнит ваши обидные слова и больше НИКОГДА не рискнет экспериментировать и пробовать, боясь сделать НЕ ТАК.

detsky-mir.com

В присутствии ребенка скажите о его рисунке примерно так: «Вот мазня моего сына, посмотрите, какую синюю собаку он нарисовал. Разве так бывает?».

Никогда не помогайте ребенку делать домашнее задание по рисованию, трудам и другим «бесполезным и ненужным» предметам. Всякий раз, когда ребенок потянется к карандашам и краскам, призывайте его заняться чем-нибудь поинтереснее и поважнее, например, помыть посуду или пропылесосить.

Если ВДРУГ ваш ребенок заикнется о поступлении в художественную школу или ВУЗ, закатите глаза, прикоснитесь правой рукой к ёкнувшему сердцу, левую руку демонстративно поднесите ко лбу… Короче, имитируйте сию секундное исчезновение с лица земли, ведь быть матерью художника – это не для вас.

Если ваш ребенок рисует все, что видит, часами просиживает за мольбертом и забывает пообедать, увлеченно рисуя натюрморт из суповой тарелки и торчащей из каши куриной ножки, упрекните его в лени, ничегонеделании и вообще… Лучше бы он с отцом на дачу поехал, там от него и то толку больше.

Найдите такого педагога, который и рта не даст открыть без разрешения. Пусть научит ваше чадо рисовать так, как великий Малевич или Пикассо. И пусть только попробует не научить! Вы три шкуры с него… Короче, контроль и еще раз контроль! Никакой свободы самовыражения и попусту потраченного на размышления времени.

Серьезный разговор…

Итак, Вы наверняка уже поняли, что есть разные причины, объясняющие, почему ребенок, вроде любящий рисовать ВДРУГ теряет интерес к этому виду деятельности. А виноваты в этом в первую очередь родители или нерадивые педагоги.

Для того чтобы рисование, лепка и другие виды творчества были для ребенка любимыми и желанными занятиями, он должен чувствовать себя счастливым и успешным.

Если взрослые часто критикуют детские работы, навязывают свое видение мира, свои изобразительные штампы, техники, ругают за испачканную одежду или мебель у ребенка постепенно пропадает вера в собственные силы, малыш закрывается в своей раковине, перестает рисовать, чтобы не растерять остатки созданного им собственного мира. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается.

Уважаемые читатели! Думаю, что все вышесказанное не о вас. Вы, конечно, восхищаетесь работами своего маленького художника, неизменно хвалите его рисунки, радуетесь вместе с ним успехам и открытиям, выcказываете искреннюю заинтересованность его фантазиями и придумками.

Мы с детьми часто рассуждаем на тему «если я не хочу стать художником, зачем я учусь рисовать». Вопрос этот очень важный и над ним полезно подумать не только детям, но и родителям. Мы находим очень разные ответы, например, самый простой - «чтобы уметь нарисовать то, о чем я думаю» или «чтобы, когда я вырасту, рисовать своим детям красивые картинки».

Я решила написать эту статью и немного порассуждать, зачем рисовать, почему это нужно, даже если художником ребенок быть не планирует.

Дети задают вопросы о людях разных специальностей, для которых уметь рисовать вроде бы не так важно, но тут, оказывается, не всё так просто. Рисованием и живописью занимаются люди многих профессий и дело тут не только в профессиональной деятельности или художественной одарённости, которая, кстати, изначально есть у всех. Рисование развивает качества, нужные как учёному, так врачу, поэту, писателю, рабочему, фермеру, ведь познание и восприятие действительности в основном происходит посредством зрения. Именно зрение несёт человеку информацию о форме, цвете предметов и окружающем мире в целом. Изначально наши мысли образуются с помощью картинок-образов.

Итак, немного конкретнее о том, какие качества развивает рисование.

Во-первых, способность видеть - вырабатывается точность зрения, развивается наблюдательность. Человек видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях. Очень полезное качество и для врача при постановке диагноза больному, и для учёного в научном исследовании, и механика в наблюдении за работой механизмов, и в других видах деятельности.

Во-вторых, развивается координация между рукой и глазом. На уроках рисования мы учимся передавать с помощью карандаша или кисти то, что видит глаз. Так учимся достигать точности в управлении движением руки. Это качество необходимо и шофёру, ведущему машину, и рабочему, управляющему станком, и хирургу, делающему операцию.

В-третьих, рисование развивает фантазию. А это качество пригодится даже в науке, ведь в начале многих открытий и изобретений была лишь фантазия.

Кроме этих качеств, улучшается визуальная память, понимание окружающего пространства, мелкая моторика. Рисование дает возможность научиться видеть вещи и предметы с разных сторон, глубже и более детально.

Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения

Здравствуйте, можно сказать, что подобное наблюдается с детства, возможно связано с астеническим расстройством.Что бы я ни делала я ко всему быстро теряю интерес. не хожу на курсы рисования, калиграфии. с одной стороны хочется, с другой, получится как с йогой. я в итоге бросила, платили раз в полгода, в последний раз внесла 32000, но даж это не послужило стимулом. я перестала ходить. пропал интерес.
скажу так этот самый интерес жив, пока дело вызывает во мне хоть какие то чувства. нет чувст нет интереса.нет желания.
как связано с астеническим расстройством? может и не связано, но есть ещё одна составляющая. нужен результат деятельности. чем быстрее, тем лучше. не хватает терпения пройти путь. если иду в художественный кружок, значит через месяц МАКСИМУМ!! я должна рисовать нормально и красиво и так во всём. поэтому и хобби нет. и интересов. куда спешу? успеть...пока интерес не пропадёт. если что то сразу не получается так же теряю интерес.

Алена! Возможно ваша психика таким образом старается защититься от неудач, т.е. вас психика защищает от основного чувства - несостоятельности и неполноценности (как это не парадоксально звучит).

Т.е. вы волевым усилием и так называемым интересом хотите и можете себя заставить что-то делать, но не достигая быстрых результатов внутренне убеждаетесь, что вы не стали уметь рисовать, не получается выполнять высшие позы йоги и вы не становитесь более успешны в этих видах хобби. А раз вы не достигли результата, который подтвердил бы вашу состоятельность и полноценность быстрым способом, то единственный способ не убеждаться в этом - уйти и утратить интерес. Это как версия.

Но штука в том, что этот механиз явно даёт сбой. Это и про личную жизнь, и про карьеру и про хобби. Механизм защиты от собственных неудач вот такой у вас - проще вообще ничем не заниматься и ничего не делать.


этот самый интерес жив, пока дело вызывает во мне хоть какие то чувства. нет чувст нет интереса.нет желания

Приходите в психотерапию - и будем работать с вашими чувствами, переживаниями - учиться их понимать и осознавать. Это - очень интересный - "путь к самой себе".

А вообще конечно ваша ситуция вызывает предположение об определённой динамике - "ваш перфекционизм ставит завышенные требования, которые практически невозможно выполнить - и вы достаточно бысторо "обламываетесь", теряя мотивацию и желание чего-то делать".

Такие проблемы решаются в рамках "лечения разговором" - работы с психологом.

Обращайтесь, могу вам в этом помочь!

Алена, здравствуйте!

Несколько причин может быть для этого, и невозможно угадать какая из них ваша. Астения тут не причем. Астения скорее не причина, а следствие вашего низкого жизненного статуса. Потому что, я предполагаю, что у вас нет интереса не к предметам, а к жизни в целом. Вас словно не «заразили» радостью жизни. И вы правы, это случается в самом раннем детстве. Вам здорово может помочь психоанализ, этот метод наилучшим образом исследует ранние детские конфликты.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.