Джузеппе арчимбольдо картины. Жзл (джузеппе арчимбольдо. гений овощных портретов и цветочных метаморфоз). Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником


Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов


Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей


"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" - из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"


Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин


Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе


Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий


"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль


Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами


Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов


В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок


Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта


В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику


Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире


Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.

Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар

Библиотекарь, понятно, — книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

Автопртрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.

Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.

Лето

"Осень" изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.

Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...

Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.

Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

Верхоланцев М. М. Арчимбольдеска

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

На старинной гравюре, которая считается "автопортретом" Джузеппе Арчимбольдо (1527 - 1593 гг.) в правом углу виднеется надпись, которая якобы принадлежит самому художнику.

Надпись гласит:
"Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством".

Всю поверхность листа занимает изображение огромной скалы, которая сверху поросла густым лесом и кое-где виднеющимися домишками; мост вздыбился поперек скалы, под мостом - поднятая решетка, она открывает дорогу потоку воды, который мчится из-под скалы.

Всматриваясь в изображение, зритель начинает замечать, что постепенно скала превращается в лицо человека, где плоские дома - глаза, поднятая решетка - рот, вздыбленный мост - усы, древняя башня - нос, деревья - волосы. Заинтригованный зритель желает познакомиться с автором.

Сохранился лишь один автопортрет Джузеппе Арчимбольдо, который был написан в 1570 году (его местонахождение неизвестно), если не брать в учет рисунка пером, который хранится в Народной галерее в Праге.

На "Автопортрете" лицо мыслителя, философа, человека большого интеллекта. Высокая шапка ученого, густая борода с проседью, пристальный, проницательный взгляд - все обличает яркую, незаурядную личность.

Император Священной Римской империи Рудольф II, возвел художника Арчимбольдо в титул пфальцграфа в 1592 году.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году в Милане. В 22 года он уже вместе со своим отцом Бьяджо работает как художник, украшая миланский собор.

Арчимбольдо расписывает в 1551 году пять гербов, которые Милан преподнес королю Богемии Фердинанду I.

Отец Арчимбольдо дружил с семьей Луини (живописцы), хранивших рисунки и рукописи Леонардо. Поэтому Джузеппе имел доступ к работам великого флорентийца. Эти работы поразили Арчимбольдо и врезались в его память.

Император Фердинанд I в 1562 году пригласил художника в Вену на должность придворного копииста и портретиста. С 1562 по 1587 гг. (царствовали Фердинанд I, Максимилиан II, Рудольф II) Арчимбольдо живет при дворе в Праге и в Вене. За все это время он всего лишь несколько раз ездил в Италию и Баварию.

Обязанностью художника было написание королевских портретов, а также он должен был привести в порядок и украсить знаменитый "Кабинет", который включал в себя коллекцию редкостей, или "курьезов" и коллекцию произведений искусства. Современник описал эту коллекцию так: "Вазы в виде драконов и животных, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, астролябии, корень мандрагоры".

На творчество Джузеппе Арчимбольдо повлияли индийские миниатюры "Кабинета", которые изображали животных, особенно антилоп, лошадей и слонов, составленных из человеческих фигур или фигур других животных. Здесь же находились инкунабулы и манускрипты, листы которых представляли композиции из человеческих фигур, растений и животных, которые сохранили форму букв.

Титул "Мастера Празднеств" носил Джузеппе Арчимбольдо. Как и Леонардо, он изобретал и строил различные музыкальные автоматы и гидравлические механизмы. Нам известны два его изобретения, которые зафиксированы в мемуарах современников: "Цветовой клавикорд" и "Перспективная лютня". Первое фигурирует в "Мантуанском диалоге" Г. Команини, ближайший друг художника в период возвращения в Италию. Второй - в инвентарной описи за 1621 год Градчанского замка.

Джузеппе Арчимбольдо является автором семнадцати станковых картин. Самыми известными можно считать два больших цикла: "Стихии" ("Земля", "Воздух", "Огонь" и "Вода") и "Времена года" ("Зима", "Весна", "Лето" и "Осень"). К 1563 году относится первый вариант серии "Времена года" Музей истории искусств в Вене обладает только двумя картинами из этой серии ("Зима" и "Лето"). В мадридской Академии Сан-Франциско находится "Весна", а "Осень" - утеряна. 1573 годом датируется второй вариант этой серии. Его в 1964 году приобрел Лувр.

К 1566 - 1571 году относится серия "Стихии". В 1648 году картины из этой серии вывез из Праги маршал Карл Густав Врангел, предводитель шведских войск. В Швеции в замке Шоклостер (бывшая резиденция маршала) до сих пор находятся некоторые из этих картин.

Итак, "Времена года" Арчимбольдо. Еще в средневековой арабской философии времена года и стихии, сравнивались с процессами, которые происходят в организме человека. Восход солнца - улыбка, гром - речь, ветер - дыхание. Лето сравнивали с молодостью, весну - с детством, осень со средним возрастом, зиму - со старость.

В серии "Времена года" художник, используя художественные приемы, раскрывает эти идеи.

"Весна" (1573 год; Лувр). В этой картине тема утренней зари, рассвета, молодости определяет весь художественный строй образа. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. На щеках "Весны" заря полыхает алым цветом, сгущаясь в тюльпанах и розах, растекаясь теплым потоком в лепестках кувшинок и лилий. Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья.

"Лето" (1573 год; Лувр). В этой картине развивается тема жаркого летнего полдня, который символизирует молодость. Плоды "Лета" вырастают из золотых колосьев пшеницы. Здесь преобладает насыщенный "летний" цвет, "знойный". Наливающиеся груши и яблоки, изумрудные огурцы, спелые малиновые вишни - вот колорит "Лета". Одна деталь в картине "Лето" дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо. Это латинская надпись на шее у "Лета": "Givseppe Arcimboldo. F", ниже "1573".

Здесь Арчимбольдо следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт созидает, творит, оживляет неживую природу; человек, индифицируя себя с природой, оживляет и одухотворяет ее. Мысль Арчимбольдо понятна: несмотря на качественные различия и количественное многообразие, единство природы сохраняется.

"Осень" (1573 год; Лувр). В картине находит свое развитие тема "среднего возраста" в изображении плодов осени, которые освещены лучами заходящего солнца. Отсюда и красновато-желтый колорит картины. Сочные спелые яблоки и груши, тяжелые грозди золотистого винограда, рыжеватые осенние листья, овощи и грибы - это все создает картину богатства и изобилия природы.

"Зима" (1573 год; Лувр). Картина, замыкающая цикл. Тема старости, ее иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке - зимние плоды: апельсин и лимон. Тему увядания раскрывает и цвет - желтовато бурый с фиолетовыми пятнами. Сухое дерево, изрытое морщинами, переплетающиеся красиво сухие ветки на "голове", разной формы пни, листья, сучья - это все придает образу живописность и оригинальность.

Работу "Зима" можно рассматривать как иллюстрацию к изречениям естествоиспытателя Парацельса (1493 - 1541 гг.): "Дерево - то же тело. Кора его подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает плодами и цветами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать".

Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле "Стихии". В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо.
Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского (1456 - 1535 гг.).

Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот - все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно - своим всем существом притягивает к себе силы его.

В своей работе "О тайной философии" (1510 г.) Агриппа пишет: "Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Это суть земля, воздух, огонь и вода. Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое - переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля - суха и холодна, вода - холодна и влажна, воздух - влажен и горяч. Так элементы противостоят друг другу по своим противоположным свойствам: земля - воздуху, огонь – воде".

Наиболее ярко отразилась эта идея в картине Арчимбольдо "Огонь" (1566 год; Вена), которая входит в цикл "Стихии". В ней мы видим четыре вида пламени, о которых писал Агриппа. Продукты первого типа пламени можно отнести к неорганической природе, второго типа - к растительной сфере, третьего - к животной сфере, четвертого - к человеческому миру. Художник интересно решил третий и четвертый типы.

Для третьего он выбрал изображение барана из ордена Золотого Руна, для четвертого - аркебузу и пушки.

"Огонь" Джузеппе Арчимбольдо по терминологии Агриппы "сух и горяч", а "Вода" (1568 г., Вена) - "холодна и влажна". Решена картина "Вода" в розовато-холодной, жемчужно-серой гамме, настолько соответствующей изображенным скользким, влажным обитателям водной стихии, которые переданы "сверхточно" и "сверхосязательно". Однако это далеко не натюрморт, глаза рыб и морских животных открыты, они полны жизни.

В 1588 году в Милане была написана одна из поздних картин Джузеппе Арчимбольдо "Флора". Творец отослал картину в Прагу, позже ее оттуда вывезли в Швецию. Последнее что о ней было известно, это что она в частной коллекции в Лондоне.

На обратной стороне картины, кем-то оставлена старая надпись: "La Flora dell"Arcimboldo".

В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 - 1801 гг.): "Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это все равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень". Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Лишь поэт, художник может выразить "дух природы", ее "внутренний разум". Человек и природа объединяются воедино. Так, в "Флоре" разнообразные, многочисленные цветы, изображенные в сотнях цветовых нюансов, лепестки сливаются в единый женский образ, загадочный и таинственный.

"Натюрморты" Арчимбольдо помимо виртуозности и мастерства, всегда "одушевлены", это можно объяснить его натурофилософскими идеями.

Для последней его картины "Вертумн" эти идеи являются характерными. Друзья художника, Команини и Ломаццо называют эту картину "Портретом Рудольфа II". Они также сообщают и дату ее создания - 1590 год.

Вместе с этой картиной в Прагу была послана большая поэма Команини (опубликованная 1591 году), которая была посвящена этой картине. Рудольф II был восхищен картиной, и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.

Вертумн это этрусское божество садов. Древние римляне считали Вертумна покровителем торговли. Изображали его в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной, наполненной плодами, в другой. Любой образ мог принимать Вертумн, согласно мифу.

Арчимбольдо же изображает Вертумна в образе существа, состоящего из цветов, злаков, овощей, спелых плодов и одновременно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. Мы видим императора: выпуклый лоб (тыква), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), оттопыренные уши (початки кукурузы), круглые, черные, блестящие глаза (ежевика и вишня), подбородок, заросший бородой (колючие растения).

Однако "Вертумн" не шарж и не карикатура. Это могущественный плодоноситель, "астральный двойник" императора.

Картина "Вертумн" считается вершиной мастерства Джузеппе Арчимбольдо. Это образ, исполненный оптимизма, образ плодоносящей Природы. Отсюда сочность, яркость и насыщенность красок, изобилие овощей, цветов и плодов.

Композиции Арчимбольдо пользовались огромным успехом, а это породило большое количество подражателей, которых называли "арчимбольдесками".

Об этом художнике я писал в проекте "Времена года" . Но недавно в журнале "Караван историй" обнаружил давнишнюю статью Елены Коровиной, посвященную Арчимбольдо. И хотя я полностью согласен с NADYNROM, что статьи в "Караване" больше похожи на вымышленные рассказы, в которых встречаются хронологические неточности, но они более яркие и эмоциональные, чем сухие строки биографий. Поэтому я решил перепечатать эту статью здесь, предварительно поместив биографию художника, взятую из Википедии.
Итак, Джузеппе Арчимбольдо в цифрах, историях и картинах!

Джузеппе Арчимбольдо
Giuseppe Arcimboldo

Giuseppe Arcimboldo Self-portrait 1575 г.

Итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.
Родился в патрицианской семье. В некоторых источниках указано, что художник родился не в 1527, а в 1530 году. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец - художником. Получил уроки искусства в мастерской отца.

В возрасте 22 лет Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо послужило толчком к творчеству Арчимбольдо. Известно, что он исполнял картоны для шпалер в г. Ферраре.

С 1562 работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии, в Праге, сначала при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I в Вене - как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо - художник при дворе.

Barthel Beham The Emperor Ferdinand 1531 г.

Arcimboldo Giuseppe Maximiliano II y su familia 1553 г.

Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он - инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.

Giuseppe Arcimboldo Эскиз костюма "Повар" (Project for a Costume The Cook) 1585 г.

Эскизы костюмов к театрализованным представлениям (находятся в галерее Уффицы во Флоренции):

Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Astrología 1571 г.
Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Geometría 1571 г.
Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Música 1571 г.
Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Rétorica 1571 г.

Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это - чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Ниже одна из серий "Времена года".

Giuseppe Arcimboldo El invierno 1573 г.

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет - смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.

Служа ему, Арчимбольдо носил титул "Мастер Празднеств". В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Весна
Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Лето
Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Осень
Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Зима

В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин - «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590-1591), которые он послал в Прагу. В этом же, 1591 году художник получил графский титул.

В 1593 году Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Наиболее известные «фантастические головы» он писал с 1560-х годов.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей, именуемых "арчимбольдистами". И сразу же после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.

Giuseppe Arcimboldo Cook 1570 г.
Giuseppe Arcimboldo The Admiral 1572 г.
Giuseppe Arcimboldo Whimsical portrait
Giuseppe Arcimboldo Vegetable Gardener 1590 г.

Елена Коровина журнал "Караван историй"

Джузеппе поднял руку, ладонь уперлась в сырой каменный свод. Итак, он - пленник!.. Но кто посмел заточить подземелье самого Джузеппе Арчимбольдо - любимца всесильного императора?! Арчимбольдо нервно закашлялся. Подземелье отозвалось низким эхом. Это просто ужас какой-то... А может, всего лишь дурной сон?.. Хотя нет, он прекрасно помнит, как проснулся сегодня утром в своем уютном домике на Златой улочке. Наскоро перекусив, поспешил на Староместскую площадь, чтобы купить свежих цветов, овощей и фруктов, которые обычно рисовал.
Джузеппе шел по тихим сонным улочкам Праги и думал: как же прекрасен этот город! Весной благоухает розами, зимой - свежеиспеченными ватрушками, в августе, как сейчас, - спелыми яблоками и немножко корицей, которую хозяйки добавляют в пироги и шарлотки. Что и говорить - жить в Праге прекрасно! Недаром двадцать четыре года назад Арчимбольдо приехал сюда из родного Милана.
Сначала служил простым придворным портретистом императора Священной Римской империи Фердинанда I, потом главным художником его наследника - Максимилиана II. А сын Максимилиана, Рудольф II, пожаловал художнику дворянский титул. Право, жизнь удалась!

Hans von Aachen Kaiser Rudolf II. 1606-08 г.г.

Арчимбольдо затянул было какой-то веселый мотивчик, да осекся - Златая улочка еще спала. Ее обитатели просыпались поздно, в основном это были «ночные люди» - их побаивалась не только Злата Прага, но и вся Европа; алхимики, маги и астрологи. Со всего света тянулись они в Прагу под крыло Рудольфа II, обожавшего все мистическое и таинственное, мечтавшего о философском камне. Потому-то и окрестили «золотой» эту кривую улочку в Пражском Граде, где маги и алхимики пытались превратить медь и свинец в чистое золото. В любой другой столице всех этих дьявольских приспешников давно сожгли бы на костре, но император Рудольф не только укрывал их от инквизиции, но и щедро оплачивал труды.
Правда, насколько слышал Арчимбольдо, опыты с изобретением философского камня пока не увенчались успехом, а вот астрологам, утверждающим, что дни делятся на удачные и неудачные, может, и стоит верить. К примеру, день сегодняшний... Сначала в цветочных рядах при его появлении разбежались девчонки-цветочницы, и даже старая Ханна, у которой он всегда брал но несколько букетов, перекрестившись, прикрыла от художника свои горшки с цветами и прошептала:
- Простите, мессир!..
Неимоверно удивившись, Джузеппе направился к зеленщикам. Ему необходимо купить белого сельдерея, тугого салата, пару небольших тыкв, молодой моркови и упругих кабачков. Он собирался сделать побольше эскизов, чтобы па всю зиму хватило работы над живыми натюрмортами». Джузеппе не любил рисовать овощи из погреба, когда они становились дряблыми и неаппетитными!
Но и в овощных рядах творилось нечто странное. Едва завидев Арчимбольдо. торговцы спешно принялись закрывать товар холстинами и, боязливо крестясь, бормотали:
- Не торгуем! Не продаем!

Твои картины не угодны Богу! - вдруг прошептал какой-то человек, в длинной хламиде. - Розы на них становятся цветами зла, а овощи - сатанинскими символами. Но хуже всего, что люди, изображенные на твоих портретах, умирают!
- Какая нелепость! - возмутился Джузеппе. - Снимите капюшон, любезный, чтобы я мог увидеть, кто бросает мне такие обвинения!
Но незнакомец в хламиде уже растворился в рыночной толпе. Так, может, это он виноват в том, что почтенный художник заперт в подземелье?..
Арчимбольдо покрутил головой. Кажется, глаза начинают привыкать к темноте...

Какого же дурака он свалял! На выходе с рынка к нему подбежал императорский паж и сообщил:
- Мессир Джузеппе, властитель срочно просит вас к себе!
Арчимбольдо поспешил за мальчишкой. Разве мог он заподозрить злой умысел? Правда, произошедшее на рынке все еще не выходило из головы, и он спросил пажа:
- Что творится сегодня на рынке?
- Неужели не знаете? - удивился паж. - Вчера утопилась Марушка, дочка старосты церкви Девы Марии Снежной.
Джузеппе ахнул:
- Не может быть! Она ведь собиралась замуж за сына дворцового конюшего. По его просьбе я даже писал портрет этой милой девушки.
- Женихов папаша, став старшим конюшим, нашел для сына более выгодную невесту, - тараторил паж. - Вот Марушка и бросилась во Влтаву.
Арчимбольдо задумался. Конечно, история печальная, но при чем тут его портрет?! Сын конюшего обхаживал Арчимбольдо месяца два, все умолял: «Нарисуйте Марушку! Если папаша увидит портрет, мессир, он полюбит мою невесту как родную дочь!» Художник согласился - и вот результат: пражане уверены, что в гибели девушки виноват его портрет!

Arcimboldo Giuseppe The Lady of Good Taste.

Впрочем, думать о бедной Маринке некогда, надо торопиться к императору. Нетерпеливый Рудольф ждать не любит, особенно когда на него накатывают волны черной меланхолии. Помнится, пару месяцев назад Арчимбольдо замешкался и застал Рудольфа в ужасном состоянии: глаза безумные, на губах пена. Несколько дней он не отходил от обессиленного припадком императора - отпаивал его целебными настойками. Рудольф, которому повсюду мерещились отравители, доверял только своему придворному живописцу. К тому же Арчимбольдо был для него не только художником. С юных лет он учил Рудольфа разбираться в искусстве и живописи, читать карты звездного неба, составлять гороскопы и рассчитывать солнечные и лунные затмения. Благодаря старшему наставнику болезненный от рождения юноша знал, какие настои помогают от простуды, уныния и апатии. Однако с возрастом Рудольф впадал в уныние все чаще, особенно после смерти отца, когда на его плечи лег груз власти. Тогда-то и появились при его дворе алхимики, астрологи, маги и колдуны - словом, те, чьи усилия могли излечить тяжкий недуг властителя или хотя бы развлечь его.

Сюда, мессир! - позвал паж, распахнув тяжелую, обитую медными пластинами дверь. И вот он, доверчивый дурак, в подземелье...
Арчимбольдо поглубже запахнул плащ. Глаза, привыкшие к темноте, различили вдали слабый свет. Осторожно ступая, художник побрел вперед. Коридор круто завернул, и ошарашенный узник увидел прикрученные к стене факелы. Их свет словно заманивал и глубь подземелья - все дальше и дальше. Джузеппе в страхе вспомнил о наводнивших город слухах: якобы в тайных подземельях Старого града ученый-чудотворец Лёв бен Бецалель создал жуткого монстра Голема, который охотится на людей. Раньше, услышав подобное, Арчимбольдо лишь посмеялся бы - чего только не выдумают эти неучи! Он сам не раз встречался с бен Бецалелем. Мудрец действительно мечтал создать искусственного человека, но дальше непонятных опытов и бурных дискуссий в «Рудольфинском ученом кружке» дело не шло. Впрочем, недавно бен Бецалель имел долгую приватную беседу с императором. Может, и вправду докладывал об успехе?..
Арчимбольдо замер - подземелье пронзил странный звук, не то вой, не то скрежет. Неужто и вправду жуткий Голем?.. Но он поборол минутную слабость, выдернул из железного кольца факел и бесстрашно двинулся вперед. Пусть визжит кто хочет - Голем или сам дьявол, его не запугать!
Подземный ход опять круто завернул и вывел к каменной лестнице. Ступени уперлись в приоткрытую кованую дверь. Джузеппе толкнул ее плечом и замер на пороге.

Он увидел вовсе не мрачную мастерскую алхимика, а небольшую светлую комнату с четырьмя оконцами. В центре стол, пара стульев и... мольберт с натянутым холстом. На столе разложены кисти и краски. У стены Джузеппе заметил лавку, на которой в вазах и бадьях стояли разнообразные цветы - такие же, как те, что он рисует на своих картинах. Что за черт?! Выходит, кто-то его похитил, чтобы заставить рисовать? Но что?!
Арчимбольдо снова повернулся к мольберту. Как же он не заметил? К холсту приколота записка: «Пока не напишешь прекрасную Йошку в образе нимфы, отсюда не выйдешь!-
Ну и дела! Кому понадобилось столь странным способом заказывать портрет дочки дворцового садовника?! Ведь если о похищении узнает император, любому, даже самому высокопоставленному поклоннику - прекрасной Йошки, несдобровать!..

Джузеппе опустился на стул. И почему у него всегда было много врагов? Еще в Милане, едва он начал помогать отцу, посыпались упреки в семейственности: якобы живописец миланского собора Бьяджо Арчимбольдо требует для сына-подмастерья слишком высокую плату. Но ведь юный Джузеппе трудился наравне со взрослыми живописцами и в двадцать лет создал картоны для витражей из жизни Святой Екатерины, которыми восторгался весь Милан.

Arcimboldo Giuseppe Catedral de Milán. El nacimiento de Santa Catalina 1551 г.

Arcimboldo Giuseppe Catedral de Milán. Sta. Catalina habla con el Emperador acerca de la fe verdade 1551 г.

Но сами витражи поручили делать иностранцу - мастеру Коррало де Мокису из Кельна. Не помогло даже заступничество епископа Миланского, между прочим, приходившегося Арчимбольдо дядей. Зато император Фердинанд I, которому епископ Миланский послал в подарок пять картин племянника, пришел в восторг и пригласил Арчимбольдо ко двору.

Giuseppe Arcimboldo La muerte de la Virgen 1561-62 г.г.

Впрочем, и при дворе завистников хватало, ведь никому неизвестный молодой художник быстро стал любимцем императора. Арчимбольдо был трудолюбив, весел, обходителен. Однажды монарх пожелал послать в дар своему родственнику - наследному принцу Испании Филиппу картину.
-Как все Габсбурги, он страстно любит живопись, - наставлял любимца Фердинанд,- в его коллекции собраны полотна лучших европейских художников. Но ты, мой живописец, должен их превзойти!"
Арчимбольдо оторопел: чем он может превзойти великих мастеров прошлого? Разве какой-либо выдумкой... Он вспомнил диковатые картины Иеронима Босха и рисунки Леонардо да Винчи, наполненные то ужасными животными, то оживающими растениями. Метаморфозы - вот неизведанный жанр. Разве люди не похожи на различных животных и птиц и разве порой не кажется: этот господин - вылитый осел, хорек или заяц? Впрочем, вряд ли наследнику трона понравится осел или хорек. Нет, тут надо придумать нечто изящное, тонкое. Не попробовать ли нарисовать аллегорический портрет, например, Весны, составленный из цветов?
Наутро Арчимбольдо принес с рынка охапку цветов и приступил к зарисовкам. Розы зацветут на щеках румянцем, бутон лилии прекрасно изобразит нос, ухо выйдет из круглого тюльпана, а вместо глаз засверкают ягоды белладонны. Из белых флоксов получится атласная кожа лица, а из ромашек - жабо воротника. Ну а из сочного кочана молодого салата выйдет пышный рукав платья. Чем овощи хуже цветов?

Giuseppe Arcimboldo Flora 1591 г.

Конечно, поначалу работа шла медленно. Приходилось тщательно подбирать подходящие по цвету и форме цветы и зелень. Но потом дело заспорилось. И сам Фердинанд, и Филипп, которому отослали «метаморфозный портрет», были в восторге. Арчимбольдо тут же получил новый заказ - цикл «Времена года». Аллегории - Лето» и Осень, составленные из цветов и плодов, получились прекрасно, но "Зимой", основой для которой стало сухое корневище, художник гордился особенно.
(Поскольку Арчимбольдо делал несколько копий с этой серии, представляю ту, что находится в Лувре).

Giuseppe Arcimboldo Spring 1573 г. Лувр
Giuseppe Arcimboldo Summer 1573 г. Лувр
Giuseppe Arcimboldo Autumn 1573 г. Лувр
Giuseppe Arcimboldo Winter 1573 г. Лувр

Картины-метаморфозы Джузеппе Арчимбольдо ошеломили Европу. Никто и никогда не рисовал ничего подобного! Вскоре художник научился посредством различных предметов представлять вполне реальных людей. Так, портрет своего друга, библиотекаря Джузеппе, он составил из книг, а лицо хитрого недруга, крючкотвора-юриста Цазиуса, - из сморщенных жареных куриц и рыб. Ах, как взвился тогда кляузник юрист, зато весь адвокатский цех просто умирал со смеху!

Arcimboldo Giuseppe Jurist 1566 г.

Труднее всего давались женские портреты, ведь каждая дама видела себя то Флорой, то Венерой, то Дафной. Только успевай закупать цветы! И никто никогда не говорил той чуши, о которой сегодня судачили на рынке. Как цветы могут стать орудием зла, а портрет убить?! Да если б его заказчики после сеансов умирали, все придворные уже лежали бы на кладбище! Впрочем, кляузник Цазиус действительно умер вскоре после того, как его изобразил Джузеппе. Но вот уж о ком никто не жалел! Еще, кажется, фрау Гетциг скончалась, но все знали, что у нее слабое сердце... При чем же тут его живопись?!
Дрчимбольдо погладил мольберт; надо скорее браться за портрет «прекрасной Йошки», а не предаваться воспоминаниям! Но воспоминания его не отпускали.

Это случилось в 1574 году - двенадцать лет назад. Сорокасемилетний Джузеппе был тогда еще в расцвете сил и неравнодушен к женскому полу. Юная Каролина, дочь мелкого судейского чиновника, вскружила ему голову. Девчонка и впрямь была хороша; щеки - как розы, губы - алые гвоздики, глаза цвета васильков, а волосы - золотистые льняные пряди. Когда Арчимбольдо написал ее портрет, отец Каролины пришел в восторг - его дочь рисует придворный императорский художник! А девушка лишь прошептала разочарованно:
- Неужели у меня вместо волос - пакля, а грудь похожа на кочаны красного салата?
Джузеппе тогда отшутился, и обида быстро забылась. Он заплатил судейскому 200 флоринов отступного и взял Каролину в домоправительницы. Надарил платьев, чепцов, украшений. Когда вечером, грезя о жарких любовных ласках, пошел к ней в спальню, случилось странное... Он дотронулся до теплой девичьей груди, но почувствовал упругую крепость кочана салата, провел рукой по шелковистому бедру - и почудилось, что это охапка цветов. У Джузеппе голова пошла кругом, к горлу подкатил ком. Жуть какая-то, мистика, колдовство! Неужто в погоне за своими метаморфозами он воспринимает любимую как огородную грядку или клумбу!

Серия "Четыре стихии"

Giuseppe Arcimboldo Вода (The Water) 1563-64 г.г.
Giuseppe Arcimboldo Огонь (The Fire) 1566 г.
Giuseppe Arcimboldo Земля (La Tierra) 1570 г.
Giuseppe Arcimboldo Воздух (The Air)

В ту ночь он ушел от Каролины ни с чем. Еще долго Джузеппе помнил дьявольское ощущение: живая девушка превращается в бездушную охапку цветов...
Впрочем, сейчас об этом нечего вспоминать. Больше Каролина ему не позировала, зато родила прелестного сына. Арчимбольдо не хотел, чтобы Бенедетто считался бастардом, и испросил у императора разрешения официально признать ребенка. Рудольф, большой любитель женского пола, не возражал - сам прижил шестерых детей с дочкой аптекаря Марией дела Страда.

Джузеппе отмахнулся от ненужных мыслей и принялся смешивать краски. С портретом Йошки он управится быстро: розы - на щеки, сливы - на темные от страсти глаза, смородинка - на родинку у виска. Кисть привычно скользила по холсту, кружась и выписывая округлости лепестков. Арчимбольдо работал, не замечая времени. Когда в комнате стало смеркаться, опустился на стул, чтобы передохнуть, и заснул. Очнулся от скрипа: оказалось, пока он спал, принесли еду - хлеб и воду.
Однако художник отодвинул тюремное угощение и снова взялся за кисти. Когда последним взмахом проставил подпись, перед глазами уже все плыло. Он выпил воды и провалился в темноту.
Очнулся дома, на Златой улице. Над ним со свечкой в руке склонилось испуганное лицо Каролины:
- Почему ты так кричишь, Джузеппе?
Арчимбольдо огляделся - он в собственной постели...
- Ты проспал два дня, - прошептала Каролина, осторожно снимая нагар со свечи. - Тебя принесла стража - говорят, упал в обморок на рыночной площади.
Джузеппе не знал, что и думать; выходит, страшное подземелье ему привиделось. И портрет «нимфы Йошки», который он писал по чьему-то тайному приказу, тоже был во сне. В этот момент дверь распахнулась и к отцу бросился одиннадцатилетний Бенедетто:
- Как хорошо, папа, что ты вернулся! Где ты был так долго?
Арчимбольдо обнял сына и перевел укоризненный взгляд на Каролину:
- Значит, я спал два дня?
Каролина смутилась:
- Так велели сказать стражники, они принесли тебя два часа назад. И ты тоже считай, что спал. Это высочайшее повеление...
Джузеппе откинулся на подушки. Высочайшее повеление... Какой же он осел! Сам ведь недавно видел, как император выходил из темной аллеи сада. А минут через пять оттуда выскочила розовощекая Йошка. Только такой наивный дурень, как он, мог не понять, что произошло в этой уединенной аллее!
Но зачем надо было прятать его в зловещем подземелье, чтобы получить портрет?! И почему тайно? Очевидно, если о новой любовнице проведает Мария де ла Страда, беды не миновать. Недаром придворные шепчутся, что фаворитка держит венценосца в ежовых рукавицах. Кто знает, что будет дальше... По отношению к Арчимбольдо император жестокостью никогда не отличался, но все имеет свое начало... Предупреждал же придворный лекарь - наследственная душевная болезнь Рудольфа прогрессирует...
- Каролина, - тихо сказал художник, - завтра же начинай собираться. Я хочу съездить в Милан. Показать тебе и сыну дом, где родился.
- А мы вернемся в Прагу? - встревожилась Каролина.
- Всем говори, что вернемся. Но сама знай, что нет.

Император долго вертел в руках прошение Арчимбольдо, а потом изрек;
- Но ты ведь по-прежнему будешь писать для меня картины?!
- Да, Ваше величество! - низко склонился художник. - Через несколько месяцев вы получите новый вариант «Времен года». Затем богиню Флору. Еще я задумал изобразить вас этрусским божеством садов и урожаев Вертумном.

Божество - это хорошо! - обрадовался Рудольф. - Для путешествия получишь мою карету и полторы тысячи рейнских флоринов за службу.
Арчимбольдо склонился еще ниже. Полторы тысячи - огромная сумма, на нее в Милане можно жить на широкую ногу. Неужто император чувствует вину за шутку в подземелье?
Родной.город, однако, встретил художника неласково. Он-то думал, что миланцы, как только увидят его картины, завалят заказами, но вышло иначе... Через пару недель в его дом пожаловал священник. Аббат Игнацио Поцци долго рассматривал незаконченные портреты пражских придворных и начатого «Вертумна».
- Император может позволить себе свободомыслие, но мы - нет, - отрезал он. - Что это? - Аббат ткнул пальцем и диптих «Адам и Ева». - Это чистая ересь! И все ваши цветы, фрукты и овощи - коверканье человеческого обличья. А ведь оно дано нам по образу и подобию Божию!

Giuseppe Arcimboldo Eva con la manzana 1578 г.
Giuseppe Arcimboldo Adam 1578 г.

Резко развернувшись, разгневанный аббат вышел из комнаты, громко хлопнув дверью.
В 1591 году Арчимбольдо отправил в Прагу портрет Рудольфа » образе Вертумна.

Giuseppe Arcimboldo Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590 г.

От императора пришло восторженное послание, грамота на титул графа Палатинского и 500 флоринов, так что бедность художнику не грозила, хоть заказчики по-прежнему не появлялись на его пороге.
И вот Джузеппе задумал невиданное - создать «метаморфозный» портрет Христа. Ведь если признать, что все живое и сущее на земле - Его творение, значит, Он состоит из всего: из добрых и злых людей, красавцев и уродов, из цветов и фруктов, домов и деревьев, небес и бездны.
- Это кощунство! - не сдерживаясь, кричал па исповеди аббат Игнацио. - Я запрещаю! Тебя отлучат от церкви!
С исповеди Арчимбольдо пришел подавленный. Ночью у него начался озноб, потом стали мучить дикие боли.
Впадая в беспамятство, Джузеппе звал старых мастеров - Леонардо, Рафаэля и Боттичелли - и пытался оправдаться перед НИМИ:
- Я не хотел расчленять человека на составные части! Я только искал новые пути в живописи!

11 июля 1593 года Джузеппе Арчимбольдо не стало.
Сын попытался продать оставшиеся картины отца, но выручил за них всего одиннадцать флоринов. Через четыреста лет работы Арчимбольдо оценили в миллионы долларов, а Сальвадор Дали назвал странного художника предтечей сюрреализма.

Сегодня модно создавать различные инсталляции, соединяя в единую композицию всем привычные предметы. Привлекая к себе внимание, они выступают в роли своеобразного смыслового посыла, донося до своего зрителя идею автора. Но и они, производящие необходимый эффект, не могут приблизиться к художественной концепции полотен Джузеппе Арчимбольдо. Полотен, на которых причудливым образом слились воедино фрукты, овощи, цветы, деревья или предметы обихода, создавая портреты аллегорий или реальных людей. Полотна, которые выходят за рамки общепринятых понятий и насквозь пропитаны фантасмагорией бытия, притягивающей взгляд и будоражащей умы людей.

Юность художника

Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526 году (по другим источникам в 1527), в городе Милане (Италия). Его отец, Бьяджо Арчимбольдо, был художником, что отчасти предопределило интересы юного Джузеппе. С ранних лет он помогает своему отцу и активно учувствует в создании церковных росписей. И начиная с 1549 года, его имя упоминается в официальных документах заказов, которые получали отец и сын.

Помимо отца-художника на формирование интересов юного Джузеппе оказали влияние работы Леонардо да Винчи. Бьяджо Арчимбольдо был знаком с учеником Леонардо, Бернардино Луини, который нередко показывал Джузеппе альбомы с рисунками и чертёжами гения. Остаётся только догадываться, какое впечатление они производили на дремлющий талант юноши, решившего посвятить себя искусству.

Венский период художника

Ранний период творчества Джузеппе Арчимбольдо не выходит за рамки тогдашних канонов искусства. Но, несмотря на это, слава о нём постепенно распространяется за пределы Милана, в котором его талант был востребован. В скором времени молодой человек принимает личное приглашение от короля Германии Максимилиана II, и покидает родные пенаты на долгие 25 лет.

С 1562 года творчество и жизнь Джузеппе связаны с венским дворцом, где он числится придворным живописцем и пишет портреты императора и членов его семьи. А с 1563 года из под его кисти миру начинают являться теперь уже знаменитые аллегории времён года. Циклы сразу и по достоинству оценил весь двор. Мало того! Их повторение начинают заказывать придворные, чтобы дарить своим иностранным знакомым и политическим союзникам.

В венский период Джузеппе Арчимбольдо преуспел не только в качестве художника. Будучи разносторонней личностью, он начинает организовывать различные празднества и театральные представления, для которых собственноручно создает декорации. Его так называемые «театральные деревянные машины» можно смело считать прототипами современных спецэффектов. Демонстрируя их возможности во время проведения дворцовых торжеств, Джузеппе Арчимбольдо снискал себе славу талантливого декоратора и, как бы выразились в наше время, арт-директора.

Пражский период художника

1570 год преподнес живописцу новую командировку – он был отправлен в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Последний испытывал тягу не только к искусству, но и всему необычному, что положило начало созданию Пражской кунсткамеры, экспонатами для которой было поручено заниматься Джузеппе Арчимбольдо.

Увлечение короля Рудольфа оккультными науками, как нельзя лучше совпало с мироощущением самого Джузеппе Арчимбольдо, который с головой уходит в работу над созданием собственной теории восприятия мира. Монарх бесконечно благоволит ему и даже жалует дворянский титул, с правом иметь собственный герб.

Возвращение на родину

В 1588 году Джузеппе Арчимбольдо вместе со своим сыном Бенедетто возвращается в Милан. Довольно быстро он восстанавливает утраченные связи и приобретает новых просвещённых людей. А незадолго до своей кончины он был удостоен ещё одного почётного титула – пфальцграфа, что поставило его в один ряд с великими Содомом и Тицианом.

Умер Джузеппе Арчимбольдо в 1593 году, 11 июля. Причиной его смерти стала банальная мочекаменная болезнь.

Текст: Анна Комарова

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.