Что такое счастье по поэме некрасова. Cочинение «Народный герой Григорий Добросклонов. Несколько интересных сочинений

Счастлив ли народ в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В 1863 году Н. А. Некрасов начал работу над одним из самых своих значительных произведений – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В 1861 году было отменено крепостное право, и жизнь народа круто изменилась. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - вот главный вопрос, который занимает поэта на протяжении всего произведения. Поэма является итогом раздумий автора о судьбах страны и народа. Сюжет ее заключается в путешествии семерых крестьян в поисках счастливого человека, которого они ищут среди всех сословий тогдашней Руси.

Среди крестьян такого не находится. Некрасов показывает нам целый ряд богатых образов простых мужиков: Ермилу Гирина, Савелия, Вавилу, Якима Нагого. Автор не закрывает глаз на бедность, нищету, необразованность, изнурительный труд, пьянство крестьян. Но мы ясно различаем среди черт их характеров трудолюбие, отзывчивость, благородство, доброту, нравственную чистоту, честность, порядочность, умение выслушать и понять другого человека, способность ценить прекрасное; в них уживаются терпение и бунтарский дух. Автор поэмы старается показать нам, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Но представление простого народа о счастье не выходит за рамки простых понятий, заключается в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровы и сыты. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой грядке. Крестьянское счастье

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…

Решив, что этого недостаточно для счастья, странники начинают искать счастливых среди прочих сословий. Кому-то из них кажется, что таковым должен быть чиновник, другим - поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. Но никто из этих людей не признает себя счастливым. С точки зрения попа, счастье - это “покой, богатство, честь”, но ему кажется, что ничего этого он не имеет. По мнению помещика, счастье - это сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами, но и он считает, что этим он не обладает.

Подведя читателя вплотную к мысли о том, что нет на Руси счастья, Некрасов вводит в поэму образ счастливого человека. Гриша Добросклонов никак не может быть счастлив с точки зрения попа или помещика. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

…лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка

Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. Гриша Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного!..

В своей поэме Некрасов показал, что народ далёк еще от счастья, но есть люди, для которых счастье – это счастье для всех, и они будут всегда стремиться к нему и его добьются.

Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «… на место сетей крепостных люди придумали много иных».

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень – «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож» – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «картиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть». Однако он не один такой богатырь на Руси:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

… Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие,

Прошли по ней – сломалися…

… Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужин не богатырь?

Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!

Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир – на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Однако именно этот герой у Некрасова – обладатель наивысшего счастья. Здесь-то и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос: истинно счастливы те самоотверженные борцы за народное благо, которые, подобно Грише, видят в служении народу цель своей жизни. Счастье Добросклонова еще и в том, что он определил свой жизненный путь:

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою.

Однако сложно согласиться с тем, что Гриша Добросклонов единственно счастливый в поэме. Разве несчастны Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна? На мой взгляд, человек ощущает себя счастливым уже тогда, когда живет честно, поступает справедливо и душа у него спокойна этой справедливостью и честностью, когда «сердце свободное».

Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?

С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое… А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!

Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо – все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы революционеров, преобразователей неизменно привлекали внимание Некрасова. Борцом за дело народа Некрасов изображает Григория Добросклонова. Он сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили жизненный путь его:

Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст он жизнь свою
И за кого умрет.

Многими чертами своего характера, да и фамилией, Гриша Добро-склонов напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, он - борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужны богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, чтоб каждому крестьянину жилось «весело, вольготно на Руси».

Григорий не одинок в своих мечтах о счастливой народной жизни. На честный путь вышли уже сотни людей, подобных ему. Всем им
...судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но нашего героя не пугают предстоящие испытания, потому что он свято верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.
Григорий Добросклонов - будущий вождь крестьянства, выразитель его классового гнева и разума. Тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают лишь сильные души, на таком пути, по мнению Некрасова, ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье состоит в борьбе за свободу угнетенных, в том, чтобы нести людям свет и радость жизни. На основной вопрос своей поэмы - кому на Руси жить хорошо? - автор отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творится с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные.
Звуки лучезарные гимна благодатного -
Пел он воплощение счастия народного!

А сейчас давайте посмотрим на реально-биографический фактор появления Гриши. Возможно, вы уже знаете – прототипом был Добролюбов. Подобно ему Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных, стоял за крестьянские интересы. Он не испытывал тяги к удовлетворению престижных потребностей (если кто помнит лекции по обществознанию), т.е. на первом плане у него заботы не о личном благополучии.
Теперь мы кое-что знаем о Добросклонове. Давайте выявим некоторые его личностные качества, с тем, что бы узнать степень значимости Гриши как ключевой фигуры. Для этого нам надо просто выделить из вышесказанного слова, характеризующие его. Вот они: способность к состраданию, твердые убеждения, железная воля, неприхотливость, высокая работоспособность, образованность, великолепный ум. Здесь мы с вами, незаметно для себя, подошли к значению образа Гриши Добросклонова.

Посмотрите: этих качеств вполне достаточно, что бы отразить главенствующую идею поэмы. Отсюда вывод настолько же прозаичный, сколь же и лаконичный: Гриша собой отражает одну из главных идей поэмы. Вот эта идея: на Руси жить хорошо только таким вот борцам за счастье притесненного народа. Объяснить, почему мне вряд ли удастся – вопрос философский и требуются знания психологии. Все же я попытаюсь привести пример: когда спасаешь кому-нибудь жизнь, то появляется чувство, будто ты сильный и добрый, слуга царю, отец солдатам,…да? А тут целый народ спасаешь...

Но это только следствия, а с чего начиналось нам по-прежнему предстоит выяснить. Давайте порассуждаем мы знаем, что с детства Гриша жил среди несчастных, беспомощных, презираемых людей. Что выдвинуло его на такую высоту, что заставляло его жертвовать собой ради простого народа, ведь перед, грамотным и образованным, талантливым молодым человеком открывались, прямо скажем, безграничные возможности. Между прочем, это чувство, качество или ощущение, называйте как хотите, питало творчество Некрасова, с его подачи была определена главная идея поэмы, от него берут истоки патриотизм, чувство ответственности. Это – способность к состраданию. Качество, которым обладал сам Некрасов и наделил им ключевую фигуру своей поэмы. Совершенно естественно, что за этим следуют патриотизм, присущий человеку из народа, ну и чувство ответственности перед народом.

Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. Посмотрите:
«…Рать поднимается неисчислимая
сила в ней несокрушимая…»

В тексте напрямую доказывается, что счастье народное возможно лишь в результате всенародной борьбы против угнетателей. Основная надежда революционеров-демократов, к которым принадлежал Некрасов – крестьянская революция. А кто поднимает революции?– революционеры, борцы за народ. У Некрасова это был Гриша Добросклонов. Отсюда вытекает вторая идея поэмы или, вернее, она уже вытекла, нам осталось только выделить ее из общего потока размышлений. Народ, вследствие направления реформ AII, остается по-прежнему несчастным, угнетенным, но(!) силы для протеста зреют. Реформы подтолкнули в нем стремление к лучшей жизни. Вы обратили внимание на слова:

«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином!...»

Форма передачи были песни, в исполнении Гриши. В словах как раз и отражались те чувства, которыми наделен герой. Можно сказать, что песни были венцом поэмы потому, что в них отражено все то, о чем я говорил. И в целом они вселяют надежду, что Родина не погибнет, несмотря на страдания и беды, захлестывавшие ее, и всеобъемлющее возрождение России, а что самое главное – изменения сознания простого русского народа.

Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.

Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?

И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.

Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом… Работать на благо народа, того самого народного счастья.

Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.

Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.

А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.

И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!

Мне бы тоже было интересно пройтись по России с друзьями, провести такой «соцопрос». И не заботиться о быте, а искать правды всем на благо. Класс!

Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?

Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён,
Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» - пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко - становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» - заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Несколько интересных сочинений

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.