Чем обусловлены особенности размещения растительности. Факторы размещения производства. Адаптация человека к природным условиям

Метро и численность населения как факторы размещения торговых объектов

Жизнь в современном мегаполисе развивается и устроена по своим внутренним правилам. Ежедневно проходя по улицам города, мы видим различные торговые объекты и не всегда осознаем, что их местоположение неслучайно. За прошедшие 20 лет становления рынка торговой недвижимости в Москве произошло формирование структуры размещения различных объектов стрит-ритейла. В рамках серии исследований торговой недвижимости, компания SmartLoc провела анализ размещения более 18 000 объектов с учетом факторов удаленности от метро и численности населения в ближайшем окружении.

В ходе исследования была проанализирована 31 товарная категория , каждая из которых характеризуется своими особенностями размещения. Если отложить на осях графика показатели расстояния до метро и численности населения для каждой товарной категории, то можно выделить 4 группы, о которых пойдет речь далее.

1 группа — к ней относятся товарные категории, для которых характерно размещение далеко от метро и высокая численность населения в ближайшем окружении. С разным уровнем дифференциации факторов в эту группу входят: кулинария, химчистки, спортивные товары, бытовая техника, мебельные товары, косметика и парикмахерские, аптеки, детская обувь, продукты питания и специализированные алкогольные магазины, зоомагазины, канцелярские товары и книжные магазины. В этой группе с большим отрывом лидируют зоомагазины, которые на 30% дальше всех остальных от метро и численность населения в их окружении на 28% выше средней.

2 группа — объекты находятся близко к станциям метро, и для них свойственна низкая численность населения, проживающая в зоне обслуживания – они ориентированы на «дневное» население. В группу вошли такие сегменты как кафе и суши-бары, рестораны быстрого питания. Особенно выделяются кафе, которые в среднем на 30% ближе к метро по сравнению с другими категориями товаров и услуг.

3 группа — характеризуется сбалансированным размещением, которое одинаково учитывает оба фактора. В эту группу попали следующие категории товаров и услуг: современные антикафе, клубы, бары и рестораны, компьютеры и оргтехника, массажные салоны, одежда и отделения банков.

4 группа — для нее характерно близкое расположение по отношению к станциям метро и высокая численность населения, проживающего в ближней зоне, что подразумевает спальные районы, в которых есть станции метро. Группу формируют следующие сегменты: студии загара, обувные магазины, ломбарды и объекты микрофинансирования, оптика. Из всех изученных категорий наиболее близко к метро размещены объекты микрофинансирования, среднее расстояние до метро составило 435 метров, учитывая, что их количество превышает 1000 в Москве.

Если рассматривать Москву как сложившийся рынок, благодаря подобным расчётам можно сформировать представление об особенностях размещения стрит-ритейла и понять какие группы факторов для каких сегментов являются определяющими. Многие специалисты в области торговой недвижимости получают это знание на базе личного опыта по отдельным товарным категориям, и формируют неявное знание, не имея доступа к картине в целом. Только комплексный пространственный анализ с использованием , позволяет увидеть полную картину взаимосвязей факторов размещения и планировать местоположение будущих объектов, используя эти знания.

  • 2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху нтр.
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

    2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.

    1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселённые районы мира.

    Средняя плотность населения Земли составляет сегодня более 30 человек/кв. км. Но по отдельным континентам и странам наблюдаются огромные контрасты.

    В Восточном полушарии сосредоточено больше населения (86 %), чем в Западном, а в Северном полушарии больше людей по сравнению с Южным, в котором проживает лишь 10 %. При этом основная масса населения живёт в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов на высотах до 500 м над уровнем моря.

    Характер расселения людей по планете, в том числе их плотность, обусловлены рядом факторов:

    1) фактор природных условий: близость к морю, равнинность территории, благоприятный климат, плодородные почвы, обилие природных ресурсов и т.д.

    К сведению: из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях, равнинах, т.е. на высоте до 500 м над уровнем моря, которые занимают только 28 % земной суши.

    2) исторический фактор: давно освоенные территории - это районы образования древних государств - Египет, Рим, Греция, Китай, Индия.

    3) демографический фактор: высокий или, наоборот, низкий естественный прирост населения способен заметно повлиять на размещение и плотность людей по регионам.

    4) социально-экономические факторы:

    · занятость населения в сельском хозяйстве;

    К сведению: развитие трудоёмкого рисосеяния на поливных землях привело к формированию крупнейших сгустков населения в Восточной и Южной Азии.

    · развитие промышленности;

    · тяготение к транспортным и торговым путям.

    К числу наиболее крупных скоплений населения в современном мире относятся:

    1) Восточноазиатское: включает государства - Китай, Япония, КНДР, Республика Корея, где проживает свыше 1 млрд. жителей.

    2) Южноазиатское: Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан - в них живёт приблизительно 1 млрд. человек.

    3) Юго-восточноазиатское: Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия и др., с населением, превышающим 300 млн. людей.

    4) Европейское.

    5) Атлантическое (на северо-востоке США).

    2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

    Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей эпохи НТР, когда всемирно возросла роль электронизации и комплексной автоматизации. Эта отрасль решающим образом воздействует не только на развитие, но и на территориальное размещение промышленности и всех производительных сил общества.

    Основная часть (I место) производимой в мире энергии приходится на тепловые электростанции (ТЭС). В общей выработке электроэнергии их доля составляет 63 %. Обычно ТЭС тяготеют либо к угольным бассейнам, либо к районам потребления энергии. Лидеры по производству: США, Россия, Китай.

    Второе место принадлежит - гидроэнергетике (ГЭС - гидроэлектростанции). Её доля в мировой выработке - 20 %, но и она тоже постепенно снижается. В наши дни главные перспективы гидроэнергетики связаны с развивающимися странами, на долю которых приходится 65 % гидроресурсов мира, однако используются они здесь пока слабо (в Африке - лишь 5 % потенциала, в Южной Америке - 10 %). А лидируют в использовании гидроэнергетики США и Россия.

    Третье место приходится на атомные электростанции (АЭС). Их доля в мировой выработке - 17 %, и она постепенно увеличивается. АЭС построены более чем в 30 странах мира. По абсолютным масштабам производства энергии на АЭС лидируют США, Франция, Япония, ФРГ, Россия.

    Наконец, всё большую популярность в мире приобретают альтернативные источники энергии:

    · энергия Солнца (крупнейшие гелиоустановки в США, Франции);

    · энергия ветра (развитие получили небольшие станции практически во всех странах мира, особенно в США и Дании);

    · энергия приливов (крупнейшие приливные станции во Франции, Канаде, США, России, КНР);

    · геотермальная энергия (используется в Исландии, США, России, на Филиппинах, в Италии, Новой Зеландии).

    К нетрадиционным источникам относится также получение синтетического горючего на основе угля, горючих сланцев, нефтеносных песков и биомассы.

    По годовой выработке электроэнергии в размере более 200 млрд.кВт.ч. имеют только 11 стран: США, Россия, Япония, Украина, Италия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия и Индия.

    По производству электроэнергии на душу населения выделяются:

    1) страны очень хорошо обеспеченные: Норвегия - более 26 тыс. кВт.ч. - I место в мире; Канада, Швеция, США - до 26 тыс. кВт.ч.

    2) среднеобеспеченные государства: Россия, Австралия, страны Европы и др. - до 10 тыс. кВт.ч.

    3) страны недостаточно обеспеченные: большая часть Латинской Америки, Африки, Азии - до 2 тыс. кВт.ч. и менее.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортёров зерна.

    Главная отрасль растениеводства - зерновое хозяйство, важнейшие его культуры - пшеница, кукуруза, рис. Кроме них выращивают: ячмень, просо, сорго, овёс, рожь, чумизу и т.д.

    Зерновые занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площади, из них - 4/5 общего валового сбора дают 3 ключевые культуры:

    1) пшеница: преимущественно степная и лесостепная культура; выращивающие её государства: Россия, Украина, Казахстан, Северная Америка, Аргентина, Австралия, Китай.

    Главными экспортёрами пшеницы являются: США, Канада, Аргентина, Австралия, Украина.

    2) рис: это типичная культура муссонного климата, возделываемая почти всегда при искусственном орошении; тропические и субтропические районы Азии, Африки, Латинской Америки.

    Главные экспортёры риса: США, Мьянма, Таиланд, Индия.

    3) кукуруза: используется на зерно, но и для силосования при молочно-восковой спелости. Районы возделывания преимущественно совпадают с посевами пшеницы.

    Главные экспортёры кукурузы: США, Канада, Аргентина, Австралия, Франция

    Растительный мир России

    Цели и задачи урока:

      Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.

      Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.

      Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения.

    Оборудование:

      настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,

      гербарий,

      слайды “растительность России”,

      картины по природным зонам,

      инструктивные карточки на каждого ученика.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    II. Вступительное слово учителя

    Сообщение темы и цели: сегодня мы будем знакомиться с характером растительности на территории России, типичными растениями, условиями их формирования. Мы должны проследить взаимосвязь “Растительность – природа. Время. Человек”. Известный историк В.О. Ключевский писал: “Сила, которая держит, в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны” Наша задача подтвердить высказывание фактами.

    Растительность - один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта.

      Растения - важный фактор почвообразования.

      Растительность защищает почву от эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.

      Растения дают пищу животным и человеку.

      Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза.

      Растительный покров планеты - это еще и ее красота.

      Растения существуют не изолированно, а в растительных сообществах. Состав растений в сообществе определяется соотношением тепла и влаги в течение года. Россия имеет разнообразие растительных сообществ.

    Факторы, влияющие на растительность. Природный растительный покров России очень разнообразен - от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны. Главная причина этого разнообразия -

      различия в климате отдельных районов.

      Грунтовые воды

    1. деятельность человека

    На холодном, суровом, ветреном Севере мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников, в средней полосе страны, где климат теплее, распространены леса, еще южнее - там, где летом жарко и очень мало влаги, могут существовать только сообщества степных и пустынных растений.

    Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный природный растительный покров. На равнинах растительность меняется на большом пространстве, например, при движении с севера на юг на протяжении нескольких сотен или даже тысяч километров.

    По ходу рассказа учитель вычерчивает на доске схему:

    В России лучше всего зональность растительности выражена в европейской части: тундра, лес, степь, пустыня. Чтобы определить, в какой зоне мы находимся, нужно обратить внимание на растительность, которая преобладает на суглинистых ровных пространствах, расположенных вне речных долин, т. е. зональную растительность.

    III. Групповая работа

    Учитель: Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озёр. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов. Новостройках, затерявшихся среди болот. “Живая природа” сопровождает человека. Принято считать, что главное в “живой природе” – растительность, флора. О ней говорят даже названия природных зон-тайга, степь, лесостепь и.т.д. В нашей стране высших растений около 18 тысяч. Интересно, что среди представителей растительного мира преобладают виды травянистых растений – их многие тысячи, тогда как деревьев чуть больше 500. Обо всех не расскажешь. Поэтому мы заслушаем результаты исследований научных экспедиций.

    С различными типами растительных сообществ учащиеся знакомятся, работая в группах. Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает гербарий растений одного растительного сообщества, по которому она будет работать, и лист с программой действий и вопросами.

    На работу отводится 10-15 минут, затем группы отчитываются о выполненной работе. Все слушают и заполняют сводную таблицу.

    Типы растительных сообществ

    Растительное сообщество

    Условия формирования

    Общий вид

    Типичные растения

    Приспособленность к условиям среды

    Лист 1 . Тундра.

    Прочитайте текст учебника (Б.: с. 102; Р.: с. 149), Ответьте на вопросы

    1. Где в России преобладает тундровая растительность, покажите на карте южную границу тундры. (По карте атласа «Растительность»);

    2. Каковы Условия формирования растительного сообщества тундры?

    З. Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.

    4. Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние многолетние)?

    5. Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы? Почему у них мелкие листовые пластинки?

    6. Почему преобладают многолетние растения?

    7. Почему у растений разветвленная корневая система?

    Сообщение:

    Ботаник. Летняя тундра полна красок. Там много видов лишайников, трав, в изобилии растут клюква, голубика, морошка, черника. Заросли осок и пушиц во время цветения создают впечатление снежного покрова.

    В тундре много полезных растений: ягодных, кормовых, лекарственных, которые хорошо приспособлены к местным климатическим условиям. Огромные площади заняты карликовой растительностью - березой, ивой, можжевельником. Низкий рост растений тундры позволяет им пользоваться защитой от вымерзания -снеговым покровом, а летом получать тепло от почвы, которая нагревается сильнее, чем окружающий воздух.

    Большинство тундровых растений вечнозеленые, их листья осенью не отмирают, и весной снова пробуждаются, потому что лето короткое и растение не тратит время на распускание почек. Весной в тундре обилие красок: цветут смолевка, полярный мак, камнеломка. Подушкообразной формы растения прижимаются к земле - это спасает их от жгучего холода и больших испарений. Значительные площади в тундре заняты лишайниками, из которых ягель является ценным кормом для оленей

    Лист 2. Леса

    Сообщение:

    Лес, в том числе и хвойный – это грибы, ягоды, древесина, лекарственные травы, дичь. Природные Зоны хвойных лесов занимает большую территорию России. На долю России приходится 22% мировых лесных ресурсов – 60% всей территории страны. Запасы древесины превосходят запасы США и Канады в 3,5 раза и более 80% – это хвойные породы. В западной зоне России 26 % площадей покрыто тайгой. В восточной зоне (Северный Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) – 65% территории покрыто хвойным лесом – это территории за исключением тундры и лесотундры. Сам лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы (уменьшение скорости ветра, увеличение испарения, очищение воздуха от пыли).

    1. Прочитайте Текст учебника (Стр. 150-151)

    2. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах? (Темнохвойная тайга, сосновые боры, светлохвойная лиственничная тайга Сибири, смешанный и широколиственный лес.)

    3. Каковы условия формирования лесной растительности? (Умеренный климат, холодная Зима, теплое лето, избыточное увлажнен)

    4. Рассмотрите гербарий и рисунки, определите растения широколиственных лесов и тайги.

    5. Какие приспособления имеют растения лесов. (листья превращены в иглы, лиственница сбрасывает хвоинки) Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы, распространены в поверхностном слое? (Лиственница растет на мерзлотных почвах)

    6. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов? (Широколиственные леса растут к югу от хвойных где более мягкая Зима.

    7. Почему в самом суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири, растет в лесах только лиственница? (Она более холодостойкая)

    9. Какие породы относятся к светлохвойным?

    Физкультминутка.

    Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули
    Ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Как они тихо садятся, покажем –
    Крылья сложили назад.

    О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

    На все стороны пусть:
    Ни лесочка, ни гор!
    Необъятная гладь!
    Неоглядный простор!

    Конечно же, это стихи о степи.

    Лист З. Степи

    1. Изучите текст учебника (стр. 152;). На карте (рис. 70, стр.159) определите ареал распространения степной растительности. (Юг Русской и Западно-Сибирской равнины.)

    2. Каковы условия формирования растений степей? (к = 0,9-0,8, недостаточное увлажнение, очень теплое лето.)

    3. Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений.

    4. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды? (Это травы с мощными корнями, с луковицами и корневищами, у некоторых очень тонкие листья - ковыль.)

    5. Почему степи зеленеют лишь ранней весной? (Весной в почве есть достаточно влаги, весной цветут растения с коротким сроком вегетации, как правило, имеющие запас питательных веществ в луковицах и корневищах - это тюльпаны, ирисы, пионы и др. их называют эфемерами.)

    Сообщение:

    Южная степь - это царство ковылей. Внешний облик растительности своеобразен, неповторим - серебристое, седое море, волнующееся от ветра. На этом фоне лишь кое-где разбросаны яркие пятна цветущего разнотравья. А местами его и совсем нет.

    Ковыль растет своеобразно - в виде крупного, очень плотного куста. Листья ковыля очень узкие и почти всёгда сложены вдоль. Такая форма листовой пластинки служит приспособлением для того, чтобы уменьшить испарение из тканей листа. Ковыли - достаточно засухоустойчивые растения, хорошо переносящие недостаток влаги в почве.

    Плод ковыля очень узкий, острый. Вонзаясь в землю и благодаря особому приспособлению, зерновка ввинчивается в почву. Так обеспечивается лучшее прорастание семян (они сразу же оказываются в почве, а не остаются на ее поверхности).

    6. Почему в степях не растут деревья? (Им не хватает влаги.)

    Лист 4. Пустыни

    1. Прочитайте текст учебника (стр. 152;).

    2. Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями. (Юго-восток Русской равнины, Прикаспийская низменность.)

    3. Рассмотрите образцы гербария и определите приспособления растений к условиям скудного увлажнения. (Длинные корни, Мелкие листья опушены или покрыты восковым налетом, отсутствие листьев, комочки.)

    4. Назовите растения пустынного сообщества. (Верблюжья колючка, солянки, дерево саксаул, джузгун, рогач, полыни.)

    Азональные, растительные сообщества: луга и болота.

    Кроме зональных растительных сообществ, которые мы сегодня изучили, есть азональные растительные сообщества, не образующие сплошной полосы. Это луга и болота. Вы можете встретить их в нескольких природных зонах, среди других растительных сообществ.

    Растительные ресурсы

    Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье.

    Лесные ресурсы – это разнообразные ресурсы лесов, используемые в народном хозяйстве.

    Что дает человеку мир растений? (Лес дает древесину для строительства, для изготовления бумаги, ткани (вискоза), используется как дрова. Смола деревьев используется в книгопечатании.)

    И у вас в пасте ручек тоже есть смола. Иначе буквы очень быстро будут осыпаться с бумаги.

    Учащиеся вспоминают лекарственные растения, съедобные - землянику, малину, орехи, грибы. Растения - корм для домашних животных. Луга - это пастбище и сенокосы.

    IУ. Итог урока

    Итогом урока является Заполненная таблица в тетради - по образцу растительности тундры.

    Учитель: Слушая отчёты экспедиции, мы выяснили, что удивительна и разнообразна флора России, но прикосновение к ней должно быть бережное. Будущее процветание человечества возможно только при разумном сочетании бережного отношения к природе.

    Земля – наш дом, человек должен осознавать свою ответственность перед потомками. Возвращаюсь к словам Ключевского: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны”

    Домашнее задание

      Растительное сообщество пустыни.

      Составить кроссворд «Растительный мир России» или 10 опросов о растениях, их приспособлении к условиям среды.

      Индивидуальные задания. Подготовить сообщения:

    а) о северном олене, б) о верблюде.

    Вопросы

      Почему в тундре преобладают многолетние растения?

      Почему в самом суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири, растет в лесах только лиственница? (Она более холодостойкая)

      Какие породы деревьев относятся к светлохвойным?

      Почему в степях не растут деревья? (Им не хватает влаги.)

    5. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец? (Образование колец связано с количеством дождливых дней.)

    Чемпионы леса

    1. Самое долговечное дерево, живущее до 900 лет – лиственница.
    2. Самое высокое дерево – кедр.
    3. Самое распространённое дерево – сосна.
    4. Самое красивое, новогоднее дерево – ёлочка.
    5. Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» – береза.

    Анализ размещения населения - важная задача географии населения. Чаще всего оно определяется количеством жителей на 1 квадратный километр, то есть показателями плотности населения (по миру он составляет 40 человек на квадратный километр).

    Плотность населения

    Расселены люди на планете крайне неравномерно. Примерно 1/10 часть суши до сих пор необитаема (Антарктида, почти вся Гренландия и так далее).

    По другим подсчетам, около половины суши имеет плотность менее 1 человек квадратный километр, на 1/4 плотность колеблется от 1 до 10 человек на 1 кв. км и лишь остальная часть суши имеет плотность более 10 человек на 1 квадратный километр. На населенной части Земли (ойкумена) средняя плотность населения - 32 человека на кв. км.

    В восточном полушарии живет 80% , в северном - 90%, в Азии - 60% всего населения Земли.

    Очевидно, что выделяется группа стран с очень высокой плотностью населения - свыше 200 человек на квадратный километр. К ней относятся такие страны, как Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Ливан, Бангладеш, Шри-Ланка, Республика Корея, Руанда, Сальвадор и др.

    В ряде стран показатель плотности близок к среднемировому - в Ирландии, Ираке, Колумбии, Малайзии, Марокко, Тунисе, Мексике и т.д.

    Некоторые страны отличаются более низкими показателями плотности, чем среднемировой - в них он составляет не более 2 человек на 1 км 2 . В эту группу входят Монголия, Ливия, Мавритания, Намибия, Гвиана, Австралия, Гренландия и др.

    Причины неравномерного заселения

    Неравномерность размещения населения на планете объясняется рядом факторов.

    • Во-первых, это природная среда. Например, известно, что 1/2 населения мира сосредоточена на низменностях, хотя они составляют менее 30% суши; 1/3 людей проживает на расстоянии не более 50 километров от моря (площадь этой полосы - 12% суши) - население как бы сдвинуто к морю. Данный фактор, вероятно, был ведущим на протяжении всей человеческой истории, но его влияние по мере социально-экономического развития слабеет. И хотя обширные районы с экстремальными и неблагоприятными природными условиями (пустыни, тундры, высокогорья, тропические леса и т. п.) по-прежнему слабо заселены, все же одними природными факторами нельзя объяснить расширение ареалов ойкумены и те огромные сдвиги в размещении людей, которые произошли за последнее столетие.
    • Во-вторых, достаточно сильное влияние оказывает исторический фактор. Это связано с длительностью процесса расселения человека на Земле, (около 30 - 40 тысяч лет).
    • В третьих, на размещение населения воздействует современная демографическая ситуация. Так, в некоторых странах население увеличивается очень быстро за счет высокого естественного прироста.

    Кроме того, внутри любой страны или района, сколь малы бы они ни были, плотность населения различна и сильно меняется в зависимости от уровня развития производительных сил. Отсюда следует, что показатели средней плотности населения дают лишь приблизительное представление о населенности и экономическом потенциале страны.

    Каждое лето детства проводил на даче, в достаточно уединенном месте, и часто мама или бабушка рассказывали, какие цветы растут в этой области. Ходили и в лес за грибами, и на болота за аиром на праздник, и засаживали клумбы астрами, георгинами и другими цветами.

    Как размещается растительность в наших широтах

    Учитывая умеренный континентальный климат, наш растительный мир весьма разнообразен и многочислен. Множество рек, озер и болот позволяет влаголюбивым растениям прорастать вдоль береговой линии, а южные регионы обеспечивают достаточную температуру для ксерофитов, т. е. растений, предпочитающих засушливый и сухой климат.

    С другой стороны, множество растений, занесенных на нашу территорию, часто не приживается из-за больших различий в качестве почв. Так, например, даже в пределах одной области некоторые кормовые растения могут как давать большой урожай, так и не прорастать вообще.


    Распределение растительности на планете Земля

    Все живое на планете подчиняется нескольким законам природы, которые характеризуют его распределение. Эти законы таковы:

    • Чем ближе к экватору, тем больше видовое разнообразие.
    • При удалении от источника воды количество видов, наоборот, снижается.
    • Количество видов часто подчиняется арифметической прогрессии. Так, наличие насекомых позволяет проживать множеству насекомоядных птиц, которые, в свою очередь, обеспечивают пищей хищников.
    • Деятельность человека сильно влияет на видовое разнообразие. Неконтролируемая охота и вырубка лесов привела к тому, что тысячи и тысячи видов оказались перед угрозой вымирания.

    Растительность сегодня и завтра

    Скрещивание видов и достижения генной инженерии позволят рано или поздно выделить новые виды растений, которые, возможно, придут на смену сегодняшним, более привычным. Сейчас особый упор делается на кормовые культуры, а также злаки, однако, не исключено, что скоро мы получим новые деревья, цветы и травы.


    С другой стороны, если мы продолжим нашу негативную деятельность относительно природы, мы можем пройти точку невозврата, из-за чего уже не сможем сохранить для наших потомков какую-то память в виде живых организмов. Мы должны беречь нашу Планету, ведь это наш Дом.

    2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.