Блог дмитрия евтифеева. Хроматические аберрации — что это такое, и как их убрать

Как сделать ретушь кожи в программе Adobe Photoshop при помощи экшена — смотрите в видеоуроке Максима Басманова. «В этом видео уроке вы узнаете, как можно с помощью экшена ретушировать кожу в фотошопе.» © Максим Басманов Информация о видео Источник: видеоуроки по ретуши фотографий в фотошоп. Автор видео: Басманов Максим Сергеевич. Формат видео: *.mp4. Продолжительность: 00:07:08 […]

Как тонировать фотографии при помощи плагина Camera Raw в программе Adobe Photoshop — смотрите в видеоуроке Максима Басманова. В этом видео уроке вы узнаете, как можно тонировать фотографии в Photoshop используя camera raw. © Максим Басманов. Информация о видео Источник: видео курсы по программе фотошоп и lightroom. Автор видео: Басманов Максим Сергеевич. Формат видео: *.mp4. […]

Как убрать ШУМ на фотографии в программе Adobe Photoshop — смотрите в видеоуроке Максима Басманова. «Сегодня я вам расскажу, как можно без лишних усилий убрать шум на любой фотографии в photoshop. Урок получился интересным и желателен к просмотру.» © Максим Басманов Информация о видео

Совсем недавно была статья про — хроматические аберрации, виньетирование и дисторсию. Плохая новость в том, что встречаются они довольно часто, особенно на недорогих линзах. Хорошая — первые два довольно легко можно исправить уже на стадии преобразования из Raw. Об этом и будет статья сегодня. Признаюсь честно, благодаря хорошей оптике на которую я снимаю, было довольно сложно найти явно брасающиеся в глаза недостатки на фотографиях. Однако, судя по отзывам, на 18-55 и ему подобных объективах такая ситуация встречается в разы чаще, да и выражена более явно.

Давайте начнем с хроматических аберраций. Я открыл в Adobe Camera Raw фотографию, сделанную на ярком солнце и при приближении до 200% на контрастных областях стала видна красно-голубая конва. Для ее устранения переходим во вкладку «Lens Correction» («Коррекция оптики»). Перед нами два ползунка «Fix Red/Cyan Fringe» («Исправить красно-голубую кайму») и «Fix Blue/Yellow Fringe» («Исправить сине-желтую кайму»). Чаще бывает именно красно-голубая граница, что и произошло в моем случае.

Я подвинул первый ползунок до значения, когда цветная граница исчезла. Вот так просто можно избавиться от хроматических аберраций. Главное не переборщить, иначе появится граница с обратными цветами. Конечно в некоторых случаях ситуация бывает сложнее, но уменьшить этот негативный эффект можно практически всегда.

На этой же панели есть еще один инструмент — «Defringe» («Убрать кайму») — он как раз может пригодится в сложных случаях. Его применяют для уменьшения самой каймы. Можно включить его только для светлых границ «Highlight Edges» или для всех «All Edges», обычно используется второй вариант.

Теперь разберемся с виньетированием, тут тоже все несложно. С большим трудом нашел у себя подходящую для примера фотографию. Она была сделана еще на предыдущей моей камере (не зеркальной) в Казани. По краям заметно виньетирование, чтобы его устранить используем ползунок «Amount» («Величина») все на той же вкладке «Lens Correction».

При перемещении в плюс, края изображения становятся светлее, в противоположную сторону темнее, что может быть полезно, если мы хотим искуственно создать этот эффект. Второй ползунок «Midpoint» («Средняя точка») отвечает за то, как близко от центра будет производится коррекция. При значениях меньше 50 будет затронута большая часть изображения, больше — эффект будет виден только по краям.

Как видите, некоторые недостатки оптики достаточно легко компенсировать. Конечно, использование качественных объективов поможет если не полностью избежать, то хотя бы уменьших подобные эффекты, но даже в случае их появления все отнюдь небезнадежно.

Если вы занимаетесь фотосъемкой не первый день, то наверняка время от времени вам приходится сталкиваться с таким явлением как хроматические аберрации , вне зависимости от того, какой у вас фотоаппарат - дорогая зеркалка или простая компактная камера. Несмотря на сложное название, суть этого явления довольно проста. Хроматическая аберрация - это искажение или оптический артефакт, который возникает по причине того, что световые лучи разного цвета имеют разную длину, за счет чего не могут сфокусироваться на одной плоскости. На практике это выражается в появлении цветной каймы или бахромы по контуру объектов. Особенно заметны аберрации при съемке сцен с высокой контрастностью. Такое нежелательное обрамление способно испортить впечатление даже от самой удачной фотографии. Тем не менее, бороться с аберрациями можно, и если не получилось предупредить их появление на стадии съемки, на помощь придут компьютерные программы. Одной из самых доступных и распространенных программ является Lightroom .

Преимущество Lightroom 4.1 над Lightroom 3

Прежде всего, стоит отметить, что для устранения аберраций предпочтительнее использовать последнюю версию Lightroom, а именно 4.1. Поясним, почему. Хроматические аберрации бывают двух видов: горизонтальные (боковые) и вертикальные (осевые). Первые в наибольшей степени характерны для широкоугольных объективов и дают зелено-красную или сине-желтую кайму. Искажения такого типа довольно легко устраняются в любой версии программы с помощью кнопочки Remove Chromatic Aberrations . А вот с осевыми аберрациями до недавнего времени проблем было куда больше. Они обычно возникают при использовании современных объективов с большой светосилой и образуют яркую бахрому пурпурного или зеленого оттенка. Существующие в Lightroom 3 инструменты не позволяли эффективно бороться с такими артефактами. В последней же версии, наконец, появились дополнительные регуляторы в виде ползунков, предназначенные как раз для устранения осевых аберраций.

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom 4.1

Процесс устранения аберраций в Lightroom довольно прост. Итак, первым делом импортируем изображение в программу, после чего оно готово к редактированию. Рекомендуется увеличить фотографию хотя бы до 200%, чтобы переходы между оттенками были видны более четко. Сейчас находим панель под названием Lens Corrections , которая находится в меню Develop . В версии 4.1 на этой панели есть обновленная вкладка Color - нажимаем ее. Здесь ставим галочку напротив уже упомянутой функции Remove Chromatic Aberrations и переходим к ползункам-регуляторам. Они предназначены как раз для ограничения насыщенности оттенков. Перетаскивая ползунки, устанавливаем максимально допустимое значение насыщенности пурпурного и зеленого цветов. Оттенки, находящиеся за установленными пределами, будут подавляться. Но здесь есть немаловажный нюанс - работая таким методом, можно не только удалить бахрому, но и обесцветить нужные объекты соответствующего оттенка. Если такая вероятность существует, можно применить ручной режим редактирования (вкладка Manual ) и воспользоваться дополнительными инструментами локального действия, например, кистью. В параметрах кисти выбираем «Подавление аберраций» и задаем отрицательное значение. Теперь «покрасим» область изображения, на которой не хотим терять оттенки, после чего производим те же самые действия, которые были описаны выше. Ручной способ является более трудоемким и занимает больше времени, но именно с его помощью можно спасти фотографии, которые раньше считались бы безнадежно испорченными.

Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Козьма Прутков

Хроматические аберрации (ХА) – артефакты оптического свойства, выражающиеся в виде цветной каймы на контрастных границах. Если вы используете не самую крутую прецизионную оптику, то наверняка встречали их на своих снимках.

Этот снимок экскаватора сделан китовым объективом Canon 18-55 в широкоугольном положении. Если детально рассмотреть его то можно легко обнаружить хроматические аберрации.

Вот увеличенный фрагмент камней около ковша, масштаб 2:1. Хроматические аберрации заметны в виде голубых и красноватых ореолов вокруг камней.

К счастью, такие артефакты довольно неплохо убираются в Lightroom.

Вот как я это делаю.
Для начала, я устанавливаю все значения панели Detail в ноль, что бы снимок отображался как есть. Дело в том что Noise Reduction – Color, может подавить цветные ореолы хроматических аберраций.

Затем нужно найти участок на фотографии с резкими контрастными границами. При этом желательно, что бы границы были перпендикулярны направлению от центра снимка. Хорошо если видны границы переходов как от темного к светлому так и от светлого к темному. На разных границах будут ореолы разного цвета, так на приведенных выше камнях видны голубые и красноватые края с разных сторон камня.

Обычно я увеличиваю снимок на 200%, можно увеличить и больше, главное, что бы было удобно работать.

Затем, движками Red/Cyan и Blue/Yellow я добиваюсь максимального устранения цветных ореолов. Обычно мне достаточно сдвинуть немного влево верхний движок, но иногда я задействую оба. ХА зависят от объектива, и его фокусного положения если это зум. Поэтому, удалив ХА из одного снимка, я использую эти настройки для всей серии с помощью , – вот оно преимущество Лайтрума!

После того как хроматические аберрации будут убраны, можно настроить остальные параметры секции Detail: резкость, и удаление шума.

Самое неприятное, что может быть с ХА это их неоднородность. Так подавив их по всему снимку вы можете обнаружить что они остались на углах! Если вы проведете коррекцию ориентируясь на аберрации по краям снимка, то обнаружите, что теперь они видны в центральной части. Это настоящий кошмар для перфекциониста! Такие неоднородные ХА невозможно подавить в Лайтруме по всему полю снимка. Обычно, я выбираю центральную и среднюю области скорректировав аберрации там, и мирюсь с их присутствием на самых краях.

Если же вам нужен идеальный результат, то можно создать Виртуальную Копию снимка, и в ней отдельно скорректировать ХА для краев. Затем отправить оба варианта обработки в Photoshop с помощью команды Edit in — Open as Layers in Photoshop (работает при выборе более чем одного снимка). И с помощью маски слоя совместить оба варианта в одном снимке.

Хроматические аберрации чаще всего считаются браком или дефектом изображения, возникающим из-за несовершенства оптики. Но иногда их специально используют в качестве спецэффекта, который, будучи уместным, может поддержать идею снимка или даже стать одной из ключевых деталей ее реализации.

В этой статье 1) рассматривается способ, позволяющий легко и быстро добавить в фотографию эффект «хроматического сияния», 2) разбираются некоторые часто возникающие проблемы при обработке снятых на белом фоне фотографий и способы их решения.

Для примера возьмем следующую фотографию.

Проанализируем ее с точки зрения колористики и композиции.

  • Колористика. Первое, что бросается в глаза, - это тёмные, почти черные волосы на плече модели. Находясь в крайней левой области гистограммы, они максимально контрастны белому фону (крайняя правая область гистограммы) и «разрывают» изображение на две части.
  • Композиция. Волосы на снимке занимают значительную по площади часть изображения, а значит - утяжеляют его и начинают «спорить» с лицом, перетягивая на себя внимание зрителя.

Постараемся решить эти проблемы. Вспомним законы гармонизации цвета и, в частности, яркостного тона изображения - для того, чтобы данная фотография стала выглядеть лучше, необходимо избавиться от неуместного в данном случае явного противопоставления темных и светлых участков (т.е. привести изображение к стилистике, близкой высокому или низкому ключам). Исходя из сюжета и того, что данное фото снималось на белом фоне, выбираем первый вариант.

К высокому ключу в «классическом» понимании мы не придем - для этого необходимо полное отсутствие каких-либо темных участков в снимке (т.е. вся информация находится в зоне четверть тонов или, в крайнем случае, средних тонов гистограммы). Тем не менее, приблизиться к этой стилистике нам никто не запрещает.

После выполнения полного комплекса процедур «технической» портретной ретуши и работы с контрастом и цветом изображения получим следующий результат:

Примечание. В данном случае для ускорения работы с яркостью, контрастом и цветом фотографии использовался фильтр-плагин Imagenomic Realgrain 2, однако, таких же результатов можно легко добиться с помощью стандартного инструментария Adobe Photoshop.

Изображение стало выглядеть значительно гармоничнее. Гистограмма подтверждает, что вся информация теперь находится в зонах три-четверть тонов и более ярких. В целом фотография смотрится заметно более легкой и воздушной.

Итак, с проблемой «раскола» изображения на две части и проблемой «тяжелых» волос мы успешно разобрались. Но участок с волосами (визуально скучный, и, вместе с тем, достаточно детализированный за счет текстуры волос), по-прежнему занимает большую часть снимка и отвлекает внимание от лица модели.

Для того, чтобы глаза зрителя не задерживались на этом участке, необходимо уменьшить его детализированность. Частично это уже было сделано при компрессии тонов в тенях во время работы с яркостью и контрастом изображения - теперь же полностью избавимся от оставшихся деталей, размыв их.

Наложение любого «творческого» эффекта на изображение должно быть так или иначе оправдано. Наиболее гармоничными и естественными всегда будут смотреться эффекты, которые могли быть получены при съемке. В нашем случае одной из причин размытия волос мог бы быть смаз или «шевеленка», сохранение же четкости деталей на лице могло быть оправдано «заморозкой» вспышкой при съемке со смешанным (постоянный+импульсный) светом.

Разумеется, в данном случае не будет стоять задача добиться полной идентичности реальным эффектам (их было бы гораздо проще достичь непосредственно при съемке), но, с точки зрения оправданности действий и построения идеи обработки, этих предпосылок для выбора эффекта и/или алгоритма размытия нам будет вполне достаточно.

Для имитации эффекта «шевеленки» создадим копию слоя исходного изображения (Ctrl+J) и применим к полученному слою фильтр размытия Filter → Blur Gallery (Галерея размытий) → Path Blur (Размытие контура).

Несколько пояснений к интерфейсу фильтра:

  • cиняя стрелка задает направление движения или смаза. Направление стрелки задается перетаскиванием ее стартовой и конечной точек, передвижением промежуточной точки между ними можно задавать изгиб пути движения. При этом клик в любое пустое место синей стрелки ставит на нее дополнительные промежуточные точки, а клик в пустое пространство снимка позволяет задать дополнительный, локальный путь размытия;
  • ползунок скорости движения Speed задает общую интенсивность воздействия;
  • Taper усредняет воздействие, визуально приближая эффект к «дрожанию» около одной точки;
  • галочка Centered запрещает общий сдвиг изображения;
  • End Point Speed задает скорость движения или интенсивность воздействия в конечной точки пути;
  • галочка Edit Blur Shapes активизирует красные стрелки, позволяющие более точно задать траекторию движения в начальной и конечной точках;
  • выпадающее меню предоставляет выбор одного из пресетов алгоритмов размытия.

После подбора «по вкусу» необходимых параметров фильтра ограничим видимость размытого слоя. Для этого создадим для него маску (Клик по значку маски) и мягкой круглой черной полностью непрозрачной кистью прорисуем по ней в тех местах, где хотим оставить изображение четким.

Теперь внимание зрителя уже ничем не будет отвлечено от лица модели - другие детализированные части изображения отсутствуют.

Казалось бы, все готово. Но, к сожалению, в процессе решения одной проблемы мы создали другую: отсутствие деталей где-либо, кроме лица, сделало изображение визуально скучным и «пустым».

Решать эту проблему можно по-разному. Воспользуемся тем, что так или иначе у многих ассоциируется с размытием - наложим эффект хроматических аберраций.

Для этого сведем все слои вверх (создадим копию всего, что мы видим), воспользовавшись комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Shift+E, и перейдем в палитру Channels (Каналы).

В цветовой модели RGB в каждом из цветовых каналов изображения содержится информация как об общей яркости, так и о цвете или цветовых переходах: в красном - от циана до красного, в зеленом - от мадженты (фуксии) до зеленого, в синем - от желтого до синего. При одинаковых значениях во всех трех каналах пиксель окрашивается в оттенок серого, при значении яркости 0 в трех каналах - в черный, при значении яркости 255 в трех каналах - в белый, при любых других комбинациях значений яркости в трех каналах пиксель окрашивается в какой-либо цвет.

Эффект хроматических аберраций проявляется в том, что вокруг границ контрастных объектов наблюдается цветные ореолы, обычно дополнительных по цветовому RGB-кругу цветов. Связано это с тем, что при цифровом фотопроцессе световой луч, падающий на матрицу, в зависимости от угла его падения по-разному интерпретируется световыми сенсорами, что наиболее сильно проявляется по краям кадра.

Исходя из всего вышесказанного, для создания эффекта хроматических аббераций нам было бы достаточно сдвинуть один (или при желании все три) из цветовых каналов инструментом перемещения Move Tool (V).

Однако, такой простой подход не учитывает, что аберрации должны быть неравномерными и усиливаться по краям кадра. Полученный результат напоминал бы псевдо-стереофотографию, популярную порядка пяти лет назад, Пример.

Примечание. Для реализации примера выше необходимо в начале обесцветить изображение командой Image (Изображение) → Adjustments (Коррекции) → Desaturate (Обесцветить), затем выделить все пиксели (Ctrl+A) и, сделав активным красный канал, сдвинуть его клавишами со стрелками или инструментом перемещения Move Tool (V) на 10 пикселей влево. Правую часть изображения, получившуюся красной, можно впоследствии отрезать при кадрировании.

Итак, для получения желаемого эффекта хроматических аберраций необходимо не сдвинуть один из каналов, а, скорее, изменить его масштаб. Сделать это наиболее аккуратно можно, воспользовавшись на одном из каналов фильтром Filter → Liquify (Пластика), растянув его таким образом, чтобы в наибольшей степени затронулись края изображения, но проще всего использовать свободное трансформирование. Конечно, в этом случае результат не будет точно передавать физику процесса, но для решения нашей задачи такой способ окажется более чем подходящим относительно параметра время/качество.

Итак, находясь в палитре каналов при активном верхнем свежеполученном слое копии сведенного изображения, кликнем по одному из каналов (в нашем случае по синему). Изображение станет черно-белым (демонстрируется информация синего канала). Для возвращения цветного превью кликнем по значку-глазу напротив RGB-канала, выделим всё командой Select (Выделение) → Select All (Выделить все) или комбинацией клавиш Ctrl+A и воспользуемся свободным трансформированием Edit (Редактирование) → Free Transform (Свободное трансформирование) или Ctrl+T. При активном интерфейсе свободного трансформирования растянем изображение равномерно от центра (для этого зажмем клавишу Alt и потянем за одну из опорных точек). В нашем случае красивее будет смотреться результат растягивания только по горизонтали, поэтому потянем за центральную точку одной из вертикалей. Завершив изменения, нажмем Enter.

Чтобы убрать эффект с лица, вернемся в палитру слоев Layers и скопируем на слой с аберрациями ту же маску, которая использовалась на слое с размытием. Для этого Alt+Перетащим ее на верхний слой и при необходимости подредактируем мягкой кистью.

В результате получим следующую структуру слоев.

И финальное изображение.

© Стив Ласмин, январь 2016
© Фотошкола Михаила Панина, 2016.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.