2 что же такое хлестаковщина. Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор. С высочайшего одобрения

Появление комедии “Ревизор” в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных “милицейских” сериалов – чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими? Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком – двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько “государственного человека”. Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего. Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, – актера, играющего ревизора. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных. Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в Речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот пер-сонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: “Хлестаков, Как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах виновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве…” Влияние комедии “Ревизор” на российское общество былг огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как им-нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое бе-зудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в со-четании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проник-нуть в самую глубину русского национального характера, вы. удив оттуда образ лжеревизора – Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.

Сочинение по литературе на тему: Что такое хлестаковщина?

Другие сочинения:

  1. Появление комедии “Ревизор” в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не Read More ......
  2. В “Ревизоре” Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Он в пьесе решил “собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Тема “Ревизора” сама по себе носила острый политический характер, но Read More ......
  3. Весной 1836 года – в дни появления “Ревизора” на сцене и в печати – русское общество переживало то приподнятое, волнующее чувство, которое обычно рождает встреча с великим произведением искусства. С тех пор прошло уже почти два века, а чувство это Read More ......
  4. Комедия “Ревизор” – самая важная пьеса Н. В. Гоголя. Работать над ней писатель начал в 1835 году, в том же году “Ревизор” был поставлен на сцене. Одна из главных ролей в комедии принадлежит Ивану Александровичу Хлестакову. По сюжету произведения этот Read More ......
  5. Образ Ивана Александровича Хлестакова – один из самых характерных и замечательных в творчестве Гоголя, “любимое дитя его фантазии”. В нем сказалась страсть художника к гиперболе, преувеличениям почти гротескным, любовь к изображению “многосторонних” (в ноздревском смысле) характеров. И образ мыслей Ивана Read More ......
  6. Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия “Ревизор”, где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа Read More ......
  7. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  8. Городничий Характеристика литературного героя Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский) – глава уездного города, в котором происходит действие комедии. Г. – “постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек…Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с Read More ......
Что такое хлестаковщина?

В бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», помимо уничтожающей характеристики нравов и устремлений провинциальных чиновников, помещиков и простых жителей, безусловный интерес представляет и сатирическое изображение главного героя этой пьесы — лжеревизора Ивана Александровича Хлестакова.

Феномен этого персонажа заключается в том, что, не понимая и не осознавая ситуации, Хлестаков, тем не менее, играет перед чиновниками уездного города роль ревизора столь блестяще, что начинает казаться, будто он и впрямь рождён быть «государственным человеком», чиновником «высшей руки», хотя при ближайшем рассмотрении его фигура оказывается пустой и заурядной.

Приезд Хлестакова обрушивается на хозяев уезда как снег на голову и, как это всегда бывает при встрече «высокого» лица, мнение чиновников о нём складывается не из того, что они в действительности могли бы увидеть своими глазами, повнимательнее приглядевшись к Хлестакову, а из собственных представлений о качествах посланного с особой миссией сановника. Их уверенность в подлинности «ревизора» основывается на том, что Хлестаков изворотлив и хитёр, и в руках его находится благосостояние всех уездных чиновников и помещиков. О том же, что он — обыкновенный пустозвон и лицедей, они просто и помыслить не могли.

Мне кажется, что не следует судить о Хлестакове как о человеке, способном на какое-либо прямое зло или намеренные козни. В действительности он совершенно не опасен для окружающих и способен навредить разве что мухе. Однако ожидаемое уездными чиновниками поведение Хлестакова (именно так, по их мнению, должен вести себя ревизор из столицы) мешает им увидеть в этом человеке что-либо иное, кроме того, что они настроены в нём обнаружить.

Для понимания образа и характера Хлестакова очень важным является то обстоятельство, что он живёт и думает одним мгновением, не сообразуясь ни с прошлым, ни с будущим. Но именно это качество помогает ему так мастерски подстраиваться к настоящему моменту, с изяществом искушённого актера разыгрывать ту или иную роль.

Уяснить характер Хлестакова помогают и «замечания для господ актёров», помещённые в начале пьесы. В них Гоголь кратко, но очень точно дал понять, что же именно, по его мнению, должно скрываться за образом Хлестакова — «молодого человека лет двадцати трёх... несколько приглуповатого и, как говорят, без царя в голове, — одного из тех людей, которых в канцеляриях называют наипустейшими». Из «замечаний» же мы узнаём, что Хлестаков «говорит и действует без всякого соображения... не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-либо мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Однако заканчивается «замечание» по поводу героя весьма ценным и точным указанием для актёра: «чем более исполняющий эту роль актёр покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет», — этот характер с блестящим мастерством и точностью выдержан на протяжении всей пьесы.

Как литературный персонаж, Хлестаков представляет собой собирательный тип легкомысленного и поверхностно образованного молодого человека, авантюриста и актёра в одном лице. В речи героя мы то и дело слышим употребляемые к месту и не к месту модные и вульгарные французские фразы, литературные штампы, засоряющие речь. Всё это никак не способствует авторитету Хлестакова в глазах читателя и зрителя и лишь подчёркивает духовную и нравственную пустоту его натуры.

Поместив столь яркий и одновременно типичный характер в свою блистательную комедию, Гоголь добился того, что имя Хлестакова стало нарицательным, а производное от него слово — «хлестаковщина» — стало обозначать безудержное и беззастенчивое хвастовство, ложь, позёрство в сочетании с душевной и умственной скудностью.

Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Появление комедии "Ревизор" в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия "Ревизор" не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных "милицейских" сериалов чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокимиСам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько "государственного человека". Что чувствует при этом лжеревизорКажется, ничего. Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, актера, играющего ревизора. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных. Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, "что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве... " Влияние комедии "Ревизор" на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее.

Задают такие вопросы, что хоть стой хоть падай. Особенно это касается литературы, которую никто не читает, а вместо неё играет в "дотку" или "вотку". Когда наконец школьнику требуется ответить на вопрос, он старается отыскать его в интернете. На сайте сайт вы сможете найти ответы не только по школьной программе, но и по уличному сленгу и тюремному арго. Добавляйте нас в свои закладки, чтобы периодически наведываться к нам на огонёк. Сегодня речь пойдёт о таком сложном для неокрепшего и юного мозга вопросе, это Хлестаковщина , что значит, вы сможете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем продолжить, я бы хотел посоветовать вам посмотреть ещё пару другую статей по тематике наука и образование. Например, что значит Довести до белого каления ; прочтите об Отмене крепостного права в России; кратко о Восстании декабристов в 1825 году ; смысл фразеологизма От сумы и от тюрьмы не зарекайся и т. п.
Итак, продолжим, что значит Хлестаковщина ?

Хлестаковщина - это ничтожество возведённое в абсолют, это лживое и наглое хвастовство и бахвальство, цитата это "Возникшая до высшей степени пустота"


Хлестаковщина - этот термин попал в нашу повседневную речь из старой русской комедии "Ревизор", автором которой является Гоголь


Синоним слова Хлестаковщина : хвастанье, фанфаронада, похвальба, хвастовство, фанфаронство, самохвальство, бахвальство.

Хлестаков - это баловень судьбы, один из "золотой молодёжи", он порождение бюрократического режима, пустоты и упадка крепостного общества впустую тративший капиталы своего мошенника-отца


В своей книге Гоголь решил посмеяться, над тем, что на самом деле достойно всяческого осмеяния. В этой комедии он решил собрать вместе, всё негативное и плохое, что существовало в то время в Российской Империи. В этой пьесе в острой степени изобличается политика той эпохи, а так же пороки, которые присущи большинству чиновников, как того, так и нашего времени.

Для многих современников, эта книга, в которой описывается небольшой захолустный городок, царящее в нём казнокрадство, и полнейший произвол воспринимался, как символ всего царского правительства.
В комедии образ местных чиновников описывается довольно скупыми, но негативными мазками. По сути , попав в эту систему круговой поруки, даже самый честнейший человек становится алчным и порочным мироедом. Хотя и до Гоголя в различных произведениях высмеивались моты, лгуны, обманщики, волокиты, хвастуны и плуты. Однако в то время, образ Хлестакова оказался очень свежим и ярким, даже среди мировой литературы. Характер у Хлестакова включал все вышеперечисленные черты, поэтому мы понимаем, что этот человек является неким собирательным образом. Это явление получило название "Хлестаковщина", которое спустя годы в узких кругах стало нарицательным.

Хлестаков самый обычный человек, ничем не выделяющийся из толпы, но переполненный ЧСВ . Как и все молодые люди, он старается казаться не тем кем он является, постоянно "пускает пыль в глаза", он нахален и самодоволен. Как написал автор , он и "трусишка, и подляжка, и лгунижка". Этот человек не понимает, что значит добро и зло, а поэтому без всяких душевных мук совершает подлые дела. Он обманывает своих собеседников, рассказывая, какое высокое положение он занимает в обществе.

Отдельные черты "Хлестаковщины " можно обнаружить в любом городе России, они присущи многим людям.
Если присмотреться более внимательно, то можно обнаружить поразительную вещь, почти все персонажи данной комедии несут в себе черты "Хлестаковщины". К ним можно отнести, грубость, лживость, притязание на образовании при заметном невежестве, карьеризм, душевную пустоту, подлость, трусость, честолюбие.
На самом деле, подобные пороки можно встретить даже в городничем, хотя на самом деле он не является негодяем. Он просто оказался в том месте, где деньги сами плывут к нему в руки, и он не может этому сопротивляться. Для него взяточничество, это часть механизма, это смазка для государственных шестерёнок.
Как и в наше время, этот высокопоставленный чиновник не брезгует ничем, но предпочитает крупные суммы. Например, он ворует из государственной казны деньги на постройку церкви, написав фальшивый рапорт, что церковь сгорела. На самом деле, он уже долго находится на этой должности, и ощущает себя в ней, как рыба в воде. Поэтому, сначала он не переживает, что к ним собирается приехать ревизор, надеясь навешать тому "лапши на уши ". Однако, начинает здорово трусить, когда узнаёт, что чиновник из Петербурга живёт в городе уже неделю, и вероятно, смог узнать множество неприятных для него вещей.

Как говориться, "два сапога пара", то есть городничий и Хлестаков слеплены из одного теста, они оба способны на грубость, мошенничество и лживость.

В пьесе достаётся и местному дворянству. Эти два дворянчика по фамилии Добчинский и Бобчинский , являются ярким собирательным образом чиновников того времени, они лгуны, бездельники, сплетники, и по совместительству работают этаким "сарафанным радио", рассказывая каждому, кто имеет уши, о местных новостях.

По сути "Хлескаковщина" включает в себя весь негатив и пороки чинуш и функционеров. Это явление хорошо знакомо каждому, и несмотря на то, что в те времена оно было по больше части вызвано укладом крепостнического общества, оно живёт и здравствует и в наше время. Поэтому, можно сказать, что комедия Гоголя "Ревизор", является не только не устаревшим, а очень современным произведением, смысл которого весьма подходит для нашего времени. Сегодня можно сделать вывод, что такие граждане, как Хлестаков, будут жить и здравствовать во все времена.

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что значит Хлестаковщина , и теперь сможете без колебаний ответить на этот вопрос.

Великий Гоголь, написав своего “Ревизора”, вряд ли догадывался, насколько актуальной будет его комедия спустя столетия. В героях, описанных в ней, мы и сегодня узнаем своих знакомых, известных людей и, возможно, себя. Хлестаков - главный персонаж и один из самых сильных образов, созданных автором. Это не отдельная личность, а целое явление в обществе. В этой статье мы расскажем, что такое хлестаковщина.

Хлестаков и хлестаковщина

Герой гоголевского “Ревизора” Хлестаков - это отнюдь не исключение из правил и не отдельный характер. Сам автор говорит, что каждый человек хотя бы на минуту в своей жизни превращается в Хлестакова. Именно поэтому и возникло такое понятие, как хлестаковщина, которым характеризуются определенное поведение и конкретные черты многих людей.

Хлестаков является порождением бездушной бюрократической системы, утратившей моральность и духовные ценности. Поэтому и в других представителях этой системы отчетливо видны те же качества и такое же лицемерие. Как Хлестаков обманывает всех вокруг, так и они ведут себя друг с другом и с ним. Через его образ Гоголь описывает порок общества и распространенное явление, которое носит название хлестаковщины.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.