Защитный механизм проекция. Психологические защиты. Феномен проекции в психоанализе

Проекция в психологии – это ошибочное восприятие индивидуумов внутриличностных процессов как возникающих и происходящих извне. От лат. projectio – бросаю вперед – наделение окружающих объектов характеристиками, которые личность условно выбрала для них внутри себя, но воспринимает их получаемыми извне данными. Проекция в психологии это тип первичных, примитивных, психологических защит по классификации Ненси Мак-Вильямс.

Проекция позволяет индивиду оправдывать собственные поступки, поведение и мотивацию, объяснением «все так делают», а он положительный герой, вынужденно помещённый в ситуацию. Функциями и целью защит является уменьшение внутриличностного конфликта (тревоги, напряжения), обусловленного противоборство импульсов бессознательного с усвоенными требованиями социума, возникающими как итог воспитания и социальной коммуникации. Ослабляя конфликт, механизм защиты регулирует поведенческий сценарий личности, становясь способом , через бессознательное искажение реальности.

Проекция является противоположностью . Если последняя есть стремление психологически присвоить внешний объект, помещая его в поле своей личности, то проекция наоборот стремится отдать внутреннее на ответственность внешнего. Психоаналитически подобное происходит, когда импульсы ИД осуждаются Супер-Эго (Сверх-Я) и личности («Я») требуется инструмент для разрешения противостояния. Примером крайнего проявления проекции служат паранойяльные тенденции.

Что такое проекция в психологии?

Механизм проекции бессознателен. Она может проявляться в паранойяльных тенденциях, когда бессознательное желание контролировать окружение реализуется в обвинении в преследовании, желании причинить вред. Нежелание признавать свои и принимать их вследствие самоосуждения или социальной неприемлемости, часто субъективной, провоцирует рост внутреннего напряжения, и для создания возможности контакта со своим желанием награждает данным желанием (например, позволить себе поведение определённым образом) внешний объект и тогда осуждение возможно вовне.

Проекция в психологии примеры проявляются в повседневном общении. Различные черты, отношения, верования, принадлежащие собственной , приписываются внешним объектам и затем воспринимаются как идущие извне.

Проекция в психологии это пример первичной бессознательной защиты. Предполагалось, что механизмы интроекции и проекции зависимы от отделения Я от внешнего. Отторжение , мысли из мира Я и изгнание их во внешний мир имеют потенциал принести облегчение противостоянию лишь тогда, когда Я отличает самое себя от внешнего. По мнению Фрейда, исходные пункты работы данных психологических защит крайне сложны и механизм не так прост, как представляется. В соответствии же с теорией британской школы , действующей в период изучения Фрейдом защит, они являются теми самыми процессами, без помощи которых дифференциация личности от социума никогда не могла бы быть реализована.

Схему проекции можно представить, как последовательность отдельных процессов – понимание природы импульса (не сознательное понимание), прекращение воздействия на среду, необходимого для удовлетворения данного импульса, что есть единственной его целью, исключение активного действия из внешней деятельности Я, создаёт вокруг своей личности условное поле, в котором необходимый (потому что желаемый) импульс приходит извне, как представляется. Этот, уже субъективно исходящий от внешнего импульс, воспринимается личностью как агрессивно и насильственно направленный, вынуждающий реагировать, потому, что Я бессознательно аналогичным образом насильственно прекращает собственный контакт со своим же бессознательным импульсом.

Данный процесс рассматривается как адекватный элемент психического развития, не обязательно приводящий к невротическим тенденциям. Проективная защита формируется в период осознания ребёнком своей отдельности от окружающих людей. Если сепарация проходит адекватно человек способен отделять свои желания от чужих.

Глобальной работой проекции масс являются различные формы предрассудков. Предписывание определённой группе наличие или отсутствие качества (плохие есть, хороших нет) на основании субъективных ощущений, приводит к искажённой трактовке фактов и событий в стремлении отдать на откуп собственные вытесненные импульсы. Фрейд считал, что мировосприятие религиозного (и мифологического вообще), хотя бы отчасти является результатом проекции вовне внутреннего психологического содержания людей, создавая могущественные образы.

Различают такие условные виды проекции:

– атрибутивная – приписывает свою мотивацию и поведение другим;

– аутистическая – собственные потребности подталкивают к трактовке отношения ближних соответственно ожиданиям и требованиям бессознательных импульсов;

– рациональная – объяснения своих просчётов помехами, создаваемыми другими людьми;

– комплементарная – личность награждает себя качествами силы, в противоположность слабым иным, отрицая в себе характеристики, субъективно воспринимаемые как проявления слабости характера.

Обычно же механизм работает комплексно, используя различные виды одновременно. Чем масштабнее участие проекции в работе внутренних процессов личности, тем больше ответственности отдаётся вовне, тем пассивнее индивид, психическая энергия, вместо направления в продуктивное русло самореализации, расходуется на создание пояснения собственной безынициативности.

Проекция – психологическая защита

Примеры проекции из жизни – это субъективные взгляды на окружающее, которые свойственны личности. , в балансе, необходимы психике для компенсации травматических событий. Но если защита начинает преобладать, захватывает психическое пространство и становится доминирующим способом коммуникации с миром, речь идёт о невротическом поведении, а в крайних формах проявляется как психотические нарушения.

Примером нормального и успешного использования проекции является актёрское переживание драмы героя, наделяя его своей болью, перепроживание эмоции в роли. Раздумывания и планирования действий под углом «чтобы сделал я, будучи на его месте» также включает в себя осознанное использование данной защиты, если сохраняется понимание, что это лишь предположение. Но даже в таком случае, если убрать элемент понимания предположения возникает ситуации «судить по себе». Это частая ситуация в случае и подозрительности в личных отношениях.

Же применяет психологическую защиту также в отношении к характеристикам собственной индивидуальности. Он отделяет от себя не только импульсы, но даже физические части себя, органы, в которых эти импульсы возникают, наделяя их объективным, в некоторой форме, существованием. Они становятся ответственными за трудности и помогают игнорировать, что это части самого человека. К примеру, голод может объясняться особенностями работы желудка, а не собственным естественным желанием. Создающий проекцию субъект представляется пассивным объектом обстоятельств, а не активным действующим лицом жизни собственной индивидуальности.

Таким образом, в проекции сдвигается грань между внутриличностным и остальным миром в пользу собственной выгоды, что дает возможность снимать ответственность, отрицая принадлежность аспектов индивидуальности, которые воспринимаются непривлекательными, оскорбительными.

Проекция является следствием вызова интроектами у личности чувство презрения и желание отчуждения. Человек, желающий любви, но избегающий близких отношений, так как считает, что другие обязательно предадут — классический пример проекции. В повседневной речи психологическая защита проявляется в формулировках, когда поведение окружающих вызывают возмущение и осуждение, замена местоимения «я» на местоимение «ты\он\она\они». То самое «белое пальто». И чем сильнее давление импульса, тем агрессивнее внешние нападки.

– это более осознаваемая проекция, так как человек уже включает себя в систему взаимоотношения с проекцией. Психологическая защита лежит в основе способности персонификации неживых объектов (дети «дружат» с игрушками), или животных, коммуникация с которыми строится на эмоциональном уровне.

«Они думают обо мне дурные вещи!», «Я им не нравлюсь!», «Ты на меня зол!» – все эти мысли являются механизмом защиты, который психологи окрестили проекцией. Психология ограждения себя от других личностей является актуальным вопросом.

Проекция – это не что иное, как , качеств и желаний, приписывание их другим людям. Для чего нужна она? Ответ прост: людям необходимо себя оправдывать.

«Я солгал, потому что все лгут!», «Я не выполнил поручения, потому что никто не выполнил его» и так далее, и тому подобные мысли посещают часто бесчисленное множество людей на Земле. Хотя наделяем других мы не только плохими чертами, но и положительными своими качествами.

Этот способ защиты срабатывает наиболее часто у ранимых людей. Это люди, которые не могут спокойно относиться к критике, держать ответ перед обидчиком или же, будучи склонными к непорядочности, клеймят других. Проекция имеет свои негативные стороны.

Не правда ли, часто можно услышать, как видные политики с дивана рассказывают, как надо править страной? Или же, ожидая очереди в поликлинике, окажешься рядом со «светилом медицины», который сходу скажет диагноз, попутно охаяв всех докторов? Примеров миллион.

«Правительство виновато, что мы живем плохо», – говорят те, кто ищет причины своей неудачи. «Жюри было купленным!» – говорят те, кто проиграл в соревнованиях. Легче уличить других людей в этом, чем признаться в своем несовершенстве и продолжить работать над собой.

«Наворовали денег и отстроили себе дворцы!» – актуальные слова, не так ли? Ведь честным путем нельзя много заработать, легче так думать, верно? «Он мне изменяет и смотрит на других девушек!» – а сама тем временем засматривается на соседа.

Оправдать себя, свои неудачи и неспособность к действиям – вот для чего нужна проекция людям. Такие люди много завидуют и осуждают тех, кто удачливее, по их мнению.

Способы защиты личности

Этот термин, как и многие аспекты рассматриваемого вопроса, ввел и осветил . Он полагал, что личность уязвимая начинает искать защиту при давлении, оказываемом на нее. Призванная защищать, проекция искажает реальность, делая ее менее болезненной для индивидуума. Фрейд также выделил и способы, которые защищают нас от неприятного нам внешнего воздействия со стороны окружающего мира:

  • Отрицание.
  • Подавление.
  • Вытеснение.
  • Ирония.
  • Сновидения.
  • Мечта.
  • Перенос.

Мы уже сказали, что проекция является механизмом. Давайте теперь поговорим о том, как этот самый механизм работает. Разберем все ее стадии:

  • Вы становитесь охвачены безумным переживанием. Это переживание убирается из сознания – зачем вам снежный ком плохих мыслей и ощущений в голове, который только мешает?
  • Постепенно это самое переживание переносится на другой объект (личность). Да что теперь волноваться, это же не твои мысли, а его!
  • А теперь держимся от него подальше. Зачем рядом с таким стоять? С его-то мыслями и чувствами!

Все мы прибегаем к этой защите. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но пользуются ею все без исключения! Это происходит бессознательно.

Девушка, которая обделена вниманием мужчин, будет говорить, как с ней все спешат познакомиться. Парень, который агрессивен и зол со всеми, будет жаловаться, что с ним никто не хочет общаться по-доброму.

Художник тоже проецирует для своих картин. Писатели тем и живут, что представляют себя на месте героев, а как иначе, ведь по-другому ты хорошо не напишешь!

Здесь нужна оговорка. Писатель и художник не невротики. Они прекрасно знают, где начинаются их герои и где начинаются они сами. Важно уметь четко провести линию между собой и ими.

Невротик же не знает и не понимает этого. Он становится пассивным ко всему происходящему вокруг. Он жертва – все вокруг мучители, те, из-за кого ему приходится страдать.

В проекции мы стираем обычную «нормальную» границу между собой и внешним миром, рисуя новую. И будет она в нашу пользу сдвинута. Теперь ответственность за все ложится не на нас.

Эмпатия и интуиция

В психологии проекция является основой . Способность к ней у психологов считается нормой. Эмпатия – это сопереживание другому человеку с помощью проецирования своего же личного опыта.

Не испытывая физической боли, мы можем почувствовать боль другого человека. Мы можем прочувствовать его личную трагедию, сопереживая и поддерживая. Чувствительные люди более склонны к эмпатии.

Не раз удивлялись, как это мама может почувствовать на расстоянии ваше состояние? Как человек, находясь за тысячи километров, может знать, что происходит в твоей душе? Так же можно объяснить и связь влюбленных душ. Чувствуют друг друга, будто бы одно целое, – удивительно, верно?

Проекция – это наша психологическая защита. В ней есть положительные черты, есть и отрицательные. Надеемся, что статья помогла вам разобраться в себе. Автор: Вера Иванова

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

Методика чернильных пятен Роршаха.

Тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.

2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.

По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).



В качестве критерия оценки используется:

1. количество людей

3. какие модели выбраны первыми

4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции

5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

1. ТАТ - тематический апперцептивный тест

2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:

o эпилепсия

o истерия

o кататония

o шизофрения

o депрессия

o гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.



Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективноеотреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

Опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

Личностные опросники - дают информацию о личности:

1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

Многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

Однофакторные

Двухфакторные

3. опросники мотивации

4. опросники интересов

5. опросники ценностей

6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

Закрытые - имеют варианты ответов

Открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

Дихотомический (два возможных ответа)

Альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

Ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Проекция -вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на другое лицо. Проекция проявляется, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не допуская осознавания, что это его собственный поступок или качество.

Допуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя тем самым вытесненную часть информации.

Термин «проекция» ввел Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Он рассматривал проекцию как нормальный психологический механизм - процесс уподобления окружающий людей себе, своему внутреннему миру. Проекция дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. Тогда к ним можно применить защиту как к внешним вредностям. Появляясь уже в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Проявление ее общеизвестны: низкорослый человек считает свой рост средним, старая дева возмущается распущенностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пословицах и поговорках: честный считает всех правдивыми; нечестный думает, что все лгуны; клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д.

При проекции информация трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо --по отношению к нему. Подобная рокировка свойств отчетливо обнаруживается и в специальных психологических исследованиях. Так, показано, что больше половины лиц, осужденных за хищение, считает, что подавляющее большинство людей живет на доходы, полученные преступным путем итд.

Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается в демонстрации особых достоинств своей персоны, у него нет желания непрерывно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек часто недоволен собой, у него возникает конфликт между желаемым и реальным образами «Я», который провоцирует проекцию и тем самым ведет к установке на отрицательное восприятие окружающих. Поэтому низкая самооценка -ключевое звено в процессе возникновения предубеждений и предрассудков. Неоднократно отмечалось, что проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т.п. Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются собственные положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.

Р.М. Грановская

Проекция .

Проекция – это когда человек подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другому человеку. Данный психологический механизм защиты является следствием вытеснения. Проекция позволяет человеку оправдывать многие свои поступки. Например, агрессивный человек других людей будет воспринимать также агрессивными, жадный – жадными, коварный – коварными, а лгунам кажется что все люди вокруг лгут. Человек может проектировать на других людей не только отрицательные аспекты своего реального «Я». Он может подавлять в себе и проектировать на других свои положительные особенности.

Нечеткие формы проекции прослеживаются в повседневной жизни каждого человека. Многие люди не могут, с критикой относится к своим недостаткам, но зато очень легко замечают их в других людях. Многие люди склонны обвинять всех окружающих себя людей в своих бедах и проблемах. Проекция очень часто бывает вредоносной и по этой причине приводит к ошибочному восприятию реальности. Зачастую данный механизм психологической защиты срабатывает у достаточно ранимых людей. В крайнем случае, при патологии механизм проекции приводит к галлюцинациям и бреду, а в этом случае у человека теряется способность и возможность отличить фантазии от реальности.

Психологи различают такие виды проекции:

Атрибутивная проекция – это когда человек приписывает свои мотивы, чувства и поступки другим людям;

Аутистическая проекция – это когда собственные потребности человека могут определить то как они воспринимают других людей или предметы;

Проекция рациональная – это когда человек вместо того чтоб признать собственные недостатки, они приписывают ответственность за свои собственные неудачи другим людям;

Проекция комплементарная – это когда человек воспринимает себя сильной властной личностью, а других людей считает слабыми.

Примеров проекции как механизма защиты можно привести очень много. Например, самые яркие проявления проекции это когда жена постоянно ревнует мужа к каждой юбке, а на самом деле она внутренне готова изменить сама мужу с первым встречным. И она скорее объявит своего мужа бабником, чем признается сама себе в своем внутреннем желании завести роман на стороне. Также примером проекции может быть, когда соседка старая дева – будет громко обсуждать и осуждать гулящую молодежь (в особенности девушек) в сексуальной распущенностью, так как она сама всего этого лишена. Но еще более сильно она осудит свою подругу «по лавочке» такую, же одинокую как она сама.

Люди, которые используют психологический механизм защиты проекцию, зачастую уверены в чужой непорядочности, хотя сами в тайне склонны к этому. Такие люди склонны к зависти и ищут негативные причины в том, что окружающие их люди успешны. Про таких людей зачастую говорят: «В чужом глазу соринку замечают, а в своем - бревна не видит».

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.