Высшие военные училища (институты, академии, университеты, учебные заведения) Министерства Обороны РФ. Военно-учебные заведения министерства обороны российской федерации Высшее военное инженерное

  • 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
  • 09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
  • 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
  • 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
  • 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
  • 26.05.03 Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок
  • 26.05.04 Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок
  • 25.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
  • 56.00.00 Военное управление
  • 56.05.02 Радиационная, химическая и биологическая защита

Военное образование во всем мире связано с инженерными профессиями. Чтобы обеспечивать работу охраны государства, требуются высококвалифицированные технические кадры с отличными знаниями и устойчивой психикой, чему уделяется большое внимание при отборе кандидатов на военную службу.

Военное образование в России имеет свою специфику. Студенты-курсанты получают сразу два образования: гражданскую инженерную специальность (если учатся на отделении высшего образования) или специальность техника (если учатся на отделении среднего профессионального образования) и военное образование.

Перечень военных специальностей, по которым производится набор на обучение в каждом конкретном году, доводится до абитуриентов по их прибытию в военные институты. Военные вузы, в отличие от гражданских, на двухуровневый тип обучения не перешли, а сохранили специалитет – 5 лет обучения.

Окончившим институт по специальностям высшего образования выдается диплом о высшем образовании установленного образца по гражданской специальности с присвоением соответствующей квалификации «инженер» и воинского звания «лейтенант».

Желающие поступить в военный вуз подают заявления в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по месту жительства, а выпускники суворовских (кадетских) военных училищ, лицеев с усиленной военно-физической подготовкой должны подать заявление на имя начальника военного училища (лицея), в котором они обучаются, до 1 апреля.

Граждане, служащие и проживающие в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, подают заявления на имя начальника вуза до 20 мая.

После подачи заявления проходит предварительный отбор по документам, с целью определения годности кандидатов к обучению в вузе по наличию гражданства РФ; по уровню образования; по возрасту; по состоянию здоровья; по уровню физической подготовленности; по категории профессиональной пригодности для того, чтобы направить на вступительные испытания в институты кандидатов, соответствующих формальным требованиям.

Прием в военные институты Министерства обороны осуществляется на конкурсной основе, и зачисляют на обучение наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ ребят.

Наряду с конкурсом документов, как и в гражданских вузах, студенты-курсанты проходят профессиональный отбор: комплекс мероприятий по отбору кандидатов на обучение, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Порядком, а также определению их способности осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего уровня.

Требования к кандидатам для зачисления в военные вузы:

    В качестве кандидатов для зачисления курсантами в военные институты на программы высшего образования рассматриваются граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, имеющие среднее общее образование из числа:
  • граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), поступающих на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой, до достижения ими возраста 27 лет.

В качестве кандидатов на поступление на обучение курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, до достижения ими возраста 30 лет.

    Ограничения для поступающих в военные вузы:
  • граждане, уже имеющие высшее образование;
  • граждане, не соответствующие требованиям к поступающим на военную службу по контракту;
  • лица, в отношении которых вынесено решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата;
  • лица, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание;
  • лица, лишенные решением суда права занимать воинские должности на определенный срок.

Ни для кого не секрет, что сначала инновации и технические усовершенствования приходят в военную промышленность, а армейская техника и оборудование будут всегда на полшага впереди гражданской.

Если молодой человек хочет познакомиться с инженерией будущего уже сегодня, получить самое современное инженерное образование и сразу увидеть его приложение на практике, обратите пристальное внимание на военные вузы.

Несмотря на все реформы, льготы военнослужащим сохранялись: ранние пенсии, государственное обеспечение, гарантированный карьерный рост и другие преференции.

В России есть огромные возможности реализовать свои способности, применить полученные знания и быть полезным обществу.

Где учиться

    Образовательные учреждения министерства обороны
  • Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва
  • Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», г. Москва
  • Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
  • Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», г. Санкт-Петербург
  • Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург
  • Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
  • Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург
  • Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург
  • Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Балашиха Московской обл.
  • Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль
  • Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, г. Смоленск
  • Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, г. Тверь
  • Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, г. Краснодар
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар
  • Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома
  • Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, г. Благовещенск, Амурской обл.
  • Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск
  • Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова, г. Владивосток
  • Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань
  • Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова, г. Севастополь
  • Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова, г. Тюмень
  • Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, г. Череповец
  • Военный университет Министерства обороны, г. Москва
  • Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
  • Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург

(Я) К:Учебные заведения, основанные в 1932 году

Вое́нный институ́т (инжене́рных во́йск) Общевойсково́й акаде́мии Вооружённых Сил Росси́йской Федера́ции - структурное подразделение ОВА ВС России . В советское время Военно-инженерная ордена Ленина, Краснознамённая академия имени В. В. Куйбышева . В настоящее время является основным учебно-методическим центром инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

История

Инженерная академия в Петербурге

На правопреемство в отношении Николаевской инженерной академии претендуют как Военный инженерно-технический университет в Петербурге, так и Военный институт инженерных войск в Москве (бывшая академия имени Куйбышева). Петербуржцы ссылаются на то, что 10 июня 1939 года было подписано постановление Комитета Обороны при СНК СССР , и издан приказ Наркома ВМФ о образовании в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РККВМФ, куда был возвращен морской инженерный факультет академии и присоединена отделённая часть - Ленинградский институт инженеров промышленного строительства .

Академия имени Куйбышева

Военно-инженерная академия была создана приказом Реввоенсовета СССР от 21 марта 1932 года на основе переместившегося в Москву инженерного факультета академии и использованием базы высшего инженерно-строительного училища . Через три года академии было присвоено имя В. В. Куйбышева .

Занимала академия старинный дом Дурасовых на Покровском бульваре. В 1932 году для Военно-инженерной академии построено новое здание на месте правого флигеля усадьбы на углу улицы Воронцово поле (архитектор А. Круглов). С ноября 1941 по декабрь 1943 года академия находилась в эвакуации в г. Фрунзе .

Много лет председателем государственной комиссии по защите дипломных проектов Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева был выпускник Николаевского училища Д. М. Карбышев . Преподавали в академии видные учёные: Герой Социалистического Труда И. М. Рабинович, профессора М. М. Филоненко-Бородич, В. К. Дмоховский, В. М. Келдыш, А. Ф. Лолейт .

После присоединения к Общевойсковой академии ВС России Военный институт (инженерных войск) остался основным учебно-методическим центром инженерных войск. Он готовит офицеров для Вооружённых Сил , МЧС , Внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ, а также для ряда иностранных армий.

В институте функционируют факультеты : командно-инженерный, командный Внутренних войск, командный Пограничной службы, геодезический, переподготовки и повышения квалификации, Гражданской обороны. Существует отделение заочного обучения. Работает 17 кафедр , в том числе тактики инженерных войск, управления инженерными войсками, фортификации и маскировки, инженерных заграждений, дорожных машин и переправ и т. д..

В институте действует научно-исследовательский центр, основными направлениями исследований которого являются инженерное обеспечение боя, тактика инженерных войск, фортификационное оборудование местности, применение и преодоление заграждений, подготовка и содержание путей движения войск и переправ, маскировка войск и др.

С 1998 года в соответствии с постановлением Правительства РФ Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (г. Москва) преобразована в Военно-инженерный университет с тремя филиалами: Санкт-Петербургским, Нижегородским и Тюменским.

Начальником института был назначен заместитель начальника Общевойсковой академии ВС России генерал-майор (2004 г., с 2008 года генерал-лейтенант) Ю. П. Балховитин (1958 г. рожд.), с 1 августа 2008 года - начальник инженерных войск Сухопутных войск . Уволен с военной службы 24 ноября 2009 года в связи с крупным пожаром на 31-м арсенале МО РФ в Ульяновске 13 ноября 2009 года.

Известные преподаватели

  • Д. М. Карбышев , Герой Советского Союза
  • И. М. Рабинович , Герой Социалистического Труда
  • М. М. Филоненко-Бородич , профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
  • В. К. Дмоховский , профессор
  • В. М. Келдыш , профессор
  • Г. Г. Карлсен , профессор
  • А. Ф. Лолейт , профессор
  • А. А. Зубков , старший преподаватель
  • А. С. Фисенко , профессор, руководитель кафедры промышленных сооружений
  • Б. Ф. Зарако-Зараковский , советский и польский военачальник, генерал-лейтенант Советской Армии и генерал дивизии Войска Польского

Выпускники

Воспитанниками Санкт-Петербургской и Московской академий были видные военачальники инженерных войск:

  • начальник инженерных войск Красной Армии в 1941-1942 годы генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр ;
  • начальник инженерных войск Красной Армии с 1942 года, первый маршал инженерных войск М. П. Воробьев ;
  • начальник инженерного управления Народного комиссариата Военно-Морского Флота в период войны генерал-лейтенант инженерных войск П. И. Судьбин;
  • начальник штаба инженерных войск Советской Армии Б.В. Благославов
  • начальник штаба инженерных войск Красной Армии генерал-полковник инженерных войск К. С. Назаров;
  • Маршал Советского Союза Н. В. Огарков .

Начальниками инженерных войск фронтов в годы войны были выпускники академии Н. П. Баранов, Б.В. Благославов , Ю. В. Бордзиловский , Б. В. Бычевский , И. П. Галицкий , В. Ф. Зотов, Н. Ф. Кирчевский, З. И. Колесников , В. В. Косарев, Г. Г. Невский, И. А. Петров, Н. М. Пилипец, А. И. Прошляков, А. И. Смирнов-Несвицкий, А. Ф. Хренов, А. Д. Цирлин , В. Ф. Шестаков.

Среди выпускников академии - выдающиеся военные инженеры и учёные Е. В. Александров, Г. Г. Азгальдов , М. Г. Бархин , С. А. Ильясевич, Н. С. Касперович, Н. Л. Кирпичёв, А. Р. Шуляченко, Г. М. Саламахин, Б. Г. Скрамтаев, ст. преподаватель В. М. Зайцев (кандидат тех. наук) и другие.

Напишите отзыв о статье "Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации"

Примечания

Литература

  • Под общей редакцией А. Д. Цирлина, Военно-инженерная Краснознаменная академия имени В. В. Куйбышева, Краткий исторический очерк. - Москва (М.), ВИА, 1966 г..
  • Военно-инженерная академия им. Куйбышева 150 лет, М.: Воениздат , 1969 г..
  • 150 лет Военно-инженерной ордена Ленина Краснознаменной академии имени В. В. Куйбышева., М., Фабрика им. Дунаева, 1969 г..
  • Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. - М.: Воениздат, 1970 г..
  • Шевчук А. Б. и др. Военно-инженерному университету 180 лет. - М.: ВИУ, 1999 г..
  • Военный энциклопедический словарь инженерных войск. - М.: ВИА, 2004 г..
  • Зеленский В. Е. Памятники военно-инженерного искусства: историческая память современного общества и новые объекты культурного наследия России

Ссылки

Отрывок, характеризующий Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

Знаменитый фланговый марш состоял только в том, что русское войско, отступая все прямо назад по обратному направлению наступления, после того как наступление французов прекратилось, отклонилось от принятого сначала прямого направления и, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.
Если бы представить себе не гениальных полководцев во главе русской армии, но просто одну армию без начальников, то и эта армия не могла бы сделать ничего другого, кроме обратного движения к Москве, описывая дугу с той стороны, с которой было больше продовольствия и край был обильнее.
Передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги было до такой степени естественно, что в этом самом направлении отбегали мародеры русской армии и что в этом самом направлении требовалось из Петербурга, чтобы Кутузов перевел свою армию. В Тарутине Кутузов получил почти выговор от государя за то, что он отвел армию на Рязанскую дорогу, и ему указывалось то самое положение против Калуги, в котором он уже находился в то время, как получил письмо государя.
Откатывавшийся по направлению толчка, данного ему во время всей кампании и в Бородинском сражении, шар русского войска, при уничтожении силы толчка и не получая новых толчков, принял то положение, которое было ему естественно.
Заслуга Кутузова не состояла в каком нибудь гениальном, как это называют, стратегическом маневре, а в том, что он один понимал значение совершавшегося события. Он один понимал уже тогда значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Бородинское сражение была победа; он один – тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть вызываем к наступлению, – он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений.
Подбитый зверь под Бородиным лежал там где то, где его оставил отбежавший охотник; но жив ли, силен ли он был, или он только притаился, охотник не знал этого. Вдруг послышался стон этого зверя.
Стон этого раненого зверя, французской армии, обличивший ее погибель, была присылка Лористона в лагерь Кутузова с просьбой о мире.
Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла. Он писал:

«Monsieur le prince Koutouzov, – писал он, – j"envoie pres de vous un de mes aides de camps generaux pour vous entretenir de plusieurs objets interessants. Je desire que Votre Altesse ajoute foi a ce qu"il lui dira, surtout lorsqu"il exprimera les sentiments d"estime et de particuliere consideration que j"ai depuis longtemps pour sa personne… Cette lettre n"etant a autre fin, je prie Dieu, Monsieur le prince Koutouzov, qu"il vous ait en sa sainte et digne garde,
Moscou, le 3 Octobre, 1812. Signe:
Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова продолжает боевые и славные традиции Таллинского военно-пехотного училища, формирование которого началось 17 августа 1940 года в военном городке Тонди, в Таллине — столице Эстонии. Первоначально училище состояло из двух батальонов: 1 батальон был укомплектован красноармейцами - участниками боев с белофиннами, молодежью г. Ленинграда и Ленинградской, Псковской и Новгородской областей; 2 батальон был полностью укомплектован молодежью Эстонской республики.

С началом Великой Отечественной войны учебный процесс в училище был прерван, училище получает приказ Командующего Северо-Западным фронтом: создать вместе с рабочими отрядами мощный район обороны на подступах к г. Таллину, нести патрульную службу в городе, вести борьбу с агентурой противника, бандитизмом, а также выполнять задания по минированию танкоопасных направлений и объектов, подлежащих уничтожению. При выполнении этих задач, мужество и героизм стали нормой поведения для офицеров и курсантов училища. Как бы не важно было выполнение боевых задач на фронте, война не снимала с училища его главную задачу - подготовку для фронта командирских кадров. По приказу Народного Комиссара обороны училище было выведено из района боевых действий и эвакуировано в тыл.

15 июля училище на двух эшелонах покинуло Таллин. Дорога была тяжелая. Эшелоны неоднократно попадали под обстрел вражеских войск. На железнодорожных станциях курсанты оказывали помощь населению по ликвидации очагов пожаров, спасению государственного имущества, восстановлению путей разрушенных вражеской бомбардировкой.

25 и 26 июля 1941 года 1-й и 2-й эшелоны с личным составом прибыли в город Славгород Алтайского края. В Славгороде училище пробыло не долго, в конце августа училище переводится в г. Тюмень Уральского военного округа.

С 27 августа 1941 года училище именовалось 2-е Тюменское военно-пехотное училище, а с 16 сентября 1941 года, войдя в состав Западно-Сибирского военного округа, училище получило свое прежнее наименование — Таллинское военно-пехотное.

10 сентября 1941 года училище сделало первый досрочный выпуск офицеров. Фронт получил 551 офицера в звании «лейтенант». В связи с войной срок обучения курсантов был сокращен до 6-ти месяцев, набор курсантов увеличен с двух до пяти батальонов. Выпускники училища первого выпуска, в основном, были направлены в 368-ю стрелковую дивизию, формировавшуюся в городе Тюмени. Выпускники эстонской национальности убыли в распоряжение командования 7-й и 249-й эстонских дивизий, которые формировались под Челябинском.

За годы Великой Отечественной войны училище подготовило и выпустило более 4,5 тысяч офицеров, которые на фронтах войны проявляли мужество, героизм и отвагу. Выпускники училища сражались под Сталинградом, защищали Ленинград и Карелию, участвовали в битвах под Курском и на Днепре, освобождали Прибалтику и Белоруссию и повсюду показывали замечательные морально-боевые качества: мужество, героизм, беззаветную преданность Родине.

Двенадцать лет после Великой Отечественной войны училище продолжало выпускать офицеров-пехотинцев.

В конце 50-х годов происходит реорганизация и перевооружение всех видов Вооруженных Сил и родов войск, начинается перестройка системы военно-учебных заведений.

В связи с приказом Министра обороны СССР и директивы ГШ СВ от 22 июня 1957 года Тюменское военное училище было реорганизовано в Тюменское военно-инженерное училище (ТВИУ) с задачей подготовки офицеров для инженерных войск. Для укомплектования училища прибыли курсанты 1, 2, 3 курсов из бывших Ленинградского и Московского военно-инженерных училищ. Командно-преподавательский состав училища был укомплектован опытными офицерами, многие из которых были участниками Великой Отечественной войны, прошли большую школу учебы в академиях и службы в частях. По решению командующего войсками округа занятия в училище были начаты 15 ноября 1957 года.

В наследство от пехотного училища ТВИУ получило одну 2-х этажную казарму; два учебных корпуса, на одном этаже 2-го учебного корпуса размещался батальон обеспечения; 2-х этажный корпус, где размещалось управление училища и клуб; автомастерские в небольшом сарае; курсантскую столовую на 200 мест; строевой плац; два дома для офицерского состава.

Окончившим училище курсантам присваивалось воинское звание «лейтенант» и квалификации «техник-строитель» и «техник-механик».

Изменения в военном деле, большая насыщенность новой техникой инженерных войск, повышение требований к командным кадрам явилось причиной перехода училища на программу высшего образования.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1968 года, на основании приказа МО СССР от 31 января 1968 года училище было преобразовано в высшее военно-инженерное командное училище.

В апреле 1974 года Совет Министров СССР принял постановление «Об увековечении памяти маршала инженерных войск Прошлякова А.И.». На основании этого Постановления был издан приказ МО СССР № 107 от 30 апреля 1974 года, училищу было присвоено наименование «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова».

Справочно: Алексей Иванович Прошляков был одним из выдающихся советских военачальников. Он родился 5 февраля 1901 года в селе Голенищево Рязанской области в семье рабочего. В Красной Армии с 19 лет. Во время Великой Отечественной войны занимал высокие посты: был начальником инженерных войск армии на Западном фронте, заместителем начальника инженерных войск инженерного управления Центрального и Брянского фронтов (1941 г.), заместителем командующего - начальником инженерных войск Южного, Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и 1 Белорусского фронтов (1942-1945 гг.). В мае 1945 г. Прошляков А.И. был удостоен звания Героя Советского Союза за инженерное обеспечение, личные мужество и героизм, проявленные в Берлинском сражении. С 1952 по 1965 год Алексей Иванович - начальник инженерных войск МО СССР. В 1961 году А.И.Прошлякову присваивается звание маршала инженерных войск, с февраля 1965 года он - военный инспектор-советник Министерства обороны СССР. Умер Алексей Иванович 12 декабря 1973 года. В честь памяти маршала инженерных войск Алексея Ивановича Прошлякова на территории училища установлен бюст героя.

В 1992 году училище перешло на программу 5-годичного обучения. В этом же году в училище была введена новая специализация — инженерно-саперная для ВДВ.

В августе 1998 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Военно-инженерная академия им. В.В.Куйбышева преобразовалась в Военно-инженерный университет с тремя филиалами. Тюменское высшее военно-инженерное командное училище преобразовано в Тюменский филиал Военно-инженерного университета, что позволило оперативно решать научные проблемы, способствовало улучшению методического обеспечения образовательного процесса, повышению практической направленности в обучении курсантов.

9 июля 2004 года Правительством Российской Федерации было принято решение о создании Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (ТВВИКУ) на базе Тюменского филиала Военно-инженерного университета.

22 июня 2007 года по Указу Президента Российской Федерации Тюменскому ВВИКУ было вручено новое Боевое Знамя с российской символикой. Старое Красное Знамя передано на хранение в музей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года и директивы Министра обороны Российской Федерации № Д-31дсп Тюменское высшее военно-инженерное командное училище реорганизовано в Филиал федерального государственного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации (филиал, г. Тюмень) - Тюменский военный институт инженерных войск.

С 2010 года училище готовит высококвалифицированных военных специалистов инженерных войск для иностранных государств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 1639-р и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 610 училище реорганизовано в Тюменский филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».

С 1 сентября 2013 года на основании Постановления Председателя Правительства Российской Федерации училище было переподчинено начальнику инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации с возвращением исторически сложившегося наименования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова».

В этом же году начальником училища назначен полковник Евмененко Дмитрий Феликсович.

Все годы офицеры-выпускники училища выполняли боевые задачи в мирное время. Они сыграли важную роль в разминировании местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на нашей земле после Великой Отечественной войны. Более 500 выпускников выполняли интернациональный долг в Анголе, Эфиопии, Алжире, Вьетнаме, Афганистане и других «горячих точках». Выпускники училища, командуя инженерными частями и подразделениями, сыграли важную роль, в обеспечении порядка по разоружению незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской республики, а также в обеспечении мира в зоне грузинско-абхазского конфликта, в Южной Осетии, в Приднестровье, в Югославии, осуществляли инженерное обеспечение таджикско-афганской границы. Особый вклад внесли выпускники училища в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС,

В честь памяти выпускников училища геройски погибших во время боевых действий в «горячих точках» и выполнивших свой воинский долг до конца в различных вооруженных конфликтах на территории училища установлена памятная стелла выпускникам отдавшим жизни во имя Отечества и создан мемориал погибшим военных инженерам всех поколений.

Десятки офицеров инженерных войск, имеющие боевой опыт, служат и работают в настоящее время в училище.

Училище готовит дипломированных специалистов образования с полной военно-специальной подготовкой по четырем военным специальностям и трем военным специализациям.

Военные специальности со сроком обучения 5 лет:

  • «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения» в соответствии с ФГОС ВО 23.05.02 Транспортные средства специального назначения (присваивается квалификация - инженер);
  • «Применение подразделений и эксплуатация инженерных электротехнических средств» в соответствии с ФГОС ВПО 140107 Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов (присваивается квалификация - специалист);
  • «Применение подразделений управляемого минирования и эксплуатация радиоэлектронных средств инженерного вооружения» в соответствии с ФГОС ВО 11.05.02 Специальные радиотехнические системы (присваивается квалификация - инженер специальных радиотехнических систем).

Военная специальность со сроком обучения 5,5 лет:

  • «Применение инженерно-позиционных подразделений, строительство и эксплуатация фортификационных сооружений, и маскировка» в соответствии с ФГОС ВО 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (присваивается квалификация - инженер-строитель).

Военные специализации, в соответствии с ФГОС ВО 23.05.02 Транспортные средства специального назначения (присваивается квалификация - инженер):

  • «Применение инженерных подразделений ВДВ и эксплуатация средств инженерного вооружения»;
  • «Применение понтонно-мостовых, переправочно-десантных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения»;
  • «Применение инженерных подразделений РВСН и эксплуатация средств инженерного вооружения».

Срок обучения - 5 лет.

Окончившим училище присваивается воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ.

Также училище осуществляет подготовку дипломированных специалистов среднего профессионального образования со средней военно-специальной подготовкой по военным специальностям:

  • «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения» в соответствии с ФГОС СПО 15.02.04 Специальные машины и устройства; по специализации «Ремонт и хранение инженерных боеприпасов».
  • «Применение инженерных подразделений и эксплуатация электротехнических средств» в соответствии с ФГОС СПО 13.02.07 Электроснабжение (отраслям).

Срок обучения — 2 года 10 месяцев.

Окончившим училище присваивается воинское звание ПРАПОРЩИК и выдается государственный диплом с квалификацией — ТЕХНИК.

Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва
(ВИ(ИТ)ВАМТО им. Хрулёва )
Прежние названия Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище им. генерала армии А. Н. Комаровского, ВИТУ
Год основания
Год закрытия 2010, как самостоятельный вуз
Реорганизован 2010
Год реорганизации 2010
Тип военный
Начальник Военного института (инженерно-технического) Смолинский Сергей Николаевич
Доктора 36
Расположение Россия Россия ;
Санкт-Петербург ,
Пушкин
Кампус городской
Юридический адрес Санкт-Петербург, 191123, ул. Захарьевская, 22; Тел.: (812) 578-82-02, 275-51-46, электронный адрес [email protected]
Сайт Страница вуза 
 на сайте Минобороны

Военный Институт (Инженерно-Технический) (ВИИТ) в Санкт-Петербурге - одно из старейших военных высших учебных заведений России.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Военный институт (инженерно-технический) (бывш. ВИТУ)

    ✪ ВИТУ.Военный институт инженерно-технический, (Военная академия МТО) .

    ✪ ВИТУ - Военный институт (инженерно-технический) ВА МТО

    ✪ «Военный институт (инженерно-технический) КШВИ 2018

    ✪ Выпуск офицеров Военного института (инженерно-технического)

    Субтитры

Описание

ВИИТ расположен в местах своего исторического основания в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы (в том числе в казармах Кавалергардского полка). В непосредственной близости Инженерного замка , Летнего сада , музея А. В. Суворова (Суворов, Александр Васильевич), архитектурного ансамбля Смольного монастыря , Таврического дворца и парка .

Бережно сохраняются традиции, Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , Главного инженерного училища и , поддержания уникальной квалификации профессорско-преподавательского состава: сейчас в ВИИТ работают 43 доктора наук, профессора, около 300 доцентов и кандидатов наук, среди них: шесть заслуженных деятелей науки и техники, два заслуженных экономиста, один заслуженный архитектор России. Университет имеет двенадцать специализированных научно-исследовательских лабораторий и уникальную научно-экспериментальная базу, во многом не имеющую аналогов .

История

Создание инженерного высшего учебного заведения в 1810

Военный инженерно-технический университет стал первым высшим инженерным учебным заведением России. Как пишет выпускник С. П. Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на высоком уровне уже на первом этапе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. Так, Фёдор Михайлович Достоевский смог учиться в 1838-1843 годах, уже используя эту систему высшего образования.

Академия была закрыта после начала Первой мировой войны в 1914 году , но в ноябре 1917 года восстановлена под новым названием Военно-инженерной академии. В 1923 году после объединения с Электротехнической академией создана Военная академия инженерных войск и электротехники. А в 1925 году после объединения с Артиллерийской академией была создана Ленинградская Военно-техническая академия, которая имела инженерный факультет.

Административно-структурная чехарда вредила стабильному развитию и безусловно приводила к ослаблению научно-педагогических сил, глубоко Санкт-Петербургской по сути и духу высшей военно-инженерной школы , полученных страной от Николаевской инженерной академии и училища , но научно-педагогические силы были полностью восстановлены перед началом войны, при активном участии Николая Герасимовича Кузнецова , и во многом благодаря неоценимой помощи . Таким образом, Николай Герасимович Кузнецов, фактически сохранил для страны Санкт-Петербургскую высшую военно-инженерную научно-педагогичесую школу, после необоснованных попыток 1932-1939 годов по перемещению и отрыву от собственной исторической почвы необходимой для развития. Только Кузнецов Н. Г. находясь на позиции наркома реально имел полномочия противодействовать Сталинской политике направленной против Петербургской (Николаевской) военно-инженерной высшей школы, что понятно сейчас только в историческом контексте Дела военных и репрессий 30-х годов . Но Сталин не простил Николаю Герасимовичу «самовольное» возвращение Морского инженерного факультета в 1939 году , так упоминается Судом чести Военного ведомства 1948 года (чтобы исправить отрицательные последствия произвольного перемещения Инженерного факультета в ) , как и восстановление в Санкт-Петербурге Николаевских высших военно-инженерных школ Военного инженерно-технического университета .

Начало юридического существования Военного инженерно-технического университета, как восстановленного на месте происхождения самостоятельного высшего военного учебного заведения принадлежащего и продолжающего традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , положили в 1939 году Институт Инженеров Промышленного Строительства, являвшийся отделённой частью основанного в 1899 году , и возвращенный морской факультет Инженерной Академии. Приказ Народного Комиссара РК ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова об организации ВВМИСУ говорил, о необходимости, для страны, создать училище на базе отделенной части и возвращенного морского факультета инженерной академии, с целью подготовки военных инженеров для строительства военно-морских баз и береговых фортификационных сооружений, путём восстановления научно-педагогических сил Петербургской высшей школы военных инженеров Николаевской инженерной академии и Главного инженерного училища . Училищу присваивалось право высшего технического учебного заведения. Срок обучения был определен равным 5 годам и 8 месяцам. В современном юридическом виде университет учреждён в 1997 году после присоединения к Военному инженерному-строительному институту (ВИСИ) Пушкинского высшего Военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ).

Сохранение и развитие традиций Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров

Санкт-Петербургский Военный инженерно-технический университет продолжает более чем 200-летнее сохранение и развитие научных и педагогические традиций коренных Санкт-Петербургских инженерных школ России на своей исторической родине. В отличие от многих других учебных заведений, непрерывная преемственность сохранялась с момента создания Высшего учебного заведения в 1810 году. Несмотря на исторические перипетии, даже в самые худшие годы ВВУЗ продолжал существовать в той или иной форме, что безусловно положительно сказалось на сохранение традиций. Традиция плодотворной исторической связи, как и традиционная связанность и взаимозависимость учебных планов и программ, сознательно сохранялась и поддерживалась между Николаевской инженерной-академией и Николаевским инженерным училищем , что позволяло обеспечивать более высокое качество инженерного образования. Примером этого сотрудничества могло бы стать, совместное, училищем и академией, издание журнала «Инженерные записки» переименованном в «Инженерный журнал».

Военный инженерно-технический университет является прямым исторически законным продолжателем традиций, одновременно, высшей школы военных инженеров Санкт- , которую мог бы символизировать Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), и по причине юридического факта сохранения преемственности после возвращения факультета в 1939 году с расположением на месте основания, прямым наследником традиций Петербургской высшей школы военных инженеров Главного военно-инженерного училища, в котором учился Федор Михайлович Достоевский , обозначенных возвращением на историческую родину морского инженерного факультета академии (организованной в 1932 году в Москве на базе Инженерно-строительного училища).

Университет является юридически законным продолжателем традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , которую, мог бы символизировать выпускник Николаевской инженерной академии 1883 года Леонид Константинович Артамонов , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»).

ВИТУ с момента образования имеет уникальный состав научно-педагогического коллектива, как продолжение одной из исторических традиций Главного инженерного училища и Николаевской инженерной академии . Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с целью подготовки военных инженеров , в разное время привлекались: для преподавания химии - Д. И. Менделеев , для преподавания фортификации - Н. В. Болдырев, математики - М. В. Остроградский , путей сообщения - А. И. Квист, а тактику, стратегию и военную история преподавал Г. А. Леер . C самого начала в составе высшего военного учебного заведения всегда были всемирно известные ученые, так основатель отечественной школы строительной механики и теории упругости Б. Г. Галеркин возглавлял кафедру строительной механики, а знаменитый математик и экономист, лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович соглашался заведовать кафедрой математики, а также, выдающийся учёный-электротехник Д. А. Завалишин, феноменальный военный инженер - фортификатор Н. И. Унгерман, уникальный теплотехник А. Н. Ложкин, и многие другие неординарные инженеры и ученые. Выдающимся преподавателем был профессор и «отец русской цементной промышленности» Шуляченко, Алексей Романович . Как преподаватель, отличался способностью красноречиво и увлекательно излагать предмет фортификации, Квист, Александр Ильич .

Одной из главных традиций университета безусловно является гармоничное соединение патриотизма и духовной силы с высочайшим уровнем военно-инженерной компетенции выпускников.

От Великой Отечественной войны до наших дней

Стойкость и инженерная подготовка выпускников были доказаны во время Великой Отечественной войны . Особую роль в обороне Ленинграда сыграл форт Красная горка , построенный по проекту профессора К. И. Величко , преподававшего в университете до самой смерти в 1927 году . Военный инженерно-технический университет реально участвовал в войне, выпуская военных инженеров для всех фронтов. Кроме того, личный состав непосредственно принимал участие в обороне Ленинграда . Преподаватели и курсанты участвовали в работах по строительству оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года , обеспечивали патрульную службу, занимались маскировкой зданий и сооружений, осуществляли инженерное обеспечение обороны города, готовясь к уличным боям. Значительная часть профессорско-преподавательского состава принимала участие в экспертных и проектных работах для фронта. Экспертов начальника инженерной обороны Ленинграда возглавлял академик Б. Г. Галёркин . В группу входили профессора Б. Д. Васильев, Н. А. Кандыба, Н. И. Унгерман, доценты С. С. Голушкевич, П. И. Клубин. Научные работы С. С. Голушкевича о ледовых переправах обеспечили теоретическую основу для создания Дороги жизни на Ладожском озере и связи со страной. Профессор Н. Н. Лукницкий занимался научными консультациями производства сборных железобетонных огневых точек. Профессор Л. В. Канторович решал проблему уменьшения рисков и обеспечения безопасности Дороги жизни. Механическая мастерская лаборатории кафедры сопротивления материалов круглосуточно производила детали стрелкового оружия. Большое количество выпускников, командиров, преподавателей и курсантов, участвовавших в войне, были удостоены высоких правительственных наград. За участие в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ВИТУ ВМФ награждено орденом Красного Знамени, всему личному составу были вручены медали «За оборону Ленинграда» , а курсанты училища приняли участие в Параде Победы (24 июня 1945 года) .

В советский период своего существования ВИТУ подготовил более 30 тысяч инженеров; среди выпускников 115 Заслуженных строителей, а также гв.полковник (9ГУМО в настоящее время священник ЕЛЦИ) Окользин А. В., и более 100 генералов и адмиралов, в том числе три генерал-полковника: Котылев Н. И., Шумилов Л. В. и Соломатин А. В..

Институт после 2000 года

В ходе реформы по объединению военных вузов, проведённой по инициативе министра обороны РФ Сердюкова, ВИТУ как самостоятельное учреждение ликвидирован. Вуз вместе с ещё четырьмя военными вузами (институт железнодорожных войск, Вольский, Омский, Пензенский военные институты) был включён в состав Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва на правах института (факультета), количество кафедр сокращено до 11 .

Факультеты

  1. 1. Инженерно-технический
  2. 2. Энергетики (Электротехнический)
  3. 3. Строительства военно-морских баз
  4. 4. Специальный факультет
  5. 5. Факультет переподготовки и повышения квалификации
Инженерно-строительные факультеты

Готовит военных инженеров и гражданских инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство, ремонт и техническая эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального назначения» с присвоением квалификации «инженер-строитель».

Факультет энергетики

Готовит военных инженеров по специальностям: «Монтаж, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения и электрооборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-электрик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт теплосилового оборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-теплоэнергетик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт электромеханических установок береговых объектов флота» с присвоением квалификации «инженер-энергетик».

Факультет строительства военно-морских баз

Готовит военных инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и специальных объектов военно-морских баз, обеспечение базирования сил флота» с присвоением квалификации «инженер-строитель» для прохождения службы на инженерных, научно-исследовательских, руководящих должностях в Военно-Морском Флоте Российской Федерации.

Специальный факультет

Готовит иностранных специалистов как ближнего зарубежья, так и дальнего.

Кафедры (до 2010 года)

1 Педагогики, психологии и отечественной истории 2 Гуманитарных и социально-экономических дисциплин 3 Тактики и общевойсковых дисциплин 4 Математики 5 Физики 6 Физической подготовки и спорта 7 Иностранных языков 11 Строительных машин (автомобильной и грузоподъёмной техники, эксплуатации и ремонта) 12 Строительных материалов 13 Воинские и производственные здания 21 Электроснабжения 22 Электрооборудования и автоматики 23 Двигателей (и энергетических установок) 24 Теплосиловых установок 31 Надёжности, монтажа и эксплуатации объектов военной инфраструктуры 32 Экологии и санитарно-технических систем 33 Пожарной безопасности 41 Военной архитектуры 42 Военно-морских баз, аэродромов и дорог 43 Строительных конструкций (и механики твёрдого тела) 44 Вычислительной техники (автоматизированных систем проектирования и управления строительным производством) 51 Инженерной геодезии, оснований и фундаментов 52 Фортификации (и защитных сооружений) 53 Технологии строительства 54 Организации производства (и экономики строительства) 55 Маскировка

Специальности подготовки

Обучение ведётся по трём специальностям (специалитет, 5 лет) высшего и по одной специальности среднего профессионального образования :

  1. 140107 Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
  2. 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений
  3. 080225 Тыловое обеспечение (специализации - Организация городского хозяйства и строительства, Организация эксплуатации, ремонта и монтажа санитарно-технических систем)
  4. 280104 Пожарная безопасность, техник

Правилами приёма установлены дополнительные требования к абитуриентам . Помимо традиционных для гражданских вузов ЕГЭ по трём предметам (русский язык, математика, физика или обществознание) необходимо сдать нормативы (экзамены) по подтягиванию на перекладине, бегу на 100 м и 3 км. Баллы за упражнения суммируются к баллам за испытания по ЕГЭ.

Известные преподаватели и выпускники

Известные выпускники и преподаватели Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров Военного инженерно-технического университета:

  • Аренс, Аполлон Иванович , военный инженер, генерал-майор, штатный преподаватель Николаевской инженерной академии
  • Артамонов, Леонид Константинович , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»)
  • Абрамов, Фёдор Фёдорович - генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии
  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович - епископ Кавказский и Ставропольский Игнатий (Брянчанинов) - богослов, причислен к лику святых.
  • Буйницкий, Нестор Алоизиевич - генерал-лейтенант
  • Бульмеринг, Евгений Михайлович (1834-1897) - Керченский комендант, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
  • Бунин, Михаил Александрович - генерал-лейтенант, заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа по строительству и расквартированию войск.
  • Бурман, Георгий Владимирович - генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы
  • Вегенер, Александр Николаевич - русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского .
  • Величко, Константин Иванович ( - , Ленинград) - русский военный инженер, профессор фортификации, в добровольно вступил в Красную Армию , автор многочисленных фортификационных проектов, в том числе системы форта Красная горка
  • Войницкий, Генрих Станиславович , военный инженер, архитектор и профессор, специалист по вентиляции и отоплению
  • Галёркин, Борис Григорьевич (20 февраля (1871-1945) - российский и советский инженер, учёный в области теории упругости и математик, академик АН СССР (с , член-корреспондент с ), инженер-генерал-лейтенант
  • Гершельман, Владимир Константинович - начальник мобилизационного управления штаба УВО
  • Головин, Харлампий Сергеевич - директор
  • Григорович, Дмитрий Васильевич - писатель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович - писатель
  • Дутов, Александр Ильич - генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска
  • Канторович, Леонид Витальевич (1912-1986) - советский математик и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Пионер и один из создателей линейного программирования .
  • Капица, Леонид Петрович (1864-1919), отец Петра Леонидовича Капицы - генерал-майор инженерного корпуса, строил кронштадтские форты
  • Карбышев, Дмитрий Михайлович - генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
  • Кауфман, Константин Петрович - инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор
  • Кауфман, Михаил Петрович - генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета
  • Квист, Александр Ильич - русский инженер и фортификатор
  • Кондратенко, Роман Исидорович - генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура
  • Коргузалов, Владимир Леонидович - гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза
  • Краевич, Константин Дмитриевич - российский физик, математик и педагог
  • Кривов, Валентин Гаврилович − учёный в области дизельных и комбинированных энергетических установок и станций автономного энергоснабжения.
  • Кривошеин, Григорий Григорьевич (1868-1940) - генерал-майор (с 1912 года), мостостроитель.
  • Кюи, Цезарь Антонович - композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал
  • Ласковский, Фёдор Павлович (1843-1905) - генерал-лейтенант (с 1896), участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. .
  • Леман, Анатолий Иванович - русский писатель, скрипичный мастер
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.