Все тайны становятся явными! Любопытные истории о съемках известных советских фильмов (6 фото)

Когда он случайно увидел в газете историю о том, как на Кавказе влюблённый джигит выкрал девушку из родного дома. В закавказских республиках кражу невесты можно назвать многовековым обычаем. Сценарная заявка фильма под названием «Шурик в горах» была подана на «Мосфильм» 15 июня 1965 года: по первоначальному замыслу, картина должна была состоять из двух частей. В первой части, которую Гайдай и назвал «Кавказская пленница», рассказывалось о студентке Нине, похищенной влюблённым местным начальником Охоховым. Вторая же часть получила название «Снежный человек» и повествовала об экспедиции, которая отправляется на поиски йети в горы Кавказа. Однако редколлегию заинтересовала лишь одна из частей.

Кстати, Охохов стал Сааховым не с проста: в те же годы председателем Совмина Кабардино-Балкарской АССР служил Асланби Ахохов, так что фамилию потребовали в срочном порядке заменить.

Сценарий переделывался неоднократно как редколлегией и цензорами, так и самими сценаристами, ведь некоторые актёры (среди которых, между прочим, и ) сочли свои образы слишком нелепыми, а сценарий – натянутым.

Владимир Этуш вспоминал:
Главной проблемой во время подбора актёров стала роль Нины – на неё никак не получалось найти подходящую исполнительницу. Было сделано более полутысячи фотопроб, причём с самыми настоящими «звёздами» того времени, например, и .


Анимированная вступительная сцена фильма «Кавказская пленница» была отснята такая: к забору подходит Бывалый и рисует мелом на нём букву «Х», затем появляется Трус и приписывает букву «У». Их видит милиционер, однако возникает Балбес быстро дописывает: «… дожественный фильм». Эту сцену придумали Гайдай и Никулин, но советская цензура её не пропустила.

А к концу съёмок между режиссёром и Моргуновым случился конфликт, так что в последних сценах вместо актёра со спины снят дублёр.

Кстати, песня «Если б я был султан» звучит в фильме не полностью. Расширенная версия была показана в 1966 году на «Голубом огоньке».

Натурные съёмки в основном проходили с 1 июня по 31 августа 1966 года в Крыму – в Алуште, а также в окрестностях сёл Лучистое и Куйбышево. На многих кадрах можно видеть горы Демерджи, Чатыр-Даг и Ай-Петри. Психбольницу снимали в Симферополе. Говорят, что в массовых сценах снялось около полутысячи местных жителей, правда, фамилий крымчан в титрах нет.

А вот сцена у горной реки снималась уже близ Сочи – на реке Мзымта.

Многие смешные моменты актёры создавали сами. Дело в том, что Гайдай установил – каждый, кто придумает какую-нибудь шутку или трюк, который войдёт в фильм, получает по две бутылки шампанского. Говорят, что Никулин заработал целых 24 бутылки, Моргунов – 18, а Вицин – одну. На самом деле актёр шампанское не любил и от выигрыша отказался, зато именно он стал «автором» культовой сцены троицы на дороге и сцены с раскачивающимся в пятой точке у Моргунова гигантским шприцем.

«Кавказская пленница», кстати, изначально не должна была выходить в прокат – чиновникам СССР не нравился сюжет, музыка, образы (а песню «Если б я был султан» и вовсе объявили аморальной). Но фильм очень понравился Брежневу – так и решилась его судьба.

У Александра Демьяненко - Шурика - была трудная задача: он играл интеллигента в самом «неинтеллигентном» жанре - народной комедии. Зато на экране Шурику доставались только красавицы - настоящие секс-символы советской эпохи.

(Всего 5 фото)

Люся Королева (Лилиана Алешникова), «Взрослые дети», 1961

1. Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко в фильме «Взрослые дети»

Семья - ячейка социалистического общества, а семейная комедия - любимый советский жанр. За 16 лет до нетленки «По семейным обстоятельствам» Александр Демьяненко сыграл другого несчастного зятя, который отчаянно пытается обаять суровую тещу (и тестя заодно). В напарницы совсем молодому актеру (ему на момент съемок было всего 23 года) назначили красавицу Лилиану Алешникову.

Галя Березка (Татьяна Конюхова), «Карьера Димы Горина», 1961

2. Александр Демьяненко и Татьяна Конюхова в фильме «Карьера Димы Горина»

Еще один любимый сюжет советских сценаристов: чистюля-интеллигент попадает в компанию простых ребят и обнаруживает в себе «рабочую косточку». У Шурика Демьяненко - роль финансового служащего, который только и умеет, что считать деньги и протирать запотевшие стекла очков. По ошибке он попадает на сибирскую стройку, влюбляется в бригадира монтажниц Галю Березку и решает остаться…

Татьяна Конюхова была не только старше своего партнера на шесть лет, на момент съемок она была уже опытной актрисой («Карьера…» - ее восемнадцатый фильм!). Сценарий ей не понравился, да и вообще она считала, что в свои «почти тридцать» уже наигралась в таких вот ударниц труда. Но ее кандидатуру поддержал сам Сергей Герасимов - а богам, как известно, не отказывают.

Кстати, в сцене, где герой Демьяненко защищает честь Гали, актер действительно выдал отличный хук в адрес Владимира Высоцкого. Оказывается, Александр Сергеевич почти профессионально занимался боксом. Вот тебе и интеллигент!

Лида (Наталья Селезнева), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1963

3. Наталья Селезнева и Александр Демьяненко в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

«Звездный» персонаж Александра Демьяненко присутствует во всех трех новеллах, но только во второй из них, в «Наваждении», Леонид Гайдай подарил Шурику романтический интерес. «Хорошая девушка Лида», умница и красавица, была подсмотрена режиссером в польском журнале «Шпильки». На эту роль пробовалось три сотни девушек, но Леонид Иович взял 18-летнюю Наташу Селезневу. Во многом - за особую смелость. «Вам придется раздеваться. Кстати, как у вас с фигурой? Кажется, не очень…» - «Это у меня-то фигура не очень?!» - и комсомолка Наталья Селезнева немедленно скинула сарафан. Такого ошеломительного напора не ожидали даже цензоры - может, поэтому «сцену с красным бикини», вполне себе эротическую, позволили оставить в фильме.

Нина (Наталья Варлей), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1967

4. Наталья Варлей и Александр Демьяненко в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Фото: Russian Look

Не все знают, что это продолжение «Операции «Ы», хотя там Шурик сдавал экзамены в политехнический, а здесь он филолог-фольклорист. Да и волокитство не свойственно советской интеллигенции (по крайней мере, на экране): раз уж любишь, женись! А тут мало того, что о «хорошей девушке Лиде» ни слова, так еще авторы подсовывают другую! На этот раз - брюнетку Наташу Варлей, «студентку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу».

Поиски Нины проходили еще тяжелее, чем поиски Лиды: на главную женскую роль пробовалось около пятисот девушек.

Наташе помог тот факт, что в прошлом она была канатоходкой в цирке, не боялась высоты и готова была сама выполнять многие трюки. К тому же Наташа подошла Александру Демьяненко ростом: Наташа Селезнева была на голову выше своего партнера, и операторам пришлось немало потрудиться, чтобы это скрыть.

Зинаида Михайловна (Наталья Селезнева), «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

5. Наталья Селезнева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Фото: ИТАР-ТАСС

Леонид Гайдай любит работать с проверенной командой - неудивительно, что на роль жены инженера-изобретателя Тимофеева (тоже, кстати, Александра-Шурика) снова взяли Наташу Селезневу. Одноименная пьеса Булгакова написала в 1935 году - может, поэтому в «актрисе Зиночке» очень много от нэпманских барышень (особенно от Эллочки-людоедки в «12 стульях» - та тоже была весьма легкомысленна и тоже была замужем за инженером).

Гайдай выбрал Селезневу несмотря на то, что у Булгакова был совсем другой типаж: «А боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна» (по словам Ивана Грозного, разумеется). Ну а Наталья Селезнева гордилась своей отличной фигурой и не готова была ее менять даже ради актерского подвига.

Первоначальный сценарий комедии подразумевал, что кино будет составлено из двух историй - подобно тому, как «Операция Ы» состояла из трех эпизодов. Первая часть - «Шурик в горах», вторая - «Снежный человек и другие». После долгих совещаний и мозговых штурмов история о похищении невесты «Шурик в горах» разрослась до целого фильма, а от «Снежного человека» (которым притворялись Трус, Балбес и Бывалый) остались рожки да ножки. Само собой, многое ликвидировали цензоры. Главной жертвой стала вступительная сцена, где Бывалый рисует на заборе букву «Х», Балбес - «У», а когда подходит очередь Труса, начинает свистеть милиция, и тот в панике дописывает «дожественный фильм».



Интересно, что Трус (Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Моргунов) появлялись вместе на экране куда чаще, чем кажется. Кроме общеизвестных фильмов «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция Ы», «Кавказская пленница» и мультиков про бременских музыкантов их можно наблюдать в менее знакомых, а то и вовсе забытых картинах. Среди них позитивная комсомольская комедия «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова (1964), «Семь стариков и одна девушка» (1968), несколько новогодних постановок и капустников. Ниже мы даем ссылку на одно такое видео 1966 года - «Голубой огонек: Сказки русского леса».



Никому не известная артистка Наталья Варлей прошла кастинг и обошла более чем пятьсот других кандидаток, потому что оказалась единственной, кто на пробах быстро, весело и без лишних разговоров переоделась в купальник. Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным. Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональным акробатом и выступала в Старом цирке на Цветном бульваре. Между цирком и «Пленницей» Варлей успела побывать лишь в одном фильме - «Формула радуги». Это была комедия о роботе, чем-то сходная с другой советской лентой тех лет - . Варлей играла там медсестру, но в кинозалах этого не увидели, так фильм практически сразу положили на полку, сочтя сатиру слишком уж задиристой.



Голос Варлей в фильме практически не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы «Будильник». Знаменитую песенку про медведей исполняет, конечно, тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева. В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером «Помоги мне!» из «Бриллиантовой руки». Аида была изрядно популярна в СССР, но после скандального фестиваля в Сопоте, где ослушалась приказа из Москвы, певица впала в немилость, и в 1978 году ее видео- и радиозаписи были стерты из всех государственных архивов. В 1980 году вместе с семьей Аида эмигрировала в США, где активно занималась музыкой.



В фильме есть еще несколько подмен, о которых тебе следует знать. Во-первых, Кавказ здесь изображают в основном пейзажи : Алушта, гора Ай-Петри, Ялта, Симферополь. Только вот горная река настоящая, кавказская. Во-вторых, недисциплинированный Моргунов настолько разругался с Леонидом Гайдаем посреди съемок, что в какой-то момент был изгнан с площадки и лишен премии в 450 рублей. Часть его сцен пришлось опустить, а когда без него было не обойтись, то снимали дублера.



В 2014 году был снят аккуратный, но абсолютно никчемный ремейк «Кавказская пленница!», где главные роли играли Дмитрий Шаракоис (кто это, черт возьми?) и . Фильм вызвал шквал народной ненависти еще до выхода на экраны и потому позорно провалился, собрав в прокате денег в двадцать (!) раз меньше, чем было потрачено на съемки. Про этот кошмар все знают. Но есть и другой! Буквально в то же время, в 2013 году, снимался и еще один ремейк «Кавказской пленницы», названный «Убежать, догнать, влюбиться», спродюсированный Федором Бондарчуком. Но он до сих пор лежит на полке по необъясненным причинам. Может, ждет, когда из народной памяти выветрятся все воспоминания о фиаско первого ремейка.

Все тайны становятся явными!

После выхода всем известного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», никто даже не мог подумать что происходило на сьемках, Наталья Варлей неоднократно просила режисера Леонида Гайдая, чтобы он снял именно ее в опасном эпизоде с прыжком в ледяную воду но тот все время отказывался.

Вот что об этом вспоминал Юрий Никулин:

«Красная Поляна. Наша группа расположилась на берегу горной речки. Несмотря на август, вода ледяная. Отваживаются купаться (вернее окунуться в воду) только местные мальчишки, которые уже привыкли к холодным ваннам. Героиня фильма Нина должна прыгать в горную речку, спасая Шурика. «Нет, нет! Наташа Варлей не полезет в воду! – говорит решительно режиссер Леонид Гайдай. – Не будем рисковать актрисой. Впереди еще съемки. Сделаем так: оденем одного из ребят в костюм Нины и пусть прыгает в воду. На общем плане зритель не увидит подмены!» Один, два, три дубля прыгающих ребят. Наташа решительно подходит к режиссеру: «Леонид Иович! В фильме я все делаю сама и прыгать буду тоже сама. Я не боюсь ни камней, ни холодной воды».

После некоторого раздумья, Гайдай соглашается. Теперь прыжок снимается более крупно. Зритель видит, что это прыгает именно Нина. Нырнув и проплыв метров тридцать, Наташа выходит (вернее, пулей выскакивает) на берег. В кустах ее раздевает медсестра, растирает спиртом и укутывает в одеяло. Наташа Варлей довольна. Раздается голос оператора Константина Бровина: «Придется переснять. На объектив камеры попали капли воды». И снова дубль, и снова медсестра с растиранием (конечно, в картину вошел первый дубль!)» Наталья Варлей на съёмках фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Эти картины вошли в золотой фонд отечественной киноклассики. Кажется, мы знаем о них все. Но, получив в распоряжение редкие кадры со съемок, «Комсомолка» еще раз убедилась: кино – как волшебный горшочек, всегда готовый угостить всех желающих новой порцией любопытных историй.

Супруге Шурика запрещали надевать каблуки

Здесь запечатлен рабочий момент съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Герой Александра Демьяненко – изобретатель Шурик Тимофеев выясняет, что его жена Зина (актриса Наталья Селезнева) вовсе не уехала с подлым режиссером Якиным, а только что пришла с работы. Кинодива-стервочка ему просто приснилась…

Сцену снимали без повторных дублей, – рассказала «Комсомолке» Наталья Селезнева. – Гайдай очень не любил, когда актеры перед съемками начинали прорабатывать образы. «Вы должны приходить подготовленными, ваша Зиночка – у вас уже в душе и голове, зачем тратить время на репетиции?» – повторял мне Леонид Иович. Лишь когда встал вопрос, как будет выглядеть реальная Зиночка, я и Гайдай довольно долго над этим думали. В итоге он доверился моему замыслу: я верная жена, скромная, а не карьеристка в модном костюме. А с каким интересом – человеческим, а не профессиональным – он смотрит на нашу пару! Знаете почему? Жена Гайдая Нина Гребешкова рассказывала, что изобретатель Тимофеев был похож именно на ее знаменитого мужа. Таким режиссер и был – нескладным, наивным, застенчивым и очень порядочным.

К слову, в облике Шурика-ученого кардинально менять ничего не пришлось. В «Операции «Ы» Демьяненко перекрашивали из брюнета в блондина. Гайдай говорил: мол, раз он положительный герой, пусть будет светлым до кончиков волос. А в фильме про Иоанна Грозного у Шурика природный цвет волос, темный. А вот героине Селезневой надели парик – как дань моде тех лет. Парик этот сшили для Любови Орловой, когда она снималась в фильме «Русский сувенир», но он ей не подошел.

И еще любопытный нюанс: Демьяненко был маленького роста, а рост Селезневой модельный – 175 см. Чтобы они выглядели гармонично, Гайдай шел на разные ухищрения: Демьяненко ставили на табуреточку, а Селезневой не разрешали надевать каблуки.

Боялись, что «бесприданница» простудится

На этой фотографии – съемки финальных эпизодов картины «Жестокий романс». Бесприданница Лариса Огудалова (актриса Лариса Гузеева) умирает от выстрела нелюбимого жениха Карандышева.

Мы снимали в общем-то в жестких погодных условиях. Октябрь, который выдался по-осеннему промозглым, открытая палуба настоящего парохода, – поделился воспоминаниями с «КП» ассистент режиссера фильма Евгений Цымбал. – Гузеева мерзла, лежа на холодном настиле, и нашей главной задачей было ее не застудить. Ей, конечно, подкладывали под спину какое-то покрывало, но тепло оно давало минимальное. Камеру держит знаменитый оператор Вадим Алисов, фокус поправляет второй оператор Владимир Шмыга, брат певицы Татьяны Шмыги. Натурой выбрали Кострому и специально для фильма пригнали старинный колесный пароход «Спартак», который сыграл «Ласточку». Он пережил две войны и одну революцию, но сохранился в приличном состоянии. Главному режиссеру ленты Эльдару Рязанову так стал дорог «Спартак», что он захотел его сделать музейным экспонатом «Мосфильма». Но идею никто не поддержал, и в начале 90-х годов пароход разрезали на металлолом.

В перерывах между съемками Крамаров искал себе невесту

И снова «Иван Васильевич…» – только обсуждение сцены появления лжецаря перед его слугой дьяком Феофаном, которого сыграл Савелий Крамаров.

Для Крамарова эта роль стала в чем-то знаковой. Наконец-то он нашел свое амплуа – играть выразительной мимикой, присущей, пожалуй, только ему одному из актерской плеяды тех лет, – рассказал «КП» близкий друг артиста писатель Владлен Стронгин. – Гайдай так и учил Крамарова: «Савелий, ты, главное, «громко» хлопай глазами и лицом «свисти», когда его вытягиваешь. Остальное – дело техники». Крамаров так и делал – вспомните, какими неожиданными звуковыми эффектами сопровождаются его ужимки. Крамарова после выхода фильма стали массово узнавать: Гайдай открыл его звезду на советском кинонебосклоне.

- Но, несмотря на внешнюю разухабистость, Савелий вне съемочной площадки вел себя скромно, – продолжает Стронгин. – И в перерывах между командами «Мотор! Начали!» занимал себя исключительно полезным делом – искал невесту. Общался с ассистентками режиссера, гримершами, даже ходил несколько раз на экскурсии в Ростовский кремль (там снимали «царские палаты»), чтобы познакомиться с хорошенькой посетительницей, но как-то ему все не везло…

Кстати, о том, чтобы снимать столицу периода правления Ивана Грозного в Московском Кремле, не могло быть и речи. Кремль был капитально перестроен во времена Годунова. Поэтому «иоанновскую Москву» снимали в кремле в городе Ростове. Он в отличие от Московского глобальным переделкам не подвергался.

После «Вия» – черная полоса

Панночка Наталья Варлей из фильма «Вий» ждет своей очереди гримироваться. Ей накладывали тусклый грим и подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем. По этому кадру видно, что Варлей чувствует себя в ведьминском гробу вполне комфортно. Молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники. Но потом Варлей призналась, что после «Вия» у нее в жизни наступила черная полоса. И даже не связывая это с лентой, она решила креститься.

- Мы были с театром на гастролях в Херсоне, я пришла в храм, – вспоминает Наталья Владимировна. – Было тайное крещение, потому что я занимала должность секретаря комсомольской организации. И уже позже я поняла, что нечистая сила в храме – большой грех.

Басилашвили стеснялся целоваться с Гурченко

Эльдар Рязанов снимает фильм «Вокзал для двоих». В этой сцене между главными героями – пианистом Платоном Рябининым (Олег Басилашвили) и привокзальной официанткой Верой (Людмила Гурченко) происходит сближение, ранее казавшееся невозможным. Слишком они разные: образование, уклад жизни…

Мы снимали эпизод на Рижском вокзале в Москве. Вокзал маленький, но в его помещениях был музей Министерства путей сообщения, – рассказывает Евгений Цымбал, который, как и в фильме «Жестокий романс», работал ассистентом режиссера. – «Мосфильм» договорился с дирекцией вокзала, что на время съемок экспозицию свернут и там разместят «ресторан». Врезался в память забавный случай. Когда Людмила Марковна прочитала сценарий и появилась на съемочной площадке, она сказала Рязанову: «Элик, мне все понравилось, но зачем в картине так много баб?» Эльдар Александрович рассмеялся: «Люся, а где ты видела ресторан с одной официанткой?»

Если Гурченко уже была знаменитой актрисой, то слава Басилашвили только набирала обороты. И, как признался позже актер, он ужасно ее стеснялся:

Особенно нелегко мне далась сцена поцелуя с Гурченко. Нужно было целоваться – ужасное слово – взасос, и мне пришлось набраться храбрости, чтобы естественно сыграть нашу интимную сцену.

Тарковский готов был лично мыть ноги Бориске

Съемочная группа «Андрея Рублева» готовится к последнему эпизоду фильма.

Мы заканчиваем самую мощную новеллу картины – «Колокол», – рассказал «КП» актер Николай Бурляев, снявшийся в роли колокольного литейщика Бориски. – До окончания съемок буквально пара часов, и я, такой уставший и одновременно расслабленный, обмяк на руках Андрея Тарковского. Потому что для меня на «Рублеве» не обошлось без физически мучительных сцен. Например, немало времени пришлось провести в холодной и слякотной топи. По сюжету Бориска понуро идет вдоль обрыва, поддевает камень. Вместе с камнем с обрыва падает и его лапоть. Бориска хочет его достать, но срывается вниз. Прямо в дубле своей шкурой я пересчитал все бугорки, корни, пни. Но пока Тарковский не крикнет «Стоп!», надо барахтаться в грязи и радостно кричать: «Глина! Нашел!» Впрочем, ради Тарковского можно было и пострадать. Однажды после таких дублей актер Анатолий Солоницын насчитал на моем теле около 20 ран. И после особенно трудной съемки Тарковский лично готов был мне мыть ноги и обтирать спиртом…

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.