Вечная тема жизни и смерти бунина. Сочинение «Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. Любые образовательные работы на заказ

В творчестве И. А. Бунина жизнь раскрывается во всем ее многообразии, в сплетении темных и светлых сторон. Два начала борются в его произведениях: мрак и свет, жизнь и смерть. Предчувствием гибели и потрясений, ощущением трагедий и катастроф в жизни общества и в жизни каждого человека веет от бунинских рассказов.
«Легкое дыхание». Что означают эти слова, вынесенные в заглавие рассказа? Что это? Манера поведения, черта характера, ощущение жизни? Или еще что-то?
Уже с первых строк повествования возникает двойственное ощущение: «грустное пустынное кладбище», «серый апрельский день», «холодный ветер» - и «на кресте... фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь. Они и были символом судьбы Оли Мещерской.
Странная композиция - от факта смерти к детству и отрочеству героини, к ее недавнему прошлому, к ее истокам.
Ольга была юной, наивной, очаровательной, легкой. Она кружила по жизни: на балах, на катке, в гимназии. Она совершала неожиданные поступки: полудетское поведение гимназистки и признание в том, что она женщина; веселая беседа в строгом кабинете классной дамы и запись в дневнике после связи с 56-летним другом отца Милютиным: «Я не понимаю, как это могло случиться. Я сошла с ума...». Еще сегодня Оля вдохновенно беседовала с подругами об очаровании женщины, а уже «через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейского вида...
застрелил ее на платформе». Смерть Оли была так же неожиданна, легка, как и ее жизнь.
Почему? Почему это произошло? Автор не говорит о причинах, он направляет нас к тайным пружинам Оли- ной жизни. Да, она обладала тем легким и естественным дыханием, которого не хватало ни подругам-гимназисткам, ни Милютину, ни классной даме. Но чистые и легкие порывы в мире реальном, как ни печально, обречены.
В другом рассказе - «Господин из Сан-Францис- ко» - уже в эпиграфе отражена трагедия не одного человека, а современного мира: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Бунин размышляет о жизни и смерти, о смысле жизни, об истинных ценностях жизни, о ее мгновенности и неизбежности смерти. «Жизнь - это дорога к смерти», - писал И. А. Бунин.
Всю жизнь, пятьдесят восемь лет, господин из Сан- Франциско посвятил личному обогащению и накоплению капитала, и «не жил вовсе, а существовал». И однажды, решив, что заслужил право на отдых и удовольствия, отправился с женой и дочерью в путешествие. Богатый американец мог позволить себе все: и роскошные каюты и комнаты гостиниц, и изысканные блюда, и первоклассное обслуживание. Он чувствовал себя одним из тех «хозяев жизни»; от которых зависят «и фасон смокингов, и объявление войн, и благосостояние отелей». Хотя «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил...» Господина из Сан-Франциско мало интересовала история и культура тех стран, куда он прибывал. Важно было показать себя: «И как по сцене пошел среди них Господин из Сан-Франциско к какой-то средневековой арке». Относясь ко всему надменно, он чувствовал свое превосходство в этом роскошном мире. И мир воздавал ему по деньгам его. Но никогда господин из Сан-Франциско не думал о другом мире - о духовном. Никогда не думал об истинных ценностях жизни. А когда умер, неожиданно, внезапно, стал для всех обузой. И отправили его в обратный путь в ящике из-под содовой, в трюме «Атлантиды», спрятав от того общества, в котором недавно он блистал.
Что же ждет «Атлантиду» в пути, в трюме которой притаилась смерть?
Что же ждет этот мир?
Судьба его трагична, как и судьба парохода, «тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу...», - к такому выводу подводит читателя Бунин.

УДК 821.161.1

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

асс. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Попова Ю.С.

Россия, г. Воронеж, тел. + 79202262368 e-mail: [email protected]

Voronezh State Architecture and Construction university

The chair of Russian Language and Cross-cultural communication, аssistant Popova Y.S.

Russia, Voronezh, + 79202262368 e-mail: [email protected]

Ю.С. Попова

«ЕСТЬ ЛИ В ЖИЗНИ СМЫСЛ, НЕ УНИЧТОЖАЕМЫЙ СМЕРТЬЮ?»

(ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА)

Онтологическая проблематика - одна из важнейших для И.А. Бунина, интерес к ней прослеживается на всем протяжении его творческого пути. С этой точки зрения рассказ «Чаша жизни» является ключевым. В нем И.А. Бунин подводит итог своим размышлениям. В статье рассматривается представление писателя о смысле существования человека на земле. Выявляются пространственные и временные доминанты, которые раскрывают основную тематику произведения.

Ключевые слова: жизнь, смерть, проза, Бунин.

«IS THERE IN THE LIFE A SENSE WHICH IS NOT DESTROYED BY DEATH?»

(THE LIFE AND DEATH IN I.A. BUNIN"S PROSE)

The ontologic problematics - one of the major for I.A. Bunin, interest to it is traced on all extent of its creative way. From this point of view the story «The Bowl of a life» is key. In it I.A. Bunin sums up to the reflections. In clause representation of the writer about sense of existence of the person on the ground is considered. Spatial and time dominants which open the basic subjects of product come to light.

Keywords: life, death, prose, Bunin.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина пользуется всемирным признанием, не угасает интерес к его самобытной личности и его произведениям. Феномен его творчества обладает одной особенностью. Он начал свой литературный путь, когда жили и творили И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой; продолжая творить и во времена И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, М.А. Булгакова. Суждения о И.А. Бунине полярны. Для одних - он прошел мимо исканий своего времени, для других был остросовременен; но для всех - писатель, идущий своим путем. Для одних - страстен, для других - аристократически холоден. Любое из толкований легко находит подтверждение в его художественном наследии. Все оттого, что его интересуют крайние точки: жизнь и смерть, счастье и страдание, прошлое и настоящее. Он их то сопоставляет, то разводит. Иван Бунин был недоволен теми критиками, которые торопились причислить его в число «идилликов каких-то и созерцателей» . Он всегда отрицательно относился к стремлению отнести его к тому или иному литературному направлению.

Особенности творчества И.А. Бунина точно отметила Л.В. Крутикова: «Разобраться в.. .личности и творчестве Ивана Бунина, большого русского художника, - дело нелегкое.

© Попова Ю.С., 2014

И не только потому, что его яркая личность, редкий талант и долгая жизнь вызывают зачастую противоположные суждения и оценки... В судьбе и книгах Бунина преломились острейшие противоречия и конфликты России конца XIX - начала XX века. И преломились резко индивидуально, неповторимо» .

И.А. Бунина непрестанно тянет заглянуть за горизонт жизни. Он стремится решить для себя «вечные», «первородные» проблемы, которые неотступно тревожат его. Произведения его глубоко личностны, тяготеют к философским обобщениям о смысле бытия, жизни и смерти, непрекращающегося ни на секунду течении времени. Подобные вопросы возникают в произведениях писателя постоянно, и он отвечает на них по-разному, не предлагая какого-либо однозначного их решения.

Интерес к «вечным вопросам» прослеживается уже на раннем этапе творчества писателя. «Сосны» - рассказ о смерти и похоронах охотника Митрофана, «Мелитон» - рассказ о древнем старце Мелитоне, стоящем на пороге смерти и готовом к ней в любую минуту. Смерть здесь предстает во всей своей грозной, страшной и великой тайне. Умерший Мит-рофан, который теперь «называется покойником, существом иного, нам чуждого мира» , становится важным и серьезным. А сама смерть «прошла по лесам чем-то большим и темным» . И.А. Бунин с благоговением говорит о христианском погребальном обряде. Мелитон - таинственен, строг и суров, почти иконописен. Обоих героев объединяет спокойное отношение к смерти. К этой мучавшей всю жизнь И.А. Бунина проблеме: как освободиться от страха смерти, как найти в смерти смысл и как оправдать ее, - он будет много раз возвращаться в своих рассказах. Но в дальнейшем творчестве меняется основной тон рассказов с задумчиво-меланхоличного на трагический. Трагизм можно объяснить внешними причинами, которые, несомненно, повлияли на И.А. Бунина. Это события общественной (1905 год) и личной жизни (смерть сына). В осмыслении этой темы появляются новые интонации и новые акценты: ярко выраженная философская проблематика, ощущение трагичности существования, но в тоже время умение в полной мере чувствовать жизнь.

Готовностью спокойно встретить смерть, примириться с неизбежностью - этой мерой И.А. Бунин оценивает человеческую личность. Он измеряет ценность человека его способностью радоваться жизни, мерой «удивления» перед ней, умением воспринять красоту и полноту бытия.

Итоговым для творчества И.А. Бунина является рассказ «Чаша жизни» (1913), где писатель раскрывает перед нами свое представление о смысле существования человека на земле, о его быстротечности.

Исследователь Л.А. Смирнова отмечает три главных периода в жизни человека: трепетное свечение мечты, однообразное исполнение уготованных судьбою обязанностей, подведение итогов уже пройденного пути. Четыре главных героя: Александра Васильевна, Селихов, Иорданский, Горизонтов именно так и провели свою жизнь. И.А. Бунин пишет об их молодости, затем - о периоде, когда основная часть жизненного пути уже пройдена и герои оказываются на пороге смерти. Изображению времени юности, освещенной ожиданием счастья, любви, автор отводит лишь одну главу. В основной части произведения показано, как исчезают надежды героев.

Александра Васильевна - персонаж, который сюжетно связывает героев, именно вокруг ее воспоминаний разворачивается авторское повествование. Будто от случайной ошибки Саня выходит замуж за нелюбимого и не любящего ее Селихова. И потом на протяжении всей жизни вспоминает то счастливое лето, которое бывает в жизни каждой девушки. А когда умирает муж, Александра Васильевна неожиданно испытывает «весеннюю нежность» к усопшему. К концу жизни она ощущает, что жизнь прошла буднично и монотонно: «И шли дни за днями, годы за годами» .

Остальные герои не вспоминают своего прошлого, не думают о будущем. Время проходит как будто мимо них. Не задумываются они и о смерти. Селихов, словно в шутку, составляет завещание. Это привычное для него времяпрепровождение. Отец Кир, как и Селихов, не размышляет о своей жизни и на вопрос Горизонтова: «.зачем вы живете?» не дает ответа. Единственный спор между бывшими соперниками, коснувшийся именно смерти, показал, что и Селихов, и священник видят в смерти конец всякого существования. Отец Кир хочет приобрести самое важное превосходство над своим врагом - проводить его в последний путь. Цель жизни Горизонтова - долголетие. Заботясь только о своём теле, он не думает ни о смерти, ни о душе.

Четыре героя, внешне разобщенные враждой, ревностью, презрением, на самом деле слиты в одну жизнь. Существование каждого героя имеет смысл для них, пока живы другие. Смерть одного приводит к обесцениванию жизни остальных. Умирает Селехов - и отцу Киру становится незачем жить, не с кем состязаться. Александра Васильевна после смерти мужа понимает, что потеряла «вкус к жизни». Она острее других ощущает исчерпанность прожитых лет, осознает их бесполезность: «С тоской чувствовала она, что не о чем стало ей молиться. Только о царстве небесном? Да, но какие права были у нее на него? Чего она такого сделала? За что было награждать ее?» . Горизонтов - последний, кто думает, что хранит чашу жизни. В понимании этого героя чаша жизни - это собственное тело. Его рационализм, самодовольство, самоуверенность и мания долголетия, полностью исключают всякую одухотворенность. После всех смертей Горизонтов чувствует себя победителем, так как дольше всех продлил свое существование. Но смерть тех, с кем связала его судьба, показала бесцельность и его собственной жизни.

И.А. Бунин доказательно определяет причины душевного краха своих героев. «Все силы свои потребили они на состязание в достижении известности, достатка и почета» , на взаимное презрение и оскорбительное равнодушие к своим женам; Александра Васильевна - на бесплодное сожаление о прошедшей без любви молодости, Горизонтов - на «питание и освежение водой» своего тела. Ущербность судьбы героев предстает результатом неспособности любого из них реализовать свои возможности.

В «Чаше жизни» широко представлен мотив зависимости персонажей от атмосферы города Стрелецка, где «каждым чиновником, каждым мещанином, каждым сапожником» владело «заветнейшее желание» иметь свой дом, где попадались мещанские дети - «лодыри дерзкие», старухи - поклонницы юродивого Яши . Все в Стрелецке ничтожно - от «философа» Горизонтова до «святого Яши». Жизнь в городе, текущая по определенным законам, оказывается не подверженной изменениям.

Интересную концепцию выдвигает исследователь И. Ничипоров. Он отмечает, что существование героев основано на полуосознанном стремлении укрепиться в бытии (социальное положение для Селихова и отца Кира, мечта о доме у Александры Васильевны, «философия жизни» Горизонтова). Символическую значимость приобретают «хронотопи-ческие образы-лейтмотивы: «Песчаная улица, на которой живут герои, знаменует непрочность и неукорененность их жизненного пространства; данная семантика важна и при их уподоблении «щепочкам», утерявшим свою целостность в потоке времени» . В этом ряду - и сквозной образ пыли-забвения, который разворачивается до обобщающего видения недугов национального бытия; и всеобщая замкнутость Стрелецка, который раньше «был. проще и просторней, а также селиховского дома» . Это и ощущение безжалостно уходящего времени вопреки «остонавливанию» Селиховым часов.

Писатель хотел назвать произведение «Дом», поскольку именно его пространство имеет большое значение. Для Селихова и отца Кира дом становится средством доказать свое превосходство над другими. Оба дома были особенные, хранящие отпечаток своих

хозяев. Селиховский дом - комфортный, удобный, но у него никогда не вынимались зимние рамы, а мебель стояла в чехлах. Таков и хозяин - богатый ростовщик, «аккуратный, спокойный и бескровный» . Дом отца Кира «...был далеко виден по широкой улице», только за его крышей «... зеленели верхушки молодых тополей» , ворота были всегда заперты, подворотня заложена тяжелой тесиной, словно подчеркивая дородность, грубость и суровость священника. Для Aлексaндры Васильевны иметь свой собственный дом было единственным желанием, с ним были связаны надежды на спокойную жизнь. Дом явился целью и смыслом существования. Когда он перешел в ее владение, героиня поняла, что жизнь завершена. Дом же, как и город, существуют вне времени: меняются хозяева, живут в нем и умирают, а он остается неизменен. Мотив безысходного постоянства подтверждается и мотивом бездетности. У героев нет продолжения жизни (детей), что свидетельствует о неправильности выбранного пути.

Нельзя не согласиться с мнением Ю. Мальцева , который утверждает, что главное действующее лицо рассказа - невидимое время с его универсальными и беспощадными законами. Незримость времени подчеркивается самой структурой рассказа - бег времени не прослеживается в хронологической эволюции, жизнь представлена в рассказе как неподвижность отделенных годами равноположенных отрезков существования, следы прошлого времени, лежащие в одной плоскости.

Смерть, таким образом, для ИА. Бунина не менее значительна и таинственна, чем жизнь. Она обнаруживает смысл существования не только того человека, который умирает, но и других, чьи судьбы оказались слиты с ним в единую «чашу жизни».

«Повышенное чувство жизни» - это первичное начало всего мира ИА. Бунина, ядро, его концепция жизни. Образ повышенной жизни - с ее, не разрешающимся напряжением, не тускнеющей яркостью, высокой самоценностью любого мига, отсутствием пустот господствует над всем миром писателя.

Библиографический список

1. Бунин: pro et contra: личность и творчество ИА. Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Aнтология / [сост. и ред. Б.В. Aверин, Д. Риникер, К.В. Степанов]. СПб.: РХГИ, 2001. 1061с.

2. Бунин ИА. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература,

3. Крутикова Л.В. Проза Ивана Бунина ХХ века // Филологические науки. 1971. Вып. 76. С. 96-118.

4. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. М.: Посев, 1994. 432 с.

5. Ничипоров И. Поэзия темна, в словах невыразима. М.: Метафора, 2003. 255 с.

6. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература. 2002. №1. С.64-78.

7. Смирнова ЛА. Реализм Ивана Бунина. М.: РГГУ, 1984. 93 с.

1. Bunin: pro et contra: Bunin"s person and creativity in an estimation of Russian and foreign thinkers and researchers: the Anthology / . Spb.: RGHI, 2001. 1061 p.

2. Bunin I.A. ^llected works in nine volumes. M.: Fiction, 1966.

3. Krutikova L.V. Ivan Bunin"s Prose of XX century // Philological sciences. 1971. V. 76. Pp. 96-118.

4. Maltsev Y.V. Ivan Bunin. М.: Crop, 1994. 432 p.

5. Nichiporov I. Poetry is dark, in words is inexpressible ... М.: Metaphor, 2003. 255 p.

6. Slivitskaya O.V. Feeling of death in Bunin"s world // The Russian literature. 2002. №1. Pp. 64-78.

7. Smirnova L A. Realism of Ivan Bunin . М.: RGGU, 1984. 93 p.

Творчество Бунина пришлось на переломный период в России. Задолго до Первой мировой войны и революции 1917 года, уже в начале века, писатель понимал, что в русской жизни умерло что-то очень важное, едва ли не самое главное. “Распалась великая цепь бытия”, бытия”, надломился какой-то стержень, и жизнь, подлинная, светлая, осмысленная, уходит через эту трещину, а то, что идет ей на смену, есть воплощение несущего гибель всему хаоса, который в русской жизни так долго сдерживался и, наконец, вырвался наружу”. Тема смерти очень сильно и пронзительно

Звучит в бунинской прозе 1905-1915 годов. В ней нет никаких утешений вроде поэзии труда или радостей семейной жизни – быт бесконечно скучен, труд тяжел, люди бесповоротно чужды друг другу и, приходя в эту жизнь, сразу же устремляются к ее концу. Мы рассмотрим два рассказа этого периода, ясно его характеризующие: рассказ “Братья ” и “Господин из Сан-Франциско “.
В рассказе “Братья” бедный цейлонский рикша убивает себя, узнав, что его возлюбленную соблазнил кто-то из “белых”. Другой герой этого рассказа, на первый взгляд полностью противопоставлен первому, – это богатый англичанин, нанявший рикшу. Этот англичанин – хозяин жизни, который “в Японии покупал девочек в месячные жены, в Китае бил палкой по головам беззащитных обезьяноподобных стариков, на Яве и на Цейлоне до предсмертного хрипа загонял рикш”. Но как оказывается, герой страдает не только потому, что мучается печенью: он также несчастен и неуверен в этой жизни, также постоянно чувствует дыхание смерти и также уязвим, как и нищий рикша, покончивший с собой.

Разница между ними заключается только в том, что рикшу уже настигло то, чего еще боится англичанин, но что также однажды настигнет и его самого. Англичанина волнуют хрупкость и абсолютная случайность всего на свете – собственно, и жизнь, и смерть также случайны и возможны, как и все остальное в этом мире. Не случайно он сравнивает жизнь с бурным океаном, на горизонте которого тает лед одинокого судна, чья неизбежная гибель – только вопрос времени. Описываемые события вырастают до символа, а сам рассказ звучит как притча.

Мир – бездна, пучина, трясина, и гибель – лишь вопрос совпадения. Человеческая жизнь совершенно ничтожна по сравнению с миром, а сам человек беспомощен и слаб, независимо от того, что он собой являет с точки зрения социальной иерархии. Так развертывается проблема жизни и смерти в рассказе “Господин из Сан-Франциско” – одном из самых известных рассказов Бунина.

Богатый американец отправляется в путешествие в Италию на роскошном пароходе, но, так и не получив удовольствия от поездки, он внезапно умирает. Его смерть мучительна и безобразна, так что хозяин жизни” начинает вызывать сострадание. Герой отнюдь не являет собой образец духовных добродетелей и высот, но все окружение, независимо от социального положения, оказывается совершенно под стать ему, ничем не лучше его. После его смерти все демонстрируют брезгливое равнодушие к произошедшему, стремясь лишь сохранить разнузданное истерическое веселье. Даже танцующая пара оказывается нанятой за деньги. В мире оказывается все фальшивым и иллюзорным: любовь, богатство, высокое положение. Но отнюдь не иллюзорной и, пожалуй, единственной реальностью в жизни человека оказывается смерть.

Противопоставление смерти и воплощение жизни Бунин видит в любви, но если присмотреться повнимательнее к его рассказам с любви, то оказывается, что любовь, будучи концентрацией жизни, иногда парадоксальным образом сближается со смертью. И во многих рассказах глубокая и сильная любовь заканчивается именно смертью. Это очень хорошо видно на примере рассказа “Дело корнета Елагина ” – самого большого рассказа Бунина 1920-х годов. Герой, влюбленный в актрису, переживает настоящую первую любовь, которая, по словам писателя, “сопровождается драмами, трагедиями. Но совсем никто не думает о том, что как раз в это время переживают люди нечто гораздо более глубокое, сложное, чем волнения, страдания, обычно называемые обожанием милого существа; переживают, сами того не ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола”.

Эта “первая месса пола”, в понятии Бунина, – явление космического масштаба, так как в человеке происходят изменения, потрясающие все его основы, происходит такая концентрация жизненных сил, которая приближает человека к смерти. И в этом рассказе Бунина как раз и воспроизводится подобная мучительная ситуация. Отношения Елагина и Сосновской очень нестабильны, переходят от крайности к крайности, мятущиеся и неспокойные. Елагин – герой с особо обостренной чувствительностью, и именно поэтому его тянет к истеричной и изломанной актрисе, которую он в финале убивает, не будучи в силах справиться с ревностью по отношению к женщине, являющейся просто воплощением женского естества со всеми его противоречиями и загадками. Герой: не гибнет в финале, но то, что с ним происходит, по сути, равно смерти: память о любви к этой женщине навсегда останется в нем, и он уже обречен скорее на жизнь в прошлом, в воспоминаниях о прошлом, нежели в настоящем, а будущее и вовсе оказывается безразлично ему.

По убеждению Бунина, любовь – это некий высший напряженный момент человеческого бытия, напряженный настолько, что человеческая жизнь фатально сближается со смертью. И эта мысль важна для Бунина с его повышенным, обостренным чувством жизни. Писателя до самой смерти интересовала сущность человеческой жизни, ее хрупкость и изначальная обреченность на смерть, которая всегда по большому счету только случайность, но случайность, фатальная для человека. И вывод, к которому он приходит, можно, вероятно, сформулировать следующим образом: в хаотическом мире, в который приходит человек на очень небольшой отрезок времени, и сама жизнь, которая дается ему, но никому, кроме Бога, по не понятным причинам, и смерть, обрывающая эту жизнь, все оказывается делом случая, и, более того, жизнь, любовь и смерть оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными, порой просто “неразводимыми”. Именно этому феномену и посвящена яркая проза писателя.

Сочинения по темам:

  1. Александр Иванович Куприн – один из лучших русских писателей-реалистов конца девятнадцатого-начала двадцатого веков, писавших о светлых чувствах. Куприн в своих...

Вопрос жизни и смерти очень ярко раскрыт в рассказе Бунина « ». Свою работу Бунин написал во времена первой мировой. Именно в этот период у людей, у общества в целом идет переосмысление жизненных ценностей.

Главным героем рассказа был господин, у которого не было имени. Автор не называет его никак. Этот человек всю жизнь работал и стремился нажить свой денежный капитал. Когда-то давно он взял за образец богачей, которые ни в чем себе не отказывают, и стремился стать таким же, как они.

На протяжении всей жизни он во многом себе сдерживал и уже в шестом десятке лет превратился в богатенького толстосума. Именно в это время он решает пожить для себя - отдохнуть. Развеяться, посетить страны Старого Света. Это он и считает смыслом жизни – насладиться богатым и роскошным отдыхом. И что самое интересное, он поступает по стереотипу, как и все богатые люди. Он не имеет своего, личного мнения.

Господин из Сан-Франциско следует убеждениям и примерам других людей. Он отправляется в круиз, живет в прекрасном номере, обедает в дорогом ресторане. В этом его счастье – в деньгах и богатстве. Но, на самом деле, в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни родных людей. Он совершенно равнодушен к своей жене, в принципе, как и она к нему. Их дочь также несчастна в любви. А все потому, что она пытается следовать по стопам своего отца.

Мы видим, что теперешняя жизнь господина абсолютно бессмысленна. Теперь цель такой жизни – роскошный отдых. Разве это достойно для человека? Возможно, так бы продолжалось и дальше. Но, в судьбу довольного и самовлюбленного господина внезапно вмешалась смерть. Именно она смогла застать его врасплох. Именно от смерти не откупишься никакими деньгами. Теперь, этот, когда-то окрыленный человек, оказался в реальном мире.

Чтобы не раскрывать случай смерти в дорогой гостинице, его тело тайно, в картонных коробках переправляют на борт лайнера и отправляют домой, в трюме корабля. Этот Господин из Сан-Франциско, закончил свое существование еще хуже, чем обычные люди.

Так в чем же был его смысл, каково предназначение такого человека? Бунин, в своем рассказе, пытается донести до читателя одну идею – в жизни нужно иметь человеческие качества и наживать человеческие ценности, такие как любовь, счастье, дружба.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Ф.Тютчев

Любовь… Как много разных оттенков в этом слове… Каждый человек по-своему понимает значение слова любовь. Но у всех неизбежно возникают одни и те же вопросы: «Как и почему приходит любовь?», «Что она собой представляет – радость или печаль, возрождение или смерть?». Именно на эти вечные вопросы стремится дать ответ Иван Алексеевич Бунин. В одном из писем писатель упомянул, что этот мотив в его произведениях далеко не случаен: «Неужели, вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было не мало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой - я был близок к самоубийству». И действительно, Иван Алексеевич описывает любовь как бездну, загадочную и необъятную. Характерен в этом отношении его рассказ – миниатюра «Часовня», который несмотря на свой небольшой объем, поражает своей композиционной стройностью и обилием ярких изобразительно – выразительных средств. Эпитеты («летний жаркий день», «толстые и холодные железные ящики», «белые прекрасные облака», «теплый ветер», «сладкий запах», «цветущая рожь») придают и особую образность позволяют лучше проникнуть в глубинные мысли автора. Ряды однородных членов предложения («солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки», «в поле, за садом») и противопоставления («везде светло и жарко, а там темно и холодно») создают особый ритмический рисунок текста, придают ему экспрессию и передают эмоциональное, неравнодушное отношение автора к проблеме любви и смерти. Из этого рассказа вытекает мысль, что любовь, даже у маленьких детей, ассоциируется со смертью. Любовь, которая должна дарить жизнь, вести на подвиги, внушать лучшие человеческие чувства, быть созидательной силой. Как же так? Следуя за логикой Бунина, мы видим совсем иное.

Тема любви и смерти красной нитью проходит через все творчество И.А.Бунина. В рассказе «Часовня» он раскрывает её немного с другой стороны, показывая причину смерти из – за любви глазами детей:

- А зачем он себя застрелил?
- Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя…

Символичен образ часовни. Автор как бы противопоставляет мир в ней и за ее пределами («Везде светло и жарко, а там темно и холодно»). Дети не могут понять, зачем стрелять в себя, если вокруг так много интересного («Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы… мы можем играть, бегать… а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых ящиках…»). Наверное, непонимание смерти из-за любви существует не только у детей, но и взрослые нередко думают, что все же нужно было попытаться найти в себе силы вернуться к жизни, ведь жизнь – самое дорогое, что есть у человека. Автор преподносит нам смерть в конце жизни как нечто разумное, так называемый закономерный итог, в то время как смерть, как выбор, молодого, полного жизненных сил человека – нелепая, глупая случайность («дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой»).

Проанализировав рассказ «Часовня», можно сделать вывод о том, что, хотя в творчестве И.А.Бунина тема любви всегда неразрывно связана с темой смерти, сам писатель не совсем согласен с таким постоянным «содружеством». В данном рассказе звучит нотка неуверенности в том, что любовь, пусть даже несчастная, неразделенная, должна обязательно заканчиваться смертью.

Интересен в своем описании любви и рассказ «Натали». Образ Натали, главной героини произведения, поражает своей естественностью и непорочностью. Виталий еще до встречи с Натали поставил перед собой цель «искать любви без романтики». Он ее нашел в лице двоюродной сестры Сони. Но возникает вопрос любовь ли это? В рассказах И.А.Бунина всегда присутствует физиологическая сторона любви. Автор не случайно оставляет для описания этой, так называемой, физиологической стороны любви достаточно много места в своих произведениях. На контрасте физической любви и любви настоящей, всепоглощающей и не знающей преград И.А.Бунин раскрывает истинную цель своих произведений: показать, что любовь – это все же чувство высокое, не поддающееся точному описанию и объяснению. Сюжетная линия его рассказов развивается преимущественно по двум направлениям: любовь как чисто физиологическое проявление, своеобразная химия, и любовь, объединившая в себе взаимное притяжение и в сексуальном и в духовном смыслах.

В рассказе «Натали», Виталий, главный герой, испытал то чувство любви, которое никогда не исчезнет, останется с человеком навсегда. Он назвал свою любовь «гибелью». Но почему? Наверное, потому, что гибель – это не обязательно смерть. Я думаю, что любовь – это всегда в некотором смысле гибель. Ведь, когда любишь, приходится уступать, покоряться, отдаваться во власть любимому человеку, а это «гибель» собственных принципов. Как бы ужасно это не звучало, но, наверное, это неизбежно и мало кто пытается сопротивляться. Иван Алексеевич писал, что в его творчестве, как и в жизни, любовь и смерть связаны неразрывно. Для писателя очевидно, что жизнь человека невозможна без любви: без неё она мертва и пуста. Но любовь не всегда приносит счастье и блаженство; часто она приносит муки, страдание, горе и даже смерть. Поэтому Бунин нередко соединяет в своих произведениях радость любви и горечь одиночества. О таких трагических переживаниях повествует писатель в рассказе «Митина любовь». Бунин рисует душевную драму своего героя, человека разочаровавшегося в любви, передает почти непереносимый накал страстей, бушующих внутри человека. Настолько жуткими и разрушающими представляются страдания главного героя, что кажется, что смерть – действительно, единственный выход. Любовь уже давно жила в мечтах Мити, она постепенно наполняла его странным и томительным ожиданием. Он бессознательно следовал зову сердца, шел к своей любви – к своей гибели. Любовь к Кате стала одновременно и блаженством и мукой, разрывавшей его сердце. Он остро чувствовал чудовищную разницу между созданным им милым, таким родным образом Кати и пошлой реальностью. Эта трагедия – трагедия молодого человека , для которого любовь стала невыносимым испытанием. Автор невероятно точно подобрал изобразительно – выразительные средства, которые передают внутренние переживания героев и погружают нас в их мир. Обратим внимание на то, что все трагические события происходят в чудесные весенние дни, когда природа вокруг так прекрасна, полна жизни и любви. На этом фоне страдания Мити выглядят особенно чудовищными. Эпитеты («последний счастливый день», «благостная задумчивость», «византийские глаза», «манерное чтение», «непоправимый ужас», «дьявольски грохнуло», «странная свобода»), олицетворения («облака расходились тонким белым дымом», «небо…светилось над садом»), метафоры («тяжкий дурман поцелуев», «любовь в вихре непрерывного счастья», «удивлено блестя глазами»), метонимии («закудрявились млечным снегом», «подвенечная белизна яблок»), оксюморон («томная страстность», «ангельская чистота и порочность», «счастливая и мучительная»), гипербола («сверхчеловеческое счастье», «страшно родная») помогают нам ясно ощутить чувства героев, погрузится в их переживания; автор наталкивает нас на мысли о смысле жизни, любви и смерти, заставляет нас задуматься, неужели действительно бывает такая любовь, которая может раз и навсегда, своей силой и страстью, перевернуть жизнь, перевернуть все в душе человека?! Вслед за писателем, хочется понять, так ли это, а если да, то как это происходит…почему?

«Полюбив, мы умираем…». Эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви, определяют его концепцию – смерть и любовь всегда едины. Уже в раннем творчестве Бунина звучат мотивы тоски, одиночества, неприкаянности. Все чаще он рисует картины разрушающейся русской деревни. А после первой мировой войны и событий Великой Октябрьской революции писатель все больше говорит о трагичности человеческой жизни вообще. Отсюда и особое изображение любви в бунинских рассказах, предопределенно внутренним смятением писателя. Неопределенность, неясность наблюдаемых процессов предопределили интерес к психологии, религии, где так или иначе были осмыслены противоречия человеческой души, их взаимосвязь настоящего с вечным.

Для бунинских героев, любовь - это мгновение, удар. Возможно, эту любовь можно сравнить со вспышкой ничем необъяснимого счастья, внезапно озаряющего жизнь людей, но, к сожалению, также внезапно исчезающей. Герои проходят путь от простого влечения к высшему чувству, от привязанности и симпатии и тому чистому, светлому и вечному, что называется любовь. Что самое страшное для влюбленного человека? Остаться один на один со своими чувствами, воспоминаниями, переживаниями, сомнениями. Они становятся для него мукой. Именно в этом и заключается трагедия героев Бунина – душевное смятение преследует их, убивая последние силы к возрождению. Но смерть от любви – это шаг в бессмертие. Нелепая с одной стороны смерть героев Бунина вдруг стала чем-то неизбежным, даже необходимым. Митя, Натали, Оля – все они люди, которым жизнь дала шанс испытать великое чувство любовь, во всех его противоречиях. Они радовались, наслаждались, мучились, страдали. Но все же они любили… и, несмотря на то, что они покинули наш мир, их любовь не умерла, она живет, и будет жить, она стала бессмертной, как и герои произведений Ивана Алексеевича Бунина.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.