В чем заключается внутренняя противоречивость раскольникова. В чём заключается противоречивость бунта Родиона Романовича Раскольникова. Противоречивость идеи героя

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла № 23

Проект

Тема : "В чём заключается противоречивость бунта Родиона Романовича Раскольникова" .

Выполнила:

Ученица 10 «Б» класса

Баранник Виталина Игоревна

Руководитель:

Мячина Людмила Вениаминовна

Содержание

Часть 1

Введение:

Актуальность

Объект и предмет исследования

Цель, гипотеза, задачи

Часть 2

Основные сведения о событиях в романе

Жизнь героя до преступления

Преступление

Наказание

Основные причины деяния главного героя

Социальные причины

Философское обоснование

Психологические истоки

Рассмотрение характера главного героя

Часть 3

Заключение

Приложение

Часть 1

Введение

С одной стороны, главного героя романа можно назвать добрым, любящим, благородным человеком. Он был готов отдать все «за други своя». Однако, с другой стороны, в его поступках мы видим проявление гордости, самолюбия. Но так каким же Р.Р.Раскольников был на самом деле и какова истинная сторона его души?

Р. Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», не только композиционный, но и духовный центр всего произведения. Родион Романович обладает весьма противоречивой и загадочной натурой, поэтому главный вопрос, над которым задумываешься при прочтении романа – чем же объясняется эта внутренняя двойственность героя?

Автор романа с помощью образа Раскольникова открывает читателю истину - в каждом из нас есть что-то хорошее, а что-то плохое, что-то подлое и благородное. Эта сторона человеческой натуры была и будет всегда, поэтому актуальность данной проблемы весьма велика в современном мире.

Гипотеза

Бунт Р. Р. Раскольникова - это протест против насилия над человеком, против хозяев жизни.

Цель

Определить, в чем заключается противоречивость бунта главного героя произведения.

Задачи

    Выяснить суть теории Раскольникова

    Выяснить в чем заключается противоречивость бунта

Часть 2

Бунт Раскольникова

Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме. К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя. Мы видим, как человеческие трагедии, крушения – и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) – заряжают героя протестом, переполняют решимостью. Всей первой частью романа писатель ясно дает понять: для Раскольникова проблема не в поправлении собственных «крайних» обстоятельств. . Для Раскольникова послушно принять судьбу, как она есть, значит отказаться от всякого права действовать, жить и любить. В главном герое нет той эгоцентрической сосредоточенности, которая целиком образует в романе личность Лужина. Раскольников – натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Однако он готов это делать и не спрашивая – диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра».

Возможность переложить ответственность на внешний «закон обстоятельств» приходит в противоречие с требованием гордой индивидуальной самостоятельности. Раскольников в общем не прячется в эту лазейку, не принимает оправдания своего поступка общей социальной ненормальностью, поставившей его в безвыходное наложение. Он понимает, что за все содеянное он должен отвечать сам – пролитую им кровь «взять на себя». У преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Эта, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости. Глубинная причина преступления Раскольникова, конечно, «разлаженный», «вывихнутый» век.

Как выдерживает эксперимент Раскольникова его личность

Первая реакция героя на совершенное уже убийство – это реакция натуры, сердца, реакция нравственно истинная. И то мучительное чувство отъединения от людей, которое вспыхивает в нем сразу после убийства, - это тоже голос внутренней правды. Очень важен в этом смысле большой, многозначный эпизод на мосту, где Раскольников получает сперва удар кнутом, затем милостыню и оказывается (единственный раз в романе) лицом к лицу с «великолепной панорамой» столицы. Убийство поставило его не только против официального закона, уголовного кодекса, имеющего параграфы и пункты, но и против другого, более глубокого неписаного закона человеческого общества.

«Воскресение» Раскольникова в эпилоге – итог человеческого взаимодействия едва ли не всех героев романа. Особую роль здесь играет, на самое важное место поставлена Соня Мармеладова. Она добивается от Раскольникова очень простого и страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение. Но автор показывает неспособность народа понять внутренний порыв героя, так как случайно оказавшиеся на площади люди воспринимают его действия как странную выходку пьяного человека.

Что порождает бунт Раскольникова

    стремление обогатиться

    патологическое стремление к насилию

    озлобление против общества и его морали

    желание обратить на себя внимание

Противоречивость идеи героя

Сделать хорошее для общества, но с помощью убийства

Сдаться в полицию, при этом не попадая в тюрьму

Душевно развитая личность с бесчеловечным решением

Совестливый, но с гордыней

Герой выступает против хозяев жизни, совершает бунт, делающий его настоящим преступником.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе

логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Раскольников и Наполеон

« Раскольников , в отличие от Наполеона , думал оправдать пролитую им кровь ...» (В.Л. Кирпотин)

Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В поступках Наполеона он видит оправдание своему способу достичь этого преобразования. Как для Наполеона, так и для героя наступает “Тулон”. Для Раскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном. Не выдержал – не является.

«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек - это тайна, в особенности фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. русский человек. В этом заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама

Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в душе Раскольникова. Его мучит не примитивный вопрос - убивать или не убивать, а всеохватная проблема: «Подлец ли человек, весь вообще род, т. е. человеческий».

Внимание Достоевского приковано к уяснению первопричин преступления Раскольникова. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не потому, что живет в нищете. Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек у Достоевского изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере это относится и к Раскольникову. Убийство - результат свободного выбора. Однако путь к «крови по совести» довольно сложен и длителен.

Преступление Раскольникова включает в себя создание арифметической теории «права на кровь». Внутренняя трагичность и противоречивость образа заключается именно в создании этой логически почти неуязвимой теории. Сама же «великая идея» является ответом на кризисное состояние мира.

Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней и в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови?

Нравственные последствия преступления прямо противоположны тем, которые ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи. Герой спрашивает себя: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Одновременно Родион Романович решительно переоценивает масштабы собственной личности: Однако он не отказывается от теории вообще, он лишь себе отказывает в праве на убийство, лишь себя выводит из разряда «необыкновенных людей».

Индивидуалистическая теория - источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного, логического опровержения «идеи-чувства» Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест, например как разграничить «обыкновенных» и «необыкновенных» людей? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с реальной действительностью.

Бессилие Раскольникова, неподвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из подсознания героя. Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания «живой жизни», любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжными, расширяются горизонты личности героя.

Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с его отъединением от людей и с созданием бесчеловечной теории «крови по совести». В своих поступках человек независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в герое одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве «перешагнуть через иные препятствия», чтобы «Наполеоном стать». В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека, вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало. Все впереди!

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова?

Показать текст целиком

Все люди по своей природе противоречивы: в каждом из нас соседствуют такие качества, как милосердие и жестокость, доброта и бессердечие. Ф.М. Достоевский, известный во всем мире писатель-психолог, в своем произведении «Преступление и наказание» создал образ противоречивого героя, в котором одновременно есть добродушие и человеконенавистничество, способность к состраданию и эгоизм… Обратимся к анализу романа, чтобы понять, чем же объясняется внутренняя противоречивость персонажа.

Уже фамилия героя указывает на его внутренний раскол, разъединение, отсутствие цельности. В экспозиции представлен портрет бывшего студента Раскольникова: это молодой человек приятной наружности, обладающий тонкими чертами. Одет был в лохмотья, в которых приличный человек постыдился бы выходить на улицу, на его голове была старая рыжая шляпа, дырявая и протертая. Раскольников не беспокоился о том, каким его видят окружающие. Его скромное жилище напоминало гроб: это маленькая жалкая каморка с низкими потолками. Автор уделяет большое внимание интерьеру и пейзажу, чтобы показать читателю, в каком раздражительном состоянии, «похожем на ипохондрию», находился главный герой. Он был задавлен бедностью, находился в духовном изнеможении.

В душе героя происходила внутренняя борьба: среда, эгоизм, социальная несправедливость и отчасти нищета задушили в нем великодушного, образованного человека. Раскольников становится одержимым «наполеоновской» теорией о том, что есть люди «необыкновенные», которые имеют право пожертвовать жизнями других людей ради общего блага. Но убийство во имя помощи человечеству не может быть оправдано: чаша весов однозначно склонится в одну из сторон.

Следуя теории, студент задается вопросом, кем он является сам: "право имеющим" или "тварью дрожащей". Чтобы ответить на него, Раскольников решает совершить убийство старухи-процентщицы, которая, сама являясь "вошью", вершит судьбы многих людей, обращающихся к ней. Теория обречена на провал. Вспомним психологическое состояние героя до и после убийства. Борьба в душе довела его до исступления, лихорадочного состояния. Вся его сущность противостояла теории. Чтобы показать это, автор использует различные элементы психологизма: систему двойников (персонажи Свидригайлов и Лужин представляют крайнюю форму самоутверждения), речевую характеристику (внутренние мон

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова?

Показать текст целиком

Все люди по своей природе противоречивы: в каждом из нас соседствуют такие качества, как милосердие и жестокость, доброта и бессердечие. Ф.М. Достоевский, известный во всем мире писатель-психолог, в своем произведении «Преступление и наказание» создал образ противоречивого героя, в котором одновременно есть добродушие и человеконенавистничество, способность к состраданию и эгоизм… Обратимся к анализу романа, чтобы понять, чем же объясняется внутренняя противоречивость персонажа.

Уже фамилия героя указывает на его внутренний раскол, разъединение, отсутствие цельности. В экспозиции представлен портрет бывшего студента Раскольникова: это молодой человек приятной наружности, обладающий тонкими чертами. Одет был в лохмотья, в которых приличный человек постыдился бы выходить на улицу, на его голове была старая рыжая шляпа, дырявая и протертая. Раскольников не беспокоился о том, каким его видят окружающие. Его скромное жилище напоминало гроб: это маленькая жалкая каморка с низкими потолками. Автор уделяет большое внимание интерьеру и пейзажу, чтобы показать читателю, в каком раздражительном состоянии, «похожем на ипохондрию», находился главный герой. Он был задавлен бедностью, находился в духовном изнеможении.

В душе героя происходила внутренняя борьба: среда, эгоизм, социальная несправедливость и отчасти нищета задушили в нем великодушного, образованного человека. Раскольников становится одержимым «наполеоновской» теорией о том, что есть люди «необыкновенные», которые имеют право пожертвовать жизнями других людей ради общего блага. Но убийство во имя помощи человечеству не может быть оправдано: чаша весов однозначно склонится в одну из сторон.

Следуя теории, студент задается вопросом, кем он является сам: "право имеющим" или "тварью дрожащей". Чтобы ответить на него, Раскольников решает совершить убийство старухи-процентщицы, которая, сама являясь "вошью", вершит судьбы многих людей, обращающихся к ней. Теория обречена на провал. Вспомним психологическое состояние героя до и после убийства. Борьба в душе довела его до исступления, лихорадочного состояния. Вся его сущность противостояла теории. Чтобы показать это, автор использует различные элементы психологизма: систему двойников (персонажи Свидригайлов и Лужин представляют крайнюю форму самоутверждения), речевую характеристику (внутренние мон

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.