Теория раскольникова социальные и философские причины. Шпаргалка: Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Что несет обездоленным теория Раскольникова

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТЕОРИИ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Главным героем романа является Родион Раскольников - недоучившийся студент, который прозябает («его допекали нищета») в Петербурге на верхнем этаже в комнатке, которая напоминает то шкаф, то гроб, то собачью будку: «Каморка его находилась под самой крышей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на жилье. Хозяйка, у которой он нанимал эту каморку, жила на этаж ниже, и каждый раз, уходя из дому, он должен был проходить мимо хазяйчину кухню, с почти всегда распахнутой настежь дверью... И каждый раз, когда он проходил мимо, его охватывало какое-то болезненное и робкое чувство, которого он стыдился и от которого болезненно морщился. Он очень задолжал хозяйке и боялся с ней встречаться».

Читатель сразу замечает разительный контраст между красивой внешностью Родиона и его жалкой одеждой («Он был так плохо одет, что другая, даже привычная ко всему, человек постеснялся бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»).

Кажется, он постоянно оправдывает свою фамилию, до такой степени «расколота» его душа. По сути, это добрый человек: он отдает последние деньги семье Мармеладных, заступается за незнакомую девушку, спасая ее от посягательств похотливого мужа, впоследствии, уже в процессе следствия выясняется, что, рискуя жизнью, он спас детей из горящего дома. Как же случилось, что такой человек

смогла опустить топор на головы беззащитных женщин? Ведь он осознавал всю чудовищность, всю отвратительность своего поступка: «О Боже! какая все это гадость! И неужели, неужели я... нет, это чушь, это бред! - добавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На грязь способно, однако, мое сердце! Главное: гряВНО, гадко, гадко, гадко!.. И я, целый месяц... (Достоевский подчеркивает острую внутреннюю борьбу, которая шла в душе Родиона. - Лет.). Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство безмерного отвращения, которое начинало угнетать его сердце еще тогда, когда он только шел к старухе, достигло теперь такой силы и такой выразительности, что он не знал, куда деваться от своей тоски».

Теория Раскольникова, ее антигуманный смысл

Суть своей теории Родион Раскольников раскрывает в разговоре со следователем Порфирием Петровичем, когда объясняет «идею», изложенную им в статье, опубликованной ранее. По его мнению, человечество делится на две неодинаковые части: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Низший разряд («дрожащие твари») - это общая масса, назначение которой быть законопослушными гражданами, неким «строительным материалом» истории. Высший разряд («те, кто право имеет») призван возглавлять и направлять человеческий общем, неспособный самостоятельно изменить свою жизнь. Такие люди разрушают настоящее во имя будущего, противостоят консервативной массе, устоявшемуся образу жизни, старым традициям и законам. Раскольников пришел к выводу, что они находятся вне добра и зла (впоследствии название «По ту сторону добра и зла» выбрал для своей работы Ф. Ницше). Человеческие этические нормы их не касаются, поэтому, по мнению Раскольникова, «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через некоторые препятствия, и единственно в том только случае, когда исполнение ее намерения (иногда, может, спасительного для всего человечества) того потребует». Здесь страшное слово «убийство» («кровь», «смерть») хитро заменено на «гладкую» и недратівливу формулу «некоторые препятствия», но сути дела это не меняет.

С. Косенков. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Середина XX вв.

Заметим, что подобная «словесная эквилибристика» применена далее также относительно «успокаивающе-научного» слова «процент». Вот так и развенчивается позорная сущность всех зверских «теорий», скрытых за удобными словечками и формулами вроде «перешагнуть... через некоторые препятствия» вместо прямого - «убить человека» или «определенный процент людей должен идти» вместо «кто-то должен погибнуть». И делает это именно тот, чей ум тоже отравлен подобной теорией, - Раскольников. Вот как он сочувствует горю пьяненой девушки, которую только что спас от посягательств похотливого незнакомца: «Бедная девочка! Придет к памяти, поплачет, потом мать узнает... Сначала пощечин предоставляет, а затем висіче, больно и с позором, может и прогонит... А не прогонит, все равно пронюхают Дарьи Францівни, и начнет шастать моя девочка туда и сюда. А там вскоре больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и втайне от них погулюють), ну а дальше... а дальше опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три калека, а всего и прожила девятнадцать или восемнадцать лет от силы...» Но вдруг Родион забывает о сострадании и мгновенно становится циником: «Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и должно быть. Какой-то процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, видимо, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! А чудные, действительно, у них эти словечки они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, следовательно, и беспокоиться нечего. Вот когда бы какое-то другое слово, ну тогда... было бы, может, не так спокойно... А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!Когда не в тот, то в другой?..» Следовательно, любая нечеловеческая «теория», примененная к родному человеку (в данном случае - к сестры Дуни), перестает быть привлекательной, обнажает свою звериную суть. Возвращаясь непосредственно к теории Раскольникова, заметим, что в романе прослеживается резко отрицательное отношение автора не только к факту преступления, но и к его теории как философского построения. Прикрытая красивыми фразами о необходимости обновления жизни общества (а оновлювачами, за Раскольниковим, есть «те, кто право имеет»), эта теория является зверской и антигуманной по самой своей сути. Так, в момент душевного напряжения больной и раздраженный разговором с Соней Мармеладовою Родион прорывается об истинных мотивах возникновения его теории: «Воля и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими тварями и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!» Возможно, кто-то скажет, что эту мысль выразила больной человек и она сделала это назло, но все равно - сказанное слово имеет какую-то непостижимую свойство сбываться.

В. Вильнер. Иллюстрации к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1960-е годы

Теория Раскольникова имеет философские, социальные и психологические корни. Начнем с того, что ее основу составляют «незавершенные идеи», которые «висели в воздухе» где-то в середине XIX в., во времена создания романа. В эпилоге автор сравнивает их со страшными вирусами-трихінами, что ведут человечество к самоуничтожению. Больному Раскольникову «привиджувалося, что весь мир обречен в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной язве-моровой язвы. Люди делались одержимыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали более непреклонными своих приговоров, сво"іх научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сходили с ума». Так, мысль об убийстве старухи-процентщицы ради общего благополучия, подслушанный в трактирній разговоре студента с офицером (а студенты и офицеры - это интеллектуальная часть общества), прекрасно иллюстрирует теоретические рассуждения Родиона и побуждает к действию. Конкретным примером «необыкновенного человека» Раскольников считает Наполеона, равнодушного к судьбам и жизням других в стремлении осчастливить Европу свободой. Вывод нашего героя перекликается с принципом «цель оправдывает средства», который приписывается то итальянскому политику XVI ст. Макиавелли, то иезуитам.

Роман Достоевского написан в 1866 p ., поэтому теорию Раскольникова нельзя отождествлять с идеей «сверхчеловека» Ницше, сформулированной позже. Однако они имеют общую философскую основу и возникли на общей Почве - в умонастроениях середины XIX в. В то время в Европе и России была известна философия индивидуализма А. Шопенгауэра Созвучно с философией рационализма (розсудкового, вне - морального видения реальности), она породила аморальную «арифметику»: что больше весит - плевое злой бабка или тысячи добрых дел и благо миллионов людей? Нечто подобное мы уже видели в романе Стендаля «Красное и черное», когда Жюльен Сорель буквально повторяет упомянутую фразу Макиавелли: «Цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем». Следовательно, такие мысли существовали тогда не только в России, но и во Франции, да и во всей Европе. Однако Достоевский считал это недопустимым, потому что ответ на них один, христианское «Не убий!»

Ad Fontes

Наполеону нужно было не завоевание, а собственно война как средство возбуждения, как опьянение. Кровообращение у Наполеона был неправильным и крайне замедленным. Только в бою он чувствовал себя хорошо, пульс его начинал биться ровно и с нормальной скоростью.

Федора Достоевского также интересуют социально-бытовые причины возникновения антигуманной философии. Смертоносная идея зарождается в комнате, похожей на гроб (шкаф, каморку, морскую каюту), а не на нормальное человеческое жилище. Вспомните, Раскольников одет так, что другой «посовістився бы выйти» на улицу, за квартиру не платит и частенько голодает. Семья, стремясь «вывести в люди» Родиона, сначала загнала себя в кабалу к Свидригайлова, взяв жалованье вперед, а потом Дуня ради брата блага готова пожертвовать собой и стать женой циничного, мерзкого дельца Лужина.

Ведущим в романе является мотив безысходности человеческого существования в нечеловеческих условиях тогдашнего общества и проблема поиска выхода из него. Говорить о социальные корни теории вседозволенности невозможно лишь на примере судьбы Раскольникова. Сюжетная линия семьи Мармеладных может быть отдельным социальным романом. А судьба Сони Мармеладової - символ страданий всего человечества. Голодные дети, смертельно больная мать, пьянство отца через ощущение этой безысходности - такой семейный портрет есть фактически портретом всей эпохи. Подобные картины поднимают бурю протеста в душе Родиона, который чувствует свою слабость и неспособность помочь даже своим ближайшим родственникам. Отсюда и раздражение относительно предложения Разумихина зарабатывать на жизнь уроками или переводами, и вызов Насти: «За детей медяками платят. Что на копейки сделаешь, - неохотно говорил он дальше, словно отвечая на собственные мысли. - А тебе бы сразу весь капитал? - Он сx удовано взглянул на нее. - Да, весь капитал, - твердо ответил он, помолчав».

М. Шемякин. Эскизы к балету «Преступление и наказание». 1985, 1964 гг.

Для понимания социальных истоков идеи индивидуалистического протеста большое значение имеет образ Петербурга в романе. Достоевский создал типичную картину жизни мещанской бедноты и мелких чиновников. Это и трактиры, где люди ищут забвения от тяжкого существования, напрасно пытаясь утопить все проблемы в водке. Это и грязные улицы, где царит также и моральный грязь. Это злой и насмешливый толпа развлекается чужим горем и чужой бездарной (вспомним сон Раскольникова о том, как Коля забил свою кобылку). Это и ужасающая нищета, постоянная зависимость от ростовщика, такого себе русского Гобсека. Мрачные бедняцкие районы еще ужаснее воспринимаются на фоне роскоши Невского проспекта. Такой Петербург является благодатным и якобы старательно подготовленной почвой для прорастания мыслей, подобных теории Раскольникова, особенно в среде мыслящих людей, тех, кто способен чувствовать не только свое, но и общее горе (см. далее «Петербург Достоевского»).

Обычные люди («дрожащие твари»)

Необычные люди («те, кто право имеет»)

Большая масса

Один из тысячи, а то и один из миллиона

Это люди консервативные, материал для продолжения рода

Разрушители, которые наделены талантом нести человечеству новое слово

Берегут мир и приумножают его численно

Двигают мир вперед и ведут его к цели

Хозяева современного. Презирают, преследуют и казнят необычных людей, а впоследствии, в будущем - склоняются перед ними и устанавливают им памятники

Хозяева будущего

Не имеют права переступать через закон, должны придерживаться установленных правил

Имеют право переступить через закон, в частности через кровь, во имя идеи, что несет спасение человечеству. Устанавливают новые законы, которых должны придерживаться рядовые граждане

Однако это неполная картина истоков теории. «И жизнь, и характер, и мировоззрение героя - все отразилось в его теории» (М. Качурин). Человек с другой психологией не смогла бы выстроить с острого ума и сердечной муки логически стройную и жизненно противоречивую

теорию. Разуміхін тоже индивидуалист, но выход он видит в разумном и честном предпринимательстве, поддержке и помощи отчаявшемуся Раскольникову. Теория возникает как попытка найти выход из сложных жизненных условий и одновременно как месть обществу, кара «властителям жизни», постепенно превращаясь в желание самому стать над людьми. И развенчивается нечеловеческая суть «разрешения крови по совести» как в философско-социальном, так и в морально-психологическом аспектах.

Статья Раскольникова с изложением его «теории» появилась в газете за два месяца до того, как он услышал разговор офицера и студента и у него возник замысел убийства старухи-процентщицы. О выходе статьи, которую Раскольников написал полгода назад, когда бросил университет, он не знал, потому и газета, в редакцию которой Родион обращался, чтобы ее напечатали, уже не казалась. Основные различия между «тварями дрожащими» и «теми, кто право имеет», как их понимал Раскольников, представлены в таблице.

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека - в этом величие и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Теория Раскольникова
и истоки его бунта.


А. Шопенгауэр
“Главный источник” самых
серьезных зол, постигающих
человека, - “это сам человек:
человек человеку волк”.
По мнению Шопенгауэра, человеку
присуще множество
отрицательных черт: злоба,
злорадство, жестокость, эгоизм.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
И. Кант
Человек “по природе зол”.
В нём заключена неизбывная
склонность творить зло,
которая выглядит как
приобретённая, будучи, однако,
изначально ему присущей.
Вместе с тем человек
обладает задатками добра.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
Вместе с тем человек
обладает задатками добра.
Моральное воспитание в
том и состоит, чтобы
восстановить в правах
добрые задатки, чтобы они
одержали победу в борьбе с
человеческой склонностью
к злому.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
Сверхчеловек – высшее
существо, более сильная
личность.
Он абсолютно чужд
религиозным обязательствам и
социальным перед людьми.

Основные аспекты философии
Ф. М. Достоевского
Зло таится в человечестве глубже,
чем предполагают лекарясоциалисты, и никакое устройство
общества само по себе не исправит
этого зла.

Никакие условия жизни не могут
оправдать совершенное человеком
тяжкое преступление, избавить от
ответственности за грех.
Иначе придется признать, что люди –
покорные рабы обстоятельств.
А это значит отказаться от внутренней
свободы, которая и делает человека
личностью.

Родион Раскольников
Раскольников Родион
Романович – главный герой
романа. Романтик, гордая и
сильная личность. Живет в
Петербурге на съемной
квартире. Крайне беден.
Бывший студент
юридического факультета,
который он оставил из-за
бедности и своей теории.

Теория Раскольникова:

«Мне надо было узнать тогда,
и поскорей узнать, вошь ли я,
как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не
смогу!
Осмелюсь ли нагнуться и
взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или
право имею...»

Пролитая чужая кровь никогда не
приводит к добру, а ведет только к
новой, еще большей крови.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на
«тварей дрожащих» и на особых людей,
которые «право имеют» на совершение
преступления ради великих задач.
«Необыкновенные» - это те люди, которые
управляют миром, достигают высот в науке,
технике, религии.
Они могут и обязаны уничтожать все на своем
пути к достижению цели,
необходимой всему
человечеству.

Все его тщеславные помыслы устремляются к
Наполеону, в котором он видит сильную
личность, правящую толпой…

Часть молодых людей начала
Х1Х века находила в
Наполеоне пример яркой
личности, поднявшийся
в борьбе с деспотизмом из
низов
«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…»
А.С.Пушкин

Социальная несправедливость, безысходность,
духовный тупик рождают абсурдную теорию о
“высших” и “низших” представителях
общества.
Раскольников хотел быть одним из тех, кому
“все дозволено”.
В конце концов, он хотел власти “над всей
дрожащей тварью, над всем муравейником”. …

»
Нет, мне жизнь однажды
даётся и никогда её
больше не будет:
я не хочу дожидаться
„всеобщего счастья”.
Я сам хочу жить, а
то лучше уж не жить.”

Теория, которая привела Раскольникова к
преступлению,возникает не как логика
философствующего ума, а как единство
сердечной муки и ищущей мысли.
„Если
не решиться на преступление
сейчас,значит не решиться никогда...”
„Неужели, я в самом деле возьму топор?”
„Ведь я же знал, что я не вынесу...”

«Преступление и наказание” или преступление – наказание”?

„Разве я старушонку убил?
Я себя убил?”
Осмысление того, что произошло, открывает
Раскольникову путь к совести.
По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это
гибель души, полное её одиночество, вернуться в
живой мир можно лишь силой сопротивления
человеконенавистническим идеям и действиям.

Выводы

Два побудительных мотива возникают у
героя: один – к мучителям;
другой – подняться до положения судьи,
иметь право покарать „хозяев жизни”.
Третьего Раскольников не учёл –
неспособности доброго человека пролить
кровь.

Раскольников – «идейный» убийца,
и идея эта «носится в воздухе»
За полтора месяца до совершения преступления (после первого визита
к Алёне Ивановне) Раскольников
заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит разговор
студента и офицера (позднее оценит его как некое «предопределение,
указание»)
Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал, что он бы «эту
проклятую старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести»,
объясняя это тем, что «сто, тысячу добрых дел и начинаний… можно
устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!»
Логика его казалась безупречной и поразила Раскольникова
созвучностью его собственным мыслям: «Убей её и возьми её деньги,
с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему
человечеству и общему делу… За одну жизнь – тысячи жизней,
спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен –
да ведь тут арифметика!»

Статья Раскольникова в «Периодической печати»
(Достоевский даже не упоминает о ней в I части романа)
объясняет причины совершённого им преступления.
Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на
два разряда
«обыкновенные»,
«по натуре своей
консервативные, чинные»,
«живут в послушании и
любят быть послушными»
«необыкновенные»,
способные «сказать новое
слово», дать «новый закон»
и тем самым имеющие
право нарушить закон,
«свято чтимый обществом»
«…необыкновенный человек имеет право… то есть
неофициальное право разрешить своей совести
перешагнуть… через иные препятствия, в том случае,
если исполнение его идеи… того потребует».

Окончательно опровергает теорию Раскольникова
Соня. Сила её таится в безмерности любви к близким.
Сначала Раскольников на каторге не может понять,
почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню»,
ему странным казалось их подчёркнуто уважительное
отношение к «матушке Софье Семёновне».
По мысли Достоевского, христианская религия, вера
в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не
протестует, а смиряется и страдает.
Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря
обновлённого будущего» для него связана с этим принятием:
«…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он
только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».

Соня Мармеладова

«Сонечка Мармеладова,
вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Соня
Раскольников
Кроткая, добрая
Гордый нрав,
оскорбленное,
униженное самолюбие
Спасая других, берет
на себя тяжести греха.
Мученица
Пытаясь доказать свою
теорию, совершает
преступление.
Преступник, хотя берет
на себя грех всего
человечества.
Спаситель? Наполеон?

Соня
Рассказ о ее поступке
в кабаке в самой
разнузданной
обстановке
Живет, исходя
из требований жизни,
вне теорий
Раскольников
Знамение для
Раскольникова. Жить,
жертвуя собой, - это
оправдание его
предчувствий
Теория рассчитана
безукоризненно,
но человек не может
переступить через кровь,
спасая людей. Итог -
тупик. Теория не может
учесть все в жизни

Соня
Полуграмотна, плохо
говорит, читает только
Евангелие
Божественная
правда - в ней. Она
выше духовно.
Не сознание делает
человека, а душа
Раскольников
Образован, хорошо
говорит. Свет разума
заводит в тупик
Его правда ложна.
В рай ценой чужой
крови нельзя

Соня
Есть смысл
жизни: любовь,
вера
Раскольников
Нет смысла жизни:
убийство - это бунт
для себя,
индивидуалистический
бунт

Эпилог романа

это истинное раскаяние Раскольникова,
отказ от своей теории;
это воплощение Достоевским библейской
темы смирения;
«Смирись, гордый человек!»;
это воплощение главной идеи романа -
только любовь к ближнему способна
победить зло.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. В центре внимания Ф. М. Достоевского - страшная действи­тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс­ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Расколь­ников. Его задача - встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» - такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убийство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех про­тиворечий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев­ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком­наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка­фом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивая край­нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи­шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рассказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре­ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс­ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель­ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни­мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель­ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши­нам власти. «Я хотел… Наполеоном сделаться», - говорит Расколь­ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь­ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность отрицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова отрицает безобразное уст­ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо­дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм трагический. В отрицании Рас­кольников идет до последней точки - до решения совершить по­ступок на деле, а не на словах отрицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри - через страдания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ­ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы­тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и трагической правдой.

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цели уроков: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход урока

  1. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников - бывший студент Петербургского юридического фа- культета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкова- ния фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») - так пишет Н. С. Прокурова.

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах...» Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях...» Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой, «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет ‚ Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский). Герой Достоевского - Раскольников - сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним чело- веком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.) Жизнь семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую ги- бель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он по- трясен с Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жиз- ненного тупика один - смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Марме- ладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убий- стве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».

Вопросы:

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

(В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он - тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6-7.) (В тетрадях можно сделать записи.)

Путь Раскольникова к преступлению:

А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

В) разговор студента и офицера в распивочной;

Г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя - решиться хоть на что-нибудь;

Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

(Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства?

(Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

(Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание:

  1. Подготовиться к беседе.
  2. Ответить на вопросы.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литератур

Тема урока: «ДВОЙНИКИ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА.

Цель урока: выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.

Ход урока

  1. Беседа с учащимися.

Вопросы: 1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.

3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?

4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?

Теория Раскольникова антигуманна. Убийство - страшное преступление, его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он и решился на преступление.

Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников «терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества, разъединенности, разобщенности с внешним миром.

Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя. Видения и сны помогают писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», - пишет Н. С. Прокурова. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.

  1. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

Примерные темы:

1. Лужин - подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин - равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «...куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он - нувориш, он блестел, как начищенный медный грош... Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство... его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», - пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова.

Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов - сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

Свидригайлов - помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не од- на загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой трагедии. При встрече с Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

Основные черты Свидригайлова - вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Роль Свидригайлова в романе велика: сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоста- вив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «по- лучше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь - «одного поля ягоды».

Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки» (дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов - человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но... его испортило, извратило общество.

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок - одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть - результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольни- кова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», - пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

Домашнее задание (по группам).

1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.

2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

часть VI, главы 5-6,

часть V, глава 2.

  1. Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА

Цели урока: раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

Ход урока

  1. Беседа о главном герое романа.

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

(Суть философии Родиона Раскольникова:

Человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;

Страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирал средств;

Трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

Теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;

Соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

Теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно. только проверив на деле. т. е. совершив преступление.

  1. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми?

(С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми - матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.

  1. Работа над содержанием романа.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Значение образа Сони Мармеладовой в романе

Цель: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают сжатый пересказ текста.

  1. Работа по теме

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая - ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, - ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4.
- Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников - ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня - нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность». (Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
- Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
- «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
- «А с вами что будет?»
- «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
- «А коли вы теперь заболеете».
- «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
- «С Полечкой, наверно, то же самое будет».)
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда - его понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая.)
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.)
5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.)
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.

4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи - понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)

  1. Итог урока.

Образ Сони - один из важнейших в романе. Соня - нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: «В чем правда Сони?»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

Цели: обобщить знания учащихся; дать рекомендации по разработке плана к выбранной теме сочинения; развивать мышление и речь учащихся.

Ход урока

  1. Выбор и обсуждение темы сочинения

Примерные темы:

1. Ф. М. Достоевский - мыслитель, художник и человек.

2. «Человек - целый мир...» (Ф. М. Достоевский) (По роману «Преступление и наказание».)

3. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевской).

4. Идея Раскольникова и ее проверка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

5. В чем истинная трагедия Раскольникова?

6. Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

7. Тема гордости и смирения в романе Ф. М. Достоевского.

8. В мире «деловых» людей. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

9. Лужин, Свидригайлов и Порфирий Петрович как психологические двойники Раскольникова. Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

10. Признание Раскольникова в преступлении. (Часть VI, глава 8.)

II. Разработка плана сочинения

Составление плана к сочинению на тему «Мир униженных и оскорбленных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

План.

  1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.