Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания. Бог Хапи. Египетская мифология

Древний Египет известен богатой мифологией. Одним из наиболее почитаемых и любимых был Хапи. Его любили как в Нижнем, так и в Верхнем Египте. О нем мы сегодня и поговорим. Выясним, почему египтяне называли бога Хапи творцом зерна и какую силу он собой олицетворял.

Кто такой Хапи?

Это один из древнейших египетских богов. Информации о его рождении мало. Его отцом считают первобытный океан Нун, создавший большинство верховных египетских богов.

Хапи являлся покровителем наводнений. Именно он разливал великую реку Нил, насыщая земли плодородным илом. Также его называли "повелителем птиц и рыб болотных", "повелителем реки, несущей растения". Вполне понятно, за что египтяне прославляли бога Хапи. Дело в том, что африканская река Нил, протекая через весь Египет, во время разлива приносила живительную влагу египетской земле.

Хапи - заботливый, добрый и щедрый бог, который подавал воду и пищу. Именно за это его так любили древние египтяне. Кроме того, он следил за космическим балансом.

Египтяне отождествляли ежегодный разлив Нила с пришествием Хапи. Ведь он заботился о том, чтобы пашни дарили богатый урожай, а луга давали пищу скоту. Вот почему египтяне называли бога Хапи творцом зерна. В период разлива Нила ему приносили жертвы, а в реку бросали папирусы с перечислением даров.

Происхождение имени

Имя Хапи (или Хапей) до сих пор является загадкой для историков. Согласно одной из версий, так когда-то называли реку Нил. Однако при этом он был не богом самого Нила, а его плодородной силы. По другой версии, слово "хапи" переводится как "единственно текущий" (подразумевается течение Нила).

Повелитель реки

Хапи олицетворял собой Великий Нил. Эта река, согласно верованиям египтян, берет свое начало в загробном мире Дуат. Истоки ее охраняет змей. Именно у первых порогов реки, в пещере Хену, живет Хапи.

Божество часто изображали в паре с супругой. Чаще всего это была богиня Мерет (в переводе с древнеегипетского - "любимая"). При этом в Верхнем Египте Хапи имел другую жену - Нехбет (богиня власти фараона с головой коршуна). А вот жители Нижнего Египта предпочитали видеть бога в обществе богини Уто, которая покровительствовала одноименному городу в дельте Нила. Она изображалась в виде красной кобры.

Как выглядел Хапи?

Египтяне представляли его в образе мужчины с небольшим животом и выпирающими, почти женскими, грудями. Он имел кожу с синим или зеленым отливом. Оттенок его кожи олицетворял цвет речной воды, который менялся в зависимости от сезона. Статуэтки бога красили в голубой цвет, символизирующий божественное начало. Хапи был одет лишь в Его голову венчала тиара (головной убор древних царей). Символы на тиаре разнились. В руках у божества был сосуд с водой.

Интересный факт: порой Хапи выбирал личину гиппопотама.

Примечательно, что римские и греческие художники представляли бога в несколько ином виде. Его изображали крупным мужчиной с парой лишний килограммов, кудрями с бородой. Рядом с ним традиционно находились сфинкс, и 16 детей. Количество детей также имеет символичное значение - считалось, что на 16 локтей поднимался уровень воды во время разлива Нила.

Хапи Верхнего и Нижнего Египта

Верхний и Нижний Египет являли собой два разных царства. Долгое время они воевали между собой и лишь столетия спустя объединились. Примечательно, что причиной одной из самых масштабных войн стала любовь к гиппопотамам. Фараон одного царства приказал другому уничтожить бассейн с гиппопотамами, которых его оппонент очень любил. Эта война длилась не одно столетие.

Богов Верхнего и Нижнего Египта также часто изображали по-разному. Более того, давали им разные имена. Однако древнеегипетского бога Хапи чтили практически во всех египетских областях.

Жители Верхнего Египта украшали его тиару изображениями лотосов, лилий или даже крокодилов. В Верхнем Египте этих хищников было очень много.

Тиара Хапи Нижнего Египта была украшена папирусом и изображениями лягушек. Именно они являлись символами этой области.

Хапи и Себек

Эти два божества очень похожи, несмотря на явные различия во внешности. Ведь если Хапи был похож на человека, то Себек являл собой божество с головой крокодила. Более древние культы рисовали его и вовсе в крокодильем теле. Правда, встречаются подобные изображения редко.

Себек является одним из самых древних богов Египта. Он повелевал водой и управлял разливом Нила. То есть практически конкурировал с Хапи. Именно поэтому эти божества ни в одной из египетских областей не обладали одинаковой властью. Там, где почитали крокодила, не было места богу Хапи. В этих областях Себек не только терял свою значительность. Он превращался в более неуправляемое, непредсказуемое и коварное божество.

Историки считают, что древние люди отождествляли с богами наиболее опасных существ. Сегодня крокодилы убивают сотни людей в год, а в древности, вероятно, жертв хищников было значительно больше. Магический способ защиты от риска быть съеденным крокодилом - это сделать его божеством. В Среднем Египте даже был построен огромный храмовый комплекс, посвященный Себеку. В нем нашли тысячи мумифицированных крокодилов, которых египтяне содержали в качестве священных домашних животных.

Заключение

Сегодня мы выяснили, за что египтяне прославляли бога Хапи. Это божество является одним из самых интересных персонажей мифологии Страны Пирамид. Хапи - самый добрый и щедрый из огромного пантеона греческих богов, которые, судя по древним папирусам, не особенно заботились о простых смертных.

По берегам этой реки. Его имя означает «Единственно текущий», что подразумевает течение Нила. Хапи был также известен как «Повелитель рыб и птиц болотных», «Повелитель реки несущей растения». Хапи изображали как полноватого мужчину с синей кожей и большим животом, который ходил в набедренной повязке . У египтян был обычай во время ежегодных разливов говорить об этом как о пришествии Хапи. Во время ежегодных разливов Нил затоплял земли и насыщал их плодородным илом, поэтому Хапи был противоположностью безжизненных пустынь и символизировал плодородные земли. Большой живот, которым обладал Хапи, в представлении египтян символизировали плодородие Нила. Его кожа, которую рисовали на одних фресках синим, а на других зелёным цветом, символизировала речную воду, которая бывает голубой или позеленевшей в зависимости от сезона года. Из-за его плодородной природы Хапи иногда считали «Отцом богов», также он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии.

Хапи
в иероглифах

Происхождение имени Хапи неизвестно, возможно, ранее так называли саму реку Нил, с тех пор и повелось говорить, что Нил берёт начало между Му-Хапи и Хер-Хапи, где два притока впадают в общее русло (начало одному из притоков даёт озеро Виктория). Тем не менее, Хапи не был просто богом Нила. Он дружил с Гебом (богом земли) и с «повелителем Непер » (богом зерна).

Разнообразие других отличительных черт Хапи менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте его украшали изображениями папирусов и лягушек , которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами , которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами, связанными с богом Хапи. Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама .

Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет (что означает «любимая»). Тем не менее, Нил был связан с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте ею была богиня Нехбет , а в Нижнем Египте богиня Уаджит Через некоторое время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном , жена которого Наунет была создана в первичных водах, вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады .

Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана . В большинстве своём культ Хапи был на Элефантине . Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. У жрецов Элефантины был в наличии специальный измерительный прибор «нилометр», с помощью которого можно было предсказывать и контролировать уровень прибывающей воды.

Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила :

О, творец света, приходящий из темноты Вскармливающий стада Могущественный образ всего Никто не может жить без него Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, Спустившись с небес.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хапи (бог)"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Хапи (бог)

– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C"est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d"agir d"un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Хапи - персонификация разлившегося Нила. Поэтому все в нем напоминает нам о безграничной щедрости этой реки к Египетскому царству. Изображения андрогинного божества с налившейся грудью и большим животом, держащего в руках подношения и сосуд - символ бьющих ключом вод, очень трогательны.

Хотя Хапи и считался одним из богов Древнего Египта, прежде всего он, был персонификацией Нила, великой реки, разлившейся в ежегодном паводке. Именно к нему все египтяне обращались в своих молитвах, прося о щедром и благотворном наводнении.

Его изображения

Самые древние изображения нильского бога Хапи восходят к V династии Древнего Египта: это барельефы погребального храма Сахуры, фараона из V династии. Они выставляются в Египетском музее Берлина. Хапи - андрогинное существо. Он мужчина, но тяжелая налившаяся грудь придает ему сходство с женщиной, точнее, с кормящей матерью. Многочисленные бронзовые статуэтки Позднего периода изображают его стоящим на коленях; в руке у него блюдо для подношений, на котором лежат несколько «даров Нила». Побеги папируса на голове у Хапи часто крепятся на волнообразном обруче, символизирующем реку.

Они напоминают о погрузившихся под воду плодородных землях. На других изображениях мы видим двойной портрет Хапи: первый символизирует верховья Нила, а второй - низовья. Сплетение растений, характерных для этих регионов символизирует единство под властью двойной короны Нижнего и Верхнего Египта. По-видимому, эта двойственность божества появилась еще в эпоху правления XIX династии, что подтверждают некоторые памятники времен Рамсеса II. К тому же иконографическому типу можно отнести барельеф из храма богини Хатор в Дендере, где два Хапи сплетают нильские растения у ног Ихи, царственного ребенка, увенчанного двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Знак, который плетут два божества, - это иероглиф, который египтяне называли сема, то есть «союз, единство». И наконец, иногда - очень редко - Хапи изображался в виде человека с двумя утиными головами! Пример такого портрета был обнаружен в храме фараона Сети I (XIX династия) в Абидосе.

Мифы о Хапи

«Я владыка вод», - так говорит Хапи. Это божество олицетворяет разлив Нила. Фигура Хапи напоминает нам о значимости этого события, вокруг которого был выстроен весь древнеегипетский календарь. С этого регулярно повторяющегося паводка у египтян начинался новый год.

Река, которая разливается летом!

«Половодье Нила есть необыкновенное явление, которое изумляет всех, которые его видят, и которое кажется совсем невероятным тем, которые об этом слышат. В самом деле, в то время как другие реки уменьшаются к летнему солнцестоянию и иссякают все больше и больше, начиная с этого времени, один Нил все увеличивается, и его воды растут день ото дня вплоть до того, пока наводнят, наконец, почти весь Египет». Из «Истории» Диодора Сицилийского.

Хапи - это та самая живительная вода, которая после долгих месяцев засухи щедро разливается по растрескавшимся и измученным жаждой полям долины Нила. Это вода Нун, первичного океана, время от времени вновь возникающего из небытия. Далекая вода, возвращение которой легло в основу одного из самых важных мифов Древнего Египта - мифа о «Далекой богине», рассказывающего о грозной львице Хатор или Сехмет. Возвращение Нила, подобно возвращению этих богинь к солнечному Ра, было, безусловно, самым ожидаемым событием для всего египетского народа.

Хапи утоляет жажду изнуренного Египта

Религиозные тексты рассказывают нам, что Нил вытекает из первичного океана Нун, воды которого после сотворения мира отступили на край Вселенной. Хапи - олицетворение этого истока. И его царство там, где Нил выходит на поверхность! Египтяне считали, что исток Нила находится на уровне Первого порога неподалеку от Элефантины. Именно там, в глубокой-глубокой пещере, и живет Хапи, извергая спасительные воды то с большей, то с меньшей силой. К слову, живет он не один: с ним разделяют кров и другие великие боги: прежде всего, Хнум, бог-творец, а также Сатис и Анукет. Именно благодаря им, раз в год стремительные потоки воды, несущие ил, удобряют и питают египетскую землю, иссохшую за долгие месяцы засухи. Эти огромные запасы воды, почерпнутые из Нун, и есть Хапи. Вот почему ежегодный паводок древние египтяне называли «приходом Хапи». Таким образом, Хапи - это часть Нун, обожествленного океана, существовавшего прежде всех вещей. Как паводок, Хапи символизирует изобилие, и в то же время, плодородие.

Пышные формы божества и блюдо, которое он держит в одной руке, напоминают нам о богатых дарах, обещанных разливом реки.

Роль Хапи

Хапи - олицетворение разлившегося Нила - год за годом возвращает жизнь всему Египетскому царству. Он - «отец и мать Обеих Земель», то есть всех божеств, которые без даров Хапи не могут жить на знойной земле Египта. Хапи заявляет об этом прямо и недвусмысленно: «Я - отец и мать богов и людей», или еще «Я - тот, кто разливает чистую и живительную воду по Обеим Землям». Его округлые женственные формы напоминают нам о том, что он «кормилица Египта». Хапи любит повторять это. Действительно, он в каком-то смысле второй отец богов. Эта функция опять-таки сближает его с Нун, первичным океаном, который в древние времена сравнивали с неудержимым наводнением.

Паводок в климатическом и географическом контексте

Бог древних египтян Хапи олицетворял паводок, вполне реальное природное явление, имеющее климатические и географические обоснования. Действительно, каждый год стремительное таянье снегов на плоскогорье Абиссинии и частые зимние дожди в регионе больших озер (в нескольких тысячах километрах от южной границы Египта) вызывали разлив Нила: как Белого, так и Голубого. Поднявшиеся воды Белого Нила миновали Хартум в начале апреля и сливались с илистыми водами Голубого Нила, который в эти дни становился красно-коричневым. В июне-июле этот бурный поток, сносивший деревья и растения экваториальных болот, наконец, достигал Элефантины. Отсюда Нил словно бы обрушивался на Египет. С июня по сентябрь уровень воды в реке поднимался на 13-14 метров между узкими берегами Верхнего Египта и на 7-8 метров на просторах Дельты! А когда вода отступала, на земле оставался толстый слой ила. Эта плодородная почва славилась по всему Древнему миру. Вот почему Египет называли «отпрыском Нила»...

Необычная статуэтка Хапи в Лувре

В Лувре хранится необычная статуэтка павиана, которая на первый взгляд может показаться изображением бога Тота. Тем не менее, надпись на основании не подтверждает эту гипотезу. Действительно, в тексте, вырезанном на статуэтке животного, фараон Снофру (правитель из IV династии, царствовавший с 2575 по 2551 год до н. э.) именуется «возлюбленным бога Хапи». Для Хапи это уникальное изображение: других подобных ему археологи пока не нашли. Стиль иероглифов только усиливает недоумение исследователей: исходя из начертания, их следует датировать скорее XI династией, а вовсе не IV!

Культ Хапи

Хотя у Хапи не было собственных святилищ, ему усердно молились все египтяне. Каждый Новый год народ праздновал его возвращение, надеясь на щедрый и спасительный паводок. Если же Хапи не удовлетворял их ожидания, египтяне незамедлительно ему об этом сообщали!

Действительно, отношения между народом и божеством Нила были, если можно так выразиться, очень дружескими. Поскольку процветание Египетского царства зависело от Нила и его разлива, Хапи постоянно упоминался в заклинаниях. И больше всего ему молились на Новый год, то есть в первый день подъема воды в реке. В тот самый день, с которого начинался сезон ахет (или сезон паводка).

Хапи, или молитвы фараона об изобилии

Самым первым свое почтение божеству должен был засвидетельствовать не кто иной, как фараон. Так было заведено с древнейших времен. На одном из расписных барельефов храма Меди- нет-Абу, расположенного неподалеку от Фив, изображен Рамсес III, поклоняющийся Хапи. Фараон стоит перед богом, поднимая руки к небу в молитвенном жесте. Хапи же изображен сидящим, что для его иконографии большая редкость. В руках у него не блюдо с подношениями, а кресты жизни. За фараоном крестьяне жнут хлеб. Эта сцена объясняет нам смысл барельефа: Рамсес просит Хапи вдохнуть жизнь в Египет. Обеспечивая большой разлив Нила и, тем самым, обильный урожай, Хапи помогал фараону сделать царствование поистине величайшим. 

Хвалы Хапи в первые дни паводка

По-видимому, культ бога Хапи зародился на Биге, небольшом острове, расположенном посреди реки на уровне Первого порога. Здесь, по легенде, был некогда погребен сам Осирис. Отсюда культ Хапи постепенно распространился вдоль всего Нила, проникнув из Верхнего Египта в Нижний. Популярность этого божества способствовала укреплению связей между Обеими Землями.

Интересно, что богу наводнения не было посвящено ни одного святилища. Ему поклонялись во всех храмах на берегах Нила. И в этих храмах египтяне соорудили ниломеры: колодцы со шкалой, вырытые на берегу, при помощи которых измеряли уровень воды в реке и определяли вероятные масштабы явления. По случаю начала разлива здесь устраивались настоящие празднества. Как только вода в Ниле поднималась, все египтяне собирались на берегу реки и бросали Хапи всевозможные подношения: еду, зерно, плетеные амулеты в виде маленьких куколок... Тем самым они надеялись завоевать расположение божества и упросить его даровать Египту не разрушительное наводнение, а спасительный паводок.

Шестнадцать локтей

Уровень воды, достаточный для того, чтобы паводок напитал поля Египта, в каждой провинции был разным. Он отмечен на ниломерах, построенных на берегах реки. В Элефантине, там, где, согласно легенде, Нил выходил на поверхность, «благословенный» паводок соответствовал подъему воды на двадцать шесть локтей. В Эдфу достаточен был паводок в двадцать четыре локтя. А в Мемфисе, судя по всему, хватало и шестнадцати. Вот откуда пошла знаменитая аллегория Нила, которую можно увидеть в музее Ватикана в Риме: лежащий мужчина зрелых лет, держащий в руках колосья и рог изобилия и окруженный шестнадцатью детьми, каждый высотой в один локоть. Это греко-римское изображение египетского Хапи сообщает нам о том, какого паводка египтяне ждали от реки.

Бог, которого боялись и которому молились

Египтяне боялись Хапи, несмотря на его безобидный и миролюбивый вид.

Разлившийся Нил, известный своим своенравием, мог быть очень опасен для простых смертных: «Они трепетали, те, кто видел Хапи, когда его волны бились о берега. Но луга смеялись, берега цвели, дары богов спускались (с небес); люди возносили хвалы, сердца богов ликовали» - так гласят знаменитые «Тексты пирамид», начертанные на сооружениях VI династии фараонов. Неудивительно, что Хапи был богом, приход которого с нетерпением ожидала вся страна от мала до велика. К концу года, предшествующего очередному паводку (июль по древнеегипетскому календарю), земля иссыхала, сожженная жестоким солнцем, которое почти никогда не покидало безоблачные небеса. Тогда египтяне слагали в честь бога особые песнопения: «Гимны Нилу».

«Гимны Нилу»

Эти гимны, посвященные исключительно Хапи, жрецы и фараон собственной персоной исполняли во всех прибрежных святилищах. Их тексты, как можно догадаться, полны хвалебных выражений. Например: «Хапи, отец богов, [...] пища, питание, еда Египта, оживляющий всех своим ка, на путях твоих - изобилие, на кончиках пальцев - пища, ты, чей приход повергает всех людей в ликование; ты - Единственный, сотворивший самого себя, тот, чьей сущности никто не знает. В день, когда ты выходишь из своей пещеры, веселится каждый. Ты - Владыка рыб, обильный зерном». Однако далеко не все «Гимны Нилу» столь хвалебны, как этот! Некоторые из них содержат настоящие обвинения в адрес божества. Фараоны и жрецы безо всякого стеснения открыто упрекают бога в лени и скупости. Прекрасный пример тому - гимны, сложенные в эпоху Нового царства. Так, в Папирусе Салье II и Папирусе Анастази VII мы находим следующий гимн: «Привет тебе, о Хапи, сошедший на эту землю и пришедший, чтобы даровать жизнь Египту. Ты, скрывающий свое появление в полумраке (своей пещеры) в тот самый день, когда люди воспевают твой приход, волна, которая разливается по фруктовым садам, созданным Ра, чтобы даровать жизнь тем, кто изнемогает от жажды, и которая отказывается напоить пустыню разливом небесных вод. Как только ты спускаешься, влюбленный Геб (земля) приносит тебе свои хлеба. Непри (бог зерна), совершает подношения, Птах (бог ремесленников) открывает свои мастерские. Почему ты бездействуешь тогда, когда миллионы живых существ несчастны? Или же ты ослабел у себя на небесах? Все боги умирают, и вместе с ними люди». Этот текст подчеркивает, что Хапи не раз проявлял скупость и жалел воды. Странные восхваления, не правда ли? Однако поведение божества оправдывает резкие слова в его адрес.

Семь коров фараона

В Ветхом Завете есть один туманньй эпизод, который полностью проясняется благодаря нашим современным знаниям. В нем говорится, что египетский фараон увидел во сне семь тучных коров и семь тощих коров. Если мы сопоставим этот текст с текстом «голодной» стелы острова Сехель, который приписывают царю Джосеру, вещий сон фараона обретет смысл: семь тучных коров - это семь лет «Благого Нила». Что же до тощих коров, то это, несомненно, аллегория семи лет «Маленького Нила», недостаточно высокого паводка и, следовательно, - голода.

Слезы и рыдания...

Действительно, Хапи часто оста-вался глух к молитвам, которые возносил египетский народ. От паводка зависело все. И если Нил был «маленьким», то есть его уровень поднимался незначительно, всю страну ждало настоящее бедствие. Об этом свидетельствует так называемая «голодная» стела.

Этот памятник, обнаруженный на острове Сехель неподалеку от Элефантины, был установлен жрецами бога Хнума в эпоху Птолемеев. Эти же жрецы приписывают авторство текста знаменитейшему фараону Джосеру, правившему в незапамятные времена. Джосер говорит так: «Я безутешен, потому что Нил в мое время не разливался на протяжении семи долгих лет. Зерно иссякло. Поля иссохли. Все, что служило нам пищей, погибло... Младенец плачет, юноша чахнет, сердце старика изнемогает. Их ноги обессилели. Они скорчились на земле, бездействуя...»

И напротив, Хапи могли упрекать в том, что он посылал слишком много воды разом. Это произошло, например, в период правления фараона Осоркона III (882-855 гг. до н. э.): «Вся долина стала похожа на море. Святилища были поглощены волнами. Жители походили на водоплавающих птиц или на ныряльщиков в бурной реке!»

Чтобы подобное развитие событий никого не заставало врасплох, египтяне с древнейших времен строили дамбы и рыли каналы. Они по мере сил старались как можно дольше удержать воды реки после того, как она отступала. Но и эта система, несмотря на свое техническое совершенство, все же не могла полностью защитить страну от таких природных бедствий, как разруши-тельное наводнение или страшная засуха. «Маленький» или «большой», обмелевший или выходящий из берегов, Нил оставался Нилом, а Хапи был глух к мольбам! Плутарх пишет, что один фараон по наущению оракула без колебаний принес в жертву собственную дочь, чтобы Хапи сделал Нил «благим». Но история не сообщает, было ли жертвоприношение правителя принято божеством.

Вместе с Хапи

Для того чтобы спрогнозировать масштабы разлива, египтяне вели наблюдения, высчитывая вероятную высоту следующего паводка и оценивая будущий урожай. Диодор Сицилийский изучал этот вопрос. И вот что он нам рассказывает: «Из-за тревоги, вызванной этими наводнениями, цари пришли к мысли о необходимости сооружении нилоскопа (или ниломера) в Мемфисе, при помощи которого люди могли бы точно измерить высоту паводка Нила; те, кто был занят этим делом, рассылали по всем городам послания, сообщая, на сколько локтей, или пальцев, поднялась река, и когда именно уровень воды начинал понижаться. Оповещенный таким образом о паводке и спаде воды народ освобождался от всякого беспокойства. Каждый мог заранее определить примерную величину урожая благодаря замерам, результаты которых египтяне записывали на протяжении многих лет». Действительно, на так называемом «Палермском» камне указаны (начиная с древнейших времен) данные по каждому паводку Нила, исходя из которых, по-видимому, рассчитывались ежегодные налоги.

Новогодняя вода

Подъем воды в реке был, как мы уже говорили, началом нового года (который наступал приблизительно 20 июля). Года, полного обещаний, года, который, как надеялся каждый, принесет немало хорошего. Вода разлившегося Нила была илистой и красноватой, но, несмотря на это, словно бы обновляла реку. Поэтому по древнему обряду ее набирали в маленькие «новогодние» сосуды. Вода эта была символом благоденствия для каждой семьи. 

Имя бога Нила - Хапи - обычно не входит в пантеон великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.

Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис - бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса - как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил.

Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов - ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы - лотос и папирус соответственно - были его атрибутами.

Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках.

Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами Амоном, Осирисом, но чаще всего - с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.

В этой связи следует упомянуть еще одного бога - Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом.

О том, что Нил и его ил - залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:

Слава тебе, Нил, выходящий из земли,

Идущий, чтоб Египет оживить.

Орошающий поля, сотворенный Ра,

Чтобы всех животных оживить.

Наполняющий пустыню, чуждую воде.

Роса его спускается с небес…

Если медлит он, дыханье прерывается

И люди все беднеют.

Если гневен он, беда по всей стране,

Великий и малый беднеют.

А восходит он - и ликует земля,

И все живое в радости.

Спина каждого сотрясается от смеха,

Зуб каждый усиленно жует.

Приносящий хлеба, обильный пищей,

Творящий все прекрасное.

Наполняющий амбары, расширяющий закром,

Заботящийся и о бедняках.

Производящий деревья по желанию любому,

И нет недостатка в них.

Не знают места, откуда он,

И не нашли пещер его в писаниях.

Ликуют тебе юноши и дети твои

И приветствуют тебя как царя.

Постоянный в обычаях,

Выходящий перед югом и севером.

Свет, выходящий из мрака!

Жир для скота его!

Сила это, творящая все,

И нет живущих в неведении его.

В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта - самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.

Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание.

Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.