Средневековая трепанация. «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха. «Камни безумия»: шокирующие примеры средневекового врачевательства на полотнах голландских мастеров

ИЕРОНИМ БОСХ.Извлечение камня глупости (Операция глупости).1475-1480.Доска, масло. 48 ; 35 см Прадо, Мадрид

Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас.
Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса - простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана.

По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода - шарлатанство.

Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.

Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт - имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики - связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья - удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.


Наверное, самая известная картина на этот сюжет - «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Картина "Извлечение камня" написана в форме тондо (тондо - это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo - круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо - это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас". Любберт - обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.

Итак, простаку по имени Любберт делает "операцию глупости" шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка - знак хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы - вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга - еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.

Картина "Извлечение камня" по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.

B. Removing the rocks in the head-1550-1599


Jan Sanders van Hemessen_1554-1560

Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.

Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала . Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”


Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.

1. Монстр с воронкой


Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.

Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).

Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид

Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

2. Человек полудерево-полурыба


На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).

Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.

3. Гомункулы

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.

Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности. Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.

4. Великан, вросший в холм


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.

Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины на картине “Фламандские пословицы”.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г. Картинная галерея национального музея Берлина, Германия

Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.

Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле. Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.

Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.

5. Рыба, которая ест другую рыбу


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.

Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.
Питер Брейгель Старший. Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви. Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.

6. Монстр грилли


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.

Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. Картина «Извлечение камня глупости» считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи оспаривают авторство.

Многие работы Питера Брейгеля Старшего, как мы знаем, являются своего рода дидактической сатирой, обличающей человеческие пороки, но его предшественнику, Еруну Антонисону ван Акену, более известному как Иероним Босх, такой взгляд на мир свойственен не меньше. Об этом нидерландском художнике известно очень мало, но ни на что непохожий язык его картин говорит сам за себя.

В работах Босха ярко проявляется связь с местным колоритом: фольклором, лубком, представлениями, дававшимися на ярмарках. Например, до наших дней дошла веселая история о Лубберте из Реймбуха, которого обманули, и он решил, что нужно произвести «операцию головных камней». В Средние века многие люди верили, что скудоумие и ограниченность возникают из-за особых камней, появляющихся в голове, и чтобы резко поумнеть, их нужно просто-напросто удалить.

Именно поэтому о недалеких людях говорили, что «они знают не больше глупых камней» или что «у них камень в голове», что означало отнюдь не затаенную злобу, а походило на русские «без царя в голове», «каша (тараканы) в голове», «котелок не варит» или даже «моча в голову ударила». В общем расхлебывали эту «кашу» в Голландии с помощью трепанации. И хотя такие операции с лечебными целями проводились еще в каменном веке, но медицина средневековья сильно им уступала.

По городам Нидерландов бродили не только нищие слепые и музыканты, но и бродячие аптекари, готовившие микстуры и торговавшие ядами. Еще античные авторы противопоставляли профессиональных врачей этим шарлатанам, чей социальный статус был так же низок, как у бродяг и публичных женщин. Они-то и спасали от глупости и лишних денег подобных Лубберту простачков. Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. В общем работали не хуже современных филиппинских хилеров. Этот сюжет был широко распространен в средневековом фольклоре, к 15 веку перекочевав в литературу и изобразительное искусство и сохранившись вплоть до 17 столетия.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости


Картина «Извлечение камня глупости» считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи оспаривают авторство, приписывая его ученикам и последователям. К сожалению, вопрос подлинности вообще часто встает в наши дни. Так, в середине ноября 2017 года на аукционе был продан единственный Леонардо, находившийся не в музее, а в частном собрании, и его подлинность до сих пор вызывает множество споров. Тем не менее, работа «ушла» за 450 миллионов долларов, и это самое дорогое полотно, реализованное в ходе аукционных торгов. На данный момент не существует экспертизы, которая может дать однозначный ответ, а реставрации и поновления только осложняют дело, поэтому в музее Прадо, где хранится работа Босха, с выводами голландских коллег не согласились.

Рисунок здесь несколько небрежен, но и пейзаж, и частые в мире Босха «вещи не на своем месте» легко узнаваемы. Художник изображает деревенского простака в белой рубахе и красных штанах, привязанного к стулу, за которым расположился врачеватель со скальпелем в руках, а напротив, облокотившись на стол, стоят монах с серебряным кувшином в руках и монахиня. Сама сцена вписана в тондо (от итал. rotondo – «круг»). По Платону круг является идеальной фигурой, именно поэтому его так любили итальянцы эпохи Ренессанса. Но суровые художники Северного Возрождения пошли по другому пути, сделав круг символом общих бед и проблематик.

Тондо, в свою очередь, располагается в прямоугольнике, где на черном фоне причудливые виньетки и золотые буквы: «Мастер, быстро удалите камни. Меня зовут Лубберт Дас». Это имя было широко распространено и вместе с тем приравнивалось по своему значению к «простофиле», напоминая героя русских сказок Ивана-дурака. Правда, часто это становилось и прозвищем тех, кто был ленив и толст. В общем этого толстого Лубберта и спасает от глупости врач, на голове которого красуется перевернутая воронка. Этот предмет, использующийся не по назначению, считается символом обмана. Похожее решение художник использует и в изображении монахини, на голове которой лежит закрытая Библия, олицетворяя поверхность знания. Ее компаньон, монах, держит кувшин для вина, - с его помощью Босх обличает пьянство. Над головой лже-лекаря легко различить виселицу и шест с колесом для колесования, - по мнению художника обманщиков настигнет расплата.

Но самым интересным является тот самый «камень глупости»: на картине он представлен в образе цветочных бутонов, один из которых шарлатан достает из головы пациента, а второй уже лежит на столе, свидетельствуя о востребованности врача-обманщика. Многие исследователи принимают цветок за тюльпан: в сонниках того времени он означал неправду. Кроме того, луковицы тюльпанов были страшно дороги, и это может быть намеком на шальные деньги, доставшиеся врачу. Но для тех, кто любит погорячее, есть и другая версия. Цветок, похожий на нимфею (кувшинку), считается олицетворением сексуального желания. Так что шарлатан не только избавляет клиента от глупости, но и спасает от похоти, возвращая на праведный путь, то есть по сути кастрирует, на что указывает и имя нашего героя. Некоторые искусствоведы переводят Лубберт Дас как «кастрированный барсук», так как глагол lubben означает «кастрировать», а барсук (das по-голландски), как и герой фольклора, ленив и любит поспать. Сумка, проткнутая ножом, идет в копилку «горячей» трактовки.

Два слова про заказчика: им был незаконнорожденный сын Филиппа III Доброго, герцога Бургундии, Антуан, Великий бастард Бургундский. Его отец основал рыцарский орден Золотого руна, и золотые виньетки по кромке тондо напоминают не только герб самого бастарда, но и знак ордена. От отца Антуан унаследовал не только «мужество, доблесть, и благоразумие, и некоторые прочие добродетели, и хорошие привычки», но и темперамент: члены ордена осудили его за внебрачные связи. Так что, может быть, герой картины действительно призван был напоминать о благочестии и воздержании.

Сюжет с извлечением камня возникал еще не раз в творчестве голландских художников, но цветы в голове нашел только Босх, за что ему большое искусствоведческое спасибо: есть где сломать пару-тройку копий.

Одна из самых ранних работ Иеронима Босха, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости», где мы снова возвращаемся к мотиву глупости. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине. Но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Иероним Босх. Извлечение камней глупости

Прежде всего, давайте обратим внимание на сам формат тондо. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля.

Но если у итальянских художников круглый формат - это символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура, - то в Северном Возрождении, у Босха в том числе, и в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности.

Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

Текст здесь, однако, связан со сценой: посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек.

Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производят какое-то действо. В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ""Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das" - Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.

Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода.

В Средневековье выражением "у него камень в голове", пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее.

Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Итак, шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, - довольно распространенное и поэтому обезличенное имя в Нидерландах, - надрез на коже головы.

И из этой маленькой ранки вырастает тюльпан, как лежащий на столе, который часто символизирует обман.

В 1956 г. были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, поколдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту.

На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка - знак хитрости, мошенничества, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению.

У Босха мы часто будем видеть такого рода символы - вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности.

На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга - еще один знак лжемудрости. Знание помещено не внутри, а снаружи.

Нужно сказать, что иногда трудно свыкнуться с образным и символическим мышлением той эпохи, ведь во времена Босха и Брейгеля даже очки часто воспринимались и культурно осмыслялись не как знак несовершенства зрения, а как символ несовершенства человеческой натуры, как знак лжи и обмана, не естественное, а искусственное зрение. Человеку не хватает проницательности, и поэтому он пользуется «костылями» для глаз.

Тут же изображен монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином— знак ненасытности, жадности.

У Босха часто встречаются фигуры монахов в негативных, иногда очень острых, полупристойных ситуациях, и не только монахов, но и духовенства. Это нисколько не свидетельствует об антирелигиозности мастера, наоборот, - это сатира, бичующая дурных пастырей, плохих монахов, плохих священников.

Никто никогда не отрицал, что среди служителей церкви есть и такие. Босх и Брейгель вслед за ним, не щадят в этом случае иерархов, начиная от папы и кончая епископами и клиром - настоятелями, священниками, последними служками и причетниками в храме.

Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.

В. М. Клеваев. Лекции по истории искусства. Киев, "Факт", 2007

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (более известный как Иеро́ним Босх (около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.