Салемские ведьмы. Охота на невиновных. Одержимые дьяволом. Настоящая история «салемских ведьм

Первыми салемскими ведьмами были Элизабет и Эбигейл. Это две маленькие девочки, одной было 9, а второй 12 лет, в этом возрасте у них были признаки, которые отнесли к одержимости.

Позднее появилась еще одна, это была Анна, ей было 12. Эти девочки выступали в роли медиумов, они имена незнакомых им людей и обвиняли их в колдовстве, объясняя это тем, что видели этих людей в своих видениях. Люди, обвиненные в связях с дьяволом, попадали в тюрьму, а потом их казнили. Девочки называли множество имен, поначалу основной массой «колдунов и ведьм» были бедняки, но чем дальше, тем более известные люди обвинялись в колдовстве и попадали за решетку.

В результате около ста пятидесяти человек были взяты под стражу, больше тридцати человек попали в тюрьму, девятнадцать человек были казнены, несколько человек умерли в тюрьме.

В наши дни в Салеме есть официально признанная ведьма по имени Лори Кэбот. Она прославилась лечением детей, которые страдали нарушением речи. За эти заслуги губернатор, с согласия органов местного самоуправления. В жизни Лори создала себе образ настоящей ведьмы, соответствующий макияж и черные балахоны, и длинные седые волосы, поистине ведьмовское обличье.

В 1962 году все там же в Салеме у пастора местной церкви заболели две девочки, племянница и дочь. Никто не мог понять, что это за болезнь, и откуда она взялась. Девочки не шли на поправку, а наоборот им становилось все хуже и хуже. У детей были весьма странные симптомы, которые также никто не мог объяснить, они прятались по всему дому, рассказывали о каких-то видениях, а также у них была высокая температура. Доктор, которого позвали для установления болезни, сказал, что у детей пастора Каттера, из Бостона, были такие же симптомы, и заверил родителей, что это результат колдовства. В доказательство он предоставил книгу Бостонского пастора, в которой описывался недуг, и рассказывалось о колдовстве, и что порчу на детей навела ирландская домработница. Жена местного пастора сразу обвинила в колдовстве рабыню священника, которая сразу была арестована, и призналась в колдовстве и сдала еще нескольких ведьм.

Рассказы детей, о Салемских ведьмах подстрекаемые местными властями, различные слухи, привели к тому, что в городе началась паника и паранойя, в колдовстве подозревали почти всех жителей, которые занимались чем-то непонятным для остального населения.

Суд над всеми арестованными ведьмами начался в мае 1962 года. Салемские ведьмы, вообще интересная история. У суда не было конкретных доказательств, обвинения строились лишь на рассказах больных девочек, и на версиях обвинения, которые в один голос утверждали, что в подсудимых без их ведома, вселялся дьявол. В итоге девятнадцати обвиняемым был вынесен смертный приговор. Кровавая волна казней захлестнула Салем. В октябре 1962 года люди стали понимать свои ошибки и начали сомневаться в правильности принятых решений. Губернатор отменил казни, освободил женщин, которые были в положении, а через полтора года были помилованы и выпущены на свободу все оставшиеся. 14 января 1697 года объявлен днём скорби в Салеме.

О.БУЛАНОВА

В истории человечества было несколько позорных страниц, вспоминать которые стыдно и страшно. Одна из самых позорных – это охота на ведьм. Пик популярности этого мрачного и страшного явления пришелся на XV-XVII века. Тогда в Западной Европе происходили массовые расправы над огромным количеством людей, которых считали еретиками, ведьмами или колдунами, вступившими в сговор с дьяволом. Но еретиков и ведьм не убивали просто так, без суда и следствия, как на суде Линча.

Нет, несчастных, как правило, подвергали жестоким и изощренным пыткам, в ходе которых люди признавались виновными в сговоре с Князем тьмы. Решающими в судебном процессе являлись признание обвиняемых или показания свидетелей, и практически во всех случаях обвиняемые были осуждены на смертную казнь. Существуют только приблизительные подсчеты погибших в те времена людей в результате прокатившихся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовских процессов. Число погибших колеблется в разные периоды времени от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек.

К сожалению, Европой дело не ограничилось, и одним из самых страшных и кровавых судов историки считают события в конце XVII века в небольшом американском городке Салеме (штат Массачусетс).

Начиналось все, впрочем, вполне невинно. У местного пастора, преподобного Сэмюеля Пэрриса была девятилетняя дочь Элизабет и племянница Абигайл Уильямс примерно тех же лет. Долгие зимние вечера обе девочки коротали с черной рабыней Пэрриса Титубой, вывезенной им с Барбадоса. Делать девочкам было решительно нечего, и словоохотливая рабыня развлекала их рассказами о своей родине.

В рассказах присутствовали не столько увлекательные приключения, прекрасные пейзажи и достойные люди, сколько волнующий и загадочный мир магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось поиграть во все эти таинственные вещи. Девочки поделились чарующими рассказами черной няньки и с другими подругами, и вот уже и готова новая игра: девочки соорудили примитивный магический шар из яйца, погрузив его в стакан с водой, и попытались на этом “оборудовании” предсказывать будущее.

Во время одного из сеансов одной из девочек привиделся гроб, а это, как известно, означало скорую смерть. Девочки перепугались, прекратили свои занятия, но колесо судьбы уже завертелось: невинные детские шалости породили начало самого, пожалуй, громкого процесса.

Хронология событий такова: в январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались непонятные припадки: она стала прятаться по темным углам, под мебелью, оставаясь там подолгу, издавать странные звуки, кривляться. Девочка жаловалась на какие-то страшные видения, а также будто бы на уколы булавками и ножом, которые ей наносил кто-то невидимый. Вскоре болезнь обнаружилась и у других юных участниц оккультных занятий, в том числе и у младшей дочери друзей Пэрриса, Анны Путнам. У нее наблюдались те же симптомы.

В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Но что мог сделать в этом случае какой-то деревенский врач? Особенно с учетом уровня медицинский знаний того времени. Григгс, не в состоянии объяснить странное поведение детей, смог поставить только один диагноз: дети околдованы, на них напустили порчу. А девочкам с каждым днем становилось все хуже и хуже. Способ лечения был однозначным: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, которая ее напустила. И этот момент можно считать началом объявления охоты на ведьм в Салеме.

Что касается доктора, то его даже нельзя обвинять: он был продуктом своего времени. Тем более что незадолго до болезни салемских детишек Григгс прочитал известную в ту пору книгу пастора Каттера, живущего в Бостоне. Книга называлась Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions и была опубликована в 1689 году.

В книге Каттер подробно описал случай, произошедший в Бостоне годом раньше. Ирландская прачка была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена. Ее вина состояла в том, что она навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Сравнив симптомы, Григгс пришел к выводу, что салемские девочки страдают от схожего с описанным недуга. Ну как тут было не увериться в том, что болезнь салемских девочек – тоже происки дьявола и результат колдовства, но уже местных ведьм? Да и местная салемская элита в лице священника и вице-губернатора поддержала горе-доктора и объявила, что болезнь девочек – именно колдовство.

С девочек начали снимать показания. “Волшебницы”- недоучки утверждали, что их терзают злые духи. На основании таких показаний 29 февраля 1692 года были подписаны ордера на арест первых трех жертв: черной няньки Титубы, городской нищенки Сары Гуд и сварливой соседки Пэррисов, старухи Сары Осборн.

Почему подозрение пало на эту троицу? Все трое не ходили в церковь, а это было из ряда вон выходящим явлением, поэтому не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Так что с выбором именно этих несчастных женщин вопросов не возникает, возникает другой вопрос: что же было все-таки с девочками? А девочки просто заигрались. Необходимо учесть и уровень культуры тех времен, и неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, и желание привлечь к себе внимание. А когда они, возможно, и поняли, что игры кончились и началась жизнь, то попросту побоялись сознаться, что все эти припадки и видения – обычное детское притворство и игра.

Возможен, правда, и другой вариант: все они стали просто инструментами в чьих-то умелых руках, кто решил воспользоваться ситуацией для сведения счетов с неугодными односельчанами. Этого нам уже не узнать. Не узнать нам и того, что заставило зловещую последовательницу культа вуду Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм.

Хотя догадаться можно: под пытками и не такое расскажешь, а пытки при дознании активно применялись, это было разрешено законом. Титуба рассказывала, что она и эти несчастные женщины вместе летали на метлах и терзали невинных девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, “видения” девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. Население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других “неудобных” обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте 1692 года арестованы малолетняя дочь Сары Гуд, Марта Кори и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери, сама признала себя ведьмой. До вынесения приговоров все обвиняемые томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы. И если поначалу среди заключенных встречались в основном представители низов общества, то в конце процесса в заключение стали попадать уже и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого мракобесия и идиотизма: так случилось с супругами Элизабет и Джоном Проктор, открыто возмущавшимися происходящим беспределом – выражаясь современным языком.

В тюрьму попала даже уважаемая жительница Салема Ребекка Нурс. Она была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы. Потом, впоследствии, эта девочка, просидевшая в тюрьме с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: были заключены в тюрьму Сара Клойс, сестра Ребекки Нурс, муж Марты Кори Джайлс Кори и еще несколько человек.

Официально судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Судей назначал губернатор Фиппс. За судебным процессом следил наблюдатель – тот самый Коттон Матер, герой книги, которая сподвигла врача Григгса вынести “диагноз”. Судьями выступили друзья Матера и вице-губернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона – несмотря на то, что он не имел юридического образования. Но это не являлось недостатком, тем более что у него имелось достоинство, которое искупало все: Стаутон был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебных заседаниях велись нескончаемые жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания несчастных больных девочек.

Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что дьявол мог воспользоваться телами и душами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию, споры продолжались, а истерия все нагнеталась и нагнеталась. И чем дальше, тем все более и более страшнее: в тюрьму угодил даже бывший салемский священник, преподобный Джордж Берроуз. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами, покинул “пост”, и теперь прошлые конфликты ему активно аукнулись. Обвинители представили Берроуза руководителем той самой мистической общины ведьм, которая, как выяснилось, мучила не только девочек, но и терзала все окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину.

Самой первой осужденной на смертную казнь стала Бриджет Бишоп. Несмотря на то, что она была в уже довольно преклонных годах, ее все равно обвинили в сговоре с дьяволом. А так как у нее был достаточно сварливый нрав, то большинство обвинителей даже не сомневались в ее виновности. Да и муж ее сестры подтвердил, что Бишоп – ведьма. Это мнение родственника было вполне обоснованным, ведь в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени. Да еще она имела несчастье принести однажды городскому красильщику свои кружева. Позднее на суде этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп, не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Казнь свершилась 10 июня 1692 года на Висельном холме.

А что же девочки? О, они был на пике славы! Успех и всеобщее внимание кружили им головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там, правда, у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, потому что просто их не знали. Но выход был найден: “колдунов” начали искать, методично обходя все населенные пункты.

Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору: виновного немедленно волокли в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие- то безумные представления театра абсурда. Несчастных судили на основании “видений” и “припадков” девочек. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами.

Так, Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров, задумавшись об абсурдности всего происходящего. Еще одной жертвой здравомыслия стал сам судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия. Однако многие обвиняемые от страха или под пытками подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше множа число “ведьм” и укрепляя авторитет девочек. Все это, заметим, происходило в конце “века Просвещения”, уже практически в новейшую эпоху.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор еще пяти женщинам, обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены Реббека Нурс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув. И даже тогда, когда столько “ведьм” были казнены, а их “главарь” пойман, остановить лавину было уже невозможно.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следовали всем церковным канонам: Джордж Джакобс-старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор. Шестым был “глава” общины ведьм, бывший пастор Джордж Берроуз. Перед казнью он без запинки прочитал “Отче наш”, надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию, не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись. Берроуз прочел, но это ему не помогло.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Сэмюель Вардвелл, Мэри Паркеори и Маргарет Серр.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля, наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Он заявил: “Лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек”. Ему вторил и его отец, преподобный Инкриз Матер, глава Гарвардского колледжа.

Однако судьи вняли только просьбе Коттона Матера о скорейшем завершении дела, поэтому приговоры по-прежнему выносились, все так же основываясь на забавах больных детей.

И это несмотря на то, что суд в большинстве своем располагал только лишь спектральными доказательствами – выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам было невозможно. Кроме того, продолжали подвергаться преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так, один из противников был даже объявлен серийным убийцей.

Прежде чем всеобщая истерия затихла, в Салеме было повешено двадцать человек из ста сорока одного обвиняемого, а вообще в тюрьму попало около двух сотен человек. Еще как минимум тринадцать умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть восьмидесятилетнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда, так как очень боялся конфискации имущества. За это суд приговорил Кори к “строгой и мучительной” казни.

Его привезли на его же поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом “выдавить” из него признание. Вскоре у Кори вывалился язык, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно. При этом несчастному все задавали и задавали вопросы, но он оказался крепким орешком, так что палачи все увеличивали груз. Так продолжалось до того, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть “команда” обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать договор с дьяволом в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По всему выходило, что дьявол свое слово сдержал…

Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фиппс, после того как вконец заигравшиеся девочки обвинили в колдовстве его супругу. Фиппс издал указ, согласно которому суд был распущен и создан новый состав Верховного суда штата Массачусетс.

История наделала много шуму, и в октябре 1692 года многие из судейских начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор Фиппс приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил и “проверку прикосновением” (то есть пытки) заключенных на принадлежность к “темным силам” и отменил аресты. Через несколько дней он приказывает отпустить двадцать восемь из тридцати трех оставшихся под следствием подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих двадцати восьми человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор же Стаутон все никак не мог успокоиться и продолжал мечтать об осуществлении казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и категорически запретил применять казнь. Стаутону ничего другого не оставалось, как подать в отставку. Ровно через год после начала процесса, в мае 1693 года, губернатор Фиппс помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

14 января 1697 года было назначено в Салеме Днем скорби. В это время процесс над салемскими ведьмами уже считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, раскаиваться не спешил, он решил, что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Прошло несколько лет, и в 1702 году решение суда от 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным. В 1711 году всех оставшихся в живых пострадавших по этому делу законодательно восстановили в гражданских правах, погибшим же вернули доброе имя и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.

В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал. Многие исследователи, историки и ученые впоследствии неоднократно исследовали феномен “салемской истерии” в частности и охоты на ведьм вообще.

Выдвигались самые различные версии массовой паранойи и поведения девочек: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей – плесенью на хлебных злаках. Последствия этого отравления как раз вызывают различные галлюцинации и похожие на имевшие место припадки. Но эта версия вскоре была опровергнута: слишком уж “избирательным” было отравление! Никого больше оно не коснулось, только девочек, а так, как известно, не бывает.

Были сторонники и такой версии, что все дело в пасторе Пэррисе. Мол, заболевшие девочки под давлением пастора Пэрриса, солгав первый раз, уже не могли остановиться, потому что находились в сговоре с заинтересованными личностями. Долгое время эта версия была самой расхожей, ее активно поддерживали. Но о каком сговоре может идти речь между “заинтересованными личностями” и девяти- десятилетними детьми? Да и в чем заинтересованность личностей? Ведь погибли совершенно разные люди.

Имелась и политико-религиозная версия: в то время в Новой Англии шли активные войны с индейцами, причем незадолго до трагедии проигрывались сражения в пользу коренных жителей. На волне этого якобы и возникла массовая истерия, связанная с ведьмами, которая активно подогревалась католической церковью. Многие проблемы глобального масштаба списывали именно на ведьминские злодеяния.

Выдвигали и сугубо медицинскую версию. Долгое время медики считали, что девочки страдали болезнью Ханттингтона. Другой вариант медицинской версии: заболевание девочек особой формой энцефалита. Но и она не объясняет массовость.

Впрочем, исследователи “салемского феномена” задались даже таким вопросом: а может быть, в Салеме на самом деле имелись настоящие ведьмы? И вопрос этот возник не на пустом месте: перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд, что попала в первую “тройку” обвиняемых, один из судей Нойес призвал ее покаяться. На что Сара ответила: “Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь”. Эти слова оказались пророческими: Нойес умер в 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью.

Совпадение? Или на самом деле пророчество? В любом случае, если уж искать в Салеме ведьм как исчадия ада, то на эту роль куда больше подходят сами девочки. Неужели они не видели, что игра в итоге привела к массовой расправе над жителями родного городка? Ведь они не пощадили даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильямс.

Через четырнадцать лет после завершения трагедии Анна Путнам, дававшая показания наряду с остальными подружками, сказала: “Я совершила этот поступок по недомыслию, введенная в заблуждение Сатаной”. Довольно слабое оправдание, как ни крути…

Возникает и такой вопрос: ладно дети, какой с них спрос, а вот о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться? Или так сильна оказалась жажда крови? Или это сказался пресловутый “эффект толпы”?

К сожалению, салемский процесс – далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории. И возникает неизбежный вопрос: сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие выводы из уроков, данных нам историей?


В мае 1692 года в г. Салем, шат Массачусетс, начался один из крупнейших судебных процессов Новой Англии по обвинению в колдовстве. В ходе салемской «охоты на ведьм» было приговорено к смертной казни через повешение 19 человек, от 175 до 200 человек оказались заключенными под арест. Один из подозреваемых был раздавлен камнями, более пяти скончались в тюрьме.

В мае 1693 года Верховный суд штата Массачусетс в лице губернатора помиловал оставшихся обвиняемых. В 1697 году суд признался в ошибочном решении, в 1702 году решение суда было признано и вовсе незаконным.

Странные симптомы

В январе 1692 года в городе Салем у местного пастора Сэмюэля Пэрриса заболели дочь и племянница - 9-летняя Элизабет Пэррис и 12-летняя Эбигейл Уильямс. Причины возникновения болезни и диагноз установить не удалось. С каждым днем девочкам становилось все хуже. Симптоматика болезни была очень странной: дети прятались за мебель, жаловались на видения, а также на уколы булавками и ножом, у обеих был сильный жар. Когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши. Местный доктор, не обладающий достаточными знаниями, но прочитавший известную в ту пору книгу пастора Каттера живущего в Бостоне, чьи дети страдали от схожего по описанию недуга, уверился в том, что болезнь девочек – происки Дьявола и колдовства местных ведьм.

В доказательство своего диагноза доктор Уильям Григгс привел описания из книги Катера, которая называлась «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions» и была опубликована в 1689 году.

В книге описан случай, произошедший в Бостоне в 1688 году. Автор рассказывал о том, как была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена ирландская прачка, которая навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Местная салемская элита в лице священника, вице-губернатора и доктора не нашли ничего лучше, как заявить, что болезнь девочек – колдовство.

Через несколько дней Элизабет Пэррис обвинила в колдовстве Титубу – рабыню священника. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадосса, и много рассказывала девочкам о магии вуду. Затем болезнь настигла и подружек девочек, в том числе младшую дочь друзей Пэрриса, Анну Путнам. У нее наблюдались те же симптомы, а дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сару Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.

Массовая паранойя

29 февраля 1692 года Сару Гуд и Сару Осборн арестовывали по подозрению в колдовстве и сговоре с Дьяволом. Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и еще четыре арестованных женщины – ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других «неудобных» обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте 1692 года арестованы: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нерс и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери признала себя ведьмой.

В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: Сара Клойс (сестра Ребекки Нерс), Элизабет Проктор и ее муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и еще несколько человек, а также бывший пастор Джордж Берроуз.

Судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Назначал судей губернатор Фипс. За судебным процессом следил тот самый Коттон Матер. Судьями выступили друзья Матера и вицегубернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона, который не имел юридического образования и был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебном заседании велись жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили Дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания больных девочек. Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что Дьявол мог воспользоваться образами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию.

Первая жертва

Первой осужденной на смертную казнь была Бриджет Бишоп. Женщина преклонного возраста обвинялась в сговоре с Дьяволом, у нее был достаточно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности. Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени.

Однажды она принесла городскому красильщику свои кружева. Позднее этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп, не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Дело стало принимать нешуточные обороты, когда религиозные фанатики во главе со Стаутоном начали буквально штамповать смертные приговоры, основываясь всего лишь на показаниях больных девочек.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Судьи вняли только просьбе о скорейшем завершении дела, но приговоры по-прежнему выносились, учитывая в большей степени галлюцинации и забавы больных детей. В большинстве своем суд располагал только лишь спектральными доказательствами, выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам было невозможно. Кроме того, подвергались преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так, один из противников был объявлен серийным убийцей.

Приговор и исполнение

Суд вынес смертный приговор 19 обвиняемым. От четырех до 13 человек скончались в тюрьме, находясь под арестом. Жиль Кори – местный фермер, боясь конфискации имущества и потому не признававший себя виновным, погиб через два после применения по отношению к нему пытки, на которой ему на грудь выкладывали огромные и тяжелые камни, в прямом смысле выдавливая признание.

Около двухсот человек в ходе судебного разбирательства находились под арестом. Четырехлетняя дочь Сары Гуд, просидевшая в тюрьме вместе с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. После вынесения всех смертных приговоров, находясь в тюрьме, своей участи ожидали еще 33 человека.

10 июня 1692 года был приведен в исполнение первый смертный приговор. На Висельном холме погибла Бриджет Бишоп.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор еще пяти женщинам обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены: Реббека Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам. Один из них, Джордж Берроуз, являющийся бывшим пастором, перед казнью прочитал без запинки «Отче наш», надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию, не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись. Берроузу это не помогло и 19 августа вместе с ним были казнены: Джордж Джакобс – старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены: Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самюэль Вардвелл и Мэри Паркеори – жена Жиля Кори, Маргарет Ср.

Сомнения и раскаяние

В октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил «проверку прикосновением» заключенных на принадлежность к темным силам, отменил аресты и приказывает отпустить 28 из 33 подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих 28 человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор Стаутон мечтал осуществить казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и запретил применять казнь. Стаутон подал в отставку. Ровно через полтора года, в мае 1693 года, губернатор помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

Днем скорби в Салеме было назначено 14 января 1697 года. В это время процесс над салемскими ведьмами считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, решил что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным в 1702 году. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.

Версии

Версия первая

Первое время в ходу была версия о том, что девочки отравились спорыньей, содержащейся в хлебе, симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки. Но вскоре она была опровергнута.

Версия вторая

Многие ученые считали, что заболевшие девочки под давлением пастора Пэрриса первый раз солгали и уже не могли остановиться, потому что находились в сговоре с заинтересованными личностями. Долгое время эта версия была самой расхожей, ее активно поддерживали.

Версия третья

В новой Англии в ту пору шли активные войны с индейцами, причем незадолго до трагедии проигрывались сражения в пользу коренных жителей; была массовая истерия, связанная с ведьмами, подогретая католической церковью. Многие проблемы глобального масштаба списывали именно на ведьминские злодеяния.

Версия четвертая

Исследователи предполагают, что девочки страдали болезнью Ханттингтона. Но установить этот факт доподлинно еще никому не удалось.

Версия пятая

Ученые, склонные к медицинской точке зрения, не раз заявляли, что виной всему могло быть заболевание девочек особой формой энцефалита.

Говорят участники трагедии

Анна Путнам, одна из заболевших девочек, дававшая показания наряду с остальными подружками, спустя 14 лет после трагедии:

"Я совершила этот поступок по недомыслию, введенная в заблуждение Сатаной”

Преподобный Инкриз Матер, Отец Коттона Матера, глава Гарвардского колледжа, принимая во внимание активное использование судом спектральных доказательств, заявил:

"Лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек”

Историческая справка

Охота на ведьм – пик популярности этого мрачного явления пришелся на XV-XVII века. Тогда в Западной Европе происходили массовые расправы над людьми, которых считали ведьмами или колдунами, вступившими в сговор с Дьяволом. Но еретиков и ведунов не убивали без суда и следствия, как правило, несчастных подвергали жестоким пыткам, в ходе которых люди признавались виновными в сговоре с Князем тьмы.

Признание или показания свидетелей являлись решающими в судебном процессе, практически во всех случаях обвиняемые были осуждены на смертную казнь. Существуют только приблизительные подсчеты погибших в те времена людей, эти подсчеты колеблются в разный период времени от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек.

Выбор Салема

В мае 1692 года в г. Салем, шат Массачусетс, начался один из крупнейших судебных процессов Новой Англии по обвинению в колдовстве. В ходе салемской "охоты на ведьм" было приговорено к смертной казни через повешение 19 человек, от 175 до 200 человек оказались заключенными под арест. Один из подозреваемых был раздавлен камнями, более пяти скончались в тюрьме. В мае 1693 года губернатор штата Массачусетс помиловал оставшихся обвиняемых. В 1697 году суд признался в ошибочном решении, в 1702 году решение суда было признано незаконным.

В январе 1692 года в городе Салем у местного пастора Сэмюэля Пэрриса заболели дочь и племянница. Причины возникновения болезни и диагноз установить не удалось. С каждым днем девочкам становилось все хуже. Симптоматика болезни была очень странной: дети прятались за мебель, жаловались на видения, а также на уколы булавками и ножом, у обеих был сильный жар. Местный доктор, не обладающий достаточными знаниями, но прочитавший известную в ту пору книгу пастора Каттера живущего в Бостоне, чьи дети страдали от схожего по описанию недуга, уверился в том, что болезнь девочек - происки Дьявола и колдовства местных ведьм.

В доказательство своего диагноза доктор Уильям Григгс привел описания из книги Катера, которая называлась "Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions" и была опубликована в 1689 году.

В книге описан случай, произошедший в Бостоне в 1688 году. Автор рассказывал о том, как была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена ирландская прачка, которая навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Местная салемская элита в лице священника, вице-губернатора и доктора не нашли ничего лучше, как заявить, что болезнь девочек - колдовство.

Через несколько дней Элизабет Пэррис обвинила в колдовстве Титубу - рабыню священника. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадосса, и много рассказывала девочкам о магии вуду. Затем болезнь настигла и подружек девочек, в том числе младшую дочь друзей Пэрриса, Анну Путнам. У нее наблюдались те же симптомы, а дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сару Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.

29 февраля 1692 года Сару Гуд и Сару Осборн арестовывали по подозрению в колдовстве и сговоре с Дьяволом. Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и еще четыре арестованных женщины - ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других "неудобных" обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте1692 года арестованы: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери признала себя ведьмой. В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, а также бывший пастор Джордж Берроуз.

Судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Назначал судей губернатор Фипс. За судебным процессом следил тот самый Коттон Матер. Судьями выступили друзья Матера и вице-губернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона, который не имел юридического образования и был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебном заседании велись жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили Дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания больных девочек. Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что Дьявол мог воспользоваться образами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию.

Первой осужденной на смертную казнь была Бриджет Бишоп. Женщина преклонного возраста обвинялась в сговоре с Дьяволом, у нее был достаточно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности. Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени. Однажды она принесла городскому красильщику свои кружева. Позднее этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Дело стало принимать нешуточные обороты, когда религиозные фанатики во главе со Стаутоном начали буквально штамповать смертные приговоры, основываясь всего лишь на показаниях больных девочек.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Судьи вняли только просьбе о скорейшем завершении дела, но приговоры по-прежнему выносились, учитывая в большей степени галлюцинации и забавы больных детей. В большинстве своем суд располагал только лишь спектральными доказательствами, выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам, было невозможно. Кроме того, подвергались преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так один из противников был объявлен серийным убийцей.

Суд вынес смертный приговор 19 обвиняемым. От четырех до 13 человек скончались в тюрьме, находясь под арестом. Жиль Кори - местный фермер, боясь конфискации имущества и потому не признававший, себя виновным погиб через два после применение по отношению к нему пытки, на которой ему на грудь выкладывали огромные и тяжелые камни, в прямом смысле, выдавливая признание.

Около двухсот человек в ходе судебного разбирательства находились под арестом. Четырехлетняя дочь Сары Гуд просидевшая в тюрьме вместе с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. После вынесения всех смертных приговоров, находясь в тюрьме, своей участи ожидали еще 33 человека.

10 июня 1692 года был приведен в исполнение первый смертный приговор. На Висельном холме погибла Бриджет Бишоп.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор пяти женщинам обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены: Реббека Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам. Один из них Джордж Берроуз являлся бывшим пастором, перед казнью он прочитал без запинки "Отче наш", надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм, считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию не сможет прочитать молитву ни разу не запнувшись. Берроузу это не помогло, и 19 августа вместе с ним были казнены: Джордж Джакобс - старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены: Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самюэль Вардвелл и Мэри Паркеори - жена Жиля Кори, Маргарет Ср.

В октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил "проверку прикосновением" заключенных на принадлежность к темным силам, отменил аресты и приказывает отпустить 28 из 33 подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих 28 человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор Стаутон мечтал осуществить казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и запретил применять казнь. Стаутон подал в отставку. Ровно через полтора года, в мае 1693 год губернатор помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

Днем скорби в Салеме было назначено 14 января 1697 года. В это время процесс над салемскими ведьмами считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, решил что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным в 1702 году. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.

__________________________________________________________________

Существует несколько версий, объясняющих заболевания дочери и племянницы пастора Сэмюэля Пэрриса и последовавшие за этим события, - истерия, сговор детей, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом. В 1976 году в журнале Science появилась версия, согласно которой галлюцинации у детей были вызваны отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком, известным как спорынья. В том же году были опубликованы опровержения данной версии. Согласно другой версии, дети заболели особой формой энцефалита - "энцефалит летаргический", симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае. Высказывается также предположение, что девочки страдали болезнью Хантингтона (болезнь Хантингтона или, как ее еще называют, хорея Хантингтона - это врожденное наследственное заболевание, которое сопровождается появлением толчкообразных непроизвольных движений - хореи, развитием психических расстройств с деградацией личности и снижением интеллекта вплоть до слабоумия. Свое название данная болезнь получила в честь невролога Джорджа Хантингтона из Америки, который впервые описал основную симптоматику этой патологии. Но установить этот факт доподлинно еще никому не удалось).

История "охоты на ведьм" в Европе

Сегодня расскажу вам . Ведьмы очень интересные персонажи и внимание к историям про всегда особое, тем более, если эта подтверждена историей письменно.

Все наверно видели фильм салемские ведьмы, в котором рассказывается история про ведьм, живших в Салеме. Но думаю мало, кто знает, что история про салемских ведьм имела место быть в истории. И если сюжет фильма о ведьмах выдуман, то основан он на случаи произошедшем в 1692 году.

Салемские ведьмы.

От Бостона в сорока милях, на берегу залива Массачусетс, расположен маленький провинциальный городок Салем. Больше трехсот лет назад в этом городке произошло ужасное событие. В один из дней января 1692 года в 11-летнюю Абигайл и в 9-летнюю Бетти вселились бесы.

Пассивность девочек периодически сменялась раздражением, которое нельзя было объяснить. Они могли без причин упасть на землю или пол, безумно кричать, биться в судорогах, потом, то плакать, надрываясь, то смеяться неистово.

Негритянка Титуба, служанка в доме девочек, решила проверить, не вселился ли случайно в них нечистый? Она взяла кусочек мяса обмочила его мочой девочек, потом сожгла, а остатками накормила собак. За свои благие намерения Титуба вскоре была жестоко наказана. О гадании узнали. Бетти синея, прохрипела: «Титуба – ведьма!». Служанку тут же арестовали. Скоро в ее камеру посадили фермершу Сару Осбон и нищенку Сару Гуд. Одержимые бесом девочки в припадке так же назвали их имена и обвинили в колдовстве, назвав ведьмами. Этот случай послужил повальным обвинениям в ворожбе.

Предполагалось, что девочки попросту забавляются, разыгрывая такие сценки, корчась на земле. Но вот не детский, грубый голос, каким они выкрикивали свои обвинения, говорил об обратном, в девочек кто – то вселился и теперь руководит их действиями.

Через некоторое время та же хворь овладела еще несколькими девочками. Они, как и Абигайл с Бетти стали биться в припадках и обвинять жителей городка в колдовстве. Позже, ведьмами и колдунами стали провозглашаться не только жителей Салема среднего класса, богатые тоже начали входить в их число. Местная тюрьма быстро переполнилась. Маленьких истеричек начали вывозить в соседние районы. Там совершенно неизвестных им людей они обвиняли в ужасных преступлениях, которые обвиненные якобы совершали в единении с нечистой силой. Чтобы добиться признания людей пытали, а потом вешали на деревьях.

В конечном итоге, когда очередь дошла до знатных особ, власти постановили немедленно прекратить беспорядки.

Абигайл и Бетти, а также их подружек взяли под стражу и допросили с «пристрастием», упрямились девочки недолго и очень быстро сознались, бессовестно заявив: «Это мы делали для потехи!»

Невинная «потеха» девочек стала поводом для заключили под стражу сотни неповинных жителей, которых пытали и мучили.

После признания около сотни заключенных по обвинению девочек были освобождены. Результат забавы печален: 19 человек были повешены, одного подозреваемого замучили в камере. Фермера решившегося вступиться за свою жену, которую обвинили в колдовстве и ведьмачистве. Мужа пытали пока он не умер от боли, так как не соглашался с обвинением в пособничестве темным силам. Пытали его старой пыткой. На грудь ложили гири и от боли человек начинал говорить. Четыре человека в тюрьме умерли от антисанитарии и от тесноты, а одна девочка сошла с ума…

Вот такая злая , которая была всего лишь безобидной потехой для девочек и стала страшным испытанием для жителей Салема обвинённых в колдовстве и признанных ведьмами и колдунами. Печальная история.

http://prankerazazel.mypage.ru/

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.