Русские композиторы и их произведения о природе. Путешествие в мир красоты природы, поэзии и музыки. Ф. И. Тютчев. "Весенние воды "Видеоклип. Читает артист

Светлана Лукьяненко
Консультация «Природа в музыке, музыка в природе»

Консультация "Природа в музыке, музыка в природе"

А что же такое музыка? Музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого

А что же такое природа? Интересный и увлекательный вопрос. В школе в младших классах мы когда-то изучали такой предмет – природоведение. Природа - это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней.

Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность.

В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо – природа чувств, например.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту.

Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:

И. Гайдн. Времена Года, ч. 1

Ф. Шуберт. Весенний Сон

Ж. Бизе. Пастораль

Г. Свиридов. Весенняя кантата

А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"

В. А. Моцарт "Приход весны" (песня)

Р. Шуман "Весенняя" симфония

Э. Григ "Весной" (фортепианная пьеса)

Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка" (весенняя сказка)

П. И. Чайковский "То было раннею весной"

С. В. Рахманинов "Весенние воды"

И. О. Дунаевский "Журчат ручьи"

Астор Пьяццолла. "Весна" (из "Времена года в Буэнос-Айресе")

И. Штраус. Весна (Frhling)

И. Стравинский "Весна священная"

Г. Свиридов "Весна и колдун"

Д. Кабалевский. Симфоническая поэма "Весна".

С. В. Рахманинов. "Весна" - кантата для баритона, хора и оркестра.

И так можно продолжать еще долго.

Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:

б) Пантеистическое восприятие природы - Н. А. Римский-Корсаков, Г. Малер;

в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Композитор Пётр Ильич Чайковский избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

"У камелька". Январь:

"И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела. "

А. С. Пушкин

"Масленица". Февраль:

"Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир. "

П. А. Вяземский.

"Песня жаворонка". Март:

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А. Н. Майков

"Подснежник". Апрель:

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином. "

А. Н. Майков

"Белые ночи". Май:

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

"Баркарола". Июнь:

"Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять"

А. Н. Плещеев

"Песнь косаря". Июль:

"Раззудись, плечо Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"

А. В. Кольцов

"Жатва". Август:

"Люди семьями

Принялися жать,

Косить под корень

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены.

От возов всю ночь

Скрыпит музыка. "

А. В. Кольцов

"Охота". Сентябрь:

"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах. "

А. С. Пушкин

"Осенняя песнь". Октябрь:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят. "

А. К. Толстой

"На тройке". Ноябрь:

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши. "

Н. А. Некрасов

"Святки". Декабрь:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали. "

В. А. Жуковский

"Песня жаворонка". Март.

(аудио и видео приложение)

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

Апрель. «Подснежник»

(аудио и видео приложение)

«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» К. СЕН-САНСА

Камиль Сен-Санс Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад, во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII - первой половины XVIII веков. У Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы - животные быстрые

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный.

"Слон" (Аудио и видео приложение)

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», Теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент - флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты»,

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, Развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

"Лебедь" (аудио и видео приложение)

На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь - над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

И в заключении, хотелось бы отметить, что все писатели, композиторы, художники, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе.

Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься о её судьбе.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

"Времена года" в произведениях и обработках других композиторов:

  • Шарль Анри Валантен Алькан (французский пианист-виртуоз, композитор-романтист ) — цикл "Месяцы" ("Les mois") из 12 характеристических пьес, op.74.
  • А. К. Глазунов (русский композитор, дирижёр ) — Балет "Времена года", Op. 67. (Весна, Лето, Осень и Зима).
  • Джон Кейдж (американский композитор авангардист ) — Времена года (Балет Мерса Каннингема на музыку Джона Кейджа), 1947 г.
  • Жак Лусье (французский джазовый пианист ) — Трио Жака Лусье, джазовые импровизации на музыку "Времена года" Вивальди, 1997 г.
  • Леонид Десятников (советский, российский композитор ) — включивший во "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы цитаты из "Четырех сезонов" А. Вивальди, 1996-98 гг.
  • Ричард Клайдерман (французский пианист, аранжировщик ) — Инструментальная версия аранжировки "Времена года" Вивальди.

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.


«В царстве Берендея. Поэты и композиторы о природе»

Литературно-музыкальная композиция

Цели: восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к родной природе, поэзии, музыке.
Оборудование и оформление: зал оформлен в русском стиле, на стене - название праздника в обрамлении русского орнамента; плакаты с высказываниями русских поэтов о природе, музыкальные произведения о природе, презентации портретов поэтов и картин русской природы, дети в русских костюмах.

Ход мероприятия

Звучит музыка . Видеоклип «Счастье русской земли»

Ведущий 1.
«Родина!» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.

Ведущий 2.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.

Ведущий 1.
«Родина!» - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность.
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега,
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

Ведущий 2 . Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной? Страну, в которой родился? Дом, в котором живет? Березку у родного порога, место, где жили его предки?

Видеоклип «Где ты появился на свет»

Ведущий 1 . Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает -леса, поля, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это - природа. Наша жизнь неотъемлема от нее. Природа кормит нас, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Ведущий 2

Красота русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Чтец

Волна катится за волною

В неизмеримый океан...

Зима сменилася весною,

И реже воет ураган;

Не ждет безжалостное время,

Оно торопится на срок;

Полей и нив богатых бремя,

Исчез белеющий снежок,

Цветет веселая природа,

Зазеленел дремучий бор,

Встречает шумно утро года

Пернатых птиц громовый хор;

Они поют ей гимн приветный

Во славу бога и отца

И нежат песнею заветной

Печаль унылого певца.

Прекрасно небо голубое,

Везде прохлада и покой,

И щедро солнце золотое

Питает землю теплотой

Необходимой, благодатной;

От неприступной вышины

Струится воздух ароматный

На царство света и весны.

Широко, с гордостью кичливой,

Покинув прежние брега,

Через засеянные нивы

Течет прозрачная река,

И всё цветет, и всё прекрасно!

Но где ж зима, где след зимы,

Где вой метелицы ненастной,

Где грустный мрак могильной тьмы?

Зима прошла. Пройдет весна,

Настанет лето золотое,

Природа, радости полна,

Вздохнет отраднее в покое.

Но ненадолго; нет, опять,

Рассвирепелые, по воле

Мятежно ветры засвистят,

И закружится вихорь в поле.

И зашумит дремучий бор,

Завоет он, как волк голодный,

И с высоты пустынных гор

Повеет осенью холодной;

И снова сумрачная тьма

Раскинет свой покров печальный

И всемогущая зима

Оденет в саван погребальный -

Цветущий луг, зеленый бор

И всю поблекшую природу,

И убелит вершины гор,

И закует морозом воду;

И после дивной красоты

Природа будет вновь уныла;

Так жизнь: иль майские цветы,

Или заглохшая могила...

(«Весна» Н.А.Некрасов)

Чтец

Природа-музыка! Тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поет

Весь мир про жизнь, которою он дышит,

И тот блажен, кто слушает и слышит.

О, сколько он узнает и поймет,

Разведав путь в звучащий мир гармоний,

Непонятых поэм, неведомых симфоний!

(Алексей Жемчужников)

Песня «Времена года» с видеоклипом

Ведущий 2

Весна. Солнце светит ярче, чем зимой, стало теплее, снег потемнел и осел, побежали ручейки, день прибавился, стал длиннее, а ночь короче, весеннее небо становится высоким и голубым.

Ведущий 1.

В природе нередко случается, что перед потеплением вдруг сойдет снег, и природа оживет. Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева , который удивительно ярко нарисовал такие перемены погоды весной, ее борьбу с зимой.

Чтец

«Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...


И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Чтец

Ф. И. Тютчев. "Весенние воды "Видеоклип. Читает артист.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!.."

Ведущий 1

Фрагмент кукольного спектакля

«С любовью к природе» - щебетанье птиц.

Ведущий 2

На экране высвечивается портрет поэта.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов очень любил и широко использовал в своем творчестве народные сказки, пословицы, загадки, песни, хорошо знал родной русский язык. К заглавию своего стихотворения «Зеленый шум» поэт сделал такое примечание: «Так народ называет пробуждение природы весной».

Картинки леса – клип «Во поле береза стояла»

Чтец «Зеленый шум»

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая берёзонька

С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит весёлый клён...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему..

Идёт-гудёт, Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Ведущий 1

На экране высвечивается портрет поэта.

Афанасий Афанасьевич Фет – утонченный лирик, наделенный гениальным дарованием. Многие его стихотворения вошли в золотой фонд русской поэзии. Произведения Фета поражают эмоциональностью, светлым настроением, своеобразной передачей оттенков душевной жизни, тонким чувством природы, красотой мелодий. Поэт стремится запечатлеть и воспеть прекрасное. Его стихи - о красоте мира, о гармонии человеческих чувств.

Среди ранних произведений – стихи, посвященные красоте природы, смене времен года.

Картины художников о весне. «Весна». Шопен.

Чтец

«Весна»

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад,

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

Чтец

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.

Эдвард Григ «Утро»

Чтец

Это утро, радость эта, Это мощь и дня, и света, Этот синий свод, Это крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист.

Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все – весна.

Ведущий

Славяне считали себя неотъемлемой частью природы, поклоняясь солнцу.

Видеоклип и фрагмент из фильма «Снегурочка». Тот же обряд происходит на сцене – инсценирование эпизода.

Ведущий

Алексей Николаевич Плещеев, Иван Саввич Никитин, Иван Алексеевич Бунин любили русскую природу. Посвящали ей свои стихи

Алексей Николаевич Плещеев

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

«Весна»

Опять весной в окно мое пахнуло,

И дышится отрадней и вольней...

В груди тоска гнетущая заснула,

Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега... Оковы ледяные

Не тяготят сверкающей волны...

И плуга ждут далекие, немые

Поля моей родимой стороны.

В поля! в поля! знакомая природа

К себе красой стыдливою манит...

В поля! там песнь воскресшего народа

Свободная и мощная звучит.

Чтец

«Весна» А.Н.Плещеев Клип «Симфония весны»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит. Как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят:

«Весна!» - читаешь в каждом взоре.

И тот, как празднику ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, что больше всех

Природы любит обновленье.

Чтец

На экране высвечивается портрет поэта.

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает"

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал - и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости в тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом..."

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

По лесным цветам...

Слышишь? – Звонко песня льется,

Беззаботный раздается

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

Глубь небес ясна...

В каждом сердце возникает, -

И томит, и увлекает

Образ твой, Весна!

О надежды золотые!

Рощи темные, густые

Обманули вас...

Прозвучал ты песней дивной -

И в дали угас!

Ведущий 1

Воспитательное значение поэзии Александра Сергеевича Пушкина огромно. Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. « Пушкин есть явление чрезвычайное... Это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет». Н. В. Гоголь.

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами..." (из романа "Евгений Онегин"

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Чтец

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, кто радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье

На душу мертвую давно,

И все мне кажется темно?

Ведущий2

Стихи Сергея Александровича Есенина - искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности.

На экране высвечивается портрет поэта.

Чтец

«Черемуха»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Звучат песни на стихи С.А.Есенина « Береза», «Черемуха».

На экране высвечиваются картинки с изображением природы, церквей и т. д. На фоне музыки и при смене картинок дети произносят текст.

Ученик 1. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это - Россия.
Ученик 2. Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это - Россия.
Ученик 1. Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. И это - Россия.
Ученик 2. Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже - Россия.

Музыка и показ картинок прекращаются.
Ученик 1. Глубоки у нас моря,
Ученик 2. Широки у нас поля,
Ученик 1. Изобильная, родная,
Хор. Славься, русская земля!

Оформление уголка в актовом зале школы

«Родина! Отечество святое! Перелески, реки, берега,

Поле, от пшеницы золотое, голубые от луны стога..»

Ведущие – Велижанский Иван и Петрова Людмила, 9б кл.

«Природа-мать! Тебе внимаю…» Чтение стихотворения о весне.

Вышемирский Владислав, 11 к л.

«Струится воздух ароматный на царство света и весны…».

Арефьев Владислав, 11 кл.

Лес тоже просыпается от зимней спячки.

Кукольный спектакль о весне. 5б кл.

«Я люблю любое время года…». Дуэт 7б кл.

Инсценированный фрагмент из пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»

(Поклонение солнцу), 11 и 9б кл.

«Полюбуйся – весна наступает: журавли караваном летят…»

Япакова Сабина. 11 кл.

«Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

Глубь небес ясна…». Добровольская Анастасия. 9б кл.

«Опять весной в окно мое пахнуло…». Айтуганова Диана. 11 кл.

«Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями на потопленные луга…»

Ригун Надежда, 10 кл.

«Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви!..»

Нурлубаева Регина, 10 кл.

Участники литературно-музыкальной композиции

«В царстве Берендея. Поэты и композиторы о природе».

1.3 Природа в музыке

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отношением к осени, многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место, - Фета, Тютчева, Баратынского, Блока; европейскую поэзию – Томсона (цикл из 4-х поэм "Времена года"), Жака Делиля, лирические пейзажи Г.Гейне в "Книге песен" и многое другое.

Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она "открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью", природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать "жажду жизни". Чайковский писал в дневнике о своей способности "в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни".

Клод Дебюсси писал о том, что "музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию". Художники-импрессионисты (К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане) стремились передать на картинах свои впечатления от окружающей среды и, в частности, природы, наблюдали за ее изменчивостью в зависимости от освещения и времени суток и стремились найти новые средства выразительности живописи.

Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Помимо Чайковского и Дебюсси, здесь можно вспомнить А.Вивальди (программные концерты "Ночь", "Буря на море", "Времена года"), Й.Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", квартеты "Жаворонок", "Восход солнца"), Н.Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), Л.Бетховена, М.Равеля, Э.Грига, Р.Вагнера. Чтобы понять, каким образом тема природы может быть выражена в музыке, как связана природа с музыкой в творчестве различных композиторов, необходимо обратиться к специфике музыки как вида искусства, к ее выразительным и изобразительным возможностям.

"Музыка – чувство пережитое и обозначенное посредством мелодического образа, подобно тому как наша речь – мысль пережитая и обозначенная посредством языка", - так говорил о музыке швейцарский дирижер Ансерме; более того, он считал музыку не просто выражением чувства, но выражением человека посредством чувства.

Л.Толстой называл музыку "стенограммой чувств" и сравнивал ее с забытыми мыслями, о которых помнишь только, какого они были характера (грустные, тяжелые, унылые, веселые) и их последовательность: "сначала шло грустно, а потом успокоилось, когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка", - так писал Толстой.

Д.Шостакович, размышляя о музыке, тоже пишет о взаимосвязи чувств, эмоций человека и музыки: "Музыка не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и дает им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода".

Эти размышления музыканта-исполнителя, писателя и композитора удивительно похожи. Все они сходятся в понимании музыки как выражении чувств, внутреннего мира человека. Вместе с тем существует так называемая программная музыка, то есть музыка, имеющая словесную программу, которая дает предметно-понятийную конкретизацию художественных образов.

Композиторы довольно часто в своих программных названиях отсылают слушателей к каким-либо конкретным явлениям действительности. Каким же образом в музыке, связанной, в первую очередь, с внутренним миром человека, оказывается возможной программность и столь тесная связь с конкретными явлениями действительности и, в частности, с природой?

С одной стороны, природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу музыки о природе. Здесь и проявляется те самые выразительные возможности музыки, составляющие ее суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения ее конкретных проявлений (пения птиц, шума моря, леса, раскатов грома). Чаще всего музыка о природе являет собой взаимосвязь того и другого, но так как выразительные возможности музыки шире, чем изобразительные, то они чаще всего преобладают. Тем не менее, соотношение выразительности и изобразительности в программных музыкальных произведениях у композиторов различно. У некоторых музыка о природе почти целиком сводится к музыкальному отображению навеянных ею настроений, за исключением некоторых изобразительных штрихов (иногда изобразительные элементы в подобной музыке совсем отсутствуют). Такова, например, программная музыка Чайковского о природе. У других, при несомненном приоритете выразительности, значительную роль играют звукоизобразительные элементы. Примером подобной музыки может служить, например, "Снегурочка" или "Садко" Н.Римского-Корсакова. Так, "Снегурочку" исследователи даже называют "Птичьей оперой", так как звукозапись пения птиц проходит своего рода лейтмотивом через всю оперу. "Садко" же называют "морской оперой", так как основные образы оперы так или иначе связаны с морем.

В связи с вопросом о соотношении выразительности и изобразительности в программной музыке напомним статью "О подражании в музыке" Г.Берлиоза, который выделяет два вида подражания: физический (непосредственно звукоизобразительность) и чувствительный (выразительность). При этом под чувствительным или косвенным подражанием Берлиоз подразумевал способность музыки с помощью звуков "пробуждать такие ощущения, которые в реальной действительности могут возникнуть не иначе как при посредстве остальных органов чувств". Первым условием для применения физического подражания он считал необходимость того, чтобы такое подражание было только средством, а не целью: "Труднее всего использовать подражание в меру и вовремя, постоянно наблюдая за тем, чтобы оно не заняло того места, которое надлежит занимать самому могущественному из всех средств – тому, которое подражает чувствам и страстям – выразительности".

Каковы же средства изобразительности в музыке? Изобразительные возможности музыки основываются на ассоциативных представлениях, которые связаны с целостным восприятием действительности человеком. Так, в частности, многие явления действительности воспринимаются человеком в единстве слуховых и зрительных проявлений, поэтому какой-либо зрительный образ может вызвать в памяти те звуки, которые с ним связаны, и, наоборот, характерные для какого-либо явления действительности звуки вызывают зрительное представление о нем. Так, например, слушая журчание ручья мы представляем себе сам ручей, слушая гром мы представляем грозу. А так как предшествующий опыт восприятия этих явлений у всех людей различен, изображение каких-либо признаков или свойств предмета вызывает в сознании человека пение птиц может ассоциироваться с опушкой леса, у другого – с парком или липовой аллеей.

Подобные ассоциации используются в музыке непосредственно через звукоподражание, то есть воспроизведение в музыке тех или иных звучаний действительности. В 20 веке, с появлением модернистских тенденций, композиторы стали использовать в своих произведениях звуки природы без какой-либо их трансформации, воспроизводя их с абсолютной точностью. До этого композиторы стремились передать лишь существенные черты природного звучания, но не создавать его копию. Так, Берлиоз писал о том, что подражание не должно вести к "подмене искусства простой копией с натуры", но должно быть, вместе с тем, достаточно точным, чтобы "слушатель мог понять намерения композитора". Р.Штраус также считал, что не стоит слишком увлекаться копированием звуков природы, утверждая, что в таком случае может получиться лишь "второсортная музыка".

Помимо ассоциаций, возникающих в результате использования звукоподражательных возможностей музыки, существуют также ассоциации другого рода. Они более условны и вызывают в представлении не весь образ какого-либо явления действительности, но какое-то одно его качество. Эти ассоциации возникают благодаря условному сходству каких-либо признаков или свойств музыкального звука, мелодии, ритма, гармонии и того или иного явления действительности.

Поэтому для описания звука нередко используются понятия предметного мира. Основой для возникновения ассоциаций могут служить, например, такие свойства музыкального звука, как его высота (восприятие человеком изменения частоты колебаний звука как его повышения или понижения); громкость, сила (подобно тому как спокойствие, нежность всегда связаны с более тихой речью, а гнев, негодование – с более громкой, в музыке эти эмоции передаются более спокойными и ясными или более громкими и бурными мелодиями); тембры (их определяют как звонкие и глухие, яркие и тусклые, грозные и нежные).

О связи человеческой речи, интонации с музыкой писал, в частности, В.Ванслов: "Она (музыка) воплощает эмоционально-смысловое содержание, внутренний мир человека способом, подобным тому, каким воплощается все это в интонации речи (то есть через изменение свойств извлекаемых человеком звуков)". Б.Асафьев, в свою очередь, называл музыку "искусством интонируемого смысла".

При отображении в музыке тех или иных явлений природы действуют те же закономерности: бурю или грозу здесь можно противопоставить тихому и спокойному утру или рассвету, что связано, в первую очередь, с эмоциональным восприятием природы. (Сравните, например, грозу из концерта "Времена года" А.Вивальди и "Утро" Э.Грига). В возникновении подобного рода ассоциаций большую роль играют мелодия, ритм и гармония. Так, Римский-Корсаков писал о возможности мелодии, ритма передавать различные виды движения и покоя. Упоминает Римский-Корсаков и о гармонии, оркестровке и тембрах как средствах изобразительности. Он пишет о том, что гармония может передавать свет и тень, радость и печаль, ясность, смутность, сумеречность; оркестровка и тембры – блеск, сияние, прозрачность, сверкание, молнию, лунный свет, закат, восход.

Как же средства изобразительности в музыке связаны с выразительностью, являющейся ее основой? В данном случае следует вновь обратиться к эмоциональному восприятию природы человеком. Как пенье птиц, раскаты грома и другие ассоциативно вызывают в памяти ту или иную картину природы, так и этот образ природы в целом вызывает у человека то или иное настроение, эмоцию.

Иногда эмоция, связанная с природой, является главным объектом отображения в программной музыке о природе, и звукоизобразительность в таком случае только конкретизирует ее, как бы отсылает к источнику этого настроения, или вовсе отсутствует. Иногда эмоция, выразительность музыки способствует большей конкретизации образа природы. В таком случае композитора интересует не эмоция сама по себе и ее развитие, но эмоциональные ассоциации, связанные с каким-либо явлением природы. Например, образ морской бури может рождать какие-то мрачные, даже трагичные эмоции, ассоциироваться с неистовством, бурными страстями, образ же реки, напротив, скорее ассоциируется со спокойствием, плавностью, размеренностью. Подобных примеров эмоциональных ассоциаций может быть множество. Так, А.Вивальди стремился передать во "Временах года" музыкальными средствами летнюю грозу, а одним из важнейших средств ее отображения в музыке стало выражение тех эмоций, которые возникают у человека в связи с этим явлением природы.

Звукоизобразительность и звукоподражание в музыке имели разное значение и в ту или иную эпоху, у того или иного композитора. Интересно отметить, что звукоподражание в музыке о природе имело большое значение в самом начале развития программной музыки подобного рода (в творчестве Жанекена) и вновь приобрело даже еще большое значение в творчестве многих композиторов 20 века. В любом случае музыка о природе – это, прежде всего, выражение восприятия природы композитором, ее написавшим. Более того, Сохор, занимавшийся вопросами музыкальной эстетики, писал о том, что "душу" всякого искусства составляет "неповторимое видение и ощущение мира художественным талантом". .

"Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в 16 век – время расцвета французской полифонической песни и период творческой деятельности Клемана Жанекена. Именно в его творчестве впервые появились образцы светской полифонической песни, которые представляли собой хоровые "программные" картины, соединяющие яркие изобразительные свойства с выражением сильных эмоций. Одной из характерных песен Женекена является "Пение птиц". В этом произведении можно услышать подражание пению скворца, кукушки, иволги, чайки, совы…Воспроизводя в песне характерные звуки птичьего пения, Жанекен наделяет птиц человеческими стремлениями и слабостями.

Появление песен, в которых выразилось пристальное внимание к внешнему миру, миру природы не случайно. Художники этого времени обращаются непосредственно к окружающему миру, изучают натуру, пишут пейзажи. Итальянский гуманист – архитектор, живописец и музыкант – Леон Батиста Альберти считал, что учиться у природы – первая задача художника. По его мнению именно природа способна доставить истинное эстетическое наслаждение.

От Возрождения и "Пения птиц" Жанекена обратимся к эпохе барокко и "Временам года" Вивальди. Под таким названием стали известны его первые 4 концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина, имеющие программные названия "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". По мнению Л. Раабена, Вивальди в своих программных произведениях стремится, прежде всего, к изображению мира, к фиксации в звуках картин природы и лирических состояний человека. Именно картинность, изобразительность он считает главным в программных концертах Вивальди. Безусловно, программный замысел композитора распространяется на внешние явления действительности: явления природы и бытовые сценки. Картинность – пишет Раабен – построена на использовании ассоциативных возможностей тембра, ритма, гармонии, мелодии, эмоции и т.п. Образ природы во "Временах года" тесно связан с бытовыми сценками, рисующими человека на лоне природы. В каждом концерте цикла выражено настроение, которое Вивальди связывал с тем или иным временем года. В "Весне"-приподнятое, радостное, в "Лете"-элегическое, грустное.

Совершенно по-другому раскрывается природа в музыке Чайковского. Во "Временах года" Чайковского редко можно встретить пьесы, в которых присутствуют те или иные звукоизобразительные элементы (пение жаворонка, звон колокольчика), но даже они играют в пьесах второстепенную роль; в большинстве же пьес изобразительность отсутствует. Одной из таких пьес является "Осенняя песнь". Связь с природой здесь заключается только в настроении, которое навеивает образ природы. У Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Главное место в музыке занимают эмоции, мысли, воспоминания, которые пробудила природа.

Образы природы занимают немалое место и в лирических пьесах Грига. В них, Григ стремился передать неуловимые настроения природы. Программа в лирических пьесах – это, прежде всего, картина-настроение.

Огромное место заняла природа в творчестве и эстетических воззрениях композитора Дебюсси. Он писал: "Нет ничего музыкальнее солнечного заката! Для тех, кто умеет смотреть с волнением – это самый прекрасный урок развития материала, урок, записанный в книге, недостаточно изучаемой музыкантами – я имею в виду книгу природы."

Творчество Дебюсси развивалось в атмосфере поиска новых средств выразительности, новой стилистики, новых направлений в искусстве. В живописи это было рождение и развитие импрессионизма, в поэзии – символизма. Оба направления имели непосредственное влияние на воззрения Дебюсси. Именно в его творчестве заложены основы музыкального импрессионизма. Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. Ему принадлежит огромное колличество инструментальных пьес, программные заголовки которых отсылают к конкретному образу природы: "Сады под дождем", "Лунный свет", сюита "Море" и многие другие.

Итак, большое количество произведений программной музыки, посвященной природе, подтверждает, что природа и музыка тесно связаны между собой. Природа часто выступает как стимул творчества композитора, как сокровищница идей, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыки, и как предмет для подражания в отношении ее конкретных звучаний. Подобно живописи, поэзии, литературе, музыка выразила и опоэтизировала мир природы своим языком .

Рассматривая взаимосвязь природы и музыки Б.Асафьев писал в своей статье "О русской природе и русской музыке": " Давно - в детстве, я впервые услышал романс Глинки "Жаворонок". Конечно, я не мог бы объяснить себе, в чем заключалась для меня волнующая красота так понравившегося мне плавного напева. Но ощущение, что он льется в воздухе и с воздуха доносится, осталось на всю жизнь. И часто потом, в поле, слыша, как длится песня жаворонка в действительности, я одновременно внимал и глинкинской мелодии внутри себя. И казалось порой, в поле же, весной, что стоит только поднять голову и глазами коснуться синевы неба, как в сознании начнет вырисовываться тот же родной напев из плавно чередующихся, волнами движущихся групп звуков. "Жавороночьи" песни я ценил тогда выше соловьиных. Так и в музыке: знаменитый "Соловей мой, соловей" Алябьева, то есть звукоподражанием хронологически опередивший "Жаворонка" Глинки, казался мне бездушным, чем-то вроде искусственного соловья в знаменитой сказке Андерсена. В "Жаворонке" Глинки словно трепетало птичье сердце, и пела душа природы. Оттого-то, пел ли, озвучивая лазурь, жаворонок или слышалась глинкинская о нем песня, - грудь расширялась, и дыхание росло и росло.

Тот же лирический образ – пение жаворонка – в русской инструментальной музыке развил Чайковский. В цикле для фортепиано "Времена года" он посвятил марту "Песню жаворонка", эту элегию русской весны и весеннести, с ее нежнейшим колоритом и выразительностью светлой грусти северных вешних дней. "Песня жаворонка" в фортепианном "Детском альбоме" Чайковского, где мелодия возникает так же из намека на интонацию птичьей песни, звучит звонче и светлее: вспоминается замечательная картина Алексея Саврасова "Грачи прилетели", от которой правильно принято начинать историю развития современного русского пейзажа.

В настоящее время многие региональные экологические проблемы угрожающими темпами перерастают в глобальные и становятся всеобщими проблемами населения Земли. Бурный рост потребления, вызванный, в частности, нарастающим увеличением народонаселения планеты, естественно, вызывает постоянный рост производственных мощностей и степени негативного влияния на Природу. Истощение природных ресурсов и продуктивного слоя почвы, загрязнение мирового океана, пресных вод, что ведет к уменьшению запасов питьевой воды, утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата и многие другие экологические проблемы касаются каждого государства на Земле. В совокупности эти проблемы создают постоянно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Экологическое состояние окружающей среды в России и нашей Ярославской области вносит существенный вклад в сохранение и развитие мировых экологических проблем. Загрязнения вод, атмосферного воздуха и земель вредными для растительного и животного мира и для человека веществами во многих регионах России достигли предельных уровней и свидетельствуют об экологическом кризисе, а это требует коренного изменения всей политики природопользования. Все это непосредственно связано с процессом экологического образования и воспитания населения – их полное отсутствие или недостаточность породили потребительское отношение к природе: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления, экологически оправданных отношений с Природой – это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, такова и его деятельность, такова и окружающая его среда. А деятельность человека, его образ жизни и поступки зависят от его внутреннего мира, от того, как он мыслит, чувствует, как воспринимает и понимает мир, в чем видит смысл жизни.


Глава II. Экологическое воспитание школьников средствами музыки

Духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание – прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. Поэтому культурно-экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество должны начинаться с первых лет жизни и пройти через все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. В корне этого образования должен быть процесс воспитания в человеке непроходящих ценностей – Красоты, Добра, Истины. И первое место должно принадлежать именно Красоте, которая с детства напитав сердце и сознание человека, будет определять его мышление, сознание и поступки. Эти непроходящие человеческие ценности формируются, прежде всего, с помощью гуманитарных знаний, с помощью бессмертных произведений искусства.

Память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу . Среди форм внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова и др. выделяют эколого-краеведческукую исследовательскую работу. ...

Знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете. Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. (см. в приложении) Задания по экологии...

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.