Разница между гуашью и акварелью. Акварель или гуашь? Что лучше


11.10.2017 19:17 3421

Многие из вас любят рисовать красками. Кому-то нравятся акварельные краски, кому-то - гуашь. А вот чем гуашь отличается от акварели? Давайте выясним.

У акварели водянистая основа. Поэтому в название этой краски фигурирует слово "аква", что означает вода. При высыхании акварель сохраняет свой цвет. Она придаёт рисункам более мягкие и прозрачные тона. Если такую краску наносить на слегка мокрый лист бумаги, то она будет растекаться и смешиваться в цветах. Может получиться необычный и эффектный рисунок.

У гуаши текстура более плотная. В отличие от акварели она не растекается и рисунки получаются чёткими. При высыхании она становится матовой и её оттенок светлеет, поскольку в состав гуаши входят белила. Благодаря такой особенности на гуаши можно исправить ошибку, нанеся на тёмный цвет более светлый. С акварельными красками так сделать не получится.
Из данного сравнения можно сделать вывод, что гуашь лучше подходит для создания больших плакатов или постеров, а акварелью для занятий творчеством.

Следует помнить, что если нанести гуашь очень толстым слоем, то при высыхании на ней может появиться трещина.

Ещё одно интересное отличие состоит в том, что в акварели нет белого цвета, а в гуаши есть. Поэтому, чтобы придать рисунку белый цвет в акварели, художники просто оставляет не закрашенное место на белой бумаге.


Эксперименты с художественными средствами и материалами позволяют художникам находить новые способы их использования. Однако, перед тем, как начать исследование, необходимо изучить основные свойства и характеристики этих материалов.

Акварель и гуашь - два типа красок, которые знакомы всем со школьных уроков рисования. В магазинах представлен широкий выбор обеих видов. Самый частый ответ, который я слышу, на вопрос "Что такое гуашь?", это -"Непрозрачная акварель". Но так ли это на самом деле?

Обе краски изготавливаются из схожих материалов (пигмента, камеди, всевозможных добавок), имеют схожее применение и требуют одинакового ухода. Акварель по своей природе прозрачна, светопроницаема и часто нравится художникам своей водянистостью, текучестью, легкими и нежными, как бы размытыми тонами. В то время как гуашь содержит большее количество пигментирующих частиц, которые несколько крупнее, чем в акварели. Именно это делает гуашь непрозрачной, а после высыхания придает замечательный матовый вид. Эти свойства сильно отличаются от акварельных.

Но как может помочь сравнение обеих красок в технике смешанного рисования? Дело в том, что знание свойств гуаши и акварели открывают множество различных вариантов их применения в смешанном рисовании.

Используемые материалы

  • Гуашевые краски “Turner Acryl Gouache”: Розовый средний (Opera Red), Лаймовый (Fresh Green), Шоколадный (Chocolate), Кихада (Japanese Pale Yellow), Голубой Cветлый (Aquq Blue)
  • Палитры для смешивания красок
  • Карандаш для зарисовки
  • Акварельные кисти “Royal Aqualon” №4
  • Акварельные краски “Holbein”: Розовый (Opera), Зеленая Лиственная (Leaf Green), Кадмий Желто-палевый (Cadmium Yellow Pale); “Winsor & Newton”: Небесный (Cerulean), Капут Мортум (Caput Mortem)
  • Бумага для акварели фирмы “Arches” с плотностью 185 гр/м кв холодного и горячего прессования

Для своего эксперимента я использовала акварельные краски фирм “Holbein” и “ Winsor & Newton”, и гуашевые – “Turner Acryl Gouache” (благодаря содержанию связывающего компонента в акриловых красках они долго держатся после высыхания на бумаге). Я постаралась выбрать схожую цветовую палитру.

Мною были нарисованы две картины – обычный цветочный этюд на шероховатой акварельной бумаге и четкий, колоритный графический рисунок на гладкой акварельной бумаге. Один из них я раскрасила акварелью, а другой – гуашевыми красками.

Эксперименты с акрилом и гуашью в технике рисования “по-сухому” на бумаге горячего прессования (гладкой акварельной бумаге)


Графический рисунок я нарисовала на двух листах бумаги горячего прессования (гладкой акварельной бумаге), обе работы выполнила техникой “мокрого по сухому”, рассчитывая, что рисунок получится четким и ярким. Я позволила первому слою каждого рисунка полностью высохнуть, прежде чем начала рисовать на них дополнительные узоры.

Акварельные краски плавно и мягко растекались по бумаге и я позволила каждой секции рисунка полностью высохнуть, прежде чем начать красить новую. Акварель высыхала медленно, но я была удивлена, как хорошо держался узор, положенный вторым слоем.

Благодаря массивному наложению красок, картина приобрела сатиновый блеск. Но в некоторых местах виднелся штрих кисти, и нарисованная зеленая деталь на коричневом основании просматривалась не так четко, как мне бы хотелось, но тем не менее ярче, чем я ожидала.

Поведение гуаши меня в схожей работе впечатлило меньше. Так же как и в эксперименте с акварелью я позволила каждой окрашенной секции высохнуть, прежде чем начать красить соседний участок. Гуашь высыхала быстрее.

Однако, меня восхитило, как четко и ярко лег второй слой узора. Штрих кисти не просматривался. И даже зеленые детали на коричневом основании цветка были невероятно четкими и непрозрачными.

Эксперимент с красками в технике рисования “по-мокрому” с использованием бумаги холодного прессования (слегка шероховатой)


Далее я выполнила традиционную картину пиона также на двух листах, но уже с использованием бумаги другой фактуры - холодного прессования (её структура слегка шероховатая). Я применила технику рисования “по-мокрому” – было интересно посмотреть как поведет себя гуашь. Я также позволила первому слою полностью высохнуть и вторым слоем нанесла контрастную форму, чтобы проверить краску на непрозрачность в работе с мокрой бумагой.

Как и предполагалось, акварель начала активно плавно растекаться, распространяясь по всей смоченной поверхности бумаги. Я снова ждала, когда полностью высохнет каждая секция рисунка, прежде чем начать красить следующую, и так же как и в предыдущей картине, акварель сохла дольше. Контрастную форму в виде облака я выполнила краской Небесный (Cerulean), которая имеет довольно сильный пигмент, но тем не менее она получилась водянистой и прозрачной.

Во второй работе гуашь удивила сильнее. В большинстве случаев ее поведение было идентичным поведению акварели в технике “по-мокрому”. Она также равномерно и плавно разливалась по всем мокрым поверхностям рисунка.

Но даже при этой технике рисования гуашь высыхала быстрее. И форма облака, выполненного краской Голубой Светлый (Aqua Blue), легла совершенно непрозрачным плотным вторым слоем.

Что можно почерпнуть из данного эксперимента и как этими знаниями пользоваться?


Я уверена, что гуашь больше подходит для изображения ровных, красочных, форм сочных цветов. Кроме того, она быстрее сохнет. Эту краску лучше применять в качестве первого слоя в многослойных работах, либо она может использоваться как единственный слой рисунка, как четкая форма-основа картины. После высыхания красок, картина приобретает приятную матовую бархатистость.
Что касается акварели, то она тоже может быть использована аналогично гуаши, но требует больше навыков и умений от художника, чтобы достигнуть четкости рисунка. Акварель великолепно подходит для творческих многослойных работ (выполняемых лессировкой), ее краски смешиваются, очертания приобретают более размытый, загадочный вид. Такие картины позволяют проявить фантазию и интерпретировать ее каждому по-своему.

О художнике

Художник, учитель и автор художественных произведений, Кассия Когер, человек вдохновленный и творческий, создает специальные курсы и семинары, которые открывают прекрасный мир искусства, превращают живопись в действительно значимую частью жизни. Ее воодушевляют цвета, формы и вообще все прекрасное, но еще больше она любит сам процесс творчества и те открытия, которые он приносит.

Её работы были представлены в Музее дизайна Национальной академии в Нью-Йорке, в журнале «Художник-акварелист» наравне с другими работами авторов, названных «восходящими звездами». Узнайте больше о Кассии и ее работе, посетив ее веб-сайт здесь.

И гуашь, и акварель – весьма популярные виды красок, которыми пользуются как профессиональные художники, так и любители изредка, в минуты творческого вдохновения, поводить кистью по бумаге. Как при беглом взгляде на картину безошибочно определить, что именно участвовало в ее создании – гуашь или акварель? И чем вообще отличаются эти, казалось бы, столь знакомые нам краски друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Гуашь – легко растворяющаяся в воде краска на клеевой основе, плотная и матовая, а также название произведения, выполненного с помощью этой краски.

Акварель – мягкие и прозрачные краски на водной основе, а также техника живописи или же отдельное произведение, выполненное такими красками.

Сравнение

Если говорить о гуаши и акварели как виде красок, то в первую очередь стоит отметить, что основой и для той, и для другой служит растительный клей, который легко растворяется в воде. Но в гуаши этой клеевой основы, как и красящего пигмента, содержится намного больше, чем в акварели. Гуашь предназначена для так называемого пастозного нанесения, это кроющая (то есть практически непрозрачная) краска: она позволяет легко исправить недочеты в рисунке. Благодаря такой своей особенности гуашь прекрасно закрывает темными тонами светлые участки, и наоборот. Гуашь настолько плотная, что при накладывании нескольких слоев будет хорошо виден только один, самый верхний. Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга. Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость.

Гуашь

Цветную гуашь очень часто смешивают с белой, также присутствующей в наборе, для достижения различных эффектов. Белая гуашь очень интересно смотрится на тонированной бумаге. Акварелью же работают преимущественно только на белой бумаге. В наборах акварели обычно не бывает белого цвета: то место на рисунке, где требуется белый, просто оставляют незакрашенным.

Акварель требует быстроты в работе, поскольку из-за высокой водянистости красок они практически моментально перетекают и смешиваются между собой. Такое качество акварели, как прозрачность, делает эту краску незаменимой для достижения световых эффектов. Гуашь же, особенно наложенная в несколько слоев, великолепно передает фактуру изображаемых предметов. По сравнению с акварелью она, пожалуй, более универсальна: ее можно наносить как совсем тонкими, так и довольно толстыми слоями, быстро размывать водой, закрашивая невольные ошибки. Поскольку гуашь плотная и непрозрачная, матовая и светонепроницаемая, для нее подходит намного больше основ: это и бумага, и картон, и ткань, и холст, и фанера, и кость, и даже стекло. Основой для акварели служит только бумага, причем особого качества.

Гуашь дарит рисунку яркость, глубину, насыщенность, фактуру, энергичность. Акварель придает блики, сияние, изысканность, тонкость, нежность, легкость, воздушность.


Акварель

Контейнеры для акварели обычно небольшого объема, ведь акварель все равно придется во время работы сильно разводить водой, в то время как гуашь из объемных баночек можно использовать не разбавляя, особенно если краски достаточно свежие.

Выводы сайт

  1. Основные свойства акварели – мягкость и прозрачность красочного слоя, что позволяет подчеркнуть естественность цветовых переходов, воспользоваться всем разнообразием оттенков и полутонов. Гуашь отличается плотностью, матовостью и непрозрачностью, отлично подходит для ярких, сочных, насыщенных цветом рисунков.
  2. Гуашь не растекается по бумаге, ею можно делать четкие рисунки. Акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость.
  3. Акварель накладывают в несколько слоев, перетекающих друг в друга. При рисовании гуашью виден только самый верхний слой.
  4. Гуашь отлично подчеркивает фактуру, акварель незаменима при передаче световых бликов.
Акварель и гуашь – два популярных вида красок, используемых художниками.
Гуашь
Гуашь – это вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Термин «гуашь» первоначально возник в 18 веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше - она использовалась в Европе в средние века. Некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьез», называя ее «детской» или «плакатной» техникой. Однако в действительности гуашь является самостоятельной техникой (хотя довольно редкой среди профессиональных художников) наравне, например, с акварелью. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета.




Акварель
Акварель – это мягкая и прозрачная краска на водной основе, а также акварелью называют живописную технику, использующую специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи -гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом - бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик - фенол.






Основой в гуаши и акварели служит растительный клей, легко растворяющийся в воде. Но в гуаши этой клеевой основы, как и красящего пигмента, содержится намного больше, чем в акварели. Акварель ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. Гуашь же настолько плотная краска, что при накладывании нескольких слоев будет хорошо виден только один, самый верхний.
Рисунки выполненные гуашью более четкие, краска не растекается по поверхности, а акварельные рисунки более размытые


Пока у нас все постигают акварель, множество западных художников пользуются гуашью и особенно коммерческие иллюстраторы часто выбирают именно этот материал. Мне стало интересно чем же она так хороша и я заказала себе с Джексонса небольшой набор из 18 цветов от японского производителя Turner. Информации в сети о гуаши очень мало, так что это был эксперимент.

Если вы хотите сделать заказ на Jacksons я писала подробный как это сделать. Зарегистрировавшись по ссылкам оттуда вы получите скидку 10% на первый заказ.

Сразу хочу обратить внимание, что у моей гуаши обычная зеленая коробка без разводов, я смотрела на ebay и там есть два варианта - зеленая коробка и коробка с мазками кистью, тоже зеленая из тонкого картона. Я пыталась выяснить чем они отличаются и у меня есть подозрения, что второй вариант более дешевый и из любительской school серии, хотя цвета все те же.

Так же на Ebay есть Japanesque серия с более натуральными цветами и оригинальной палитрой. Это специальный выпуск и он отличается от моего оттенками цветов, но это та же гуашь того же производителя.

Основная особенность этой гуаши в том, что это гибридный материал, нечто среднее между акрилом и гуашью, сочетающее в себе матовость гуаши и быстрое высыхание акрила.

Первое впечатление прекрасное, коробка хоть и картонная, но очень удобная, плотная и увесистая, сделана из приятных материалов. Внутри большие пластиковые тубы по 20 ml и тут у меня тоже никаких нареканий наоборот пожелание, чтобы все производители взяли на заметку. На тубе удобно указано название цвета, входящие пигменты и примерный свотч (ну естественно на пластике он не будет соответствовать реальному цвету). Очень удобная крышка, это как раз больное место многих туб. Западные товарищи говорят, что пластик фу, в тубу попадает воздух и гуашь сохнет, но я пока ничего не могу сказать по этому поводу, потому что это требует времени и сравнения с металлической тубой. Кстати я нашла в интернете картинку с тубами разного размера от самых больших до самых маленьких, но сама с таким разнообразием не сталкивалась.

Цвета восхитительные, для иллюстраций самое то. Краски заявлены скорее как декоративные, ими можно рисовать по практически любой поверхности, предварительно ее обезжирив - стекло, металл, пластик, холст, бумага и так далее. После высыхания гуашь становится водостойкой и позволяет наносить повторные слои без размытия нижнего слоя, что как раз и делает ее такой крутой, в отличие от обычной гуаши.

От акрила эта гуашь отличается матовой поверхностью и более ровным непрозрачным покрытием. Вот отличная фотография, демонстрирующая разницу между акриловой гуашью, обычной гуашью и акрилом, как видите акрил все таки просвечивает больше при лессировках.

И так же как и акрил эта гуашь очень быстро сохнет, буквально в течение нескольких минут, что удобно в рисунке и не очень удобно при выдавливании краски на палитру. Немного спасает положение влажная палитра как для акрила.

Моя выкраска, белый последний квадрат соответственно белый. Жалко, что Opera Red выглядит такой неяркой, на самом деле это флуоресцентный безумный розовый. Так же хорошо видно, что получается при попытке размыть цвета - слишком быстро сохнущий слой проявляется неаккуратным краем под прозрачной заливкой.

Мой первый эксперимент, специально гружу крупную картинку, чтобы было видно все косяки, которые могут возникнуть, например как выглядят полупрозрачные слои по сравнению с обычными. В картинке примерно 3-4 слоя поверх друг друга.

Итак по традиции плюсы:

  • Восхитительная текстура, матовая, не стирающаяся и не осыпающаяся после высыхания, пригодная для дальнейшей доработки чем угодно, карандашами в том числе. Сама гуашь сочетается с акварелью и акрилом, возможно темперой, хотя на упаковке есть рекомендация не смешивать краски непоследственно с другими видами красок и с маслом.
  • Отличная яркая палитра, наличие флуоресцентной, перламутровой, пастельной линейки, аж 221 цвет.
  • Цвета хорошо смешиваются друг с другом.
  • Быстрое высыхание и равномерное покрытие.
  • Подходит для разных поверхностей.
  • Достаточно экономична, а тюбики большого размера.
  • Подходит для любой, более менее плотной бумаги.
  • Не портит кисти, отмывается теплой водой с мылом, хотя с пластиковой палитры я отмыть ее так и не смогла, как ни старалась.
Минусы:
  • Это студийный материал - коробка не подходит для таскания с собой, способ работы требует времени, палитры и места.
  • Быстрое высыхание краски на палитре.
  • При выдавливании чувствуется небольшой, похожий на ментоловый запах, не думаю, что это сильно критично, но сообщить об этом нужно, после высыхания краски запах полностью пропадает.
  • Лучше всего эта гуашь смотрится в пастозной непрозрачной технике, при добавлении избыточного количества воды появляются некрасивые разводы и видно мгновенно высохший предыдущий слой.
  • Часть красок многопигментные, например синий весь составной.
  • Нет указаний о светостойкости и полной выкраски всех цветов - только платно в Джексонсе.
  • В русских магазинах стоит очень дорого (4-5 тыс руб) и в целом представлена не везде.
  • Палитра слишком ядреная для натуралистичных работ - выход покупать тюбики отдельно для себя, либо постоянно смешивать все со всем.
Мне пока материал очень нравится, по сравнению с обычной гуашью эта более удобная, яркая и оригинальная. Пользоваться ей однозначно буду, возможно даже докуплю отдельные оттенки.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.