Применение диагностических методик для выявления объективной картины межличностных взаимоотношений дошкольников. Курсовая работа особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками

Методика №4. Методика диагностики форм общения (М. И. Лисиной) Лисина М.И. Методика экспериментального исследования влияния характера общения со взрослым на отношение к нему ребенка / М.И. Лисина // Методы социально-психологических исследований.- М., 2005.

Цель: Определить ведущую форму общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования: Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации заполняется на ребенка протокол (приложение 1). Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола -- на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

Порядок выбора ситуаций;

Основной объект внимания в первые минуты опыта;

Характер активности по отношению к объекту внимания; I

Уровень комфортности во время эксперимента;

Анализ речевых высказываний детей;

Желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) -- ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) -- внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) -- внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми (приложение 2).

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Методика №5. «Интервью» (О. В. Дыбина) Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / О. В. Дыбина.- М., 2008

Цель: Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Материал: Микрофон.

Содержание: Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия -- остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».

Оценка результатов:

*3 балла -- ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3--5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.

* 2 балла -- ребенок формулирует 2--3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняет логику интервью.

* 1 балл -- ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.

В современном обществе создание новых социальных отношений делает проблему развития общения приоритетной, так как процессы общения пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества.

Серьёзные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться, и в обычной жизни, которая сегодня заставляет отказываться от многих привычек и ломает устоявшиеся стереотипы. Неподготовленному человеку очень трудно выйти из этой ситуации без "потерь", нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что человек, испытывающий затруднения, боится обратиться к окружающим за помощью, так как просто не умеет общаться.

В процессе общения человека с другими людьми происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат, не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, другими людьми.

Тема работы достаточно актуальна: проблема общения со сверстниками в дошкольном возрасте сегодня часто поднимается как в теоретической литературе, так и в практической деятельности. Однако рекомендации для практических психологов, воспитателей и родителей по данному вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации с детьми дошкольного возраста, хотя очевидно, что для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и развитие общения со сверстниками, а именно уже в дошкольном возрасте. Поэтому проблеме - диагностика особенностей общения со сверстниками в дошкольном возрасте - уделяется первостепенное внимание.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениямии навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Такое предположение дает нам тот факт, что в онтогенезе дети сначала научаются общаться со взрослыми и лишь значительно позднее общаться между собою. Поскольку в то единое социальное окружение, в котором растет ребенок раннего и дошкольного возраста, входят и взрослый, и дети, понятно, что личность взрослого, столь значимая для малыша, конечно, опосредствует его связи со сверстниками. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми складывается прижизненно, но изменяется в течение жизни.

Становление общения со сверстником предполагает оформление у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей. Ее особенность состоит в возможности для ребенка сравнивать себя с ровесником путем прямого наложения сведений о себе на образ равного существа, в то время как взрослый для маленького ребенка - идеал, реально недостижимый.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими детьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина общения детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие?пакости?. Такое общение остро переживается и несет массу разнообразных эмоций.

Опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируются и закрепляются негативное общение со сверстниками, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы общения и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным.

Важнейшим фактором развития личности дошкольника, всех ее составляющих является общение со сверстниками. Общаясь с себе подобным, ребенок-дошкольник формирует представление о себе, сравнивая поступки икачества своего товарища со своими собственными. Именно сверстниккак равноправный партнер по общению выступает для ребенка в качестве объективной "точки отсчета" в процессе познания себя и окружающих. В общении со сверстниками развивается двигательная активность ребенка, формируются коммуникативные и организаторскиеспособности, осуществляется нравственное развитие: ребенок учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. Велико значение общения со сверстниками в формировании самооценки ребенка, уровня его притязаний.

В настоящее время актуальным направлением деятельности становится диагностическая работа, направленная на определение развития общения детей дошкольного возраста, так как вся последующая коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на результатах этой диагностики.

Диагностическая работа была проведена на базе МДОУ д/с №37 "Семицветик" комбинированного вида в поселке Малиновка Кемеровской области .

В исследовании участвовало 14 детей. Средний возраст на момент обследования состоит от 4 лет 2мес. до 4 лет 8 мес.

Целью работы явилось изучение особенности диагностики общения со сверстниками на примере средней группы детского сада. В работе был использован: выборочный, включенный, одноразовый метод наблюдения, метод эксперимента, и вспомогательный метод беседы.

В психолого-педагогической литературе существует наибольшее количество диагностических методик, применяемых при диагностировании детей. Из предложенных методик в качестве диагностического материала были выбраны следующие методики:

Изучение коммуникативных умений.В. Богомолов

Цель: Исследование содержания потребности общения, мотивации общения и средств общения.

Изучение свободного общения Г.А. Урунтаева

Цель: Выявление показателей интенсивности (количество детей в объединении, продолжительность игровых объединений) и средств общения.

Изучение критериев выбора партнера Г.А. Урунтаева

Цель: Выявление избирательности у детей дошкольного возраста.

Апробируя данные методики, мы выявили, что у детей 4-5 лет проявляется: совместная деятельность, собственно деятельность, потребность в сотрудничестве, склонность к конкуренции и соревновательности, соревновательное подражание, непримиримость к оценке товарищей, деловой и личностные мотивы, а так же экспрессивно- мимические средства, речевые средства, продолжительность общения, проявляет предпочтение при выборе партнера, наибольшее количество детей в общении.

При апробации методик было обнаружено, что методика "Изучение критериев выбора партнеров" менее продуктивна и не подходит для детей данного возраста, так как четырехлетние дети не могут осознать собственные предпочтения в общении и поэтому называют тех сверстников, которые попадают в поле зрения. В исследовании поставленная цель не была достигнута, так как дети, отвечая на вопросы, называли имена тех детей, кто находился в данный момент в их поле зрения. А тех, кого в этот день не было в группе (кто являлся другом, с которым они в обычный день проводили все время пребывания в детском саду) дошкольники даже не вспоминали.

Например: Ребенок (Г.В.), проявивший избирательность при выборе партнера для общения, был мотивирован желанием играть только с этим ребенком (П.Н.). В основе мотивации было желание обладать красивой игрушкой.

Данное исследование минимизировано как по затратам сил психолога, так и ребенка. Минимизировано также по затратам времени и на сбор информации и на обработку данных. Но оно не может использоваться в дальнейших исследованиях для детей среднего дошкольного возраста, так как оно менее продуктивно и не оправдывает поставленную цель. Дети не проявили должного интереса к диагностической процедуре, они часто отвлекались, на вопросы отвечали "вяло", без охоты и старались поскорей уйти играть со сверстниками.

Апробируя диагностическую методику "Изучение коммуникативных умений", было выявлено, что она эффективна и может использоваться в дальнейших исследованиях, так как она проста в применении, минимизирована по затратам сил, как ребенка, так и психолога. А также минимизирована по затратам времени, средняя величина времени колеблется от 5 до 15 минут, а также проста в дальнейшей обработке результатов. Данная методика позволила собрать фактический материал и выявить определенные показатели общения со сверстниками в среднем дошкольном возрасте. Такие как:содержание потребности и мотивация общения

  • средства общения
  • интенсивность общения
  • Детям данная процедура очень понравилась, они выполняли ее с большим желанием и не отвлекались на другие предметы. При диагностировании детей данной методикой вторую серию можно не использовать, так как результаты второй серии полностью совпадают с результатами первой серии методики.

    При апробации методики "Изучение свободного общения" было выявлено, что данная методика оказалась наиболее эффективной, так как мотивация была направлена на свободную, привычную для детей игровую деятельность. Однако данная методика очень сложна при сборе информации для основного протокола наблюдения, так как затрачивается очень много сил психолога и на сбор информации уходит много времени (наблюдение длится в течение 3 дней). При обработке данных также тратится много сил экспериментатора. Подсчитывается по формуле частота контактов; количество контактов с каждым ребенком по всем срезам; определяется показатель интенсивности; условно определяется избирательность; высчитывается средняя продолжительность общения. На детей данная процедура не оказывает никакого влияния, так как дети играют в привычной для них обстановке и психолог не взаимодействует с ними, а просто записывает свои наблюдения.

    Проанализировав выбранные методики, мы пришли к выводу, что диагностическая методика "Изучение свободного общения" самая актуальная и наиболее эффективная при диагностировании детей в средней группе детского сада.

    Проведя диагностирование с использованием методики "Изучение свободного общения" получены следующие результаты представленные в таблице №1

    Таблица №1

    Ф.И. ребенка Интенсивность Избирательность Частота контактов Продолжительность контактов Наличие мотивации Тип мотивации
    Личные симпатии Внешние мотивации Совместная деятельность
    1 Андрей А. + + + +
    2 Коля А. + + +
    3 Кирилл Бас. +
    4 Кирилл Бог. +
    5 Дима Б. + +
    6 Люба Б. + + + +
    7 Полина В. + +
    8 Виталя Г. +
    9 Вова Г. + + +
    10 Максим К. + + +
    11 Илья Л.
    12 Никита П. + + +
    13 Света Р. +
    14 Настя С. +

    Исходя из полученных результатов, были внесены изменения и дополнения в план работы воспитателя. А именно:

    Проведение совместных праздников и досугов во вторую половину дня

    Использование сюжетно ролевых игр

    Проведение спортивных праздников и всевозможных спортивных эстафет.

    Увеличение числа игр со строительным материалом

    Увеличение числа подвижных игр

    Коррекционная работа проводилась на протяжении 4 месяцев, для улучшения коммуникативных способностей. За данное время было проведено 5 спортивных мероприятий, один раз в неделю проводился совместный праздник и по средам организовывался сладкий вечер. А также проведение всевозможных подвижных и дидактических игр, основанных на развитие коммуникативных способностей.

    Через 4 месяца была проведена повторная диагностика с использованием методики "Изучение свободного общения", результаты которой показаны в таблице №2

    Таблица №2

    Ф.И. ребенка Интенсивность Избирательность Частота контактов Продолжительность контактов Наличие мотивации Тип мотивации
    Личные симпатии Внешние мотивации Совместная деятельность
    1 Андрей А. + + + + + +
    2 Коля А. + + + + +
    3 Кирилл Бас. +
    4 Кирилл Бог. + + + +
    5 Дима Б. + + + +
    6 Люба Б. + + + + +
    7 Полина В. + + + + + +
    8 Виталя Г. + + +
    9 Вова Г. + + + + +
    10 Максим К. + + + + + +
    11 Илья Л. + + + +
    12 Никита П. + + + +
    13 Света Р. + + +
    14 Настя С. + + + +

    Исходя из полученных данных, можно увидеть, что методика "Изучение свободного общения" является приемлемой. Она показывает положительный результат, и эффективность составляющих коммуникативных способностей детей в средней группе детского сада, что тем самым позволило внести коррективы в план работы воспитателя, для получения результата (или положительных данных), в развитии коммуникативных способностей у детей в средней группе детского сада.

    Таким образом, выбранная методика наиболее эффективна, так как мотивация была направлена на свободную, привычную для детей игровую деятельность. С помощью этой методики мы достигли поставленной цели: изучение особенности диагностики общения со сверстниками на примере средней группы детского сада. В дальнейшей работе, мы можем использовать ее для получения наивысших результатов.

    Инна Смирнова
    Диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

    Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения. Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста , его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.

    Описание диагностической программы исследования

    Цель : выявить уровень развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста .

    Исходя из цели были поставлены следующие задачи :

    Подобрать комплекс методик для диагностики уровня развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста .

    Разработать критерии оценки и уровни сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста .

    Характеристика диагностической программы исследования .

    № Изучаемые свойства Методика

    1 уровень навыков общения схема наблюдения (по М. Я. Басову)

    2 поведение ребенка в ситуации морального выбора методика «Подели игрушки»

    3 коммуникативные умения детей методика «Раскрась рукавички"

    4 особенности навыков общения детей беседа с неоконченными ответами

    5 коммуникативная компетентность в общении со сверстниками методика «Картинка»

    6 уровень сформированности личных взаимоотношений Игра «Секрет» (социометрия)

    Описание методик.

    1. Схема наблюдения (по М. Я. Басову)

    Цель наблюдения : выявить уровень межличностного общения детей дошкольного возраста .

    Схема наблюдения включает в себя единицы наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Исходя из этого, выделили единицы (критерии) нашего наблюдения :

    1. Владение пластикой (мимика, жесты, пантомимика)

    2. Чувствительность к воздействию сверстника

    3. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника

    4. Характер участия в действиях сверстника

    5. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

    6. Наличие потребности в общении

    7. Продолжительность общения

    Критерии уровня развития навыков общения .

    Высокий уровень. Характер движений плавный; жесты естественные, выразительные; лицевые мышцы без напряжения, открытый взгляд. Высокая чувствительность к воздействию сверстника : ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, подхватывая их идеи. Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника. Позитивные оценки действий сверстника (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает) . Радостное принятие положительной оценки действий сверстника со стороны взрослого и несогласие с отрицательной оценкой. Нуждается в общении : первый пытается начать разговор и предлагает нужные атрибуты. На протяжении дня сохраняет длительную готовность и способность общаться со сверстниками.

    Средний уровень. Характер движений импульсивный; жесты выразительны, порывисты; мышечный тонус повышен, преобладающее выражение лица – улыбка. Средняя чувствительность к воздействию сверстника : ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника. Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. Негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается) . Согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. В общении нуждается , но участвует в общении по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстро устает и через некоторое время прекращает общение со сверстниками .

    Низкий уровень. Движения резкие; жесты хаотичные, не обладают выразительностью; преобладает «жесткое выражение лица» ; «взгляд исподлобья» , отсутствует «глазной контакт» . Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует : ребенок не отвечает на предложения. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами) . Нет оценки действий сверстника. Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. Проявляет безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность. Ребенок избегает даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту .

    2. Методика «Подели игрушки»

    Цель : исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора.

    Ход работы. Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит.

    Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

    Оценка результатов теста :

    Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно – низкий уровень навыков общения ;

    Если оставляет себе две игрушки, а остальные делит между другими участниками – средний уровень навыков общения ;

    Если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно – высокий уровень навыков общения .

    3. Методика «Раскрась рукавички» .

    Цель : изучение коммуникативных навыков детей .

    Используемый материал : силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

    Ход работы.

    I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

    II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

    Оценка результатов теста

    Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии , по следующим признакам :

    Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению , как они это делают, какие средства используют : уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;

    Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности : замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

    Как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

    Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

    Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии) .

    4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

    Цель : выяснить особенности взаимоотношений детей .

    Ход работы. Проводилась беседа с неоконченными ответами.

    Вопросы :

    1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?

    2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?

    3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?

    5. Методика «Картинка»

    Цель : выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками .

    Оборудование : картинка с изображением конфликтной ситуации - изображена группа детей , не принимающих девочку в игру.

    Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.

    6. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)

    Цель : выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками .

    Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем детей по одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам :

    1. С кем ты хочешь играть и почему?

    2. С кем ты хочешь дружить и почему?

    3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

    Чтобы вызвать интерес у детей к игре – в задание вносился характер таинственности : ответить «по секрету» . Перед началом эксперимента : «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет» . Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем : «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор) . Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т. к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.

    Данная методика была разработана Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой [Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., 2000] для диагностики детско-родительского общения в период кризиса 6 - 7 лет и, по мнению авторов, позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее благоприятного или неблагоприятного становления уже на этапе школьного обучения. С нашей точки зрения, методика может быть вполне релевантна и за пределами кризиса 6 - 7 лет, например ее можно использовать и на семьях с детьми младшего школьного возраста.

    При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об общении как двустороннем процессе взаимной направленности действий людей, считая необходимым исследование обеих сторон коммуникативного взаимодействия.

    Были разработаны два опросника следующей диагностической направленности:

    1. анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания общения родителей с ребенком («ОСОР-В»);
    2. тест-опросник для детей, выявляющий представления о содержании их общения с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком.

    Опросники построены на основе выделения и изучения основных видов содержания общения ребенка со взрослым при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

    Показаниями к применению данных методик, по мнению ее авторов, могут выступать:

    • — диагностика социальной ситуации развития как показателя психологической готовности ребенка к поступлению в школу;
    • — оценка уровня актуального и прогноз уровня ближайшего коммуникативного развития;
    • — трудности возрастного развития дошкольника при переходе к младшему школьному возрасту (симптоматика кризисного поведения);
    • — межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении дошкольника родителями.

    Анкета-опросник «ОСОР-В» построена на десяти номинальных шкалах, каждая из которых состоит из четырех утверждений, касающихся определенного содержания общения взрослого с ребенком. Задание представлено в виде 40 закрытых утверждений. Психолог в процессе прямого опроса предлагает родителям четыре варианта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодействии с детьми обсуждают ту или иную тему. Оценки фиксируются на специальном бланке, в котором имеется 40 пронумерованных клеточек. Для записи ответов используется 4-балльная шкала, с помощью которой испытуемые отмечают степень выраженности оцениваемого качества. Если та или иная тема, представленная в коммуникативном опыте взрослого, обсуждается с детьми часто, то в соответствующей графе листа ответов взрослый ставит два плюса: «++»; если обсуждается, но нечасто - один плюс «+»; если о чем-то говорят редко, то один минус «-»; если никогда - два минуса «- -». При обработке данных первоначально вычисляется алгебраическая сумма плюсов и минусов по каждой шкале. Окончательный - общий - результат представляет соотношение четырех выделенных авторами сфер содержания общения. Сфера «Быт» объединяет три шкалы; сфера «Познание» - две шкалы; сфера «Социальный мир» - две шкалы; сфера «Внутренний мир ребенка» - три шкалы.

    1. Сфера быт :
      • шкала удовлетворения витальных потребностей (ВП) ребенка - здоровья, гигиены, питания, безопасности;
      • шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) - помощи по дому, домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания;
      • шкала формальных совместных занятий (ФСЗ) - совместных видов игры, конструирования, рисования, чтения, счета, письма, просмотра телепередач.
    2. Сфера познания:
      • — шкала содержания познания (СП) - законов природы, растений, животных, анатомо-физиологических сведений о человеке, информации об известных ученых, писателях, путешественниках и др.;
      • — шкала процесса познания (ПП) - способов самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др.
    3. Сфера социального мира:
      • шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспитателя (учителя), его детсадовские (школьные) отношения со сверстниками, участие в ходе организованных взрослыми занятий, выполнение их поручений, успехи, неудачи в детском саду (школе);
      • шкала норм социального взаимодействия (НСВ ), где обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения.
    4. Сфера внутреннего мира ребенка:
      • шкала мира мыслей ребенка (ММР) - особенностей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам, того, что и как он придумывает, сочиняет, способов решения тех или иных заданий, которые ребенок сам нашел;
      • шкала мира чувств ребенка (МЧР) - обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношения к людям (симпатии, антипатии) и др.;
      • шкала Я- концепции ребенка (ЯКР), касающаяся обсуждения перспектив общего развития ребенка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе.

    Опросник позволяет получить информацию о специфике содержания общения 6 -7-летних детей с близкими взрослыми с позиции самих детей. Осуществить это с помощью прямого опроса очень сложно, поэтому использовалась непрямая (игровая) тех ника, заимствованная из теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Процедура была модифицирована применительно к задачам исследования детских представлений о содержании общения с близкими взрослыми.

    Материал для проведения обследования

    Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материализирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей различных возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В наборе обычно присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Введена также фигура человека «Никто» с целью выявления содержания общения, которое отсутствует в семье. Каждая фигура снабжается коробочкой - «почтовым ящиком».

    В комплект материала также входят напечатанные на карточках «письма» с короткими «посланиями», в которых отражено адаптированное для детей содержание различных коммуникативных ситуаций. Коммуникативные ситуации представлены в 40 «посланиях», которые соответствуют ранее описанным сферам содержания общения и отдельным шкалам.

    Процедура проведения обследования

    После установления контакта с ребенком психолог просит его рассказать о людях, с которыми он живет в своей семье. Далее с помощью специально создаваемой игровой ситуации испытуемый из всего набора фигур выбирает те, которые, по его мнению, представляют семью. Ребенку предлагается в дальнейшем обращаться к ним как к членам семьи. Затем рядом с каждой из выбранных фигур, изображающих членов семьи ребенка, ставится коробочка («почтовый ящик») и ребенку объясняется, что ему предстоит «посылать письма» своим близким. При этом ребенку показывают карточки и говорят, что они содержат «послания» и его задача положить каждое из них в ящичек той фигуры, к которой «послание» подходит больше всего. Если «послание» на карточке, по мнению ребенка, никому не подходит, то его надо отдать фигуре человека «Никто» (психолог вводит соответствующую фигуру). Если же ребенок считает, что послание подходит нескольким членам семьи, то данную карточку он должен отдать психологу.

    Взрослый сам зачитывает детям «послания» с целью уточнения понимания ребенком содержания представленного фрагмента общения. Например: «…рассказывает мне о растениях и животных. Кто рассказывает тебе о растениях и животных? Давай ему отошлем это письмо. Если в твоей семье тебе никто не рассказывает об этом, то отдай это письмо фигуре «Никто». А может быть и так, что тебе об этом рассказывают сразу несколько человек, тогда отдай карточку мне, а я отмечу, что это письмо получили несколько человек».

    Интерпретация результатов методики

    При обработке результатов детского варианта опросника («ОСОР-Д») авторы предлагают рассматривать распределение внимания к тому или иному содержанию общения между членами семьи, а также соотношение коммуникативных ситуаций, отданных персонажу «Никто» и семье в целом.

    Показатели, отражающие особенности содержания общения родителей с детьми, ранжируются. Предварительно рассчитываются средние арифметические баллы по каждой группе шкал (сфере содержания общения), которые затем располагаются в последовательности от большего к меньшему. Им присваиваются ранги от первого до четвертого. Меньшему значению ранга соответствует наибольшая степень выраженности в общении того или иного содержания общения. При этом появляется возможность выделить доминирующие сочетания тех или иных видов содержания общения. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания общения, присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в котором аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется уже с точки зрения ребенка соотношение видов содержания общения, которое предлагают ему родители.

    Текст опросника «ОСОР-Д»

    Послания, предъявляемые ребенку

    1. Витальные потребности (ВП):
      • — этот человек говорит со мной о моем здоровье, болезнях;
      • — этот человек объясняет мне, что надо делать, когда я встречаюсь с опасностью;
      • — этот человек говорит мне, что и сколько надо есть;
      • — этот человек говорит мне, чтобы я умывался(лась), чистил(а) зубы, вставал(а) вовремя.
    2. Ситуативно-бытовые действия (СБД):
      • — этот человек говорит мне о том, чтобы я помог(ла) по дому: уб-рал(а) квартиру, вымыл (а) посуду и др.;
      • — этот человек говорит мне о том, чтобы я сам(а) одевался(лась) убирал(а) за собой вещи;
      • — этот человек напоминает мне о моих домашних обязанностях;
      • — этот человек говорит мне, чтобы я бережно и аккуратно относился (относилась) к домашним вещам.
    3. Формальные совместные занятия (ФСЗ):
      • — этот человек обсуждает со мной, что мы будем смотреть по телевизору;
      • — этот человек разговаривает со мной, когда мы вместе играем;
      • — этот человек говорит со мной, когда мы вместе или лепим, или рисуем, или конструируем;
      • — этот человек говорит со мной, когда мы вместе читаем или занимаемся счетом, письмом.
    4. Содержание познания (СП):
      • — этот человек рассказывает мне об известных ученых, писателях, путешественниках;
      • — этот человек рассказывает мне о том, как и почему изменяется природа;
      • — этот человек рассказывает мне о том, как устроен человек;
      • — этот человек рассказывает мне о растениях и животных.
    5. Процесс познания (ПП):
      • — этот человек отвечает на вопросы, которые я задаю;
      • — этот человек рассказывает мне, что можно смастерить из разного материала;
      • — этот человек объясняет мне, если я что-то не понимаю или не знаю;
      • — этот человек объясняет мне значения новых слов.
    6. Формальная школьная действительность (ФШД):
      • — этот человек расспрашивает меня о выполнении заданий воспитателя (учителя);
      • — этот человек интересуется проблемами моих друзей (одноклассников);
      • — этот человек расспрашивает меня о моих успехах, неудачах в детском саду (школе);
      • — этот человек расспрашивает меня о занятиях в детском саду (школе).
    7. Нормы социального взаимодействия (НСВ):
      • — этот человек говорит мне, что нельзя баловаться, врать, обижать маленьких;
      • — этот человек говорит, как надо вести себя в гостях, в детском саду (школе) и др.;
      • — этот человек ругает меня за плохие дела, хвалит за хорошие;
      • — этот человек рассказывает мне о людях честных и нечестных, справедливых и несправедливых.
    8. Мир мыслей ребенка (ММР):
      • — этот человек расспрашивает меня, что я думаю о разных вещах;
      • — этот человек интересуется моим мнением, взглядами по разным вопросам;
      • — этот человек обсуждает со мной то, что я сам(а) придумываю, сочиняю;
      • — этот человек расспрашивает меня, как мне удалось что-то выполнить, сделать, решить.
    9. Мир чувств ребенка (МЧР):
      • — этот человек говорит со мной о моих грустных или радостных переживаниях;
      • — этот человек расспрашивает меня о моем хорошем или плохом настроении;
      • — этот человек обсуждает со мной то, как я отношусь к людям: почему кого-то люблю, а кого-то не люблю;
      • — этот человек расспрашивает меня о том, что мне нравится делать, а что нет.
    10. Я-концепция ребенка (ЯКР):
      • — этот человек обсуждает со мной то, какой(ая) я есть и каким(ой) могу быть;
      • — этот человек говорит мне о том, как я изменился(лась): какой(ая) я был(а) раньше и какой(ая) стал(а) сейчас;
      • — этот человек обсуждает со мной, почему я доволен(льна) или недоволен(льна) собой, уважаю или не уважаю себя;
      • — этот человек расспрашивает меня, что я думаю о себе.

    Инструкция

    Уважаемые родители!

    Вам предлагается список утверждений, касающихся различных ситуаций Вашего общения с детьми. Прочтите, пожалуйста, утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

    «+ +» часто это обсуждаю;

    «+» обсуждаю это, говорю об этом;

    «-» редко говорю об этом;

    «-» никогда не говорю об этом.

    Здесь нет «хороших» или «плохих» ситуаций общения. Пожалуйста, отвечайте так, как это складывается у Вас в реальном взаимоотношении с ребенком. Очень важно, чтобы Вы оценили все утверждения.

    Текст опросника «ОСОР-В»

    1. Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).
    2. Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.).
    3. В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.
    4. Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.
    5. Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений.
    6. Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя).
    7. Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.).
    8. Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах.
    9. Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.).
    10. В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития.
    11. Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.
    12. Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).
    13. Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др.
    14. Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных).
    15. Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др.
    16. В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников).
    17. Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.
    18. Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.
    19. Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).
    20. Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).
    21. Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
    22. Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).
    23. Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.
    24. Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).
    25. Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
    26. Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).
    27. Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».
    28. Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.
    29. Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.
    30. Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
    31. Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).
    32. Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.
    33. Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).
    34. Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).
    35. Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
    36. Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).
    37. Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.).
    38. Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания.
    39. Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.
    40. Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    ## ## ## ## ###### ## ## ## ##
    ## ## # ## ## ## ## # ##
    ## ## ## ## ## ## ## ## ## ##
    ## ## ## ### ## ## ## ## ###
    ## ## ## ## ## ## ## ##
    # ## ## ## ## ## # ## ## ##
    ## ## ## ## ### ## ## ## ##

    Введите число, изображенное выше:

    Подобные документы

      Теоретические основы изучения проблемы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование уровня развития общения детей. Анализ результатов и выявление особенностей межличностных отношений дошкольников.

      курсовая работа , добавлен 06.05.2016

      Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

      курсовая работа , добавлен 09.06.2011

      Структурно-содержательные характеристики общения. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками.

      курсовая работа , добавлен 19.11.2016

      Характеристика основных подходов к пониманию межличностных отношений. Понятие, структура и содержание межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками, их особенности и способы проявления в различных периодах дошкольного возраста.

      контрольная работа , добавлен 26.09.2012

      Роль и функции общения в психическом развитии детей. Понятие мотивов и средств общения у дошкольников. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе. Определение умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

      дипломная работа , добавлен 24.09.2010

      Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях образовательной среды. Диагностический инструментарий для изучения проблемы.

      курсовая работа , добавлен 21.10.2013

      Выявление основных особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Эмпирическое исследование проблемы развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры.

      курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.