Приемы звукоизвлечения на гитаре. Методическая разработка.Способы звукоизвлечения на гитаре

Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.

Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.

Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?

На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения» . Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.

Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой ). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин . Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.

Более подробно о приемах читайте , а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.

Все способы гитарного звукоизвлечения

Удар, бой и расгеадо

Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.

Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.

Тирандо и апояндо

Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.

Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.

Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.

В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.

Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов

Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.

Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.

Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.

Тэппинг или фортепианная техника

Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг . Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.

Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.

Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.

Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.

Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в статье.

Приемы игры – это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально – художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта.

Основной способ извлечения звука – медиатором, которым производятся удары вниз, вверх, а также тремоло,

Тремоло – основной прием для извлечения продолжительного звука на домре. Хорошее тремоло отличается абсолютной ровностью при движении медиатора вниз – вверх.

Следует обратить внимание на то, что названия приемов звукоизвлечения на домре дано по аналогии с практикой скрипичной игры. Что касается обозначения отдельных игровых приемов (например, движение медиатора вниз или вверх), то здесь предпочтительнее запись, типичная для балалайки (Уральская школа), в этом случае не возникает разногласия при использовании ансамблевой и оркестровой литературой для народных инструментов.

Со всеми предыдущими приемами игры тесно связана игра толчком, нажимом и броском.

Игра толчками – музыкально выразительный прием при извлечении звука ударами и тремоло, особенно при исполнении стаккато. Толчок – щипок без замаха в одну сторону, с относительно коротким временем контакта медиатора со струной.

Прием игры нажимом используется при исполнении драматического речитатива, подчеркнутого сфорцандо. Нажим – щипок в одну сторону без замаха, с относительно длинным временем контакта медиатора со струной. Отдельные звуки, взятые нажимом звучат педально, а тремоло – подчеркнуто, укороченно.

Изучение приемов игры толчками и нажимом обогащает палитру домры, дает простор фантазии и творческим поискам.

Чтение с листа

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом, не обладая подобным навыком. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми, разнообразными произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, формирование навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования.

Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, многие профессиональные музыканты не достаточно владеют подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно играют незнакомые. Студенты музыкальных учебных заведений также испытывают значительные трудности.

Формированием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, работу прекращают и ограничиваются констатацией важности фактора. Чтение с листа имеет место лишь при разборе, разучивании произведения. В музыкальных училищах чтению с листа также уделяется недостаточно внимания. Методические указания не обобщены и достаточно редко применяются на практике.

Таким образом, для формирования и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Под игрой с листа нужно понимать исполнение незнакомого произведения, желательно в темпе и характере близко к настоящему, без предварительного проигрывания на инструменте. Во многих методических работах чтение с листа называют навыком. Однако, я считаю, что чтение с листа является умением. В психолого-педагогической литературе, это понятие трактуется следующим образом:

Умение - успешное выполнение какого-либо действия с применением правильных приемов, способов;

Навыки – закрепленные, автоматизированные приемы и способы работы, являющиеся основными моментами сложной сознательной деятельности.

Но автоматизировать любой художественно-исполнительский процесс и в том числе чтение с листа – не возможно. Автоматизировать можно лишь отдельные приемы, которые в результате постоянной тренировки могут переходить в навыки. Основными приемами из них являются:

a) выявление и распознание известных факторных формул;

b) выявление ритмоинтонационных оборотов;

c) забегание глазами вперед;

d) свободная ориентировка на инструменте;

e) непроизвольный выбор аппликатуры.

Многие способы и приемы, сливаясь воедино, образуют систему взаимосвязанных навыков и умений более высокого уровня. Таким образом, чтение с листа следует называть умением, которое на высшей ступени развития способно становиться искусством.

Необходимо понимать, что разбор музыки и ее предпочтение разные и во многом отличные друг от друга виды деятельности.

Разбор музыкального произведения процесс обработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. Задача разбирающего, произведение – тщательный анализ, всестороннее осмысление и максимально точное воспроизведение нотного текста, подлежащего дальнейшему и обстоятельному разучиванию. Это достижимо лишь при нарочно замедленном темпе, неторопливом и пристальном «всматривании-вслушивании» во все детали изучаемого текста.

Отличие чтения с листа от разбора в том, что цель играющего при этом - получить целостное, комплексное (хотя, несколько приближенное) представление о произведении. Сделать это нужно, жертвуя многими текстовыми частностями во имя общего впечатления. Таким образом, характерными условиями отличия чтение с листа от разбора музыкального произведения является:

a) проигрывание произведения в положенном темпе;

b) проигрывание безостановочное, целостное, «сквозное», не нарушаемое попутными ошибками и возвратами к ранее сыгранному;

c) умение распознать при первой встрече с незнакомой музыкой то основное и главное, что определяет ее художественное содержание, - и в общих чертах воплотить все это на инструменте.

Урок №4. Звукоизвлечение

В школе классической гитары различают два основные способа звукоизвлечения: игра с опорой на струну и без опоры .
Рассмотрим их.

Игра с опорой

Этот способ позволяет извлекать наиболее яркие и громкие звуки. Поэтому используется при игре мелодичных нот. Техника его исполнения следующая:

  • Поставьте палец i на первую струну. Он должен быть немного согнут в предпоследнем суставе.
  • Теперь щипните струну таким образом, чтобы палец остановился на следующей, более толстой струне.

  • Важно помнить, что при игре работают только пальцы. Кисть не должна принимать в этом участия.
  • После палец убирается.

Шестая струна играется без опоры по той причине, что опираться не на что.

Игра без опоры

С помощью этого способа исполняется аккомпанемент.

Его техника отличается тем, что после щипка палец не опирается на следующую струну, а движется, как бы, внутрь ладони.

Большой палец правой руки играет независимо от остальных. Им тоже можно играть с опорой и без опоры, но чаще используется второй метод. Струна защипывается по направлению вниз, к более тонкой.

Упражнение 1

2) Играйте первую струну с опорой, чередую пальцы i и m. Тренируйтесь до тех пор, пока Вы не сможете играть минуту без запинок.
3) После проделайте тоже самое на всех остальных струнах.
4) Увеличьте темп.

Упражнение 2
Проделайте тоже самое, чередуя пальцы m и a.

Упражнение 3
В этом упражнении Вы должны играть с опорой чередованием пальцев i и m, только не на одной, а через струну.
1)Пальцем i зацепите первую струну с опорой на вторую.
2)Пальцем m - вторую с опорой на 3, итд.
3)Когда дойдете до последней струны - двигайтесь обратном направлении.

Упражнение 4
1) Включите метроном, установите темп 40.
2) Поставьте правую руку в стандартное положение, то есть каждый палец занимает свою струну.
3) Играйте без опоры третью, вторую, потом первую струну пальцами i,m,a соответственно.
4) После того, как первая струна сыграна, снова подставьте все пальцы на свои струны.

Левая рука.

При помощи левой руки вы прижимаете струны на определенных ладах, тем самым, изменяя длину звучащей части струны (от точки соприкосновения с грифом до верхнего порожка). Это и позволяет извлекать различные ноты.

Работа с левой рукой требует особого подхода. Главная проблема-это слабость пальцев (особенно мизинца), поэтому их необходимо тренировать. Делать это можно при помощи следующих упражнений:

Упражнение 1
1) Поставьте пальцы левой руки на первую струну. Каждому пальцу- свой лад. (1 палец на I лад, 2ой на II лад, итд.)
2) Щипните первую струну пальцем i правой руки, а затем, как бы, сорвите мизинец. Третий палец при этом должен остаться на струне.
3) Затем сорвите третий палец (уже без участия правой руки), потом второй. На струне должен остаться первый палец, прижимающий ее на первом ладу.
Такой прием называется нисходящее легато , он часто используется при игре и помогает извлекать ноты без помощи правой руки.

Упражнение 2

Теперь попробуем исполнить восходящее легато . Это обратный прием.

1)Поставьте 1 палец левой руки на I лад. И извлеките звук правой рукой.

2)Затем "ударьте" вторым пальцем левой руки по следующему ладу. Далее третьим- по 3, четвертым- по 4. При этом все пальцы должны оставаться на струне.

Упражнение 3

Играйте смешанное легато - это объединенные восходящее и нисходящее легато, следующие друг за другом.

Эти три упражнения помогут Вам развить цепкость и силу пальцев, повторяйте их пока не начнете выполнять их без запинок.
В процессе тренировок могут возникнуть боль и неприятные ощущения на кончиках пальцев левой руки- это быстрой пройдет, но не переусердствуйте, не стоит тренироваться через боль.

Следующий урок предусматривает, что Вы уже достаточно комфортно чувствуете себя при игре.

Основными способами звукоизвлечения на большинстве клавишных и струнных инструментов являются толчок, удар, нажим и взятие.

Толчок чаще всего встречается в игре начинающих музыкантов, не обладающих еще тонкими пальцевыми и кистевыми движениями и поэтому берущих звук движением всей руки. Кончики пальцев при этом остаются пассивными, не участвующими как в осуществлении точных и мелких движений, так и в формировании нужных двигательных представлений.

Удар по сравнению с толчком представляет собой более тонкое действие, включающее в себя активные движения пальцев. Для осуществления удара пальцем необходимо сначала сделать замах, при котором палец наиболее активно работает на уровне третьей фаланги. Однако при этом наиболее чувствительная часть пальца - первая фаланга и сами кончики пальцев, - как и при ударе, остаются пассивными. От этого, как указывает Н. И. Степанов, «невозможным становится также и обострение ощущений в момент контакта пальца с клавишами» .

Как отмечается этим исследователем, в ударных движениях велика сила инерции, во время которой палец не управляем со стороны мозговых центров и поэтому играющему бывает трудно поймать внимание и сосредоточиться на самом моменте контакта пальца с клавишей. «Последствия обучения игре на баяне (аккордеоне), основным способом звукоизвлечения в котором является удар, таковы, что учащиеся в силу объективных причин... останавливаются в своем развитии, как в техническом отношении, так и музыкальном» .

При нажиме кончик пальца с излишней силой давит на клавишу или струну, что на характер звука не влияет, но чувствительность пальцев ухудшает. К нажиму пальцев часто присоединяются мышцы локтей и предплечий, что ведет к общей мышечной зажатости и потере свободы в игре.

Наиболее естественные движения пальцев имеют свою основу в хватательном рефлексе, который, будучи приспособленным к игровым движениям музыканта, может дать наилучший технический результат. Отличительным признаком этого движения являются движения кончиков пальцев вовнутрь, в ладонь, что делает движения одновременно и экономичными, и чувствительными.

Наиболее распространенный прием исполнения на музыкальных инструментах - legato - основан на плавных, переходящих друг в друга движениях пальцев, напоминающих по своему характеру процесс ощупывания незнакомого предмета, когда информация о нем добывается на основе тактильных ощущений. При ощупывании достигается наибольший уровень как осязаемости предмета, так и осмысленности двигательного ощущения.

Известному фортепианному педагогу Г. Г. Нейгаузу принадлежат проницательные слова о том, что хорошее ощущение клавиатуры схоже с ощущением, когда держишь в руках прекрасную вещь. О важности таких ощущений говорит и известный чешский методист Й. Гат: «Наша задача - воспитать в себе такое ощущение, будто мы играем непосредственно самой клавишей на струне. Кончик пальца должен как бы срастись с клавишей, ибо только так может возникнуть ощущение, будто клавиша есть продолжение нашей руки, при помощи которой мы играем на струнах» .

Из всего этого следует, что музыканту во время игры необходимо контролировать как игровые движения-ощущения, так и создаваемый ими музыкальный образ.

Рассмотрим теперь, какими преимуществами обладает прием зву- коизвлечения хватание - взятие по сравнению с другими способами. Напомним, что это движение характеризуется движением кончиков пальцев в ладонь. Наиболее активными в этом случае являются первая и вторая фаланги пальцев. Наибольшая чувствительность пальца достигается в момент его еле заметного скольжения по клавише или струне, которое при этом способе звукоизвлечения обязательно присутствует.

Это движение очень экономично, потому что не требует большого замаха на уровне третьей фаланги и амплитуда движения пальца становится минимальной. Это дает возможность более эффективного управления движением, так как разница во времени между началом движения и получением информации о результате этого движения становится минимальной. Таким образом, как указывает Степанов, при помощи этого движения лучше всего достигается активность, экономичность и хорошая ощущаемость игровых движений.

Важно отметить, что при помощи этого игрового приема легко формируются синестезические связи, в которых звуковые и тактильные ощущения сливаются воедино. Мягкие прикосновения, легкие касания, нежное взятие, с одной стороны, энергичное sforzando, мощное pesanto, воинственное martellato, с другой, - во всем многообразии промежуточных оттенков этот прием себя оправдывает. Нейгауз приводит в своей книге совет Листа: хватать аккорд, слегка втягивая пальцы внутрь, к ладони, не опускать их как мертвые «тыкалки» на рояль. Но современная методика подтверждает, что этот прием актуален не только для аккордовой техники, но и для всякой другой фактуры.

Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям гитары детских музыкальным школ и центров внешкольного развития.

Звукоизвлечение - одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. В данной работе будут рассмотрены основные способы звукоизвлечения правой рукой и их особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»

Методическая разработка

Тема разработки: «Способы звукоизвлечения на гитаре. Приемы игры tirando и apoyando »

Педагог МАУДО ДШИ №3

Нижневартовск

2015 год

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям гитары детских музыкальным школ и центров внешкольного развития.

Звукоизвлечение - одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. В данной работе будут рассмотрены основные способы звукоизвлечения правой рукой и их особенности.

В процессе своего развития искусство игры на гитаре разделилось по принципу звукоизвлечения на две большие ветви: так называемую испанскую и итальянскую школы. Главное их различие состоит в использовании (или неиспользовании) способа apoyando, при котором отыгравший палец правой руки останавливается на соседней струне. Этот прием заимствован у фламенкистов и в испанской школе является определяющим. В итальянской школе apoyando изначально не применялось, ибо в основе ее лежит арпеджио (игра на разных струнах), исполняемое только приемом tirando, когда палец правой руки, не задевая соседнюю струну, проходит выше ее внутрь ладони.

Данная работа основана на методических работах таких гитаристов, как Э.Пухоль, Н.Кирьянов, П.Агафошин, П.Роч.

Особенности извлечения звука на гитаре.

Извлечение звука на гитаре производится ударами-щипками правой руки, причем удары указательного, среднего и безымянного пальцев направлены к себе, а большой палец ударяет струну от себя, несколько вниз. При игре кисть правой руки не должна быть напряжена, движение сосредоточено, главным образом в крайних суставах пальцев. Самый удар пальцев правой руки свободен и эластичен, он производится кончиками пальцев, направление удара – к себе и в то же время перпендикулярно струне. (Во избежания столкновения во время игры большого пальца правой руки с остальными пальцами следует держать его в стороне – отклоненным влево).

Пальцы левой руки в это же время прижимают соответствующие струны с достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым. Пальцы необходимо ставить так, чтобы последний сустав пальца был, по возможности, перпендикулярен к плоскости грифа.

Приемы игры tirando и apoyando .

Для пальцев правой руки в игре на гитаре сформировались два основных способа извлечения звука – тирандо и апояндо . Технические различия каждого из них заключается в направлении оттягивания струн и более резком движении кончика пальца при выполнении тирандо. Движение пальцев в апояндо и тирандо начинается с небольшого расстояния от струны или непосредственно от нее без замаха и удара.

Апояндо (apoyando (исп.)– опираясь, прислоняясь) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки с последующей остановкой кончика пальца на следующей (соседней) струне. Указательный, средний и безымянный пальцы после извлечения звука своими кончиками прислоняются к соседней толстой струне, большой палец – к соседней тонкой струне.

Можно выделить четыре основные фазы при извлечении звука приемом апояндо:

1)Палец прикасается к струне

2)В результате сгибания последней фаланги и нажания на струну кончиком пальца (подушечкой или ребром ногтя) струна отклоняется от своего обычного положения

3)Струна соскальзывает с пальца, остается свободной и начинает колебаться

4)Соседняя струна останавливает движение пальца, предоставляя таким образом точку опоры.

Необходимо следить, чтобы последние фаланги пальцев не разгибались под действием сопротивления струн, а рука не производила какие-либо лишние движения. Запястье должно оставаться округлым и не приближаться к деке.

Тирандо (tirando(исп.) – дергая, доставая) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки без последующей остановки кончика пальца на соседних струнах. Указательный, средний и безымянный пальцы после звукоизвлечения свободно проходят на небольшом расстоянии от соседней, более толстой струны, большой палец может отклоняться к кончику указательного пальца.

При извлечении звука приемом тирандо приготовленный палец (или пальцы) после удара уходит вверх в сторону ладони не касаясь соседней струны. Этот прием применяется при исполнении арпеджио и созвучий на разных струнах во избежании глушения звучащих струн.

Необходимо отметить различие в характере звучания гитары после применения того или иного способа извлечения звука: апояндо дает более сильные и плотные по тембру звуки, тирандо – более легкие и светлые. Великий испанский гитарист А.Сеговия называет прием тирандо «свободным ударом»

Поэтому апояндо чаще всего используется гитаристами для акцентированно-выразительного исполнения отдельных звуков, мелодий или мелодических пассажей. Прием тирандо в основном применяется для игры большинства видов двухголосия, аккордов, арпеджио, но может быть использован и при исполнении мелодий. В нотной литературе для гитары эти способы звукоизвлечения чаще всего обозначений не имеют и применяются гитаристами в зависимости от особенности изложения музыкального материала, понимания музыкально-художественного содержания произведения и технического удобства использования того или иного вида звукоизвлечения (обоих вместе).

Практика показывает, что нет никаких явных предпосылок к преимуществу какого-либо из них, однако лишь в том случае, если звукоизвлечение выполняется правильно. Направление оттягивания струны и принципы работы пальцев при верном исполнении

обоих приемов мало чем отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что

tirando - универсальный способ, им можно исполнить любую фактуру без исключения; тогда как apoyando невозможно при игре аккордов, арпеджио, двойных нот, многих видов полифонической фактуры.

Apoyando - прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары. Ч.Дункан в «Искусстве игры на классической гитаре», рассуждая о том, какой прием игры следует выбрать в том или ином произведении, приводит в пример игру профессионального теннисиста, которого спросили бы, «почему надо отказаться от простого удара ракеткой сверху вниз в пользу более сложного удара. Он ответит – чтобы улучшить удар!» Поэтому иногда имеет смысл отказаться от игры тирандо в пользу апояндо, чтобы добиться большей яркости и громкости звучания.

Часто приходится слышать, что учащиеся испытывают большие

трудности при освоении tirando, в то время как apoyando они овладевают намного быстрее и легче. Порой это служит главным аргументом

в пользу начала обучения с apoyando. Отчасти такое утверждение

верно. Но, к сожалению, несмотря на некоторые преимущества в качестве звука и сроках освоения, быстрее и легче большинство учащихся овладевает неправильным apoyando, приобретая негативные навыки, от которых впоследствии бывает очень трудно избавиться.

Правильное apoyando - способ не менее трудный для усвоения и по

сложности траектории движения, и по мышечной деятельности, нежели

tirando; поэтому к работе над ним, как и над tirando, нужно подходить

так же основательно, вдумчиво и аккуратно выполняя все

необходимые правила.

При правильной постановке правой руки в процессе игры этими приемами одновременно участвуют и подушечка пальца, и ноготь. Кончик

пальца нажимает на струну, подушечка проминается, ноготь касается струны, которая оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. Почти все пальцы производят движение от пястного сустава. Исключение составляет большой палец, действующий от запястья.

Движения «целых» пальцев наиболее естественны (таким же образом

мы берем предметы), в действие при этом вовлекаются межкостные ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней и весь палец,

работающий как длинный рычаг. Кроме того, развитость этих

мышц является одним из главных условий беглости.

Заключение.

Итак, внедрение в исполнительскую практику apoyando сыграло важную роль в становлении гитары как солирующего инструмента на рубеже XIX-XX веков. Позже, в творчестве А. Сеговии, этот прием, в сочетании с ногтевым способом звукоизвлечения, способствовал продвижению гитары на большую концертную эстраду. Плотный, сильный, глубокий и певучий тон Сеговии, активно использовавшего apoyando, до сих пор является одним из ярчайших образцов гитарного звучания.

Овладение приемами игры тирандо и апояндо являются основополагающими в освоении гитары и требуют особого внимания от исполнителя.

Список литературы:

  1. Ч.Дункан Искусство игры на классической гитаре / Пер. П.Ивачева. – М.: Музыка, 1988 год.
  2. В.Кузнецов Игровой аппарат гитариста: принципы постановки и работы // Как научить играть на гитаре: сб. ст. / составитель. В.Кузнецов. – М.: Классика XXI, 2006 год.
  3. Н.Кирьянов Искусство игры на классической гитаре. – М.: Торопов, 2002 год.
  4. Э.Пухоль Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. и. ред. И.Поликарпова. – М.: Советский композитор, 1983 год.
  5. П.Роч Школа игры на шестиструнной гитаре / Ред. А.Иванова-Крамского. – М.:Гос.муз.изд., 1962 год.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.