Праздничный народный костюм целостный художественный образ. Урок по изо народный праздничный костюм. Оборудование и материалы




Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи. Рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили с узким поясом или цветим шнуром. Порты шились суженные снизу до щиколотки. Завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх носили верхние шелковые или суконные штаны.




В южнорусский поневный комплекс входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник, "навершник" наплечная одежда типа укороченной рубахи, другие детали и украшения, головной убор "сорока", обувь.




Рубаха - основа женского народного костюма.. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.





В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушки оставлять их непокрытыми. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего в виде обруча или повязки.






Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Гамма цветов многокрасочна.


Список литературы 1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник

Г. Муром Владимирская область
МБОУ СОШ №13
Снисар Г.Д. учитель I категории
Изобразительное искусство 5 класс

Тема: « Народный праздничный костюм»
(по программе Б.М. Неменского)

Цели и задачи:
познакомить учащихся с народным русским костюмом;
воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;
развивать творческую и познавательную активность;
совершенствовать графические умения и навыки.

Оборудование:
журнал Юный художник, 1993;
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя – М.; Просвещение, 1989;
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
зрительный ряд по теме;
художественные материалы;
ИКТ

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План урока:
Организационная часть.
Вводная беседа по теме.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.

Ход урока:

Здравствуйте ребята, садитесь.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Древние корни народного искусства». На этом уроке мы познакомимся с народным праздничным костюмом, увидим целостность его художественного образа
(сопровождается презентацией).
Обратите внимание на зрительный ряд, представленный на доске, он поможет нам в раскрытии темы.
В старину женщину на Руси называли лебёдушка, лебедь белая, пава, утушка, сера птица – эстетическое представление наших предков неразрывно связывало женщину с образом птицы – « древнейшим священным символом добра, довольства и благополучия в славянской мифологии». Награждая женщину этими эпитетами, русский народ подчёркивал этим зрительную, пластическую сторону образа, который передавался через русский народный костюм.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Русский Север был тогда заповедником нашей родной старины, которая продолжала жить в народной одежде. Она сохраняла основные черты одежды Древней Руси, где наряды простой крестьянки и великой княгини различались лишь ценой ткани и богатством отделки.
Будничные одежды были простыми и скромными, их шили из холстины или сукна, которые ткали сами крестьянки на нехитром деревянном ткацком стане. Праздничные же, сшитые часто из покупных тканей, были нарядными и богатыми.
Женские одежды поражают своей самобытной красотой и обилием вариантов, ведь в каждой губернии одевались по-своему. Местный традиционный костюм повторял старинные образцы и нёс в себе древние художественные традиции.
Для всех сословий и классов длинная нижняя рубаха со сборками у ворота была основной, а для холостой молодёжи нередко и единственной одеждой. Праздничная рубаха наверху и по подолу щедро украшалась вышитым и тканым узорочьем. Свободная и широкая, сшитая из прочной льняной или пеньковой холстины, она была хорошо приспособлена к работе. В старой деревне на покос или на жатву шли как на праздник, надевая свои лучшие рубахи.
В женской одежде бытовало два вида рубах: одна с широкими сборчатыми рукавами, связанная с новгородской культурой, носили её в северных деревнях, сёлах и городах. Рубаху с сужающимися книзу рукавами называли «московской», и её можно было встретить в центральных и южнорусских губерниях.
Поверх рубахи в северных и центральных губерниях носили сарафан – высокую юбку с лямками, а в праздничном костюме ещё и нарядную пышную на лямках душегрею, которая сзади собиралась крупными складками. В народе её называли перо или пёрышко.
Дешёвые будничные сарафаны шили из льняной холстины с набивным узором, из клетчатой пестряди, домашней крашеной шерсти. Праздничные же – из многоцветного красочного ситца, узорного атласа, штофа и бархата. Но чаще шили сарафаны из парчи. Крестьяне побогаче покупали хлопчатобумажную, с медной позолоченной нитью парчу. Состоятельные люди, купцы своим жёнам и дочерям заказывали сарафаны и душегреи из драгоценной парчи с золотым узором. Их очень берегли и надевали лишь в самые главные праздники: на Пасху, в Рождество, на Троицу. При покрое женских нарядов ткань использовалась очень бережно, и обрезков не оставалось.
В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду – панёву. Распашная панёва-разнополка шилась из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани и собиралась сверху на вздёржке. Полы крайних полотнищ не сшивались и не сходились: так было удобнее ходить и работать. В некоторых местностях в панёву стали вшивать ещё и прошиву с узором, и она походила на юбку.
Праздничные одежды южнорусских губерний более ярки и красочны, в то время как северные строже и богаче. Так, убранство северного головного убора состояло из парчи, золотого шитья, жемчуга, перламутра и цветных камней. В восемнадцатом веке иные кокошники здесь стоили тысячу рублей и более, в то время как хорошая лошадь – всего десять!
Российский жемчуг добывали обычно в северных реках. Однажды император Александр I, будучи в Каргополе, шёл по городу и любовался местными народными одеждами. Он даже расспрашивал каргополок, не поддельный ли у них жемчуг – так много его было в их украшениях. И убедившись, что жемчуг настоящий, император остался этим доволен.
В холодное время года бедные женщины носили овчинные полушубки и шубы, нередко расшитые цветной нитью. А богатые шили шубейки из штофа на лисьем и беличьем меху с широким собольем воротником. На картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», написанной в 1891 году, мы видим красивых, здоровых и крепких русских людей как раз в таких одеждах.
Излюбленные украшения девушек и молодых женщин перстенёк и колечко, которое служило залогом согласия девушки выйти замуж. Впоследствии оно стало символом брака. После венчания женщины русского Севера могли носить и шейные украшения: жемчужные и перламутровые бусы и серебряные цепочки. А вот для невесты здесь делали из дорогой ткани наборошники в виде воротничка, плотно прилегавшего к шее и украшенного золотым и серебряным шитьём, драгоценными камнями и цветными стёклами. На юге же носили янтарные бусы, многочисленные бисерные украшения и цепочки.
В девичью косу вплетали парчовый или шёлковый косник с шитьём. Лента же означала, что девушку можно сватать.
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо.
Девичьи праздничные головные уборы от женских отличались тем, что не закрывали верхушку волос и делались в виде обруча, украшенного богатой тканью, жемчугом и цветными стёклами.
Женские головные уборы в разных местностях России были очень разнообразны по внешнему виду и назывались где кокошником (от «кокошь» - курица), а где сороками, кичками. Первые два походили часто на птиц, а вот южнорусская кичка была рогатой, что выражало идею плодородия.
Самые торжественные и богатые наряды надевала женщина на свою свадьбу. Если же в доме не было богатого штофного сарафана и жемчужной перевязки, то их занимали у соседей. А те, кто имел, по наследству передавал своим младшим сёстрам или дочерям.
В свадебное придание у девушки среднего достатка входило десять и более рубах, столько же холщёвых и ситцевых сарафанов, которых хватало лет на десять.
Подвенечный сарафан, в котором венчалась молодая в церкви, был траурного цвета, ведь девушка навсегда прощалась со своей волей. Участникам свадьбы нельзя было касаться друг друга голой рукой, что сулило бедность. Поэтому во многих местах шили рубахи-долгорукавки с рукавами порой до земли.
На второй день свадьбы надевала молодая красный сарафан, который символизировал супружество, а в южнорусских деревнях панёву красного цвета и красную шубу.
Русская народная одежда отмечена ярким национальным характером и отразила в себе богатые крестьянские и культурные будни.
- Ребята, сегодня на уроке вам необходимо выполнить эскиз праздничного костюма северных или южных районов России. При выполнении работы возьмите вертикальное положение листа, разместите работу посередине, прорисуйте элементы одежды. Важно аккуратно выполнять рисунок и сильно не нажимать на карандаш, чтобы он не проступал, когда начнёте выполнять эскиз цветом.
- Прежде, чем перейти к практической работе проведём физкультминутку.

Физкультминутка

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук, тук, тук, скорей открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц забегай
Лапу подавай.

Во время выполнения практического задания учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.

Подведение итогов.
В конце урока лучшие работы демонстрируются перед классом, оценки выставляются в журнал.
- На это урок закончен. До свидания!

Тема: «Народный праздничный костюм». Цель: Образовательная: Раскрыть: ­ народный праздничный костюм как целостный художественный образ; ­ северорусский и южнорусский комплекс одежды; ­ разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России; ­ форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов Воспитательная: формировать у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывать уважение и любовь к народным традициям. Оборудование (материалы: бумага, краски, карандаши, ластик); обучающая презентация, видеофильм «Женщина в народном костюме». Ход урока.

 1. Организационный момент. Приветствие. Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. ­ Я желаю всем нам хорошего урока!  2. Сообщение темы и цели урока На этой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм». Цель нашего урока ­ Раскрыть составные элементы праздничного костюма; увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села, почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.  3. Изложение нового материала. I. Актуализация знаний. Учитель: ­ Дети! Вы любите надевать красивую одежду? В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм. Учитель: ­ Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой­то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация. У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2­5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки. Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи. Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно­подводный мир. Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются? Ответы учеников: Орнаменты классифицируются по трем формам: центрический, ленточный и сетчатый.

Центрическим орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок. Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки. Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи. Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение? Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый. Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. _ А сейчас мы посмотрим интересный видеофильм. В нём вы увидите картины великих художников, которые изображали красоту народного костюма. Видеофильм «Женщина в народном костюме».  4. Практическая работа. А теперь, перейдем к практической работе. Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки. Этапы работы: ­ выбрать вариант костюма; ­ построить общую форму костюма; ­ наметить места украшений и орнамента; ­ определить колорит (цвет) костюма; ­ выполнить в цвете работу. И так ребята, приступаем к работе.  5. Закрепление знаний. Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.  6. Рефлексия 1.Что было самым интересном на уроке? 2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…». Спасибо за работу. Оценки за урок.  7. Домашнее здание: Закончить работу в цвете.

План-конспект урока "Народный праздничный костюм" 5 класс

Цели:

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* развивать патриотизм.

Задачи:

Учебные:

* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)

II. Формирование новых знаний.

«По одёжке встречают...»

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ - понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.

Давайте, сейчас повторим, какие детали старорусской одежды вы знаете? (Просмотр слайдов, ответы учащихся.)

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Давайте сейчас посмотрим отрывок из замечательного фильма «Морозко». Обратите внимание на только на одежду героев, а и на головные уборы. (Просмотр Х.ф.)

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение.

Головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII - XIX вв.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Скажите какие наиболее распространенные элементы оберегового орнамента вы знаете и что они означают? (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя).

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.(Просмотр репродукций на слайдах)

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: "Девичья коса – всему миру краса". Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.(Демонстрация моделей из коллекции школьного музея)

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. теме русской одежды есть еще один важный смысл.

Одежда - визитная карточка.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т.д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно - если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Еще немаловажно. Рукоделием занимались только ЖЕНЩИНЫ. Это еще одно подтверждение тому, что предки понимали - что атмосфера в семье зависела только от женщин.

III. Закрепление знаний.

Игра "Туесок " на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают достают листочки показывают на помощнице названные части костюма.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в русской одежде, головные уборы из музея.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии, народная хороводная музыка и песни.

Учитель: ребята, мы с вами должны помнить, что крестьянство на Руси – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме

V. Анализ работ. Подведение итогов урока.

В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.