План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: «Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием

К числу особенностей «Ревизора», как комедии, принадлежат:

  1. отсутствие положительных типов, какими являлись резонеры в комедиях 18-го века, каким является Чацкий у Грибоедова. Впрочем, сам Гоголь находил, что в его комедии есть положительное, благородное лицо, именно — смех; но под этим лицом скрывается, собственно говоря, сам автор, выставивший на всеобщее посмеяние своих неприглядных героев.
  2. Другою особенностью комедии является отсутствие в ней любовной интриги, которая считалась раньше почти неизбежной принадлежностью всякой пьесы.
  3. Эта особенность связана с особым характером завязки всей комедии. Сам Гоголь говорит по этому поводу: «Комедия должна вязаться сама собой, всей своей массою, в один большой общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, что волнует более или менее всех действующих … »

В этом отношении завязка комедии выбрана Гоголем чрезвычайно удачно: известие о ревизоре, действительно, задевает за живое всех выведенных лиц, производит всеобщее потрясение, заставляет каждого невольно выказать свой характер.

Уже одно то обстоятельство, что они так легко вдались в обман, достаточно характеризует выведенных лиц; в этом сказалось неспокойное состояние их совести, сознание своих проступков, боязнь законной кары, которая как бы ослепляет их и заставляет, по выражению городничего, «сосульку, тряпку принять за важного человека».

Местом действия в «Ревизоре» является захолустный провинциальный городишко, от которого, как говорит одно из действующих лиц комедии, хоть «три года скачи — ни до какого государства не доедешь».

Время действия легко установить из слов судьи (действующего лица в комедии). Это — начало 30-х годов.

Действующие лица комедии — преимущественно чиновники, вышедшие из рядов дворянства, но рядом с ними и другие социальные группы: городские помещики, купцы, мещане и пр.

Перед автором комедии стоял вопрос, отчего так безобразно, преступно работает в разных углах России чиновничий аппарат. Отвечая на этот вопрос, Гоголь и развертывает перед нами свою картину. Чиновников он связывает с купцами, с мещанами и, развивая действие, берет момент, когда на головы чиновников обрушивается «пренеприятное известие» о готовящемся приезде ревизора «инкогнито», «с секретным предписанием».

Словно пораженные громом, чиновники суетятся, теряются, ими овладевает безграничный страх: ведь они были уверены, что в такую глушь, как их городишко, никакой ревизорский глаз не заглянет.

Этот момент получения известия, создавший движение в рядах чиновников, вызвавший их на ряд действий, является завязкой комедии. За завязкой следует цепь событий, которые рисуют перед нами очень интересную борьбу. Вся она построена на самообмане чиновников: по существу дела они борются с призраком и благодаря этому попадают в чрезвычайно комические положения. Тем не менее, борьба продолжается, все возрастая и возрастая в своем напряжении.

Высшей точки борьба достигает в сцене сватовства Хлестакова. Чиновники уверены, что ревизия закончится благополучно, и торжествуют. Однако торжество оказывается преждевременным. Вскрытое почтмейстером письмо Хлестакова к петербургскому приятелю открывает чиновникам глаза на все происшедшее, и они чувствуют себя «в дураках».

Этот момент мы называем развязкой. Однако Гоголь на этом не обрывает комедии: ему мало оставить чиновников «в дураках», он хочет покарать их за все неправды так, чтобы повторение их стало невозможным. Отсюда — последняя сцена с жандармом, приводящая плутов-чиновников в совершенное оцепенение.

В комедии «Ревизор» действие происходит не в столице и не в среде высшего чиновничества, а в захолустье. Действующие же лица принадлежат к провинциальной мелкоте, которые только в сладком сне мечтают о генеральском чине. Но и здесь Гоголь достигает очень больших результатов благодаря необыкновенно художественному выполнению задачи.

Завязка комедии заключается в том, что в некоем маленьком уездном городке случайно проезжавшего молодого чиновника из Петербурга принимают за важную особу, при ехавшую ревизовать уезд. В городке все всполошилось. Все чиновники наперерыв стараются замазать грешки и привести подведомственные учреждения в надлежащий вид, а главное задобрить взятками важное лицо. Это им, разумеется, удается вполне, и в тот момент, когда они уже торжествуют свою победу -является не фиктивный, а настоящий ревизор.

«Ревизор» Гоголя во всех смыслах удивительная и особенная комедия. Она необычна и когда речь идёт о композиции. Конечно, многое казалось необычным в ту эпоху, а теперь всё уже кажется нормальным, привычным. Никого уже ничем не удивить.

Например, современники нашли очень странным такое «резкое» начало комедии. Никаких тебе объяснений, что за ситуация, герои. Сразу бросается речь о ревизоре каком-то. (А когда это происходит в зрительном зале, то кажется, будто весть эту сообщают зрителям в театре. Мол, сейчас приедет театральный ревизор, станет всех проверять! Можно и испугаться… Но это и хорошо – сопричастность.)

И ведь забавно, что Хлестаков как главный герой и не является злодеем. Сами чиновники навязывают ему «почетную» роль, от которой ему сложно отказаться в его положении. Будто бы чиновники воюют с ветряными мельницами, получается. И всё это происходит в их мирке, ведь персонажей не так уж много. У каждого свой практически карикатурный характер, «говорящая» фамилия. Вообще, даже фон – быт города весьма убогий. Всюду сплетни, глупость, суеверия.

Высшей точкой сюжета можно назвать мечту городничего. То есть он уже видит себя в Петербурге, богатым и значительным. Он будто ощущает неограниченную власть над людишками. А зритель и читатель ведь понимают,что всё это обман и глупости!

Важно, что в этой сатире нет особого места любви. Обычно без любовной интриги не обходится спектакль, а тут сама «любовь» дочки городничего к Хлестакову – комедия.

Ещё интересно, что композиция будто закручена в кольцо. В финале опять же весть о ревизоре, но уже настоящем. И ставшая классикой немая сцена! И ведь не просто все замирают, а в позах, отражающих их эмоции. Кроме того, сцена эта должна длиться по замыслу Гоголя пару минут. (Лишь бы зрители не уходили в гардероб, пока актеры стараются позой показать отчаяние.)

Интересно, что с появлением «Ревизора» возмутился один харьковский драматург, который раньше ещё создал подобную комедию. Видно,время пришло для таких произведений!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Без вести пропавший Горского

    Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже

  • Анализ рассказа Пришвина Белая радуга

    М. Пришвин провел всю свою жизнь, как бы ведя диалог с природой. Главным смыслом его жизни являлась идея: познакомить всех людей с чудесами природы и научить любить все живое вокруг себя

  • Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель

  • Анализ романа Набокова Машенька

    Произведение относится к периоду раннего творчества писателя и является первым прозаическим творением автора, пробой писательского пера.

  • Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом.

Замысел Гоголя нашёл блестящее осуществление в его комедии, определив её жанр как комедии социально-политической. Движущей пружиной в «Ревизоре» является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии - переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничьи масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, повлекло за собой включение з пьесу и образов купечества и мещанства.

«Ревизор» - это широкая картина чниовничье-бюрократического правления крепостнической России 30х годов. Гениальный писатель, Гоголь, рисуя эту картину, сумел так написать каждый образ, в неё входящий, что он. не теряя своего индивидуального своеобразия, в то же время представляет собой типическое явление тогдашней жизни.

Городничий убеждённый взяточник: «Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят. Он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги.

Цель его стремлений - «со временем… влезть в генералы». Зачем ему это нужно? «По понятию нашего городничего, - говорит Белинский. - быть генералом - значит видеть перед собою унижение и подлость от низших. В общении с подчинёнными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: «Л который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…»; «Вот я их, каналий…»; «Что самоварники, аршинники…» Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.

Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит уснащая свою речь выражениями, принятыми в чиновничьем кругу: «В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства».

Вторым лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие других чиновников, он представитель выборной власти: избран судьёй по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать сто. Он считается в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг.

«Ревизор»- подлинно народная комедия. Образы комедии типичны, поведение каждого героя жизненно мотивировано, их слова и поступки раскрывают их характеры. И хотя Гоголь нарисовал в «Ревизоре» мир провинциальных чиновников, глубина проникновения писателя в действительность была настолько поразительной, что зрители и читатели комедии сразу же увидели в ней изображение всей России - её бюрократического строя.

Поэтому-то постановка «Ревизора» и вызвала целую бурю возмущения и негодования со стороны чиновничьих кругов, крепостников и реакционной печати. Прогрессивная общественность высоко оценила комедию Гоголя.

Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю.

Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и логически последовательное сплетение событий. «Пренеприятное известие» о приезде ревизора; переполох среди чиновников; случайное совпадение ― приезд Хлестакова, впопыхах принятого за ожидаемого ревизора, и как результат этого ― ряд комических положений и происшествий; всеобщий трепет перед мнимым ревизором, взятки под видом одолжения денег взаймы при приеме чиновников, сватовство за дочку городничего и «торжество» осчастливленной семьи Сквозник Дмухановского; благополучный отъезд «жениха» и, наконец, неожиданное разоблачение всего случившегося благодаря перехваченному письму Хлестакова, посрамление «торжества», громовое известие о приезде настоящего ревизора, превратившее всех в «окаменевшую группу», ― такова сюжетная канва, по которой вышил Гоголь немеркнущие образы своих героев, дал типы характеры, наделив в то же время свою комедию сатиру смыслом огромной общественной ценности.

Весь ход событий, все поведение действующих лиц, строго мотивированное и вытекающее с полным правдоподобием из личных качеств этих людей и сложившихся ситуаций, связаны в «Ревизоре» единством завязки. Завязка ― ожидаемый приезда ревизора и «ошибка», благодаря которой Хлестаков принят за того, кого ожидали. Гоголь глубоко продуманно выполнил задачу построения своей пьесы, высказанную его же словами: «Комедия должна вязаться сама собой, всей своей массою, в один большой общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, кто волнует более или менее всех действующих. Тут всякий ― герой…»

Новаторством Гоголя как автора комедии было то, что в «Ревизоре» нет обязательной любовной интриги, нет традиционных добродетельных лиц и резонеров и необычно показан порок, который по требованию старых литературных законов непременно должен быть наказан: легкомысленная «пустышка» Хлестаков избежал всякого наказания, а плуты чиновники, хотя «окаменели», но зрителю известно, что их ждет с приездом настоящего ревизора. Сам же автор рознил своих героев правдой их изображения, глубоко верным показывая их существа тем с тем самым юмором и смехом, который, по словам самого Гоголя, является единственным «честным», «благородным лицом» в «Ревизоре».

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.