Основополагающий вопрос: о чем рассказывают руны? О чем говорят древние сакральные знаки? Руна Одал – значение и гадание

Якутская письменность имеет древнюю историю, начиная с VI века. В этом можно убедиться, познакомившись с экспонатами Музея письменности СВФУ имени М.К. Аммосова, где в преддверии Дня государственности республики прошел «круглый стол» на тему «Загадка якутских рун». Есть свидетельства того, что у народа саха, древних гуннов и тюрко-монголов есть не только общие этнические корни, но и совместные эпизоды прошлого.

Петровские писаницы
О том, что у якутов была своя письменность, говорят писаницы с руническими знаками на скалах по берегам Лены. Они были обнаружены академиком Окладниковым в верховьях реки на Шишкинских скалах, ниже села Качуг. Затем севернее, недалеко от Верхоленска и еще в нескольких местах. Самый северный в мире памятник рунической письменности обнаружен на левом берегу Лены ниже села Синск Хангаласского улуса, у деревни Петровской.
– В якутском языке и до прихода русских существовали такие термины, как «письмо», «грамота», «буква», «писать» – «сурук» и «бичик», – говорит старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, кандидат филологических наук Багдарын Ньургун. – Оба этих слова в том же значении имеются и у других тюрко-монгольских народов.
О наличии письменности у предков якутов свидетельствуют якутские легенды. В одной из них говорится о бегстве на север Эллэя, который научил якутов содержать скот и лошадей в суровых условиях тайги, готовить кумыс: «Эллэй раньше имел письмена, но свою книгу забыл на родине». В другой рассказывается о том, что Эллэй «был грамотным, имел книги, но книги свои бросил в реку, когда бежал из дома».
Кстати, после переселения на север саха потеряли и земледельческие навыки, которыми владели ранее. Они умели выплавлять железо из руды и изготавливать топоры, ножи, пальмы, котлы, наконечники копий и стрел, кольчуги. Как и у многих восточных народов, кузнецы у якутов были окружены почетом.

В контексте мировой истории
Работы по разгадке якутских рун ведутся в рамках составления академической «Истории Якутии» и финансируются Академией наук республики. И не только. Несколько лет в нашем крае успешные исследования проводит саха-немецкая экспедиция Фонда Гумбольдта и Российского фонда фундаментальных исследований.
– К исследованию больших научных проблем, равно как и к обобщению отдельных материалов, нужно подходить комплексно, с привлечением разных источников, включая археологические, этнографические, географические и многие другие, добытые в экспедициях, архивах или опубликованных изданиях, – продолжает Ньургун Сулбэ уола. – Такой метод исследования позволяет даже в небольших статьях дать достаточно целостную картину изучаемого исторического явления. Древние рунические тексты являются главным источником для всестороннего исследования социально-экономической жизни тюркских племен VI–VIII веков и особенностей их социального строя.
Многие ученые отмечают, что проблемы, касающиеся происхождения тюрков, особенностей их социальной организации, этапов расселения и передвижения, имеют большое значение не только в контексте истории Центральной Азии, Сибири, но и мировой. Именно аналитическое, скрупулезное изучение и использование разнообразных источников позволят рассматривать историю Евразии как единый целостный процесс.

Нетипичные для Сибири
Якутские рунические письмена являются на сегодняшний день наименее изученными в лингвистическом плане в Сибири, они вызывают жаркие дискуссии среди рунологов и тюркологов. В последние десятилетия именно на территории республики обнаруживаются все новые находки. Ныне общее количество их приближается к 90.
Большинство рунических памятников Якутии еще не расшифровано. Все они, уже известные и вновь открытые, тщательно не документированы с помощью современных технических средств и нуждаются в каталогизации, что препятствует организации их охраны. По мнению сотрудника Музея письменности СВФУ Евгения Горохова, в наши дни актуально зафиксировать и сохранить для науки эти бесценные памятники рунического письма, так как многие надписи уже безвозвратно потеряны из-за деятельности человека, к примеру, при строительстве дорог, из-за обвалов скал и камней или испорчены невежественными современниками. Незавершенность разработок в области прочтения многих надписей в Якутии происходит из-за плохой сохранности некоторых из них, а также из-за наличия ряда знаков, нетипичных для древнетюркских рунических памятников Сибири.
Письменность тюркских рунических памятников в Якутии характеризуется большой вариативностью используемых графем. Обилие вариантов отдельных знаков и наличие дополнительных «нетипичных» рун позволяют выделить различные школы древнего письма. К тому же на территории республики не только наблюдаются следы исторической руники, но и прослеживается дальнейшее развитие рунической письменности.

Основополагающий вопрос:

  • О чем рассказывают руны?

  • Проблемные вопросы:

  • Откуда и когда появились руны?

  • Что означают рунические письма?

  • Почему по разному толкуют руны?


  • Древняя история рун

  • Смысл и понятие рун

  • Руны (Огненная магия)


Древняя история рун.

    Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя - Футарка - датируется первыми веками н.э. (Футарк - это рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит из восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k,... - этот строй и получил свое название - Futhark ). Действительно, это время можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе - хотя и не без изменений - до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства - значительно древнее. самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до Рождества Христова. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.



    С праобразом рун - североиталийским письмом - народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Рождества Христова В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до Рождества Христова. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства - этап трансформации италийских символов в северные руны. Вероятно, к середине II века от Рождества Христова был сформирован классический общегерманский рунический строй - Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Рождества Христова относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV - V векам - на континенте. В V веке от Рождества Христова руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова - вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака - поздние англо-саксонские, или нортумбрийские, руны.


    Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI - XII вв.) - 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше - в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами. Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями.

    Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании - rimstok (от rim - “календарь” и stok - “палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России - значительно дольше.


Смысл и понятие рун.

    Согласно одной тайной традиции, руну (или формулу, содержащую это слово) отец Гальдора (Один) прошептал на ухо своему мертвому сыну Бальдру, когда тот лежал на похоpонных дрогах. Эхо этого слова, прошептанного "на ухо Бальдру", разносится сквозь все эпохи. Его услышали и вняли ему современные эрулианы - "мастера рун". Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или "знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово руна - аналог латинского арканум (например, "арканы" Таро) или греческого мистерион ("мистерия"). Это дает нам важнейшее свидетельство о истинном значении слова. Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном смысле. Скорее, это системы тайн или таинств. Все индивидуальные секреты происходят из предвечного Великого Секрета - Руны. Древний корень этого слова первоначально означал "шепот" или "рев", "вопрос" или "просьбу". Таким образом, мы видим, что руна - понятие двойственное. С одной стоpоны, руна вызывает перемены благодаря силе голоса, с другой же стороны, она занята вечным поиском ответов на, казалось бы, неразрешимые вопросы.

    Сила рун состоит в их способности стимулировать исследователя к постоянному поиску. В этом поиске нет конца, и потому искатель на Северном пути определяет свой успех сделанным прогрессом. Успех измеряется продвижением, а не достижением целей. В этом плане руны являются универсальным принципом, соответствующим любым другим магическим или религиозным системам. Однако только одиническая традиция фокусируется на рунах как на цели или на самоцели.


Положения рун и разбиение на стихийные элементы

    Перевернутое и зеркальное положение руны, а также разбиению рун на стихийные элементы. О прямом положении говорить долго здесь не буду. Прямое положение - это прямое положение и есть. Сила, символизируемая руной, в этом случае никак не трансформируется и понимается как есть. На самом деле, бОльшая часть информации, даваемой в статьях по отдельным рунам, посвящена именно прямому положению. Потому тут упомянем о нем лишь затем, что нужно же от чего-то плясать. Если мы повернем руну на 180 градусов, то получим руну перевернутую. Весьма широко известное положение магических символов - вспомните хотя бы самые простые карточные гадания. Даже в них значение перевернутой карты отличалось от прямого положения. В рунической магии при перевернутом положении руны мы сталкиваемся с невозможностью проявления принципа, обозначаемого этой руной. Например,:

  • руна Fehu ,обозначающая в прямом положении комплекс понятий, описываемых словами "здоровье, богатство, физическое тело", в перевернутом состоянии: будет обозначать голод, болезни, неурожай и пр.

  • Если же мы прямую руну отразим относительно вертикальной черты, то получим руну зеркальную. Это уже чисто руническое проявление, ни в одной другой системе оно не употребляется. Такое положение руны обозначает сознательный отказ от проявления понятия,

  • Символизируемого руной. В примере с многострадальной руной Fehu Зеркальное положение не используется в гадании, а применяется лишь в рунической магии - при составлении заклинаний.


Различные толкования рун в разных источниках Начну снова цитатой из письма:

    "... полазила я по ссылкам в разделе "Literature" и попала на сайт "Runa-Odin". А там в перечне рун порой встречались толкования, совершенно противоположные твоим.... Ну так вот, у меня такой вопрос. Можно ли доверять таким толкованиям рун? Конечно, я понимаю, что у рун есть разные значения, но не могут же они быть противоположными!...." По мне, так чаще всего противоречий как таковых в разных толкованиях по сути и нет. Поясню: начнем с того, что очень сложно обрисовать круг, область действия той или иной руны. Язык слишком груб и топорен, чтобы передать все нюансы и оттенки ауры той или иной действующей силы. Как объяснить, что такое любовь, к примеру, или жестокость??? Можно дать определение, но это не поможет прочувствовать человеку, который (ну вот предположим!!) никогда подобного термина не слышал. Вот и приходится объяснять на примерах. Которые могут весьма и весьма разными. :-))) Так что чаще всего различия в толкованиях только кажущиеся. Иногда, правда, встречается и различие в индивидуальном восприятии руны (или опыте взаимодействия с ней). Та же любовь: для кого-то это азартная игра, для кого-то боль, для кого-то - удовольствие. А вроде как понятие одно и то же. Вот и попробуй описать все это одними и теми же словами!! :-))) Вообще говоря, мне кажется, что эти две причины объясняют почти все различия в толкованиях рун. Но если даже в каком-то конкретном случае различия в толковании какой-то конкретной руны не сводятся к этим двум причинам - по мне, это значит лишь, что эта конкретная руна сложна для понимания силу своей многомерности, и в силу этого же обстоятельства малоизученна. Нет объективно правильного толкования, есть толкование, правильное для вас. Если вас не устраивает ни одно из предложенных - синтезируйте то, что найдете, и выведите верное для вас значение логическим путем или вычислите значение руны путем экспериментов с ней (только не стоит строить заклинания с малопонятной силой воздействия на мир - есть хорошие и значительно менее опасные способы, скажем, выбор руны дня). В любом случае, описание, найденное вами пусть даже в самой авторитетной книге или преподнесенное вам самым уважаемым вами человеком - не будет правильным, пока вы не почувствуете эту силу, пока не поймете ее. А все вышеперечисленное - лишь подсказка, призванная этому пониманию помочь - но никак его не заменить.


Руны (Огненная магия)

    Все великие мистики видели огненные знаки, которые являются частью колеса Судьбы. Эти знаки давались людям, чтобы они могли с их помощью изменить течение своей жизни. Знаки приходили на землю в разной форме - северные руны, маянские, кельтские... Но не в форме дело, главное - суть. А заключена она в народной мудрости: тот, кому есть что сказать, заставляет вращаться колеса Судьбы. Где-то там, на краю Вселенной, вращаются колеса Судьбы, освещенные тремя лампадами: прошлым, настоящим и будущим. У каждого человека есть свое колесо Судьбы, сотканное из вихрей Вселенной, которые выглядят как причудливые узоры. Жизнь идет своим чередом, взлеты сменяют падения, а колеса все крутятся. У молодых колеса спешат, у пожилых - вращаются медленно, если ритм двух колес совпадает - значит, люди нашли друг друга. Если колеса меняют ход, то человек испытывает перемены: резкие и неприятные - если колесо останавливается резко, и хорошие - если плавно. Когда гадают или ворожат, пытаясь тем или иным способом изменить жизнь, обязательно влияют на ход колеса Судьбы. Чтобы кардинально все изменить, нужно чуть ускорить или замедлить движение колеса, погадать - остановить... на мгновение, конечно. Не стоит думать, что если вы останавливаете колесо во время гадания, то обязательно делаете это резко. В том мире, где вращаются колеса, нет законов земного притяжения, так что на ход колеса влияют совсем другие силы. Но после каждой такой остановки колесо невольно меняет свой бег, поэтому говорят, что гадать вредно - судьбу прогадаете. Часто гадать, может быть, и не стоит, но раз в году, на Рождество, когда, согласно преданию, Высшие силы сходят нггземлю, чтобы делать чудеса, погадать нужно обязательно.



Магия

    Магия Руны не обязательно использовать только для гадания. У вас будет семь таких рун и семь дней вашего календаря. Когда в наступающем году вы решите "начинать новую жизнь", бросать курить, бегать по утрам или худеть, то выложите перед собой все эти руны по порядку. В этот момент вы войдете в то пространство, которое создали себе в канун Нового го- да и фактически придете к началу: перед вами откроются все пути. Вы сможете сделать то, что никогда не решились бы сделать раньше из-за боязни оступиться. Вы можете носить с собой ежедневно одну руну как знак защиты или талисман, использовать комбинации рун для магических операций. Например, вам нужно сделать так, чтобы N помирился с NN. Вы представляете мысленно их рядом, а между ними ставите руну, которая несет, по вашему мнению, мир. Руны можно сделать в один день - 24 декабря. Начертить на бумаге или на камне и гадать. Это гадание будет очень точным и верным. Но подобное использование этих рун слишком простое. Символы, взятые для рун, являются частями магического узора колеса Времени, и они способны не только предсказывать, но и менять реальность. Классический вариант Для изменения реальности лучше изготавливать руны строго по инструкции: один раз в сутки, начиная с 24 декабря, делается одна руна. Руну нужно носить весь день с собой - настроение и события дня запомнятся узорами знака. Вы можете сами сформировать предсказательное значение руны. Например, 24 декабря вы начали делать руну АБЬ, начертили ее на камне и весь следующий день носите с собой. Ее магическое и прорица-тельное значение "ждать", но вам этого значения для данной руны мало. Бывает, что человек так увлечется иероглифом, что просто растворяется в руне. Вы можете совершить дополнительные действия с руной в правой руке, спрятанной в кармане: сделать приятные покупки, сходить в театр, познакомиться с кем-нибудь... Тогда значение этой руны будет усилено вашим действием. Когда в наступающем году вы решите сделать удачную покупку или совершить знакомство, носите с собой в кармане эту руну - но это только в том случае, если 25 декабря вы удачно сделали все, что хотели. В случае отрицательного результата вы можете констатировать, что эта руна не ваша, и смело брать следующую.


  • Начиная делать первую руну 24 декабря ближе к ночи, представьте себе колесо Судьбы и то, как вы его на секунду останавливаете. Так нужно поступать перед тем, как сделать каждую руну.


АБЬ - Дворец Дождя

  • Этому знаку будет соответствовать цифра 1, а называться он будет АБЬ. Как вы иногда проводите весь день в ожидании больших праздников, так и этот знак всегда обещает что-то большее. Прорицательное значение - ждите.


Ю - Владыка золота

  • 25 декабря ближе к ночи вы чертите следующий знак. Он будет называться Ю, и ему соответствует цифра 2. Его прорица-тельное значение состоит в том, что он приносит удачу и новые знакомства, но вы здесь сами выступаете творцом рун и можете вложить в него то, что хотите. Носите этот знак с собой весь день, чтобы он запечатлел все события этого дня.


М - Обитель разлуки

  • 26 декабря делаем знак, которому будет соответствовать цифра 3, и весь следующий день носим его с собой. Знак М несет в себе лирическое начало. Прорицательное его значение состоит в расставании, попытках выйти на другой уровень. Вы можете расстаться с тем, что вас мучит - обидами, страхами, отдать долги.


С - Место для отдыха

  • 27 декабря чертим знак С, ему соответствует цифра 4. Прорицательное значение руны - власть, богатство, успех в работе, связанный с движением и перемещением.


В - Дворец Любви

  • 28 декабря чертим знак, соответствующий цифре 5 и называющийся В. Его прорицательное значение состоит в том, что он приносит любовь, дружбу, защиту от врагов, популярность.


AC - Дворец Ветра

  • 29 декабря делаем знак АС. Ему соответствует цифра 6. Он - мистическая вершина, и его владельцу открыты все дороги. Даже дух захватывает, когда понимаешь, сколь многого ты способен достичь. Основное прорица-тельное значение - куда бы ты ни пошел, ты победишь. Главное - выбрать путь.


ВЫВОД

  • Руны – это информационные системы в символьной форме. Они передают информацию в закодированном виде, поэтому толкование рун неоднозначно.


Ученые предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племен (емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники. Карело-финские руны были литературно обработаны только в 30-х годах XIX столетия, когда Э. Лёнротом 1 была составлена эпопея «Калевала». Карело-финские руны - это небольшие песни, из которых и была составлена эпопея «Калевала». Первая композиция (из 32 рун) опубликована в 1835 году, вторая (из 50 рун) в 1849.

Российская Карелия - древняя Олония, в самом имени которой для нас заложено множество волнующих исторических воспоминаний Петровской эпохи, - была, да и сейчас осталась, страною исключительных поэтических народных дарований. Именно среди восточных карелов зародились и выношены были творческой связью из поколения в поколение чудные древние руны о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом чудодее-кузнеце Иль-маринене, о веселом бабьем угоднике и неисправимом драчуне и забияке Лёмминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочек, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом, поражающем воображение слушателя.

Вдохновенно-прекрасные и в то же время удивительно точные картины северной природы; тонкий рисунок человеческих характеров - от маленькой девочки-рабыни, «наймычки из деревни», до легкомысленной красавицы из богатого дома - Кюлликки, от насмешливого запечного мальчишки, вставляющего свое острое словцо в свадебные причитания взрослых, до «верховного бога» Укко, созданного фантазией народной по образу и подобию деревенского деда; поистине потрясающие сцены разыгравшихся стихий - мрака, мороза, ветра, сцены открытия железа, начала сваривания железной руды в железо и сталь, выковывания первых предметов труда, наконец, полная глубокого смысла центральная эпопея создания мельницы-самомолки, чудесного Сампо, приносящего народу благоденствие, - обо всем этом пели руны из века в век, преимущественно в российской Карелии, где их услышал и записал Элиас Лёнрот.

Перед нами разворачивается необычайный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка - мрачная страна Похъёла, где еще свежи черты древнего матриархата, материнского права: там царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Неподалеку от нее, под землей или под водой, лежит странное царство мертвых - царство Тубни, Тубнела, в черных реках которой люди находят свою кончину. Это - первобытное представление о «том свете», об аде.

Южная точка этих северных пространств - светлая страна Калевы, Калевала, где живут герои эпоса: старый, верный Вяйнямёйнен, «вековечный песнопевец», кузнец Ильмаринен, весельчак Лемминкяйнен. Где-то, по бесконечным озерам-морям, лежат острова Саари, и на одном из них еще сохранился древнейший обычай родового строя - групповая любовь. Тут же, в чащобах могучих скал и лесов, среди водопадов и рек, живет род Унтамо, уничтоживший в братоубийственной войне род своего брата Калерво (чудесные руны о сыне Калерво, юноше Куллерво, проданном в рабство, и о его мести)...

Сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйки Похъёлы. И вот Лоухи объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для нее волшебную мель-ницу-самомолку Сампо, иначе «пеструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления:

      Ты сумеешь сделать Сампо,
      Крышку пеструю сковать мне,
      Взяв конец пера лебедки,
      Молока коров нетельных,
      От овечки летней шерсти,
      Ячменя зерно прибавив?

(Руна 10-я)

Рецепт этот повторяется в поэме не один раз и явно носит не случайный характер. Разобрав его, видим, что Лоухи упоминает о четырех основных видах тогдашнего хозяйства. Перо лебедки означает охоту; молоко коровы и шерсть овцы - два вида животноводства; зерно ячменя - земледелие. И кузнец должен эти символы лесного и сельского хозяйства положить на наковальню, сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, с понятием механизма. Если все описания природы в «Калевале» - описания леса, болот и утесов - предстают перед читателем связанными с хозяйством, с ручным трудом человека, то здесь, в образе Сампо, ручной труд и хозяйство предстают уже связанными с металлом, с наковальней и горнилом кузницы, с первой машиной. Лоухи стремится получить Сампо не для забавы; оно нужно ей для поднятия благоденствия в Похъёле, для облегчения труда, для накопления богатства. И как бы для того, чтоб показать читателю (слушателю) нелегкий труд изготовления такой волшебной машины, руна подробно рассказывает о ходе работы кузнеца Ильмаринена над нею. Приготовив все, что нужно, кузнец со своими рабами (которые в параллельных стихах называются одновременно и поденщиками, работающими за поденную плату) становится у горнила:

      И мехи рабы качают,
      Сильно угли раздувают;
      Так три дня проводят летних
      И без отдыха три ночи;
      Наросли на пятках камни,
      Наросли комки на пальцах.

(Руна 10-я)

Нагнувшись к огню, Ильмаринен стал смотреть, что получилось. И тут из пламени вышел лук для стрел. Он был чудесен на вид, «с золотым сияньем лунным», но «имел дурное свойство»:

      Каждый день просил он жертвы,
      А по праздникам и вдвое.

(Руна 10-я)

Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук. Он сломал его, бросил назад в пламя и велел рабам снова поддувать. Опять они трудятся изо всех сил. И вот второй раз нагибается кузнец к горнилу. Теперь оттуда вышла лодка, прекрасная с виду: с золотым бортом, с медными уключинами. Но прекрасная лодка имела крупный порок:

      Был челнок прекрасен с виду,
      Но имел дурное свойство:
      Сам собою шел в сраженье,
      Без нужды на битву рвался.

(Руна 10-я)

Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук, он изломал челнок в щепки и бросил их в пламя.

Опять поддувают и стараются рабы. Опять, в третий раз, смотрит кузнец - из пламени выходит корова. Все как будто хорошо, корова красива с виду:

      Но у ней дурное свойство:
      Спит средь леса постоянно,
      Молоко пускает в землю.

(Руна 10-я)

Снова изломал кузнец свое детище. В четвертый раз из огня выходит уже плуг, но он не совершенен: он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон. Кузнец сломал и его.

В этих образах лука, лодки, коровы и плуга с «дурными свойствами» народный гений показывает еще не полное подчинение вещи своему творцу, еще тяготение орудий к старому, привычному, примитивному образу действий, к старым, прежним формам хозяйства - к войне как грабежу, к произвольным завоеваниям, к посягательствам на чужое добро, к некультурному животноводству (ленивая корова, пускающая молоко в землю). А Лоухи хочет именно Сампо, хочет машину, которая поднимет ее хозяйство.

И наконец, в пятый раз, Ильмаринен выковывает мельницу-самомолку, чудесное Сампо, которое сразу делает три больших дела:

      И с рассвета мелет меру,
      Мелет меру на потребу,
      А другую - для продажи,
      Третью меру - на пирушки.

(Руна 10-я)

«Калевала». Похищение Сампо у Лоухи, хозяйки Похъёлы. Худ. А. Порет

Сампо, по представлениям народа-крестьянина, - орудие мирного труда, оно дает пищу и создает запас.

Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъё-ле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:

      Сладко в Похъёле живется,
      Если в Похъёле есть Сампо!
      Там и пашни и посевы,
      Там и разные растенья,
      Неизменные там блага.

(Руна 38-я)

И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, - Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:

      Вот отсюда выйдет семя,
      Неизменных благ начало,
      Выйдут пашни и посевы
      И различные растенья!
      Блеск луны отсюда выйдет,
      Благодетельный свет солнца
      В Суоми на больших полянах,
      В Суоми, сладостной для сердца.

(Руна 43-я)

Мариетта Шагинян

Вопросы и задания

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

  1. Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
  2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы » ?
  3. О чем рассказывают древние руны?
  4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
  5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
  6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?
  7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?
  8. Что случилось с Сампо впоследствии?
  9. Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?
1 Элиас Лён рот (1802-1884) - по профессии врач, собиратель народных песен (рун). Опубликовал разрозненные песни в единый, состоящий из 50 рун, героический эпос «Калевала».

О чём могут рассказать древние руны? Руническое письмо было когда-то распространено в Северной Европе 13 веков, в шведской провинции Даларна - до XIX века. Но и сегодня руны не забыты. Внимание к ним настолько сильно, что даже порождает псевдоисторические теории.

Руны – что это? Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк. По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале. Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально. Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

История рун Появившись у северных народов еще в начале III века, истинный рассвет руническое письмо получило в христианский период Скандинавии. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский. Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria». Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами. Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, и даже гипотетический «древнеславянский алфавит».

Разновидности рун Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13. В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Каменные блокноты Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари. Многие современники любят мистифицировать древние записи, а ведь некоторые руны несут в себе смысл, равный объявлению от администрации ЖКХ на вашем подъезде. Например, сообщают о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа - хвалебная песня, нид - хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Создатели рун Несмотря на общедоступность рунического письма, настоящие шедевры правильной формы и содержания создавались лишь профессиональными мастерами, эрилями. «Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» - надпись на шведском руническом камне VI в. Современные рунологи могут назвать порядка 140 имен древних мастеров, отсекая работы дилетантов с низким качеством резьбы и ошибками в тексте. Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Русские руны Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица. Существование так называемых «славянских рун» сегодня не доказано. До сих пор многими со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом мистификацией. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными. Руны современности Руны использовались в символике национал-социалистической партии Германии (две руны S на черном фоне). В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 из 24 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации. Дж. Р. Р. Толкин создавал для своих книг специальные языки жителей Средиземья, в том числе «Лунные руны» и «кирт», придуманные им на основе Футарка. Программисты наверняка знают, что руны использовались и при создании юникода. Начиная с версии Unicode 3.0 руническим знакам были отведены отдельные позиции (16A0-16F0), а всего занесено 76 рунических символов, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил.

План ответа

  1. Какова история возникновения карело-финского эпоса "Калевала"?
  2. Благодаря кому были литературно обработаны карело-финские руны?
  3. О каких событиях и героях они повествуют и какие природные стихии сопровождают деяния персонажей?
  4. На какие две части делится необычайный мир карело-финских рун?
  5. Какое условие поставила перед сынами "Калевалы" Лоухи, хозяйка Похъёлы, взамен на согласие выдать за них своих дочерей замуж?
  6. В чём необычность мельницы-самомолки Сампои что эта мельница символически обозначает ?
  7. Что случилось с Сампо впоследствии?
  8. Какое значение для культуры имеет карело-финский эпос "Калевала"?

Калевала – гордость Финляндии, её национальное достояние, признанное уникальным народным эпосом, не имеющим аналогов в мировой литературе. В основу карело-финского эпоса легли руны – народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии.

Карело-финские руны были литературно обработаны только в 30-х годах XIX столетия, когда Э. Лёнротом была составлена эпопея «Калевала». Карело-финские руны – это небольшие песни. Первая композиция (из 32 рун) опубликована в 1835 году, вторая (из 50 рун) – в 1849-м. Руны, составляющие эпос, не имеют единой сюжетной линии, повествование перескакивает с одного на другое, в нём содержатся нестыковки и неувязки.

Древние руны рассказывают о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом кузнеце Ильмаринене, о забияке Лемминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочерей, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом. Также среди героев «Калевалы» можно встретить маленькую девочку-рабыню («наймычка из деревни»), легкомысленную красавицу из богатого дома Кюлликки, насмешливого запечного мальчишку, «верховного бога» Укко. Сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер.

Необычайный мир, полный первобытной прелести, состоит из северной его точки – мрачной страны Похъёлы, и южной его точки – светлой страны Калевы, Калевалы, где живут герои эпоса.

Когда сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйка Похъёлы объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для неё волшебную мельницу-самомолку Сампо, иначе «пёструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления. Са́мпо (фин. Sampo) - в карело-финской мифологии, единственный в своём роде чудо-предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. Как правило, его представляют в виде мельницы.

Рецепт изготовления Сампо повторяется в поэме не один раз и явно носит не случайный характер. Разобрав его, видим, что Лоухи упоминает о четырёх основных видах тогдашнего хозяйства. Перо лебёдки означает охоту; молоко коровы и шерсть овцы – два вида животноводства; зерно ячменя – земледелие. И кузнец должен эти символы лесного и сельского хозяйства положить на наковальню, сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, с понятием механизма.

Лоухи стремится получить Сампо не для забавы; оно нужно ей для поднятия благоденствия в Похъёле, для облегчения труда, для накопления богатства.

Ильмаринен выковывает мельницу-самомолку, чудесное Сампо, которое сразу делает три больших дела:

И с рассвета мелет меру,

Мелет меру на потребу,

А другую - для продажи,

Третью меру - на пирушки.

(Руна 10-я)

Сампо намалывает столько муки, соли и золота, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Крышка мельницы символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси – опоры, на которой покоится весь мир.

Калевала – гордость Финляндии, её национальное достояние, признанное уникальным народным эпосом, не имеющим аналогов в мировой литературе. Этот эпос дважды экранизировали, в 1959 и в 1982 годах, по мотивам «Калевалы» был написан балет «Сампо». Написал его карельский композитор Гельмер Синисало в 1959 году. Кроме того, впечатлившись сюжетами финского эпоса, Толкинен написал свой «Сильмарллион», а финская мелодик-металл группа Amorphis часто использует тексты «Калевалы» для своих песен. «Калевала» существует и на русском языке, благодаря детскому писателю Игорю Вострякову, который сначала пересказал её в прозе для детей, а в 2011 издал стихотворный вариант.

Яндекс.ДиректКупить славянские оберегиaltay-strong.ru →Купить славянские оберегиСлавянские обереги . Множество символов. Отличные цены. Доставка. Заходи!Славянские обереги из серебраОбереги из бронзыЧертоги СВАПодробнее на altay-strong.ru Скрыть объявлениеСоздание сайтов (частник, 38 лет).uskov.design →Создание сайтов (частник, 38 лет).Не работаю – творю. Опыт – 19 лет. В Директе – с 2004 года. Цена – порадует!Подробнее на uskov.design Скрыть объявление

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.