Описание столичного дворянства в романе евгений онегин. Чем похоже и чем различается столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»

Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нем «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX ве­ка, причем детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества.

Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского обще­ства - суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровожде­нии светского человека. Для светского льва день начинался после по­лудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») - это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как толь­ко «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время - театр, и кульминация дня - бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.

При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни - скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы.

Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского челове­ка и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).

Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности - это основной мотив в изображении московского общества - патри­архальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:

Родне, прибывшей издалеча,

Повсюду ласковая встреча,

И восклицанья, и хлеб-соль.

Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где извест­им все тайны:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин сле­дует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с помощью фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:

Толстый Пустяков.

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов.

От тридцати до двух годов.

Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екате­рининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чи­нам»). Деревенские развлечения - охота, гости и особое место занима­ет бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители - одна боль­шая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха...

Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворян­ство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же вре­мя именно в провинции возможно появление Татьяны.

В романе "Евгений Онегин" Пушкин описывает свое время, отмечая для жизни все, что было существенно для жизни поколений: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского дворянского общества: высший свет Петербурга, поместное и московское дворянство.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Затем обед в ресторане, посещение театра:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд:

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…

Так, Евгений Онегин является типичным молодым "светским львом", представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформулировали его убеждения, мораль и интересы. Пушкин говорит о петербургском дворянстве с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная "однообразна и пестра", а "света шум" очень быстро наскучивает. Таким образом, мы видим, что жизнь дворянства в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но нужно заметить, что и провинциальное общество представлено в романе весьма широко.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни. Мать ее любила Ричардсона, но "не потому, чтобы прочла", а из-за того, что кузина Алина часто твердила о нем. Замуж она вышла поневоле:

Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле…

Мать Татьяны сначала была несчастлива в браке, но "привычка усладила горе, не отразимое ничем…". Она раскрыла тайну, как управлять супругом, и уже сама распоряжялась расходами, "солила на зиму грибы", "ходила в баню по субботам". Но, как говорит Пушкин, "муж любил ее сердечно". Часто к Лариным приезжали гости, такие же мелкопоместные дворяне. Описание их автор дает нам на именинах у Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, с низменными интересами, все их разговоры ведутся "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне".

Отличается от мелкопоместных помещиков, пожалуй, лишь Ленский. Он "романтик и больше ничего", по определению Белинского. "С душою прямо геттингенской", потому что получил образование Владимир в Германии. Сам Пушкин видит два выхода, рассуждая о будущем Ленского. Автор считает, что Владимир мог бы стать либо известным русским поэтом, либо заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими. Однако Пушкин пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о петербургском. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Он отзывается о нем довольно резко, остро-сатерически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

В гостиной всех занимает "бессвязный, пошлый вздор":

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают "разговоры ни о чем". Самой Татьяне душно в светской среде, она хочет вырваться из этой суеты:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит…

Типичность характеристики выведенных лиц Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Не зря автор вносит в эпиграф к седьмой главе строки Грибоедова, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве ничего не изменилось. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисовал нам русское общество в "один из интереснейших моментов его развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нравов и обычаев России первой четверти XIX века.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин обрисовывает различные уклады русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.

Поместное дворянство поэт представляет нам прежде всего в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», радушная, хлебосольная, верная «привычкам милой старины»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Поблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три...

В жизненной истории Татьяниной матери нам открывается бесхитростная судьба уездной барышни. В юности она любила романы (хоть и не читала их), имела «светские» манеры, «вздыхала» о гвардейском сержанте, однако замужество изменило ее привычки и характер. Муж увез ее в деревню, где она занялась домом и хозяйством, навсегда забросив «корсет, альбом, княжну Полину, Стишков чувствительных тетрадь». Постепенно Ларина привыкла к новому образу жизни и даже стала довольна судьбой:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь —

Все это мужа не спросясь.

Типичной уездной барышней в романе предстает и Ольга. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела...» — это обычная, посредственная девушка, простодушная и невинная как в своем незнании жизни, так и в своих чувствах. Ей не свойственны глубокие раздумья, сильные чувства, какая-либо рефлексия. Потеряв Ленского, она вскоре вышла замуж. Как заметил Белинский, из грациозной и милой девочки она «сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Описание быта семейства Лариных, девичества Татьяниной матери, ее жизни в браке, ее власти над своим супругом насквозь проникнуто авторской иронией, однако в иронии этой «так много любви». Подсмеиваясь над своими героями, Пушкин признает значение тех духовных ценностей, которые присутствуют в их жизни. В семье Лариных царит любовь, мудрость («муж любил ее сердечно»), радость дружеского общения («Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья...»).

Как замечает В. Непомнящий, кульминацией эпизода Лариных является надгробная надпись: «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир». В этих строчках сфокусировано мировосприятие самого Пушкина, особенности натуры его, его шкала жизненных ценностей, где приоритет отдается простой православной жизни, любви, браку, семье.

Развлечения поместных дворян Пушкин перечисляет, изображая деревенскую жизнь Онегина и Ленского.

Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина...

Но, отдавая должное простым душевным отношениям в семье Лариных и прелестям деревенского быта, поэт находит и недостатки в «милой сердцу старине». Так, Пушкин подчеркивает низкий интеллектуальный уровень помещиков, их невысокие духовные запросы. Интересы их не идут далее домашних забот, хозяйственных дел, предметом разговора является «сенокос», «псарня», рассказы о «своей родне».

Наиболее характерно герои эти очерчены в сцене бала, устроенного в доме Лариных по случаю именин Татьяны:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Здесь Пушкин создает образы в русле литературной традиции. Он обрисовывает человеческие типы, уже известные читателям, и одновременно создает новые, яркие, характерные, запоминающиеся образы.

Так, Скотинины, «чета седая», отсылают нас к героям комедии Фонвизина «Недоросль». Советник Флянов напоминает нам грибоедовского Загорецкого: «Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут». «Уездный франтик» Петушков затем как будто перевоплощается в Манилова в поэме Гоголя «Мертвые души». «Задорный» Буянов, «в пуху, в картузе с козырьком» — портрет Ноздрева. Гвоздин, «хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», как будто предваряет «бережливого хозяина» Плюшкина.

Среда эта глубоко чужда Татьяне, недаром все эти люди напоминают ей чудовищ. Д. Благой считал, что в образах чудовищ, привидевшихся героине во сне, дана карикатура на мелкопоместное дворянство. Если мы сопоставим два отрывка из романа, то действительно увидим явное сходство в описаниях. Во сне Татьяна видит «гостей», сидящих за столом:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Примерно «та же картина» предстает перед нами, в описании именин, устроенных в доме Лариных:

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Критически оценивает поэт и нравы поместных дворян. Так, Зарецкий, известный сплетник, дуэлист, «отец семейства холостой», умеет «умного дурачить славно», «расчетливо смолчать», «друзей поссорить молодых И на барьер поставить их, Иль помириться их заставить, Дабы позавтракать втроем, И после тайно обесславить...» Ложь, интриги, сплетни, зависть — всего этого предостаточно в тихой уездной жизни.

Зарецкий вмешивается в ссору Онегина и Ленского и уже одним своим участием начинает «разжигать страсти». И разыгрывается страшная драма между приятелями, происходит дуэль, исходом которой становится гибель Ленского:

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасной

Увял на утренней заре,

Потух огнь на алтаре!..

Таким образом, «суд молвы», «общественное мненье», «законы чести» — вечные и неизменные категории у Пушкина почти для всех укладов русской жизни. И поместное дворянство здесь — не исключение. Жизнь в имениях, среди красот русской природы, течет неспешно и уединенно, настраивая обитателей их на лирический лад, но жизнь эта полна драматизма. Здесь также разыгрываются свои трагедии и рушатся юношеские мечты.

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Примерный текст сочинения

В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили русские качели,

Подблюдны песни, хоровод...

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков...

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нем «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX ве­ка, причем детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества.

Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского обще­ства - суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровожде­нии светского человека. Для светского льва день начинался после по­лудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») - это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как толь­ко «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время - театр, и кульминация дня - бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.

При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни - скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы.

Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского челове­ка и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).

Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности - это основной мотив в изображении московского общества - патри­архальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:

Родне, прибывшей издалеча,

Повсюду ласковая встреча,

И восклицанья, и хлеб-соль.

Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где извест­им все тайны:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин сле­дует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с помощью фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:

...толстый Пустяков.

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов.

От тридцати до двух годов.

Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екате­рининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чи­нам»). Деревенские развлечения - охота, гости и особое место занима­ет бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители - одна боль­шая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха...

Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворян­ство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же вре­мя именно в провинции возможно появление Татьяны.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.