Можно ли поминать раньше даты смерти: как поминать и что делать

40 дней после смерти являются особенной датой, так как именно в это время и выносится вердикт, постановляющий то место для души, где она будет находиться до Страшного Суда.

Если вы хотите, чтобы умерший попал в лучшее место, то нужно за него молиться, ведь это верный путь к тому, чтобы вердикт изменили в пользу лучшего варианта.

Но за самоубийц можно молиться только в том случае, если священник благословил вас на это. Также за самоубийц запрещено подавать какие-либо записки.

Поминки - означают поминовение. Изначально их устраивали для бедных людей, которые вкусив пищу, могли бы помолиться за усопшего. На поминовение нет смысла созывать близких, особенно неверующих, так как они ничем не принесут пользу умершему. Простое присутствие на поминках ещё не значит, что такие люди помянули.

Нужно обязательно поестить кладбище: побыть рядом с могилой и вспомнить светлые моменты из жизни, связанные с этим человеком. В это время можно обдумать, какое постоянное надгробие будет установлено - доступный мраморный памятник или .

40 дней после смерти - как поминать умерших

Лишь искренней молитвой можно помянуть человека. Именно поэтому желательно собирать на поминки людей верующих, которые помолятся за умершего. Поминки нужны для установления связи с душой погибшего, а если это не достигается, то и смысла в поминовении нет.

Хотелось бы, чтобы люди понимали, что стол во время поминок, когда наступает 40 дней после смерти , не должен блистать изысканными блюдами и соответственно напитками.
Еда должна быть максимально простой, а лучше всего постной. Еда должна побуждать вас к молитвам, именно для этого идеально сгодится простая еда.

По православным традициям на каждых поминках должно быть такое блюдо как кутья. Оно символизирует собой перерождение и счастье в будущем. Поминки начинаются с особой молитвы над кутьей, затем каждый присутствующий должен вкусить лишь по одной ложечке этого блюда. Уже упоминалось, что постная пища хорошо подойдет к столу, особенно в постное время. Лучше всего соблюдать все правила поста, таким образом, мы показываем Господу, что следим за всеми заповедями и выражаем свою великую любовь жертвами.

На поминках мы стараемся сблизиться с усопшим, делаем всё возможное, чтобы появилась некая священная связь, но алкоголь на поминках никак не позволит её обрести. Пьющий человек вредит усопшему, он только отдаляется от него. Душа пьянствующего будет разлучена с душой, которая отправляется в Лучшее место. В аду каждая душа остается в полнейшем одиночестве. Именно поэтому мы должны сделать всё, чтобы за сорок дней после смерти чаша весов склонилась в пользу Святого места.

Если поминки не выпадают на пост, то всё равно нужно избегать яства, которые создаются только для того, чтобы наесться. На поминовении главное - молитвы, а не еда, здесь важны молитвы, а не ублажение гостей.

Стол на поминках должен быть устроен из соображения следующих правил: алкоголь лучше избегать вообще, он ни к чему, постная или самая простая пища, способствующая молитвам. Больше пользы вы сможете принести, пожертвовав деньги на благотворительность, а не на организацию шикарного стола. Расставляйте приоритеты.

Ни в коем случае нельзя воспринимать поминки как сбор всех родственников, как светское мероприятие или застолье. Очень важно помнить, что самым главным действием должны стать молитвы во имя усопшего.
Если вы боитесь, что усопший не может обрести покой или же хотите утешить его на том Свете, сходите к батюшке на исповедь перед всеми молитвами. Нет ничего более приятного для умершего, чем исповедания. Исповедаться во всех грехах и продолжать молиться в храме - самое лучшее, что вы можете сделать для души усопшего.

Почему это так важно? Потому что мы приобретает гармонию, становимся близки с Господом и близкими. Благодаря этому, молитва становится такой сильной и приносит пользу и радость помершему.

Откажитесь во имя усопшего от какого-нибудь греха. Это также придаст ему покой и утешение. Даже, если вы не сможете молиться, но откажетесь хотя бы на какой-то срок от какого-то греха, то такие действия также зачтутся в качестве жертвы и послужат пользой того, ради кого всё это делается. К примеру, можно отказаться от какой-нибудь плохой привычки: бросьте курить или откажитесь от алкоголя. Всем будет от этого только лучше.

Что касается завешивания зеркал, то по сути, это довольно бесполезное действие. А вот что можно сделать, так это перестать смотреть телевизор, хотя бы на срок сорока дней. Смотрящие телевизор, очень далеки от духовной близости с умершим и, соответственно, они не смогут почтить его своими молитвами или действиями.

Все эти бездумные программы только отупляют и убивают всё духовное в человеке на очень длительный срок. Отказавшись от телевизора, мы не только станем ближе с душой человека, но и обогатим свой внутренний мир. К тому же, когда мы смотрим телевизор, то душа усопшего, наблюдая за нами, разочаровывается в нас, ведь вместо молитв мы проводим время бездумно у телевизора. Теряется весь смысл прошлых стараний, вся связь теряется. Все священные действия были напрасны, ведь мы сами же вредим той связи, которую так старательно пытались поддержать.

Не предавайтесь веселью и развлечениям в течение всех этих сорока дней. Ведь во время траура не принято развлекаться и веселиться, иначе бы это время и вовсе не звалось трауром. Веселье лишь разрывает ту тесную связь с усопшим. Во время празднования чего-либо мы напрочь забываем о своей главной обязанности, мы погружаемся в атмосферу веселья и опять же теряем хрупкую связь, которую так нелегко обрести вновь. Давайте же не будем рушить все наши старания, предаваясь примитивным развлечениям. У вас ещё будет время повеселиться и возможно уже в скором времени, вот только сорок дней после смерти - явно не это время. Постарайтесь держать себя в руках.

Как одеваться на 40 дней после смерти

Какова роль траурного одеяния? Очень важно внешне показать траур, носить соответствующую одежду, ведь она помогает держаться в строгости и соблюдать должное поведение, а также побуждать к молитвам. Однако нужно помнить, что траур выражается не только одеянием, но и состоянием души. Поэтому нужно конечно же в первую очередь позаботиться о состоянии душевном, нежели внешнем облике, так как одежда лишь является вспомогательным атрибутом для обретения того самого душевного состояния.

Всё в человеке тесно связано, состояние души зависит от положения тела и, соответственно, от облачения. Вот почему важно, чтобы ваша одежда была простой и строгой, никакой вычурности и открытости. Никакой декоративности, практичное одеяние - самое то. Возможно, каждый замечал, что когда одежда не соответствует обстановке, то вы чувствуете себя неуютно, а ещё, что одежда частично задает тон вашему настроению, именно поэтому неподобающая одежда будет отвлекать вас от самого важного дела на поминках после 40 дней после смерти - от молитв.

Забудьте об открытом наряде, он здесь совершенно ни к месту, да и к тому же, он только огорчит душу усопшего из-за проявления самого настоящего неуважения к нему. Заботясь о стиле, вы уделяете меньше внимания молитвам, тем самым вы приносите с собой негативную энергетику, которая будет только во вред усопшему, которому так требуются наши молитвы для обретения полнейшего спокойствия и умиротворения.

Поэтому собравшись на поминки, думайте прежде всего об усопшем, о том, как именно можно облегчить ему судьбу, как сделать так, чтобы он попал в лучший мир.

Согласно православным традициям, душа умершего человека сорок дней скитается по земле, прощаясь со своими родными и близкими. Сороковой день – очень важный для души, именно тогда она предстает перед лицом Божьим и отвечает за все свои жизненные поступки. В этот день сама душа уже не в силах что-либо изменить, но это подвластно родственникам и друзьям усопшего. Наши предки свято чтили церковные традиции, это же прививали и нам. Но сегодняшний ритм жизни ставит нас порой перед сложным выбором. Никто не в силах остановить время или заставить бежать его быстрее, не всегда поминки совпадают с нашими выходными, и актуальным для многих остается вопрос: можно ли сорок дней поминать раньше?

Дань традициям

День смерти считается первым, когда душа начинает блуждать между мирами. Скитания заканчиваются на сороковой – решением о дальнейшей судьбе души. Важность этого момента невозможно переоценить. Самое главное, что мы можем сделать, – молиться о человеке, вспоминать все его положительны качества. Своими молитвами и воспоминаниями мы просим высшие силы вынести положительный вердикт и быть милосердными.

Поминать усопшего следует на протяжении всех сорока дней, поэтому на вопрос, можно ли поминать человека раньше, ответ может быть только «да». Однако именно в 40-й день необходимо посетить церковь и заказать поминальную молитву. Постарайтесь как можно чаще вспоминать ушедшего добрыми словами.

Если у вас нет возможности организовать поминальный обед на 40-й день, не расстраивайтесь. Сама по себе поминальная трапеза не имеет никакого значения для умершего. Важен не обильный стол и всевозможные яства, а важно ваше внимание, молитвы и воспоминания. Подайте в церкви записку на литургию, на 40-й день посетите службу, по окончании которой закажите панихиду.

Молитвенное поминовение

Традиция собирать близких людей за поминальным столом существует на протяжении многих лет, церковные служители же отмечают, что в особо важные дни после смерти человека огромную роль играют именно молитвенные поминовения, а не поминальные обеды. В древние времена было принято делиться едой с бедными и нищими, присутствовать на службе и заказывать поминальную молитву во имя спасения души усопшего.

Следует отметить, что поминальные дни нередко приходятся на большие церковные праздники. Священнослужители призывают провести время не за столом с друзьями и близкими, а в церкви – в молитве за душу и во имя всех святых.

Очень важно не просто заказать молитву об упокоении души, но и присутствовать в это время в храме, обращаясь к Господу вместе со всеми. Именно молитвенное поминание не следует переносить на сутки раньше или позже, оно должно быть проведено в важные для души дни – 3, 9 и 40-й после смерти.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

П очему люди умирают?

- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

Что происходит с душой после смерти?

По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его...И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша... и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь... С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Можно ли поминать позже даты смерти и годовщину отмечать с задержкой, часто интересуются близкие умершего человека. Священнослужители говорят, что можно. Оптимальным является поминание родных в точную дату, прошедшую со дня смерти. На годовщину всегда требуется поминать покойников, так как в это время бессмертная душа возрождается для жизни вечной. Бог дает жизнь, он ее и забирает.

Человек, рожденный на свет, имеет свою миссию и свое предназначение. Но жизнь не может продолжаться бесконечно. Всему когда-то приходит конец.

В православной вере много говорится про обряд погребения и поминальные устои. Во время поминовения люди отдают дань близким и родственникам, ушедшим в мир иной Царствия Небесного. С помощью Молитвы просят Бога, чтобы душа упокоилась и попала в рай.

В современном мире люди отдалились от церкви и не соблюдают обычаев, из-за этого часто возникают вопросы о правильной организации похорон и поминок.

Поминки являются обрядом, на котором следует почитать память умерших родных и близких людей.

Годовщина смерти всегда должна сопровождаться поминками. Они необходимы для облегчения страданий усопшего, отпущения грехов и облегчения пути в загробный мир. Поминовение усопших обязательно должно сопровождаться молитвой, чтобы ушедший с земной обители обрел вечный покой. Священнослужители в церкви и близкие люди дома молятся о них. Для Бога все едины, и на небе, и на земле.

Правила проведения поминальных дней

Организацию поминального дня надо продумать заранее, постараться провести его в спокойной и неторопливой атмосфере. Главная цель этой даты - вспомнить добрыми словами ушедшего человека, почтить его память, собрать людей, которых очень рад был бы видеть усопший при жизни. Вспоминать все самое хорошее, что связано с ним. Для облегчения душевных страданий разрешается посмотреть видео, фотоальбом, вспоминая счастливые и веселые моменты жизни.

В проведении поминальных дней существуют определенные правила, но люди делают это по-разному. Многие ходят на кладбище (не стоит брать с собой еду и спиртные напитки), наводят порядок на могиле, приносят цветы, зажигают свечи, устраивают поминальные обеды. Другие раздают оставшуюся от усопшего одежду, жертвуют деньги церкви, угощают знакомых конфетами и печеньем.


Для того чтобы отмечать годовщину смерти, необходимо:

  • в первой половине светлого времени суток смерти покойного посетить кладбище;
  • заказать в церкви поминальную молитву и помочь нуждающимся людям;
  • поставить свечку за упокой души;
  • собрать близких людей и помянуть усопшего за поминальным столом.

После смерти поминки организовывают несколько раз:

  1. В день, когда близкий человек покинул этот мир, или на следующий.
  2. На третьи сутки, когда душа покойного возносится в небеса. В этот период обычно хоронят.
  3. На девятые сутки со времени кончины.
  4. На сорок дней.
  5. 6 месяцев с даты смерти, а затем каждый год.

На поминках, как правило, собираются все близкие друзья и родственники усопшего. На поминки девятого дня можно приходить без приглашения. Запрещается отказывать людям, пожелавшим принять участие в поминовении. Не стоит забывать, что главное - это не накрытый стол, а молитва за усопшего. Прежде чем приступить к трапезе, надо обязательно прочитать «Отче наш».

Можно ли делать поминки раньше даты дня смерти? Священнослужители не советуют организовывать поминальный обряд заранее, особенно не рекомендуется отмечать сороковой день раньше.

Не желательно поминать умершего человека в дату рождения.

Этим родственники как бы не дают его душе покоя. Можно поминать в мыслях и молитвах, но не за трапезным столом

Что нельзя делать на поминках:

  • не разрешается на поминках заводить разговоры на отвлеченные темы;
  • употреблять крепкие спиртные напитки;
  • ни в коем случае нельзя говорить плохо о покойнике, кричать, скандалить, громко выражать свои эмоции.

Перенос поминального обряда

Все мы люди и часто бывает, что отмечать поминки в определенный день неудобно или невозможно: работа, состояние здоровья и другие причины, не позволяющие провести поминальный обряд. Поэтому напрашивается вопрос, разрешается ли переносить дату поминок? Как их правильнее делать - раньше или позже срока смерти?

Трапеза в годовщину смерти - это совсем не обязательное соблюдение традиции. Надо исходить из объективных причин и отталкиваться от сложившейся ситуации.

  • во время Святой Пасхи;
  • на Страстную неделю в период Великого поста.

В эти дни все помыслы людей должны быть направлены к великой жертве Иисуса Христа, а на Пасху все верующие должны радоваться известию о воскрешении. Разумно будет перенести поминки на Радоницу - это день поминовения всех умерших. В день Рождественского сочельника лучше отметить поминальный день восьмого числа, это будет хорошим знаком рождения в вечной жизни. Есть обычай после Пасхи оставлять на подоконнике кулич и крашеные яйца, чтобы души нашли свой дом, наелись, а в воскресенье вернулись на небеса.

В то же время нельзя не помнить, что для наших умерших родственников и близких важна молитва за них.

Для этого надо заказать литургию об упокоении души умершего. Главное в день смерти - молиться, а собрать людей за столом можно в выходной день после годовщины смерти.

В каждой религии есть свои традиции поминания

Во всех религиях народов есть специально отведенные дни для поминовения ушедших в мир иной. Когда не выходит по каким-либо причинам помянуть близких в день годовщины смерти, то это можно сделать в дни поминовения. В каждом религиозном направлении даты не совпадают:

  1. Радоница - это день поминовения для православных верующих. Отмечается он во вторник на второй неделе после Пасхи. Кроме этого дня, существует еще 5 подобных дат.
  2. День всех усопших католики отмечают 2 ноября. Третий, седьмой и тридцатый дни после смерти поминать считается не обязательным.
  3. В исламе не существует определенных дней. Важно, чтобы близкие родственники молились за умершего, вспоминая добрыми словами. Люди должны совершать в это время хорошие поступки. Одобряется забота о сиротах, помощь нуждающимся людям. Необходимо соблюдать одно правило - никто не должен знать от чьего имени делаются добрые дела.
  4. Праздник Уламбана приходится на седьмой месяц с первого по пятнадцатый день по Лунному календарю. В эти дни поминают всех умерших буддисты.

В нашей стране с давних лет почитают память умерших в Радоницу. Радоницкая неделя начинается с Красной горки в воскресенье и продолжается в понедельник и вторник. Считается, что души усопших посещают землю с Великого Четверга и до Радоницкой недели, а во вторник они возвращаются в свою постоянную обитель, поэтому вторник считается самым удачным днем для проводов ушедших в иной мир.


Все знают, что умерших надо поминать и не забывать. Существует связь между усопшими и живыми людьми, но не все одинаково ощущают ее. Почему людям, которые недавно потеряли близкого человека, часто видятся сны о нем. Иногда даже чувствуют его присутствие, могут мысленно разговаривать с ним. Обычно в таких случаях рекомендуется помянуть усопшего, побывать на могиле, сходить в церковь, помолиться, совершить добрые дела и поступки. Не всегда может получиться провести поминальную церемонию вовремя, но зато всегда можно оставить записку священнику, и он прочитает молитву за упокой души, чтобы Господь даровал усопшему Царство Небесное.

Смерть — начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней.

Смерть близкого друга или родственника - это событие, наполняющее скорбью сердце каждого человека. Но верующие люди находят утешение в молитвах и действиях, способствующих тому, чтобы душа усопшего как можно легче ушла из земной жизни. Поэтому искренние молитвы и поминки - огромная помощь в этом.

Значение 40 дней после смерти

По христианским обычаям, третий, девятый и сороковой день после смерти имеет для души усопшего особенную значимость, однако, сороковой день - наиболее важен для него, ведь означает, что душа навсегда покидает землю и предстает на Божьем суде для определения ее дальнейшей участи. И именно поэтому данная дата считается наиболее трагичной, нежели физическая кончина близкого или родного человека.

Наше тело всю жизнь находится в единстве с душой, но когда человек умирает, душа оставляет тело, забирая с собой все имеющиеся привычки человека, которые были у него при жизни, страсти, привязанности, а также хорошие и плохие поступки. Душа не имеет способности забывать и должна получить награду или наказание за совершенные деяния в период жизни человека.

В сороковой день она проходит самое трудное испытание , так как перед переходом за грань земной жизни сполна отчитывается за прожитые дни. Необходимо понять, что делают на 40 дней после смерти.

Что происходит на сороковой день с душой

До наступления сорокового дня душа не покидает мест своего обитания, так как не может получить должного понимания, что ей делать без физической оболочки.

На 3-й или 4-й день она постепенно начинает приходить в новое состояние и может отпустить свое тело и гулять по окрестностям около родного дома.

На 40-й день или в ближайшие дни после этого душа в последний раз может спуститься на землю, чтобы посетить любимые места и навсегда проститься с ними. Многие люди, потерявшие своих близких, рассказывали, что видели сны о том, как их усопший родственник приходил прощаться и говорил, что уходит навсегда.

Важно понимать, что нельзя после смерти человека громко рыдать и, более того, закатывать истерики, ведь душа все будет слышать и станет испытывать вместе с этим непреодолимые мученья. Поэтому лучше всего в тяжелые моменты скорби прибегнуть к молитвам или читать Священное Писание.

Что делают на сороковой день после смерти

На 40-й день родные усопшего должны посетить церковь. Важно, чтобы пришедшие люди в храм были крещеные, как и усопший, о котором следует подать записку «Об упокоении».

Также в этот день нужно придерживаться следующих правил церковного поминовения:

Важно в этот день посетить кладбище и принести ушедшему из жизни человеку цветы и лампадки . В каждом букете, который будет положен на его могилу, количество цветов должно быть четным, при этом неважно искусственные это цветы или живые.

В православии на сороковой день необходимо перебрать все вещи усопшего и отнести их в церковь или раздать нуждающимся людям. Проведение такого ритуала считается добрым деянием, которое поможет усопшему и зачтется при принятии решения об участи его души. Родным можно оставить себе вещи, которые будут ценны, как память. Выбрасывать вещи нельзя.

Чем больше в 40-й день прозвучит добрых слов и искренних молитв о душе усопшего, тем лучше будет скорбящим о нем и самому покойному, поэтому немаловажным мероприятием является поминальный обед, на который родственники умершего человека приглашают близких друзей и знакомых покойного.

Важно отметить, что допускается проводить поминки раньше или позже точной даты, приходящейся на 40 дней. Священнослужители объясняют это тем, что жизнь сама по себе непредсказуема и часто люди не имеют возможности провести запланированные события, поэтому несоответствие даты не считается грехом. Однако запрещается переносить поминовение на кладбище или на панихиде.

Как правильно поминать усопших

Есть предположения о том, что происходит на 40 день с душой: душа покойного возвращается домой и по истечении суток навсегда уходит. Поэтому христиане считают, что если не провожать ее и не делать «проводы», то она будет вечно мучиться. Именно поэтому данному мероприятию уделяется особое внимание. Возникает много противоречивых мнений о том, как поминать на 40 день.

Тем не менее существует ряд определенных правил, которых необходимо придерживаться:

Что готовят на поминальный обед

В поминальный день организация обеда также обязательна, как чтение молитв за умершего человека. Цель этого обеда - вспомнить усопшего и помочь в упокоении его души. В данном случае пища не является главной составляющей на поминках, поэтому не нужно готовить шикарные блюда и кормить собравшихся людей деликатесами.

При составлении меню необходимо придерживаться нескольких важных принципов:

Кого приглашать на поминки

На 40 день после смерти умершего на поминальный обед собираются его родственники и хорошие друзья , чтобы должным образом проводить усопшего и почтить его память, вспомнив светлые и значимые моменты из его жизни.

На поминки принято приглашать не только близких и родных людей умершего человека, но и его коллег, наставников и учеников. На самом деле не так важно кто придет на поминки, это могут быть и незнакомые люди родственникам усопшего, главное, чтобы каждый из них хорошо относился к покойному.

Как и что говорят на 40 дней

За поминальным столом принято вспоминать не только умершего человека, по поводу которого все собрались, но и других усопших родственников. А самого покойного необходимо представлять так, как будто он тоже находится на поминках.

Поминальная речь произносится стоя . По христианской традиции считается обязательным почтить усопшего минутой молчания. Рекомендуется назначить ведущего (хорошего друга семьи), который сможет контролировать свои эмоции и следить за тем, чтобы все в порядке очередности смогли сказать добрые слова об усопшем.

Ведущий должен заранее подготовить несколько фраз, чтобы разрядить обстановку в случае, если речь родственника вызовет слезы и сильные эмоции собравшихся людей. Подготовленными фразами ведущий также сможет отвлечь гостей, если речь того, кто говорит, прервется также из-за слез.

Находясь дома, перед поминками или после них, можно обратиться к Богу своими словами или прочитать молитву святому Уару о прошении свободы умершего от вечных мук.

В обязанности ведущего входит:

Не допускается вести разговоры о наследстве или болезнях членов семьи , а также о личной жизни присутствующих - это не то, что нужно говорить за поминальным столом. Поминки принято считать «подарком» для души усопшего, поэтому данное мероприятие не должно быть поводом оповестить знакомых и родственников о собственных проблемах в жизни.

Приметы и традиции

На Руси появилось огромное количество обычаев, которых придерживаются и в наши дни. Существуют различные приметы о том, что можно и нельзя делать до и после сорока дней.

Также существует немало суеверий, связанных с 40 днями после смерти близкого человека. Рассмотрим самые известные из них:

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.