Леонид гайдай интересные факты. Десять неизвестных фактов о знаменитом режиссере леониде гайдае

February 1st, 2017

Человек, чье творчество не воспринимали всерьез коллеги и критики, пережил в народной любви их всех. Интересные факты из работы и жизни.

Он родился в Сибири

Место рождения Леонида Гайдая - городок Свободный Амурской губернии, где сейчас стоит ему памятник. Он появился на свет в 1923 году третьим ребенком в семье железнодорожного служащего родом с Полтавщины Иова Исидоровича Гайдая (1886-1965) и домохозяйки Марии Ивановны (в девичестве - Любимовой), происходившей с Рязанщины. У младшего из трех детей Леонида Иовича был старший на четыре года брат Александр, ставший журналистом и поэтом (умер в 1994 году), и старшая на два года сестра Августа. В год рождения третьего ребенка семья переехала в Читу, а потом - в железнодорожный посёлок Глазково (Иркутск).


Но какие ветры занесли в сибирскую глушь отца будущего режиссера, родившегося на хуторе Ореховщина что на Полтавщине? В суровых краях он отбывал наказание за грабеж. Считается, что отец Леонида Гайдая в молодости попал в тюрьму, взяв на себя чужую вину.

Не на скрипку, так в Красную Армию

С детства Леонид Гайдай проявлял музыкальные таланты и больше всего мечтал о скрипке. Чтобы не разорять семью на ее покупку, инструмент Гайдай-младший смастерил сам и отправился с ним на вступительный экзамен в музучилище. То ли самодельная скрипка преподавателей не впечатлила, то ли способности абитуриента, но учиться музыке Гайдаю было не суждено.

Иркутскую железнодорожную школу № 42 будущий режиссер окончил за четыре дня до трагедии - 18 июня 1941 года. Наутро после объявления войны он пошёл в военкомат добровольцем, но в армию не был взят из-за возраста. На службу его призвали осенью 1941 года. После Монголии Гайдая направили в разведку на Калининском фронте. Медаль «За боевые заслуги» Леонид Иович получил 14 декабря 1942 года за бой в деревне Енкино. Приказом по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии к награде был представлен участник подавления огневой точки врага, уничтожения противника и захвата пленных. Но вскоре Гайдай подорвался на противопехотной мине и после тяжелого ранения ноги в июне 1943-го полгода лечился в эвакогоспитале в Иваново. К дальнейшей службе солдата признали непригодным.

С войны - на сцену

Первой записью в трудовой книжке Леонида Гайдая стал Иркутский драмтеатр, куда он устроился рабочим сцены. В эвакуации на этой базе работал Московский театр сатиры, который и задал Гайдаю вектор на комедию. При Иркутском драмтеатре была театральная студия - ее Леонид и окончил в 1947 году, переквалифицировавшись из осветителя в актеры. А в 1949 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИК (мастерская Григория Александрова), где встретил свою «половинку», актрису Нину Гребешкову, с которой прожил сорок лет.

После окончания вуза Леонид Иович работал режиссёром на киностудии «Мосфильм». Первой режиссерской работой Гайдая в 1956 году стала картина по рассказам В. Короленко «Долгий путь» (совместно с В. Невзоровым). А через два года вышла комедия режиссера «Жених с того света». Первый сатирический опыт едва не стоил Гайдаю карьеры. Пройдя редактуру, фильм сократился вдвое... Следующую ленту режиссер сделал идеологически выверенной, но потом старался о ней не вспоминать («Трижды воскресший», 1960).

Лучше не бывает

Первыми «народными комедиями» стали короткометражки 1961 года с Трусом, Балбесом и Бывалым. Настоящую известность Гайдаю принесли веселые истории с Юрием Никулиным, Георгием Вициным и Владимиром Моргуновым «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Следующий фильм «Деловые люди» по мотивам новелл О. Генри не смог повторить эту популярность, и после трехлетнего перерыва режиссер вернулся к героям, принесшим ему успех.

Три комедии подряд стали «золотыми» не только в творческой биографии Леонида Гайдая, но и в советском кинематографе. Кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» стали лидерами проката 1965, 1966 и 1968 годов. А через 30 лет «Бриллиантовая рука» по результатам опроса телезрителей была признана лучшей отечественной комедией века.

Авторский почерк режиссера был в том, что он всегда прикладывал руку к сценариям, выступая полноправным соавтором Я. Костюковского и М. Слободского, К. Бровина и В. Бахнова, Р. Фурмана и А. Инина. Детали и сюжеты он высматривал в хранившихся на чердаке журналах, перебирать которые имел привычку в отпуске на даче.

Из собственной жизни

Образ главного героя своих лучших комедий Леонид Гайдай сочинял с себя. Шурик, по словам наблюдавшей процесс жены режиссера Нины Гребешковой - точная копия мужа. Походка, жесты и очки - всё от Леонида Иовича, который в жизни тоже был добрым и немного нелепым, о чем, конечно, хорошо знал. Его бытовая неловкость была в семье притчей во языцех: за что бы «хозяин» в доме не взялся, всё валилось из рук и получалось наперекосяк. Ремонтом и забиванием гвоздей занималась супруга, потому что в быту этот человек был таким же беспомощным, как и вызывавший симпатии своей неуклюжестью умница Шурик.

Гайдай подарил своим героям и фильмам не одну находку из собственной жизни. Например, в 1942 году он служил в Монголии - в части, где готовили лошадей для фронта. Когда туда приехал офицер за добровольцами на фронт, то спросил у строя, кто желает в артиллерию, кавалерию, разведку и флот. На все вопросы Гайдай отвечал первым: «Я!». «Да подождите вы, - сделал ему замечание военком, - дайте огласить весь список». В немного измененном виде эта сцена появилась впоследствии в фильме «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

О премиях и принципах

Режиссер поощрял остроумные находки и со стороны актеров, премируя их за каждую удачную придумку двумя бутылками шампанского, которое сам, кстати, не пил. Например, исполнитель роли Бунши и Ивана Грозного Юрий Яковлев гордился тем, что получил от Гайдая «премию» за сандалии, выглядывающие из-под царского одеяния его героя, а также за повязку на щеке, которую предложил повязать в том же эпизоде.

Щедрее всех Гайдай «премировал» своего фаворита Юрия Никулина: например, за остроты в «Кавказской пленнице» актер заработал двадцать четыре бутылки, в то время как напарник по «тройке» Георгий Вицин - одну. Владимиру Моргунову, по его словам, перепало восемнадцать бутылок, что не спасло его от дальнейшей размолвки с режиссером.

«Гайдаевская тройка» приказала долго жить после того, как Моргунов забыл, кто на площадке главный. «Зазвездившись», артист как-то заявился на просмотр материала в подпитии, в сопровождении девиц, и стал хамить режиссеру. Перебранка не затянулась - Гайдай быстро указал компании на дверь, а съемку «Кавказской пленницы» заканчивал без Моргунова, заменив его в некоторых сценах дублером.

Из-за недисциплинированности не стал режиссер церемониться даже с Владимиром Высоцким, утвержденным на роль Остапа Бендера. Любимый артист подвел Гайдая тем, что накануне съемок запил. Шанса исправиться режиссер актеру не дал: Высоцкого он пообещал больше не беспокоить и слово свое сдержал.

На пользу делу

Гайдай не имел привычки раболепствовать перед артистами и поступал с отснятым материалом так, как считал нужным. Например, он своих героев переозвучивал или заменял их части тела чужими. Известно, что главная героиня в «Кавказской пленнице» говорит голосом Надежды Румянцевой, а не исполнительницы роли Натальи Варлей, а Светлану Светличную в «Бриллиантовой руке» озвучивает Зоя Толбузина. В той же картине со словами «Черт побери!» на асфальт падает не Юрий Никулин, а Леонид Каневский - именно его ноги наиболее правдоподобно поскользнулись на арбузной корке. А в комедии «12 стульев» в драке отца Федора и Кисы Воробьянинова сняты ноги самого Леонида Гайдая, оказавшиеся самыми длинными на съемочной площадке.

Гайдай часто снимался в своих фильмах. Обычно это были эпизоды, а в «12 стульях» режиссёр сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова, на роль которого не нашлось подходящего артиста.

Для пользы дела Леонид Иович умел проявить режиссерскую хитрость, благодаря которой ему удавалось обмануть цензуру. В «Бриллиантовой руке», например, его уловка с ядерным взрывом в финале картины спасла не один крамольный эпизод, который могли вырезать. «Всё согласен убрать, кроме этого ядерного гриба!», - сказал режиссер комиссии. В итоге чиновники Госкино пошли на компромисс: пусть останутся пьяницы и проститутки как меньшее зло, лишь бы без взрыва.

Когда работают талисманы

Леонид Гайдай не скрывал своих профессиональных суеверий и откладывал съемку, если ей предшествовала плохая примета. Например, перед началом работы полагалось разбить на «удачу» тарелку. Когда она однажды не разбилась, снимать режиссер не стал.

А своих знаменитых черных кошек он снимал в своих лучших фильмах в уверенности, что это его счастливый талисман. В «Бриллиантовой руке», например, на «счастье» снималось девять котов.

Но в поздних картинах режиссера талисманы не сработали. В 70-х годах Леонид Гайдай экранизировал произведения И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко и Н. Гоголя, в 80-х снял сатирические короткометражки для киножурнала «Фитиль» и несколько новых картин, но фильмы 80-х годов «Спортлото-82» и «За спичками» были менее удачными, чем шедевры 70-х. А картины времен перестройки «Частный детектив, или Операция „Кооперация“», «Опасно для жизни!» и «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» вообще мало кому понравились. Для зрителя режиссер остался непревзойденным в своем раннем творчестве - видимо, худсоветы для творчества не были лишними.

Народный артист

Из жизни Леонид Гайдай уходил тяжело: открылась фронтовая рана на ноге, дала о себе знать и эмфизема легких. После воспаления легких 70-летний режиссер уже не оправился: 19 ноября 1993 года Леонид Иович скончался от закупорки легочной артерии. Похоронили Народного артиста России и СССР на Кунцевском кладбище в Москве.

Память о режиссере увековечена на доме в Москве, где он жил - на первом корпусе по адресу Черняховского, 5 сегодня есть мемориальная доска. Памятная доска установлена также на здании школы в Иваново, где во время войны размещался госпиталь, в котором после ранения восстанавливался Леонид Гайдай.


Имя режиссёра носит площадь на территории «Мосфильма», улица в микрорайоне Левашово в Кургане и два кинотеатра - в Иркутске и в его родном городе Свободном, где ему поставлены памятники. Есть памятник и героям его фильмов - в Перми местный скульптор увековечил Труса, Балбеса и Бывалого.

В 2008 году был снят документальный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Леонида Гайдая», в котором о режиссере рассказали Яков Костюковский, Максим Никулин, Нина Гребешкова, Оксана Гайдай, Виктория Островская, Нина Маслова, Михаил Кокшенов, Дмитрий Харатьян, Светлана Светличная, Наталья Селезнёва, Наталья Варлей, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Владимир Этуш и Наталья Крачковская.

Фильмография

Год Фильм Режиссёр Сценарист Актёр Роль

1955Ляна Алёша

1956Долгий путь

1958Ветер Науменко

1958Жених с того света (короткометражный)

1960Трижды воскресшийизобретатель

1961В пути (короткометражный) Толя

1961Пёс Барбос и необычный кросс (короткометражный)

1961Самогонщики (короткометражный)

1962Деловые люди

1965Операция «Ы» и другие приключения Шурика

1966Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

1968Бриллиантовая рукапьяница в подворотне

197112 стульев архивариус Варфоломей Коробейников

1973Иван Васильевич меняет профессию

1975Не может быть!

1977Инкогнито из Петербурга

1977Риск — благородное делорежиссёр на съёмках фильма

1978По улицам комод водилиХудожественный руководитель

1980За спичками

1982Спортлото-82

1985Опасно для жизни!

1989Частный детектив, или Операция «Кооперация»

1992На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди

Сумасшедший игрок в казино

Сюжеты для киножурнала «Фитиль»

1981 — Фамильная драгоценность

1983 — Метаморфоза

1983 — Атавизм

1986 — За свой счёт

1986 — Неожиданное открытие

1986 — Приспособился

1986 — Сюрприз

1986 — Ограбление по…

1987 — Картинка с выставки

1987 — Деловые игры

1987 — Горько

1987 — Пальцем в небо

1988 — Неуловимый мститель

Recent Posts from This Journal


  • Портретные фотографии красивых девушек от Ивана Ковалева

    Ковалев Иван - профессиональный фотограф из Костромы. ©


  • Александр Колпакиди: Сурков - "волшебник" Изумрудного города

    Историк и публицист Александр Колпакиди разбирает статью Владислава Суркова под названием "Долгое государство Путина". На сколько адекватны…

В творческой копилке Леонида Гайдая всего 20 фильмов, но почти каждый из них сейчас входит в золотой фонд советского кинематографа. «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция “Ы”», «12 стульев», «Пес Барбос и необычный кросс» - все эти фильмы считаются шедеврами советской комедии и любимы несколькими поколениями зрителей. Однако у каждого из них был свой долгий путь к большим экранам, причем подчас обойти запрет цензуры и добраться до зрителя комедиям Гайдая помогали судьбоносные случайности.

«Иван Васильевич меняет профессию»

  • Если бы не цензура, Иван Васильевич менял бы профессию на 10 минут дольше – Гайдая заставили вырезать 177 метров отснятого материала.
  • Главному редактору Госкино больше всего было обидно за царя: «Я не позволю издеваться над Иваном Грозным! Что вы его дураком выставляете?!» Гайдай отвечал, что это не царь, а переодетый управдом, но тот был непреклонен: «Это бросает тень на царя!» Из-за этого «Иван Васильевич» дважды оказывался на полке.
  • В режиссерской версии фильма был эпизод, где Иван Грозный стоит на кухне Шурика у плиты и жарит котлеты. Тот самый главный редактор Госкино долго убеждал худсовет, что из-за этой сцены нужно как минимум отказать фильму в прокате. Но Гайдай уговорил коллегию просто вырезать этот эпизод, оставив Ивана Васильевича без котлет.
  • Первоначально на вопрос управдома-царя Бунши «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» был ответ: «Народ, батюшка, народ!» Но для худсовета это было уж слишком явное подтрунивание над советской властью. В итоге лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!»
  • Проблемы возникли у Ивана Грозного и с местом жительства. Сцена допроса милиционером Ивана Васильевича предполагалась такой: «Где живете? Адрес, я спрашиваю!» - «Москва. Кремль». Но цензура назвала Кремль «святым местом», над которым смеяться нельзя, и потому в конечном варианте герой Яковлева живет в «палатах царских».
  • Подвергли критике и реплику Бунши о репертуаре. В цитате «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь!» зацензурировали творческую интеллигенцию.
  • Однако не все правки испортили картину. Например, в сцене, где управдом-царь Бунша принимает шведского посла, фразу «За мир и дружбу!» заменили на «Гитлер капут!»

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

  • Как должен был начинаться фильм про кавказскую пленницу? Дощатый забор. Мимо идет Трус. Пишет слева букву Х. Потом подходит Балбес. Правее приписывает букву У. Бывалый же, появившись в кадре, завершает: «Художественный фильм». Цензура юмора не оценила и постановила сцену вырезать.
  • Казалось бы, чего аморального в песне о султане? Однако в Госкино назвали ее пропагандой аморального образа жизни. Вот что рассказывал о ней Яков Аронович Костюковский, сценарист и соавтор слов к песням из «Кавказской пленницы»:

«Многострадальная песня! Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев - в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» - заявил, что ее нужно выбросить. Гайдай же отстоял песню, согласившись вырезать лишь некоторые слова».

А вот как полностью выглядит текст песни «Если б я был султан»:

Если б я был султан, я б имел трех жен,
И тройной красотой был бы окружен.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси Аллах!


Но очень плохо с другой стороны.

(Куплет не вошел в фильм)
Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены - красота, что ни говори,
Но, с другой стороны, тещи тоже три.

Не очень плохо иметь три жены,

(Куплет не вошел в фильм)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм - это кое-что!
Но когда «на бровях» прихожу домой -
Мне скандал предстоит с каждою женой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

Как быть нам, султанам, ясность тут нужна:
Сколько жен в самый раз - три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой:
Если б я был султан - был бы холостой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

  • Песня про медведей, впрочем, тоже оказалась «неправильной» по мнению Госкино. В оригинале текста медведи чесали спину о земную ось. Но редколлегия придралась: «Почему медведи в песне чешутся? У них блохи? Не эстетично!» Так медведи перестали чесаться и исполнили рекомендацию партии.
  • Знаменитую фразу «А в соседнем районе жених украл члена партии!» Балбеса должен был произносить герой Фрунзика Мкртчяна, но при чтении сценария чиновники потребовали убрать эти слова: «Это оскорбляет и порочит членов партии!» Однако Никулин, решив, что все дело в акценте Мкртчяна, посоветовал Гайдаю передать эти слова его герою – Балбесу. И оказалось, что дело совсем не в акценте, а в персонаже, который эти слова произносит: в устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза о члене партии прозвучала настолько по-дурацки, что казалась очередной его выдумкой и не очерняла ни одного коммуниста в СССР. Как и все остальные фразы, произнесенные незабываемой троицей («Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!»).
  • Первоначально «Кавказская пленница» была запрещена к показу. Но фильм совершенно случайно попал к Леониду Брежневу, и тот, по большей части оставшись довольным комедией, разрешил пустить ее в прокат. В итоге «Кавказская пленница» занимает четвертое место в СССР по сборам.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

  • Поначалу сценарий ленты шел под тривиальным названием «Несерьезные истории» (или «Смешные истории»), но худрук и цензор Иван Александрович Пырьев, который потом не раз то разносил, то спасал фильмы Гайдая, предложил назвать его «Операция "Ы"». Всем, включая Гайдая, понравилось.
  • Первоначально Шурика звали Владик – Владлен Арьков. Но как у комического персонажа может быть имя вождя мирового пролетариата? Естественно, цензура постановила переименовать главного героя.
  • Песня «Постой, паровоз» показалась цензурному комитету слишком уж блатной, и Гайдай согласился вырезать один куплет, чтобы остальная песня, все же, осталась в фильме. По словам сценариста Якова Костюковского, вырезанный куплет звучал так:

Пусть гадом я буду -
Я пилку достану,
Решетку я ею перепилю.
Пускай луна светит своим коварным светом,
Но я из тюряги убегу…

  • На финальном смотре цензурная комиссия отказала фильму в широком прокате. Причиной стал отказ Гайдая вырезать сцены, где студенты сдают экзамен (потому что, по мнению комиссии, это больше напоминало какой-то капустник) и где «негр» Верзила гоняется за Шуриком по стройке («совершенно лишняя, не несущая никакого смысла сцена» - говорили о ней цензоры). Гайдай категорически отказался вносить правки, и фильму была присвоена 2 категория. Только после вмешательства худрука Пырьева и директора «Мосфильма» Сурина картина была спасена и выпущена как фильм 1-й категории.

«Бриллиантовая рука»

  • После тотальной правки сценария (40 замечаний!) Госкино отправило к Гайдаю на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» контролера из КГБ: человек должен был наблюдать за съемками, вовремя останавливать режиссера и обо все докладывать «наверх».
  • Чтобы съемки начались без дополнительных проверок, режиссеру пришлось все же еще поработать со сценарием: сделать более заметной роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «Как говорит шеф, главное в нашем деле - социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».
  • Эпизод стриптиза Светланы Светличной был одним из первых на удаление – цензоры признали его слишком соблазнительным, отметив, что формулировка «Он сам пришел!» вины с актрисы не снимает.
  • Цензоры с самого начала просмотра картины отметили, что Лёлика в фильме быть не должно – уж слишком он напоминает Брежнева. Особенно когда состоялся его крепкий «поцелуй» с Гешей.
  • Если внимательно смотреться в сцену, где управдомша тов. Плющ (Нонна Мордюкова) говорит Наде, жене Семена Семеновича «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!», то можно заметить, что губы у нее произносят совсем другое слово – «синагогу». Дело в том, что именно так Гайдай первоначально хотел видеть реплику. Но цензоры воспротивились: пусть уж лучше к любовнице!

30 января известному советскому кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнился бы 91 год. Он вошел в историю отечественного кинематографа как создатель искрометных комедий, многие из которых стали классикой жанра.

    В день рождения именитого режиссера хочется вспомнить интересные факты о наиболее любимых зрителями фильмах Гайдая.

    «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»


    В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.
    Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.


    На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно. Новелла «Наваждение» заставила режиссера и операторов идти на ухищрения, чтобы Селезнева, исполнявшая роль Лиды, не казалась выше Александра Демьяненко — студента Шурика. А ведь разница в их росте была 10 сантиметров. Зрители ее так и не заметили.


    Фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» оказался лидером проката в 1965 году. Зрительская любовь к нему не остыла и сейчас. Поэтому одним из главных героев фильма, Шурику и Лиде, установили памятники сразу в двух городах — Москве и Краснодаре.


    Гонорары за съемки "Операции Ы":

    Леонид Гайдай — 2375 рублей, плюс 1500 за соавторство в написании сценария;
    Александр Демьяненко — 3376 рублей;
    Алексей Смирнов — 875 рублей;
    Михаил Пуговкин — 875 рублей;
    Наталья Селезнева — 450 рублей;
    Георгий Вицин — 1620 рублей;
    Юрий Никулин — 1620 рублей;
    Евгений Моргунов — 810 рублей.

    «Кавказская пленница»


    Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте. Идеей новой комедии режиссер поделился с Юрием Никулиным, которого хотел видеть в одной из главных ролей. Однако артист посчитал затею глупой, ведь в советское время невест не воровали. Чтобы получить его согласие, Гайдай согласился на совместную с Никулиным работу по улучшению сценария.
    Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ». Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, который во время отдыха изъявил желание посмотреть что-то новое и веселое. Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.


    Съемки фильма были веселыми. Все участники группы знали, что за каждую удачную шутку, которая войдет в комедию, ее автор получит в награду бутылку шампанского. У Леонида Гайдая был припасен солидный запас этого напитка.


    «Бриллиантовая рука»


    Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В «Правде» режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в «Кавказской пленнице», Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей «утки» стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника «Москвича», летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.


    Съемки фильма проводились в Баку и Сочи. Столица Азербайджана временно превратилась в Стамбул. Для придания турецкого колорита, местных жительниц, задействованных в массовке, наряжали в чадру. Во время работы над картиной все старались работать максимально достоверно. В этом не было равных и Андрею Миронову, который на съемках эпизода, где его герой тонул, так истошно кричал: «Спасите! Помогите! Мамочка!», что прибыли настоящие спасатели.


    Известно, что комедия «Бриллиантовая рука» стала причиной раздора между Леонидом Гайдаем и Светланой Светличной. Актриса обиделась на режиссера за то, что он оставил в фильме лишь одну фразу, сказанную ей самой: «Не виноватая я, он сам пришел!». Роковую блондинку озвучивала Зоя Толбузина.


    «12 стульев»


    В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая — комедию «12 стульев». Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю.


    Супруга Гайдая Нина Гребешкова вспоминает, что он долго подбирал актера на роль Остапа Бендера. Поначалу решил предложить ее Владимиру Высоцкому, но позже предпочел другую кандидатуру — Арчила Гомиашвили. А вот роль Кисы Воробьянинова писалась сразу под Сергея Филиппова. Актер мечтал о ней и сумел довести свою работу до финала, несмотря на то, что постоянно испытывал мучительные головные боли. Затем Филиппов пережил успешную операцию по удалению опухоли мозга.


    После съемок места, где работали артисты, обрастали слухами. Например, в Дарьяльском ущелье есть участок горы, с которой по сюжету отец Федор в исполнении Михаила Пуговкина просил его снять. Высота там довольно внушительная — 50 метров. Актер не решился туда подниматься, поэтому соорудили макет горы. Но местные жители и по сей день рассказывают, что один из горных эпизодов «12 стульев» снимали именно в этом месте.
    Кстати, Михаил Пуговкин, сыгравший роль священнослужителя, согласился на нее лишь после слов своей матери, которая подсказала, что персонаж отец Федор вовсе не религию высмеивает, а человека, забывшего о своем предназначении и ведомого лишь мыслью о наживе.


    О фильме «12 стульев» известен и тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей — в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.


    «Иван Васильевич меняет профессию»


    1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как «Москва, Кремль». В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.


    Для работы над фильмом привлекли и конструкторское бюро, чтобы его специалисты разработали машину времени. Инженеры нафантазировали такое, что Гайдай отклонил проект. Уж слишком сложным оказалось их творение — а ведь герой Александра Демьяненко придумывал машину времени в одиночку. Поэтому ее дизайн заказали скульптору по дереву Вячеславу Почечуеву. Придуманная им машина и вошла в фильм.


    Отличительной чертой того времени стало использование в киноленте настоящей еды. Обычно натуральные продукты заменяли бутафорскими. Но Леонид Гайдай ради правдоподобной картинки решил нарушить правило. В результате смета съемок эпизода с царским пиром составила колоссальные по тем временам деньги — 200 рублей. Ради правдоподобности режиссер предложил и Владимиру Этушу, сыгравшему роль ограбленного стоматолога Шпака, отыграть свой монолог рядом с милицейской собакой. Поклонники комедии вспомнят, что в момент перечисления украденного добра голос артиста дрожит. Внешне это выглядит как возмущение действиями грабителей, но на самом деле Владимир Этуш опасался, что собака может на него броситься.

    И Я УВЕРЕН, ЧТО ЕЩЁ НЕ ОДНО ВЫРАСТИТ!!!
    ВЕДЬ ЭТИ ДОБРЫЕ И ТАКИЕ ЛЮБИМЫЕ ФИЛЬМЫ ЛЕОНИДА ГАЙДАЯ ХОЧЕТСЯ СМОТРЕТЬ ВСЕГДА!!!

В комедии «Бриллиантовая рука» много сцен, которые могли поставить фильм на грань запрета по цензурным соображениям. Советская цензура могла придраться к таким вещам, как неумеренное потребление алкоголя главным положительным героем, безответственность таможенников. Чтобы избежать этого режиссёр Гайдай вставил в конец фильма сцену с ядерным взрывом и сообщил комиссии, что заранее согласен на вырезание любых сцен, а вот за эпизод со взрывом будет бороться до конца. Оттянув таким образом внимание цензоров, ему удалось сохранить практически все сцены фильма.

Впрочем совсем без цензурных правок всё-таки не обошлось. Например, когда управдом (Нонна Мордюкова) разговаривает с женой Семёна Семёновича: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает… любовницу» внимательный зритель может заметить неестественную артикуляцию актрисы. Это из-за того, что во время съёмок произносится слово «синагогу», а не «любовницу». Видимо советской цензуре посещение синагоги показалось гораздо более аморальным, чем супружеская измена.

«Иван Васильевич меняет профессию»

В этой комедии Леониду Гайдаю также удалось сохранить в неприкосновенности от советской цензуры почти весь видеоряд, но не тексты героев. Например, отвечая на вопрос милиционера о месте жительства в оригинальной версии царь Иван Васильевич говорит: «Москва, Кремль». А в версии, которую увидели зрители уже звучит «в палатах».

Первоначально «машину времени» заказали в некотором конструкторском бюро. Инженеры развернулись на славу - их фантазия породила нечто совершенно фантастическое. К сожалению, эта фантастичность и послужила причиной для отказа: машина должна была выглядеть достаточно естественно, чтобы Шурик в одиночку мог собрать подобный агрегат в обычной квартире. В результате, для изготовления реквизита пригласили известного скульптора по дереву Вячеслава Почечуева. Примечателен и тот факт, что в документах причина выплаты гонорара Почечуеву была указана без всяких кавычек «за изобретение машины времени».

«12 стульев»

Утверждают, что Леонид Гайдай обожал эту книгу, и, получив разрешение на съёмки, подготовил сценарий всего за неделю.

Интересен факт, что съёмочной группе так и не удалось найти настоящие стулья, сделанные мастером Гамбсом. Единственный сохранившийся стул не удалось купить - его хозяйка отказалась с ним расставаться ни за какие деньги.

Не удалось также изготовить копии стульев в Советском Союзе - в стране не было мастеров, способных на эту работу. Поэтому реквизит пришлось заказывать за рубежом.

«Полосатый рейс»

Окончание съёмок было под угрозой: время вышло, а одну из сцен - со спящим львом на носилках, которого несут матросы из медпункта, так и не удавалось отснять. Причина была в том, что льва никак не удавалось накормить снотворным. Это упрямство стоило льву жизни: поскольку он был уже старый и больной, его пришлось пристрелить и доснимать эпизод уже с мёртвым животным.

«Кин-дза-дза!»

Этот фильм также был под угрозой запрета из-за цензуры. Во время съёмок, генеральным секретарём Советского Союза стал Константин Устинович Черненко. А самое часто употребляемое слово в фильме - «Ку», совпало с его инициалами. Замена этого слова на что-то другое стало головной болью создателей комедии на несколько месяцев. Потом К.У. Черненко не стало, и менять озвучку фильма не пришлось.

«Кавказская пленница»

Удивительное событие произошло через 40 лет после создания «Кавказской пленницы». При съёмках фильма «9 рота» понадобился осёл. И им стал… тот ослик на котором катался Шурик! Все эти годы он, точнее она - ослица по кличке Люся, прожила в Ялтинском зоопарке, дожидаясь своего второго «звёздного часа».

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Один из самых известных и популярных фильмов содержит множество ляпов, и вокруг него ходит множество легенд, как реальных, так и полностью придуманных.

Упомянем здесь ещё одном факте, который проверить может каждый. Женя Лукашин выбрасывает в окно фото Ипполита, лицо на которой принадлежит Юрию Яковлеву. А вот Надя подбирает из сугроба фото Ипполита с лицом Олега Басилашвили - часть эпизодов была отснята с его участием, а потом Басилашвили был вынужден уйти из картины из-за смерти отца, и роль досталась Яковлеву.

«Белое солнце пустыни»

Малоизвестный факт: в программу подготовки советских и российских космонавтов включён фильм «Белое солнце пустыни». Причина вполне прагматична: космонавтам приходится очень много работать с камерами, а этот фильм считается эталоном операторской работы, именно на его примере объясняют, как правильно осуществлять видеосъёмку.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком. Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника. На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.

«Кавказская пленница»

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте. Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ». Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.

«Бриллиантовая рука»

Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В «Правде» режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в «Кавказской пленнице», Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей «утки» стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника «Москвича», летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.

«12 стульев»

В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию «12 стульев». Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю. О фильме «12 стульев» известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.

«Иван Васильевич меняет профессию»

1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как «Москва, Кремль». В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.