Когда на руси появилась баня, и что в ней делали. История бани: разновидности и самые интересные факты их происхождения

Впервые о русской бане упоминается в "Повести временных лет". Это X век. Но некоторые историки считают, что баня на Руси появилась намного раньше, в V–VI веках. Издревле она считалась сакральным местом, где одновременно господствуют четыре стихии: вода, огонь, земля и воздух. Они очищают человека не только физически, но и духовно.

Русская баня кардинально отличается от европейских и азиатских - высокой температурой жара и таким неотъемлемым атрибутом - как березовый веник. Русский банный ритуал приводил в шок приезжающих иностранцев, которые называли происходящее действо пыткой и самоистязанием.

Когда англичане попали на Русь через Север, то отметили, что эти варвары топят избы "по-черному", потом в них семьями купаются, истязая друг друга хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд.

Первыми русскими банями были влазни по-черному. Печь там была без трубы. Дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Стены и потолок моментально становились закопченными, черными - что и дало название таким баням.

Парились в них лишь после того, как хорошо проветрят. Открывали все окна и двери, чтобы дым уходил наружу. Позже стали ставить печи с дымоходом. И такие бани назывались белыми. Парились на Руси и в обычных домашних печах. У них были просторные устья – почти полтора метра глубиной и около полуметра высотой. После приготовления еды, из теплой печи убирали золу, смывали копоть, настилали солому. Ставили кадку с горячей водой, чтобы сбрызгивать свод печи, залезали внутрь, ложились и парились.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ.

Без бани не обходилось ни одно торжество. Так, после рождения ребенка это событие обязательно нужно было «обмыть» в бане. Без нее не обходился и свадебный обряд. Накануне бракосочетания невеста с подругами ходила в баню. Соответственно, и жених с друзьями посещал парную. На следующий день после свадьбы молодожены также шли в баню. По выходе из нее - их встречала сваха и угощала жареной птицей и "банником" - хлебом, которым мать невесты благословляла к венцу молодых.

Иностранцев поражало, что русские предпочитают баню в качестве места общения. Как писал курляндец Яков Рейтенфельс, "русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом".

Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю. Суббота считалась банным днем. Не работали даже присутственные места. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’, чтобы избежать пожаров. В домашних банях мылись всей семьей.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что "русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню".

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения не домашним, а большим общественным баням, где люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие "просветители" и "моралисты" того времени называли общие бани главным очагом разврата. Хотя и в Европе в то время совместный помыв мужчин и женщин был делом обычным.

Но свобода нравов и отношений, царившие в русских банях, приводила иностранцев в удивление. По их мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей - как они говорили - каждому цивилизованному (то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки.

Только после Указа Екатерины Великой совместный «помыв» был запрещен. В 1743 году бани разделили на женские и мужские. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами.

Но самыми знаменитыми и роскошными были Сандуновские бани в Москве. В этом банном дворце бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

В 1992 году Сандуны были объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. Русские парные бани за границей не прижились. Но иногда в Европе можно увидеть указатель с названием местечка несущем в себе слово banya.

Баня – это неотъемлемое понятие для истинно русского человека. Сложно представить, что когда-то, в седой древности бань могло и не существовать.

Баня благоприятно влияет на кожу и состав крови, улучшает пищеварение и дает заряд бодрости.

А ведь и правда, такое гениальное человеческое изобретение должно было где-то и когда-то появиться. Так кто же был первым счастливчиком, испытавшим на себе благотворное влияние бани?

История создания бани

Что такое баня? Если под ней подразумевать сам процесс воздействия пара на человека, то баня, как понятие, была еще у древнего человека. Вполне вероятно, что столь блаженное времяпровождение было свойственно еще нашим самым древним предкам. Именно в каменном веке стоит искать источники банного дела. Правда, тогда под баней подразумевалось куда более скромное понятие, а именно — горячие камни, от которых исходил пар. Уже тогда человек почувствовал, что пар благотворно влияет на его организм, прибавляет сил, помогает быстрее отдохнуть и вновь отправиться за добычей.

Существует несколько теорий относительно того, как человек обнаружил столь полезные свойства бани. Одна из легенд гласит, что история бани началась с открытия горячего источника. Разогретые камни источали пар, который казался очень приятным и бодрящим. Вторая идея говорит о том, что на очаг в жилище человека попала влага, и камни, из которых он был сложен, источали пар, понравившийся человеку. Но какой бы вариант ни оказался правильным, понятно одно — целебные свойства пара знакомы очень давно.

Египетская история

Уже в более цивилизованном и знакомом нам виде бани появляются в Древнем Египте. Там с их приятным и полезным воздействием знакомятся еще за шесть тысяч лет до нас с вами. Жрецы и высшие сословия общества придавали невероятное значение чистоте тела. Они омывались четырежды за день, дважды этот ритуал совершался ночью и дважды днем. Такой ритуал часто проводился именно с использованием бань, так как кроме чистоты, египтяне почитали массаж, умеренность в пище, что в комплексе позволяло сохранить молодость души и тела. А массаж после бани считался одним из наиболее целебных методов врачевания. Тогдашняя египетская медицина была признана одной из лучших, а врачи не обходились без водных процедур и неустанных рекомендаций пара и бани.

Древняя Индия и Греция

После египтян желание чистоты и отдыха захватило Индию (это случилось примерно за две тысячи лет до нашей эры). Здесь бани использовались и как прекрасное лечебное средство, и как источник личной гигиены.

Древняя Греция также не обошла стороной целебное воздействие пара. Здесь бани появились изначально у спартанцев. Они выглядели, как круглые небольшие здания, по середине которых имелся открытый очаг, где и нагревались камни, а также поддерживалась высокая температура внутри.

Римский культ бани

Особенной любовью пользовались бани в Древнем Риме, тут парение превратилось в настоящий культ, который захватил всех: от мала до велика, от богатого до бедного. Именно в Риме впервые появляется подразделение на частные и общественные бани.

Частные бани служили дополнением роскошных дворцов, богатые римляне парились раз в день, превращая это в настоящий культ. Баня тут не ограничивалась исключительно наличием парной, здесь имелись обширные помещения для физических упражнений, массажа, удобные комнаты отдыха. Римляне в банях отдыхали не только телом, но и душой. Здесь общались на философские темы, рисовали, писали стихи, учились, пиршествовали, любили и расставались… При банях даже создавались отдельные библиотеки. На одной из стен древней бани была найдена надпись: «Баня, любовь и радость – до старости вместе». Эта надпись как нельзя лучше выражает отношение римлян к парилке. Именно тут появились общественные бани – термы, куда могли ходить обычные горожане. Отличительной чертой термов была роскошь и красота. Здесь везде красовался мрамор, мозаика в бассейнах, серебро и золото в отделке, драгоценные металлы рукомойников. И все это для простых смертных, а не императоров и знатных римлян.

Уже к концу первого века до нашей эры в Древнем Риме было построено более 150 общественных бань, каждая из которых могла служить образцом красоты и роскоши. В римских банях было несколько отделений для потения: с традиционной печкой и камнями, на которые выливалась вода (русская баня), а также парильни с сухим горячим воздухом (сауна).

Бани в Древнем Риме были не только средством гигиены и прекрасным способом провести время, они считались активным средством борьбы почти со всеми существующими болезнями. Асклепиад – знаменитый врач того времени – утверждал, что самое главное для выздоровления — это умеренная физическая нагрузка, чистота тела, диета, прогулки и хороший настрой. Именно баня давала практически половину успеха в выздоровлении, по мнению Асклепиада (за такое пристрастие к баням его прозвали «купальщиком»). Он оказался прав, термы действительно позволяли римлянам хорошо себя чувствовать и в полной мере наслаждаться жизнью.

Русская баня сквозь призму веков

История русской бани начинается еще в V веке. Уже тогда баня была известна по всей территории славянских земель, ею пользовались и князья, и простой люд, и богатые купцы, никто не пренебрегал таким удовольствием. Тогда баня имела много названий, именовали ее и мыльней, и мовней, и влазней (откуда и происходит украинское название бани – лазня), называлась баня также мовью. Но, несмотря на разные названия, функции у бани были не только и не столько гигиеническими, сколь обрядовыми. Так, перед большими праздниками или венчанием обязательно предписывалось посетить баню. Этот поход в парную сопровождался специальными обрядами и традициями.

Русская баня, а также весь обряд парной вызывал интерес у многих путешественников, например, многое о русской традиции банного дела писал Олеарий, известный ученный и путешественник. Немец с удовольствием наблюдал за процессом парения в бане и говорил, что русский люд очень крепко держится за традицию омовения в банях. Практически в каждом городе, селе и даже селении были частные и общественные бани, куда ходили все: от мала до велика.

Процесс омовения глазами иностранца выглядел так: люди заходят в нагретую комнату, где на камни льют воду, и парятся до изнеможения. После этого они выбегают на улицу и окатывают себя холодной водой, или катаются в снегу, чтобы потом снова вернуться в парную. Разгоряченная кожа, красные тела и веселые крики сопровождают этот процесс, и самое непостижимое, что всем это нравится. По мнению путешественника, именно нелюбовь Лжедмитрия к бане открыла в нем чужака.

Построить свою баню мог каждый, кто обладал достаточным количеством земли, поэтому семейные бани были очень популярными на Руси. Каждый горожанин и богатый селянин строил свою парную, где и собиралась вся семья, чтобы попариться, помыться и отдохнуть. Частные бани топились по субботам. Именно этот день считался банным и практически все семьи в полном составе отправлялись париться. Причем в домашних банях парились и мылись все вместе: мужчины, женщины и дети.

Кроме домашних, существовали также общественные бани, так называемое «торговые». Изначально эти бани также были общими, там одновременно парились и мужчины и женщины, наслаждаясь отдыхом и благотворным влиянием парилки. Но после 1743 года женские и мужские парилки были разделены, соответственно, женщинам не разрешалось заходить в мужские парные, а мужчинам не дозволялось посещать женские отделы бани.

На Руси баня кардинально отличалась от своей римской предшественницы, тут бани строились исключительно из дерева, а не из мрамора. Кроме того, русская баня не отличалась особенными изысками, выглядела просто и скромно. Все было подчинено главной цели оздоровления и отдыха. Кроме того, присутствовала только одна парилка, где температура изменялась в зависимости от высоты, чем выше полка – тем горячее. Таким образом, экономилось пространство, а простота конструкции позволяла заиметь баньку каждому.

В селах бани строили на берегу рек или озер, чтобы прямо из парилки можно было окунуться в прохладную воду. Для нагрева бани использовались печки, тепло от которых шло непосредственно в баню, раскаляя камни, на которые потом плескалась вода. В помещении бани было всего две комнаты – сама парилка, где и проходил банный процесс, а также предбанник, где раздевались, отдыхали между заходами баню, общались. Внешне баня выглядела, как небольшой бревенчатый домик, для его постройки не рисовали планы, а все секреты банного дела держали в голове, передавая по наследству.

Особенностью русской бани являлись веники, париться с вениками — чисто русская традиция, неизвестная более ни в одной стране. Березовый веник, хорошенько распаренный и нагретый, создавал эффект массажа, глубокого, согревающего и бодрящего. Такое новшество в банном деле прекрасно воздействует на кожу, улучшает кровообращение, помогает прогреться.

Бани на Руси ценили за их лечебное воздействие, оздоровление и закалывание организма. Такие полезные свойства были открыты еще в X веке. Баня тогда была впервые устроена в печерском монастыре, где монахи опробовали на себе воздействие пара.

Кстати, вместе с классическими торговыми и домашними деревянными бани возводились на Руси и каменные бани, походившие своим устройством на древние римские термы. Например, первая каменная баня была сооружена в 1090 году в Переяславле и пользовалась невероятной популярностью среди горожан.

Еще одну веху в популярности русских бань поставил Петр 1, который сам был заядлым парильщиком и всячески популяризировал это полезное занятие. За время его правления в Петербурге не взимался никакой налог за строительство любого вида бань и парилок.

У русского человека была настолько сильная любовь к бане, что даже за ее неимением пытались воссоздать эффект парной. В горло самой обыкновенной печи, в которой готовили и которой отапливали помещение, клали доску, на которую ложился человек. Заслонкой закрывали горло печи и получался хороший банный эффект, а когда на стенки печки поливали водой, внутри лился аромат горячего хлеба. Такой способ использовали и для парения стариков, которым было тяжело посещать настоящую баню.

Банные традиции средневековой Европы

После победы Христианства над язычеством Римской империи банные традиции в Европе умирали, большинство роскошных терм были преобразованы в храмы. А сама традиция общественных умывален сходила на нет. Но на смену почти умершим римским традициям пришли турецкие. Из крестовых походов была привезена идея хаммам, которая довольно быстро популяризировалась. Уже к середине XIII века практически в каждом городе Европы была своя парная, немного напоминавшая турецкие бани, немного сохранившая традиции римских терм.

В Скандинавии банные традиции развивались по-своему и были подчинены местному климату. Здесь процветали сухие парилки, так называемые сауны, которые позволяли прогреться и при этом прекрасно закалять тело, что было немаловажно в климатических условиях тех мест.

В середине XIII века была запрещено общее купание в банях мужчин и женщин, но это не предусматривало устройство отдельных парилок, а предполагало разделение дней на мужские и женские. Но это не помешало проводить в банях кутежи и баня, несмотря на то, что многие медики били на сполох, оставалась местом тайных встреч, пьяных гулянок и других развлечений. Именно в этот период в Европе для постройки бани начинают требовать лицензии. Подобные лицензии можно было купить, взять в аренду или получить по наследству. С этого момента баня становится выгодным бизнесом, а обладатель лицензии может гарантировать себе безбедное существование, сооружая баню, или предоставляя имеющуюся лицензию в аренду. Стоит отметить, что лицензии выдавались навечно, соответственно, наследники могли использовать ее по собственному усмотрению.

Не менее почетной в то время была и роль банщика, им мог быть как сам хозяин бани, так и нанятый человек. Но к банщику выдвигались весьма высокие требования. Это должен был быть человек старше пятнадцати лет, умеющий читать и писать, знающий арифметику и обладающий определенными познаниями в языках. В функции банщика входило присматривать за топками, купальнями, содержать баню в порядке и распоряжаться всем имеющимся в бане персоналом. Банщик считался мастером на все руки, его охотно брали на работу, он пользовался уважением горожан, очень неплохо зарабатывал и знал множество тайн, которыми пользовался по своему усмотрению.

С течением времени бани зажили недоброй славы, этому способствовала и церковь. Бани стали постоянным местом увеселений, рассадником множества болезней и просто непристойным занятием. За несколько десятилетий в столицах Европы было уже невозможно разыскать баню, а к 1900 году таковых не осталось даже в небольших городках. Найти настоящую парилку можно было лишь в Альпийских селениях, странах Балтики, Финляндии и северных регионах России. Именно тут банная культура изначально закладывалась на основе стремления к здоровью, отдыху и душевному равновесию. Здесь бани сохраняли свой истинный смысл, давно потерянный в Европе.

Банная легенда Москвы – сандуновские бани

Наверное, в Москве, да и во всей России не сыскать более знаменитых бань, чем сандуновские. О них слышал каждый москвич, практически каждый приезжий и, конечно же, каждый любитель бани, вне зависимости от места проживания.

Сандуновские бани отвечают всем гигиеническим нормам и в то же время являются настоящими произведениями искусства.

Действительно сандуновские бани – это своего рода символ банного искусства России, это не только старейшие парилки в Москве, существующие и процветающие и поныне, но и настоящее произведение искусства, с соблюдением всех гигиенических норм. Их нередко именуют «Царь-банями», роскошью парилок этого заведения не пренебрегали ни короли, ни политики.

История сандуновских бань довольно интересно и примечательна. Появились они еще в XVIII веке, и свое имя им дал известный актер и служака двора Екатерины ІІ – Сила Николаевич Сандунов. Была у господина Сандунова жена, обладавшая прекрасным, просто ангельским голоском – Елизавета Уранова. Ее талантом прониклась сама императрица и взялась живейшим образом устраивать жизнь семейства, подарив певице неслыханной красоты драгоценности на весьма приличную сумму. Именно эти драгоценности и стали стартовым капиталом семейства. Продав их, господин Сандунов прикупил земель на берегу Неглинной, земли тогда были недорогими и получился весьма неплохой участок, к которому впоследствии он прибавил участки своих соседей, постепенно выкупая земли по берегу реки.

На образовавшейся территории были снесены все строения и сооружены настоящие каменные бани. Это было новинкой для России, так как ранее все бани в стране были исключительно деревянными, но новое строение привлекало все больше и больше внимания. В постройке учитывались всевозможные факторы: от гигиенических норм, до противопожарной безопасности. В результате бани прекрасно пережили пожар 1812 года и существовали на протяжении более чем восьмидесяти лет, сменив за это время не одного хозяина, но оставив себе имя первооснователя.

Правда, поменяв несколько владельцев и попав в руки господина Ганецкого, бани отправляются под снос, но с целью возведения на том же месте еще более роскошных парилок, которые превосходили своей красотой все существующее в банном деле. К тому времени речушка, на которой стояли бани, уже упрятана в подземный коллектор, что существенно упрощает строительство и делает санитарные условия участка еще лучше.

К 1896 году грандиозный по своим размахам банный проект почти закончен, несколько зданий включают сразу и отель, и квартиры служащих, и несколько магазинов, и огромное разнообразие бань. Тут были и более дешевые парилки с комфортными условиями без излишеств, и роскошные бани, предназначение для высшего сословия. В этих парилках было все, начиная от библиотек и комнат отдыха, и заканчивая роскошным бассейном. Отделка поражала воображение, внутреннее убранство напоминало роскошь терм Рима. Кроме всего это богатства, имелись два вида парных: классическая русская банька и ирландский вариант парной.

В целом Сандуновские бани вмещали три разновидности парных: по 50 копеек – это были элитные парные со всеми удобствами, более дешевый и экономный вариант – по 20 копеек. И, наконец, бани для бедняков и простых горожан по 5 копеек. В цену, нужно отметить, уже входила бесплатная мочалка и веник.

Довольно гибкая ценовая политика и прекрасное расположение бань быстро сделали их популярными среди всех слоев населения. Но цена и удобство были не единственными причинами популярности Сандуновских бань. Особенностью этих бань стала высочайшая гигиеничность, еще при их строительстве учитывались абсолютно все требования и правила гигиены, которые в то время были разрознены и действовали по отдельности. В бане абсолютно все можно мыть и чистить, от чехлов на стульях и занавесок, и до пола, стен и потолка. Благодаря такой устойчивости материалов, чистки тут проводись почти ежедневно, что привело к потрясающему результату – за всю историю практически ни единственного случая заболеваний или эпидемий, хоть как-то связанных с Сандуновскими банями.

Воду в бани доставляли отдельным водопроводом от Бобъегорской плотины, что гарантировало ее чистоту. Кроме того, для питья использовалась вода из вырытого на территории комплекса артезианского источника глубиной около 750 футов. Для поддержания образцовой чистоты среда и пятница были санитарными днями, когда все, вплоть до мельчайших деталей, проверялось, чистилось и отмывалось. Кроме того, налаженная система вентиляции позволяла осуществлять быструю и качественную очистку воздуха, а электрическое освещение предохраняло от появления копоти и гари.

Сандуновские бани, благодаря качеству строения и соблюдению всех санитарных норм, и поныне остаются одним из самых популярных мест в Москве, и, как ни парадоксально это звучит, являются символом русских банных традиций, хотя их устройство совсем не отвечает исконно русским представления о бане из дерева с маленьким предбанником и минимумом удобств.

Остается отметить, что история бань весьма многолика и разнопланова. Каждый народ обладает собственной историей создания парилок, их развития и способов применения. Где-то понятия о банях пересекались, смешивались, создавая новые симбиозы, а попадая в другие уголки, обрастали местными верованиями, приспосабливались. Но при этом практически нет народов, где бы банные традиции не существовали вовсе.

Объединяет все бани и общее начало, положенное еще древним человеком. И сколь бы разными ни были бани народов мира, будь то термы, сауны, парильни или помывочные, все они подчиняются единому правилу – нести пользу человеку, укреплять организм, улучшать здоровье, возвращать силы и возобновлять иммунитет.

Давайте прислушаемся к опыту наших предков и откроем для себя всю прелесть целебного воздействия пара, магической атмосферы парной и прекрасного чувства ободрения, которое окутывает нас после банной процедуры.


История появления бань в мире

Во все века люди стремились к воде. Ещё на заре цивилизации наши предки поняли, что она обладает живительной, целебной силой. Действительно, смывая грязь, вода делает тело чистым. Однако бодрящая влага издавна использовалась не только в гигиенических целях - она помогала снять усталость, очистить организм от шлаков и болезней. Купание и ритуальные омовения в священных водах великих рек - Ниле, Ганге, Иордане, Волге, Амазонке - сыграли существенную роль в развитии цивилизации.

Трудно сказать, кто первым построил баню и как Давно люди стали посещать это место, предназначенное для мытья. Первое письменное упоминание приходится на середину V в. до н. э. и принадлежит великому историку Геродоту. Однако уже он предполагал, что первые бани одновременно появились У многих народов, населявших нашу землю, и имели природное происхождение. Подогреваемые горячими источниками водоемы служили нашим доисторическим предкам одновременно парной и купальней.

В регионах, где термальных источников не было, для гигиенических нужд приспособили раскаленные камни, на которые стали лить воду. Но предшествовало этому открытие, отраженное в одной из старинных легенд: «Однажды капли дождя, просочившись сквозь кровлю шалаша, упали на камни очага, и помещение наполнилось ароматным жаром». Таким образом, по первичному своему происхождению уже в доисторические времена были заложены основы для двух типов бань, термических и печных.

Термические - создающиеся по принципу естественных термальных источников. Печи в таких банях устраивались за пределами основных помещений, как правило, в подвале или закапывались в землю (ирландская баня).

Печные - строящиеся на основе сильного нагрева камней или других источников обогрева с последующим обливанием их водой для получения горячего пара. Для получения жара мог использоваться примитивный костер, характерный для индейских бань (темескаль), или раскаленные на открытом огне камни (отличающие скифские бани), которые впоследствии преобразовались в печки-каменки.
Шли века. Помывочные заведения, распространяясь по свету, изменялись, появлялись новые виды-К настоящему времени сложилось несколько типов бань, выдержавших испытание временем. Это римская, восточная, турецкая (с разной температурой воздуха в разных помещениях), ирландская (мягкий вариант турецкой, но с более усовершенствованной системой вентиляции и обогрева), японская водная и опилочная, русская паровая, финская сауна (сухо-воздушная высокотемпературная баня).

Многообразие видов бань можно объяснить климатическими особенностями, национальными традициями, географическим положением и пр. Однако столь большое разнообразие не мешает познать и оценить все блага банных процедур.

Любители водно-гигиенических процедур мечтают выбрать самую полезную и наиболее экономичную в эксплуатации. Поэтому важно знать все достоинства и недостатки наиболее распространенных видов бани, одновременно проследить за историей их возникновения.

Бани Древнего Египта

Гигиену тела одними из первых возвели в культ египтяне. Это определялось жарким климатом, укладом жизни и религиозными устоями: жрецы, используя ароматические средства и масла, совершали гигиенические омовения до 4 раз в день. Для всех остальных строили достаточно комфортабельные общественные бани. Во время раскопок в Каире археологами были обнаружены стены бань с выдолбленными в каменных иглах лежаками-ваннами, остатками спортивных помещений, плавательного бассейна, лечебниц с разными медицинскими инструментами, растительными косметическими и лекарственными средствами, наполнения и слива воды в бассейны и ванны использовались медные трубы. Позже для нагрева воды египтяне создали специальные оригинальные устройства: в подвальном помещении устанавливались очаги, которые через специальные отверстия подогревали горячим паром каменные лежаки, устраиваемые в несколько ярусов.

Внутренние помывочные помещения бани обслуживали не только специалисты-банщики, но и опытные массажисты, которые делали своим клиентам массаж и всевозможные процедуры с использованием снадобий и благовоний. Всё это помогало снять усталость, избавляло от лишнего веса, излечивало всевозможные недуги. В одном из древнейших египетских папирусов, называвшихся «Начальная книга превращений старых в молодых», приводится множество рецептов, помогавших как женщинам, так и мужчинам «избавиться от неприятных признаков старости». Неизвестный автор к главным средства омоложения и оздоровления причислил паровые бани, массаж, ванны, растительные препараты и разнообразные маски. Древнеегипетские бани стали образцом лечебно-профилактических процедур для многих античных народов, в первую очередь для греков и римлян, которые переняли многие оригинальные конструкции по устройству бань и бассейнов.

Древние египетские бани были широко известны и выступали также в качестве лечебных учреждений, потому что очень многие и разнообразные болезни в то время лечили с помощью . Большой плюс египетских бань был в том, что они были доступны не только обеспеченным жителям, но и беднякам. Благодаря египетским, появились греческие бани .

В свое время археологами были найдены остатки двухэтажной бани на месте раскопок древнего египетского города. Верхний этаж вмещал в себя огромные камни-лежанки, которые нагревали ниже этажом. Посетители, желающие попариться укладывались на камни,а банщики растирали их специальными мазями и делали массаж. В нижней части камня было небольшое отверстие, через которое пар выходил, поэтому египтяне широко использовали лечение ингаляциями. Мыло в египетских банях не применяли, так как вместо него пасту из воды и пчелиного воска.

Также в египетских банях находился бассейн небольшого размера для водных , который находился на верхнем этаже посередине помещения. Кроме этого в египетских банях имелся зал-лечебница, а также специально отведенное помещение для занятий гимнастикой.

Сток для воды был сделан в полу, и вода уходила в общегородскую . С помощью подобной системы удавалось отапливать большую часть города.

Египетская баня стала прародительницей и турецкого хамама.

Баня в Западной Европе

Не только в Древней Греции, Риме и на Ближнем Востоке исцелялись горячими источниками. После походов крестоносцев в Западной Европе в 14-16 веках тоже стали строить восточные бани. Их называли римскими и турецкими. Но вскоре бани были запрещены как непристойные заведения.

Это явилось одной из причин эпидемий страшных заболеваний. Использование термальных источников и традиции водолечения постепенно приходили в упадок. Были забыты древнеримские термы, их значение, традиции, способы лечения. И лишь в эпоху Возрождения, когда возобновилось развитие культуры, науки, медицины, вспомнили и о водолечении. Однако, в связи с эпидемиями чумы и холеры в Европе лечение водой было небезопасно.

Лишь в XIX веке в Европе бани появились снова. Медики вновь стали использовать в своей практике целебные свойства воды в виде ванн, бань, различных водных процедур.

Африканская баня

В своих ритуалах и мистических обрядах народы Африки широко использовали водолечение. Вода здесь считалась священной. Во всех странах, где имелся песок, выкапывали в нем яму по размеру тела, разводили в яме костер из мелких сучьев. Убрав остатки костра, насыпали сухой нагретый песок и накладывали полезные для тела листья и травы в зависимости от того, что у кого болит. Иногда вместо костра яму обливали кипятком.

Ложились в яму, а сверху обкладывали себя лечебными травами и нагребали на тело раскаленный на солнце песок. Время пребывания в такой ванне определялось самочувствием лечащегося.

Исландская баня

С 1856 года большое распространение получила исландская баня, которая представляла собой упрощенную восточную баню с душем и сухой жаркой парильней с подогреваемыми стенами. В одной из стен парильни были выполнены каналы для сброса отработанного воздуха. Банная процедура заключалась в предварительном получасовом прогревании в не слишком жарком помещении, в потении (около 15 минут) в парильне, массаже и принятии душа.

Исландские бани-бассейны, как и грузинские, основаны на естественных горячих источниках. Водой из этих источников обогреваются дома и теплицы, в которых выращивают даже ананасы. Столица Исландии - Рейкьявик - самый экологически чистый город мира, так как не загрязнен отходами от сгорания угля, нефти и газа. В переводе с исландского слово «рейкьявик» означает «бухта пара». Очень интересно почитать сравнительный обзор различных бань и саун.

Грузинская баня

На территории Грузии еще во времена древнего государства Урарту бани строились на основе горячих источников и обладали естественным паром. Достопримечательностью Тбилиси («теплого города») всегда были серные термальные бани. Каждый, кто приезжал в этот город, стремился их посетить. В числе гостей был Александр Сергеевич Пушкин, который подробно описал банный ритуал.

«Персиянин ввел меня в бани: горячий, железосерный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Грузинские бани малоизвестны, в отличие от японской бани офуро, известной всему миру. Опишу их подробно.

Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут на спине вприсядку, е sempre bene.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух! .„шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония», Горная вода, из горячих источников текла в грузинские бани по керамическим трубам. Этой водой заполнялись облицованные мрамором бассейны, находившиеся под куполообразной крышей, через которую в помещение попадал мягкий свет. Купальни располагались в гратах, освещаемых факелами. Грузины приглашали гостей в свои бани, устраивали там праздники, пели многоголосьем протяжные, грустные песни. В древности грузинские бани работали круглосуточно, многие люди проводили в бане целый день. Женщины часто посещали баню, поэтому отличались здоровьем, красотой и долго оставались привлекательными.

Восстановленные по старым традициям, тбилисские серные термальные бани до сих пор успешно используются для купания, отдыха и лечения различных заболеваний и привлекают туристов.

Тибетские бани

Римские бани

Бани Греции

Эпос Древней Греции в мельчайших подробностях рассказывает об истории греческих бань. Александр Македонский, осуществляя военный поход на Египет, узнал о тамошних банях, они поразили его и очень понравились. По возвращении домой, первым же приказом было построить греческие бани, которые не будут уступать в комфорте . Приказание было выполнено, в кратчайшие сроки по всей Древней Греции были построены так называемые бани восточного типа, то есть бани с подогреваемым полом

Вначале греческие бани носили название лаконикумы, так как их возводили лакедемоняне. Сама греческая баня имела округлую форму. Греческая баня обогревалась с помощью , который находился по середине помещения, как и в римских банях-термах . Также в этом помещении находились разнообразные ванны, бассейны с прохладной водой. Чтобы вода была постоянно чистой, прозрачной, ее регулярно вычерпывали

Греческие бани также являлись лечебными центрами, в который как бедняки, так и богачи избавлялись от . По мере того, как греческих бань становилось все больше, они становились все уютнее и комфортабельнее. Их строили из недешевых материалов и украшали драгоценными металлами и камнями. Но подобные греческие бани могли посещать лишь богатые и известные городские жители.

Широко распространены были бани в Элладе. Свое название «лаконикум» греческая баня получила от города Лаконика, откуда банные процедуры распространились по всей Греции. Древние эллины, прежде всего спартанцы - зачинатели банного ритуала, провозгласили культ могучего тела и сильного духа. Мужчины и мальчики для поддержания физического здоровья обливали себя холодной водой - купание в теплой воде не признавалось и считалось проявлением слабости, которая простительна только женщинам. Тем не менее именно греки на практике воплотили идею совмещения горячей воды и пара, научились Устанавливать и контролировать в бане необходимый температурный режим воздуха и воды.

Древнегреческая баня представляла собой круглое помещение, выложенное из тесаных камней. Центре его устраивали открытый каменный очаг, для топки которого использовали древесный уголь. После потения в парной греки окатывали себя водой из кувшина, принимали ванны или купались в бассейне. Температурный контраст отличного жара и прохладной воды обеспечивал коже чистоту и тонус. Использовались в лаконикуме специальные медные приспособления - стригили, предназначенные для очищения тела и массажа. После бани и купания было принято растирать тело елеем, прочими благовониями и обязательно надевать чистый хитон.

Для греков лаконикум был не только заведением, предназначенным для гигиенических процедур, н и очагом общественной культуры. Греческая баня изначально являлась составной частью спортивного комплекса (гимнасиума) и служила средств восстановления сил после напряженных физических упражнений. Баню любили и регулярно посещали многие древнегреческие философы, в том числе знаменитый родоначальник диалектики Сократ. Великий мыслитель и математик Пифагор, по преданию ставший в 18 лет олимпийским чемпионом, путешествуя по Востоку, посетил Египет, где, изучая доктрины местных жрецов, большое внимание уделил египетским баням и водно-массажным ритуалам с применением благовоний. Будучи любителем банных процедур, он пропагандировал среди соотечественников здоровый образ жизни, который для него заключался в физических упражнениях, прогулках на свежем воздухе и водных процедурах. Своих учеников и последователей философ учил жить просто, чуждаться роскоши, радеть о здоровье души и тела. Одно из его наставлений стало для многих жизненной программой: «Чистота мыслей должна сочетаться с чистотой тела». Прославленный в веках Гиппократ -основоположник естественной медицины - справедливо считал бани лучшим лекарством от всех болезней. Придавая важнейшее значение водно-паровым процедурам, он разработал множество рекомендаций по использованию бани в целях поддержания здоровья и лечения.

Социальная значимость лаконикума, в котором создавались все условия для поддержания здоровья Физического и духовного), была очень высокой. Не случайно строительством и обустройством бань занимались все древнегреческие властители, и это признавалось важнейшим общественным и национальным делом, о чем свидетельствует высказывания известного философа Платона: «Сооружение бань - обязанность государства!»

Эллины гордились своими банными сооружениями, справедливо полагая, что атлетическим сложением и спартанским здоровьем они обязаны физическим упражнениям и бане. Древние греки пошли дальше египтян, они внесли свои конструктивные изменения в сооружение и обустройство бань, расширили их функции и создали тем самым все условия для появления римских терм.

Ирландская баня

В ней горячий воздух идет из под пол и вдоль стен по специальным трубам. Благодаря этому в ней легко и свободно дышится. Как и хаммам, она состоит из нескольких помещений с разной температурой. Канадская баня

Главное в ней - большой мешок, заполненный сеном или листьями. В нем образуется особенный микроклимат, который и позволяет . Забравшись в мешок, можно не только хорошо пропотеть, но и пропитать кожу чудесным лесным ароматом.

Баня по-итальянски

Немного напоминает , но вместо опилок в ней используется разогретый песок. После такой бани хорошо искупаться в морской воде и понежиться на итальянском солнышке. Такая баня лечит заболевания суставов и регулирует самоувлажнение кожи.

Копирование материалов с нашего сайта ЗАПРЕЩЕНО! © 2007-2015 belyi05

Русская баня имеет длинную историю. Возникла она, как говорят ученые, вместе с зарождением славянского рода-племени. Из устного народного творчества, из глубины веков, дошло до нас упоминания о целебной силе бани.

В банной процедуре воедино сливаются самые сильные стихии природы – вода и огонь. Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, но самыми уважаемыми были боги Солнца, огня и воды. В бане люди соединяли эти силы и как бы принимали их покровительство и получали частицу их могущества.

Существует много праздников, связанных с огнем и водой. Например, на Ивана Купалу наши предки прыгали через огонь, очищаясь от зла и болезней, а ночные купание в реке или озере позволяли слиться с природой и приобщится к ее жизненным сокам.

Вспомните сказки, где фигурирует живая и мертвая вода. Это – отголоски древних верований в очистительную и целебную силу воды. Люди издавна знали, что здоровье напрямую связано с чистотой. Баню славяне считали хранительницей той самой «живой» воды, направляющей жизненную энергию в нужное русло.

Значение бани

Сначала баня была символом преодоления злых сил, а со временем ее значение поменялось – она стала олицетворять домашний очаг и дружеские намерения. Опять же, в русских народных сказках, Иванушка говорит Бабе-Яге, что сначала гостя нужно в баньке попарить, накормить, напоить, а уже потом расспрашивать. Такое представление о гостеприимстве долго сохранялось в деревнях на Руси.

В жизни русского человека баня имела такое большое значение, что в древних летописях, где подробно рассказывается о нравах людей, можно обнаружить многочисленные упоминания о мыльнях. Именно так называли тогда бани, а еще у них были такие прозвища, как «влазни», «мовницы», «мовьи». Например, в договоре с Византией, датированным 907 годом, даже специально был пункт, в котором оговаривалось, что прибывшие в Константинополь русские послы будут, когда захотят, «творить мовь». О банях есть заметки в «Повести временных лет» и уставе Киево-Печерского монастыря. Монахи тогда были весьма начитанными и знали толк в вопросах медицины, так как имели возможность изучать труды древнегреческих врачевателей, а именно они первые обратили внимание, сколько пользы может дать человеческому организму парная. Собирая такие полезные сведения, при монастырях стали устраивать бани и наблюдать их действие, какой целебный эффект они оказывали на больных. Когда лечебные свойства жара и пара подтвердились, при банях стали организовывать своеобразные больницы, которые назвали «заведения для немогущих». Скорее всего, их можно назвать первыми лечебницами на Руси.

Иностранцы и русская баня

Русскую баню невозможно сравнить с азиатскими, а уж тем более, с европейскими, ведь в ней воздействие пара намного сильнее. И все потому, что главным атрибутом является веник, который хлещет разгоряченные тела, и со стороны видится, что это просто пытка. Так это было на взгляд иностранцев, которые впервые попадали в парную. Под ударами березового веника им казалось, что наступил их последний час, но, только выйдя из бани, они чувствовали прилив сил и бодрости. Так чужеземцы на всю жизнь запоминали острые, удивительно необычные ощущения, связанные с парной. Именно они разнесли по всему миру славу о ней, как о целительнице от многих недугов. Существует множество иностранных книг, в которых путешественники делятся своими яркими впечатлениями о путешествиях по русской земле и непременно там есть упоминание о бане.

Например, в древней арабской рукописи описывается, как наши предки строили бани. Там говорится, что это был небольшой деревянный дом с одним небольшим окошком, располагающимся почти возле самого потолка. Щели между бревнами забивали древесной смолой и лесным мхом. В углу бани ставили огненный очаг, который был обложен булыжниками, непременно здесь же находилась бочка с водой. Когда камни накалялись от огня, на них брызгали водой, предварительно закупорив дверь и окно.

Иностранцев поражало, что местные жители после жаркой парной, с разбегу ныряли в ледяную прорубь или снежный сугроб. Поэтому они казались невиданными богатырями.

Баня по-белому и по-черному

Люди парятся, взбираясь на полки, которые похожи на лестницы из нескольких ступеней. Чем выше – тем жарче и гуще пар. На самой верхней полке в состоянии находится только самые опытные и самые выдержанные парильщики, ведь там температура очень высокая.

«Белая» баня и «черная» строились совершенно одинаково. Это был маленький сруб с двумя комнатками и низким потолком, но баня по-черному отличалась тем, что в ней не устраивали дымохода. И не нужно заблуждаться, что парится в такой бане – это задыхаться от копоти и дыма. Сейчас они — большая редкость, но в Западной Сибири и на Среднем Урале еще остались таковые и некоторые предпочитают именно их.

Черной такая баня называется потому, что уже после первом топлении, потолок и стены сразу же становились черными, ведь из-за отсутствия дымохода дым поступал от очага в парилку. Когда баня прогревалась, открывали окна и двери, дым выходил прочь. Естественно, что париться никто не начинал до того, как все не выветрится. Потом баню опаривали: стены окатывали горячей водой и проводили скребком, снимая копоть, а далее поддавали пару, плеснув на каменку воду. Такой способ считается самым древним.

История русской бани. Что было до бани

За много времени до того, как появились бани, славяне парились очень остроумно — в… печках. Они использовали ее замечательное свойство сохранять жар после, например, выпечки хлеба. Из жерла печи удаляли копоть и золу, на поддон настилали солому, ставили кадку с водой и веник. Дальше кто парился первым, садился на обычную доску, а помощник вдвигал его в жерло. Потом заслонку печи плотно закрывали, и человек внутри парился, предварительно побрызгав воду на стенки печи, получая душистый пар с запахом свежего хлеба.

Когда парильщик заканчивал, он стучал по заслонке, и его вынимали так же, как и помещали. Он обливался холодной водой или бежал окунуться в реку.


Всех русских людей, любящих баню, наверняка интересует история её возникновения. Когда она появилась, откуда пошли банные традиции? Попробуем пролить свет на эти вопросы в данной статье.

Общественные бани на Неглинной – А. Васнецов. 1917 год.

Русская баня берёт своё начало в очень давние времена. Ещё Геродот в своих трудах рассказывал о скифах, проживавших на территории современной Украины, которые использовали баню. В те времена баня была устроена следующим образом: устанавливали три палки и накрывали войлоком. Внутри такого шалаша устанавливался чан с раскалёнными камнями. Заходя в эту баню, они бросали на раскалённые камни семена конопли, от чего поднималась высокая температура внутри шалаша.

Для всех народов баня была особенным местом, очищающим от грехов. Поговорка о том, что после бани заново родился, берет своё начало в очень древние времена. Давайте рассмотрим, у каких народов баня стала частью культуры.

Племена американских индейцев и по сей день используют баню, в начальном её варианте. Они до сих пор строят шалаш из палок, обтягивают его войлоком. Посредине своей постройки они выкапывают небольшую ямку и укладывают туда разогретые на костре камни. Сейчас этот способ часто используют туристы, геологи и другие путешественники.

Историк Прокопий Кесарийский, живший в пятом веке, писал в своих работах о том, что баня являлась неотъемлемой и очень значимой частью жизни славян. В банях отмечались все праздники, омывали ребёнка после рождения и мыли усопшего, провожая его в лучший мир. Баня устраивалась в те давние времена так: внутри специально построенного дома, в одном из углов собирали очаг из камней, а на крыше открывали специальное окно для дыма. На очаг устанавливался чан с водой, которой поливали раскалённые камни. У каждого человека в руках был веник, которым размахивали, притягивая жар к себе. Таким ритуалом, люди очищались физически и духовно. По мнению наших далёких предков, баня является совокупностью четырёх природных стихий – воды, огня, воздуха и земли. Человек, попарившийся в бане, становился здоровее и сильнее. Существовало даже мнение, что если после парилки больной не излечился, то ему уже ничем не помочь. В мифах восточных славян говориться, что в бане мылись даже Боги.

В России, в пятом веке, баню называли влазней или мыльней. Уже тогда люди наслаждались этой благодатью. Было не важно, богат человек или беден, он всегда мог очиститься душой и телом в бане. В бане отстранялись от проблем, и расслаблялись, там же смывали сглаз и порчу. Через некоторое время пригласить человека в свою баню стало частью гостеприимства. Нового гостя всегда сначала звали попариться и лишь после бани угощали едой и напитками.

Нестор Летописец, впервые написавший о бане

Первыми текстами с упоминанием бани являются описи Нестора Летописца. Его «Повесть временных лет» рассказывает о том, что в первом веке Святой Апостол Андрей, после чтения своих проповедей и призывов к приятию евангельского учения в Киеве, направился в Новгород. По дороге его взору вдруг открылось «настоящее чудо». В странное строение заходили голые люди, «нагревались» там до розового цвета, а после этого обливали себя ледяной водой и до изнеможения хлестали друг друга вениками. Такой обряд повторялся каждый день. Святому Апостолу Андрею это казалось дикостью, он так комментировал увиденное: «люди радостно мучают сами себя». Из той же летописи монаха Нестора, можно узнать о том, что в том же первом веке, между Русью и Византией был подписан договор, в котором шла речь…о бане. В том соглашении было указано, что византийских купцов на Руси должны были накормить, напоить и разрешить парится в бане, столько раз, сколько они захотят. Существует интересный факт, произошедший после гибели князя Игоря, в 945 году. Княгиня Ольга трижды отомстила древлянам, и когда послы древлян прибыли к ней на переговоры, она приказала истопить для них баню. А когда уставшие послы спокойно мылись, слуги княгини Ольги заперли их и они сгорели заживо.

Первые бани строились только из брёвен. Первая кирпичная баня была построена в 1090 году в Переславле.

В те времена приезжие иностранцы (французы, немцы), испытав на себе прелесть русской бани, стали строить такие же у себя на родине. Но построенные ими бани сильно отличались от русских. Дело в том, что мало кто из заграничных гостей мог выдержать настолько большую температуру, ведь, в отдельных банях она достигала 100 градусов. Поэтому в иностранных банях температура воздуха была намного ниже. Кроме того, умные эскулапы выяснили, что баня является отличным потогонным средством для человеческого организма, но такая температура, при которой парятся русские, очень опасна для здоровья. Они утверждали, что мышечные и мозговые ткани от этого расслабляются и начинают хуже функционировать, а для красоты и молодости женской кожи это, вообще, губительно. Тем не менее, иностранцы знали, что в календаре у русских есть специальный день – «банный». Обычно, это была суббота, и в этот день было принято всем ходить в баню.

Те, кто не имел своей бани, парились в русской печи. Они дочиста подметали пол, стелили на него солому, и парились. Примечательно, что этот способ используют и сегодня, хоть и очень редко.

В старые времена, русские целители, узнав о лечебном эффекте русских бань и используя целебные методики Гиппократа, стали помогать больным людям, избавляться от хворей. В уставе Князя Владимира были построены бани для «немогущих». Они являлись первыми лечебницами на Руси. Вначале 12 века, на Руси жила внучка Мономаха, широко известная в те времена целительница Евпраксия. Она постоянно проповедовала регулярное посещение русской бани. Евпраксию в 15-лет сосватали за царевича, и она переехала жить к нему. Быстро освоив греческий язык, Евпраксия прочитала все древние книги , написанные могучими целителями – Галеном, Гиппократом и Асклепиадом. Став, через некоторое время, врачевательницей, она, благодаря изученным книгам, начала активно проповедовать соблюдение личной гигиены. Про бани Евпраксия утверждала, что они лечат тело и укрепляют дух.

История русской бани содержит много занимательных событий, которые будет полезно знать сегодняшним современникам.


Не зависимо от своего социального статуса и положения в обществе любой человек обязан был соблюдать обычай под названием - «блуждавший». Суть его заключалась в том, что после ночи, проведённой вдвоём, люди обязаны были утром сходить в баню, после чего прочитать молитву и откланяться образам. Особенно набожные люди опасались посещать церковь даже через несколько дней после совместной ночи. В адрес этих людей летели лёгкие насмешки и острые шуточки, ведь странно, когда люди стоят перед церковью и не заходят в неё. До 18 века свадебный обряд включал в себя обязательное посещение молодожёнами бани. Проходило это следующим образом. Жених, перед самой свадьбой, хорошенько парится в бане один, а после брачной ночи супруги уже отправлялись в баню вместе. Накануне свадьбы, мать невесты пекла хлеб, называвшийся «банник», благословляя, таким образом, молодых на долгую и счастливую совместную жизнь. Данный хлеб, две жареные птицы и два столовых прибора она зашивала в скатерть и отдавала свахе. После выхода молодых супругов из бани сваха преподносила им этот благословенный обед. Люди в те времена верили, что в бане можно смыть все прошлые грехи.

Баня была обязательным строением на территории усадьбы каждого более-менее богатого человека. Совсем бедные ходили в общие бани.

Баня – всегда являлась местом, без которого, не мог себя представить ни один русский. Она приносила расслабление и спокойствие, доставляла радость, лечила болезни, исцеляла душу. Посещение бани было настоящим обрядом. Перед заходом в баню человеку всегда давали редьку, а на случай нестерпимой жажды в предбаннике стоял прохладный квас. Большую роль играли душистая мята и другие травы с ароматным запахом. Мяту добавляли в квас, мятой посыпали лавки. Благоухающие травы специально запаривали и поливали стены в бане. Веники использовались в основном берёзовые.

После того, как русская баня появилась практически в каждой стране, разные национальности стали вносить в ритуал её посещения свои изменения. К примеру, ислам сравнивает очищение в бане с чистыми, религиозными помыслами.

Сегодня никто не сможет достоверно утверждать, откуда русская баня берёт своё начало. Одни историки утверждают, что баня была завезена спартанцами, другие считают, что арабами. Но не менее вероятно, что именно восточные славяне придумали баню. А почему нет? Существует несколько исторических моментов, подтверждающих это утверждение. Первое - условия, при которых парились русские, не выдерживал никто, то есть у наших предков был свой «стиль». Второе - иностранцы описывали и расхваливали русские бани и стали строить такие же у себя родине. Кто знает, возможно, именно наши праотцы и являются основателями этого замечательного обряда.

На Руси баню мог поставить любой человек, имеющий для этого землю. В середине 17 века был даже выпущен специальный указ о том, на каком расстоянии от дома можно строить баню из соображений пожарной безопасности. В личных банях и мужчины и женщины мылись безо всякого стеснения вместе, а вот в общих банях было разделение на женскую и мужскую половины. В 1734 года поступил в действие запрет на вхождения женщин в мужскую половину бани, а мужчин – в женскую.

В 1733 году начали строить лечебные бани. В них категорически запрещалось проносить спиртные напитки. Чаще всего, такие бани возводились из брёвен. Искусство правильной постройки передавалось от отца к сыну и при этом люди не использовали никаких чертежей или рисунков. С особым вниманием наши предки подходили к выбору места для будущей бани. Для них выбор места для бани по важности был сопоставим с выбором места под церковь. В русской бане никогда не было комнат с различной температурой, как в римских термах, но в парилке всегда были установлены лавки на разной высоте. Чем выше расположена лавка, тем жарче.

При Петре I в Петербурге жил камер-юнкер Берхольц, который в своих дневниках описывал всю восхитительную прелесть русской бани и высокую степень сервиса в них. Русские женщины отлично знали, как сделать необходимую температуру, как «отбить» веником, и в какой момент необходимо окатить ледяной водой.

Пётр 1 очень любил русскую баню

Пётр I прожил часть своей жизни простым плотником, и у него, как и у любого русского человека была своя баня. Именно он организовал, впоследствии, лечебные курорты в России, основанные на банных процедурах. Побывав на множестве заграничных курортов, Пётр I распорядился отыскать такие же места с целебными водами в России. Так, были открыты «марциальные воды». Такое название они получили из-за красноватого оттенка воды, в честь бога войны – Марса. Пётр I всячески способствовал более широкому распространению русских бань по Европе. В Амстердаме и Париже были построены русские бани для солдат. А после победы над Наполеоном, русские бани были построены во всех европейских странах.

История русской бани начинает меняться с приходом Петра I. В те времена пришла мода на античность. Стали возводить бани по типу римских терм. Одну из таких копий соорудили в Большом Дворце в Царском Селе.

Русские бани пользовались огромной популярностью у многих известных личностей. Суворов в каждом городе, где были бани, устраивал для солдат «омывание». Сам генерал мог выдержать очень сильный жар, и после парилки выливал на себя около десяти вёдер ледяной воды. К нему часто заезжал попариться Денис Давыдов. Не менее частой гостьей была актриса и певица Сандуна. Следует заметить, что после приездов актрисы в её честь стали называть один из видов русской бани - «сандуновские бани». От остальных они отличались богатым буфетом с большим количеством различных напитков, вплоть до лёгкого шампанского.

В 1874 году в одном только Санкт-Петербурге располагалось около 312 общественных бань. Все они снабжались водой из Невы. Бани разделялись по классу обслуживания на «нумерные» и «торговые». Вход в торговую баню стоил от 50 копеек до 10 рублей. Это были приличные деньги, и позволить себе посещать такую баню это мог далеко не каждый. В «нумерных» банях цены на посещение были скромнее и делились они на 3 класса. Посещение 3 класса стоило всего 3-5 копеек.

Каждый хозяин старается сделать посещение бани максимально приятным как для души, так и для тела. Во все времена помещение бани украшали различными интерьерными атрибутами. Каждая баня была неповторимой по своему дизайну и температурному режиму. У каждой семьи всегда был свой рецепт лечения различных болезней.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.