Какой вид искусства самый сложный. Основные виды искусства

Введение 3

1.Понятие искусства 4

2. Виды искусства 5

3. Качественная характеристика видов искусств 6

4. Принципы классификации видов искусств 12

5. Взаимодействие искусств 16

Заключение 17

Список литературы 18

ВВЕДЕНИЕ

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Цель данной контрольной работы изучить все вопросы касающиеся видов искусства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    раскрыть понятие искусства

    рассмотреть понятие вид искусства

    ознакомиться с характеристикой видов искусства

    изучить принципы классификации видов искусства

    рассмотреть взаимодействие искусств

ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА

Искусство - одна из важнейших сфер культуры, причем в отличие от других сфер деятельности (род занятий, профессия, должность и т. д.) оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. Зачатки художественной деятельности отмечают еще в первобытном обществе задолго до появления науки, философии. И, несмотря на древность искусства, его незаменимую роль в жизни человека, длительную историю эстетики, проблема сущности и специфики искусства до сих пор остается во многом нерешенной. В чем же тайна искусства и почему трудно дать строго научное определение его? Дело, прежде всего в том, что искусство не поддается логической формализации, попытки выявить абстрактную сущность его всегда кончались или приблизительностью, или неудачей. 1

Можно выделить три разных значения этого слова, тесно связанных друг с другом, но отличающихся по своему объему и содержанию.

В самом широком смысле понятие «искусство» (и это, по-видимому, самое древнее его применение) означает всякоемастерство, искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» - искусство, мастерство.

Вторым, более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество относится к широкому кругу деятельности: создание полезных вещей, машин, сюда же следует отнести оформление и организацию общественного и личного быта, культуру повседневного поведения, общения людей и т. д. В наше время успешно функционирует творчество по законам красоты в различных сферах дизайна.

Особым видом социальной деятельности является собственнохудожественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности, - таков третий и самый узкий смысл слова «искусство». Он и станет предметом дальнейшего рассмотрения.

ВИДЫ ИСКУССТВА

Виды искусства - это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств и приемов. Таким образом виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств. Понятие « вид искусства» - основной структурный элемент системы художественной культуры.Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью пластических и колористических материалов. Литература включает все оттенки творчества, реализуемые в слове.Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах).Архитектура и декоративно-прикладное искусство- через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей - сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусств имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Виды искусства - это звенья единого общественного явления, каждый из них относится к искусству в целом, как частное к общему. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному. Между тем, само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира.

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВА

Архитектура - формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура - это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Художественный образ здесьсоздается неизобразительным способом. Он отображает определенные идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, связи с окружающим пейзажем, то есть при помощи специфически выразительных средств. Как сфера деятельности архитектура зародилась в глубокой древности.

Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписывают в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

Архитектура - и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств. Архитектурные произведения создаются на века. Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Ритм, соотношение объемов, линий - средства ее выразительности. 2

Прикладное искусство - это вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни, об эпохе, о миросозерцании народа. Эстетическое воздействие прикладного искусства ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Произведения прикладного искусства могут подниматься до вершин искусства.

Прикладное искусство национально по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности и быту.

Вершина прикладного искусства - ювелирное дело, сохраняющее свое самостоятельное значение и развивающееся и сегодня. Ювелир изготавливает изящные, искусно обработанные украшения и изделия прикладного искусства с использованием драгоценных металлов и камней.

Декоративное искусство - эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка и ограда, оконное стекло в витраже и светильник, вступающие в синтез с архитектурой. Декоративное искусство вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры. Декоративное искусство - искусство украшения, а не украшательства. Оно помогает созданию целостного архитектурного ансамбля. Оно запечатлевает стиль эпохи.

Живопись - изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим, воображением. художника; выделение элементарного и наиболее популярного эстетического чувства - чувства цвета в особую сферу и превращение его в одно из средств художественного освоения мира.

Живопись - это произведения, которые создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основным изобразительным средством является система цветовых сочетаний. Живопись разделяют на монументальную и станковую. Основными жанрами являются: пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра и т.д.

Графика основана на однотонном рисунке и использует в качестве основного изобразительного средства контурную линию: точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения она делится на станковую и прикладную печатную: гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д. 3

Скульптура - пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических, образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Скульптура воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах. Основными материалами являются: камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию делится на монументальную, станковую, скульптуру малых форм. По форме изображения различают: объемную трехмерную скульптуру, рельефно-выпуклые изображения на плоскости. Рельеф в свою очередь подразделяется на барельеф, горельеф, контррельеф. В основном все жанры скульптуры сложились в период античности. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы.

Литература - письменная форма искусства слова. Она при помощи слова создает реальное живое бытие. Литературные произведения делятся на три роди: эпос, лирика, драма. К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям относят стихотворные жанры: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др. В этих произведениях раскрытие сюжета идет через диалоги и монологи. Основным выразительным и изобразительным средством литературы является слово. Слово - выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Образность заложена в самой основе языка, который создается народом, вбирает в себя весь его опыт и становится формой мышления.

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Театр - особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера художника, композитора, актеров. Через актера воплощается замысел спектакля. Актер включает в действие и придает театральность всему, что находится на сцене. Декорации создают на сцене интерьер комнаты, пейзаж, вид городской улицы, но все это останется мертвой бутафорией, если актер не одухотворит вещи сценическим поведением. Актерское мастерство требует особого таланта - наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности (дикция, интонационное разнообразие, мимика, пластика, жест). В театре акт творчества (создание образа актером) протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него.

Музыка - искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Основа музыки - интонация. Структура музыки - ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразующую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы. Из этих знаков складывается музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Язык музыки - иерархия уровней: отдельных звуков, звукосочетаний, аккордов. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка - мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика

Хореография - искусство танца, эхо музыки.

Танец - мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна. Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда так или иначе эмоционально интонированы, выразительны и подчинены определенному ритму. Танец веками шлифовал и обобщал эти выразительные движения, и в результате возникла целая система собственно хореографических движений, свой художественно выразительный язык пластики человеческого тела. Танец национален, он в обобщенной форме выражает характер народа.

Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т.п.).

Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Цирк - это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии со сверхзадачей, по законам эксцентрики.

Фотоискусство - создание химико-техническими и оптическими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. Документальность - «золотое обеспечение» фото, запечатлевающего навечно факт жизни. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней, через передачу своеобразного «фотопленэра», то есть воздуха и рефлексов, отбрасываемых предметами, через умение выбрать момент съемки). Ныне фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного, голографического изображения мира, что расширяет ее информативно-изобразительные и художественно-выразительные возможности.

Кино - искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусства.

Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств.

Телевидение - средство массовой видеоинформации, способное передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия; новый вид искусства, обеспечивающий интимность, домашность восприятия, эффект присутствия зрителя (эффект «сиюминутности»), хроникалъность и документальность художественной информации.

По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино. На земле сейчас действуют тысячи передающих и ретранслирующих телестанций. Телепередачи осуществляются с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха, из космоса. У телевидения свои критерии талантливости. Деятель телеискусства должен соединять в себе качества актера, журналиста, режиссера, обаяние и эрудицию, легкость и естественность общения с людьми, мгновенность реакции, находчивость, остроумие, способность к импровизации и, наконец, гражданственность, публицистичность. К сожалению, не все выходящие в эфир обладают этими качествами.

Важная эстетическая особенность телевидения - передача «сиюминутного происшествия», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который течет именно сейчас и о котором только завтра смогут заговорить газеты и кинохроника, послезавтра - литература, театр, живопись.

Эстрада - равноправное взаимодействие литературы, музыки, балета, театра, цирка; массовое зрелище с усиленным занимательно-развлекательным началом, обращенное к «пестрой» аудитории. Эстрада производит столь специфическое эстетическое воздействие на зрителя, что можно говорить о рождении нового вида искусства из равноправного сосуществования ряда искусств.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВА

Проблема выделения видов искусства и выяснения их особенностей волновала человечество с давних пор. Первая классификация видов искусства, которую проводили Платон и Аристотель, не выходила за рамки изучения специфики отдельных видов искусства. Первую целостную классификацию предложил И. Кант, но не в практической, а в теоретической плоскости. Первую систему изложения взаимосвязи конкретных видов искусства дал Гегель в лекции «Система отдельных искусств», в фундамент которой он положил соотношение идеи и формы, создав классификацию видов искусств от скульптуры до поэзии. 4

В XX столетииФехнер классифицировал виды искусства с психологической точки зрения: с позиций практической пользы вида искусства. Так, он отнес к искусству и кулинарию, и парфюмерию, т.е. виды эстетической деятельности, которые, кроме эстетических ценностей, выполняют и иные практические функции. Приблизительно таких же взглядов придерживался иГ. Монро - насчитал около 400 видов искусств. В эпоху средневековья сходных взглядов придерживалсяФараби. Многовидность искусства складывалась исторически как отображение многосторонности реальной действительности и индивидуальных особенностей восприятия ее человеком. Следовательно, выделяя какой-либо вид искусства, мы имеем в виду форму искусства, которая сложилась исторически, ее основные функции и классификационные единицы.

Разделение искусства на виды обусловлено:

1) эстетическим богатством и многообразием действительности;

2) духовным богатством и многообразием эстетических потребностей художника;

3) богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.

Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими искусствами.

Каковы же принципы классификации искусств?

Прежде всего, среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография) и неизобразительные (музыки, архитектура, декоративно-прикладное искусство, хореография). Различие между ними состоит и том, что изобразительные искусства воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее), тогда как неизобразительные передают непосредственно внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения посредством формы, "непохожей" прямо на объект отображения. Различие это не является, конечно, абсолютным,. поскольку, во-первых, все виды искусства выражают отношение к каким-то сторонам жизни, так что термин выразительные искусства (так иногда называют неизобразительные виды художественного творчества), сложившийся исторически, не отличается точностью. И все же разграничение искусств на изобразительные и неизобразительные не только имеет основание, но и является определяющим в морфологии (классификации) искусств, ибо базируется оно на различии предмета отображения. Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека, неизобразительные - к результатам воздействия действительности на духовный мир личности (миросозерцанию людей, их чувствам, переживаниям и т. п.). Поэтому для первых основой является изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях. Основой же вторых является воплощение мыслей, чувств, настроения, а обрисовка предметов реальной действительности, если она имеется, носит, как правило, опосредованный характер.

Весьма существенно деление искусств на статические (пространственные) и динамические (временные). К первым относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно - прикладное искусство, художественная фотография; ко вторым - литература, музыка, танец. Пространственные искусства с огромной силой воспроизводят видимую красоту действительности, гармонию пространства, способны привлечь внимание к отдельным сторонам отраженного мира, к каждой детали самого произведения, что делает их незаменимыми в эстетическом воспитании, обучении красоте. Вместе с тем они бессильны непосредственно передать изменения жизни, ее течение. 5 Это с успехом делают временные искусства, способные воссоздать и ход событий (литература), и развитие чувств человека (музыка, хореография). Не все виды искусства можно "причислить" к тому или иному четко отграниченному типу. На основе синтеза простых искусств вырастают искусства синтетические. К их числу относятся театр, кино, телевидение. Они, как правило, сочетают в себе черты искусств изобразительных и неизобразительных, пространственных и временных, так что их иногда даже относят к особой группе пространственно-временных искусств. По характеру эстетического воздействия на человека, с учетом, конечно, особенностей содержания и образа, а в известной мере н материала, искусства делятся на зрительные и слуховые. Великий русский физиолог И. М. Сеченов отмечал, что зрительная память есть память прежде всего пространственная, тогда как память слуховая - память временная. Зрительные впечатления связаны поэтому по преимуществу с пространственными искусствами, слуховые - с временными. Искусства синтетические воспринимаются обычно и зрением и слухом.

По способу практического художественного освоения материала искусства можно разделить на виды, использующие природный материал - мрамор, гранит, дерево, металл, краски и т. п. (архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), звук (музыка), слово (прежде всего художественная литература), а также искусства, в которых в качестве "материала" выступает сам человек (театр, кино, телевидение, эстрада, цирк). Особое место здесь занимает слово, к использованию которого широко обращаются самые различные виды искусства. Как правило, оно обогащает их. Отметим также деление искусств на утилитарные (прикладные) и неутилитарные (изящные; иногда их называют еще чистыми). В произведениях утилитарных видов искусства (архитектура, декоративно прикладное искусство) в последние десятилетия наблюдается все более широкое утилитарное использование и некоторых видов изящных искусств (музыки на производстве и в медицине, живописи в медицине), органически сплетается их предназначенность для практических материальных целей и собственно эстетическая целенаправленность. Что же касается искусств изящных, то польза, приносимая ими обществу, определяется их идейно-эстетическим характером. И наконец, необходимо различать искусства первичные и вторичные (исполнительские). К последним относятся музыка, хореография, эстрада, театр, кино, телевизионное и радиоискусство, цирк. Их действие связано с посредником (исполнителем), который связывает первооснову произведения (пьесу, сценарий, партитуру, либретто и так далее) со слушателями и зрителями. Будучи активным истолкователем произведения, исполнитель каждый раз преобразует первичное произведение, дает ему свою интерпретацию, становится практически его соавтором.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ИСКУССТВ

Виды искусства тесно связаны друг с другом, взаимно воздействуют друг на друга. Связаны между собой даже такие, казалось бы, далекие друг от друга виды искусства, как кино и архитектура, музыка и живопись. Виды искусства оказывают непосредственное влияние друг на друга. Так, в тех нередких случаях, когда один вид искусства используется другим (например, музыка, живопись и т. д. в театре), он нередко существенно преобразуется: так, музыка в драматическом театре стала особым жанром, свою жанровую специфику приобрела и театральная живопись. Театральный синтез искусств включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления.

Еще в древности архитектура вступала во взаимодействие с монументальной скульптурой, живописью, мозаикой, иконой. В этом синтезе архитектура доминирует.

Декоративное искусство вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры.

Кино по своей природе синтетическое искусство: в кинообраз как его составляющие входят: литература (сценарий, текст песен); живопись (декорации в обычном фильме); театр (игра киноактеров, которая при принципиальных отличиях от работы актеров в театре тем не менее основывается на театральной традиции и опирается на нее).

ИСКУССТВО

И. в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетич. смысл, т. к. искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас эстетич. восхищения. Однако гл. отличительный художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т. е. в выработке специфического духовного содержания и в специфич. социальном функционировании.

Стремясь определить смысл существования И. как особой сферы деятельности, принципиально отличающейся от И. в широком смысле слова, теоретики на протяжении всей истории эстетич. мысли шли двумя путями: одни были убеждены, что «тайна» И. состоит в какой-то одной его способности, одном призвании и назначении - либо в познании реального мира, либо в созидании мира вымышленного, идеального, либо в выражении внутр. мира художника, либо в организации общения людей, либо в самоцельной, чисто игровой активности; др. учёные, обнаруживая, что каждое из подобных определений абсолютизирует какие-то одни присущие И. качества, но игнорирует иные, утверждали именно многомерность, разносторонность И. и пытались описать его как набор различных качеств и функций. Но при этом неизбежно утрачивалась И., и представало в виде суммы разнородных свойств и функций, способ объединения которых в , качественно своеобразное оставался непонятным.

Марксистско-ленинская эстетика рассмат-ривает И. как одну из осн. форм духовного освоения действительности. Опираясь на познават. способности обществ. человека, И. стоит в ряду с такими формами обществ. сознания, как наука, хотя оно и различается с ней по своему предмету, по форме отражения и духовному освоению действительности, по своей социальной функции. Общее и в научном, и в художеств. сознании – способность объективно отражать мир, познавать действительность в ее сущности. В этом И. противоположно религии (хотя они на определ. стадиях историч. развития были тесно связаны), поскольку религ. сознание отражает реальность превратно и неспособно проникнуть в объективную сущность вещей.

В отличие от науки, теоретически осваивающей мир, И. осваивает действительность эстетически, охватывая мир целостно, во всем богатстве живых проявлений сущности, во всей чувств. яркости единичного, неповторимого. Но, вместе с тем, оно в лучших своих произведениях есть , раскрытие истины, глубокое проникновение в сущность обществ. жизни. Эстетич. отношения человека к миру проявляются в обществе в самых разных формах и, в частности, во всякой предметной деятельности, в к-рой более или менее свободно выявляется творч. характер труда. Этим, в частности, объясняется наличие художеств. элемента в тех или иных продуктах материального произ-ва. Однако И. исторически формируется как особая, специфич. область духовного произ-ва, призванная осваивать действительность эстетически: в нем обобщаются, выявляются и развиваются эстетич. отношения общества к реальному миру.

Художеств. сознание не имеет целью давать какие бы то ни было специальные знания, его познават. не связана с какими-либо частными отраслями материально-производств. или обществ. практики и не имеет целью выделять в явлениях какую-то особую цепь закономерностей, напр. физич., технологич. или, с др. стороны, специально экономич., психологич. и т.д. Предметом И. является "все, что есть интересного для человека в жизни" (Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 91), оно осваивает мир во всем богатстве его проявлений, поскольку они оказываются объектом практически-конкретного интереса людей. Отсюда – целостный и всесторонний характер художеств. сознания, способствующий индивиду в осознании своей "родовой сущности" (Маркс), в развитии его социального самосознания как члена общества, определ. класса. И. призвано расширять и обогащать практически-духовный опыт человека, оно раздвигает границы "непосредственного опыта" индивидов, являясь мощным орудием формирования человеч. личности. Специфич. социальная функция И. состоит в том, что оно, являясь формой осознания действительности, конденсирует в себе бесконечное многообразие накопленного человечеством духовного опыта, взятого не в его всеобщих и конечных результатах, но в самом процессе живых взаимоотношений обществ. человека с миром. В произведении И. овеществлен не только итог познания, но и его путь, сложный и гибкий процесс осмысливания и эстетич. обработки предметного мира. В этом – важнейшая отличит. особенность "художественного... освоения...мира" (см. К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Поскольку в И. мир предстает освоенным, осмысленным, эстетически обработанным, картина действительности в большом, подлинно классич. произведении И. обладает упорядоченностью, стройной логикой, красотой, даже если идет о воспроизведении низменных или уродливых явлений жизни. Эта не вносится в предметный мир произволом субъекта, но раскрывается художником в процессе духовного освоения действительности (человек творит "по законам красоты" – см. К. Маркс , Из ранних произв., 1956, с. 566). Воспринимая произведение И., человек как бы заново совершает творч. освоения предмета, делается сопричастным закрепленному в И. практически-духовному опыту, что вызывает особое чувство радости духовного обладания миром, эстетич. , без к-рого немыслимо ни создание, ни восприятие художеств. произведения.

Длительную историю имеет и осознание обществ. роли И. Понимание И. как средства социального воспитания намечается уже в античности (Платон , Аристотель) и в классич. эстетике Востока (напр., в Китае – Конфуций). Согласно мыслителям древности, И. обладает способностью настраивать определ. образом психику человека, делать его полноценным членом гражданского общества, полезным слугой гос-ва. Ср.-век. философия толковала эту роль в превратно-теологич. смысле; Ренессанс противопоставил ей идею о значении И. в свободном и всестороннем развитии личности (Кампанелла). Просветительская эстетика отчетливо вскрыла значение художеств. сознания в практич. социальной борьбе, подчеркнув нравственно-воспитательную (Шефтсбери) и общественно-мобилизующую функцию И. (Дидро). Важнейшую роль для понимания И. как активной обществ. силы в борьбе за освобождение человека сыграли представители нем. классич. эстетики (Гёте, Шиллер, Гегель), к-рые понимали И. как " свободы". Однако эта проблема была поставлена ею идеалистически, что приводило к противопоставлению "скованной жизни" свободному иск-ву (Кант). На противоречия нем. идеализма указали рус. революц. демократы, видевшие в И. "учебник жизни" и усматривавшие его функцию в "приговоре" ее явлениям (Чернышевский).

Марксизм-ленинизм поставил о воспитат. роли И. на историч. почву. Будучи орудием осознания действительности, И. является активной силой обществ. самосознания, в классовом обществе – классового. Познание мира в И. неразрывно связано с его эстетич. оценкой, к-рая, будучи по своей природе социальной, необходимо включает в себя всю систему воззрений обществ. человека; художеств. произведение способно органически выражать в своем эстетич. содержании филос. нравств., обществ. и политич. идеи. И. передовое, отвечающее поступат. развитию человечества, играет прогрессивную роль в духовном развитии людей, в их всестороннем идейном и эмоцион. росте. Мера свободы в осуществлении этой его воспитат. роли определяется конкретными социальными условиями. Эксплуатация человека человеком неизбежно приводит к одностороннему, а иногда и уродливому проявлению идейно-воспитат. функции И. Только социалистич. обеспечивает И. возможность свободно формировать каждого члена общества во всем богатстве его жизненных отношений и субъективных способностей.

Синкретичный и преимущественно ритуально-магический характер “произведений” первобытного искусства эпохи позднего палеолита (30-20 тыс. лет до н. э.), несмотря на непроявленность собственно эстетических начал, тем не менее позволяет отнести их к фактам искусства. Древние скульптуры, фигурки животных и людей, рисунки на глине, наскальные “фрески” отличаются живостью, непосредственностью и достоверностью изображения, свидетельствуют о знании и владении языком и средствами условного отражения на плоскости, умении работать с объемами. Определение первобытного искусства как “реалистического”, “натуралистического” или “импрессионистического” по сути фиксирует “кровнородственную” связь между далеким первоначальным и последующими этапами развития искусства, его современными формами и типологическими характеристиками.

Разнообразные трактовки понятия искусства отражают различные аспекты его общественной природы и видовой специфики. Так, античная эстетика делала упор на миметическом, “подражательном” моменте, подчеркивая познавательное значение и нравственную ценность искусства. В Средние века искусство рассматривается как способ и средство приобщения к “бесконечному”, “божественному” началу: в нем видят носителя, пусть и несовершенного, образа духовной, “бестелесной” красоты. Эпоха Возрождения возвращает и развивает античное об искусстве как “зеркале”, “подражании прекрасной природе”, присоединяясь скорее к Аристотелю, чем к Платону. Немецкая классическая эстетика (Кант , Шиллер, Гегель и др.) рассматривает искусство как “целесообразную деятельность без цели”, “царство видимости”, “игру творческих сил”, проявление и выражение бытия “Абсолютного Духа”, вносит существенные коррективы в понимание взаимоотношений искусства с эмпирической реальностью, наукой, моралью и религией. Русская эстетика реализма настаивает на идее органической связи искусства с действительностью, считая его главным предметом “все, что есть интересного для человека в жизни” (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1947, с. 91). Современная “постмодернистская эстетика”, подвергая сомнению и отрицанию традиции и ценности “старой”, гуманистической культуры, пытается в духе “нового мимесиса” (Ж. Деррида) перетолковать взаимоотношения произведений искусства с тем, что лежит за краями “текста” и классифицируется как “реальность”.

Выявление отношений искусства и действительности не исчерпывает проблему определения его сущности. Конкретновсеобщая природа искусства охватывается и раскрывается целым рядом подходов, предполагающих и дополняющих друг друга; среди них принято выделять теоретико-познавательный (эпистемологический), ценностный (аксиологический), эстетико-социологический (функциональный). Рассматривая искусство в эпистемологическом плане, на что делал упор Платон, или в рамках осуществляемой им функции, с чего начал свой анализ греческой трагедии Аристотель, теоретик так или иначе определяет и ценностное значение художественного познания и деятельности. В свою очередь ценностный подход не может пренебречь социологической характеристикой сущности и функции искусства. Для понимания специфики искусства особое значение имеют теоретико-познавательный и ценностный аспекты, а место и роль искусства в общественной жизни адекватно схватывается и выявляется посредством эстетико-социологического анализа. Кант, проанализировав “суждения вкуса”, убедительно показал самостоятельность (хотя и относительную) гносеологического аспекта. Вопрос о социальной сущности искусства возникает лишь в рамках обсуждения его коммуникативных возможностей и функции. Ведь искусство в собственном смысле слова само формирует публику, понимающую его и способную наслаждаться красотой.

Исторически искусство возникает тогда, когда человек выходит за пределы удовлетворения своих непосредственных физических потребностей, практически-утилитарных интересов и целей и получает возможность творить универсально, свободно, производя вещи и предметы, доставляющие ему наслаждение самим процессом деятельности. Возникновение и искусства связано с удовлетворением потребности, сначала предощущаемой, а затем и осознанной, в производстве и воспроизводстве собственно человеческого характера своей жизнедеятельности, а самого себя как существа всеобщего и универсального. Искусство выявляет, обнажает и представляет иллюзорно, в “видимости” то, что скрытно - как , цель и образ действия - заключено в предметно-общественном содержании человеческой деятельности, что является объективным источником активности индивида. При этом потенциальную возможность универсального развития общественного индивида искусство утверждает явочным порядком - как реальную возможность и актуальную силу, не упуская из виду, что реализуется она в условиях господства “царства необходимости”.

Искусство, по самой своей природе опережающее нормы и представления своего времени, в определенном смысле способно задавать цель. В мире художественного воображения человек как бы парит над необходимостями, не укладываясь в рамки обязательного соответствия “сущему”. В этом смысле искусство создает “возможное “динамическое” бытие” (Аристотель), мир “целесообразности вне всякой цели” (Кант). Внешние обстоятельства не обладают абсолютной властью над внутренними нормами человеческого отношения к действительности, которые искусство вырабатывает “идеально”. Поэтому художественное произведение является проекцией духовного устремления, поиска чувств, фантазии желаний, ибо рождается из потребности человека преобразовывать свое чувственное отношение к действительности, поставляющей этой потребности весь необходимый материал. Искусство не отворачивается брезгливо от полноты проявлений жизни (и в этом смысле для него нет ничего “запретного”), но в то же время не требует, как заметил Л. Фейербах, признания своих произведений за действительность. Сила искусства проявляется в известной его свободе от фактологической стороны жизни. Именно эту его особенность имели в виду Гегель, представлявший историю искусства как воплощенное в образах “самодвижение” эстетического идеала, и Белинский, усмотревший в “тоске по идеалу” свойственную именно искусству иллюзорную форму выражения насущных потребностей общественного человека. Идеал как должное и возможная реальность получает в искусстве свое предметно-истинное воплощение и оправдание. Отражая и выражая действительность с позиций высших потребностей развивающегося человека, искусство показывает, как настоящее входит в будущее, что в настоящем принадлежит будущему

В принципе искусство создается личностью и обращается к личности. Ни одна область творческой деятельности человека не может соперничать с ним в полноте отражения всего многообразия человеческих ощущений. Это относится и к художнику, автору произведения, в котором он “самовыражается”, часто поверяя читателю, зрителю самые сокровенные тайны своего сердца, разума, души (ср. слова Флобера о героине его романа: “Эмма - это я”). Беспрецедентны возможности искусства в раскрытии мотивов человеческого поведения, поступка, переживания. Снимая уже известные, фиксированные значения фактов, явлений, событий, художник обнажает и воспроизводит их внутренний смысл в индивидуально-неповторимом облике и форме, чем существенно и очевидно отличается от ученого-теоретика (подробнее см.: ЛеонтъевА. Н. Проблемы развития психики. М., 1965, с. 286-290). Будучи актом творческим и пристрастным, искусство рассчитывает на адекватную ответную реакцию. В процессе восприятия произведения искусства, как правило, акта глубоко индивидуального, неповторимо личного, проявляется полнота универсальной, всеобщей природы читателя, зрителя, слушателя. Всевозможные отклонения, обусловленные разницей в уровне развития вкуса, воображения, общей и эмоциональной культуры реципиентов, не отменяют данной нормы подлинно художественного восприятия.

“Воображаемое бытие”, “возможная реальность” искусства не менее (часто - более) действительны, чем послуживший исходным пунктом созерцания и представления объективно существующий мир; и по форме - это образ целого в “облике” художественного представления, где обобщение строится посредством перехода от одной конкретности к другой, причем так, что образотворчество с необходимостью выступает как смыслотворчество (см. Образ художественный . Типическое). Итак, посредством искусства - особого вида духовно-практического освоения действительности - происходит формирование и развитие способности общественного человека творчески воспринимать и преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от других сфер и форм общественного сознания и деятельности (наука , мораль, религия , политика) искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность - восприятие, познание реальной действительности в развитых формах человеческой чувственности, т. е. с помощью специфически человеческой способности чувственного (“эстетического”, наглядно-выразительного) восприятия явления, предметов и событий объективного мира как “живого конкретного целого”, воплощаемого в произведениях искусства посредством творческого, “продуктивного”, воображения. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, его воздействия на жизнь и человека поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого смысла претензию искусства на какую-то исключительность, кроме той, что диктуется его видовой сущностью. С другой, - оказывая преобразующее воздействие на многие общественные сферы и институты, искусство сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность. Исторически искусство развивается как некая система конкретных видов. Это - литература, музыка, архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и т. д. Их многообразие и различия фиксируются и классифицируются по критериям, выработанным эстетической теорией и искусствознанием: по способу отражения действительности (гносеологический критерий) - изобразительные, выразительные; по способу бытия художественного образа (онтологический критерий) - пространственные, временные, пространственно-временные; по способу восприятия(психологический критерий) - слуховые, зрительные и зрительно-слуховые. Однако это относительно. Произведение по преимуществу “изобразительное” является одновременно и “выразительным” (напр., живописный портрет или пейзаж, актерское искусство и т. д.), а “выразительное” включает в себя и “изобразительный” элемент (как, напр., “Картинки с выставки” М. Мусоргского, танец или архитектурный образ). Классификация, строящаяся по принципу доминирующего признака, не учитывает того, что каждый вид искусства использует и представляет (в разной пропорции) все формы и средства художественного “языка” - изобразительность, выразительность, символизацию, временные и пространственные характеристики. Особое место в этой системе видов искусства занимает литература, как наиболее “синтетичная” форма художественной образности. Виды искусства - система динамично развивающаяся: в ту или иную эпоху какой-то из видов превалирует, становится господствующим (эпос и трагедия - в Древней Греции, архитектура и иконопись - в Средние века, кинематограф и телевидение - в 20 в.). С развитием науки и техники, совершенствованием коммуникационных средств возникают новые виды искусства; так, в нач. 20 в. появляется кино, а в конце его - художественная фотография, использующая принцип “коллажа” (техники, разработанной еще Браком и Пикассо) и претендующая на статус нового визуального искусства.

Вопрос “что такое искусство?” приобретает актуальность и остроту с появлением постмодернизма, который ставит под многие “старые”, классические представления, в т. ч. об эстетическом, о художественном, а стало быть, и об искусстве. Для постмодернистов они сохраняют свое значение лишь в качестве “транскультурных, трансвременных ценностей”. Подвергаются ревизии античные представления о реализм. Отстаивается идея приоритета т. н. осязаемых, а не иллюзионистских объектов, представляющих собой , оригинальное средство взаимодействия между художественной экспрессией и опытом повседневной жизни. Соответствующую этому принципу “постмодернистскую” художественную практику рассматривают (точнее - выдают) за новый и непредсказуемый по своему значению шаг в сближении искусства и жизни, якобы сливающихся в “единовременное переживание”. Такой подход к искусству вполне созвучен и адекватен модернистскому отказу от целостной картины мира, в действительности дискретного и незавершенного. Однако столь решительный разрыв с прошлым, классическим наследием вряд ли окажется могущественнее духовно-практической силы самого искусства, продолжающего поражать и давать наслаждение все новым поколениям людей.


Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства - звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности - роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы - драма, эпос и лирика и многочисленные жанры - трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки - опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца - вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили - готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, - посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.


Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств - оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

Дизайн – это проектировочная деятельность, направленная на улучшение жизнедеятельности каждого человека, путем создания конструктивного эргономического образа целостной, эстетической среды и предметов, составляющих часть этой среды. Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

ВИДЫ ИСКУССТВА реальные формы худож.-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения худож. содержания (словесным для лит-ры, звуковым для музыки, объемно-пластическим для скульптуры и т. д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие, внутренние содержательные различия, что и обусловливает в конечном счете необходимость своеобразных в каждом В. и. средств материализации его особенного содержания. О специфическом характере худож. информации, заключенной в каждом из В. и., свидетельствует тот факт, что содержание произв. одного В. и. не может быть адекватно передано на языке др. В. и. Будучи наукой о наиболее общих законах худож. освоения человеком мира, в плане изучения В. и. призвана исследовать законы, действующие во всех В. и., одновременно показывая, как преломляются они в каждом из них. Начиная с XVIII в. эстетическая мысль бьется над постижением тех принципов, к-рые обусловливают видовое членение худож.-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть иск-во как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор еще не может считаться решенной. Не определены до конца даже морфологические критерии, к-рые позволили бы, с одной стороны, отличать В. и. от разновидностей того или иного вида, от родов и жанров иск-ва (напр., живописи от монументальной росписи), а с др.- обосновать правомерность таких эстетических понятий, как семейства, классы иск-в, фиксирующих объединение В. и. в более или менее широкие группы. В ходе развития мировой худож. культуры система В. и. претерпевала постоянные изменения, выражавшиеся в дифференциации древн. синкретических иск-в и в образовании синтетических искусств, в рождении новых В. и. под влиянием научно-технического прогресса, в неравномерном развитии различных В. и. Абсолютизация того или иного исторически конкретного типа взаимоотношений В. и. приводила в домарксистской эстетике к тому, что то один, то др. В. и. объявлялся более «высоким» и более «совершенным», чем остальные. Рассмотреть проблему историке-диалектически впервые попытался Гегель. Однако и он не сумел преодолеть метафизико-иерархическую концепцию соотношения В. и. Влияние этой концепции сказывается и поныне (напр., в представлении, будто лит-ра обладает более широким, емким и богатым содержанием, нежели др. В. и.). По мере выявления качественного своеобразия содержания каждого В. и. совр. марксистская эстетическая теория приходит к признанию их принципиальной равноценности и равной необходимости в социалистической худож- культуре, призванной преодолеть неизбежное в прошлом неравномерное, развитие В. и.

Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Смотреть что такое "ВИДЫ ИСКУССТВА" в других словарях:

    ВИДЫ ИСКУССТВА - определенные способы художественного воплощения жизненного содержания в произведениях искусства, характеризующиеся специфическими изобразительно выразительными средствами и приемами. Многообразие мира не может быть раскрыто средствами одного вида … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Виды искусства - Имена существительные АРХИТЕКТУ/РА, градострои/тельство, зо/дчество. Искусство проектирования и строительства зданий, городской застройки. КИНО/, кинемато/граф, кинематогра/фия, киноиску/сство, экра/н, устар. синема/, устар.… … Словарь синонимов русского языка

    неязыковые виды искусства - Музыка, живопись, графика, скульптура, танец и др … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Искусства пластические - также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… … Художественная энциклопедия

    Искусства пластические - также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. Искусство), произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный … Большая советская энциклопедия

    Виды спорта - Основная статья: Вид спорта Вид спорта совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п. Содержание 1 Игровые виды спорта 1.1 … Википедия

    Виды восприятия - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Основные виды и свойства восприятия Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять… … Википедия

    ВИДЫ ПОЗНАНИЯ - это специфические формы получения новых знаний.Различают следующие виды познания: 1) обыденное познание – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное… … Философия науки и техники: тематический словарь

    пластические искусства - виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называются также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства… … Энциклопедический словарь

    Пространственные искусства - условное наименование искусств пластических, то есть видов искусства, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются во времени, в отличие от временных (литература, музыка) и пространственно временных (все… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Искусство. Виды искусства. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС , Данилова Галина Ивановна. Учебник продолжает авторскую линию Г. И. Даниловой по искусству. Он знакомит с различными видами искусства и их взаимодействием. Содержит большой иллюстративный материал, который даёт…

Каждый человек понимает значение искусства по-разному: одни возвышают и превозносят, другие извергают в пучину эмоций. Без произведений искусства человек может обходиться в повседневной жизни, но эмоциональный голод нуждается в познании настоящего искусства, которое даёт ощущение счастья, радости и душевного спокойствия. Оно способно перенести человека в мир мечты и фантазий, которые каждый выражает в различных видах искусства. Ниже мы их рассмотрим.

Пластические или пространственные виды искусства

Изобразительное искусство

Этот вид творчества имеет целью воспроизведение окружающего мира и ощущение его визуально. Ради этого вида искусства многие художники бросали спокойную, сытую жизнь и сгорали на алтаре искусства. Работы мастеров становились причинами политических столкновений и воин. Коллекционеры готовы были навлечь на себя проклятие. Вот на что готовы люди ради искусства.

  • Живопись . Искусство изображать действительность красками. Она представляет собой предметы, изображённые разноцветной палитрой на поверхности. Художник может выражать свой внутренний мир и эмоции на холсте, мольберте и картоне. Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, монументальный, миниатюрный.
  • . Искусство изображать предметы штрихами и линиями. С одной стороны, этим могут заниматься и взрослые, и дети, имея только лист бумаги, краски, карандаши. Но не всё так просто, и ошибаются те, кто считает, что графика общедоступна. Это сложный вид, которому нужно обучаться при желании стать мастерами этого дела. Художник наносит штрихи, линии и пятна на плоскости (дерево, металл, сооружения, картон и так далее), используя одну - две цветовые гаммы (в некоторых случаях, можно воспользоваться и большим количеством). Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, компьютерный, журнальный и газетный, книжный, прикладной и промышленный.
  • Скульптура . Художник выражает свои произведения из твёрдых и пластичных материалов, имеющих объёмную форму. Запечатлённые произведения в материалах способны передать жизненный облик предметов творения. Этот вид подразделяется на несколько видов: скульптура малых форм, монументальный, станковый, мелкая пластика и монументально - декоративный.

Конструктивное искусство

Мастер выражает своё творчество в воспроизведении художественных построек, организующих пространственно-предметную окружающую нас среду , при этом ничего не изображая. Подразделяется на два жанра:

  • . Основывается на жизни, взглядах и идеологии общества и легко приспосабливается к перемене стиля в различные исторические периоды жизни. Этот жанр подразделяется на несколько видов: градостроительство, ландшафтная и архитектура объёмных сооружений.
  • Дизайн . Это эстетический символ современного мира. Создавая шедевры, проектировщик закрепляет своим творчеством стиль эпохи. Он подразделяется на несколько жанров: выставочный, предметный, ландшафтный, дизайн интерьера, одежды и книг.

Декоративно-прикладное творчество

Творческие произведения данного искусства имеют практическое употребление в повседневной жизни . Основой этого искусства являются различные отрасли творческой деятельности, направленные на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Подразделяется на несколько видов:

  • керамика;
  • ковка;
  • стекло;
  • гобелен;
  • глиняная игрушка;
  • шитьё;
  • аппликация;
  • стеганые изделия;
  • художественная обработка кожи;
  • ткачество;
  • витраж и многое другое.

Временные виды искусства

Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания - военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:

  • вокальный;
  • инструментальный.

Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:

  • фольклор;
  • проза;
  • поэзия.

Пространственно-временные виды искусства

Это совокупность нескольких видов искусства, таких как литература, хореография, музыка, поэзия и так далее. Театр имеет свои виды и взгляды на отображение действительности и выполняет это с помощью драматических действий . Это искусство коллективное, выражающее свои идеи с помощью актёров, режиссеров, сценаристов, постановщиков, композиторов, костюмеров и гримёров. Состоит из нескольких видов, таких как драматический театр, кукольный, оперный, балетный и пантомимный.

Вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении в сопровождении звука. Существует несколько видов этого искусства - это игровое кино, документальное и короткометражное.

Выражение эмоций и внутренних переживаний с помощью телодвижений, выстраиваемых в определённое произведение, в сопровождении музыки. Люди имеют возможность выразить свои чувства, темы, идеи при содействии пантомимы, декорации и костюма. Имеет свои направления и стили: бальный танец, исторический, ритуальный, народный, акробатический, эстрадный и клубный.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.